Кроме управления монастырями старец Паисий в течение последних 20 лет своей жизни деятельно занимался литературными трудами, которые обессмертили его имя.В долгие осенние и зимние ночи он, обложившись книгами, переводил с греческого языка на славянский творения святых отцов. Старец перевел творения святыхпреподобных отцов Исаака Сирина, Максима Исповедника, Феодора Студита, аввы Варсанофия и, наконец, составил аскетический сборник «Добротолюбие»,основой для которого послужила греческая «Филокалия» святого Никодима Святогорца. «Добротолюбие» старца Паисия былонапечатано в 1793 году благодаря содействию митрополита Гавриила (Петро­ва). До появления русского текста «Добротолюбия» в переводе епископа ФеофанаЗатворника в течение целого века славянское «Добротолюбие» Паисия (Величковского) было самой читаемой книгой у православных монахов, искавших духовногосовершенства. В 1790 году русские войска вошли в Молдавию и взяли Яссы. Тогда архиепископ Екатеринославский Амвросий возвел старца Паисия в санархимандрита. Скончался великий старец через 4 года после этого, в 1794 году, в возрасте 72 лет.    После него остались ученики, которые, возвращаясь в Россию, разносили весть о «благочестивом и чудном отце Паисие» и по его заветам взращивали в русскихмонастырях старчество. К числу особенно усердно потрудившихся на поприще старческого руководства учеников великого молдавского подвижника принадлежат архимандрит Феодосий (Маслов) (1720—1802), насадивший старчество в Молчанской Софрониевой пустыни, старец Клеопа Валаамский (1817), архимандрит Феофан Новоезерский, иеромонах АфанасийЗахаров (1823).    К сонму избранников Божиих, стяжавших благодатные дары иноческими подвигами, принадлежали и некоторые из монахов, удостоившихся архиерейского сана. Великиминоком-аскетом был святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Соколов). Родился он в 1724 году вНовгородской епархии в семье бедного сельско­го дьячка. Его отец умер рано, и на долю мальчика выпало сиротство. Ради куска черного хлеба он нанимался вподенщики к богатым крестьянам-огородникам. Однажды мать едва не отдала его на воспитание соседу-ямщику, и только старший брат-причетник отговорил ее отэтого шага. Когда Тимофею исполнилось 13 лет, он определил его на свои последние гроши в Новгородское Духовное училище. В училище и затем в семинарииТимофей был одним из самых нищих студентов. Ему и там приходилось наниматься к огородникам копать грядки и часто лишать себя полпорции казенного хлеба,чтобы, продав её, ку­пить на вырученные копейки свечку для занятий. Бурсаки смеялись над его истоптанными лаптями, словно прообразуя свои­ми шуткамибудущее прославление смиренного однокашника, они, бывало, размахивали этими лаптями перед его лицом и, потешаясь над ним, припевали: «Величаем тя!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

архиепископ Илиодор (Чистяков) (25.09.1794–14.02.1861) архиепископ Илиодор (Чистяков) Епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Белогородский. Биография Родился в селе Воскресенском (ныне — в Кировском районе Калужской области) в семье священника. Обучался в Калужской семинарии. В 1816 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1820 году со степенью магистра. 18 сентября 1820 года определён инспектором и профессором Костромской семинарии, а 18 декабря того же года пострижен в монашество. 1 января 1821 года рукоположён во иеродиакона, а 2 января — во иеромонаха. 5 сентября 1822 года назначен инспектором Московской семинарии. 22 августа 1823 года перемещён ректором Рязанской семинарии и определён соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре. С 4 мая 1824 года — игумен Рязанского Богословского монастыря. 22 июля 1825 года переведён настоятелем в Рязанский Свято-Троицкий монастырь и возведён в сан архимандрита. С 12 декабря 1827 года — ректор Новгородской семинарии. С 1828 года — настоятель Новгородского Антониева монастыря (по Строеву, в 1828 году он недолго был архимандритом Рязанского Спасо-Преображенского монастыря и только после этого переведён в Новгородский Антониев монастырь). 13 марта 1832 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Архиерей не пользовался большим авторитетом среди воспитанников Курской семинарии. На него ходило немало семинарских эпиграмм, од, сатирических произведений. Однако он не был равнодушным и невнимательным к успехам воспитанников. Его привели в восторг ответы на экзаменах Михаила Булгакова, будущего митрополита. Сразу же после экзамена архиепископ Илиодор узнал о семье даровитого ученика и позаботился о его обеспечении. Преосвященный так полюбил Михаила, что даже брал его на каникулы к себе в дом. Впоследствии одарённый воспитанник Булгаков был послан для продолжения образования в Киевскую духовную академию. С особенным почитанием и любовью относился к Глинскому подвижнику старцу Феодоту, был к нему очень внимателен и просил молиться за себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iliodor-Chisty...