Скачать epub pdf 131. Мария Федоровна, императрица вторая супруга императора Павла I Петровича, дочь Фридриха Евгения, принца (потом герцог) виртемберг-штутгардтского от брака с Фридерикой-Доротеей-Софией, маркграфиней брандербург-шведской. Родилась в Штутгардте 14 октября 1759 г. и при св. крещении получила имена София-Доротея-Августа-Луиза. Сговорена за великого князя Павла в бытность последнего в Берлине 12 июля, имела торжественный въезд в Петербург 31 августа, миропомазана и обручена великому князю 14-го, обвенчана с ним 26 сентября 1776 г.; впервые сделалась матерью 12 декабря 1777 г., когда родился великий князь Александр Павлович (впоследствии император), которого она уже видела женатым с 28 сентября 1795 г.; по воцарении супруга 6 ноября получила главное начальство над Воспитательным обществом благородных девиц (Смольный монастырь) 12 того же месяца 1796 г.; коронована с супругом в Москве 5 апреля и призвана им к главному заведыванию воспитательными домами С.-Петербургским и Московским с принадлежащими к ним Сохранною и Ссудною казнами, в мае 1797 г.; основала Екатерининский институт в Петербурге и приняла в свое распоряжение Александровскую бумажную мануфактуру в 1799 г.; перевела Коммерческое училище из Москвы в Петербург в 1800 г.; открыла Повивальный институт в Москве на капитал П. И. Демидова в 1801 г.; учредила Екатерининской институт в Москве, Дом призрения в Гатчине и больницу в Павловске в 1802 г.; больницы для бедных и вдовьи домы в Петербурге и Москве в 1803 г.; Александровское женское мещанское училище. в Москве в 1805 г.; первое училище глухонемых в Павловске в 1806 г.; приняла под свое покровительство женское отделение петербургского Военно-сиротского дома в 1807 г.; открыла в Москве Дом призрения инвалидных офицеров на капитал вдовы М. П. Шереметевой в 1808 г.; ввела во все свои заведения прививание предохранительной коровьей оспы в 1809 г.; открыла в Петербурге Дом призрения для увечных питомцев воспитательных домов в 1813 г.; учредила так называемых сердобольных вдов в 1814 г. и Дом призрения для инвалидов в Павловске в 1815 г.; завела большую типографию при Петербургском воспитательном доме и приняла под свое покровительство московскую Голицынскую больницу в 1816 г.; преобразовала сердобольных вдов в сестер милосердия в 1818 г. и завела Училище солдатских дочерей в Петербурге в 1820 г.; учредила свободных хлебопашцев из питомцев Воспитательного дома и Дом призрения в Симферополе в 1821 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Снопоть. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенская церковь упоминается с 1631 года. В 1698 году марта 13 дано два антиминса ко освящению новых церквей Успения Пресвятой Богородицы, да в Придел тояж церкви святых мучеников Флора и Лавра (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 96, лист 55; дело 125, лист 158). В 1814 г. Успенский храм Пресвятой Богородицы с приделами Анны Пророчицы и Никиты Исповедника построен вместо деревянной тщанием графа Николая Петровича Румянцева, а также построены 2 часовни – одна на кладбище, другая на берегу Десны (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 125, лист 258) . Упоминается в 1694 году церковь великомученика Георгия в связи с выдачею трех антиминсов к освящению. Эта церковь упоминается и в 1795 году (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 125, лист 258) . Метрические книги: 1850-1859, 1846-1849 г.г. Стан подгородной. Новоприбылая по книгам Свинскаго монастыря строителя Иева Челюскина нынешнего 139 года: «Церковь Успения Пречистыя Богородицы да святых мученик Флора и Лавра во селе Снопине дани по новому окладу 3 алтына с деньгою десятильничих и заезда 10 денег, да тое ж церковь прибавлено дани по окладным книгам пустых земель как та церковная земля была испуста на оброк 6 денег и февраля в 3 день на нынешней на 139 год те деньги взяты». 143 года дани 10 алтын, десятильничих и заезда 10 денег. 162 года - 30 алтын с деньгою. 184 года - в селе Снопоте. 1746 года - в селе Снопоте рубль 30,5 копеек. 202 года декабря 19 по благословенной грамоте даны три антиминса к освящению церквей святого великомученика Георгия в село Снопино, да церкви Иоанна Богослова, Свинскаго монастыря диакон монах Галактион взял антиминсы росписался. 206 года марта 13 по благословенной грамоте даны два антиминса ко освящению новыя церкви Успения Пресвятой Богородицы да в пределе тоя ж церкви святых мучеников Фрола и Лавра в Понцовскую волость в вотчину Григорья Дмитриевича Строгонова в село Снопоте, а взял антиминс тоя ж церкви Пацынской волости Спасскаго монастыря иеромонах Гедеон росписался.

