Ряд стихотворений в «Аглае» посвящен тем же морально-философским проблемам: изменить людей невозможно, проповедующего истину гордецам и глупцам ожидает участь Сократа, но возможно «без страха и надежды… в мире жить с собой», сохранив в себе «дух и совесть без пятна» («Послание к Дмитриеву», 1794); нужно воспитать «геройскую твердость в душе» и «спокойными очами на мир обманчивый взирать, несчастье с счастьем презирать» («К самому себе», 1795); счастья нет нигде - ни в свете, ни в пустыне, и, чтобы не прервать своей жизни «железом острым или ядом», нужно радоваться тому немногому добру, к-рое все-таки есть на земле, и бестрепетно ждать кончины («Послание Александру Алексеевичу Плещееву», 1794). Однако К. чувствовал недостаточность этой стоической морали и восполнял ее христ. верой, к-рая, по К., есть не что иное, как «тайный союз души с Богом» (см.: «Мнение русского гражданина», 1819). В итоге человеческим идеалом К. стал водимый Премудростью праведник, о котором говорится в стихотворении «Опытная Соломонова мудрость, или Мысли, выбранные из Экклезиаста» (опубл. в 1796; вольное подражание поэме Вольтера «Précis de Ecclésiaste»): «Он телом на земле, но сердцем в небесах». В 1794 г. К. издал 1-й авторский сборник - «Мои безделки» (2 ч.; 2-е изд., дополненное - М., 1797; 3-е изд.- М., 1801), в к-рый вошли в основном ранее опубликованные стихи и повести. Выпустил сборник переводов «Новые Мармонтелевы повести» (М., 1794-1798. 2 ч., 1815 2, 1822 3) и новую оригинальную повесть «Юлия» (М., 1796). В 1795 г. в газ. «Московские ведомости» вел отдел «Смесь», где поместил 169 переводных и оригинальных заметок. Издал поэтическую антологию «Аониды, или Собрание разных новых стихотворений» (М., 1796-1798. 3 кн.), включавшую стихи современных поэтов (Державин, Дмитриев, В. В. Капнист, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, Херасков и др.) и самого К., в т. ч. программные стихотворения о поэзии «К бедному поэту», «Дарования» (Аониды. 1797. Кн. 2), «Протей, или Несогласия стихотворца» (Там же. 1798.

http://pravenc.ru/text/Карамзин.html

Я согласен со святителем. Когда мы говорим о сердце на языке богословия, то имеем в виду нашу душу, а не плотской орган. Мы знаем, что у людей могут быть и искусственные сердца, но они также будут грешить или обращаться к Богу. Позвольте, я покажу вам на одном условном, страшном примере, почему именно головной мозг, а не сердце, является основой для жизни в этом мире. Жил один очень светский человек по имени Антуан Лоран Лавуазье (1743 - 1794), который дал определение тому, что такое кислород. Во время Французской революции 8 мая 1794 года он был обезглавлен. Будучи светским ученым, перед казнью он попросил своих друзей засечь время, в течение которого он будет открывать и закрывать глаза после того, как его обезглавят. А сейчас представьте себе, что голову ему отрубают не в 1794, а в 2005 году, и у него есть друзья. Как только ему отрубают голову, они вставляют в отрубленные вены и артерии эластичные трубки и подсоединяют их к искусственному сердцу. Голову же до того как он перестанет открывать-закрывать глаза, быстро увозят из города. Кровь продолжает течь, но он еще способен общаться с окружающими, открывая-закрывая глаза. Другие друзья подключают его тело и отвозят в другой конец города. Так у них тело в одном конце Парижа, а голова - в другом. Естественно, мы рассуждаем условно? Д-р Г. Т. Энгельгардт: Конечно. Но сейчас такое вполне могло быть возможным. Робеспьер (1758 - 1794), который захотел бы убедиться, что Лавуазье мертв, послал бы своих людей, чтобы его убить. А в каком случае они бы его убили? Когда стреляли бы в сердце, или когда в голову? Думаю, что в голову. Иначе получится, что просто стреляешь в тело, но глаза на другом конце Парижа еще открываются и закрываются, задавая вопросы: «А Лавуазье отрубили голову? Мне не терпится: надеюсь, что никто не спасет свою голову» ( смеется ), «А он еще жив?». Мы понимаем головной мозг и плотское сердце эмпирически. Итак, я думаю, что очень важно, чтобы до того, как объявить, что человек мертв, головной мозг умер полностью.