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf HERMAN OF ALASKA HERMAN OF ALASKA, monk, St. (?–1837). The first Orthodox saint (q.v.) canonized in the United States (1970), he lived on Spruce Island, Alaska (q.v.), off Kodiak until 1837. He originally came from Valaam (Lake Ladoga) Monastery to Alaska in 1794. His secular name and parents are unknown. Father Herman came with a group of about a dozen monk-missionaries, half of whom perished within five years. By 1823 Herman was the sole survivor of the original mission who was still in Alaska. In the history of North American horticulture, Herman is listed as the discoverer of a method of fertilization based on the harvest of “sea cabbages”-a type of marine plant-which is dried or composted and used to enrich Alaskan soil. He probably brought this practice, unknown in the New World, from Lake Ladoga Monastery where it had been in use. Since the history of Russians in Alaska is largely also a history of food production, it was important that Herman was known for growing turnips, potatoes, and garden vegetables-when others had failed. In 1825 he grew 150 to 180 beds of potatoes, but all the gardening enterprise ceased after his death. In any case Herman is better known for other achievements: 1) The early success of the missionary party-thousands of baptisms, etc. were performed-may be attributed to their “missionary education” in traveling across Europe and Asia to Alaska for almost a year. Stopping in monasteries established by the Russian Church all along the way, Herman and the others were recipients of an education in missionizing indigenous “shamanistic” populations by successful historical example. (See Komi.) These way stations were first established as missions to the native peoples of their lands. 2) In Kodiak the monks laid the foundation of the Holy Resurrection Church and established a school in which they taught catechism, history, mathematics, language, agriculture, and domestic science to the indigenous population. In spite of this new learning, the native cultures were not suppressed, and there existed an official directive to prevent interference in their societies.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Успенский кафедральный собор (Енисейск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский собор в Енисейске — старейший храм Енисейской епархии Русской православной церкви, памятник сибирского барокко. Кафедральный храм Енисейской епархии. Содержание История [ править править код ] 1 мая 1774 года (по документам благочинного градоенисейских церквей) по желанию жителей Енисейска и по благословению Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, бывшая приходская Гостинодворская праздная деревянная церковь, в связи с построением вместо неё каменной, со всем церковным украшением была перенесена и поставлена на гору за городом, где было тогда кладбище. Эта деревянная церковь на Гостином дворе прежде именовалась Знаменской. В 1774 году она была освящена в честь Успения Божьей Матери. За ветхостью её деревянное строение разобрали и употребили на дрова, так как решено было построить новое — кирпичное. По благословению архиепископа Варлаама 9 сентября 1793 года была заложена на средства енисейского купца Ефима Трескина новая каменная Успенская кладбищенская церковь. 27 августа 1794 года купцом Петром Трескиным (братом Ефима) заложен второй (холодный) этаж церкви. В 1799 году было завершено строительство нижнего этажа и 11 июля того же года Успенская церковь была освящена с прежним антиминсом. Придел верхнего этажа был освящён 17 июля 1818 года во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1826 году епископ Иркутский Михаил заложил тёплый придел с северной стороны от Успенского. 23 ноября 1827 года придел освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского. Придел строился на средства енисейского купца 1-й гильдии Александра Кобычева. 25 августа 1843 года освящён второй (холодный) придел на втором этаже с северной стороны во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Построен он на средства почётного гражданина Енисейска и 1-й гильдии купца Александра Александровича Кобычева (сына Кобычева, построившего Иннокентьевский придел). До 1823 года Успенская церковь была приписной кладбищенской церковью. Облик её в сравнении с другими енисейскими храмами отличает некоторая сухость. Но тем не менее и она весьма красива, близка к общерусским традициям того времени, но с сохранением черт сибирского барокко. Имеется массивная колокольня со шпилем, увенчанная крестом, пять основных куполов и два над алтарями.