По ведомости 1779 года, церковь «ружная во имя Введения Пречистой Богородицы Златоверховой что за Гостиным двором. Приходских дворов не имеется, а имеет прежде сего содержание от двух пустошей церковных, кои отданы были прежним священником графу Сергею Владимировичу Салтыкову и с платежа на двадцать лет, а с 1777 году от платежа денег и хлеба им от означенного графа Салтыкова отказано, о чем и дело имеется в Духовной консистории». В конце XVIII века городскими властями было принято решение о перестройке и расширении обветшавшего старого Гостиного двора, и здание храма, мешавшее строительству, было осмотрено архитектором С.А. Кариным. У древней церкви оказались ветхими только деревянная крыша и крыльцо, а стены и главы найдены крепкими. Московский главнокомандующий Еропкин предложил снести только здания, окружавшие храм, а саму церковь сохранить (встроив в Гостиный двор), а причт поместить в бывшем Магистратском доме напротив. Митрополит Платон (Левшин), однако, не поддержал этого проекта, указывая, что при сломке окружающих домов храм окончательно лишается прихода, а причт, состоявший из священника и дьячка, – своего главного дохода «от схода с собственных домов», т.е. сдачи внаем помещений. По этим прагматическим соображениям храм был назначен к уничтожению. В конце 1790 года все церковные здания вместе с землею (Ваулиной и Хоботовой пустошами) были проданы. Здание церкви разобрано при строительстве Нового гостиного двора. Деньги, вырученные от продажи материала Введенской церкви и церковной земли, высочайшим указом велено было отдать в Государственный заемный банк, чтобы проценты по распоряжению епархиальных властей шли на содержание учеников Московской и Вифанской семинарий. Затем вся сумма стала направляться на содержание Вифанской семинарии. Видимо, с этого времени можно вести историю села Ваулино. На картах межевания Московского уезда Московской губернии от 1790 года, карте Московской губернии 1790 года, карте Генерального межевания Московского уезда село уже обозначено на месте Ваулиной пустоши (урочище Ваулино). " Не это ли место, - писал известный московский историк И.Е. Забелин, - принадлежало при Екатерине II генерал-поручику Петру Богдановичу Пассеку, из вотчины которого, на Можайской дороге в 13 верстах, продавалось в 18 веке множеству кирпичу, тесанного белого камня, железных связей и проч., заготовленных вероятно для устройства дома и разных строений, остатки которых с обширным уже спущенным прудом и двумя курганами существуют и доселе " . По мнению того же И.Е. Забелина, в начале 19 века среди дворян московской губернии стало модным возводить в московских окрестностях барские усадьбы и села с православными часовнями и храмами.

http://sobory.ru/article/?object=45449

Егорьевск. Казанской иконы Божией Матери (старая). церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1790. Год утраты:приблизительно 1984 (разобрана после пожара в 1982 году) Адрес: Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Октябрьская, д. 18а. Координаты: 55.383525, 39.031116 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рядом с ныне несохранившимся Георгиевским (“Красным”) собором стояла церковь Казанской иконы Божией Матери, деревянная, построенная в 1790 г. (но на этом месте деревянная церковь стояла ещё в 1705 г.). Её обновили после пожара в 1804 г. Казанский храм был полковой церковью 139-го пехотного Моршанского полка, расквартированного в Егорьевске. В советское время она закрыта и перестроена, сбита главка. Сгорела в начале 1970-х гг. Восстанавливается в прежних формах после 2000 г. C самого начала восемнадцатого века в с. Высоком, вблизи несохранившегося Георгиевского (Красного) собора стояла церковь Казанской иконы Божией Матери. Она была второй по времени построения церковью в городе. О ней упоминается уже в переписных книгах Коломенского уезда за 1705 и 1706 годы. Изначально она была деревянной и холодной. А в 1790 году на месте этой, устаревшей к тому времени церкви, была построена новая, теплая церковь того же храмонаименования. Здание ее было рубленным из дерева, обито тесом и воспроизводило формы современной ему каменной архитектуры эпохи классицизма. Имя архитектора не сохранилось. В декабре 1804 года в церкви случился пожар, повредивший часть строения. В 1805 году, по дозволению епархиального ведомства, церковь была отремонтирована. Находившаяся при ней колокольня из-за ветхости была разобрана в 1850 году. Позднее на стенах храма были сделаны надписи с именами воинов, погибших в Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов. После 1893 года церковь Казанской иконы Божий Матери стала полковой церковью Моршанского полка, расквартированного в городе после стачки рабочих на бумагопрядильной фабрике братьев Хлудовых. Постановлением Московского Областного Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 11 июня 1935 года церковь была закрыта. Сначала в ней устроили библиотеку. В конце пятидесятых годов прошлого века в церкви оборудовали квартиры для персонала находящейся рядом тюрьмы. Позже церковь была закрыта. В начале восьмидесятых годов двадцатого века произошел пожар, который полностью ее уничтожил.

