Большая Колпеница. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:1781. Год утраты:приблизительно 1979 (сгорела) Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Брестская область, Барановичский район, дер. Большая Колпеница Координаты: 53.169215, 26.030586 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Сегодня мало кто знает, что когда-то на кладбище у перекрестка шоссе Минск - Барановичи с дорогой до Новогрудка стояла церковь. Храм относился к бывшей деревни Большая Колпеница. Ничем особенным памятник народного зодчества конца XVIII века не отличался, а ближе к Олимпийским играм 1980 года в Москве и вообще сгорел. Но тот пожар 40-летней давности и до этих дней местные жители считают загадочным и вовсе не случайным. Церковь, которая находилась между двумя Колпеницами - Малой и Большой, - не дожила до своего 200-летия несколько лет. Храм, который построили в 1781 году, застал еще времена Речи Посполитой, ее последние годы и разделы. Несмотря на то, что пик борьбы с религией в Советском Союзе был пройден, и в большом, и в Малой Колпенице до сих пор считают, что местные власти имеют непосредственное отношение к уничтожению храма… Свято-Иоанно-Предтеченская церковь возводилась на средства виленского римско-католического духовенства. Около храма имелась и колокольня. Сегодня, благодаря усилиям заинтересованных лиц, известны даже имена священников церкви за определенные периоды. Постепенно у церкви начали хоронить людей, а дворик при храме превратился в погост. Надо отметить, что в культовую постройку в Колпенице нередко наведывались и жители Барановичей. Об этом свидетельствует протодиакон Андрей Горбунов в своей книге «История православных храмов города Барановичи». Он ссылается на заключение комиссии по делу о введении Городового положения 1892 года, которое датируется 1903 годом. В положении отмечается, что в Барановичах не было ни нужного храма, ни кладбища, и позже покойников из городка хоронили уже тоже здесь.

http://sobory.ru/article/?object=49403

Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm Мария ЩУКИНА © 2000 Руководитель: Соломеина В.В Церковь во имя Всех Святых в городе Перми на Егошихинском новом кладбище, ул. Тихая, 23. История новокладбищенской Всесвятской церкви берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е гг. Ее появление, как и возникновение самого кладбища следует отнести ко времени открытия Пермского наместничества и основания в 1781 г. на месте поселка медеплавильного Егошихинского завода губернского города Перми. Егошихинское кладбище считается вторым по времени местом погребения в городе. Первым по времени возникновения было заводское кладбище или погост возле деревянной церкви Святых Апостолов Петра и Павла, заложенной в 1724 г. и освященной в 1726 г. В 1757 г. рядом с деревянной церковью была заложена каменная с приделом во имя Екатерины Великомученицы (освящен 22 ноября 1762 г., а 23 ноября 1764 г. освящен главный храм во имя Апостолов Петра и Павла). 12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой (впоследствии р. Стикс). Первая церковь построенная на Егошихинском кладбище, была деревянная во имя Всех Святых. 8 февраля 1784 г. в Пермское духовное правление был доставлен указ из Вятской духовной консистории от Преосвященного Лаврентия Епископа Вятского и Великопермского, в чьем ведении тогда находился и Пермский край. Указом было велено: «в городе Перми на кладбищенском месте вновь деревянную в проименование Всех Святых церковь заложить, по церковному чиноположению алтарем на восток строить и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила и церковные уставы повелевают, и когда та церковь… в совершенство приведена будет, тогда оную соборне по церковному чиноположению освятить Пермского Петропавловского собора протопопу…».

