Досифей, архиепископ Телавский (Пицхелаури) В 1791 году пострижен в монашество в Грузии. В 1795 году возведен в сан архимандрита. С 1801 года управлял знаменитым Квабтохевским Успенским монастырем в Грузии, а с 1806 года – Шио-Мгвимским. В 1808 году командирован в Санкт-Петербург для участия в комиссии по устройству духовного управления в Грузии. В 1811 году оставлен на жительство в Александро-Невской лавре. 30 января 1812 года хиротонисан во епископа Горийского, викария Грузинского, но оставлен в Санкт-Петербурге для присутствия в Святейшем Синоде при обсуждении дел Грузинского экзархата. 30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа Телавского. Будучи присутствующим в Святейшем Синоде, архиепископ Досифей разработал обширный проект устройства духовного управления в Грузии и Имеретии. Этот проект был принят и утвержден. В Грузии преосвященный занимался миссионерской деятельностью. Труды архиепископа – просветителя увенчались успехом. Несколько тысяч осетин приняли крещение. Были получены ассигнования на постройку церквей и отобраны в казну населенные княжеские имения. Но нашлись недовольные деятельностью архиепископа и донесли на него. Поэтому 14 мая 1817 года он был уволен от всех занимаемых должностей и вызван в Москву, где проживал в Высокопетровском монастыре. В 1829 году уехал в Тифлис. Скончался 19 ноября 1830 года в Тифлисе. Литература: Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. – СПб., 1894. – С. 88–101. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 209. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1399. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 209. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 83, 85. Исторический вестник. – 1895, февраль. – С. 641. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 9. – С. 45, 46. Русский биографический словарь: в 2 5 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 606–607. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Купань. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Село Купань или Хупань, как оно называется во всех старинных актах, находится в 12 верстах от уездного города и в 135 от губернского. Село Хупань с деревнями в 1518 г. приложено было в Троице-Сергиев монастырь… В 1764 г. с упразднением монастырских вотчин село Хупань стало казенным. Церковь в нем существует издревле: в сотной выписи 1563 г. сказано, что здесь церковь во имя Иоанна Богослова, а в писцовых книгах 1593 г. сказано: «церковь Иван Богослов, а в церкви деисус и двери царские, образы местные, ризы и книги, клепало железное - строение приходских людей». По писцовым книгам 1628 – 29 гг. в селе Хупани значится деревянная церковь того же наименования, но уже построенная на монастырские средства. Церковь того же наименования значится и в переписных книгах 1678 г. Деревянная церковь в честь Иоанна Богослова была в Купани и в конце прошлого столетия. До 1782 г. при ней была другая деревянная церковь во имя св. и вмц. Варвары, как это видно из сохранившейся храмозданной грамоты епископа Переславского Феофилакта. Предполагалось вместо этой обветшавшей уже церкви построить новую, но постройка почему-то не состоялась. Вместо деревянной церкви в 1814 г. усердием прихожан устроен каменный двухэтажный храм, существующий в настоящее время. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже - в честь св. апост. Иоанна Богослова, в нижнем - в честь св. вмц. Варвары. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особо чтима прихожанами икона св. вмц. Варвары; по преданию, эта икона явилась у колодца, где ныне устроена часовня. Церковные документы хранятся в целостности: копии с метрических книг с 1795 г., исповедные росписи с 1825 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от земли пахотной и сенокосной 100 руб.; от служб и треб 370 руб.; от хлебного сбора 40 руб., а всего 410 руб. в год. Дом у священника церковный. Земли при церкви: усадебной 1652 кв. саж., сенокосной 7 десятин 1174 саж., пахотной 33 десятины 563 саж, неудобной 563 саж.; план на эту землю и межевая книга имеются. Приход состоит из села и дер. Хмельников, в коих по клировым ведомостям числится 351 душа муж. пола и 384 жен., все православные. В селе Купани имеется церковно-приходская школа. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09731