http://sobory.ru/article/?object=59626

Арх. Св. Синода, д. 1786 г. 52 с приложением двух книг: кн. I, лл. 1–522, кн. II, лл. 1–571. Тут масса данных и о введении духовных штатов в великорусских епархиях. Кстати заметить, что с 1786 г. Киево-Печерская Лавра имела первенствующее значение среди киевских епархиальных монастырей. Межигорский монастырь собственно монашествующие из него, был переведен в Таврическую область после того, как монастырь в 1787 г. сгорел и был упразднен. Он заметно пал после того, как пал его главный приход – Запорожская Сечь (1775 г.). Киево-Межигорский монастырь восстановлен совсем недавно в 1886 г. митроп. Платоном. Он находится в 20 верстах от Киева на правом берегу Днепра. 1012 Проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия, стр. 73–77. В 1793 г. числилось 702 церкви, в 1795 г. – 703 церкви, но в это число не входят церкви, находившияся в то время во вновь присоединенных от Польши областях, еще не приведенных в известность. 1013 Арх. Св. Синода, д. 1790 г. 45. К. Арсеньев г. Градижск в 1784 году помещает в числе городов Екатеринославского наместничества (Статистические Очерки... стр. 119); между тем при образовании Екатеринославского наместничества 22 янв. 1784 г. в числе его 15 уездов не было ни Градижского, ни Голтвинского уездов (Записки Одесского общества истории и древностей… III, стр. 126–127). Проф. Ф. И. Титов пишет, что г. Градижск с уездом только в 1789 году по высочайшему указу отошел из Киевского наместничества в Екатеринославское (Киевская митрополия епархия... стр. 66). Киевский митроп. Самуил (Миславский) в 1790 г., после указа Св. Синода 5 февр. 1790 г. об отписке Градижска и Голтвы с частями уездов к Екатеринославской епархии, доносил Св. Синоду, что Градижск и Голтва еще в 1785 г. по указу от 31 марта отошли к Екатеринославскому наместничеству, только по церковному управлению они с частью уездов остались в ведении киевского митрополита, вероятно, потому, что естественные границы их с юго-запада Днепр, с юго-востока левый приток его Пеел отделяли Градижск (ныне Градище, Кременчугского у.) и Голтву (ныне Замостье Кобеляц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

«В октябре 1789 года. Графиня двух империй! Любезная Наташа Суворочка! Айда! Надобно тебе всегда только благочестие, благонравие, добродетель. Скажи Софье Ивановне и сестрицам — у меня горячка в мозгу; да кто и выдержит! Слышала ли, сестрица, душа моя? Еще от моей великодушной матушки рескрипт на полулисте, будто Александру Македонскому: знаки святого Андрея тысяч в пятьдесят, да выше всего, голубушка, первый класс святого Георгия. Вот каков твой папенька, за доброе сердце, чуть право от радости не умер! Божие благословение с тобой. Отец твой граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский». Новый граф, наполненный невыразимой благодарностью, желал изъявить ее государыне новыми чудесами храбрости, но, к сожалению, его война с Турками в 1790 году приняла другой оборот: Австрийский император Иосиф II скончался, а его брат и наследник, Леопольд II, не любя войны от природы, должен был избегать ее в это время и по другим разным причинам, важным для его государства. Итак, в Австрии начали стремиться к миру с Турками, а Суворов был послан на помощь к Австрийцам. Скучая от бездействия, наконец, осенью 1790 года он был обрадован важным поручением Потемкина: взять неприступную крепость Измаил, построенную в устье Дуная и справедливо называвшуюся ключом ко входу в Турецкую империю. Уже более семи месяцев Измаил осаждался Русскими войсками, и продолжительные неудачи этой осады принудили, наконец, Потемкина поручить ее тому, кто никогда не знал неудач. Трудным было это поручение: Измаильская крепость имела все, чтобы заслужить название неприступной: и сильные укрепления, и многочисленный гарнизон, увеличенный войсками, выведенными из городов и крепостей, покоренных Русскими и Австрийцами, и бесчисленные запасы всего необходимого для военных действий. Кроме того, Измаил, по общему мнению Турок, был последним оплотом их государства, и грозным повелением султана каждому из правоверных было приказано не сдаваться ни в коем случае. Все это было страшно, но не для Суворова. Придя к Измаилу, он на следующий же день послал к тамошнему паше требование сдать крепость.