1506 ο τι τ ναληφθν σμα ξ ορανο κατρχεται, λλ τι ατς ρτος κα ονος μεταποιονται ες σμα κα αμα Θεο. 1507 Слова эти говорят как раз против протестантов. Недаром они приводятся и в «послании Восточных Патриархов» (гл. 17), направленном против них же. 1510 Сочинения его: 1) в русск. пер, – Благовестник или толкование блаж. Феофилакта арх. Болгарского на св. Евангелие. Изд. Каз. Д. А. Казань 1857 г. Ч. 1, 2, 4. Греч. подл. – Θεοφιλκτου, ρχ. Βουλγαρου ερμηνεα ες τα τσσαρα εαγλια. Parisiis. 1735 г. Подробные цитаты будут указаны при самом изложении. 1512 Biblioth. Veter. Patrum. Ed. Andr. Gallandii 1781. Venetiis. Eux. Zig. Specimen, catenae in quatuor Euang. pag. 307. 1515 Biblioth. veter. Patrum. Ed. Andr. Gallandii 1781. Venetus. Eux. Zig. Specimen, catenae in quatuor Euang. pag. 307. 1519 Во Львове, как скоро полечено было известие о смерти короля, члены Львовского братства тотчас же вошли в сношения с находившимися от них в зависимости младшими (младенческими) братствами; начали, по своему обыкновению, делать складчины для предстоящих поездок и, избравши из среды себя двух депутатов на провинциальный (Вишенский) сеймик, дали им решительные поручения о восстановлении прав своей церкви. См. Голубева « Петр Могила и его сподвижники», т. I, стр. 455. 1520 Сочинение «Synopsis» напечатано на польском языке в ч. I, т. VII, Арх. ю.-з. России, стр. 533–576; из эпиграфа мы узнаем, что Виленское братство имело своим гербом: образ Св. Троицы. Первоначально это сочинение было напечатано в братской типографии в 1632 году. См. перевод некоторой части: Synopsis’a в сочин. Бантыш-Каменского, Истор. изв. об унии, стр. 85–88. 1521 См. Голубева, « Петр Могила и его сподвижники», приложения, стр. 504; Васильевского, Очер. ист. г. Вильны (в Памят. стар. зап. губ. Батюшкова, VI, стр. 80). Протесты Рима были весьма сильны. Папский нунций в Польше получил приказание отклонить короля и поляков от православных; см. у Кояловича, Лит. церк. уния, т. II, примеч. 242, где приведено письмо папы к Рутскому о сохранении унии. Донесение нунция от 2 окт. 1632 г. у Theiner’a Veter. monum. 397–398. См. также «Отрывок из дневника депутата» (28 фев. и 1 и 2 марта 1633 г.), бывшего на Варшавском сейме, о спорах возникших по поводу дарованной кор. Владиславом IV русинам свободы в исповедании веры; Suppelem. ad hist. Rus. Monum. LXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1752 г. ум. 1799 г. 5 марта), Варвара Александрова Тыркова, урожд. Игнатьева (род. 1755 г. ум. 1781 г.); сын их Александр (род. 1781 г. ум. 1827 г.), дочь их Ирина Скобельцына (род. 1773 г. ум. 1833 г.) и некоторые другие лица из их же рода. В архиве церковном, кроме храмосвятной грамоты, никаких древних актов нет. Метрические книги и другие церковные документы сохраняются с 1785 года отрывками, а с 1820 г. полностью. Церковная библиотека, кроме книг богослужебных, имеет более ста книг духовного содержания и духовные журналы (Странник, Духовную Беседу и Христ. Чтение) за несколько лет. Церковь и окружающее ее старое кладбище, обнесены очень хорошею кирпичною оградою, построенною Тырковым. На этом кладбище издавна погребались священно-церковнослужители и прихожане. Из замечательных лиц можно указать только на могилу помещика-благотворителя церкви генерал-лейтенанта Николая Ник. Скобельцына († 1864 г.), участника войны 1812 г., который, между прочим, ежегодный пенсион свой за участие в бородинском сражении жертвовал на украшение церкви. В 170 саж. от села находится новое кладбище, устроенное в 1861 году на земле (1 дес.), пожертвованной помещиками Скобельцыным и Половцовой, на котором теперь погребаются все прихожане. Оно обнесено валом с канавой и изгородью, устроенными на средства прихода; в настоящее время на нем с разрешения начальства сооружается, средствами