http://sobory.ru/article/?object=02913

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) РПЦ, учреждена в окт. 1657 г. с названием Вятская и Великопермская, с 16 окт. 1799 г.- Вятская и Слободская, с окт. 1918 г.- Вятская и Глазовская, с лета 1922 г.- Вятская и Слободская, с 27 дек. 1934 г.- Кировская и Слободская, с 21 апр. 1994 г. имеет совр. название. Территория епархии совпадает с границами Кировской области Кафедральный город - Киров (до 1781 Хлынов, в 1781-1934 Вятка), кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Правящий архиерей - митр. Марк (Тужиков ; с 22 марта 2011). Епархия разделена на 19 благочиний: 1-е и 2-е Вятские, Вятско-Полянское, Кикнурское, Кильмезское, Кирово-Чепецкое, Котельническое, Кстининское, Мурашинское, Нолинское, Омутнинское, Подосиновское, Санчурское, Слободское, Советское, Уржумское, Шабалинско-Свечинское, Унинское, Яранское. В нач. 2005 г. в В. е. действовали 175 приходов, 9 мон-рей (3 муж., 6 жен.), в клире епархии состояли 192 священнослужителя (162 священника, 30 диаконов). 4 окт. 2012 г. решением Свящ. Синода из состава Вятской еп. были выделены Уржумская (в административных границах Афанасьевского, Белохолуницкого, Богородского, Верхнекамского, Вятско-Полянского, Зуевского, Кильмезского, Лебяжского, Малмыжского, Нагорского, Немского, Нолинского, Омутнинского, Сунского, Унинского, Уржумского и Фаленского районов Кировской области) и Яранская (в административных границах Арбажского, Даровского, Кикнурского, Котельнического, Лузского, Мурашинского, Опаринского, Пижанского, Подосиновского, Санчурского, Свечинского, Тужинского, Шабалинского и Яранского районов Кировской области) епархии. [История] 1657-1917 гг. Решение об открытии В. е. было принято на Соборе в окт.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав. http://www.history-ryazan.ru/ Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви. Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за 156. В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане».

http://sobory.ru/article/?object=42434

Переведён в Калязин монастырь в 1738 г. Список Строева оказывается неполным; в древнем монастырском Синодике упоминаются архимандриты Димитровского монастыря: Феофил Судницын. Макарий Молчанов. Иов. Тихон Сысоев. Время служения этих архимандритов неиз­вестно. Герасим 1738 г. Иоаким 1741 г. Из игуменов Кашинского Клобукова монастыря. Серафим 1752 г. Из игуменов Клобукова монастыря. Кирилл 1763 г. Из игуменов Клобукова монастыря. Сергий 1765 г. В Димитровский монастырь переведён из Клинского Успенского монастыря в декабре 1766 г., перемещён на должность Казначея Троицкого Сергиева монастыря, а после архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве. В 1765 году архимандритство в Димитровском монастыре закрыто и настоятелям его усвоено звание строителей. Кесарий 1770–76 г. Иоанникий 1776–86 г. Он, вместе с Клобуковским игуменом Иоасафом и соборным протоиереем Фёдором Ивановым, был надзирателем Кашинских духовных школ. При нём в 1780 году сгорел настоятельский де­ревянный дом: причём пожаром истреблены прежние приходорасходные книги, указы Консистории и Духовного Правления, ведомости на пустоши, кортомные записи и другие документы. Вследствие чего, в 1781 году епархиальным начальством предписано было всем настоятелям монастырей составлять каждогодно подробные ведомости о монастырях и принадлежащих им угодьях и представлять в епархиальную Консисторию. После введения в монастырях штатов, много монашествующих лиц осталось сверхштатными как в наличных оставленных монастырях, так и из закрытых монастырей. Чтобы дать время разместить сверхштатных монахов по наличным монастырям, с сохранением в них штатного числа, правительством предписано было прекратить пострижение в монашество мирских людей до нового распоряжения. Так как разрешения на пострижение новых лиц долгое время не было, то в Димитровском монастыре в 1781 году оказался недостаток