Значительную часть усадьбы занимал сад. В 1749 г. Троицкая ц. была восстановлена: на месте минарета, разобранного вскоре после 1699 г., над притвором сооружена башня-колокольня с барочным шатровым завершением, увенчанным главкой. Новая колокольня была несколько ниже «дотурецкой», имела упрощенный декор фасадов в стиле провинциального барокко и завершение в виде сферического купола со шпилем. К югу от церкви еще с XVII в. стоял каменный «Владычный» дом с подвалом ( Сецинский. Ист. сведения о приходах и церквах. 1895. С. 31). Он образовал центральный ризалит возведенного в 40-х гг. XVIII в. восточнее церкви 2-этажного корпуса келий длиной ок. 30 м, расположенного с отступом от Зарванской ул. Архитектура здания с односторонним рядом помещений вдоль длинного коридора была предельно простой: крыльцо, 3 широких контрфорса на зап. фасаде и центральный ризалит на восточном придавали ему архаичный вид. Второй длинный дом был построен вдоль Троицкой ул. (эти здания, а также церковь с перестройками нач. XIX в. зафиксированы на чертеже 1835 г.). В 1750 г. решением Польского сейма в подчинение К. м. были переданы все василианские мон-ри Подольского воеводства. С 1759 г. при обители существовала школа богословия. До 1781 г. монастырский Троицкий храм одновременно являлся кафедральным собором, но с 1781 г. такой статус получил храм св. Иоанна Крестителя. В 1781 г. к К. м. был приписан ставший униатским бакотский Михайловский муж. мон-рь с имениями (Бакота, Дурняковцы и Студеница). Униат. Троицкий мон-рь просуществовал до кон. XVIII в. По высочайшему указу от 12 апр. 1795 г. в Каменецкой обл. учреждалась Брацлавская и Подольская епархия. Тем же указом в епархии основывались муж. и жен. обители «из лучших униатских монастырей». В нояб. того же года униат. Троицкий мон-рь был обращен в православный. Из каменецких василиан в обители остался только один мон. Иосиф Банульский, впосл. перешедший в Каменец-Подольский мон-рь «кармелитов босых». В 1805 г. Каменец-Подольский городской суд пересмотрел дело о выселении василиан из мон-ря, признал пребывание в нем правосл.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Альбицкий Дмитрий Никит. Поступил в семинарию 1763г. В 1774 г. из философии священ, в с. Мыть, (Арх. Суз. кон. 1774 г. Альбицкий Петр.1778 г. из аналогии пономарём к Вознесенской церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон, 1778 г., Альбицкий Пётр. В ведомости за 1781 г. означен в школе грамматики малоуспешным. (М. б. одно лицо с предыдущим?). Альбицкий Стефан. 1776 г. дьячком в с. Ельни Юр. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 424). Аменицкий Иван. Никит. Поступил в семинарию 1759 г. В 1769 г. обучался в философии. Аменицкий Трофим. В 1788 г. обучался в поэзии. 1797 г. из богословии–диаконом в Гаврилову пахотную слободу (Семинар, ведомости 1797 г.). Андреевский Алексей Андреев. Поступил в семинарию 1763 г. 1764 г. исключён «за неспособностью», так как «находился всегда в бегах». Андреевский Семен Андреевич. 1767 г. поступил в семинарию, 1769 г. помечен в классе аналогии. Андреев Иван. 1771 г. обозначен в классе аналогии. Анисов Алексей. 1788 г. был в классе грамматики. Анисов Дмитрий. 1788 г. был в классе риторики. Афинов Андрей. В 1788 г. обучался в философии. В 1791 г. из богословии назначен свящ. в с. Нижний Ландех (Арх. Суз. кон. 1791 г. Оп. 1, 198). Афинов Иван. В 1777 г. был в философии. 1777 г. на светскую службу. 