Нижняя Синячиха. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Построена по образцу утраченной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в г. Туринске Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенская церковь построена в 1794-1823 годах. Барокко, классицизм. Основная легенда: После 1917 года храм использовался как склад, мельница, зерносушилка. В 1960-х годах памятник начали восстанавливать местные жители. К концу 1960-х годов была взята под охрану государства как памятник архитектуры. Храм имеет весьма распространенную осевую композицию, то есть тип церкви «кораблем». Основной объем – четверик, в два света, перекрытый сомкнутым сводом. Над четырехгранным объемом поставлен восьмерик, завершенный куполом на барабане. Он окружен еще четырьмя меньшими барабанами с главками. По углам основной объем украшен изогнутыми фронтонами с круглыми проемами и главками. Фасады завершаются криволинейными фронтонами. Плоскость фасадов не имеет ордерного членения, пилястрами обработаны только углы куба. С востока примыкает большая граненая апсида, перекрытая куполом, который завершается главкой. Таким образом, общее число глав достигает десяти. Здание двухэтажное, эта конструктивная особенность подчеркнута профилированным карнизом. Кроме того, различается форма окон первого и второго этажа. Плоскость фасадов заполнена практически полностью большими окнами, украшенными наличниками с волютами. С запада основной объем продолжен пониженной трапезной, фасады которой имеют схожее декоративное решение. Завершающая композицию колокольня близка по своему облику раннему классицизму. Это сооружение, состоящее из поставленных друг на друга четвериков, порезанных арками с полуциркульным верхом, завершается высоким шпилем. В XIX Веке была пристроена паперть. Внутри сохранились росписи, относящиеся к XIX столетию. Информация: Проект Главного информационно-вычислительного центра Роскультуры http://www.rus-sobori.ru/catalog Преображенская церковь, каменная, двухэтажная, двухпрестольная. Заложена 12 мая 1794 г. Построена на средства заводовладельцев Яковлевых. Нижний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 3 февраля 1810 г. Верхний храм в честь Преображения Господня, освящен 23 июня 1845 г. Закрыта в 1939 г., обновленческой ориентации. Действующая совместно с музеем.

http://sobory.ru/article/?object=01214

Арзамас. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» построена в 1794 году на месте старого, тоже каменного храма. Это «тёплый» зимний храм. Главный престол освящён в честь иконы «Живоносный Источник», два малых - в честь Архистратига Михаила и Сергия и Германа Валаамских. Резной иконостас выполнен арзамасскими мастерами Митрящевыми. В храме находится редкий образ – икона «Собор Пресвятой Богородицы». Когда-то В.А. Соллогуб вспоминал о своём знакомстве с Арзамасом так: " Много видел я в Москве церквей, но в Арзамасе кроме церквей ничего не видал. Кое-какие домишки исчезают там под торжественным давлением куполов, колоколен и башен. Арзамас, по преимуществу, город православия. Перед ним русскому человеку, нельзя не перекрестиься " . Одна из многочисленных церквей города, являющаяся несомненным украшением Соборной площади Арзамаса, наравне с Воскресенским собором, и служащей своего рода противовесом этому грандиозному сооружению и есть храм в честь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " . Воскресенский собор строился холодным, т.е. пригодным для служения только в условно-летний период - приблизительно от Пасхи до Покрова. А где есть холодный храм, там должен быть и тёплый. Он и был построен рядом с Воскресенским собором - храм во имя иконы Божией Матери " Живоносный Источник " . Выстроенный в 1794 году на месте старой, также каменной церкви, эта церковь с 1813 по 1842 год служила Арзамасцам главным храмом на протяжении всего периода строительства Воскресенского собора. Вот что писал Н.М. Щегольков, составитель монографии " Исторические сведения о городе Арзамасе " (1911), о ремонте церкви в 1823 году: " Крайняя необходимость заставила капитально ремонтировать тёплый собор, который, хотя и был выстроен всего лишь 30 лет назад, почему-то сильно обветшал и требовал немедленного ремонта, который и был произведён в течение одного лета " . Помимо главного престола, в нём были освящены ещё два придельных - во имя Архистратига Михаила и прп. Сергия и Германа Валаамских. Храм, закрытый в 1930-х годах, стал вновь действующим с ноября 1944 года, вместе с Воскресенским собором. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " , выпуск 2015 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05628