http://sobory.ru/article/?object=52894

Закрыть itemscope itemtype="" > Белорусы и польское восстание 1830 года 27.11.2017 2132 Время на чтение 5 минут Пытаясь изобразить Россию извечным врагом белорусов, белорусские националисты особое внимание уделяют польским мятежам, которые, по их мнению, были национально-освободительными восстаниями белорусов против «кровавого царизма». Приведём выдержку из книги Вадима Деружинского «Тайна белорусской истории»: «Именно Россия (то есть историческая Московия) на протяжении всей своей истории главным врагом на западном направлении видела Литву (Беларусь). На протяжении веков между ними шли кровавые войны. Оказавшись не по своей воле в Российской империи, белорусы вместе с поляками трижды поднимались на восстания - в 1795, 1830 и 1863 годах. Неудивительно, что царизм приложил значительные усилия для подавления и полного уничтожения национального самосознания нашего народа» . О том, как белорусы «вместе с поляками» «бунтовали» в 1795 и 1863 годах, автор этих строк писал не раз. Теперь посмотрим, насколько соответствует действительности «белорусскость» восстания 1830-1831 годов. Несмотря на то, что на Венском конгрессе (1814-1815 гг.) русское правительство дало согласие на фактическое восстановление польской государственности в формате Царства Польского в составе Российской империи и даже даровало ему весьма либеральную по тем временам конституцию, поляки продолжали мечтать о независимой Польше в границах 1772 года, т. е. о включении в состав суверенного польского государства территории Белоруссии. За столетия пребывания Западной Руси в составе польско-литовского государства высшие слои общества подверглись тотальной полонизации, а западнорусская культура была низведена на уровень «попа и холопа». Многие знаковые деятели польской культуры XIX века (Адам Мицкевич, Михаил Огинский, Станислав Монюшко и другие) были связаны с территорией Белоруссии, что порождало в польском сознании восприятие этих земель как «своих». В конце ноября 1830 года в Варшаве вспыхнул антирусский мятеж, который впоследствии затронул западные районы Белоруссии. Целью мятежа было восстановление Польши «от можа до можа». Польские националисты рассматривали Белую Русь как неотъемлемую часть Польского государства, а потому вопрос о национальном самоопределении белорусов в ходе данного восстания не то что не поднимался - он даже не приходил никому в голову.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/28/be...

Храм в честь Рождества Богородицы (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Рождества Богородицы в городе Тверь построен в 1784 году, главный престол был освящен в 1795 году, второй придел — во имя Михаила Архангела освящен в 1802 году. Здание храма имеет типовую архитектуру для Твери — " восьмерик на четверике " . Содержание История и описание [ править править код ] Начало XX века В старину напротив того места, где ныне находится храм Рождества Богородицы, на берегу реки Волги, располагался один из древнейших монастырей Тверской Земли­ — монастырь во имя Архангела Михаила. В 1764 году монастырь был упразднен, т.к. на протяжении длительного времени находился в упадке и разорении. На месте древнего монастыря во имя Архангела Михаила остались две деревянные церкви: одна во имя святого князя Михаила Ярославича, другая — во имя Рождества Богородицы (ее перевезли из Кашинского монастыря). В 1766 году была устроена одна деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Михаила Ярославича, которую освятили 5 февраля того же года. 7 июля 1777 года священник Алексей Алексеев подал архиепископу Тверскому и Кашинскому Арсению «всепокорнейшее прошение». Результатом прошения стало возведение нового каменного храма — того, что существует и по сей день. В 1784 году был освящен южный придел святого Михаила Тверского в трапезной. Освящение основного «холодного» храма был совершено 23 сентября 1795 года. В 1800 году в трапезной был устроен северный придел, и 6 ноября 1802 года придел в честь Архистратига Божия Михаила был освящен. В 1803 году была построена каменная колокольня над притвором и заменена глава. В 1814 году вокруг храма была выстроена каменная ограда, которая несколько раз чинилась. В 1847 году была перестроена вся трапезная. В 1887 году в холодной части храма установили голландские печки, и он стал теплым. В 1889 году храм был расписан фресками. В 1903 году в храм была привезена святочтимая икона святого благоверного великого князя Михаила Тверского и святого Иоанна Милостивого — Александрийского патриарха, с частицами их мощей. В 1910 году на пожертвования прихожан были вызолочены два креста на храме, покрашена церковь и построена часть железной ограды кругом церкви (вторую часть доделали в 1911 году). В 1912 году, с разрешения архиепископа Тверского и Кашинского Антония, были вызолочены два киота (с образами Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери), обновлены два иконостаса в приделах св. благоверного князя Михаила Тверского и св. Архистратига Михаила, сделан новый киот к иконе Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_Р...

