Комплекс церкви Рождества Пресвятой Богородицы по адресу: Чеховский район, с.Талеж, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Он включает в себя: колокольню, ограду, церковь. Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж (1792-1939 гг.) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж построена в 1792 г. владельцем села графом Владимиром Григорьевичем Орловым. Владимир Григорьевич – младший из пяти знаменитых братьев Орловых, директор Академии наук в 1766-74 гг. Ушедши в отставку, граф занялся обустройством своих имений, в состав которых входило и село Талеж. Строил Талежскую церковь крепостной архитектор графа Иван Бабакин, скорее всего, по проекту московского архитектора Е. С. Назарова. В 1793 г. церковь была освящена во имя Рождества Богородицы в память о разобранной одноименной церкви в соседней деревне Горках. После этого, в 1794 г., была разобрана старая деревянная церковь села – во имя святого благоверного князя Владимира, а материал был употреблен на обжиг кирпичей для церковной ограды. Иконы для новой церкви были написаны живописцем Красовским. Кроме написанных образов были перенесены иконы, а также и церковная утварь из упомянутых разобранных церквей. Граф не только оплатил все работы, но и принимал активное участие как в самой постройке, так и в приобретении для церкви дополнительной утвари. По преданию, именно граф подарил церкви крест с мощами св. блгв. князя Владимира, ставший с тех пор основной святыней храма и собиравший ко дню памяти крестителя Руси большое число паломников. В 1806–42 гг. настоятелем церкви служил священник Иларион Иродионов Голосов. При нем в 1810 г. справа от центрального алтаря был устроен придел во имя св. блгв. князя Владимира. В 1812 г., надо думать, храм не пострадал. В 1819 г. в церковь Рождества Богородицы дворовым графа Орлова А.Г. Шершневым был пожертвован колокол весом 187 пудов 10 фунтов, отлитый в Москве на заводе Богданова. В 1823-32 гг. в церкви был устроен левый придел – во имя Архистратига Михаила в память разобранной Архангельской церкви в соседней деревне Ананьино.

http://sobory.ru/article/?object=00756

Верующим были розданы иконки Тихвинской Божией Матери с Патриаршим благословением. После Литургии состоялось гашение почтового конверта и почтовой карточки, выпущенных Почтой России по случаю 500-летия основания Успенского собора. Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря строился в 1507-1515 гг. по инициативе великого князя Василия III на великокняжеские пожертвования специально для подобающего хранения чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 15 августа 1515 г. архиепископом Новгородским Серапионом. Согласно замыслу великого князя, храм был создан по образцу Успенского собора Московского Кремля. Архитектор — итальянский мастер Фрязин, подрядчик — новгородский мастер Феодор Сырков. Собор был возведен из камня методом бутовой кладки и стал первым каменным строением на территории Тихвинского посада; представляет собой пятиглавый храм с луковичными верхами, имеет в плане удлиненный четырехугольник с тремя полукружиями для алтаря. Своды собора также каменные, для их поддержки предусмотрены шесть четырехгранных столбов (два из которых находятся в алтаре). Тихвинская икона Божией Матери размещается на правом столбе. Роспись храма принадлежит кисти известного мастера Логина Шустова. Хотя первоначальная роспись была сделана тихвинскими иконописцами еще в XVI и XVII в., фрески Шустова (писанные с 1794 по 1797 гг.) являются окончательными и хорошо сохранились до наших дней. Резной иконостас имеет пять ярусов, создан в XVII в. Сейчас его наполняют преимущественно иконы современного письма, исторические же иконы пребывают в запасниках Государственного Русского музея. Успенский собор имеет приделы в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии, возведенные в первой половине XVIII в. и перестроенные в 1820 г. Позднее, в 1823 г., к собору были пристроены помещения ризницы и библиотеки. Во время немецко-фашистской оккупации Тихвина собор пострадал незначительно (в отличие от других храмов и построек Тихвинского Успенского монастыря).

http://patriarchia.ru/db/text/4148489.ht...