http://bogoslov.ru/article/415620

Открыв для Англии Гавайский архипелаг, Джеймс Кук назвал эти острова Сандвичевыми, по имени своего покровителя – первого лорда британского адмиралтейства. Но это название к концу XIX – началу XX в. постепенно вышло из употребления, а название самого большого острова Гавайи (полинез. – Большой остров) распространилось на весь архипелаг. В 1782 г. умер король острова Гавайи – Каланиопуу, которому наследовал его сын Кивалао. На архипелаге по-прежнему бытовали племенные традиции, и это мог наблюдать английский капитан Диксон, который побывал на Гавайях в 1787 г 365 .. С гавайскими племенными культами довелось познакомиться и другому английскому мореплавателю – Джорджу Ванкуверу (1758–1798), который принимал участие во втором и третьем плавании Дж. Кука. В 1790–1795 гг. Джордж Ванкувер руководил экспедицией, посланной английским правительством в северную часть Тихого океана. В 1792–1794 гг. экспедиция Ванкувера трижды посетила Гавайский архипелаг, и английские моряки провели на островах в общей сложности 5 месяцев. Стремясь завоевать расположение местных жителей, Ванкувер принимал участие в гавайских религиозных церемониях 366 . К тому времени на Гавайях сложилась непростая политическая ситуация. После смери Каланиопуу власть над островами была поделена между сыном покойного вождя – Кивалао и племянником Каланиопуу – Камеамеа. Но к началу 1790-х гг. власть над всеми островами перешла в руки Камеамеа, причем Ванкувер помог ему утвердиться у власти – советами и оружием. А в феврале 1794 г. Ванкувер уговорил короля Камеамеа принять британское покровительство и поднять на о. Гавайи британский флаг. 25 февраля 1794 г. на берегу под гром артиллерийского салюта с кораблей экспедиции был торжественно поднят «Юньон Джек» – флаг Британской империи 367 . Пользуясь своим влиянием, Ванкувер убеждал Камеамеа принять христианство, но тот не желал изменять верованиям предков. Подробности о попытках христианизации Гавайских островов, предпринятых Дж. Ванкувером, можно найти в записках русского мореплавателя В.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Аграрным законодательством (июнь — июль 1793 года) якобинский Конвент передал крестьянам общинные и эмигрантские земли для раздела и полностью уничтожил все феодальные права и привилегии. Таким образом, главный вопрос революции — аграрный — был разрешен на демократической основе, бывшие феодально-зависимые крестьяне превратились в свободных собственников. 24 июня 1793 года Конвент утвердил вместо цензовой конституции 1791 года новую конституцию — гораздо более демократическую. Однако критическое положение республики вынудило якобинцев отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом революционно-демократической диктатуры. Конвент 23 августа 1793 года принял исторический декрет о мобилизации всей французской нации на борьбу за изгнание врагов из пределов республики. Конвент в ответ на террористические акты контрреволюции (убийство Ж. П. Марата, вождя лионских якобинцев Ж. Шалье и др.) ввел революционный террор. 26 июня 1794 года войска республики нанесли интервентам решающее поражение при Флёрюсе. Принятые в феврале и марте 1794 года так называемые вантозские декреты, не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупно-собственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. От якобинской диктатуры стали частично отходить плебейские элементы и сельская беднота, ряд социальных требований которых не был удовлетворён. В то же время большая часть буржуазии, не желавшей далее мириться с ограничительным режимом и плебейскими методами якобинской диктатуры, переходила на позиции контрреволюции, увлекая за собой зажиточное крестьянство, недовольное политикой реквизиций, а вслед за ним и среднее крестьянство. Летом 1794 года возник заговор против возглавлявшегося Робеспьером революционного правительства, приведший к контрреволюционному перевороту, свергнувшему якобинскую диктатуру и тем самым положившему конец революции (Термидорианский переворот). 14 июля, День взятия Бастилии — национальный праздник Франции ; написанная в то время " Марсельеза " — по сей день государственный гимн Франции. Использованные материалы Редакция текста от: 25.05.2011 20:19:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17720.html