Никольский храм в переделанном виде сохранялся вплоть до начала 1960-х годов, до того, как между храмами был построен каменный мост через Клязьму, а дорога прошла прямо через старинный погост. Деревянная церковь была прямоугольной в плане, с пятигранной алтарной апсидой. Северная и южная стена храма в 1824 году были увенчаны фронтонами в стиле ампир с полукруглыми окнами. Тогда же храм был расширен с трёх сторон за счёт пристройки трапезной, а барабан с куполом покрыт железом, на котором были нарисованы ложные окна. К сожалению, старый деревянный храм и отдельно стоящая колокольня не сохранились до нашего времени. Обращаясь к истории села, стоит сказать, что Тимонино-Никольское было куплено в 1791 году почётным опекуном Московского воспитательного дома, предводителем дворянства Московского уезда Московской губернии, гвардии капитаном, князем Михаилом Ивановичем Долгоруковым (1731-1794). После его кончины в 1794 году село унаследовала его супруга-княгиня Анна Николаевна (1731-1813), дочь барона Николая Григорьевича Строганова. С марта 1813 года село Никольское-Тимонино переходит по наследству к её сыну Ивану Михайловичу Долгорукову (1764-1823). Другая часть села (деревня Новинки), находившаяся во владении князей Волконских, в 1816 году (по другим данным - в 1818 году) была продана супруге оберцеремониймейстера и начальника Московского дворцового управления, главноначальствующего Кремлёвской Оружейной палаты и " первого русского археолога " , Петра Степановича Валуева (1743-1814), Дарье Александровне Валуевой (1757-1836), урождённой Кошелевой. Схоронив в 1814 году мужа, Дарья Александровна, вместе с сыновьями Александром, Павлом, Степаном и 5-ю дочерьми: камер-фрейлиной Екатериной, Анной, Софьей, Анастасией и Прасковьей в 1819 году подала прошение о строительстве в своей части имения села Никольское-Тимонино каменной " холодной " церкви в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " - иконы-утешительницы матерей, сыновья которых погибли на ратном поприще. Строительство храма было обусловлено тем, что сын помещицы, Пётр Валуев 7 сентября (26 августа по ст. стилю) 1812 года погиб в Бородинском сражении на батарее Раевского. Благословение было получено и строительство началось вблизи деревянной зимней Никольской церкви. Одновременно строилась церковная ограда на каменных столбах, окружающая оба храма и дом причта.