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По преданию, одними из первых обрели вечное упокоение на берегах Черной речки, как тогда называлась Смоленка, артельные работные люди из Смоленска. Громадные постройки потребовали большого числа рабочих рук, и на Васильевском острове поселились те, кого монаршая воля призвала в Петербург. Однако жить было негде. Первое время ночевали под открытым небом; к тому же, из-за дороговизны не хватало съестных припасов. Непривычный образ жизни, тяжкие труды свели в могилу многих. Место захоронения строителей Петербурга нарекли Смоленским полем. Официальной датой рождения кладбища можно считать 23 октября 1738 года, когда Святейший Синод постановил: " В С.-Петербурге погребению быть надлежит на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями, к какому месту дорогу расчистить от вновь наросшего кустарнику и поделать канальцы " . В 1756 году стихийно росшее кладбище было благоустроено и обнесено " городьбой " . Первая деревянная церковь на кладбище была была построена заботами императрицы Елизаветы Петровны и освящена после двух лет постройки 30 сентября 1760 года во имя Смоленской иконы Божией Матери. Затем к ней был пристроен освященный 6 ноября 1772 года теплый Михайловский придел. Каменная церковь была построена в 1786-1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Четкость плана, гармоничность пропорций здания отличают архитектуру раннего русского классицизма. 2 июня 1786 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил прибыл на Смоленское кладбище и сам назначил место для построения нового храма. Многие купцы бесплатно доставляли песок, кирпич, лес. Все материалы подвозились по Смоленской речке к самому месту постройки. Спустя четыре года строительство закончилось. Первым 26 сентября (9 октября) 1790 года был освящен придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где установили иконостас из упраздненной Богословской церкви на Выборгской стороне. Через пять дней, 1 октября 1790 года был освящен ее главный придел во имя иконы Смоленской Божией Матери. В облике церкви отразилось влияние принципов зрелого классицизма. Прямоугольное в плане здание увенчивал один большой круглый барабан, плавно переходящий в низкий и широкий купол византийского типа. К главному объему с запада примыкали трапезная и невысокая двухъярусная колокольня со шпилем. Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа, отвечавшие настроению окружения.

http://sobory.ru/article/?object=00742

В 1783 году Святейший Синод дозволил строительство в усадьбе каменного храма, и через два года по благословению митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) оно было начато, закончившись в 1787 году. Однако, из-за того, что средства на постройку церкви были пожертвованы Императрицей Екатериной II, храм по желанию Государыни был освящен на Троицу 1790 года в честь Святой Живоначальной Троицы. О царских щедротах напоминают надписи на мраморных досках, помещенных на стенах храма: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» – на северной стене церкви; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» – на южной, и «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II» – над главным входом в храм с западной стороны. Строительство Троицкой церкви было осуществлено по проекту известного зодчего русского классицизма Н. А. Львова. Снаружи ротонда храма окружена 16-ю колоннами ионического ордена и перекрыта плоским куполом; овальные окна второго яруса придают храму особое изящество. Внутреннее пространство церкви просто и гармонично,– круглый в плане зал, высота которого равна диаметру, украшен коринфскими пилястрами. В верхнем ярусе колокольни помещается звонница; в двух нижних ярусах, соединенных внутренней лестницей, находятся крещальня и жилые помещения. Архитектура храма в свое время так поразила Д. Кваренги, что он зарисовал его в своем дорожном альбоме. Само здание храма с XVIII века изменилось мало, лишь в 1857–1859 гг. на средства Свято-Троицкой церкви и Александровской мануфактуры было произведено обновление, и с запада к церкви пристроен каменный притвор и ризница, а также сооружена новая церковная ограда с аркою из плитняка и двумя часовнями по бокам ее (не сохранились). В 1905 году престол храма прихожане украсили мраморной с инкрустацией одеждой. Первым настоятелем храма с 1790 года был священник Илия Петров (до 1806 года). Почти 30 лет, с 1872 по 1904 годы причт храма возглавлял прот. В. Китаев; в 1904–1915 гг. в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский, автор большого количества назидательно-духовных брошюр для простого народа. В наши дни во главе причта стоит прот. Виктор Голубев, епархиальный секретарь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Однако официальной датой рождения кладбища считается 23 октября 1738 года, когда Святейший Синод постановил: «В С.