Писания были лучшим антидотом против мечтательных гностических систем, для опровержения которых необходимо было указать всю произвольность их построений и отсутствие данных в пользу их в Св. Писании. Его нравственный ригоризм был здоровым средством против начинающегося упадка христианских нравов и понижения идеалов апостольского века. Его смелое отношение к латинскому языку обогатило его словами, необходимыми для выражения христианских понятий, и положило начало образованию латинского богословского языка. И. Попов Корсунский И.Η. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии: [Наиболее выдающиеся труды и труженики в области изучения этого предмета]//Богословский вестник 1893. Т. 4. 12. С. 447–480 (2-я пагин.). (Окончание.) —447— Если архимандрит Поликарп был в Московской Духовной Академии представителем преданий С.-Петербургской Духовной Академии, из которой, при открытии первой, поступили на службу академическую бакалаврами еще восемь человек, впрочем выбывшие из Московской Академии до поступления в нее ректором отца Поликарпа: то Петр Спиридонович Делицын, природный москвич, был, вместе с некоторыми другими членами академической братии, звеном, связывавшим Московскую Духовную Академию с другой ее предшественницей Московской Славяно-греко-латинской Академией и хранителем преданий последней среди питомцев первой. Родился Петр Спиридонович 16 июня 1795 года. Его родитель, воспитанник Троицкой Лаврской Семинарии, был Московским священником и сына своего Петра, на 9-м году возраста его, записал в Московскую Славяно-греко-латинскую Академию в 1804 году при ректоре ее, архимандрите Моисее 1990 . И в этой старой Академии П.С. Делицын учился превосходно; а в 1814 году, по успешном окончании в ней курса наук, поступил в студенты только что открытой тогда Московской Духовной Академии, в которой все четыре года учился также с отличным успехом, при —448— выпуске (в 1818 году) обнаружив этот успех пред лицом ревизора, ректора С.-Петербургской Духовной Академии, епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

610 В 1688–1701 гг. курфюрстом Бранденбургским был Фридрих III Гогенцоллерн, в 1701 г. короновавшийся в Кенигсберге как король Пруссии (1701–1713). 611 См.: Минцлов Р. И. Петр Великий в иностранной литературе. Подробный каталог иностранных сочинений о России. СПб., 1872. 612 Старейшая общедоступная библиотека в России. Основана в С.-Петербурге в 1795 г., открыта как публичная в 1814 г. До 1918 г. – Императорская Публичная библиотека. В 1937–1992 гг. – Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, с марта 1992 г. – Российская Национальная библиотека. 613 Имеются в виду съезды Земского и Городского союзов, а также Военно-промышленного комитета, которые были запрещены командующим Московского военного округа Мрозовским. Одно заседание съезда Земского союза, тем не менее, состоялось, была принята резолюция, после чего съезд был распущен полицией. 13 декабря 1916 г. трудовик Вершинин пытался огласить резолюцию Земского съезда на заседании Государственной думы, однако, председатель Родзянко не позволил ему этого сделать. Тогда социал-демократы и трудовики внесли в Думу запрос о закрытии московских съездов и предложили обсудить его в тот же день. По настоянию министра внутренних дел заседание прошло за закрытыми дверями. Авторы запроса, изложив резолюцию Земского съезда, сняли запрос с очереди. Полемики не состоялось. Но Милюков потребовал внести в повестку следующего заседания Думы обсуждение разъяснений правительства по поднимавшейся еще летом проблеме обеспечения свободы деятельности Всероссийских земского и городского союзов. Предполагалось, что выступить от правительства должны будут министры внутренних дел и военный, однако, ни военный министр Шуваев, ни временно управляющий Министерством внутренних дел Куколь-Яснопольский «не сочли возможным в данный момент дать разъяснения Думе по этому вопросу». В конце концов, обсуждение закрытия московских съездов было оттеснено разгоревшейся полемикой об исключении из состава Думы депутата Лэмпицкого (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

