В 40-х гг. прошлого века деревянная кладбищенская церковь была перестроена Михаилом Гавриловичем Сведомским (отец Михаила Гавриловича - протоиерей Петропавловского собора Гавриил Сапожников - известен как автор самой первой летописи г. Перми). К тому времени уже была построена новая кладбищенская церковь, также получившая наименование Всесвятской, поэтому церковь на старом кладбище переименовали в Успенскую. В конце XIX в. начинается сбор " доброхотных подаяний " для строительства на старом кладбище новой каменной церкви. 25 июня 1900 г. епископ Пермский и Соликамский Петр совершил закладку каменного храма. Новая церковь была построена благодаря усердным трудам ктитора (церковного старосты) пермского купца Василия Ивановича Королева и освящена 21 ноября 1905 г. епископом Никанором. Каменная церковь с такой же колокольней возводилась по проекту пермского архитектора А.И. Ожегова. Небольшая нарядная церковь, украшенная арками и кокошниками, была выкрашена масляной краской и покрыта железом. По штату церкви полагался один священник и псаломщик. В церковь на старом кладбище несли жители города свою скорбь по погибшим и умершим в годы войн и революций. Тяжелые времена пережила Успенская церковь в годы советской власти: конфискации имущества, преследование верующих, репрессии против священнослужителей. В конце 1930-х гг. церковь была закрыта, решением горисполкома от 25 мая 1940 г. ее здание было передано Молотовскому управлению кинофикации. Без надлежащего присмотра здание церкви медленно разрушалось. Возрождение храма началось в 1989 г., когда решением горисполкома Успенская церковь на старом кладбище была передана верующим. Мария Щукина Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (арх. А.И. Ожегов, 1905) – Егошихинское старое кладбище История церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на Старом Егошихинском кладбище берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е гг. Появление кладбищенской церкви, как и возникновение самого кладбища следует отнести ко времени открытия Пермского наместничества и основания в 1781 г. губернского города Перми на месте поселка медеплавильного Егошихинского завода. Егошихинское кладбище считается вторым по времени местом погребения в городе. Первым был погост возле деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла, освященной в 1726 г. (в 1755 г. вместо нее заложена каменная с приделом во имя Екатерины Великомученицы, который и освящен 22 ноября 1762, а 23 ноября 1764 г. освящен весь храм), в ограде которой находилось первоначальное заводское кладбище. 12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой, который впоследствии был назван Стиксом.

