Чаплыгин. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Церковь возведена в 1790-1794 годах, неоднократно перестраивалась. Эклектика. К основному объёму храма (восьмерик на четверике с прямоугольной алтарной апсидой) примыкает прямоугольная в плане широкая трапезная в семь световых осей. Колокольня, пристроенная к западному фасаду храма, утрачена в советское время (сохранился лишь первый ярус). Восьмерик увенчан восьмигранным куполом с главкой на малом глухом барабане. Наличники окон церкви сбиты при очередной перестройки в конце XIX века северный и южный фасады трапезной обработаны пилястрами (по углам рустованными). Центральные части северного и южного фасадов трапезной увенчаны аттиками со слуховыми окнами. Объемно-пространственная композиция церкви сохранила черты запоздалого провинциального барокко конца XVIII века, трапезная сооружена в стилевых формах эклектики. Информация сайта " Храмы России " Чаплыгин (Раненбург). Церковь Вознесения Господня Из книги Иоанна Добролюбова: «Дело о построении в г. Раненбурге каменной Вознесенской церкви с приделами Воздвиженским и Покровским начато было в 1790 г. В мае 1790 г. Раненбургские купцы Осип Никитин Щебанов и Антон Степанов Лынов обратились к преосв. Феофилу, епископу Тамбовскому и Пензенскому с прошением о дозволении им построить на «Красной площади» каменную церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня. По сему прошению преосв. Феофилом велено было Тамбовской консистории снестись с светскою командою и спросить: имеется ли к построению означенной церкви выгодное место, действительно ли все жители желают построения церкви, сколько человек предполагают быть прихожанами оной, какие назначаются источники к содержанию причта и будет ли для него отведена усадебная и пахотная земля и не в отдаленности ли она находится? На означенные запросы Раненбургский городничий ответил, что выбранное для построение церкви место для постройки других зданий по плану назначено и на устроение новой церкви жители согласны. Козловское духовное правление со своей стороны ответило, что потребность в построении новой церкви сознается жителями г. Раненбурга от крайняго утеснения в Архангельской церкви; при чем граждане выразили, чтобы на первый раз, пока ещё не сложился приход, священник, диакон и причетники переведены были от существовавшей тогда церкви Архангельской, из прихода которой желающих перейти к новой церкви оказалось 120 дворов, в которых было мужского пола 404, женского пола 378 душ. Таким образом, хотя и не на все вопросы, предложенные преосв. Феофилом, собраны были удовлетворительные ответы, тем не менее 15 октября того же 1790 г. на построение Вознесенской церкви дана была благословенная грамота за подписью преосв. Феофила.

http://sobory.ru/article/?object=12091

Попечительство учреждено в 1870 году. Капитал его к 1884 г. состоял из 300 руб. Попечительству принадлежит стоящий подле церкви деревянный, недавно обновленный дом, отдаваемый летом под дачу за 100 руб. В архиве Муринской церкви есть несколько старинных актов, которые, имеют значение для истории здешней церкви. Прошение графа Александра Романовича Воронцова на имя митрополита Гавриила о сооружении в мызе Муриной церкви каменной, во имя великой мученицы Екатерины, и о содержании им священника, дьячка и пономаря, от 17января 1786 г. Прошение графа Воронцова митрополиту Гавриилу в первой половине февраля 1790 г. об освящении построенного и благолепно украшенного храма во имя св. вмц. Екатерины. Резолюция. " 1790 г. февраля 14-го дня. Церковь освятить благословляем, чего ради отпустить св. миро и антиминс и к петропавловскому ключарю послать указ " . Репорт ключаря от 25-го февраля 1790 года: " По силе указа Ее Императорского Величества из оной духовной консистории сего февраля от 14-го под 180 ко мне присланного, в мызе Мурине каменная церковь во имя... мною сего ж февраля 17-го числа освящена, о чем С.-Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую " . Ключарь Сергей Коноплев. «Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. 36). Построена графом А. Р. Воронцовым по просьбе родного брата С. Р. Воронцова в память его рано умершей жены Екатерины Алексеевны. Замечательный образец классицизма, каменная одноглавая церковь, возведенная по проекту Н. А. Львова. Основу здания составляет высокий четверик с полукруглой алтарной апсидой и симметричным ей притвором. Входы в храм с южной и северной сторон оформлены портиками. На четверике поставлена восьмигранная деревянная звонница, над которой стоит деревянная 10-колонная ротонда, перекрытая куполом с главкой. В виде ротонды был устроен и иконостас. Иконы в иконостасе принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. В 1934 г. сняты колокола, окончательно закрыта в 1941 г. В послевоенные годы в церкви располагался склад. Здание было доведено до аварийного состояния. В 1968 г. последовало решение сносе, которое чудом не было выполнено. В 1970-х г.г. использовалась под скульптурные мастерские. Храм возвращён верующим в 1988 г., восстановлен.