С 1782 г. правительство обращается к колонизации иностранцами Новороссийского края, Крыма и Бессарабии. Для водворения их было отведено: в Екатеринославской губ. 52 тыс. десятин, в Херсонской 263 тыс. 91 и в Таврической – 214 тыс. Впоследствии отведены были особые участки и в Бессарабии 92 . В 1786 г. приглашены были Екатериной II для улучшения хлебопашества и скотоводства в Новороссии из восточной Пруссии, с берегов Вислы, менониты 93 . В 1789 г. 228 менонитских семей прибыло из Пруссии в Екатеринославскую губернию и заняли днепровский остров Хортицын, основав здесь 8 колоний 94 . В 1795 гг. переселилось еще 118, из коих 86 поселились на Хортицыне, а 32 семейства – в Павлоградском и Новомосковском уездах. В 1803–4 гг. прибыло 362 семьи, для поселения которых назначены были местности в Мелитопольском уезде и в Таврической губ. (на реке Молочной). Число всех менонитов, живших в России (в 1867 г.) доходило до 40.000 95 . В Бессарабии немцы поселены были по приглашению правительства в 1814–17 г.г. Они пришли сюда из Виртемберга, Баварии, Пруссии и др. мест 96 . В 1801 г. поселена была правительством в Кровелецком уезде Черниговской губернии, в 12 верстах от Вишенок, община гуттеров 97 , имевшая коммунальное устройство. В 1818 г. часть гуттеров переселилась в Новороссийский край 98 . Колонисты наилучшим образом воспользовались льготами, правами и преимуществами, данными им русским правительством. Свое благосостояние они довели до высокой степени. О настоящем состоянии колонистов южного края высокопреосв. Никанор говорит следующее: «край этот превращается совершенно в Германию, – колонии вытесняют русское землевладение систематически; немцы работают на себя страшно и страшно богатеют; из них сотни и тысячи пришли сюда нищими, а теперь – богачи и землевладельцы» 99 . «В Херсонской губернии немцы живут большими островами, говорит корреспондент «Голоса», – и составляют как бы отдельные царства, где все – немецкое, начиная со школ и богослужения и кончая самыми мелочными потребностями хозяйства. Немцы в Одесском, Тираспольском и Ананьевском уездах в последнее время (1867 г.) стали закупать в больших размерах землю, причем покупки эти совершаются при помощи займов из колонистского капитала. Эти закупки и забор в посессию земли немцами принимают такие размеры, что грозят краю совершенным онемечением» 100 . По сообщению «Сельского Вестника» в последнее годы к немцам колонистам перешло много земель в губерниях: Херсонской, Екатеринославской и Таврической. В Мариупольском уезде Таврической губ. всей земли числится 650 т. десятин, и из них 500 т. находится в руках немцев 101 . Г. Клаус говорит, что новороссийское менонитское братство, в количестве 15,213 человек мужск. пола, сверх 143 т. десят. казенного надела, в 1866 г. владело 122 т. десятин на правах частной собственности. Менониты имели тогда высшие училища: два русских (в Хортицине и Гальбштадте) и два реальных (в Гальбштадте и Орлове на Молочной) 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

После того как в 1795 г. армия революционной Франции заняла Голландию и голл. колонии стали объектом англо-франц. соперничества, НОИК была ликвидирована и ее долги перешли гос-ву (31 дек. 1800). В янв. 1808 г. на Яву прибыл новый ген.-губернатор Х. В. Данделс - адвокат, ставший наполеоновским маршалом. Он получил чрезвычайные полномочия от Наполеона Бонапарта для защиты Явы от англ. вторжения. В мае 1811 г. Данделс передал дела новому ген.