в служащих иеромонахах. На докладе о сём строителя иеромонаха Иоаникия дана была преосвященным Арсением резолюция: „переместить в Димитровский монастырь иеромонаха Аполлоса из Клобуковского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Илия Литвинцев 4 мар. 1793 перев. из Иркутского Вознесенского монастыря; † 1799 … Пётр в 1800 перев. из Якутского Спасского, а в 1807 – в Киренский Троицкий мнтрь. Лаврентий Мордовский в 1807 перев. из Кировского монастыря; † 11 февр. 1811. Серапион , в 1811–17. Архимандриты Феодорит , игум. с 1818; архим. в 1825–35. Даниил 163 13 июня 1837 перев. из Московского Златоустова монастыря; до 1849. Иларий , в 1850. Амвросий , в 1851–54. Доримедонт , в 1854–59. ?? Гавриил , 1860. 5 Пекинского Сретенского монастыря настоятели [II, 487]: Архимандриты Иларион Лежайский , из иеромонахов Тобольского архиерейского дома, определён в 1714; † 1715 … Антоний Платковский , архим. Иркутского Вознесенского монастыря, отправлен к исх. 1720, но в 1721 вызван; в 1729 снова послан и оставался в Пекине до 1734 г. 27 дек. 1744, из казначеев Троицкой Лавры, определён в архим. Переяславского Залесского Даниилова монастыря. Иларион Трусов произведён 30 окт. 1734 164 и 1736 отбыл в Пекин; † там 22 апр. 1741. Гервасий Линцевский 25 июня 1742 перев. из Киево-Софийского монастыря; в 1755 возвратился из Пекина; 27 июля 1757 хирот. в Киевского викария. Амвросий Юматов 13 июня 1753 произведён из учителей Московской духовной акад.; † 176… в Пекине. Николай Цвет 8 сент. 1767 произведён из учителей Московской духовной акад.; возвратился в 1782; † в Киевской Лавре. Иоаким Шишковский 8 мар. 1780 произведён ...; † 2 нояб. 1781, в Пекине. Софроний Грибовский , 30 янв. 1793, из Московских иеромонахов; в 1808 возвратился; † 17 мая 1814, в Новоспасском мнтре. [ Аполлос Алексеевский 17 мая 1805 назначен, но не был; в 1814 определён в Тольгский.] Иакинф Бичурин , архим. Иркутского Вознесенского, с 1807; возвратился.... Пётр , до 1832. 6 Знаменский, в Иркутске, основан в 1693 г.; по штатам 1764 г. третьеклассный. [IV, 195.] 19 сент. 1836 возведён во 2-й класс. Игуменьи Акилина , 1704–44. Анна Исленьева , 1762–67. Иулиания Свирских , 1767–70. Ираида Павлуцких , 1770–81. Пелагия Сосунова , 1781–94. Анфиса , 1794–1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1962. Т. 1. С. 139, 141, 143). В 1810 г. российский имп. Александр I присоединил к Российской империи Имерети. В 1814 г. была формально упразднена автокефалия Церкви в Зап. Грузии, фактически Абхазский Католикосат перестал существовать в 1820 г. Был образован Грузинский Экзархат РПЦ , окормлявший Церковь в Зап. и Вост. Грузии. Временно оставались на своих кафедрах митрополиты Кутаисский сщмч. Досифей и Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) . В 1819 г. экзарх Грузии Феофилакт (Русанов) предпринял решительные шаги по проведению церковных реформ в Зап. Грузии, целью к-рых было изменение церковной структуры в соответствии со структурой РПЦ. Для этого нужно было сократить численность священно- и церковнослужителей и количество храмов (в 1819 в Имерети насчитывалось 12 908 дымов в приходах, 633 церкви и мон-ря, было 693 священника, 79 монахов, 179 диаконов, всего 951 священнослужитель) (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 418-419; Мчедлидзе, Кедзевадзе. 2008. С. 235), провести секуляризацию церковного имущества, заменить натуральный церковный налог денежным. Вспыхнуло восстание в Шорапанском крае, затем оно охватило всю Имерети, Гурию, Самегрело и Рачу; в Имерети были введены регулярные войска и казачьи полки. Митрополиты Досифей и Евфимий и архимандрит монастыря Табакини Григорий (Цкитишвили) были арестованы, сщмч. Досифей умер от кровотечения 8 (или 6) марта 1820 г. в пути между Гори и Сурами (похоронен в церкви в Ананури ), сщмч. Евфимий сослан в Александров Свирский в честь Св. Троицы монастырь , скончался 21 апр. 1822 г. 19 нояб. 1821 г. путем объединения Кутаисской, Гелатской, Хонской и Никорцминдской епархий в юрисдикции Грузинского Экзархата РПЦ была образована Имеретинская епархия , главой к-рой стал архиеп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе). Территория К. е. входит в юрисдикцию совр. епархий ГПЦ: Кутаисско-Гаенатской , Маргветско-Убисской , Ванско-Багдатийской и Терджольско-Ткибульской . Кутаисские архиереи Архиепископы: Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.); Самуил (Чорчанели; 10-30-е гг. XI в.); Арсений (50-е гг. XII в.); Николай (2-я пол. XII в.); Абуласан (60-70-е гг. XII в.