архиеп. Жана Огюста Шатене де Пюисегюра, отказавшегося принести присягу на верность революционной конституции, архиеп-ство Б. распалось на 2: собственно Б. и Шатору, согласно новому адм. делению на департаменты (Шер и Эндр соответственно). В 1791 г. конституционным епископом был избран Пьер Анастаз Торне, активный сторонник нового революционного порядка, впосл. депутат революционного Конвента. Он отправил открытое послание папе Пию VI в защиту гражданской конституции. Вначале новый епископ проявил себя как поборник христ. просвещения и с этой целью открыл в Б. семинарию. Однако впосл. его деятельность стала противоречить традициям католич. Церкви, что отвратило от него мн. католиков. В 1793 г. епископ-революционер сложил с себя сан, женился и стал частным лицом. Еще с 1792 г. начались преследования клириков, отказавшихся принести присягу на верность революционному правительству, ок. 200 священников были изгнаны из города (1793), оставшиеся были арестованы. После отречения Торне революционным правительством был закрыт кафедральный собор, изъяты все находившиеся там предметы из драгоценных металлов. Затем церковь была открыта уже как храм Разума. После переворота 9 термидора (1794) гонения на Церковь были временно приостановлены, находившийся в эмиграции католич. архиепископ пытался наладить церковную жизнь в Б. через своего представителя аббата Гассо. Однако правительство Директории опять начало преследование клириков, отказавшихся принести присягу на верность. В 1798 г. в Б. был назначен новый конституционный еп. Жозеф Мишель Дюфрес де Вернин, в то время как в Шатору епископом стал его брат Клод Дюфрес. К тому времени был упразднен ряд епископских кафедр, прежде зависевших от Б.; сохранились лишь Сен-Флур, Клермон и Лимож. После конкордата, подписанного папой Пием VII с имп. Наполеоном Бонапартом (1801), архиеп. де Пюисегюр сложил свои полномочия, на его место в 1802 г. был избран новый архиеп. Мари Шарль Изидор де Мерси. В 1823 г. были восстановлены епископские кафедры в Ле-Пюи и Тюле, подчиненные архиепископу Б.

http://pravenc.ru/text/153657.html

По его представлению Святейший Синод назначил в 1793 г. в Аляску первую православную миссию, составленную из Валаамских монахов во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), которая в сентябре 1794 г., после долгого десятимесячного путешествия прибыла к месту своего назначения – на о. Кадьяк. Здесь миссионеров ждали суровые условия: негостеприимный климат, чужие обычаи и пища... Но неустанные труды принесли свои плоды – уже к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч. В1798 году архим. Иоасаф выехал с докладом в Иркутск, где по решению Святейшего Синода был хиротонисан во епископа Кадьякского. Но на обратном пути корабль, на котором находился епископ Иоасаф утонул, и все погибли. Конечно, это была огромная потеря, но Промыслом Божиим самым видным миссионером становится преподобный Герман Аляскинский , единственный в миссии монах, не облеченный священным саном. Своей проповедью и делами христианского милосердия и любви он привлек тысячи туземцев в лоно Православной Церкви. В 1823 г. на Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Трудно переоценить его вклад в дело просвещения Америки. Обладая поистине апостольской ревностью и обширными знаниями в области этнографии и лингвистики о. Иоанн хорошо изучил язык и нравы своей паствы. На острове Уналашке была открыта школа для мальчиков, в которой он сам и преподавал. О. Иоанн даже создал алеутом письменность, которой у них до этого не было, и перевел на него множество библейских богослужебных и поучительных текстов. После смерти супруги о. Иоанн (в 1849 г.), по благословению своего духовника святителя Филарета (Дроздова) , принимает монашеский постриг с именем Иннокентия , а вскоре и хиротонию во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1867 г. Аляска была продана Америке, и в Русской Церкви шли разговоры о упразднении миссии, но владыка Иннокентий увидел в этом Промысл Божий, устраивающий всё во благое. В это время он писал, что для распространения православной веры по всем Соединенным Штатам следует специально подготавливать пастырей, чтобы они хорошо владели английским языком, и таким образом Православие могло бы распространиться по всей Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