-губернатору Я. В. Янсенсу, а 3 авг. 1811 г. 12-тысячный англ. экспедиционный корпус высадился на Яве. Сопротивление было быстро сломлено, и Янсенс 18 сент. был вынужден капитулировать. Главой новой администрации стал англичанин Т. С. Раффлз. В 1811-1815 гг. он изменил политику в отношении местных владетелей, реорганизовал адм. и судебную системы, провел налогово-земельную реформу. В 1813 г. он, воспользовавшись непрерывными волнениями на территории, оставшейся от султаната Бантен на Зап. Яве, вынудил последнего султана передать свои владения Батавии в обмен на сохранение титула и пенсию. В 1813 г. Раффлз выкроил из Джокьякарты княжество Пакуаламан, т. е. создал такой же адм. противовес Джокьякарте, как княжество Мангкунегаран по отношению к Суракарте. Стремясь усилить централизацию, он разделил Яву на 16 резидентств во главе с европ. (голл. и англ.) чиновниками и урезал права регентов-бупати, реорганизовал судебную систему, создав суды для китайцев и арабов, судебные палаты в крупнейших портах - Батавии, Семаранге и Сурабае - и выездные суды для рассмотрения дел, попадавших в категорию тяжких преступлений. Раффлз попытался ликвидировать систему принудительного труда и поставок, заменив их единым денежным налогом. Директоры Британской Ост-Индской компании были недовольны столь активной деятельностью Раффлза, и в марте 1816 г. отозвали его из И. Европейцы в дер. Талебе-Е. Фотография. Кон. XIX в. Европейцы в дер. Талебе-Е. Фотография. Кон. XIX в. 13 авг. 1814 г. было подписано Лондонское соглашение между Англией и Голландией о возвращении последней ее колонии. Это соглашение стало частью новой системы международных отношений, сложившейся после наполеоновских войн,- Нидерландское королевство, в состав к-рого вошли и Австрийские Нидерланды (Бельгия), превращалось в союзника Великобритании на европейском континенте.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Насколько мне известно, это был единственный случай такого якобы стихийного нападения на посольство с такими мрачными последствиями. А.А.: Я всем этим совсем не удивлена, так как в ту эпоху, которая пришлась на период жизни А.С. Грибоедова, мы наблюдаем совершенно специфические отношения между Персией и Россией. В год рождения Грибоедова – кстати, эта дата несколько раз оспаривалась, но договорились, что это был 1795-ый -  так вот, в этот год Ага-Магомет-Хан разоряет Тифлис. Фактически это и явилось камнем преткновения. Городишко, конечно, был небольшим – 40 тысяч жителей. Но несмотря на то, что Тифлис был разорен, а потом русским, во главе с генералом Ермоловым, пришлось срочно выправлять положение, в 1814-ом, то есть через год после взятия Парижа, мы уже наблюдаем первое персидские посольство в Петербурге. Таким образом, похоже, что персы понимали, что надо не только враждовать, но и пытаться общаться. Таким образом, я совсем не удивлен, что нелюбимого, вечно опального и задвинутого А.С. Грибоедова Певческий мост, как тогда называли  МИД России по его местоположению, направил на самое тяжелое и скучное направление, чреватое непредвиденными действиями «восточного партнера». И все это почему? Да потому что, как говаривали тогда россияне, «это все англичанка гадила». Д.Б.: Я думаю, это направление было не самое скучное, так как это была «горячая точка». На скуку тогда жаловались все, но это было тогда модой, велением времени. Пушкин писал, например: «Зима. Что делать нам в деревне?//Я встречаю//Слугу, несущего мне чашку чаю//Вопросами: «Тепло ль? Утихла ли метель?» » Но мы-то ведь знаем, что Пушкин зимой в деревне уж точно не скучал: он там за осенне-зимний период столько успевал сделать, сколько иной и за всю жизнь не сделает! А вот насчет англичанки я с Вами согласен: в Тегеране тогда сплелись три силы и три очень важные темы. Прежде всего – отношения  России и Востока, так как в 1826-ом году все-таки Персия напала на Россию, что в советских учебниках не упоминалось, потому что предполагалось, что все имеет классовый характер – так что какая разница, кто сделал первый выыстрел? Но Персия все-таки напала, надеясь изменить условия Гюлистанского договора. Это у персов не получилось, так как Россия победила. Но дальше в игру вступают англичане. Англичане рассматривали Персию и Турцию как своеобразный щит от России, который должен был оградить их индийские владения – самую прекрасную жемчужину в короне Британской Империи – от  сухопутных российских войск. Англичане были непобедимы на море, но они очень боялись, что Россия через Центральную Азию – а потом и черед Персию и Афганистан – доберется до Индии. И вот тут Грибоедов попал в зону интереса английских спецслужб.

http://radonezh.ru/text/a-s-griboedov-il...