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛЛОВИЧ [польск. Angeowicz] Антоний (14.04.1756, Гринёв близ Львова, Польша - 9.08.1814, Львов), митр. Львовской (Галицийской) греко-католич. митрополии (с 1808). Окончил иезуитскую коллегию во Львове и греко-католич. семинарию в Вене. В 1780 г. получил степень д-ра теологии в Венском ун-те. В 1783 г. принял духовный сан. Позже активно участвовал в создании греко-католич. Главной семинарии во Львове и в 1793 г. был избран ее первым ректором. В 1794 г. возглавил кафедру догматики во Львовском ун-те. В 1796 г. был избран ректором Львовского ун-та. В 1795-1807 гг. занимал кафедру греко-католич. еп-ства в Перемышле (до 1813). В 1805 г. стал митрополитом Львовским и Холмским греко-католич. Церкви, сохранив за собой пост администратора Перемышльского еп-ства. После разделов Речи Посполитой, когда территория греко-католич. еп-ств оказалась поделена между Россией и Австрией, А. выступил за создание в Галиции автокефальной митрополии, независимой от Киевского греко-католич. митрополита. В 1808 г. А. при поддержке австр. императора получил кафедру вновь образованной Львовской (Галицийской) греко-католич. митрополии, объединившей греко-католич. еп-ства в Австрийской империи. По отношению к польск. национальному вопросу А. занимал проавстр. позицию, хотя пастырские послания читал по-польски (известны от 1796, 1799, 1805 и 1813). Стремясь получить поддержку австр. правительства, во время войны с Францией обнародовал в 1805 г. пастырское послание, призывавшее прихожан к верности Австрии, анонимно издал неск. брошюр политического характера, в т. ч. об отношениях Австрии с наполеоновской Францией. После вступления в 1809 г. войск Герцогства Варшавского во Львов пытался бежать в Австрию, но был схвачен и выдан польск. властям. После заключения мирного договора в Шёнбрунне (14 окт. 1809) А. вынужден был изменить территориальную структуру Львовской митрополии, округа Тернополь и Чортков были временно (до 1815) переданы России. Свои епископские регалии на сумму 30 тыс. флоринов завещал митрополии, а собранную им б-ку, насчитывавшую ок. 8 тыс. томов, оставил капитулу. Похоронен на городском кладбище, но место его могилы уже в 1863 г. было неизвестно. Лит.: W ü rzbach C. von. Biographisches Lexikon des Kaisertums Österreich. W., 1856. Bd. 1. S. 39-40; Pe esz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom. W., 1881. Bd. 2. S. 874-899; Karalevskyj C. Anhélovy//DHGE. T. 3. Col. 264-270; Блажейовский Д. Iepapxiя Киïвськоï Церкви. Льbib, 1996. С. 274-275, 304, 311. Е. А. Верниковская, Л. И. Сальникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Груз. , ] († 1735), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 18 июля). Сведения о нем сохранились в соч. «Мерное слово» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). По его данным, К.- сын мцигнобартухуцеси (главного везира), иеромонах из пуст. Гареджи , был родом из Кахети. Антоний I встречался с К., когда тот гостил у его матери. Католикос-патриарх характеризовал его как человека праведного и грамотного, «от безбожных варваров» за Христа убиенного. Антоний I также указал, что видел метафрастическое сочинение К., посвященное мученичеству царицы вмц. Кетеван ,- «Восхваление царицы Кетеван» (не сохр.) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 278-279). По сведениям историка XIX в. П. И. Иоселиани , основывавшегося на нарративных и неизвестных на данный момент письменных источниках и подтвердившего в т. ч. сведения Антония I, К., «возвратившись в Кахети, был убит лезгинами», совершавшими набеги на монашеские поселения с целью грабежа. В календаре ГПЦ годом кончины К. ошибочно назван 1630-й. Ист.: Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 278-279, 356 (на груз. яз.). Лит.: Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 309; Кавтария М. Литературная школа Давидгареджи. Тбилиси, 1965. С. 71 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 496; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 115-116. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/2458779.html

C 1-й трети XVII в. до 1764 г. мон-рем управляли игумены, по штатам 1764 г.- строитель. С 1775 г. священноархимандритами обители являлись митрополиты Московские; управляющие или настоятели мон-ря имели в основном сан игумена (за личные заслуги некоторые из них возводились в сан архимандрита), одновременно (до 1814) являясь префектами Перервинской семинарии. Первым известным настоятелем П. Н. м. был игум. Александр, упомянутый в 1632 г. В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Н. м. длительное время управляли игумены Симон (не позднее 1684-1705), Корнилий (1705-1721), Варлаам (1722-1735) и Виктор (1735 - 3 авг. 1746). Среди известных настоятелей обители: архим. (впосл. архиепископ) Ириней (Клементьевский ; 12 сент. 1776 - сент. 1782), игум. (впосл. епископ) Досифей (Ильин; дек. 1783 - 5 сент. 1787; в 1787-1789 наместник Троице-Сергиевой лавры, в 1789-1795 архимандрит Троице-Сергиевой пустыни близ С.-Петербурга, в 1795 архимандрит новгородского Антониева монастыря, в 1795-1798 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, в 1798-1817 епископ Орловский, в 1817-1827 управлял Чолнским в честь Рождества Христова муж. мон-рем близ Трубчевска), иером. (впосл. архимандрит) Агапит (Скворцов ; 24 марта 1788 - 20 дек. 1789), игум. (впосл. архиепископ) Лаврентий (Бакшевский ; 6 янв. 1806 - сент. 1815). Длительное время мон-рем управляли строитель (с 1837 игумен) Пармен (Соколов; 25 июня 1831 - 1 окт. 1848), игум. Константин (24 нояб. 1848 - 29 июля 1861), игум. Никодим (Руднев; 15 мая 1866-1882) и архим. Викентий (Тихомиров; кон. 1882 - 15 сент. 1907), игум. (с 1908 архимандрит) Иоанникий (Николаевский; 15 сент. 1907-1919). Преемниками архим. Иоанникия были игум. (впосл. архимандрит) Иларион (Хряпов; не позднее мая - июль 1920), архим. Антоний (Иванов; сент. 1920 - не ранее июня 1922), прмч. архим. Никанор (Морозкин; впервые упоминается как настоятель общины П. Н. м. 4 нояб. 1923). Численность братии всегда была небольшой: в 1623/24 г.- 3 чел., в 1766 г.- 14, в 1775 г.- 10, в 1818 г.-11, в 1829 г.- 13, в 1840 г.- 22, в 1859 г.- 20, в 1876 г.- 19, в 1909 г.- 19, в 1917 г.- 25, в 1919 г.- 15, в 1921 г.- 10, в 1928 г.- 3 чел.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Стратегий (упом. в 325); Силуан (упом. в 680 и 691/2); Иоанн (упом. в 787); Арсений (упом. в 879); Стефан (900-925; впосл. митрополит Фессалоникийский); Николай (упом. в 1027/28); Павел (упом. в 1054); неизвестный по имени (упом. в 1066); Василий (XI-XII вв.); Пентахфен (Пентактен, Пентакла или Пентаила) (1084-1111, по другим сведениям, упом. в 1100 или 1188); Михаил (упом. в 1136 и 1156/57); неизвестный по имени (упом. в 1168/69); Александр (упом. в 1170); Константин (упом. в 1172 и 1173); Василий (упом. в 1191 и 1197); Лев (упом. в 1209); неизвестный по имени (упом. в 1310 и 1313); Иаков (упом. в 1321 и 1331 как архиепископ Лемноса и Имброса); Григорий (упом. в 1351 