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм построен ещё до Смутного времени , упоминается в писцовых книгах в 1628 году. До этого времени на месте Мино-Викторовской церкви существовало два храма: один в честь свв. Афанасия и Кирилла Александрийских, а другой - мч. Мины. Неизвестно, когда была разобрана Афанасиево-Кирилловская церковь, но в указе консистории в 1794 года упоминается только церковь св. Мины. Этим указом предписывалось священнику Прокопию Львову " с причетники и прихожаны " разобрать ветхую деревянную церковь на обжог кирпича, " приготовленного на новостроящуюся каменную церковь с приделом " . Новый каменный храм с пределом в честь св. вмч. Варвары был окончательно построен и освящен в 1805 году. Первоначально церковь была покрыта тесом, с деревянною на каменных столбах колокольнею. Каменная колокольня была построена в 1819 году, а тесовая крыша на церкви заменена железной в 1823 году. В 1858 году по желанию прихожан с северной стороны был пристроен второй придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы . В Мино-Викторовской церкви с особым торжеством правился праздник в честь пророка Илии, в этот день совершался крестный ход в деревню Константиновку, где имелась деревянная часовня. В советское время церковь была закрыта, трапезную с приделом и колокольню разобрали в 1960 -х годах. Оставшуюся часть храма использовалась под различные цели: в 1950 -е году здесь находился архив ЗАГС, в 1970 -е годы - склад отдела рабочего снабжения речного порта, а затем здание храма передали под мастерские. В 1976 - 1977 годах КОСНРПМ была проведена наружная реставрация церкви, как памятника архитектуры (авторский коллектив: Г.П. Лебедева, М.Г. Студецкий, Ю.Ф. Светлов). Весной 2006 года над куполом восстановлен позолоченный крест. На 2013 год храм приписан к находящемуся рядом Екатерининскому монастырю . Архитектура Храм, от которого уцелел очень крупный восьмерик на низком четверике, построен в формах, переходных от барокко к классицизму, кирпичной кладки, которая закрыта тонкой штукатуркой, на белокаменном цоколе с белокаменными деталями декора. До сих пор он остается важным архитектурным акцентом в затверецкой части города Твери.

http://drevo-info.ru/articles/23603.html

Каменная часовня, построена в 1915 г. Источник: сайт Екатеринбургской епархии   Нижняя Синячиха отстоит от епархиального города в 160 верстах. В архиве церкви есть грамота Сильвестра, митрополита Тобольского и Сибирского, от 17 марта 1754 г., из которой можно усмотреть, что приход образовался в 50-х гг. XVIII ст. с постройкою деревянного храма в честь Преображения Господня с отчислением в сей приход двух деревень из соседнего Невьянского монастыря и пяти из Алапаевского прихода. Приход по месту постройки храма назывался Синячихинским, так как в то время существовал только один завод с таким названием. Впоследствии, когда был построен другой завод вверх по той же речке Синячихе, завод стал называться Нижнее-Синячихинским, а в обычной речи – «Старым». Завод Нижне-Синячихинский в числе других принадлежал владельцу Яковлеву и был чугунно-плавильный и железо-делательный, но в начале XIX ст. действия в нем были прекращены за отсутствием вблизи его рудных месторождений, и существует лишь одна мукомольная мельница, принадлежащая наследникам гг. Яковлевых. Долго ли существовал первоначальный храм на заводе - архивных сведений нет, иконостас же этой церкви в настоящее время находится в нижнем этаже храма. Существующий ныне храм, построенный «нераздельно с колокольнею», каменный, двухэтажный, был начат постройкою 12 мая 1794 г., а в 1823 г. закончен вполне, причем, нижний храм в честь Покрова Богородицы был освящен 3 февраля 1807 г., а верхний в честь Преображения Господня освящен 3 июня 1845 г. В 1895 г. был произведен наружный ремонт храма, в виду сгоревшего 14 мая того же года от удара молнии шпиля колокольни. Прихожан состоит 1830 душ муж. пола и 1907 жен. По занятиям своим прихожане резко делятся на две половины: одни работают преимущественно на соседних заводах и заводских рудниках, а другие занимаются хлебопашеством и извозом. В состав прихода входят деревни: Халемина, Ямова, Путилова, Кабакова. В Кабакове есть деревянная часовня во имя апост. Петра и Павла и св. Николая чудотворца. В заводе есть земское начальное смешанное училище, открытое в 1872 г.