Сень – серебряная, кованая, местами золоченая, поддерживается четырьмя круглыми столпами, которые украшены позолоченными виноградными кистями. Серебра в ней, как показывает подпись на одном из столпов, – более шести пудов с половиной; золота – три фунта сорок золотников; стоимость ее, как отмечает митрополит Платон в своей автобиографии, – двадцать тысяч рублей; устроена в 1809 году (исправлена в 1833–1834 годах). Дарохранительница – в виде Сионской горницы, серебряная, позолоченная, украшенная драгоценными каменьями и эмалью, поставлена за престолом на особой подставе, имеющей вид узкого стола. Серебра в ней – 23 фунта, золота – 9 фунтов. На ней читается надпись: «Устроен сей Сион в Троицкую Лавру по усердию Синода Члена, Преосвященнаго Митрополита Московскаго и оныя Лавры архимандрита Платона собственным его иждивением 1803 года» (нынешняя подстава, или тумба, из мельхиора с самым лучшим посеребрением, сделана в 1867 году). В прежнее время эта дарохранительница стояла не за престолом, а сначала пред иконостасом, на левой стороне, против Богородичного образа, на особом налое (здесь она показана, быв называема сделанною из золота, в Кратком описании лавры издания 1809 и 1818 годов), потом над царскими вратами (здесь она показана в Кратком описании издания 1824 и 1829 годов); за престолом же стояла другая дарохранительница (называемая дароносицей), которая теперь находится в ризнице (серебряная, редкой, восточного вкуса, сканной, или филигранной, работы, убранная изумрудами, лалами и бриллиантами). Запрестольный подсвечник, поставленный за дарохранительницей, сделан из серебра в виде дерева с семью ветвями, на которых семь позолоченных светильников (чаш для лампадок). Веса в нем – 2 пуда. На нем надпись: «Твоя от Твоих приносит Тебе, Всеблагий Боже, чрез Христа Твоего, великаго и вечнаго Архиерея, грешный раб Твой Платон. Приими, яко вдовицы две лепте. 1795 Кресло для архиерейской кафедры, чеканное серебряное, отчасти позолоченное, в котором серебра 2 пуда и 13 золотников, а золота 53 золотника, начато быть делаемо митрополитом Платоном в 1811 году или в 1812-ом, а окончено после его смерти, в 1813–1814 годах.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

799 «Иван Карамазов», «Основная проблема теории прогресса», «Душевная драма Герцена», «Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева», «Об экономическом идеале», «О социальном идеале» и «Задачи политической экономии». 800 Кантемир Антиох Дмитриевич (1708–1744) – князь, русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. 801 Бакунин Михаил Александрович (1814–1876) – российский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 г. за границей, участник Революции 1848–1849 гг. (Париж, Дрезден, Прага). В 1851г. выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 г. в сибирской ссылке. В 1861 г. бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Организатор тайного революционного общества «Интернациональное братство» (1864–1865) и «Альянса социалистической демократии» (1868). С 1868 г. – член 1-го Интернационала, выступал против К. Маркса и его сторонников, в 1872 г. исключен решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина «Государственность и анархия» (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России. 802 Карлейль (Carlyle) Томас (1795–1881) – английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории. 804 «Проблемы идеализма», с. 34, ст. г. Булгакова «Основные проблемы теории прогресса». Цитированное место несколько изменено во втором издании статьи – в сборнике г. Булгакова «От марксизма к идеализму», но изменено не по существу, а сделано только несколько бледнее по форме (меньше пафоса). Мы выбираем более выразительную формулировку (цитируем passim (всюду (лат.). 806 Вся эта вторая постановка вопроса совершенно выброшена г. Булгаковым во втором издании его статьи. Выкинуты также слова «страшно сказать» в предыдущей цитате, тоже указывающие на некоторую нерешительность и нетвердость в вере (истинной вере ничего не может быть «страшно сказать», что с нею согласно). Очевидно, что колебания г. Булгакова миновали, и вера его укрепилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Св. Йоан Кронщадски (1829 – 1908) – велик светител, образцов пастир, поборник за православната вяра, присъединен към лика на светците от Руската православна църква. Извън речника: Св. Йоан Кронщадски. Йоаникий папа Витанов (†24 март 1853 г.) – един от последните големи български зографи. Принадлежи към тревненския зографски род на Витановците и е син на папа Витан Цонюв. Животът му е забулен в легенди. Единствените запазени писмени свидетелства са летописът на поп Йовчо от Трявна и едно писмо до Йоаникий от неговата съпруга. От летописа на поп Йовчо е известна само датата на смъртта му, докато годината на раждане е все още неясна. Ако се съди по най-ранната му подписана икона от 1814 година, може да се допусне, че той е роден около 1790 – 1795 година. Наследствотото на тревненския майстор наброява над 150 икони, лично датирани и подписани от него. Той е изографисвал множество храмове, сред които сливенските църкви «Свети Димитър», «Свети Никола», «Света София» и «Света Петка» в село Сотиря, храм «Св. великомъченик Георги» в Русе, Габровския Соколски манастир и други. Майстори