и 1365); неизвестный по имени (упом. в 1380/81); неизвестный по имени (упом. в 1391-1392); неизвестный по имени (упом. в 1394-1395); Иосиф (упом. в 1425); Иаков (упом. в 1447 как архиепископ Лемноса и Имброса); Иоасаф (упом. в 1499 и 1500); Максим (нач. XVI в.); Пахомий (упом. в 1541); Неофит (упом. в 1564/65); Захария (не позднее 1572-1575, затем с перерывами занимал кафедру до 1598); Иоасаф (между 1575 и 1578); Анфим (упом. в 1591); Митрофан (упом. в 1593); Константин (упом. в 1604-1605 и 1610); Митрофан (упом. в 1606); Климент (1610-1616 или 1617-1621(?)); Каллист (1616); Герасим (упом. в 1632); Макарий (?-1637); Игнатий (1642-1644); Каллист (1644-?); Паисий (?-1653); Климент (1653-1654); Иоаким (1654, 1661); Парфений (1655-1661); Филофей (1661-?); Парфений (?-1697); Галактион (1697-1698); Иларион (1698-?); Иоанникий (1707-1733 (?)); Дионисий (сер. XVIII в.); Парфений (1746-1756); Иерофей (1756-1764); Иеремия (1764-1765(?)); Иоаким (1765(?)-1770); Захария (1771-1776); Каллиник (1777-1795); Феоклит (1795-1814); Макарий (Вамвурис; 1814-1824); Нектарий (1824-1836); Иероним (1836-1839); Даниил (Аридзанис; 1839-1853); Иоаким (Кехайяс; 1853-1888); Кирилл Византийский (1888-1890); Афанасий (Каполарис или Капуралис; 1890-1899); Диодор (Масхас; 1899-1905); Геннадий (Алексиадис; 1905-1912); Стефан (Даниилидис; 1912-1947); Василий (Атесис; 1949-1950); Дионисий (Харалампус; 1951-1959); Пантелеимон (Мертирис; 1960-1988); Иерофей (Гарифаллос; с 1988 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2463375.html

архиеп. Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани) епископ, бывший (с 30.06.1811) еп. Цылканский с 30.08.1814 † 5.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе) архиепископ, бывший архиеп. Руставский с 28.12.1818 † 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе) епископ, рукоположен с 5.04.1842 † 3.12.1851 Иоанн (Авалиани) епископ, рукоположен с 13.04.1852 † 6.04.1858 Гавриил (Кикодзе) епископ, рукоположен с 6.12.1858 по 2.06.1860 еп. Имеретинский; † 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; † 1.07.1871 Александр (Окропиридзе) епископ, бывший еп. Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 еп. Гурийско-Мингрельский; † 9.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 1.03.1886 по 6.06.1898 еп. Имеретинский; † 4.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 еп. Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 87 Возобновлена 12 июня 1885 года Кафедра в Сухуми Геннадий (Павлинский) епископ, рукоположен с 28.12.1886 † 31.03.1889 Александр (Хованский) епископ, рукоположен с 29.05.1889 † 12.02.1891 Агафодор (Преображенский) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 еп. Ставропольский и Екатеринодарский; † после 1919 80 При формировании Грузинского экзархата в 1811 году имелось 11 епархий и 4 викариатства (епархии Мцхетско-Иверского патриархата), число которых со временем уменьшилось. В 1814 году в состав Грузинского экзархата вошли и епархии Имеретинско-Абхазского католикосата. 81 Католикос Абхазии (или Западной Грузии) именовался наместником святого Андрея Первозванного или «сидящим на троне святого Андрея». Упразднен в 1795 году, после чего вся Грузия перешла в ведение католикоса Карталинского, имевшего пребывание в Мцхете. В 1814 году Церковь Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иероним , 1792–94. Евгений Романов в 1794 перев. из Цареконстантинова, а в 1795 – в Новоторжский Борисоглебский. Сергий , в 1795–98. Анатолий Ставицкий в 1802 перев. из Галицкого Паисиина, а 1 нояб. 1808 – в Ростовский Богоявленский. Анатолий (sic) 1808–14. Феофан Александров 16 авг. 1814 перев. из Сковородского, а 17 сент. 1816 – в Домницкий. Неофит Докучаев-Платонов в окт. 1816 перев. из Московского Знаменского, а 1820 – в Ростовский Богоявленский. Павел Павлов (Морев) в мае 1821 перев. из Крестного, а 27 мая 1823 хирот. в еписк. Вятского. Палладий, 1823. Феофил Фиников , из законоучителей Одесского Ришильевского лицея, 1823–28. Рафаил , 1828–40, перев. в Белоезерский Кириллов. Платон , 1840–49. Авраамий , 1850. Николай Богословский 13 нояб. 1850 перев. из Вологодского Каменного Духова. Амфилохий Казанский , 1853–56, перев. в Новый Иерусалим. Климент , 1857. Авраамий , 1858 и 9. Георгий , 1860–63. Даниил , 1864–69. 