http://sobory.ru/article/?object=00557

А если бы ся людей огурили, абы который бы колвек чоловек з них улечы хотел, а на жниво не пошел, теды войт мой, Белевский, заразом листы таких людей моих, Белевских, каждого за кожды день пограбити так, яко бы за два гроши Литовских стояло, и пану Понятовскому, албо враднику его, Дековскому, тот грабеж отдати, поколы ибо отожнуть, або двома грошми за кожды день гребеж выкупить·. (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 132:133). 21 При церкви в с. Белеве священнослужителями состояли: 1) священно-иерей Филипп; 2) свящ. Евтихий Прокушировский; 3) свящ. Василий Кротковский – все трое – в 17 веке и упоминаются в находящейся при церкви копии синодика от 1664 года, составленного свящ. Андреем Рыловским; 4) свящ. Андрей Рыловский «из севера» – в 1664 году упоминается в вышеуказанном синодике; 5) свящ. Симеон Туричинский упоминается в 1668 году; 6) иерей-парох Андрей Рафалович – в 1698–1714 годах; 7) иерей Артемий Краськевич – в 1753–1760 г.; 8) иерей-парох Климентий Лозицкий – в 1770–1790 г.; 9) иерей-парох Василий Лавровский – в 1770–1790 г.; 10) парох Никита Лавровский – в 1790–1794 г.; 11) свящ. Григории Михайлович Стефановский – в 1795–1797 г.; 12) наблюдающий свящ. из с. Старо-Жукова Симеон Ракуцкий – в 1797–1801 г.; 13) свящ. Даниил Терехович – в 1801–1807 г.; 14) свящ. Андрей Должанский – в 1807–1814 г.; 15) наблюдающий свящ из с. Дикова Стефан Андреев. Червинский – в 1815–1822 г.; 16) наблюдающий свящ. из с. Пересопницы Симеон Антониев. Слодкевич – в 1823–1824 г.; 17) приход. свящ. Василий Феодор. Лозинский – в 1824–1850 г.; 18) приход. свящ. Иулиан Васильев. Лозинский – в 1850–1862 г.; 19) приход. свящ. Павел Игнатьев. Савицкий – в 1862–1887 г. и 20) приход свящ. Пётр Недоборовский – с 1887 года (ныне служит). В Белевской церкви хранятся следующие старопечатные книги: 1) «Евхологион, албо молитвослов или требник, имея в себе церковная различная последования от святых Апостол и Богоносных Отец в различных временах предания. Трудолюбием братства Успения Пресв. Богородицы – в Львове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1745–1761 г. духовным управителем по Салтовскому округу был протоиерей Рубежной Кирилл Емельянович Жибокрицкий, владевший хутором близ Салтова. Число прихожан Рубежной: в 1730 г. 630 муж., 582 жен.; в 1750 г. 668 муж., 640 жен.; в 1770 г. 710 муж., 681 жен.; в 1790 г. 750 муж., 720 жен.; в 1810 г. 785 муж., 760 жен.; в 1830 г. 822 муж., 814 жен.; в 1850 г. 619 муж., 644 жен. душ. Ярмарки – в день Вознесения Господня, января 1, июня 24, июля 20 и сентября 14. СЕЛО ГРАФСКОЕ (Андреевка) Андреевка – на левой стороне Донца. Земли Андреевки были подарены императором Петром Шафирову, но потом, отобранные в казну, в 1723 году пожалованы были Екатериною I Гендрикову, тогда еще не графу, но племяннику Екатерины. Первый храм во имя Апостола Андрея Первозваннаго, сообщивший свое имя и поселению, построен здесь около 1720 года. В 1825 году, усердием графини Анны Александровны Гендриковой, построен каменный храм, который в 1829 году освящен во имя Апостола Андрея Первозваннаго. В храме семь достоин примечания иконостас по прекрасной живописи, написанной рукой храмоздательницы. На счет владельца в Андреевке содержится богадельня на 20 душ муж., 28 жен.