—38— из-за перемены климата половина погибла, а остальные вернулись назад хорошими музыкантами 42 . В 1794 году в российские американские колонии была направлена первая официальная православная духовная миссия, состоявшая из восьми монахов (шесть – из Валаамского и два – из Коневского монастыря). Глава миссии – архимандрит Иоасаф (Болотов) (1761–1799 гг.) после окончания Ярославской семинарии в 1786 году постригся в монахи Валаамского монастыря на Ладожском озере. В 1797 году он был посвящен в сан епископа Кадьякского, но на обратном пути к берегам Америки погиб в 1799 году в результате крушения судна Феникс, во время которого потонули также следовавшие с ним монахи Коневского монастыря (иеромонах Макарий и иеродьякон Стефан). По-разному сложились дальнейшие судьбы других членов миссии. Иеромонах Ювеналий, бывший до пострига артиллерийским офицером, смело путешествовал с проповедью веры Христовой по островам и американскому материку, где был убит туземцами около озера Илиамна в 1796 году. Иеромонах Нектарий уехал из американских колоний в Иркутск в 1806 году и в 1814 году скончался в Киренском монастыре. Монах Иоасаф умер на Кадьяке в 1823 году, а иеромонах Афанасий служил там же священником до 1825 года, после чего благополучно возвратился в Россию. Дольше всех прожил в Русской Америке монах Герман, который умер в 1837 году на острове Еловом вблизи Кадьяка. С его кончиной Кадьякская миссия прекратила свое существование. Помимо этих постоянных членов миссии, в 1805–1807 годах, в колониях находился кафедральный иеромонах Санкт-Петербургской Александре-Невской Лавры Гедеон 43 . При отправлении миссии из России Святейший Синод Русской Православной Церкви выдал архимандриту Иоасафу программу описания земель, в которых предстояло действовать миссионерам, с тем, чтобы руководитель миссии составил на ее основе подробную справку о русских колониях. Иоасаф (Болотов, Иван) был способным и для своего времени хорошо образованным человеком —39— и поэтому он весьма успешно выполнил задание Синода и первым провел серьезное изучение Кадьякских американцев, природы острова и прилегающих территорий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда единодушно всей братией избран был отец казначей Ионафан. 5-го октября 1823 года последовал указ отцу Иннокентию о сдаче монастыря вновь избранному отцу настоятелю. По сдаче монастыря, отец Иннокентий оставлен был на покое в Валаамской обители. За долговременную и усердную его службу, по Высочайшему повелению, согласно представлению высокопреосвященного митрополита, ему назначен был по смерти в пенсион полный оклад настоятельского жалованья, положенного по штату, 600 руб. асс. ежегодно. Последние дни своей многотрудной жизни старец посвятил на окончательное устройство восстановленных его попечением двух обителей: Андрусовской и Сяндемской. Не удерживала и болезнь деятельного старца в его заботах об устройстве пустынь: в сентябре месяце 1828 года он, по делам их прибыл в г. Петрозаводск и здесь, 90-та лет, 22-го числа сентября свершил свое земное течение, предав дух свой Господу. Во время болезни его посещал преосвященный Игнатий, епископ олонецкий, и старец два раза просил владыку доставить его тело на Валаам. Преосвященный Игнатий, уважая редкие добродетели усопшего, почтил память его исполнением последнего его желания: исходатайствовал дозволение погребсти тело его на Валааме и благословил, на пути туда, у каждой встречавшейся церкви останавливаться и совершать литии, а в Сяндемской пустыни внести тело в тамошний Успенский собор, воздвигнутый почившим. В это время, много лет почти безмолвная, пустынь была полна сотнями народа всякого звания: не только окрестные жители, но и от далеких мест приходили поклониться останкам достойно почитаемого старца. До сих пор не только на Валааме, но и во многих дальних краях русской земли с благоговением воспоминают душеспасительные наставления отца Иннокентия, строгие правила его жизни, младенческую простоту его сердца и евангельскую ко всякому любовь. 5. Игумен Ионафан Игумен Ионафан умер через два года по кончине отца Иннокентия, 22 января 1830 года. Он был по происхождению простой ремесленник г. С.–Петербурга; поступил в Валаамский монастырь при отце Назарии и им пострижен в монашество в 1792 г.; проходил послушание в поварне, звонаря и пономаря; посвящен в иеродиакона в 1793 году и в иеромонаха в 1794 году, потом был голосовщиком, ризничим и книгохранителем; при должности казначея он продолжал исполнять обязанности и уставщика на клиросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме управления монастырями старец Паисий в течение последних 20 лет своей жизни деятельно занимался литературными трудами, которые обессмертили его имя. В долгие осенние и зимние ночи он, обложившись книгами, переводил с греческого языка на славянский творения святых отцов. Старец перевел творения святых преподобных отцов Исаака Сирина , Максима Исповедника , Феодора Студита , аввы Варсанофия и, наконец, составил аскетический сборник «Добротолюбие», основой для которого послужила греческая «Филокалия» святого Никодима Святогорца . «Добротолюбие» старца Паисия было напечатано в 1793 году благодаря содействию митрополита Гавриила (Петрова). До появления русского текста «Добротолюбия» в переводе епископа Феофана Затворника в течение целого века славянское «Добротолюбие» Паисия (Величковского) было самой читаемой книгой у православных монахов, искавших духовного совершенства. В 1790 году русские войска вошли в Молдавию и взяли Яссы. Тогда архиепископ Екатеринославский Амвросий возвел старца Паисия в сан архимандрита. Скончался великий старец через 4 года после этого, в 1794 году, в возрасте 72 лет. После него остались ученики, которые, возвращаясь в Россию, разносили весть о «благочестивом и чудном отце Паисие» и по его заветам взращивали в русских монастырях старчество. К числу особенно усердно потрудившихся на поприще старческого руководства учеников великого молдавского подвижника принадлежат архимандрит Феодосий (Маслов) (1720–1802), насадивший старчество в Молчанской Софрониевой пустыни, старец Клеопа Валаамский (1817), архимандрит Феофан Новоезерский, иеромонах Афанасий Захаров (1823). К сонму избранников Божиих, стяжавших благодатные дары иноческими подвигами, принадлежали и некоторые из монахов, удостоившихся архиерейского сана. Великим иноком-аскетом был святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Соколов). Родился он в 1724 году в Новгородской епархии в семье бедного сельского дьячка. Его отец умер рано, и на долю мальчика выпало сиротство. Ради куска черного хлеба он нанимался в поденщики к богатым крестьянам-огородникам. Однажды мать едва не отдала его на воспитание соседу-ямщику, и только старший брат-причетник отговорил ее от этого шага. Когда Тимофею исполнилось 13 лет, он определил его на свои последние гроши в Новгородское Духовное училище. В училище и затем в семинарии Тимофей был одним из самых нищих студентов. Ему и там приходилось наниматься к огородникам копать грядки и часто лишать себя полпорции казенного хлеба, чтобы, продав её, купить на вырученные копейки свечку для занятий. Бурсаки смеялись над его истоптанными лаптями, словно прообразуя своими шутками будущее прославление смиренного однокашника, они, бывало, размахивали этими лаптями перед его лицом и, потешаясь над ним, припевали: «Величаем тя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