прихожан, каменная часовня, во имя Александра Невского и в память императора Александра -го. С давних пор причт состоял из священника, дьячка и пономаря, в каком составе оставлен был и по штату 1843 г. с причислением к V классу. При последнем изменении штатов, в 1876 году, вакансия второго причетника закрыта и оставлен только священник и один псаломщик. Из прежних священников известны, служившие с половины прошлого столетия: 1) поповский староста Иван Иванов, перешедший из села Черняго, Новгородского уезда и служивший около 50 лет; при нем построена каменная церковь ; 2) Адриан, служил недолго; 3) Алексей Антонов Охонский, закащик духовного правления, служивший около 30 лет; 4) Андрей Трофимов, служивший 13 лет (1817–29); 5) Иоанн Иоаннов Перетерский, из окончивших курс Новгородской духовной семинарии, бывший благочинным, служил с 1830 по 1869 г., благолепным и усердным служением и заботами об украшении храма оставил по себе добрую память в приходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3) ЦЕРКОВЬ на святых западных вратах под колокольней во имя Преображения Господня, освящена в 1776 году, Августа 28. Иконостас в ней резной золочёный; иконы живописные; стены расписаны под мрамор трудами того же Иеродиакона. 4) КОЛОКОЛЬНЯ над этой церковью и св. воротами вышиной около 26 саженей. Окончена строением в том же 1776 году; 5) Настоятельские КЕЛЬИ на северной стороне к реке Мокше на 22 саженях двухэтажные со сводами; в нижнем этаже – кладовые; над верхним построена небольшая башенка; 6) на восточной стороне, к югу, – братские КЕЛЬИ двухэтажные на 10 саженях, построены в 1779 году; 7) на южной стороне, близ больницы, – другие братские КЕЛЬИ двухэтажные на 14 саженях, построены в 1781 году; 8) от этих келий по той же линии к востоку – БОЛЬНИЦА. Построена в 1780 году, а в 1796 году распространена; 9) на северной стороне к югу, в симметрию больничным кельям, – ТРАПЕЗА двухэтажная на 14 саженях построена в 1779 году; 10) при ней, над воротами на реку Мокшу, – три кельи, построены в 1799 году; 11) на южной стороне к западу, в симметрию Настоятельских келий, – двухэтажный корпус, в котором помещены швальня, чеботарня и 32 братские кельи. Построен в 1781 году; над ним небольшая башенка; 12) по западной стороне, к югу от колокольни, – живописная об одном этаже, построена в 1789 году; 13) по той же стороне, к северу от колокольни, в симметрию живописной – ПРОСФОРНЯ на 5 саженях одноэтажная, построена в 1785 году; 14) кругом монастыря – ОГРАДА с башнями по углам; вышина ограды 8 аршин; построена в 1776 году; 15) в северо-восточной башенке – ЧАСОВНЯ. II. Вне монастыря: 1) от западных ворот в 50 саженях на правой стороне при выходе из монастыря – ГОСТИННЫЙ двухэтажный ДОМ, построенный в 1786 и 1787 годах; 2) возле этого дома, к западу, – два таковые же, из коих один построен на 12 саженях в 1791 году для простого народа со службами в нижнем этаже; а другой между этим и первым на 10 саженях также для простого народа; 3) конюшенной ДВОР длиной на 17, шириной на 5 саженях; 4) КУЗНИЦА с КЕЛЬЕЙ; 5) все эти здания обнесены каменной оградой, примыкающей к юго- и северо-западным углам монастыря, и составляющей второй квадрат, подобный монастырю так, что обитель эта при выгоднейшем местоположении и симметричном новейшего вкуса строении представляя приятнейшее зрелище, поражает удивлением зрителя, а внутреннее благолепие и строгое соблюдение порядка между монашествующими, повсеместная опрятность и благочинность возбуждают благоговение и привлекают сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Тихвинский собор был двухэтажным и имел шесть престолов. Три престола находились на первом этаже и три престола на втором. Освящение собора происходила поэтапно, по мере сооружения приделов. Петропавловский и Никольские престолы освящены