http://sobory.ru/article/?object=01214

Контракт на выполнение этой работы, а также на роспись алтаря и стен соборной церкви был заключен монастырем с живописцем Алексеем Козьминым в 1808 году, а несколько ранее, в 1805-м, в соборе установлен деревянный резной пятиярусный иконостас, изготовленный и вызолоченный мастером Иваном Сиверсом. В 1823 году деревянная рака на средства «доброхотных дателей» была заменена на серебряную. Сохранились немногочисленные воспоминания паломников о старом, назарьевском соборе. В 1828 году монастырь посетил создатель карело-финского эпоса «Калевала» Элиас Леннорт. Особое впечатление произвел на него Спасо-Преображенский собор со звонницей: «Войдя в церковь, я был немало удивлен предстоящим вдруг передо мной великолепием. Стены сплошь покрыты картинами в позолоченных и посеребренных рамах. Позолочены и посеребрены были колонны и сводчатый потолок. То тут, то там поблескивали драгоценные камни, вправленные в серебро и золото окладов. Куда ни бросишь взгляд, везде лишь золото, серебро и упомянутые картины, на которых изображены сцены из Ветхого и Нового Завета, а также лики святых и прочее. Особенно много картин из жизни основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, которые обрели спасение на Валааме. На одной изображено, как они плывут по волнам на каменной плите, на других – как они основывают монастырь, либо ведут службу и благословляют молящихся». Наибольшего расцвета монастырь достиг в XIX веке. Именно в это время, особенно при игумене Дамаскине (Кононове, 1794-1881), проводились основные строительные работы. На Валааме существовало полтора десятка скитов и множество пустынек, устроенных в разных частях острова. В обители действовали небольшие заводы – смоляной, кирпичный, свечной и кожевенный, несколько мастерских, была своя ферма, насельники занимались рыбоводством и сельским хозяйством. Валаамский монастырь своей строгой монашеской жизнью и благодатными старцами был известен по всей России. С открытием регулярного пароходного сообщения с Петербургом в летнее время значительно возросло количество паломников. При стечении большого числа богомольцев, приезжавших сюда на праздник преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, помещения нижнего и верхнего храмов собора XVIII века уже не могли вмещать всех желающих.

http://sobory.ru/article/?object=05454

22) Иоанн Раич. Родился в сремском Карловце от бедных родителей в 1726 г.; uзyчaлGrammamicalia b Коморне у иезуитов (1744–48), Humaniora u философию b Oederburg’e, в тамошнем евангелическом лицее (1749–52), наконец богословию в нашем Киеве в академии. После трехлетнего пребывания в Киеве, посетил Москву, в которой пробыл целый год. Возвратившись после этого на родину и встретив весьма холодный прием своей учености, он в неудовольствии на невежественных соотечественников снова отправился в Россию. Находясь вторично в Киеве, он предпринял намерение написать историю своего народа, почему для изучения источников решился отправиться на Афон в Хилендарский монастырь (1758), где однакож безграмотными и подозрительными монахами не был допущен к совершенно свободному пользованию библиотекой. Возвратившись с Афона в Карловец, в продолжение 1759– 1761 гг. проходил должность учителя в своем отечественном городе, которую потом принужден был оставить с неудовольствием; 1762 г. провел в частной жизни, без занятии – «оболщен и празден»; в 1763 г. сделан был епископом Моисеем Путником – учителем клириков в Новом Саде, но и от этой обязанности скоро отказался и проводил время в частной жизни до 1772 г. В этом последнем году постригся в монахи и, возведенный скоро затем в достоинство архимандрита монастыря Ковыльского, оставался в сем последнем звании, несмотря на многократные предложения сана архиерейского, до самой своей смерти, которая последовала 11 декабря 1801 г. Будучи писателем в высшей степени трудолюбивым и плодовитым, хотя и не особенно ученым и глубоким, между многими другими сочинениями он написал «Историю разных славенских народов, найпаче болгар, хорватов и сербов», в 4 частях, которая в первый раз была напечатана в Виенне в 1794–95 годах, а во второй раз в Будиме в 1823 г. (в 1795 г. печатание Истории Раича было предпринято в Санкт-Петербурге, но после выхода 1-го тома продолжение дальнейших томов было запрещено. См. Шафарика 6e- Geschichme der Südslaw.Limeram. III, 