Храм Воскресения Словущего (Варницы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Словущего (Варницы) Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и колокольней, построенная в 1814 г. на средства ростовского купца Н.А. Кекина. Декор выдержан в духе классицизма. Закрыта не позже 1930-х. Возвращена - в 1989 г. Содержание История [ править править код ] Каменную Воскресенскую церковь построил ростовский купец Николай Алексеевич Кекин (1771-1829 гг.) как храм на родовом кладбище купцов Кекиных. В Ростове приходским храмом рода купцов Кекиных была церковь Воскресения, расположенная у меньшего городского вала (в районе бывшего кинотеатра «Юбилейный»). Деревянная церковь Воскресения сгорела в 1795 году и не вообновлялась. В начале XIX века останки своих предков ростовские купцы Кекины перенесли на новое родовое кладбище в Варницкой слободе, рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Вместо деревянной церкви Николай Алексеевич Кекин в 1814 году построил церковь Воскресения Словущего. Словущее (то есть так называемое) Воскресение - именуется в народе день торжественного воспоминания обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе, построенного в 335 году императором Константином Великим. Церковь Воскресения построена в стиле классицизма. В этом стиле строилось большинство храмов в первой четверти XIX века. На четверике самой церкви поставлен восьмигранный объем, перекрытый куполом с крестом. К церкви примыкает трапезная с колокольней. Вход в храм украшен портиком с колоннами тосканского ордера. В храме два Престола, освященные во имя святителя Николая (очевидно, в честь деревянного Никольского храма и во имя Небесного покровителя Николая Алексеевича Кекина) и священномученика Климента, Папы Римского (в память Престола прежнего деревянного храма). В церкви находилась особо чтимая икона святителя Николая, происходящая еще из Никольского деревянного храма. Стены Воскресенской церкви были расписаны петербургским художником Ф. Егоровым. В нишах на западном фасаде по сторонам входа сохранились живописные изображения святителя Николая и священномученика Климента, папы Римского.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Августин, архиепископ Московский и Коломенский ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск АВГУСТИН архиепископ Московский и Коломенский (Виноградский Алексей Васильевич) Из Каталога русских архиереев Родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца. Окончил Перервинскую Духовную семинарию, затем Московскую Духовную академию. С 1789 года - преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской Духовной семинарии. В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской Духовной семинарии и преподавателем философии. В 1794 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. С 1795 года - ректор Троице-Сергиевской Духовной семинарии. 21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря. В 1801 году - ректор Московской Духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве. В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 6 февраля 1804 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митрополита Платона. 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией. 30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа. В этот период назначен членом Святейшего Синода. С 19 февраля 1818 года - архиепископ Московский и Коломенский. Скончался 3 марта 1819 года. Преосвященный Августин был замечательным оратором и проповедником своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание. Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира, произвело большое впечатление, и московский губернатор преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи императору Александру I.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Взыграние Младенца Угрешская " Описания иконы Описание иконы Взыграние Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери «Взыграние» была явлена 7 ноября 1795 года в древнем Николо-Угрешском монастыре под Москвой, где на протяжении многих лет оставалась чтимым образом и одним из символов обители. Монастырь этот был основан Димитрием Донским в честь победы русского воинства на Куликовом поле в 1380 году на месте обретения другой святыни – образа Николая Чудотворца. Богоматерь на иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, поддерживаемым Ее обеими руками и прильнувшим Своей ланитой к ланите Богородицы. «Взыграние» – русская икона древнего письма, написанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Другие иконы Пресвятой Богородицы с таким же наименованием имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе. Икона Взыграние (Угрешская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области). История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь. Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние». После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собра[...]

http://pravicon.com/icon-54

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как ученый-библеист, иерарх и проповедник. Часть 2 Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский Касаясь истории возникновения перевода Священного Писания на более близкий нам литературный язык, стоит заметить, что необходимость такого текста Библии была уже в начале XIX века проблемой весьма ощутимой – как с точки зрения существенно изменившихся за XVIII столетие литературных вкусов русского общества, так и в связи с " расцветом " в России различного рода мистических обществ, распространявших свое влияние на умы практически всей нашей общественной элиты. О необходимости такого перевода говорил еще святитель Тихон Задонский (†1782). Текст так называемой Елисаветинской библии – последней литературной редакции печатной церковнославянской Библии (1751), многим современникам представлялся даже менее близким и понятным, чем, скажем французский или немецкий новые переводы. Сам император Александр I привык читать Новый Завет по-французски в известном переводе Де-Саси. Однако это были переводы, где за вроде бы доступной вербальной формой скрывались новомодные протестантские толкования, вовсю искажающие не только священную герменевтику Писания, но и подчас даже смысл отдельных его фрагментов, в особенности пророческих. Запретить пастве пользоваться этими новомодными вернакулярными переводами (разумеется, образованной ее части) было бы мерой односторонней, да и непродуктивной. Владыка Филарет сам решительно восставал против таких запретительных мер, когда дело касалось благочестия, предпочитая прещениям прежде всего учительное слово. Нужно было дать православному читателю православный перевод на более близкий ему язык, который был бы не только наиболее понятен в языковом отношении, но и отражал сам дух Русской Церкви и свято хранимой ею Кирилло-мефодиевской богослужебной традиции. Первый опыт русского перевода имел место еще в царствование Екатерины Великой: в 1794 году по благословению Синода было издано Послание апостола Павла к Римлянам в переводе со славянским текстом совокупно и с толкованиями о. Мефодия (Смирнова), ректора Московской Духовной академии (1791–1795), впоследствии архиепископа Тверского (†1815). До 1814 года оно было переиздано трижды. В царствование Александра эту задачу взяло на себя Российское Библейское общество, созданное в 1813 году именно с целью распространения и перевода на современную тому времени русскую речь Священных книг, и в первую очередь Нового Завета. Позволим себе остановиться на этом несколько подробнее.