1781 г. определён па штатное место в Суздальский уездный суд (Арх. Суз. кон. 1781 г., 334). Афинов Иван, В 1786 г. обучался в классе богословии. Афинов Пётр, В 1777 г. учился в философии. 1778 г., кажется, поступил на светскую службу. _________________________ Бавленский Василий Серг. В 1771 г. в с. Жирославское, Юр. Ок. дьячком (Арх. Суз. кон. 1771 г., Баженов Иван. 1788 г. обучался в школе инфнмы. Баженов Николай Васил. 1771 г. из аналогии пономарём в с. Лобцово, Зарецкой десятины (Арх. Суз. кон. 1771 г., 56). Базилевич Василий Вас. Поступил в семинарию в 1762 г. В 1769 г. был в классе философии и исправлял должность пономаря в Предтеченской г. Суздаля церкви. Барановский Григории Ив. В 1766 г. обучался в классе грамматики. Башилов Иван. В 1770 г. поступил в семинарию. 1778 г. из поэзии увалень на службу во Владимирское наместничество (Арх. Суз. кон. 1778 г., 435).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феогност Софонович , 1743–46. Мефодий Каменецкий , 1746–49. Пахомий Липский , 1749–51. Афанасий , 1751–54. Виктор Лещинский , 1754 (несколько месяцев). Иннокентий Григорович , 1754–56, мар. 19. После в Спасском, в Севске. Иустин Квятковский , 1756–58,15 сент. перев. в Стромынский. Иринарх , 15 сент. 1758–60, янв. Иоаким Инихов перев. из Стромынского 1760, и 61. Филимон Василевский , 1762–64; 22 дек. уволен. Мнтрь упразднён, а в апр. 1766 возобновлён. Иоанникий , бывший строитель Киржацкого монастыря, определён 14 июля 1766, а в февр. 1767 перев. в Лукианову пустынь. Сергий определён в февр. 1767; уволен 16 февр. 1768. Филарет , с мая 1768–71. Ириней , 1771–78, в мар. перев. в Солбинскую Николаевскую пустынь. Мельхиседек в мар. 1778 перев. из Солбинской пустыни, а в дек. уволен. Павел Наумов определён в дек. 1778, а в нояб. 1779 перев. в Дмитровский Борисоглебский. Гавриил определён в нояб. 1779, а в янв. 1780 отставлен. Никита , с янв. 1780, а в мае 1781 перев. в Солбинскую пустынь. Филарет в мае 1781 перев. из Солбинской пустыни, а в авг. уволен. Игнатий 1781 перев. из Введенской Островской пустыни, а 20 мар. 1788 – в Тихвин. Макарий Брюшков определён в 1788; 9 авг. 1806 перев. в Борисоглебский Дмитровский и управлял обоими монастыря-ми до 1810, когда от Дмитровского отказался; † здесь 31 мая 1811. Пахомий Волков 7 июня 1811 перев. из Берлюковой пустыни, а в 1819 уволен, за болезнью; † 28 янв. 1835. Максим Погудкин определён в 1816, а в 1886, за старостью, уволен; † 29 мар. 1850. Сергий , игум., 31 авг. 1836 перев. из Московского Сретенского; 3 июня 1851 произведён в архим.; † 22 мая 1857. Мефодий определён 24 мая 1857; с 30 дек. 1862 архим.; † 10 мая 1869. Дионисий , из казначеев, с 1869; игум. с 1870. 28 Белопесоцкий Троицкий, на Оке, против города Коширы, основан в конце XV века; 1 нояб. 1699 приписан к Троицкой Сергиевой Лавре; в 1764г. – к дому Коломенского архиерея; с 1800 г. заштатный. [III, 477.] Игумены Владимир , основатель, в нояб. 1498; 1507–22. Кирилл , 1524, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, вопрос о времени основания Староладожского Успенского женского монастыря остается нерешенным. Мы одно только знаем несомненно, что в XV веке он существовал, потому что в «переписной оброчной книге Вотской пятины 1499 – 1500 года», описываются земли и деревни «Пречистые монастыря из Ладоги», – монастыря, как мы видели, тожественного со Староладожским Успенским женским монастырем. 153 В Мае 1781 года игуменья Успенского монастыря Евпраксия, сообщая в С.-Петербургскую консисторию исторические сведения о монастыре, не говорит ни слова об этой ??