– давнее заведение. От холеры умерло в 1831 г. 17 душ муж., 15 жен.; в 1848 г. 56 муж., 43 жен.; цинги не было. Число прихожан: в 1730 г. 163 муж., 130 жен.; в 1750 г. 210 муж., 178 жен.; в 1770 г. 330 муж., 308 жен.; в 1790 г. 685 муж., 677 жен.; в 1810 г. 1230 муж., 1080 жен.; в 1830 г. 1633 муж., 1614 жен.; в1850 г. 1207 муж., 1260 жен. Церковной земли 66 десятин. В составе прихода ныне числится сельце Ильмень, образовавшееся едва ли не из переселенцев из Сумской слободы Ильмов. Здесь был храм Св. Дмитрия, при котором было прихожан подданных черкасов: в 1730 г. 128 муж., 120 жен.; в 1750 г. 170 муж., 158 жен.; в 1770 г. 208 муж., 209 жен.; в 1790 г. 235 муж., 223 жен. СЛОБОДА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ В описи земель 1761 года сказано: «графа Ивана Симоновича Гендрикова на Волчанских дачах, на Белом Колодезе вновь населяется слобода – дворов с тридцать». В другом деле 1763 года сказано: «прошлаго 1760 года начала населяться Слобода Белый Колодезь». Белым колодезь назван оттого, что вода в нем беловатого цвета, и этот колодезь далеко прежде 1761 года был во владении казаков Волчанской сотни, которые пригоняли сюда на водопой скот свой, имея невдали от него хутора. Первый храм построен здесь графом Гендриковым в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1833 году поселили крестьян при большой дороге. И тогда же построили, на другой стороне колодезя, каменный храм, по прежнему в честь Иверской иконы Божией Матери. Храм построен Майоршей Екатериной Андреевной, урожденной графиней Гендриковой и Верой Федоровной Скалон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8 октября 2004 г. в праздник преставления прп. Сергия Радонежского в храме Вознесения Господня состоялось первое за многие годы богослужение. Реставрационные работы по восстановлению здания ведутся и сегодня. С сокращениями http://www.lipland.ru/?p=587 Церковь Вознесения Христова - старейший каменный храм Чаплыгина. Построен он в 1790-х годах, что даёт о себе знать в барочных формах здания. Любопытно, что когда в 1800 году деревянной Архангельской церкви определили быть собором и, в уважение к обретённому ею соборному статусу, захотели прикрепить к ней 50 дворов Вознесенского прихода, дворы эти переходить в новый приход категорически отказались (позже Рязанская консистория всё-таки настояла на выполнении этого решения). У истоков истории Вознесенского храма стояли раненбургские купцы. Отец Иоанн (Добролюбов) в своём фундаментальном " Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии " писал: " В мае 1790 г. раненбургские купцы Осип Никитин Щебанов и Антон Степанов Лынов обратились к преосв. Феофилу, епископу Тамбовскому и Пензенскому, с прошением о дозволении им построить на Красной площади каменную церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня... Козловское духовное правление... ответило, что потребность в построении новой церкви сознаётся жителями г. Раненбурга от крайнего утеснения в Архангельской церкви; причём граждане выразили, чтобы на первый раз, пока ещё не сложился приход, священник, диакон и причетники переведены были от существовавшей тогда церкви Архангельской, из прихода которой желающих перейти к новой церкви оказалось 120 дворов... 15 октября того же 1790 года на построение Вознесенской церкви дана была благословенная грамота за подписью преосв. Феофила. Вознесенская церковь освящена была в 1794 году, к ней в 1803 году пристроены были придельная Покровская и настоящая в честь Вознесения Господня " . В советскую пору Вознесенский храм закрыли. Церковное здание использовалось под производственно-торговые нужды. Позже в ней находился краеведческий музей. В конце 1990-х годов здание передали православной общине, а в 2004 году в отреставрированной церкви прошло первое за 70 лет богослужение.