в 1872 году, а Тихвинский, Всех Святых и Трёх Святителей - в 1878 г. У новопостроенного собора не было никакой земли - ни церковной, ни пахотной, ни сенных покосов. Вместо этого Тихвинский храм получал денежные субсидии от епархии. Священнику полагалось 5 рублей, дьякону 3 рубля, дьячку 1 рубль 6 алтын 4 деньги, пономарю 1 рубль. Всех этих денег было явно недостаточно не только для проживания притча, но и для поддержания самого храма в надлежащем виде. Поэтому соборный протопоп Иоанн Антонов в 1779 г. подал прошение преосвященному Симону, епископу Рязанскому, с просьбой выделить деньги на содержание храма. В том же году Духовная Консистория занялась поисками денег для нужд Тихвинской церкви. По её указу окрестные церкви должны были отчислять определенную сумму в пользу Тихвинского храма. Таким образом, финансовое положение церкви несколько улучшилось. В приход храма вошло 47 дворов, состоящих из 4 дворов купеческих, 15 дворов чиновничьих, 16 дворов военных, 9 дворов мещанских, 1 двора однодворца и 1 казенного двора, в котором проживал городничий. Общее количество приходского населения равнялось 1580 человекам. Среди них было 754 мужика и 826 женщин. Вскоре была выделена пахотная и сенокосная земля в количестве 173 десятин. По штату в церкви полагались 1 священник, 1 дьякон и 2 псаломщика. Из священников Тихвинской церкви известны: Василий Максимов - 1672-1881 г.г.; Григорий Васильев — 1685-1689 г.г.; Софроний Евстигнеев - 1692 г.; Макарий Венедиктов - 1695 г.; Федор Кириллов - 1705 г.; Андрей Григорьев - 1716-1736 г.г.; Григорий Иванов - 1739-1781 г.г.; Максим Гаврилов - 1739-1773 г.г.; Петр Назарьев - 1747-1760 г.г.; Иоанн Автономов - 1760-1773 г.г.; Стефан Максимов - 1773 г.; Петр Стефанов - 1781 г.; Кирилл Симеонов - 1787 г.; Петр Кириллов - 1792 г.; Евдоким Григорьев - 1794-1821 г.г.; Иоанн Стефанов - 1800 г.; Стефан Должанский - 1797 г.; Григорий Космин - 1821-1826 г.г.; Николай Протопопов - 1825-1853 г.г.; Василий Грифцов - 1848 г.; Федор Семенов - 1825-65 г.г.; Николай Лагов - 1849-1866 г.г.; Стефан Ятров - 1866-1887 г.г.; Дмитрий Готовицкий - 1866 г.; Иоанн Панаретов - 1882-1885 г.г.; Михаил Сперанский - 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=10743

Иеромонах Илларион (Максимович) был сперва наместником Елецкого Монастыря, потом строителем Ладожского. В 1774-м году, 14-го июня, произведен во архимандрита Краснохолмского Антониевского Николаевского Монастыря, где он числится в списках по 1788-й год 3116 . Следующий наместник был назначен следующим приказом. «1774-го года сентября 30-го дня. Присланному из Киевской Академии учителю Поэтики, иеромонаху Амвросию определяем быть наместником в Невском Монастыре, которому пред приведением его к присяге, также и братии, объявить сие определение, а в Консисторию дать знать по надлежащему. Гавриил, архиепископ Санктпетербургский». Иеромонах Амвросий принял присягу и вступил в должность на следующий день 3117 . Иеромонах Амвросий (Гиповский) 4-го июля 1781-го года определен архимандритом Курского Знаменского Богородицкого Монастыря, в котором и скончался 21-го мая 1800-го года 3118 . После него наместником в Александро-Невском Монастыре был иеромонах Афанасий (Вольховский). Иеромонах Афанасий, Малороссиянин, родился в 1741-м году, образование получил в Киевской Академии и по окончании курса был священником и протоиереем в Полтаве; в 1769-м году принял монашество в Черниговском Ильинском Монастыре. С 1777-го года был игуменом Новгородского Кириллова Монастыря. В 1783-м году, оставаясь наместником, получил звание игумена Отеньского Монастыря и в том же году определен архимандритом Вяжицкого Монастыря, в 1785-м году переведен в Юрьев. 