нии. (Арх. Дух. Конс, дело 11163). (в отсканированной стр 146 не обнаружена сноска на этот текст, возможно будет видна в оригинале) 1-я пол. обр. пер. книги Вотской пят. изд. Арх. Комм. т. III стр. 957 – 960 Врем. 11 и 12 (отд. отт.), стр. 3, 29, 34, 35, 39, 54, 55, 84, 85, 463. 154 В Вотской пятине находились деревни: а) в Городенском погосте: Горка на Ладозере, Озерца и Мякинина Ладожица; б) в Песоцком погосте Кодашово, и в) в Требужском Кирина и Пангола Падинога. (2 ч. пер. обр. кн. 1500 года. Врем. 11 и 12 стр. 34, 35, 55,84, 85). 155 В Обонежской пятине находились деревни: Костевичи и Подкина под сосной в Рождественском Сясьском погосте, и земли в Климетцком погосте. (Неволина Новгор. пят. прил. VI стр. 144 и 145 сн. сказка игум. Сусанны 1737 года в мон. арх.). 156 Писц. книг. Вотской пят. 7077 (1569) года. Известия в Новолад. воев. канц. 1747 года, (в мон. архиве). 157 Грамот, при составлении настоящего описания, не оказалось в монастырском архиве. Настоящий отрывок из грамоты заимствован из ведомости об Успенском монастыре 1781 года в Консисторском архиве (дело 1781 года 11163). 161 Ошибочно делается ссылка на грамоту 1621 года, которой возвращались только 150иия земли, вместо грамот 1622 и 1624 года, увеличивших вотчины Успенского монастыря. 162 Ист. Росс, иерарх. изд. 1811 г. ч. III стр. 746. Горицкий Усп. Старол. мон. Ук. Новгор. воев. пр. канц. 1728 г. и сказка 1737 г. в мон. архиве. По писцовым книгам 1500 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1708 году ливийским митрополитом был Самуил. Тогда он проживал в Константинополе и в 3-й День октября говорил проповедь в предместье Неохори в присутствии вселенского патриарха Киприана, а в 1709 году, 13 Февраля, говорил беседу в неделю мытаря и фарисея в храме Христа Спасителя в предместье Галате, в 1711 году возведен был на кафедру евангелиста Марка. В 1730 году фиваидский митрополит Арсений иждивением своим изготовил антиминс в церковь монастыря Св. Саввы. Может быть, он записан в тамошнем Помяннике. До 1747 года ливийским митрополитом был Матфей, а в этом году поставлен на патриаршую кафедру. До 1781 года ливийским митрополитом был Мисаил, а в этом году, 6 Декабря, он скончался и погребен подле монастырской церкви, как это видно из надписи на мраморной плите, покрывающей священный прах его. 1781 δε. ς. κοιμθη δολος το Θεο ταπεινς ρχιερες Μισαλ κ το ποστολικο θρνου Λιβης 28 . При сличении этой надписи с Помянником оказывается, что предшественник его был Иоаким, а преемник Дорофей, после которого известен Иоасаф, митрополит киринейский, родом критянин. Он составил оглавление ста «Слов александрийского патриарха Герасима, кои начаты сим перво-святителем в 1699 г., а окончены в 1704-м ». Макарий, митрополит пентапольский, в 1797 году, 10 Августа, отправился в Тунис Варварийский на дело Божие и при отправлении туда получил от александрийского патриарха пару поручей и один саккос из золотистой парчи. До 1806 года ливийским митрополитом был Феофил, а в этом году взошел на кафедру евангелиста Марка. В 1809 году, 15 Марта, ливийский митрополит Гавриил смотрел опись утвари ризницы и книг Саввинского монастыря, составленную в 1790 году. Ныне (1860 г.) ливийский митрополит Каллистрат здравствует о Господе и управляет имениями александрийской патриархии в Валахии и Молдавии, живя в бухарестском монастыре Златаре. 29 Прежде он был дикеем Синайского монастыря и посвящен в сан архиерейский в 1847 (или 1848е) годе в Св. граде Иерусалиме. Я 30 делал и сделал свое дело, а состоявший при мне студент Петр Соловьев отчетливо нарисовал:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мичуринск. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Построена к 1781 году в основном на средства купца Ивана Григорьевича Воронова по специальному проекту, заказанному в Петербурге. Церковь напоминает своей архитектурой Петропавлоский собор Санкт-Петербурга. Высота шпиля колокольни — 67 м, что делало церковь самым высоким зданием в Козлове (бывшее название Мичуринска). После пожара в 1865 году церковь была вновь отстроена и освящена в 1875 году. В 1930-е годы церковь была закрыта. В ней размещались ремонтные мастерские, с 1964 года — краеведческий музей. В 1992 году храм возвращён верующим. В 1996 году рядом с храмом построена часовня. Одной из красивейших церквей Козлова (ныне Мичуринск) является Ильинская. Она была построена по проекту петербургских архитекторов. Заказчиками проекта было городское купечество во главе с купцом Иваном Вороновым. Строительство церкви во имя пророка Илии завершилось в 1781 г. Каменная двухэтажная церковь с такой же колокольней венчалась высоким шпилем, придающим храму величественный, неповторимый облик. При строительстве были применены передовые для того времени приемы: каркас шпиля сделали из кованого металла, подкупольное пространство второго этажа выполнили без промежуточных опор. При пожаре 1865 г., нанесшем огромный урон Козлову, пострадала и Ильинская церковь. На восстановление ушло целых десять лет. Руководивший работами Иван Софронов привлек для этой цели лучших московских мастеров. Иконостас изготовил мастер В.А. Астафьев по рисунку архитектора П.П. Зыкова, иконы исполнил академик В.В. Шокорев. Особенно хороша была верхняя церковь храма – высокая, светлая, вместительная. После Октябрьской революции многие тысячи российских храмов были разрушены. Ильинская церковь в Мичуринске была внесена в списки памятников архитектуры, в защиту храма выступил академик И.Э. Грабарь – это и спасло ее от уничтожения. Длительное время здание занимал краеведческий музей, в настоящее время храм возвращен Русской Православной Церкви. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет»

http://sobory.ru/article/?object=11319

Вскоре после издания „Записки“ умер Викентий (в 1780 году). На народном соборе 10-го июня 1781 года, на место его был избран епископ Темешварский Моисей Путник, единогласно, без подачи голосов. Он совершил два замечательные дела: 1) в 1783 году испросил у императора Иосифа II право юрисдикций на Буковину (присоединенную к Австрии в 1775 г.) и Трансильванию, где император в 1782 году позволил румынам иметь своего епископа (дотоле они зависели от Офенского), и 2) в начале 1790 года ездил в Вену и выхлопотал там отмену постановления школьной комиссии 1788 года, чтобы на будущее время только церковные книги печатались кирилловскими письменами, и притом на церковном языке, все же остальные, в том числе и учебные, латинскими буквами на обработанном иллирийском наречии (Lingua illyrica cultiore), то есть, на языке католиков хорватов и униатов сербов. Вместе с этим Моисей отстоял и самостоятельность сербских школ от вмешательства венских и пештских регуляторов образования. А школ с 1778 г., частью при пособии правительства, заведено было довольно: по сведениям, собранным у Чапловича, с 1778 по 1795 г. было открыто 108 первоначальных школ в Славонии и Среме, 376 в Темешском округе (комитатах Торонтальском, Темешском и Крассовском), 72 в Пятицерквенском округе и 102 в округе Великоварадинском. В 1797 году школ во всех епархиях (кроме