Протоиерей Диев Михаил Яковлевич Скачать epub pdf Биография М. Я. Диева Диев Михаил Яковлевич (1794–1866) – протоиерей, исследователь старины и быта Костромского края.3 В бедном жилище деревенского священника холодной осенней ночью 22 октября 1794 года появился на свет будущий костромской краевед Михаил Яковлевич Диев . Сын священника Нерехтской Воскресенской церкви Иакова Нерехтского, брат Владимира Яковлевича и Платона Яковлевича Актовых, племянник Платона Агриколянского. Много позже Диев писал: «Блаженной памяти родительница моя из детей одного рожала мертвым, другого живым, через младенца. Передо мной сестра моя, Марья Яковлевна, родилась живою, следовательно, моя очередь была родиться мертвым... Я родился действительно мертвым с воскресенья на понедельник, ночью с 22 на 23 октября 1794 г. Бабка Ирина Константиновна откачала меня. И я остался жив... Блаженной памяти родитель мой до такой степени радовался, что я жив, что еще не исполнился год моей жизни, как на Ростовской ярмарке накупил книг, в том числе Историю о странствованиях, составленную аббатом Прево. После того нередко он ездил на ярмарку и составил библиотеку сот из пяти томов, прежде нежели мне исполнилось 10 лет. Такое собрание в нашей стороне считалось редкостью, особенно у духовных» Жизнь, начало которой было ознаменовано таким редким поступком, как покупка книг, такая жизнь не могла не иметь и соответствующего продолжения. Книжная премудрость вошла в нее при рождении – и сопровождала до самой смерти. Однако не одно книжное знание питало будущего краеведа. Так, посылая знакомому ученому запись песни, будучи от роду 44 лет, Диев пишет: «Свежо помню, как моя покойная бабушка пела эту песню и плакала, а мы, маленькие, сидя у ног, слушали и тоже плакали. Надобно сказать, предки умели проводить зимние, долгие ночи пристойнее, чем ныне. Они в песнях передавали внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах» Мальчик пошел по стопам отца, который был священником. Он был принят в Костромскую духовную семинарию. Большое впечатление произвели на будущего историка-краеведа монастыри и церкви Костромы, куда он приехал на учебу в духовную семинарию, знакомство с историей, «тамошними обычаями». Семинарист проявляет большой интерес к предметам, не входящим в программу. В его архиве сохранился, например, курс лекций по химии, читавшихся в Московском университете. С последним Диев связан всю жизнь. Он печатал свои исследования в университетском издании, выписывал из университетской лавки книги для своей библиотеки. Юноша в совершенстве изучил французский язык. Семинарист немалый интерес проявляет к химии, русскому языку, литературе, которые не входили в программу обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

университетской типографии 1794 года. В нем летопись взята главным образом из древних святцев славянской печати с теми же недовольно определенными хронологическими и историческими показаниями и дополнена в отношении к тем святым, коих нет в означенных святцах. В отношении к самым памятям в основание сего месяцеслова положен Аполлосов календарь, который дополнен только немногими памятями и особенно богородичными праздниками. В этом месяцеслове показаны еще царские дни, панихиды и крестные ходы. Он повторен изданием в 1795 году с ничтожными прибавлениями; так 1 апреля прибавлена память Авраамия болгарского, июля 6 пренесение мощей Иулиании ольшанской. В сем же 1795 г. вышел в Москве полный месяцеслов всех.... праздников и всех святых в типографии Решетникова. Памяти в нем те же, что и в любопытном месяцеслове 1794 года, но имена переведены в нем и на русский язык и сделаны указания против каждого имени, где подобное имя встречается в том же месяцеслове в другие дни; наприм. 1 янв. св. отца нашего Василия Великого (царский греч., еще генв. 30, февр. 28, марта 7, 22 и проч.). Есть в нем и летопись, но короче летописи любопытного месяцеслова 420 . Важнее сих и подобных сим месяцесловов, изданных частными лицами, Полный месяцеслов всех святых , изданный с дозволения св. правительствующего синода гражданскою печатью в московской синодальной типографии в 1806 году. Он также с летописью, памятями мало разнится от Аполлосова календаря 1784 года и любопытного месяцеслова 1794 и 1795 годов, но есть в нем дополнения немногих памятей, а некоторые святые поставлены в другие дни. Дело было так: указом Св. Синода 1787 года запрещено было печатание духовных книг в иных типографиях кроме Синодальных. Этот указ подтвержден в 1801 году. Но в 1802 г. 21 октября поступило прошение «от светских книгопродавцев москов. купца Василья Петрова Глазунова и тверского мещанина Асона Назарова Капустина» о том, что их коштом собран из разных духовных книг Полный Месяцеслов или Христианский Календарь на 30 лет, тщательнее и вернее изданных в С.