во имя свт. Николая и св. Терезы, заменила обветшавшую ц. свт. Николая. В 1794 г. Л. был оккупирован французскими войсками и в 1795 г. присоединен к Франции как департамент Форе. В соответствии с франц. законодательством были секуляризированы и прекратили свое существование монастыри Ноймюнстер (1796) и Эхтернах (1797). С 1801 г. территория Л. входила в юрисдикцию еп-ства Мец, с 1823 г.- еп-ства Намюр. В ходе Венского конгресса 1814-1815 гг. претензии на аннексию Л. выдвигались со стороны Пруссии, Нидерландов и Франции. В итоге была провозглашена формальная независимость Л., которому предоставлялся статус Великого герцогства в составе Германского союза, но в династической унии с Нидерландским королевством (Оранско-Нассауская династия). 16 марта 1815 г. Вильгельм I был одновременно провозглашен королем Нидерландов и великим герцогом Люксембурга. В 1815 г. Пруссия получила родовые земли Оранско-Нассауской династии в Центр. Германии. В г. Люксембурге был размещен прусский военный гарнизон, часть вост. земель Л. отдана герц-ству Юлих, подконтрольному Пруссии, тем самым была очерчена современная восточная граница страны. Совр. территория Л. окончательно сложилась к 1839 г., когда Лондонский договор закрепил переход к независимой Бельгии большей части Л., населенной валлонами, и образование бельг. пров. Люксембург. Согласно договору, герц-ство, уменьшившееся в размерах на 2/3, рассматривалось как независимое от Нидерландов государство при сохранении личной унии с Оранско-Нассауской династией. В 1841 г., после волнений в Л., нидерланд. кор. Вильгельм II даровал Великому герцогству конституцию. В 1842 г. Л. вошел в Таможенный союз герм. гос-в. Интерьер ц. Св. Троицы в г. Люксембурге Интерьер ц. Св. Троицы в г. Люксембурге Происшедшие изменения существенно отразились и на религиозной жизни Л. В результате секуляризации в эпоху Наполеоновских войн и заключения династической унии с кальвинист. Нидерландским королевством несколько ослабло влияние католич. Церкви. До XIX в. лишь в исключительных случаях протестанты получали разрешение на поселение в сугубо католич.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