от Тревненската школа са също Досю Коюв, Захария Цанюв, поп Димитър Кънчов и др. Йоаникий е съвременник на Захарий Зограф от Самоков (починали са в една и съща година). Извън речника: Йоаникий папа Витанов. Река Йордан (Иордан) – от евр. «спускащ се от Дан» – единствената пълноводна, непресъхваща река в Палестина, която се влива в Мъртво море. Реката тече от север към юг през средата на Палестина и я разделя на две части (Западна и Източна). Тя извира от южния склон на Ливан и от южните поли на Ермон от два извора, Баниас и Хасбани. Съединявайки се, тези извори образуват Малък Иордан, вливащ се в езеро Мером. Оттук потокът тече бавен и мътен, но скоро става прозрачен и след 15 км се влива в Генисаретското езеро. През южния край на езерото той изтича в Иорданската долина. Най-южната част на течението преминава през пустинната равнина, на запад от която се намира Йерихон. Изминавайки около 100 км от Генисаретското езеро, Йордан се влива в Мъртво море.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Подлесново. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена в 1795 году усердием Ивана Михайловича и Елизаветы Богдановны Ошаниных, с престолами Иоанна Богослова в холодной церкви, и Казанской иконы Божией Матери в теплой на месте старой деревянной церкви. Северный Казанский придел - 1814 г. Закрыта в 1930-х гг., использовалась как склад. Подлесново, помещичье село, стоящее при р. Пулохме, в 16 верстах от Ростова. В нем считается 27 дворов, 77 душ и столько же наделов. Местный храм каменный одноглавый, в связи с колокольнею, воздвигнут в 1795 г. усердием Ивана Михайловича и Елизаветы Богдановны Ошаниных, с престолами в холодной церкви во имя ап. Иоанна Богослова и в теплой - Казанской Богородицы. До 1795 г. здесь находилась церковь деревянная, кем и когда построенная неизвестно, но нарушенная в названном году по причине сильной обветшалости. В здешней церкви нет ни чудотворных и особо чтимых икон, ни вообще церковных предметов, заслуживающих внимания по своей древности. Когда возникло с. Подлесново преданий не существует, известно лишь то, что было построено близ лиственного леса, остатки которого существуют и до сих пор. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». - Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Слева от шоссе М-8 на холме возвышается церковь Иоанна Богослова в селе Подлесново. Вы напрасно будете искать лес, давший название селу, он давно исчез. Одноглавый, стройных пропорций храм, построен в 1795 году на средства местных помещиков Ошаниных. Северо-западный придел в честь Казанской Богоматери пристроили уже в середине XIX века. Любопытен декор храма: под круглыми окнами второго яруса, завершённого со всех сторон небольшими пологими фронтонами, помещены наивные по форме рельефы. Они представляют нечто среднее между мальтийским крестом и орденским бантом. Интересна и колокольня храма. Над двумя квадратными ярусами с арочными проёмами поставлен лёгкий восьмерик, каждая грань которого прорезана арочными проёмами, придающими особую выразительность верхнему ярусу колокольни. Храм был закрыт в 1930-е годы и с тех пор не действует. В церкви частично сохранились росписи. По материалам путеводителя из серии ЛЕ ПТИ ФЮТЕ " Ярославская область " , М. ЗАО Авангард, 2003 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12504

Вступление союзных войск в Париж 31 марта 1814 года Английская гравюра неизвестного художника      Площадь Людовика XV с 1790 по 1795 год носила название площадь Революции и вместо памятника королю в центре нее на высоком эшафоте красовалась огромная гильотина. Здесь 21 января 1793 года отсекли голову Людовику XVI, шестьдесят шестому королю Франции, правившему 6666 дней. Ликующую толпу народа кропили королевской кровью, кощунственно изображая церковное окропление. Здесь же впоследствии была казнена и королева Мария-Антуанетта. И здесь же затем были обезглавлены революционеры Дантон, Демулен, Робеспьер, Кутон и Сен-Жюст. В 1795 году после закрытия Якобинского клуба площадь Революции была переименована в площадь Согласия. Кровавый эшафот и гильотину убрали. Именно здесь к Пасхе 1814 года был воздвигнут алтарь, вокруг которого собралась вся русская армия. Семь священников в богатых облачениях совершили богослужение. Многотысячная паства, состоящая из русских воинов, пришедших сюда через всю Европу, грянула: - Христос воскресе! Воистину воскресе! Французы в ошеломлении и восторге, выпученными глазами взирали на величайшее религиозное действо. «Всё замолкло, всё внимало! — вспоминал потом Александр. — Торжественная это была минута для моего сердца; умилителен и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения, из холодной отчизны Севера привёл я православное моё русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно ещё нагло наступавших в Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу». Отечественная война 1812 года и заграничный поход 1813–1814 годов завершились в день Воскресения Спасителя. Удивительная историческая рифма этому событию будет достигнута спустя полтора столетия, когда Великая Отечественная война 1941–1945 годов также закончится в Светлую Христову Пасху! скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/70178.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010