4 Тольгский Богородичный, от Ярославля в 8 верстах, основан (как пишут) в начале XIV века. Ныне первоклассный. [VI, 402.] Игумены Кассиан , 2 февр. 1541. Иона , 1551–56. Иоанн , 1 дек. 1561. Феодосий [поставлен Никандром архиеп-м (следовательно, прежде 1566)] 76 в февр. 1578–98, июля. После перев. в Астраханский Троицкий, по воле царя Феодора и патриарха Иова 77 . Иона , 1606–1611, нояб. Макарий , 1613 и 14. Серапион , 1618–34, 5 окт. хирот. в архиепископа Суздальского. Адриан , 1635–1640, 1 авг. перев. в Троицкий Сергиев. Иоиль , 1641–50. Мисаил , 1652–54. Филарет , в июле 1655, в февр. (sic) 1656. Мисаил , 1659, янв. (sic), мар., июня 1660, 61. Дионисий , в янв., мар. (sic) 1662. ? Мисаил , 28 июля 1663. Сергий [упом. в июле] 1662–1666, 5 авг. перев. в Спасо-Ярославский. Савватий , 1666–70 (sic), 71, февр., мая (sic). Гордиан , 1671–93. Филарет , 1703–5. Архимандриты Корнилий в нояб. 1707 предан суду. Рафаил Казанович определён 25 дек. 1707. Иона , 1711–17. Пимен , 1718. Афанасий Кондоиди (игум.) определён 2 мар. 1722, а 10 сент. 1723 перев. в Спасо-Ярославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Цхвилоели П. Письмо//Иверия. Тифлис, 1893. 119. С. 3 (на груз. яз.); Утверждение рус. владычества на Кавказе/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; АКавАК. Т. 6. Ч. 1. 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. 10. С. 152 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306; То же. Батуми, 1988. С. 252; Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165; Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, С. 111, 112 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18; Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий//Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. 2. С. 13-14 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/187673.html

Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, католикос потерял земли по правому берегу Ингури. Первое упоминание имени Западногрузинского католикоса относится ко 2-й пол. XIII в.- в рукописях груз. мон-ря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский католикос Николай (Николоз). По именам известны следующие Абхазские католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоаким (70-е гг. XV в.), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.), Евдемон I (Чхетидзе;1557-1578), Евфимий I (Сакварелидзе;1578-1616), Малахия II (Гуриели; 1616-1639), Григорий I (1639), Максим I (Мачутасдзе; 1639-1657), Захария (Квариани;1657-1660), Симеон I (Чхетидзе; 1660-1666), Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673), Давид (Немсадзе; 1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе; 1696-1742), Виссарион (Эристави; 1742-1769), Герман (Цулукидзе; 2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони; 1769-1776), Максим II (Абашидзе; 1776-1795), Досифей (Церетели; 1795-1814, Местоблюститель). Территория В XIII в. А. К. включал в себя территорию всей Зап. Грузии: его сев. граница проходила по Кавказскому хребту, естественной зап. границей являлось Чёрное м., на востоке территории А. К. ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе - Месхетский хребет и р.

http://pravenc.ru/text/62536.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010