http://sobory.ru/article/?object=10744

10) Вениамин I упоминается во вкладной книге с 1664 по 1675 год. 11) Никон упоминается во вкладной книге с 1678–1680 год. 12) Константин упоминается во вкладной книге с 1680 по 1682 год. 13) Моисей II упоминается во вкладной книге с 1683 по 1688 год, а по надписи на одной из книг управлял обителью до 1705 года; его старанием монастырь обведен каменной оградою. 14) Андрей упоминается во вкладной книге под 1711 годом. 15) Климент значится в Синодике 83 без лет. 16) Филарет упоминается во вкладной книге от 1727 по 1729 г. 84 В 1727 году он дал вкладу в разбитый колокол в прибавок за три пуда меди за переливку 32 рубля. Скончался на покои в сей обители 1740 года июня 4 дня на 82 году от рождения. 17) Михаил упоминается во вкладной книге под 1732 годом. 18) Uoha I упоминается во вкладной книге под 1742 годом. При нем в 1742 году перелит большой колокол в 110 пудов и второй в 22 1 / 2 пуда весом. 19) Антоний II Горский упоминается во вкладной книге с 1755 по 1761 год. Один из самых замечательных Настоятелей обители по своему радению об её благоустройстве. Старанием его возобновлён придел Пр. Сергия Чудотворца и вновь устроен придел Святителя Николая в теплой трапезе. 20) Вениамин II упоминается в актах обители с 1761 по 1763 год. 21) Иоанн упоминается под 1765 годом. 22) Геннадий упоминается с 1767 до конца 1781 года. 85 С) Игумены 86 23) Митрофан с 8 декабря 1781 года до 1785 года. Из Настоятелей Макарьевского, что на Унже монастыря. Скончался в сей обители. 24) Иннокентий, из Экономов Крутицкого Архиерейского дома, управлял обителью с 27 Марта 1785 года по 1794. Он, по прошению своему, в сем году за болезнью вовсе уволен от управления монастырем. 25) Филарет Баженов из Армейских Протопресвитеров, по пострижении в монашество был в течении 5 лет Наместником Боровского Пафнутьева монастыря и управлял им, по тому случаю, что Настоятель оного ученый Архимандрит Селиверст (1772 – 1779), по званию Первоприсутствующего в Крутицкой Консистории, проживал постоянно в Москве, а Наместник его Филарет с одной стороны ревнуя о пользах обители, здания которой без своевременной поддержки видимо клонились к упадку, а с другой находя в этом и пищу своей личной любви к постройкам, переходил иногда пределы предоставленной ему отсутствующим Настоятелем власти; относящаяся к этому времени переписка их между собою весьма любопытна, ибо характеризуя вполне лица, время и среду, в которой они действовали, вместе открывает и настоящую причину упадка столь знаменитой некогда обители. Приведем хотя отрывок из вышеупомянутой переписки, сохранившейся вполне в монастырских бумагах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1778 г. на Лисьих островах побывали корабли английского путешественника Джеймса Кука, который описал эти острова и жизнь алеутов на острове Уналашка. По его словам, алеуты уже были подчинены русским и стали основными добытчиками пушнины и калана для русских промышленников. Сибирская администрация была обеспокоена дошедшими до нее сведениями о притеснении алеутов и индейцев со стороны промышленников и требовала ненасильственного отношения к местным народам под угрозой смертной казни. Еще сложнее складывались отношения с эскимосами на побережье Аляски, поэтому там долго не удавалось основать постоянные зимовки промышленников. В начале 1780-х гг. все Алеутские острова были открыты и освоены русскими. Была налажена система промысловой эксплуатации этого края, а население островов превратилось в российских подданных. Определяющую роль в организации православного просвещения Америки сыграл Григорий Иванович Шелихов, родом из купцов г. Рыльска Курской губернии. До 1781 г. он был приказчиком у иркутского купца Ивана Ларионовича Голикова, а с 1777 г. Голиков и Шелихов стали снаряжать промысловые суда. В 1781 г. Голиков предложил ему равноправное партнерство, и они учредили Северо-Восточную Американскую компанию. В августе 1783 г. флотилия из трех кораблей под командованием Шелихова направилась к Алеутским островам. В результате этой экспедиции в 1784 г. было основано первое постоянное селение русских на острове Кадьяк. Шелихов считал, что в поселении на Кадьяке необходим храм, притом не только для духовного окормления русских работников компании, но и в целях распространения православия среди местных народов. Иван Голиков полностью поддерживал в этом своего компаньона. В начале 1793 г. Шелихов и Голиков обратились в Св. Синод за помощью в организации проповеди православия на Алеутских островах, а также создании церковной школы для обучения местных детей и подготовки наиболее способных из них к священническому служению. Все расходы по обеспечению миссии, а также по обучению будущих священников в Иркутской семинарии компания брала на себя. Прошение купцов поддержал в Св. Синоде Санкт-Петербургский митр. Гавриил (Петров), а также одобрила императрица Екатерина II и повелела митрополиту подобрать монахов для миссии. Митрополит обратился с просьбой о содействии к своему другу, настоятелю Валаамского монастыря Назарию, который выбрал для миссии из числа братии своего монастыря шесть иноков и четырех послушников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из Тотьмы  братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми, вместе с ними работали устюжанин М. И. Шурухин и москвичи С. С. Соколов и Н. Евстратьев. Участие в работе над иконостасом братьев Богдановых объясняет его столь ярко выраженный барочный характер: на 1770-1780-е годы приходится расцвет барокко в Тотьме. Напомним, что Великий Устюг именно в это время вовлекается в сферу художественной жизни Петербурга и ряд его памятников отмечен уже чертами нового стиля — классицизма. Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Расписывал фигуры ангелов и «крыласы» устюжанин Прокопий Андреев, фигуры евангелистов – устюжанин Семен Попов. К сожалению, имена создателей самих фигур евангелистов и ангелов неизвестны. Иконы нижнего яруса (на обороте их есть авторская подпись: «писал иконописец Алексей Колмогоров 1776 г.») и ряд верхних в 1776-1781 годах писал известный художник Алексей Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьевич Аленев, священник городского Успенского собора. Вот что пишет об иконостасе С. Васильев: «Церковь во имя Троицы по отделке иконостаса может быть причислена к лучшим по епархии, а из монастырских в здешней губернии ее можно почитать первою после церкви, построенной баронами Строгановыми в Соль-Вычегодске. Резной, по полименту вызолоченный иконостас, в царских дверях евангелисты, а над ними серафимы и по сторонам ангелы, вырезанные из дерева – можно почитать мастерским произведением в художественном отношении. Живопись итальянской школы, исполненная здешними иконописцами, делает честь устюжским художникам и особенно протоиерею Оленеву». В 1973 году под руководством Ю. А. Рузавина (Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации) реставрируется иконостас Троицкого собора. Монастырь был построен теми же зодчими, которые возводили Михайло-Архангельскую обитель. Поэтому сооружения обоих монастырей имеют между собой много общего. Троицкий собор Гледенского монастыря сходен с собором Михайло-Архангельского. Аналогичны композиции трапезных и связанных с ними церквей.