http://sobory.ru/article/?object=03811

Эпоха I-я до учреждения епархии Славянской и Херсонской 1752 год Города Ново-Миргорода, соборная Св. Николаевская каменная церковь , Бобринецкого уезда 1 . Новомиргород был одним из первых и главных шанцов Сербов, вошедших в Россию под начальством генерала Ивана Хорвата, и поселившихся за р. Днепром, с наименованием «Новою-Сербией» той части земли, которая им отведена была. Прибытие Сербов в Россию последовало в 1751 году, следовательно и начало Ново-Миргородской церкви, ныне соборной, по всей вероятности должно относиться к 1752 году. Чрез многие годы церковь хотя различным и подлежала поправкам, однако вид ее и доселе остается прежний. В ней погребен генерал-аншеф Текелий, скончавшийся в 1792 году. Сия церковь была и. кафедральною Екатеринославских Архиереев до перехода их из Новомиргорода в Екатеринослав, т. е. с 1797 по июль 1804 года. В 1823 году пристроены к ней два придела: во имя Св. Апостол Петра и Павла и во имя Рождества Богородицы. 1753 год. Села Малой-Выски, С. Предтеченская, деревянная, Бобр. у. Церковь сия, современная Ново-Миргороду, обветшала и упразднена, а вместо старой помещицею княгинею Екатериною Кудашевою построена в 1794 году, на другом удобнейшем месте, новая во имя Покрова Пресв. Богородицы. 1754 год Села Липняжки, Успенская, деревянная, Бобр. у. О сей церкви в 1798 г. доносимо было, что Фундамент под ней, по давности, пришел уже в крайнюю ветхость. Почему вместе с сим и просимо было дозволение сделать новый каменный фундамент. Посада Петриковки, Св. Николаевская, деревянная. Бобр. у. Селение это теперь именуется «Новою Прагою» и принадлежит ведомству военного поселения 2 резервного кавалерийского корпуса; в нем помещается штаб 2-й Кирасирской дивизии. 1755 год Города Елисаветграда, Успенская, что «на подоле», прежде деревянная, ныне же каменная. Церковь сия была однопрестольная, куплена и перевезена на подол Елисаветградской крепости, из слободы Федоровки в 1755 году. Обветшала и вместо оной в 1774 году заложена, по благословению преосвященного Иова, епископа Переяславского, новая трех-престольная, также деревянная, во имя Успения Пресвятой Богородицы, Св. Христова Николая и Св. Великомученицы Варвары, которая освящена в 1781 году, по благословению Пики- Фора, архиепископа Славянского и Херсонского. В 1788 году, во время бывшего в Елисаветграде пожара, она сгорела, и вместо ее сооружена настоящая пяти-престольная, каменная, иждивением полковника Красноглазова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Иерофей, епископ Острожский (Лобачевский Яков Федорович) Родился 24 марта 1783 года в г. Ковеле Волынской губернии в семье униатского священника. В 1794 году вся семья присоединилась к Православию. С 1799 года учился в Волынской духовной семинарии. В 1807 году поступил в Киевскую духовную академию. С 27 сентября 1811 года – учитель Волынской духовной семинарии. 2 августа 1814 года пострижен в монашество; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 9 августа – во иеромонаха; 20 сентября того же года назначен строителем заштатного Загаецкого святителя Иоанна Милостивого монастыря с оставлением учителем семинарии. С 1 сентября 1817 года – инспектор Волынской духовной семинарии. 23 декабря 1819 года возведен в сан архимандрита. 7 сентября 1823 года назначен благочинным монастырей. С 19 августа 1829 года – настоятель Свято-Троицкого Дерманского Острожского монастыря. 25 марта 1845 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, и оставлен настоятелем Дерманского монастыря. В том же 1845 году состоял вице-президентом Волынского попечительного комитета о тюрьмах. Скончался 17 апреля 1871 года. Епископ Иерофей был человек всесторонне образованный, с широким умственным кругозором, хорошо знакомый с богословскими, историческими и естественными науками. Прекрасно знал языки: латинский, греческий, еврейский, польский, французский, немецкий, итальянский. По характеру это был человек кроткий, доброжелательный. Труды: Историческая записка о Дерманском монастыре//Волынские епархиальные ведомости. – 1873, часть неофициальная. С.282–301, 320–334. Отчетная записка о рассмотренной рукописи архимандрита Николая под заглавием: О начале и судьбе Православной Церкви в нынешней Минской епархии, с соображением и заключением рассматривавшего//Волынские епархиальные ведомости. – 1873, часть неофициальная. С. 354–372, 393–412, 433–441. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Змеевка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Архангельское, Змеевка тож, в 35 верстах от уездного города Данков. Змеевка, находящаяся направо от большой Скопинской дороги, в качестве деревни, принадлежавшей к приходу с. Никольского, Мышинское тож, упоминается в Ландратской книге 1716 г. Грамота на первоначальное построение в деревне Змеевке церкви выдана была преосвященным Палладием, по просьбе лейб-гвардии прапорщика Ростислава Евграфова Татищева, в 1767 г. В январе 1770 г. иерей Борис Саввин просил епархиальное начальство о дозволении новопостроенную деревянную церковь в честь Архангела Михаила освятить Данковского Покровского монастыря игумену Варсанофию, коим в мае того же года и донесено было консистории об освящении означенной церкви. Новопостроенная Архангельская церковь имела в длину 21, а в ширину 6 аршин. Со времени построения церкви Змеевка получает название села Архангельского. У новопостроенной церкви в приходе состояло 132 двора, в коих числилось муж. пола 462, жен. пола 468. В причте положены 1 священник, 1 диакон, дьячок и пономарь. В 1794 г. как церковь, так и колокольня, и паперти были покрыты новым тесом. В апреле 1823 г. иерей И. Алексеев испрашивал у епархиального начальства дозволение построить новый иконостас вместо ветхого, который полинял так, что изображения икон мало видно, что ему и разрешено. Существующая ныне каменная Архангельская церковь начата постройкою в 1877 г.; в 1880 г. освящен был только придел, а настоящая и колокольня еще устрояются. Земли под церковью и кладбищами 2 десятины, усадебной 2,5 десятины, пахотной 30 десятин. В приходе при 232 дворах числится муж. пола 726, жен. пола 768. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1888 г. том 3, стр. 414-415. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение 12 ноября 2016 года состоялось освящение церкви. 2 марта 2018. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17124