http://sobory.ru/article/?object=12091

Никологоры. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова , Воздвижения Креста Господня , Николая Чудотворца Год постройки:1790. Трапезная - 1839. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Никологоры Координаты: 56.140669, 41.993867 Проезд:Из райцентра Вязники западный выезд по трассе М7. На четвертом км на юг отходит боковая дорога, следует доехать до ближайшего разворота сплошного разделительного барьера, далее вернуться к этому повороту и на юг от трассы 10км до Никологоры. В самом поселке двигаться по главной до центральной площади посёлка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная Христорождественская церковь построена в 1790 г., в 1839 г. пристроена тёплая трапезная, которая в 1880 г. перестроена со значительным расширением. Кроме основного Христорождественского придела в тёплой трапезной устроены ещё два: Крестовоздвиженский и Свят. Николая Чудотворца. В настоящее время сохранился лищь четверик основного объёма, разобрана верхняя часть (восмерик и глава). Церковь использовали под клуб Никологорской прядильно-ткацкой фабрики. Кроме Никольской церкви в погосте Никологорском есть приходская Христо-Рождественская церковь. С 1656 г. на погосте значилась церковь во имя Рождества Христова, в 1714 г. она обращена при построении первой каменной церкви в теплую. При построении второй каменной церкви предположено было построить в тоже время и теплую церковь, но предположение почему-то не состоялось, и каменный храм во имя Рождества Христова построен был только в 1790 г. Этот храм существует в погосте и в настоящее время, но в значительно измененном виде. В 1839 г. к нему пристроена теплая трапеза, а в 1880 г. эта трапеза была распространена. При храме колокольня, общая с Никольскою церковью, стоит отдельно от них. Престолов в храме три: главный – во имя Рождества Христова, в трапезе теплой – во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня и во имя св. Николая чудотв. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато.

http://sobory.ru/article/?object=04232

Старый Некоуз. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Недалеко от Сити, в селе Старый Некоуз, среди плоских и малолесных пространств Некоузского моренного плато возвышается над полями храм Троицы, построенный в 1790 году. Огромная церковь имеет немало общего с храмом в селе Покровское на Сити. Церковь поставлена на подклет, тип которого ушел из русской церковной архитектуры еще в начале 18 века. Большой двухсветный храм  эпохи ранней классики с архаичными деталями оформления и удлиненная трапезная построены в конце 18 столетия. Высокая четырехъярусная колокольня над папертью с поэтажно расположенным ордером, скорее всего, воздвигнута в первой четверти 19 века. Источник: " Молога. Земля и море " , Рыбинск., 2007 г., стр. 155 Церковь Святой Живоначальной Троицы (Троицкая) в селе Старый Некоуз (б.с. Некоуз) построена в 1790 (1800-1815) году в три престола: 1) во имя Святой Живоначальной Троицы; 2) во имя Казанской иконы Божией Матери; 3) во имя Святого … Земли церковной 41 десятина, в приходе 15 селений. Церковь имеет сводчатый тип перекрытия, габариты (13х29х18м). Храмовый комплекс выстроен по традиционной схеме: алтарь - основной объем – трапезная - колокольня. В XVII-XVIII столетиях в селе жили старообрядцы, имели свой скит. Для борьбы со старообрадничеством в 1790 году была построена церковь Троицы – один из самых величественных храмов Ярославского края. Троицкий храм впечатляет своими размерами и величественной красотой. Стройная четырехъярусная колокольня, даже утратившая крест, видна за несколько километров. Огромный двухсветный четверик имел высокий подклет, разделенный на отсеки. В этих кладовых местные купцы хранили свои товары. Храм окружала ограда с воротами и угловыми часовнями. Роскошным было и внутреннее убранство церкви. В настоящее время храм сильно разрушен, утрачена алтарная часть, сохранились лишь незначительные фрагменты фресок. Под куполом летнего храма заметны следы росписи. Под аркой колокольни также сохранились следы фресок – с северной стороны различимо изображение Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=06520