http://sobory.ru/article/?object=01861

воротами, а на месте старого Никольского храма - кирпичная трапезная церковь (1781-1784). В 1770 г. в заштатной обители проживали 16 монашествующих, в 1777 г.- 11, в 1783 г.- 9 чел. Ежегодно в Н. Г. м. направлялось по неск. ссыльных - как священнослужителей, так и мирян. Напр., в 1777 г. здесь жили Иван Кулик и Иосиф Паралич (Палич?), присланные из Запорожской Сечи «на покаяние» за убийство во время ссоры казаков с однодворцами Алексеевской слободы. По ведомости 1770 г., в монастырской дер. Горналь, на хуторах Прикольском и Ивашковском, на суджанской и миропольской мельницах насчитывалось 80 крестьянских дворов, а подданных муж. пола - 315 чел. Самый большой доход Н. Г. м. получал от продажи добываемой в горах извести и изготовленного на собственном заводе кирпича; также прибыль приносили фруктовые сады, бахчи и пасека. Монахи сдавали в аренду рыбные ловли, держали скот, особенно много было рабочих волов. В 1781 г. игум. Константин сообщал в епархию, что Н. Г. м. «как ныне, так и впредь содержаться может без всякой нужды» (Там же. С. 228). К 1785 г. обитель располагала 1255 дес. земли; подмонастырская слобода Горналь состояла из 44 крестьянских дворов. От кошелькового сбора доход был небольшим и собирался гл. обр. во время монастырского праздника в дни памяти свт. Николая Чудотворца, в т. ч. 11 мая, когда в обители открывалась ярмарка. В 1785 г., при игум. Оресте (Флоринском), Н. Г. м. был закрыт, Преображенский храм обращен в приходский, Никольская ц., кельи и др. постройки разобраны на кирпич, к-рый продали с аукциона помещику с. Рождественского Л. П. Тимченко. Ярмарку перевели в слободу Юнаковку Сумского у. Самые ценные предметы утвари и реликвии перенесли из Н. Г. м. в белгородский Николаевский мон-рь, остальные - в приходские церкви Миропольского у. К нач. XIX в. на территории бывш. обители стояли деревянные Преображенская ц., кельи и ограда с небольшими 4-угольными башнями. В Подмонастырской слободе было 44 крестьянских двора, в к-рых проживали 159 мужчин и 157 женщин (ИРИ.

http://pravenc.ru/text/2566152.html

Андрей Афанасьевич родился в 1732 году в Никитовке Ахтырского уезда; отец его Афанасий Самборский, священник из дворян, имел родственником Цареборисовского Сотника Андрея Самборского. Андрей Афанасьевич обучался в Киевской Академии и, по окончании образования духовного, послан был в Лондон, где в 1769 году сочетавшись браком с англичанкой, посвящён был во священника посольской церкви; любимым занятием его была здесь агрономия, которую изучил он отчётливо. В 1781 году Высочайше назначено ему было состоять в свите государя наследника во время путешествия по Европе. В 1784 году он избран был в духовника и наставника по закону Божьему и английскому языку великим князьям Александру и Константину Павловичам. В 1788 году определён в протоиерея придворной церкви города Софии. В 1797 году ему поручен был главный надзор за школою земледелия, открытой тогда близ Царского Села. В 1799 году император Павел избрал его в духовника для великой княгини и эрц-герцогини Австрийской Александры Павловны; при её особе находился он до самой кончины её. По предании же тела земле, он путешествовал по Черногории, Боккодикаттаро, Греции и островам Архипелага, был в Константинополе и Крыму. Отчёт о сём путешествии, которого целью было ближайшее знакомство с земледелием и торговлею разных мест, представлен был высшему начальству. Рескриптом от 4 марта 1797 года Высочайше пожалована ему Каменка в потомственное владение, и в ней он пробыл несколько времени, по возвращении из-за границы. Здесь он обратил всё внимание на нравственное и хозяйственное состояние черкасов Камянки: он завёл школу, больницу, аптеку и певчих, что всё поддерживается и поныне. По возвращении из-за границы, пожалован ему орден Иоанна Иерусалимского, а в 1799 году орден Святой Анны I степени с бриллиантовыми знаками. Ему дозволено было иметь квартиру в Михайловском замке. Здесь он скончался на 84 году жизни в 1815 году, хотя и приготовил было гроб с часовнею для своего вечного покоя в Камянке. Из сочинений его напечатаны: а) Речь Императрице Екатерине, по возвращении её с юга, Спб. 1787 года; б) Описание практического Англинского земледелия, М. 1781 года.