Антоний, архиепископ Подольский и Брацлавский (Соколов Алексей Федорович) Родился около 1767 года, окончил Казанскую духовную семинарию и определен в ней учителем информации. С 1794 года – учитель греческого языка и катехизатор в младших классах. В 1795 году – учитель синтаксимы. В 1797 году определен префектом семинарии и учителем поэзии. В ноябре 1797 года рукоположен во священника. В 1798 году овдовел и был пострижен в монашество. 30 августа 1799 года возведен в сан архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1800 года – ректор Казанской духовной академии. В 1805 году вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 2 февраля 1808 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 23 сентября 1810 года – епископ Воронежский и Черкасский. С 7 февраля 1816 года – епископ Калужский и Боровский. 15 марта 1819 года возведен в сан архиепископа и переведен на Подольскую кафедру. 3 апреля 1823 года уволен на покой в Воронежский Задонский монастырь. Скончался 29 марта 1827 года. О преосвященном Антонии сохранилось немного сведений. Его характеризуют благочестивым, кротким, доступным для всех. Он любил светское общество и слыл в нем за большого остряка и умника. Им составлена подборка из творений святителя Димитрия Ростовского «Поклонение Страстям Христовым и Пресвятой Богородице». Ежедневно после молитв он читал это «Поклонение». При преосвященном Антонии у Тюнина колодца, месте уединения святителя Тихона, построен храм в честь Божией Матери «Живоносный источник», который был освящен архиепископом Антонием 15 августа 1813 года. Характерно, что преосвященный Антоний, по воспоминаниям княжны Т. А. Волконской, допускал для приезжавшего в Задонск дворянства некоторые мирские развлечения (танцы, духовную музыку). Причем все эти развлечения происходили в его присутствии. Однако, желая увлечь общество на более полезное дело, он заставлял всех дам и девушек дворянского сословия, приехавших в Задонск, заниматься посадкой деревьев вокруг церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кузовка. Церковь Богоявления Господня (старая). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Строительство каменного храма Богоявления Господня начато в 1823г., окончено в 1831г. Храмостроительница - графиня Анна Владимировна Бобринская. С 1880г. существовала земская школа. Село Кузовка расположено по обеим сторонам реки Кузовки в виде двух параллельных слобод, растянутых верст на пять. От Тулы село находится на расстоянии 75 верст, от Богородицка 12 верст и от станции Малевки Елецкой ветви Сызрано-Вяземской ж. д. в 5 верстах. Название села произошло, вернее всего, от реки, хотя объясняют это название и из существовавшего тут в прежнее время, когда было здесь много лесов, промысла приготовлять лукошки и плести кузова. Время возникновения прихода села Кузовки неизвестно. По местному преданию, население Кузовки образовалось из переселенных сюда крестьян из других мест во времена Бирона, которому будто бы в личное владение отдана Императрицею Анною Иоанновною вся плодородная полоса Тульской губернии: от г. Венева до границ Ефремовского уезда. Бирон позаботился населить свои вотчины, в это время и получила свое начало село Кузовка. Если это предание верно, то возникновение села нужно относить к 1-й половине XVIII. В 1794 г. все крестьяне бывших вотчин Бирона, в том числе и крестьяне с. Кузовки, отданы были Екатериною II во владение графа Алексея Григорьевича Бобринского. В настоящее время приход состоит из села и деревни Алексеевки с общим населением 1772 души муж. пола и 1774 жен. пола. Кроме земледелия, большинство занимаются плотничеством. Существующий в приходе храм каменный во имя Богоявления Господня, как видно из храмозданной грамоты, начат постройкою в 1823 г. и окончен в 1831 г. Строительницей храма была графиня Анна Владимировна Бобринская. О судьбах же более раннего деревянного храма не сохранилось никаких сведений. Кроме главного алтаря, в храме одновременно устроены придельные – с правой стороны во имя Вознесения Господня, с левой – во имя Покрова Божией Матери. В последующее время в храме производились разного рода поновления внутри и снаружи. Наиболее капитальная поправка состояла в замене всех трех иконостасов новыми в 1873 г.