45 Преосвященнейший Кирилл был представлен кандидатом в Саратов для устроения там епархии. Но в Саратов назначен был преосвященный вологодский Моисей. См. также письма архиепископа Евгения Казанцева к архиепископу Богословскому-Платонову в Чтениях в общ. люб. дух. просвещ. Москва 1874 г. ноябрь, стр. 65. 46 Письмо это без означения времени отправления. Но Преосвященнейший Кирилл на нем сделал пометку: «получил декабря 9-го», вероятно, 1828 г; потому что преосвященный Моисей, о котором говорится в этом письме, назначен был в Саратов в 1828 г. ноября 29. 47 Протоиерей вятского кафедрального собора, Азарий Тимофеевич Шиллегодский род. в 1794 г., ум. 1865 г. Высшее образование он получил в московской духовной академии и был студентом 1-го курса оной. По окончании курса академического был сначала наставником вятской (1823–1826 г.), а потом севской семинарии (1826–1827 г.) орловской епархии. Возвращаясь из Орла в Вятку, в 1827 г. через Москву, Азарий Шиллегодский был у преосвященного Кирилла, тогда уже назначенного на вятскую епископию. Прибывши в Вятку, Преосвященный Кирилл рукоположил Азария Шиллегодского сначала в диакона, а потом в священника и в том же 1827 г. 14 сентября возвел его в сан протоиерея и поручил ему преподавание катихизических поучений в спасском соборе. Преосвященный Кирилл удостоил о. Азария своей любви и дружбы. В 1829 г. о. Азарий был уже кафедральным протоиереем. В 1832 г., когда преосвященный Кирилл отправлялся к новому месту своего служения, в Каменец-Подольск, о. Азарий Тимофеевич провожал преосвященного до Казани. Здесь он простился навсегда с любившим его архипастырем. См. Вятские Епарх. Ведом. 1867 г. 2. стр. 63–75. 3, стр. 159–173. 1868 г. 9, стр. 141–155. 16. стр. 269–284. 19, стр. 340–347. 49 Архимандрит Зилантовского казанского монастыря Петр был представлен преосвящ. Филаретом в его проекте о миссии в должность миссионера, но св. Синод незадолго перед этим перевел архимандрита Петра из казанской епархии в черниговскую, в глуховский Петропавловский монастырь, и рекомендовал преосвященному Филарету избрать и представить на должность миссионера другого. См. Прав. Собеседн. 1870 г. ч. 2, стр. 250, 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Краткая история Русской Православной Церкви в Северной Америке до т. наз. Детройтского Собора 1924 г. Возникновение Православия в Северной Америке относится к концу XVIII века. Святейший Синод, по просьбе будущего основателя Российско-Американской торговой кампании (осн. в 1798 г.), Г.И. Шелехова, отправил в 1793 г. православную миссию на Алеутские острова, входившие в состав Российской Империи. Согласно общим указаниям, данным митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым), члены миссии были избраны из иноков Валаамской обители ее известным настоятелем, архим. Назарием. Средства на миссию дали тогда Г. И. Шелехов и Голинов. Миссия с осени 1794 г. начала свою работу на острове Кадьяке. В 1799 г. Свят. Синодом образована была Камчатская и Северо-Американская кафедра, и во епископы ее был хиротонисан в Иркутске архимандрит Кадьякской миссии Иоасаф (Болотов). После своего поставления, еп. Иоасаф, возвращаясь на Кадьяк на судне упомянутой кампании «Феникс», потонул во время кораблекрушения. Заместитель ему назначен не был. Восстановление епархии последовало в 1840 г. Император Николай I из трех кандидатов, представленных ему Синодом, утвердил незадолго пред тем принявшего постриг архимандрита Иннокентия (Вениаминова) , с 1823 г. в иерейском сане самоотверженно и успешно совершавшего миссионерский подвиг на Алеутских островах. Государь повелел именовать его не Северо-Американским и Камчатским, а Камчатским, Курильским и Алеутским. Хиротония состоялась 15 декабря 1840 г. в Казанском соборе в С.-Петербурге. В сентябре 1841 г. еп. Иннокентий прибыл в Новоархангельск (Ситху), где была учреждена его кафедра. Так, сто четырнадцать лет тому назад, началось существование новой русской епархии, частью которой стали тогдашние русские владения в Сев. Америке. В 1853 г. епископская кафедра была перенесена в Якутск; в 1857 г. – в Благовещенск. Викарием значился в то время епископ Новоархангельский. В 1867 г. императорское правительство продало Соединенным Штатам русские владения в Сев. Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010