http://sobory.ru/article/?object=52342

В половине XVIII столетия церковь была Богородицкая. В 1776 г. были две деревянные церкви – Рождество-Богородицкая и Преображенская холодная. В этом 1776 г. дана храмозданная грамота от 12 марта за 537 на построение, вместо двух ветхих деревянных церквей, каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Преображения Господня. Указом Вятской духовной консистории от 1 марта 1781 г. разрешено старую ветхую деревянную Преображенскую церковь разобрать (дело архива Вятской духовной консистории по ставленнической описи 28/1781). Придел устроен и освящен в 1783 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а не в честь Преображения Господня. Холодная же церковь освящена в 1788 г. 25 мая во имя Св. Троицы, а не в честь Рождества Богородицы. В 1785 г. указом Вятской духовной консистории от 6 октября за 2258 разрешено старую деревянную Рождество-Богородицкую церковь, по ее ветхости, разобрать. Преображенская же деревянная церковь в это время была еще крепка и осталась неразобранной. В 1847 г. теплая каменная церковь перестроена. После перестройки приделы были: холодный – Троицкий, в теплой – правый Рождество-Богородицкий, левый Георгиевский. В 1894 г. приступлено к расширению теплой церкви. Расширение храма окончено в 1896 г. и 13 октября того года освящен правый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1897 г. в теплом храме вверху над проходом в холодный храм, между двумя нижними приделами, устроен придел и 24 ноября освящен в честь особенно местночтимой иконы Иверской Божией Матери. В 1900 г. 1 мая освящен левый придел теплой церкви в честь Великомученика Георгия. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 170/1760, 103/1776, 234/1783 (освящение Рождество-Богородицкого придела), 461/1785 (разобрание деревянной церкви), 213/1791 (освящение холодного храма), 173/1795, 29/1801 (построение колокольни), 1167/1813, 46/1814, 1129/1818, 563/1824, 495/1828, 184/1834, 580/1837 (освящение церкви), 1250/1844, 437/1847 (о расширении храма), 2005/1850, 1999/1852, 365/1868, 476/1871, 405/1873, 514/1874, 321/1893 (расширение храма). Метрические книги с 1749 г. Примечание. Дела архива Вятской духовной консистории: 103/1776, 461/1785. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 10. Дело архива Вятской духовной консистории по описанию сел Вятской епархии 1910 г. Приложение. Храмозданная грамота 1776 г.