Трансильвании и Буковины) было 804, а число жителей православных состояло из 1.369.425 душ; следовательно, одна школа приходилась средним числом на 1.703 души. Но по епархиям это число видоизменялось; например, в Офенской епархии была одна школа на 636 душ, а в Пакрачской одна на 12.386. Учебные пособия были и на славянском, и на румынском языках. Во время того же митрополита и епископа Карлштадтского Петра Петровича, именно в 1781 г., триестские православные прихожане церквей св. Спиридона (сербы) и пресв. Троицы (греки), согласуясь с намерениями правительства, признали над собою епархиальную власть епископа Карлштадского, между тем как до того времени относились к патриарху Константинопольскому 95 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Как до Прысок доедешь-то, - считай уж и Оптина скоро " , - так говорят проезжим богомольцам радушные, приветливые калужане. И действительно, по " большаку " , как в старину называли старую калужскую дорогу, коли едет кто в Оптину пустынь, мимо Прысок никак не проедет... С середины XVIII века здесь, на высоком холме, была выстроена владельцами имения богатая усадьба - дом господский, по описаниям современников, как дворец; огромный фруктовый сад и внизу, у дороги, - храм. Первые сведения об " имеющейся в Прысках " церкви находим в Разрядной книге за 1631 год: " А в селе храм Вешняго Чудотворца Николы да мученицы Христовой Прасковеи, нареченныя Пятницей, сказано там, - древен, ветх, стоит пуст... " . Точная дата возникновения первого деревянного храма в Прысках, а также место, на котором был построен этот храм нам не известно. Но до сих пор среди местных жителей сохранилось предание о том, что первый храм в Прысках был " выстроен очень-очень давно во имя св. вмч. Параскевы Пятницы и стоял он будто на окраине села, на берегу озера Бездон. А однажды храм полностью ушёл под воду... " . В 1696 году владелец Прысок Прокофий Нестеров " задумывает " , как сказано в исторических источниках, ставить " взамен бывшей деревянной церкви - новую каменную " . Строить новую каменную церковь Нестеров решил не на возвышенности, как это было принято на Руси, а в развилке двух рек - Жиздры и её притока Хотенки. Это было место древнего центра села - за ним почти до самой Жиздры тянулось кладбище. Новый храм по примеру прежнего также был двухпрестольный - во имя святителя Николая Чудотворца и св. великомученицы Параскевы Пятницы. Заканчивает строительство нового храма следующий владелец Прысок Н.В. Ртищев. При нём в 1781 году был освящён главный престол храма - в честь Преображения Господня. В клировой ведомости храма за 1900 год (ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 1346) записано: " Церковь Преображения Господня с. Прыски Козельского уезда... построена в 1781 году тщанием прихожанина покойного г. Ртищева, каменная, крыта железом, крепкая. Престолов три: в настоящей холодной - во имя Преображения Господня, в приделах тёплых справа - в честь Святителя и Чудотворца Николая, слева - в честь св. мчн. Параскевы... " . Следующий владелец Прысок Г.П. Бахметьев устраивает вокруг храма ограду, окаймлённую железной решёткой; возводит под храмом кирпичный склеп, где находят вечное упокоение умершие члены семьи семейства Ртищевых-Бахметьевых; благоукрашает спускающийся от усадьбы к храму огромный парк. При новом владельце имения - Н.С. Кашкине (конец XIX века - начале ХХ века) - в храме проводятся живописные работы - появляются настенные панно; над куполом воспроизводится изображение " Небесного Иерусалима " .