304, n. 80 и 419, n. 650; краткая автобиография Раича напечатана в Глachuke I,170fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(3 на северной стороне): «Притом и во все грады из сея же обители летали увещательные грамоты, возбуждающие на помощь Столицы, кои воздействовали в Нижних градах, особливо же в достопамятном Нижегородском гражданине, Козьме Минине. Но и самому по бури воссиявшему ведру, единодушным избранием Царя Михаила Федоровича, и совершенному мятежей успокоению, сия же обитель соучаствовала. Ибо и самому миру Промысел благоволил заключену быть под стенами сея обители, в селе Деулине». «Во всех же оных славных деяниях отличил себя Троицкий Келарь Аврамий Палицын, и Архимандриты сея обители, Иосаф и Дионисий». (4 на западной стороне): «Во время стрелецких мятежей, Пётр 1, сей муж, толико собою славный, и толико Россию прославивший, для сохранения своей жизни, двукратно находил убежище внутрь сея священной ограды. В прославление сея обители и в вечную память великих мужей: Св. Сергия, Архимандритов Иосафа и Дионисия, и Келаря Аврамия, поставил и посвятил сей памятник. Платон Митрополит Московский и Архимандрит сея Лавры». 1792 года. «Они на небесах: им слава не нужна, К подобным нас делам должна вести она». В 1823 году вокруг сего обелиска поставлены соединённые цепью пушки, которые некогда служили для защиты Лавры от Поляков. К «В надежде воскресения здесь преданы земле телеса блаженных иноков Александра Пересвета и Родиона Ослабя, которые в 1380 году преподобным Сергием Радонежским быв даны в сопутствие Великому Князю Димитрию Иоанновичу Донскому, ополчившемуся против Мамая Князя Татарского, со многочисленным воинством на Россию пришедшего, в кровопролитном близ Дону на поле Куликове, сражении, где одержана Россиянами совершенная победа, положили за отечество живот свой. Над сими талесами устроены прежде были две гробницы; потом, при разобрании в сем приходе старой колокольни, уничтожены; ныне же повелено в честь сих воинов и в память усердия и храбрости их потомству соорудить вновь сей памятник 1794 года». Л Послал я к Её Императорскому Величеству всенижайшее прошение о дозволении мне ещё здесь пребывать два года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

М., выделявшийся среди современников начитанностью и образованностью, был членом Российской академии, трудился над российским словарем. Н. С. Стеллецкий характеризовал его как «нестяжателя», ревностного поборника законности. М. обладал прекрасными хозяйственными и организаторскими способностями, был доступен и открыт, строг в отношении пороков, но снисходителен к людям и прост в быту. Соч.: Лексикон простого греч. яз. [М.], 1783; То же, изм. загл.: Словарь простого, или общенародно ныне греками употребляемого языка. [М.], 1795; Слово в день молебствия о мире, между Российскою империею и Оттоманскою портою заключенном. [М.], 1792. Воронеж, 1798; Рассуждение о Пасхе иудейской и христианской. [М., 1793]; То же, изм. загл.: Правило пасхального круга, или Краткое наставление, как разуметь и употреблять церковную нашу Пасхалию. М., 1800; Слово в день тезоименитства… имп. Екатерины Алексиевны и… вел. кнж. Екатерины Павловны. СПб., 1794; Слово к воронежской пастве… в воронежском Благовещенском соборе при отбытии… из Воронежской на Коломенскую епископию. М., 1799; Рассуждение о древности и важности так называемых Апостольских правил, в коем начало оных Правил с общим их употреблением и уважительностью выводится из первых веков христианства. М., 1803; Liber historicus de rebus in prim itiva sive trium prim orum et quarti ineuntis seoulorum ecclesia Christiana. Mosquae, 1805; Слово на день Вознесения. СПб., 1805; Поучительные слова в разных местах проповеданные. М., 1809; То же с присовокуплением описания жизни и собранных слов после кончины его. М., 18312; Слово в день пророка Божия Илии. СПб., Слово на случай благодарственного молебствия Господу Богу, спасшему град Тверь от нашествия супостатов. М., 1814; Поучительные слова. М., 1823. Пер., сост., коммент.: Христомафиа, или Выбранные места из св. мч. и философа Иустина, служащие полезным нравоучением. М., 1783; К Римлянам Послание св. ап. Павла: С толкованием, основанным на писаниях св. отец. [М.], 1794, 1799, 1815. Ист.: Сводный кат. рус. книги, 1801-1825. М., 2013. Т. 3: М-О. С. 64-68.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010