30-го июля 1788-го года был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии отсюда назначен в 1795-м году епархиальным епископом в Могилев, в 1797-м году уволен на покой в Лубенский Мгарский Монастырь. В 1800-м году, по болезни, он взят был из Монастыря одним его родственником в Полтаву, где и скончался 1-го января 1801-го года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском Монастыре 3119 . После посвящения наместника, архимандрита Афанасия, во епископа наместником был игумен Иоасаф (Клоков). Он был давний насельник Александро-Невского Монастыря, «исправлял разные послушания», с 1781-го года был экономом, в 1786-м году определен игуменом Новгородского Деревяницкого Монастыря и экономом Новгородского Архиерейского Дома. С назначением наместником он некоторое время оставался игуменом Деревяницкого Монастыря. Вскоре митрополит Гавриил, 3-го июля 1788-го года, определил его присутствуюицим в Духовную Консисторию. А затем, с освобождением вакансии архимандрита Зеленецкого, представил его во архимандрита. Посвящение происходило 25-го декабря 1788-го года. 11-го августа 1792-го года назначен архимандритом Высоцкого Серпуховского Монастыря, где и скончался 3120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Происходившее на фоне либерализации правительственного курса усиление центров старообрядчества, прежде всего Рогожского кладбища в Москве, вызвало новый этап полемики между радикальными и умеренными течениями поповщины. Поддерживавший какое-то время позиции более умеренной «диаконовской» группы, Н. фактически санкционировал проведение собора в Москве в нояб. 1779 - янв. 1780 г. На Рогожском кладбище к тому времени предпринимались шаги, направленные на закрепление практики приема 2-м чином; делалась попытка сварить сомнительное с канонической т. зр. ввиду отсутствия архиерея «миро». Н. составил неск. посланий, принял активное участие практически во всех соборных заседаниях, играл на них ведущую роль. К этому периоду нек-рые исследователи относят составление (редактирование) Н. одного из списков «Сказания» о соборе 1779-1780 гг. В ходе продолжительных и бурных дискуссий на соборе была утверждена т. зр. сторонников приема в старообрядчество через миропомазание (собор впосл. называли перемазанским), и, как следствие, усилилось влияние Москвы и Иргиза. В то же время не прекращались поиски архиерея. В нач. 1781 г. был проект получения епископской хиротонии от греческого митр. Евсевия, жившего тогда в Могилёве; кандидатом от стародубских мирских и иноческих обществ был избран инок Малиноостровского монастыря Иосиф. Хиротония не состоялась из-за вмешательства гражданской администрации. Н. выступал с идеей инициировать переход в староверие к.-л. российского епископа. С этой целью летом 1781 г. Н. командировал казначея Успенского мон-ря Герасима (Князева) в Москву и С.-Петербург для встречи с Новгородским и С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Петровым) и по возможности с др. влиятельными лицами. Иноку удалось добиться аудиенции у архиепископов Московского Платона (Левшина) , Новгородского Гавриила, Псковского Иннокентия (Нечаева) , а также у кн. Г. А. Потёмкина. В июле того же года состоялась встреча Н. и монастырской делегации с малороссийским ген.-губ. гр. П. А. Румянцевым, подтолкнувшая, по мнению ряда биографов Н., к более активным ходатайствам перед властями о разрешении староверам иметь своего архиерея. Условием властей было обязательное моление за Синод, за «благочестивейшую государыню царицу и… яже при ней». В апр. 1783 г. кн. Потёмкин в слободе Добрянка принял Н. Последний подал «формальное доношение» из 12 пунктов. В документе предусматривалась возможность для всех российских старообрядцев иметь епископа (или хорепископа), подчиняющегося непосредственно Синоду; говорилось о снятии клятв на «старые обряды», наложенных Соборами 1656 и 1666-1667 гг., содержались и др. требования.