А по началу елисаветградские греки в 1760 г. под руководством выходца из Венеции грека Ефима Темелия выступили с прошением о сооружении своего храма в городе и об открытии при нем приюта для нищих безъязыких (немых) из их братии… Уже в следующем 1761 г. греки-мастера из Нежина начали работу. Строительство церкви длилось около семи лет, после чего был освящен Центральный престол, хотя на тот момент боковой придел еще не был закончен. Так у елисаветградских греков появилась в городе своя церковь, и они заведовали через ктиторов ее делами, увеличивая церковную казну. Кроме того, они сами выбрали священника, который совершал богослужения на греческом языке. Но перед освящением своей церкви греки сделали еще один очень важный шаг к устройству своей независимости. Еще в начале 1764 г. все тот же венецианец Ефим Темелий (который первым подал прошение о сооружении греческой церкви) «со товарищами» подали Новороссийскому генерал-губернатору Мельгунову «всенижайшее донесение» (прошение), а в последующем 1765 г. уже избирали из своей среды двух старшин, которые служили исполнительным органом самоуправления греческой общины. Из метрических книг за 1780-1790 г.г. видно, что в 1784 г. прихожанами Греческой церкви считались 1040 человек, а в 1793-1815 г.г. греков в приходе церкви уже не было, если не считать подвижных торговцев. В метрических книгах теперешнего Кафедрального собора есть записи о семействе М.И. Кутузова, семья которого несколько лет жила в Елисаветграде и находилась в приходе Греческой церкви. Вот их содержание: 1. 1790 января 16 дня М.И. Кутузов свидетельствовал брак своей крепостной. 2. Того же года 17 июля супруга его свидетельствовала брак своих крепостных. 3. Того же года октября 20 дня благочестивый священник Григорий Саражинович погребал младенца Николая, 1 года, сына Кутузова. 4. 1789 г. января 1-го дня тот же священник крестил младенца Ксению, дочь Кутузова. 5. 1790 г. 31 дня тот же священник крестил Елену, дочь Кутузова, восприемником записан капитан Василий Алексеевич.