-Петербурге погребению быть надлежит на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями, к какому месту дорогу расчистить от вновь наросшего кустарнику и поделать канальцы». Долгое время на кладбище не было своего храма, так как на его строительство не хватало средств ни у местных жителей, ни у Святейшего Синода. Поэтому императрица Елизавета Петровна в 1755 году повелела выстроить храм за счет губернского правления. Указом Сената от 11 мая 1756 года кладбищенское место «ради обывателей Васильевского острова в сторону от Галерной гавани» было официально подтверждено. Освящение первого деревянного храма состоялось после двух лет постройки 30 сентября 1760 года. Храм был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Впоследствии к нему был пристроен освященный 6 ноября 1772 года теплый Михайловский придел. Здесь же, на кладбище, стояло деревянное здание основанной в 1762 году богадельни. Наводнение 1777 года нанесло кладбищу значительный ущерб, пострадал храм, были размыты многие могилы. Было решено возвести новый каменный храм. 2 июня 1786 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил сам назначил место для построения нового храма на месте первоначальной богадельни. Каменная церковь была построена в 1786–1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Многие купцы бесплатно доставляли песок, кирпич, лес. Все материалы подвозились к самому месту постройки. Спустя четыре года строительство закончилось. Первым 26 сентября (9 октября) 1790 года был освящен придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где установили иконостас из упраздненной Богословской церкви на Выборгской стороне. Через пять дней, 1 октября 1790 года, был освящен ее главный придел в честь Смоленской иконы Божией Матери. Иконостас для него вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Храмовая икона – список со Смоленской иконы Божией Матери был написан профессором Академии художеств И. А. Акимовым, образа в иконостасе – Г. И. Козловым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 1780-1790 г.г. составлялась опись этого храма: «Храм был крыт тесом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, первый в 11 пудов 20 фунтов, 2-й в 3 пуда и третий в 1 пуд 20 фунтов». Из этих колоколов до нач. ХХ в., по преданию, сохранился только один первый, или большой, впрочем без всяких надписей, а прочие все вновь перелиты. «Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери. Иконостас был в 3 яруса. Местныя в нем иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Нерукотвореннаго Спаса, Пр. Илии, Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. Ризница была для того времени довольно богатая». Вокруг храма была «обнесена деревянная ограда исправная». Внутренность храма, как обыкновенно всех православных церквей, разделялась на три части: трапезу, храм и алтарь. Св. алтарь был один в настоящей части храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы. В нем св. престол имел облачение бумажное кумачное и был покрыт, по описи 1780 г., тафтяным красным, а по описи 1790 г. бумажным кумачным покровом. На св. престоле возлежали: св. евангелие в лист, на нем оболочка красная триповая, средник и евангелисты серебренные, два благословляющие креста медные и оловянный ковчег. Св. жертвенник был облечен в одеяние крашенинное. Для совершения таинства причащения находилось трое священных сосудов: одни серебренные вдвое оловянных, из которых одни 1795 г., неизвестно, с какой целью взяты в Кафедральный Суздальский собор закащиком Евфимием Михайловым. Во св. алтаре за престолом стояли: выносной деревянный крест, сохранившийся до начала ХХ в. без всяких исправлений и имеющий четвероконечную форму; изображение на нем распятого Спасителя иконописной работы и стиль письма древний, современный прочим древним иконам Казанского храма, задняя сторона креста украшена изображениями орудий страстей Господних, и два выносных с рукоятями образа: первый Владимирской Божией Матери (продан во время построения настоящей каменной церкви, как отмечено в описи 1790 г.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Линейную тактику на маневренную сменил только Ф.Ф.Ушаков. Его победы контрастно выделяются на фоне боёв на Балтике. Адмирал-шотландец на русской службе С.К.Грейг (1736-1788) стабильно держался линейных порядков. В шестичасовом Гогландском сражении 1788 г. в Финском заливе, окончившимся победой над шведским флотом, отстали центр эскадры, арьергард и сильно пострадал авангард. Многочасовая артиллерийская дуэль адмирала В.Я.