http://pravoslavie.ru/1623.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ XVI (18.09.1765, Беллуно - 1.06.1846, Рим; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831). Происходил из низшего дворянства. Вопреки воле родителей 23 окт. 1783 г. поступил послушником в мон-рь св. Михаила на о-ве Мурано, принадлежавший ордену камальдулов . В 1786 г. принес обеты и был пострижен в монашество с наречением имени Мауро. В 1787 г. рукоположен в сан пресвитера. Получив образование в бенедиктинских коллегиях, преподавал философию и богословие в коллегии мон-ря св. Михаила. В 1790 г. назначен цензором книг (censor librorum) ордена камальдулов и конгрегации Вселенской инквизиции в Венеции. В 1795 г. переведен в Рим в камальдульский мон-рь св. Григория (Сан-Грегорио аль Челио), где стал помощником (socius) генерального прокуратора ордена камальдулов. Григорий XVI, папа Римский. Гравюра. 1626 г. (РГБ) Григорий XVI, папа Римский. Гравюра. 1626 г. (РГБ) В 1799 г. опубликовал кн. «Il trionfo della Santa Sede e della Chiesa» (Триумф Святого Престола и Церкви), посвященную папе Римскому Пию VI , в к-рой защищалось учение о папской безошибочности (непогрешимости) и светской власти пап. С 1800 г. викарий аббата, с 1805 г. аббат мон-ря св. Григория в Риме. В 1801 г. участвовал в основании Академии католич. религии (Accademia della Religione Cattolica). В 1807 г. назначен генеральным прокуратором ордена камальдулов. В 1808 г. из-за оккупации Рима французами удалился на о-в Мурано в мон-рь св. Михаила, где преподавал в местной камальдульской коллегии. В 1814 г. с восстановлением власти папы Римского Пия VII вернулся в Рим и был назначен аббатом мон-ря св. Григория. С 1818 г. генеральный прокуратор, с 1823 г. генеральный настоятель ордена камальдулов. В качестве советника участвовал в работе рим. конгрегаций Чрезвычайных церковных дел (с 17 сент. 1814), Вселенской инквизиции (с 10 марта 1816), Пропаганды веры (с 29 февр. 1820) и По проверке книг Вост. католич. Церквей (с 23 мая 1821). С 31 марта 1818 г. занимал должность экзаменатора епископов по богословию. При папе Римском Льве XII выполнял миссию апостольского визитатора ун-тов в Перудже, Камерино, Мачерате и Фермо.

http://pravenc.ru/text/166779.html

архиепископ Августин (Виноградский) (17.03.1766–15.03.1819) архиепископ Августин (Виноградский) Архиепископ Московский и Коломенский. Ректор МДА, вице-президент Библейского общества. Яркий проповедник, экзегет и духовный поэт. Биография В миру Виноградский Алексей Васильевич, родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца. Окончил Перервинскую семинарию, затем в 1787 году - Московскую духовную академию; слушал лекции в Московском университете. С 1787 г. учитель Перервинской духовной семинарии. С 1788 г. - преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской семинарии. В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской семинарии и преподавателем философии. 17 января 1794 года принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. С 15 августа 1795 года - ректор Троице-Сергиевской семинарии. 21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря с сохранением должности ректора. В июле 1801 года переведен в Московский Богоявленский монастырь, но продолжал жить в Лавре при митр. Платоне. С 25 декабря 1801 года - ректор Московской академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве. В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. В 1804 году хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митр. Платона. 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией. 30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа и назначен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. В этот период назначен членом Св. Синода. С 1818 года - архиепископ Московский и Коломенский. Скончался от туберкулеза 3 марта 1819 года в Москве. Похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры у западных ворот. Преосвященный Августин был замечательный оратор и проповедник своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Ораторский талант Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года: отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем. 

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010