http://sobory.ru/article/?object=31011

жили всего 2 монаха. Новый аббат попытался «реформировать» мон-рь, т. е. восстановить дисциплину и укрепить соблюдение уставных норм. Он пригласил в Л. монахов из бенедиктинской Бретонской конгрегации (Société de Bretagne), основанной в 1604 г., но вскоре между ними возник конфликт из-за распределения монастырских доходов. В 1636 г. по инициативе аббата Пьера Тангюи (1630-1665) Л. был включен в конгрегацию св. Мавра (см. ст. Мавристы ). Под рук. мон. Робера Плувье был возведен новый клуатр; мон. Ноэль Марс составил труд по истории аббатства (1648; Paris. fr. 22358), а мон. Луи Ле Пеллетье (1663-1733) - этимологический словарь бретон. языка ( Le Pelletier L. Dictionnaire de la langue bretonne. P., 1752). В этот период насельники контролировали 8 приоратов, а также 8 приходов и ряд капелл в еп-стве Кемпер. Мон-рю принадлежала капелла Нотр-Дам-дю-Фольгоэ, известная в Бретани как место паломничества. Включение Л. в конгрегацию св. Мавра не сопровождалось отменой комменды, положение монашеской общины оставалось тяжелым. В XVII-XVIII вв. в Л. было от 4 до 8 монахов. Кемперский еп. Туссен Конен де Сен-Люк (аббат Л. в 1780-1790) получил разрешение короля объединить должность аббата, приносившую значительный доход, с небогатой епископской кафедрой, намереваясь впосл. добиться упразднения мон-ря. В мае 1790 г. в Л. жили 4 монаха во главе с приором Пьером Ле Муаном; доход аббатства, включая приораты Сен-Геноле, Камфрут, Конкарно, Ланверн, Сен-Пьер-дю-Парк и Шатолен, составлял 16 060 ливров. По-видимому, тогда же аббатство было закрыто в соответствии с декретами об отмене монашеских обетов и о роспуске религ. общин (февр. 1790). В 1792 г. монастырские здания были проданы и впосл. разрушены; нек-рые предметы убранства были переданы в приходскую церковь в Л., часть архитектурных деталей вывезли в г. Брест. 2-я пол. XIX - нач. XXI в. В 1878 г. бенедиктинцы из аббатства Сент-Мари-де-ла-Пьер-ки-Вир основали монашескую общину в Кербенеа близ Л. В 1903 г. в соответствии с антиклерикальным Законом об ассоциациях монахи были высланы из Франции, но в 1922 г.

http://pravenc.ru/text/2463095.html

Из брошюры: " Храм Рождества Пресвятой Богородицы " Недалеко от красивой церкви в Пехра-Покровском на Щелковском шоссе начинается Трубецкая улица города Балашиха, которая ведет к еще одной старой церкви – Рождества Богородицы в бывшем селе Никольское-Трубецкое. Сохранившийся каменный храм был построен на средства богатых купцов и меценатов Николая Ивановича Каулина и Давида Ивановича Хлудова в 1862 году. С тех пор храм никогда не закрывался и действовал даже в советское время. История прихода церкви в Никольском-Трубецком связана с «Покровским садом» – московской усадьбой императрицы Елизаветы Петровны и «Балашинской мануфактурой». В 1667 году в селе Никольском была построена первая деревянная церковь, которая изначально имела посвящение во имя Николая Чудотворца. В приходной книге Патриаршего казенного приказа записано: «В нынешнем 1678 году августа в тридцатый день … прибыла вновь новопостроенная и данью обложена в Московском уезде, в Радонежской десятине, церковь Николая Чудотворца государева дворцового села Измайлова в приселке Никольском». К 1790 году старая церковь в селе Никольском, вероятно, сгорела или развалилась из-за ветхости. Вместо постройки нового здания императрица Екатерина II, в чьих владениях находилось Никольское, решила отдать на ее место бесхозную деревянную церковь из другой дворцовой вотчины – Рубцово-Покровского. Вот что об этом было сказано в клировой ведомости Никольской церкви за 1826 год: «Построена церковь сия блаженной памяти императрицею Елизаветою Петровною в Покровском саду, в котором году неизвестно, а в 1790 году, по именному повелению блаженной памяти императрицы Екатерины Алексеевны, отдана в сие село; на место же перевезена и устроена тщанием прихожан. Зданием деревянная, на каменном фундаменте; престол в ней один – во имя святителя Николая». Село Рубцово-Покровское (сегодня в черте Москвы), откуда в 1790 году была перевезена церковь, в первой половине XVII века было домашней вотчиной московского царя. Возможно, Покровское еще до воцарения Михаила Федоровича принадлежало семье Романовых – тогда еще бояр. При Михаиле Федоровиче Покровское было любимым дачным местом царской семьи. В начале XVIII столетия оно стало личным владением правнучки Михаила Федоровича цесаревны Елизаветы Петровны.

http://sobory.ru/article/?object=06236

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010