http://pravenc.ru/text/2565578.html

Кириллова книга (1644) — Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иеросалимского, на осьмый век. М., 1644. Книга о вере (1912) — Книга о вере единой истинной православной. М.: Типография П. П. Рябушинского, 1912. Лаврентий Зизаний (1878) — Лаврентий Зизаний. Большой катехизис. М., 1878. Левшин (1765) — Платон (Левшин), митр. Православное учение, Или сокращенная христианская богословия. СПб.: Имп. Академия наук, 1765. Левшин (1781) — Платон (Левшин), митр. Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе. СПб., 1781. Лихуды (1866) — Иоанникий (Лихуд), Софроний (Лихуд). Мечец духовный: Памятник русской духовной письменности XVII века. Казань: Университетская типография, 1866. Максим Грек (1910) — Максим Грек, прп. Сочинения в русском переводе. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1910. Медведский (1806) — Ювеналий (Медведский), иером. Христианская богословия для желающих в благочестии вышшаго успеха. М., 1806. Могила (1696) — Пётр (Могила), митр. Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. М., 1696. Могила (1900) — Пётр (Могила), митр. Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. М.: Синодальная типография, 1900. Нил Сорский (1912) — Нил Сорский, прп. Предание и устав. СПб.: Типография М. А. Александрова, 1912. Топорков (1911) — Досифей (Топорков), инок. Хронограф редакции 1512 года//Полное собрание русских летописей. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. Троепольский (1821) — Арсений (Троепольский), иером. Записки богословские, по руководству догматико-полемической богословии Иринея Фальковского Записки богословския, по руководству догматико-полемической богословии, сочиненной ординарным профессором богословия в академии Киевской, и архимандритом Иринеем Фальковским. Писаны 1821 года, сентября с 6 числа студентом Валентином Троепольским. [Б. м.] РГБ. OR Ф.7 82. Фальковский (1802) — [Ириней (Фальковский), еп.]. Christianae, Orthodoxae, Dohmatico-polemicae Theologiae… Compendium. СПб., 1802. Яворский (1729) — Стефан (Яворский), митр. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. СПб.: Синодальная типография, 1729.