-Петербурге и Москве в гражданских типографиях, но цензура не дозволила печатать его, так как они светские лица, чрез это издатели подвергаются крайнему раззорению и потому предлагают Синодальной типографии напечатать одно издание на их кошт, а затем если не будет дозволено и впредь издавать на их средства, оставить ту книгу в казне, взяв у них и выгравированные доски за сходную цену.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Н.М.Сергеев отметил, что белорусскому обществу предлагается воспринимать прошлое Белой Руси, а значит, и события настоящего с точки зрения польских магнатов и шляхты. Это особенно ярко видно на примере А.В. Суворова. На имя этого не только военного гения, но и высоконравственного и благородного витязя уже в течение длительного времени пытается бросить тень русофобствующая публика, которая в своих измышлениях тщится приписать полководцу и его чудо-богатырям бесчинства присущие как раз-то польским магнатам и шляхте. «Вся эта ложь рассыпается, если обратиться к документам, т.е. к приказам и распоряжениям по войскам, которые издавались во время боевых действий русской армии против польских мятежников Тадеуша Костюшко. Вот как звучал приказ от 22 августа 1794 года: «Крайне остерегаться и от малейшего грабежа, который в операции есть наивреднейшим. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления не чинить; война не на них, а на вооруженного неприятеля». А вот выдержки из диспозиции А.В. Суворова к штурму Праги (предместье Варшавы) 23 октября 1794 года: «Его сиятельство граф Суворов приказал…в дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют – царство небесное, живым – слава!». Еще с советских времен бытует превратное мнение, что Тадеуш Костюшко выступал не только за «прогрессивное переустройство Речи Посполитой», но и якобы «защищал свободу белорусов». Но это откровенная фальсификация, ведь цели польского восстания 1794 говорят совсем о другом. «Польские повстанцы выступали за то, чтобы Речь Посполитая стала унитарным исключительно польским государством, в которой католицизм объявлялся господствующей религией. При этом «переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество». Ни Руси (будущей Белоруссии), ни православию, ни даже униатству места в Речи Посполитой Польской не предусматривалось. Все это было изложено в «Правительственном законе» (поляки называют его конституцией) от 3 мая 1791 года, за который и воевал генерал Костюшко. Причем действовали мятежники методами якобинского террора: виселицы и расстрелы в отношении несогласных, заградительные отряды против насильно согнанных в мятежные войска крестьян и мещан. Да и печально известное клеймо «враг народа» также было в ходу у мятежников.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/belaya...

Впрочем, этот слишком радикальный рационализм не нравился Робеспьеру. Когда в марте 1794 года он уничтожил «фанатиков»... «Ему показалось, что его всесилие должно основываться на добротных теологических основаниях и что следует устроить коронование его творения, установив Культ Верховного Существа, главным жрецом которого будет он сам. 18 флореаля II года (7 мая 1794 года) он произнес речь „о связи религиозных и моральных идей с республиканскими принципами и о национальных праздниках”, которую Конвент постановил опубликовать. Робеспьер убеждал в своей речи, что „идея Верховного существа и бессмертия души” является постоянным призывом к правосудию и что, следовательно, это общественная и республиканская идея. Новый культ должен был стать культом добродетели. Был принят декрет, согласно которому французский народ признавал две аксиомы робеспьеровской теологии, и на фронтонах церквей поместили надпись, извещающую о нововведении. Далее в декрете следовал список нерабочих праздничных дней, занимавший два столбца: первым в списке шел праздник „Верховного существа и Природы”; отмечать его решено было 20 прериаля (впервые – 8 июня 1794 года). Празднование действительно состоялось: она началось в саду Тюильри, где палач-великан предал огню чудовищное чучело атеизма, Робеспьер произнес таинственную речь, а собравшиеся исполнили гимны; затем процессия, возглавляемая запряженной восемью быками колесницей, украшенной красной тканью, в центре которой, среди колосьев и листьев, возвышалась статуя Свободы, прошла до Марсова Поля». 24 Само пустословие рационализма, сами «вариации» этой «религии в пределах только разума», 25 достаточно свидетельствуют об их лживости. 2. «Независимость человека, семьи, профессии и, главное, государства по отношению к Богу, Иисусу Христу, Церкви; это, в зависимости от точки зрения, – натурализм, лаицизм, вольнодумство (или индифферентизм) [...] и тем самым – официальное отступничество народов, отвергающих земное царствие Иисуса Христа и не признающих божественный авторитет Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Самокрещенец. Гравюра. 