http://sobory.ru/article/?object=08923

В 1781 году на месте разобранной западной паперти Успенского собора устроено крыльцо с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». Стены Михеевской церкви внутри украшены живописью. Началось строительство Певческого корпуса между Водяной и Пивной башнями (1781–1783). По распоряжению Архиепископа Платона к часам лаврской колокольни было закуплено «8 колоколов на четверти, а в колоколах весу 17 пуд. 14 фунт». В мае 1783 года на восточном берегу принадлежавшего Лавре Ершевского пруда началось строительство замышленной Архиепископом Платоном и на его иждивение Вифанской пустыни, впоследствии Спасо-Вифанского монастыря. У южного фасада Троицкого собора построена новая Серапионова палатка. В декабре завершились основные работы по установке часов на колокольне. В 1784 году разобрана Успенская часовая башня над одноименными воротами Троице-Сергиева монастыря. В Пафнутьевском саду были высажены: 406 яблонь, 192 груши, 388 вишен, слив и чернослива. К часам лаврской колокольни были «прикреплены четвертные шатающиеся колокольчики и молоточки» и «большой часовой колокол». В 1786 году из Лавры в Спасо-Преображенский собор Вифанского монастыря перенесен дубовый гроб Преподобного Сергия Радонежского. 29 июня 1787 года настоятель Лавры Архиепископ Платон (Левшин) возведен в сан Митрополита. В 1790 году на Красногорской площади было построено каменное здание Конного двора. В 1792 году Митрополит Платон послал Екатерине II прошение об увольнении его от управления Московской епархией и об оставлении архимандритом Лавры. Императрица изъявила сожаление о болезни Владыки и позволила ему жить в Лавре сколько рассудит. В том же году прошло празднование 400-летия со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского. В честь этого события был построен памятный обелиск на соборной площади Лавры в память о заслугах обители перед Отечеством. В 1793 году по ходатайству Митрополита Платона московский главнокомандующий князь А. А. Прозоровский подтвердил зависимость Красногорской площади от Лавры и отдал распоряжение местным властям охранять все то, «что учредится от Лавры на сей площади», и не позволять «противное лаврскому учреждению».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вышеупомянутая в Славцеве Георгиевская церковь была несомненно деревянная. Около половины XVIII столетия, но в каком именно году, неизвестно, построена вместо неё каменная церковь также во имя св. в.-муч. Георгия. В этой церкви сначала был устроен только один престол, но в 1781—88 гг. на средства князя А. П. Голицына в трапезе был устроен другой престол во имя св. в.-муч. Параскевы. В приходе в это время числилось 350 дворов. В 1838 г. трапеза была расширена и в ней устроен другой придел во имя св. прор. Илии. В 1856—59 гг. перестроен был и главный храм, но после перестройки в нем оставлен один престол во имя св. в.-муч. Георгия, самый же храм только расширен. С того времени храм существует без изменений. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. Из св. икон своею древностью отличаются икона св. в.-муч. Георгия и Знамения Божией Матери, а также и Казанская икона Пресв. Богородицы. В церковном архиве сохранились две грамоты на устроение и освящение придела во имя св. муч. Параскевы, данные 1781 и 1788 гг. Приход состоит из деревень: Березников, Дербышей, Голубина, Шувалихи, Пушнина, Косьмина, Турова, Большого острова, Малого острова, Халтурки (рядом с церковью), Готовкина, Максимихи, Анфимихи, Малахова, Жабина, Головина, Коробова, Овечкина, Кузнецова, Коннова, Нерожина, Филина, Левина, Шипелей, Спасской, Крутояк, Дубровы и Угрюмихи; во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 3222 души муж. пола и 3321 женского, в том числе раскольников 475 душ муж. пола ж 483 женского " . По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск четвертый. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А. Паркова. 1897, стр. 514-516 Местность вокруг Березников называлась в старинных актах " Славецкой волостью " . Георгиевский погост, там, где расположена церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, располагался в 1 версте от деревни Березники. В конце XIX - начале ХХ вв. это село являлось центром Березниковской волости и входило в один из самых больших во Владимирской губернии Судогодский уезд. " Погост Георгиевский, что в Славцеве, находится в 65 верстах от уездного города и в 40 от губернского " , - сказано в " Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии В. Г. Добронравова.

http://sobory.ru/article/?object=02094

В течение XVII века Поченгская церковь постоянно упоминается в окладных книгах архиерейского дома, напр. в 1634 г. (поп Михаил), в 1661 (поп Григорий), в 1671 г. (поп Григорий), в 1682 г. (поп Иван Иванов).Кроме этих упоминаний, о церкви почти ничего неизвестно до 1781 года. От 1781 года сохранилась опись имущества каменной теплой церкви - Воскресенской, освященной в 1780 году. По преданию, записанному в церковной клировой ведомости, каменная церковь на Поченге выстроена после пожара деревянной; по всей вероятности пожар был не задолго до 1780 года, потому что в описи сказано, что холодная церковь еще строится согласно данной от архиерея благословенной грамоте, теплая же, конечно, выстроена была первою по необходимости. Неизвестно, когда была достроена и освящена холодная церковь. Из описи имущества теплой церкви видно, что в ней было довольно всякого имущества. Упоминаются серебряные сосуды, кресты, оклады Евангелий, серебряное кадило, ризы и венцы на иконах серебряные позолоченные, шесть пар священнических облачений и проч.О месте построения церкви среди прихожан сохранилось предание что оно избрано самою Царицею Небесною. Прихожане рассказывают, что первоначально предполагали строить храм севернее нынешнего за ручейком, но напрасно: ибо все, сделанное днем, ночью необъяснимым путем переходило на другое место, так что на первом месте не оставалось и следа постройки. После двукратных попыток строители поняли чудесное знамение и построили храм там, где и теперь он стоит, на месте менее удобном и болотистом. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=23&pn=2 В двадцати пяти верстах от города Вологды по Верхвологодскому тракту, в Вологодском же уезде, есть село Поченга с церковью во имя Божией Матери " Владимирской " иконы Ее. Церковь сравнительно новая постройкою и довольно благоустроенная. В полуверсте от церкви к юго-западу, в ложбине реки, среди мелких кустов находится небольшая деревянная часовня, прославившаяся источником, над которым построена. На этом самом источнике, по местному преданию, явилась икона " Владимирская " Божией Матери, которая местно почитается за чудотворную.

http://sobory.ru/article/?object=34272

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010