http://sobory.ru/article/?object=01471

Тихон Малинин 31 янв. 1774 перев. из Отроча, а 21 июня 1775 хирот. в епископа Воронежского. Виктор Лодыженский в 1775 перев. из Курского Знаменского и 15 авг. † в С.-Петербурге. Иларион Кондратковский в 1775 перев. из Киево-Межигорского, а 17 июля 1776 хирот. в викария Киевского. Стефан 14 сент. 1776 перев. из Новоторжского Борисоглебского, а 1781 уволен на покой. Феоктист Мочульский 4 мар. 1781 перев. из Полтавского Крестовоздвиженского, а 7 янв. 1784 хирот. в викария Московского. Игнатий Максимович 7 дек. 1783 перев. из Вяжицкого, а 15 янв. 1789 – в Черниговский Елецкий. Арсений Москвин 11 февр. 1789 перев. из Желтикова, а 7 нояб. 1798 хирот. в викария Новгородского. Иоанн Островский 10 нояб. 1798 перев. из Новгородского Антониева, а 5 февр. 1800 (так ли?) хирот. в епископа Пермского. Евгений Романов 13 янв. 1799 перев. из Новоторжского Борисоглебского, а 4 мар. 1800 хирот. в епископа Костромского. Гедеон Замыцкий 11 мар. 1800 перев. из Цареконстантиновского; † 7 июня 1808. Иоасаф Сретенский 24 окт. 1808 перев. из Ростовского Богоявленского, а 21 нояб. 1810 хирот. в викария Новгородского. Михаил Бурдуков 18 окт. 1810 перев. из Тобольского Знаменского, а 18 окт. 1814 хирот. в епископа Иркутского. Самуил Запольский-Платонов 15 сент. 1814 перев. из Вифании, а 19 авг. 1817 хирот. в епископа Костромского. Афанасий Протопопов 28 июля 1817 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 29 июля 1823 хирот. в викария Киевского. Гедеон (из Отроча?) 1823–31. Арсений Москвин перев. из Рязанского Спасского, 1831 и 32, 24 апр. хирот. в епископа Тамбовского. Афанасий Соколов в 1832 перев. из Черниговского Елецкого, а 1838 – в Тольгский. Макарий , 1838–50. Феофан Александров , 21 дек. 1850, из Нежинского Назарета; † 23 окт. 1852. Августин , в 1853–69. В февр. 1857 до мар. 1858 управлял архиепископ Гавриил Розанов . 2 Отроч Успенский, в Твери, основан, будто бы, в 1265 г. отроком Григорием. Ныне второклассный. [V, 418.] Архимандриты Моисей в 1453 хирот. в епископа Тверского. Геннадий Кожин в 1461 хирот. в епископа Тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в короткое время, благодаря усердию настоятеля о. Ефрема, Валаамская обитель обстроилась, но – к 1781 г. монастырские строения начали ветшать, а в 1785 г. они уже представляли весьма печальную картину. На это печальное положение Валаамского монастыря обратил внимание тогдашни митрополит Новгородский и С.-Петербургский Гавриил. Деятельный архипастырь, желая восстановить древний Валаам, вызвал в 1781 г. из Саровской пустыни, Тамбовской епархии, опытного старца Назария, который 7 марта 1782 г. и был определён строителем в Валаамский монастырь. Старец Назарий, следуя по пути предшественников своих, Валаамский монастырь обстроил еще более. Он составил план каменного монастырского здания, существующего по настоящее время и составляющего его четырёхугольник. С помощью благотворителей, лет в восемь возведено было все монастырское здани, в окружности слишком 140 саж. Был построен каменный двухэтажный собор, колокольня, церкви Успенская и Никольская, кельи, дома для рабочих, дом для странников и каменная же пустынная келья отца Назария–место повременного духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства. Внешнему устройству монастыря, кроме других, весьма много споспешествовал митрополит Гавриил – и своими средствами и через других. Преемник о. Назария, о. Иннокентий, усердно продолжал начатое предшественником. Он построил больницу с церковью, и его стараниями возник почти весь, по настоящее время существующий, внешней четырёхугольник монастырского корпуса. В 1811 г. все монастырские здания были уже каменные. По смерти о. Иннокентия, около 7 лет управлял монастырём игумен Ионофан, и в это короткое время на северо-западной стороне внешнего монастырского корпуса он построил двухэтажный домик и на северо-восточной–одноэтажный флигель, где помещается в настоящее время библиотека, распространил монастырскую трапезную, переделал старую больницу и обратил ее в ризницу, оградил каменною стеною братское кладбище и во храме преподобных установил отправление ранних заупокойных литургий. V. Внутреннее монастырское управление и жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010