Чичагова со шведским адмиралом, герцогом Карлом Сёдерманландским (Зюдерманландским) в сражении у о.Эланд 15 июля 1789 г. окончилась ничейным результатом. В победном Ревельском сражении 2 мая 1790 г. Чичагов приказывал кильватерной колонне стрелять только по рангоуту шведов. Эффектной после пятичасового сражения в Выборгском заливе 21-22 июня 1790 г. была другая виктория Чичагова. Шведы потеряли 7 кораблей, 3 фрегата и 54 других судна, но много судов противника прорвалось сквозь русскую линию. В Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. шведы нанесли крупное поражение флотилии вице-адмирала принца К.Нассау-Зигена. Во вторую Турецко-русскую («Суворовско-Ушаковскую») войну 1787-1791 гг. Османская империя пыталась уничтожить черноморский флот и отвоевать Крым. (Отказа России от Крыма требовала и Швеция). В то время боеспособность Русского флота и команд из бывших крестьян-общинников, оставленных на пожизненную службу, была сравнима с английской. Русские моряки ставили свои суда между кораблями противника, чтобы громить их с обоих Ушаковские морские триумфы при Фидониси 1788, Керчи и Тендре в 1790 и Калиакрии1791 г. слились с фейерверком русских побед на суше у Кинбурна 1787, Очакова 1788, Фокшан и Рымника в 1789, геройским штурмом Измаила в 1790 и с успехами при Мачине и Анапе в 1791 гг. Решительный, прямой и смелый от природы (подростком ходил с рогатиной на медведя), Ф.Ф.Ушаков закалил свои бойцовские качества в Морском шляхетском кадетском корпусе, куда поступил 15 февраля 1761 г. Рождение Черноморского флота России совпало с переводом будущего героя в июне 1783 г. из Петербурга в Херсон. Как и у всех, у капитана второго ранга Ушакова была твёрдая вера в помощь высших сил. «Надеясь на всещедрую помощь Божью, окажем себя полезными Как и у Суворова, мужество Ушакова переливалось в неустрашимость его подчинённых. Ставя цель, он твёрдо, ни на йоту не отклоняясь, преследовал её, и каждый его приказ подлежал неукоснительному исполнению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Получив титул местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии, архиепископ Амвросий еще до присоединения Ханской Украины к России начал распоряжаться там. Во время второй турецкой войны (1787 – 1791 гг.), окончательно закрепившей за Россией Крым и северные берега Черного моря с Очаковом, архиепископ Амвросий, по высочайшему повелению, состоял при главнокомандующем русскими войсками князе Потемкине. Из Ясс, где была главная квартира Потемкина, шли распоряжения Амвросия в Очаковскую область впредь до окончательного присоединения её 29 декабря 1791 г. Распоряжения Амвросия состояли преимущественно в утверждении им при местах прежних священников и определении новых в Украину. Архиепископ Амвросий определил и утвердил священников в следующих приходах: Терновке (1790 г.), Слободе (1789 г.), Чебруче (1792 г.), Глинной (1791 г.), Ясске (1790 г.), Николаевке (1790 г.), Меловатом (1790 г.), Буторах (1791 г.), Чорне (1792 г.), Дубоссарах (1792 г.) Рогах (1792 г.), Окках (1792 г.), Коротне (1790 г.) и Пасицели (1791 г.). После присоединения Очаковской области по гражданскому управлению к Новороссийскому краю, а по церковному к Екатеринославской епархии, для духовного управления в ней учреждены были два протопопских правления: первое – в Дубоссарах, второе – в Малоештнах. Две названные протопопии заняли всю территорию прежней Украинской Молдавской экзархии. Дубоссарская протопопия простиралась от Дубоссар вверх по Днестру и по границе польской; ниже по Днестру лежала Малоештская протопопия. 767 31 июля 1792 года архиепископ Амвросий спрашивал Св. Синод, как ему быть с церквами и монастырями, лежавшими между реками Бугом и Днестром. Все они, по воле светлейшего князя Григория Алексадровича Потемкина-Таврического, по духовным делам сносились с архиепископом Амвросием в бытность его в Яссах, хотя раньше состояли под управлением православного митрополита, зависевшего от константинопольского патриарха. Но теперь они обращались за судом и решением дел к нему – Амвросию. Екатеринославский владыка не знал, что делать – продолжать управлять монастырями и церквами, лежавшими между Днестром и Бугом, до причисления их к какой-либо епархии, или нет. Св. Синод, основываясь на том, что 26 января 1792 г. новоприобретенная от Оттаманской порты земля, лежавшая между Бугом и Днестром, присоединена к Екатеринославской губернии, приказал церквам и монастырям, о которых спрашивал Амвросий, «быть в ведении члена Св. Синода Амвросия», 768 т. е. присоединил их к Екатеринославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010