http://bogoslov.ru/article/6176570

Торжественное освящение вновь устроенного придельного храма Боголюбской иконы Божией Матери на вновь выданном св. антиминсе совершил настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря игумен Павел Наумов 28 февраля 1781 года. Судя по датировке антиминсов, выданных для освящения престолов в вновь построенном каменном храме села Мерзлова, можно определить этапы строительных работы: первоначально, еще при жизни П.И. Полибина, был подготовлен к освящению престол святого Иоанна Воина, антиминс которого датировался 27 январем 1779 г., второй престол в честь Боголюбской иконы Божией Матери был освящен в январе 1781 г. на антиминсе, выданном 8 ноября 1780 г., и, наконец, настоящая церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова была освящена в 1782 г. на антиминсе, подписанным епископом Дмитровским Серапионом от 25 января 1782 г. На рубеже XVIII-XIX в.в., когда село Мерзлово из Дмитровского уезда перешло в состав Клинского уезда Московской губернии, в «Экономических примечаниях» 1800 г. обозначалось село Мерзлое помещицы подполковницы Марьи Петровны Полибиной, в селе церковь с колокольней каменные одноэтажные Боголюбской Божией Матери. Интересно, что в соседнем с Мерзлым селе Рыгине существовал деревянный храм, построенный в 1711 г. на средства князя Ивана Михайловича Черкасского, о котором он писал в своем прошении «по обещанию своему хочу в том сельце построить церковь Божию во имя Знамения Пресвятыя Богородицы». Эта церковь, в середине XVIII столетия так же обветшала и требовала перестройки. В 1763 г. помещик села Рыгина асессор Государственной вотчинной коллегии Яков Ксенофонтов Феоктистов просил преосвященного епископа Переславского и Дмитровского Сильвестра «построить вновь каменную церковь в тож именование и на прежнем церковном погосте». Согласно сведениям клировых ведомостей, написанных сразу же после Отечественной войны 1812 г., в селе Мерзлом Клинской округи числилась церковь Обновления Храма Воскресения Христова («Воскресение словущее») с приделами Боголюбской иконы Божией Матери и святого Иоанна Воина: «каменного здания, в твердости, утварью довольна». В приходе состояло 50 дворов с населением 236 дущ мужского пола и 226 женского. Церковной пашенной и сенокосной земли числилось 35 десятин (план на эту землю с межевой книгой хранились в церковном архиве). Вместо дохода от владения землей причт получал от помещицы Полибиной денежную и продуктовую ругу, а так же сено на 50 копен. В составе причта Воскресенской церкви на 1813 г. были: настоятель священник Стефан (Степан) Козьмин 42 лет, дьячок Василий Евдокимов 28 лет и пономарь Николай Григорьев 23 лет.

http://sobory.ru/article/?object=20969

Церковно-приходская школа, дейст­вующая с 3 декабря 1884 г., находилась в деревянном здании на каменном фунда­менте, снаружи обложенном кирпичом. " Размеры: длина 7 саж., ширина 3 1/3 саж., высота 4 1/2 арш. Окон 11, тесовые сени 4x10 арш., построена в 1900 г. " В 1913 г. прихожане с. Гагино подали прошение о замене разбитого колокола в 60 пуд на колокол весом до 110 пудов. По данным клировой ведомости за 1915 г., причт Спасского храма состоял из священника и псаломщика, которые по­лучали жалование 300 руб. и 100 руб. со­ответственно. Кружечных сборов в этом году получено 300 руб. Другим источни­ком содержании для причта служили проценты с капитала в 1 748 руб., поло­женного в банк разными лицами за по­миновение жертвователей. Земли при храме состояло: усадебной вместе с пого­стом 1 дес., пахотной 33 дес. В церковно­приходской школе в это время обучалось 30 мальчиков и 12 девочек. В должности старосты с 1905 г. состоял крестьянин Евфим Макаров. В приходе Спасской церкви состояло в с. Гагино 73 двора, в них 208 мужчин и 267 женщин; в д. Денисовка 56 дворов, в них 144 мужчины и 214 женщин; в д. Волхонщина 10 дворов, в них 24 мужчины и 28 женщин, а всего 139 дворов, в них 381 мужчина и 515 женщин. 