- до 1178); Антоний (Сагирисдзе; приблизительно 1178-1191); Павел (90-е гг. XII в.); Иоанн (2-я пол. XIII в.); Герасим (Чхетидзе; 1529); Симеон (Чхетидзе; 1529-1562); Василий (1562-1574); Симеон II (Чхетидзе; 1637-1666); Симеон III (Чхетидзе; возможно, то же лицо, что и Симеон II; 1666 - приблизительно 1694); Евдемон (приблизительно 1696-1725); Максим (Иашвили; приблизительно 1725-1737); Тимофей (Габашвили ; 1737-1740, 1743-1747); Антоний (Багратиони; 1740-1743; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I ); митрополиты: Максим (Абашидзе; 1759-1781); сщмч. Досифей (Церетели; 1781-1820). Святыни К. е.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Имел деятельную заботу об охране церковной старины. В 1775-м году он предписал собрать по епархии древние книги и рукописи до XVII-ro века и хранить их в шкафах на хорах Софийского собора, а в 1781-м году сделал распоряжение о составлении описи собранным сокровищам. По его распоряжению открыты в 1780-м году фрески Староладожской Георгиевской церкви. Был строгий блюститель уставов. Ратовал против нарушения постов в общежитиях светских учебных заведений, за прекращение обучения Французскому языку – во время революционных движений во Франции. Оказывал вспомошествование беднейшим ученикам духовных школ, жертвовал капиталы в фонд на пособия бедным, на лечение больных, на поминовение родных, на совершение ранних заупокойных литургий в Новгородоком Софийском соборе, на вспомошествование студентам Московской Академии и служащим при Софийском соборе, Новгородской Конснстории и Архиерейском Доме. Усердно трудился на литературном поприще. Некоторые его слова в высокоторжественные дни напечатаны по высочайшему повелению. В 1781-м году напечатаны его краткие поучения на каждый день года, собранные из творений святых отцов и расположенные в порядке Богословской системы. С 1783-го года был членом Российской Академии и некоторое время исполнял обязанности ее президента, работал над академическим Словарем, и специально работал над словами, начинающимися на буквы И и I. В 1786-м году он получпл академическую медаль. Ему принадлежит завершение работ по составлению и изданию Святейшим Синодом книги с объяснением церковных служб. Еще в 1746-м году Императрица Елисавета Петровна, заинтересовавшись объяснением крестного хода при освящении церквей, выразила высочайшую волю, чтобы Святейшим Синодом «о таковых и прочих тому подобных всех чиновных обрядах, службах и установлениях, чего ради оные узаконены и какая в них сила и подобие заключаются», были изданы книги, «с обяснешем», чтобы «удовольствовать в Православш находящихся, для надлежащего знания». Над составлением книги работало несколько духовных лиц, и наконец труд был завершен высокопреосвященным Гавриилом. Книга была издана в 1792-м году 2967 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