1794 г. Самокрещенец. Гравюра. 1794 г. Подробные сведения о самокрестах сохранились начиная с XIX в. В 1837 г. Т. В. Бондарев, саратовский мещанин самокрещенского согласия, написал сочинение, в к-ром проводил мысль о том, что можно остаться правосл. христианином и обойтись без видимой Церкви и иерархии ( Кустодиев К. К материалам для истории раскольнической литературы//РВ. 1862. Т. 41. 9. С. 413-424). В окрестностях Самары был широко известен самокрест Матвей Андреевич (1794-1868), к-рый ушел, видимо, от федосеевцев из-за того, что те не молились за царя и не признавали брака. Самокрещение его произошло в 1838 г.: надев на себя крест, Матвей Андреевич произнес: «Ныне во Христа крестился, во Христа облекохся и стах новый работник «Аз есмь христианин»». В окрестностях Самары вокруг него собралось более 800 последователей, живших в браке и молившихся «за державного царя», к-рые от федосеевцев получили прозвание «самокресты», сами же они себя называли «содержателями святоотеческого закона, поморского законобрачного исповедания Данилова и Андреева толка, сиречь поморских, олонецких пустынножителей последователи» (Жизнь и подвиги обитателя Симбирско-Самарской губ. Матвея Андреевича - НБ УрГУ. XXII. 14. Р). Мало изучена община самокреста А. М. Запьянцева из с. Толба Сергачского у. Нижегородской губ., хотя он вел широкую переписку, был автором ряда полемических сочинений. Самокрещенство было распространено в Поволжье, но было немногочисленным, значительная часть фактов самокрещенства осталась незафиксированной. Против самокрестов выступали Батов, Т. А. Худошин , для полемики с ними созывались соборы поморцев в 1881, 1887, 1889, 1896 гг., вопросы об отношении к самокрещенцам ставились также на всероссийских соборах поморцев в нач. ХХ в. К кон. XIX в. последователей самокрещенства насчитывалось более 9 тыс. Самокрестов порой объединяют с «некрещеными» (некрестяками), хотя это разные согласия. Некрестяки заменяли крещение «желанием его и надеванием простого крестика с раздачей милостыни» ( Добронравов В.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАСТАСИЙ БОЛГАРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анастасий Болгарский, Струмицкий, Солунский (греч. Αναστσιος κ Βουλγαρας) ( 1774 - 1794 ), мученик . Память 8 августа (Греч.), 29 августа (болг., македон.). Родился в 1774 году в с. Радовиш провинции Струмица . Занимался оружейным ремеслом, по сведениям из греч. источников, торговал одеждой. Когда юноше было 20 лет, ему случилось побывать у своего учителя в Солуне (Фессалониках) . Мастер захотел сбыть несколько одежд без уплаты налога . Он уговорил ученика одеться турком и выйти за город. Сборщики налогов (хараджи) остановили его и потребовали письменного свидетельства (тескэре) об уплате налога. Юноша отвечал, что он турок. Тогда сборщики потребовали от него прочитать салават - магометанскую молитву. Юноша смутился и молчал. Его повели к начальнику, который, допросив мученика, предложил ему потурчиться. Юноша отказался, и его отвели к главному сборщику. Чиновник пытался сначала обольстить, затем запугать мученика, но тот, признав свою гражданскую вину, ни за что не соглашался изменить святой вере. Сборщик податей дал знать об этом муфтию. Тот ответил: " У тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй, что хочешь " . Это значило, что по закону сборщик должен был взять с юноши пошлину, но тогда он по суду муфтия не последователь Магомета, вооруженный мечом. Получив такой ответ, начальник хараджа препроводил юношу к местному мулле вместе с пятью турками, которые должны были свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру . На обличения свидетелей в хуле на Магомета мученик честно отвечал, что он не хулил его, но признает показываемую хулу за верную оценку Магомета. Его предали мучениям и приговорили к повешению. По дороге к виселице мученика продолжали уговаривать отступить от веры, он же, истерзанный и измученный, упал на дороге и скончался 8 августа или 29 августа 1794 года. Использованные материалы   При владычестве турков христиане должны были уплачивать значительно более высокие налоги по сравнению с мусульманами. В частности, рыночный сбор на продажу товаров с христиан был установлен в два раза больше, нежели с мусульман. Редакция текста от: 30.07.2013 09:42:29 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2047.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010