4 мая 1922 г. из Спасского храма с. Гагино были изъяты 13 культовых предметов из серебра весом 7 фунтов 80 золотников: дарохранительница, крест, три тарелочки, дискос, звездница, лжица, потир, три ризы с икон, венчик с иконы. Храм закрыт в 1930-х гг. Впоследствии здание лишилось главки, была разрушена колокольня... В настоящее время трудами местных жителей сохранившаяся часть храма отремонтирована снаружи и внутри и в ней периодически совершаются богослужения. Священно- и церковнослужители храмов Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила: Священники: Диомид - уп. 1708 г., Диомидов Лукеллиан — уп. 1734 г., Лукеллианов Никита - 1734-1781 гг., Никитин Иоанн - 1781-1785 гг., Ефимов Николай - 1785-1789 гг., Филиппов Кирилл - 1790-1834 гг., Иоаннов Ермил - 1834-1838 гг., Виноградов Алексий Трофимович - 1838-1874 гг., Грацианский Алексий Михайлович - 1874-1908 гг., Юрьев Василий Михайлович - 1908-1913 гг., Грацианский Алексий Алексиевич - 1914-1919 гг. Диаконы: Топовский Тимофей Анисимович - 1800-1843 гг., Куракин Николай - 1848-1850 гг. Дьячки: Иванов Василий - 1795-1810 гг., Васильев Тимофей - 1814-1815 гг., Тимофеев Иван - 1826 г., Сапогов Павел Семёнович - 1834-1843 гг., Гаевский Василий Ермолаевич - 1857-1871 гг. Пономари: Тимофеев Андрей - 1802-1815 гг., Тимофеев Ефим - 1819-1820 гг., Кириллов Алексей - 1816-1843 гг., Диаконов Матвей Васильевич - 1865-1876 гг. Псаломщики: Диаконов Матвей Васильевич - 1876-1905 гг., Диаконов Александр Матвеевич - 1905-1915 гг.

http://sobory.ru/article/?object=40208

197 Дмитрий Сеченов (1708–1767) – церковно-политический деятель. Окончил Славяно-греко-латинскую академию. В 1732 г. постригся в монахи. В 1740 г. в сане архимандрита возглавлял миссию, крестившую «язычников и магометан» в поволжских губерниях, с 1742 г. архиепископ Нижегородский, с 1752 г. епископ Рязанский, с 1757 г. архиепископ Новгородский. В 1762 г. короновал Екатерину II, после чего стал митрополитом. В 1767 г. депутат от духовенства в комиссии ко составлению нового Уложения. Председательствовал в Синоде, активно поддерживал политику Екатерины. 198 Трубецкой Никита Юрьевич (1699–1767) – государственный и военный деятель, князь, с 1756 г. генерал-фельдмаршал. В 1740–1760 гг. генерал-прокурор Сената, возглавлял следствие и суд над А. И. Остерманом (1741), А. П. Бестужевым-Рюминым (1758) и др. С 1760 г. сенатор и президент Военной коллегии, с 1763 г. в отставке. 199 Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772) – фаворит императрицы Анны Иоанновны. С 1718 г. при дворе Анны Иоанновны в Курляндии, приехал с ней в Россию в 1730 г. в качестве обер-камергера. В 1737 г. при содействии императрицы избран герцогом Курляндским. По завещанию Анны Иоанновны после ее смерти в 1740 г. стал регентом при малолетнем Иване VI Антоновиче. После дворцового переворота 9 ноября 1740 Г. приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Возвращен в Петербург Петром III, восстановлен Екатериной II на Курляндском герцогском престоле. 201 Гудович Иван Васильевич (1741–1820) – государственный и военный деятель, граф (1797), генерал-фельдмаршал (1807). Учился в Кенигсберге, Галле и Лейпциге, с 1785 г. генерал-губернатор Рязанской и Тамбовской губерний. С 1797 г. военный губернатор в Киеве, затем в Волынской и Минской губерниях. В 1800–1806 гг. в отставке, затем командующий войсками на Кавказе. В 1809–1812 гг. главнокомандующий в Москве, член Государственного совета. 202 Панин Никита Иванович (1718–1783) – государственный деятель и дипломат, граф. Служил в конной гвардии. В 1747–1759 гг. посланник в Дании, затем в Швеции. В 1760–1773 гг. воспитатель великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I). В 1762 г. активный участник воцарения Екатерины II, в 1763–1781 гг. возглавлял коллегию Иностранных дел. С 1781 г. в отставке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010