142 Так как съезд миссионеров производил свои занятия под председательством и руководством архимандрита Павла и самое слово от лица миссионеров к глаголемым старообрядцам своим происхождением обязано главным образом ему же, архим. Павлу, то признано справедливым и нужным напечатать и это слово в виде приложения к его сочинениям. Ред. Бр. Сл. [Сноска приведена в первоисточнике – прим. С.А.М.] 144 Прот. Малов Евфимий Александрович (†1918) – профессор Казанской духовной академии, видный миссионер, церковный историк и археолог, духовный писатель. «Обладал редким миссионерским талантом и своим трудом способствовал укреплению веры в сердцах многих казанцев и жителей губернии. Его характеризовали как человека, созданного «для практического миссионерства», «историка миссии и искусного наблюдателя нравов, умственных и религиозных понятий». … обратил много лиц из иудейства, ислама и язычества в лоно Православной Церкви» 145 По-видимому, речь идет о иеромон. Андрее (князь Ухтомский, †1937), который в период заседания съезда был преподавателем Казанского духовного училища, а в дальнейшем инспектором Александровской миссионерской семинарии, наблюдателем Казанских миссионерских курсов. В 1907 г. возведен в сан епископа Мамадышского, викария Казанской епархии и назначен заведующим Казанскими миссионерскими курсами. После многочисленных заключений и ссылок, по решению «особой тройки» Управления НКВД Ярославской обл. расстрелян в 1937 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г. в лике святых новомучеников 148 «Расправа – историческое название судебных органов Российской империи. Верхняя расправа – вторая (губернская) инстанция судебного учреждения по мелким уголовным и гражданским делам однодворцев, государственных крестьян и других казенных поселян (1775–1796) и казаков (1781–1796). Волостная расправа – вторая инстанция судебного учреждения по мелким гражданским делам и поступкам государственных крестьян (1838–1858). Нижняя расправа – первая (уездная) инстанция судебного учреждения по мелким уголовным и гражданским делам однодворцев, государственных крестьян и других казенных поселян (1775–1796) и казаков (1781–1796). Сельская расправа – первая инстанция судебного учреждения по мелким гражданским делам и проступкам государственных крестьян (1838–1858)»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Николая Чудотворца. С запада располагается 3-ярусная колокольня. В 1699-1701 гг. у больничных келий возвели больничную 5-главую ц. во имя прп. Нила Столобенского (в 1701 освящена архиеп. Тверским и Кашинским Сергием († 1704); в 1723 переосвящена в честь Всех святых). В сер.- 2-й пол. XVIII в. в обители развернулось храмовое строительство, важнейшую роль в котором сыграла артель во главе с крестьянином монастырской слободы Селижаровского во имя Святой Троицы мужского монастыря Фомой Павловым. В 1751-1755 гг. на месте св. врат была построена надвратная ц. во имя прп. Нила Столобенского, стилистически повторявшая надвратный храм Донского мон-ря в Москве, а рядом с больничным храмом - надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1760-1764) с элементами торопецкой архитектуры. В июне 1777 г. в юго-зап. части острова было открыто место пещеры прп. Нила, и на нем возвели 2-этажную ц. Покрова Пресв. Богородицы (1777-1781; устроена иждивением жившего в обители И. С. Челищева; освящена архим. Иоанникием 27 дек. 1781) с верхним храмом во имя св. Иоанна Предтечи. В юж. части острова на средства вкладчиков (в т. ч. 2 тыс. р. в 1783 пожертвовал крупнейший с.-петербургский предприниматель, уральский заводчик, выходец из Осташковской слободы С. Я. Яковлев) была построена ц. в честь Воздвижения Креста Господня (1784-1788) с колокольней в традициях псковских звонниц и оградой. В 30-х гг. XIX в. были перестроены завершения Всехсвятской ц. (в 1832 пятиглавие заменено на ротонду с одной главой) и надвратной ц. прп. Нила Столобенского (в 1838 на средства новоторжца Н. Г. Пожарского разобран высокий восьмерик с 5 главами и возведена ротонда, перекрытая куполом и небольшим барабаном с одной шарообразной главкой). В 1667-1672 гг. в мон-ре, на сев. стороне, построили трапезный корпус, в к-рый входили кухня, квасовня с погребом и ледником под ним, запасная палата (перестроена в 1781-1782), больничные кельи и 3 братские кельи, на вост. стороне мон-ря возвели часть ограды со св. вратами и келью возле них.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010