http://sobory.ru/article/?object=06913

Вятка (Киров). Церковь Иоанна Богослова. Богословская кладбищенская церковь, Машковцевская /// Объект утрачен Проезд:г. Киров, остановка " ОДНТ " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кладбищенская святого Апостола Иоанна Богослова церковь построена на средства вятского купца Стефана Яковлевича Машковцева, с пособия от граждан г.Вятки, по грамоте данной 19 ноября 1784 г. Вятским преосвященным Лаврентием вторым и по плану, утвержденному 24 июня 1789 г. императрицей Екатериной 2-й. Зданием каменная, с таковой же колокольнею, кладбищенская площадь обнесена оградою. Утварью и ризницею достаточна. Святых престолов в ней 3: 1. Во имя св Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в теплом храме правом приделе, освященном 22 октября 1794 г. преосвященным Лаврентием вторым. 2. Правый во имя Божией Матери Смоленской иконы в холодном храме, освящена 7 ноября 1813 г. преосв. Гедеоном, епископом Вятским. 3. Престол во имя святого первомученника Апостола и Архидиакона Стефания, освящена 5 июля 1825 г. при Павле епископе Вятском и Солободском. Церковь сия с 1812 по 1821 гг. была приписана к Всесвятской и Знаменской церквям г.Вятки, с 1823 по 1851 гг. к Предтеченской церкви, с 1852 по 1889 гг. снова ко Всесвятской церкви, с 1890 по 1901 гг. к Воскресенскому собору, а в феврале 1901 г. по ходатайству преосвященного Алексия, епископа Вятского и Слободского, св. синодом открыты при сей церкви штатные вакансии священника и псаломщика. Земли при сей церкви для погребения умерших по плану значится в длину 137 саж., в ширину 91 саж. В этом числе по южной стороне кладбища по постановлению Вятской городской Думы 11 августа 1882 г. для постройки домов и служб церкви выделено 27 саж длины и 15 ширины " . На снимках 1955 года мы видим начало строительства Октябрьского проспекта. Как раз здесь Богословское кладбище огорожено высоким забором. " Пахотной и сенокосной земли во владении причта и церкви нет, но в 1899 г. 1 ноября по духовному авещанию у вятского нотариуса Витте за 36 вдовы коллежского ассесора Ольги Васильевны Москвитиновой (после понесенного владения крестьянской девицы Александры Ивановны Погудиной – см. копию с духовного завещания в архив ц. за 1899 в делах) отписано за помин ея Ольги сенокосной земли в Вятском уезде Щербитинской волости в Мироновом лугу сенокос под названием Москвитинский, в количестве по плану коп. 1902 г. июля 19 дня, 12 десятин и 440 сажень, в этом числе значится удельной сенокосной земли с кустарником 10 дес. 216 и неудобной 8 дес. И 1105 саж., всего 9 дес. 1740. план на сенокосну землю скопирован в 1902 г. и хранится при делах церкви.

http://sobory.ru/article/?object=33390

Из окладных книг 1676 года видно, что Берёзово, до построения в нём церкви, принадлежало к приходу села Тимошкино: «А преж сего с той церкви дань платили по старому окладу с селом Тимошкиным». Церковной земли при Никольской церкви по окладным книгам значится только: «3 четверти в поле, в дву потомуж, сенных покосов на 30 копен; в приходе двор помещиков Ивана Иванова сына Нарышкина да крестьянских 20 дворов, бобыльских 3 двора. По окладу 184 г. дани положено платить 23 алтына 3 денги». В 1705-1707 годах, по инициативе и на средства стольника Ивана Ивановича Нарышкина, в селе Берёзово на месте старой ветхой деревянной Никольской церкви был построен и освящён новый каменный храм в то же храмонаименование, а в 1785 году в нём был устроен ещё один престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Возможно, на её закладку или открытие приезжал царевич Алексей. В 1785 году дано было разрешение на устройство в трапезе придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В сентябре 1794 г. испрашивалось дозволение на поправку главы и кровли на настоящей церкви. В начале XIX в. владельцами села Берёзово стали в долях дворяне Телепнёвы и Фатовы. Надворный советник Иван Венедиктович Фатов и его сыновья Александр и Григорий Ивановичи выстроили в Берёзове усадебный дом и много сделали для украшения сельского храма. В 1801 году в склепе под церковью погребена надворная советница Фатова Марья Лаврентьевна, о чём свидетельствует металлическая надгробная плита с надписями внутри церкви. В 1803 году И. В. Фатов пристроил к Никольскому храму новую колокольню, в 1805 году трапезную, а в 1823 году его сын, А. И. Фатов, поновил настенные росписи и переделал полы. На благоустройство Никольского храма в селе Берёзове Фатовы жертвовали значительные суммы. В 1863 г. в настоящей церкви был устроен новый иконостас и стены были вновь оштукатурены и покрыты живописью на пожертвования Анны Сергеевны Фатовой и Владимира Петровича Телепнёва. В 1873 году поставлен был новый иконостас в Покровском пределе, а стены его украшены живописью. Земли при Никольской церкви состоит: под церковью и кладбищем 2 дес., усадебной 3 дес., пахотной 45 дес. и луговой 3 дес. но плана и межевой книги у причта на означенную землю не имеется. Далее идут события связанные с жизнью села и церкви в хронологическом порядке.

http://sobory.ru/article/?object=18291

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010