Большая Колпеница. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь. Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:1781. Год утраты:приблизительно 1979 (сгорела) Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Брестская область, Барановичский район, дер. Большая Колпеница Координаты: 53.169215, 26.030586 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Сегодня мало кто знает, что когда-то на кладбище у перекрестка шоссе Минск - Барановичи с дорогой до Новогрудка стояла церковь. Храм относился к бывшей деревни Большая Колпеница. Ничем особенным памятник народного зодчества конца XVIII века не отличался, а ближе к Олимпийским играм 1980 года в Москве и вообще сгорел. Но тот пожар 40-летней давности и до этих дней местные жители считают загадочным и вовсе не случайным. Церковь, которая находилась между двумя Колпеницами - Малой и Большой, - не дожила до своего 200-летия несколько лет. Храм, который построили в 1781 году, застал еще времена Речи Посполитой, ее последние годы и разделы. Несмотря на то, что пик борьбы с религией в Советском Союзе был пройден, и в большом, и в Малой Колпенице до сих пор считают, что местные власти имеют непосредственное отношение к уничтожению храма… Свято-Иоанно-Предтеченская церковь возводилась на средства виленского римско-католического духовенства. Около храма имелась и колокольня. Сегодня, благодаря усилиям заинтересованных лиц, известны даже имена священников церкви за определенные периоды. Постепенно у церкви начали хоронить людей, а дворик при храме превратился в погост. Надо отметить, что в культовую постройку в Колпенице нередко наведывались и жители Барановичей. Об этом свидетельствует протодиакон Андрей Горбунов в своей книге «История православных храмов города Барановичи». Он ссылается на заключение комиссии по делу о введении Городового положения 1892 года, которое датируется 1903 годом. В положении отмечается, что в Барановичах не было ни нужного храма, ни кладбища, и позже покойников из городка хоронили уже тоже здесь. |
Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm Мария ЩУКИНА © 2000 Руководитель: Соломеина В.В Церковь во имя Всех Святых в городе Перми на Егошихинском новом кладбище, ул. Тихая, 23. История новокладбищенской Всесвятской церкви берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е гг. Ее появление, как и возникновение самого кладбища следует отнести ко времени открытия Пермского наместничества и основания в 1781 г. на месте поселка медеплавильного Егошихинского завода губернского города Перми. Егошихинское кладбище считается вторым по времени местом погребения в городе. Первым по времени возникновения было заводское кладбище или погост возле деревянной церкви Святых Апостолов Петра и Павла, заложенной в 1724 г. и освященной в 1726 г. В 1757 г. рядом с деревянной церковью была заложена каменная с приделом во имя Екатерины Великомученицы (освящен 22 ноября 1762 г., а 23 ноября 1764 г. освящен главный храм во имя Апостолов Петра и Павла). 12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой (впоследствии р. Стикс). Первая церковь построенная на Егошихинском кладбище, была деревянная во имя Всех Святых. 8 февраля 1784 г. в Пермское духовное правление был доставлен указ из Вятской духовной консистории от Преосвященного Лаврентия Епископа Вятского и Великопермского, в чьем ведении тогда находился и Пермский край. Указом было велено: «в городе Перми на кладбищенском месте вновь деревянную в проименование Всех Святых церковь заложить, по церковному чиноположению алтарем на восток строить и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила и церковные уставы повелевают, и когда та церковь… в совершенство приведена будет, тогда оную соборне по церковному чиноположению освятить Пермского Петропавловского собора протопопу…». |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) РПЦ, учреждена в окт. 1657 г. с названием Вятская и Великопермская, с 16 окт. 1799 г.- Вятская и Слободская, с окт. 1918 г.- Вятская и Глазовская, с лета 1922 г.- Вятская и Слободская, с 27 дек. 1934 г.- Кировская и Слободская, с 21 апр. 1994 г. имеет совр. название. Территория епархии совпадает с границами Кировской области Кафедральный город - Киров (до 1781 Хлынов, в 1781-1934 Вятка), кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Правящий архиерей - митр. Марк (Тужиков ; с 22 марта 2011). Епархия разделена на 19 благочиний: 1-е и 2-е Вятские, Вятско-Полянское, Кикнурское, Кильмезское, Кирово-Чепецкое, Котельническое, Кстининское, Мурашинское, Нолинское, Омутнинское, Подосиновское, Санчурское, Слободское, Советское, Уржумское, Шабалинско-Свечинское, Унинское, Яранское. В нач. 2005 г. в В. е. действовали 175 приходов, 9 мон-рей (3 муж., 6 жен.), в клире епархии состояли 192 священнослужителя (162 священника, 30 диаконов). 4 окт. 2012 г. решением Свящ. Синода из состава Вятской еп. были выделены Уржумская (в административных границах Афанасьевского, Белохолуницкого, Богородского, Верхнекамского, Вятско-Полянского, Зуевского, Кильмезского, Лебяжского, Малмыжского, Нагорского, Немского, Нолинского, Омутнинского, Сунского, Унинского, Уржумского и Фаленского районов Кировской области) и Яранская (в административных границах Арбажского, Даровского, Кикнурского, Котельнического, Лузского, Мурашинского, Опаринского, Пижанского, Подосиновского, Санчурского, Свечинского, Тужинского, Шабалинского и Яранского районов Кировской области) епархии. [История] 1657-1917 гг. Решение об открытии В. е. было принято на Соборе в окт. |
Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав. http://www.history-ryazan.ru/ Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви. Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за 156. В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане». |
Переведён в Калязин монастырь в 1738 г. Список Строева оказывается неполным; в древнем монастырском Синодике упоминаются архимандриты Димитровского монастыря: Феофил Судницын. Макарий Молчанов. Иов. Тихон Сысоев. Время служения этих архимандритов неизвестно. Герасим 1738 г. Иоаким 1741 г. Из игуменов Кашинского Клобукова монастыря. Серафим 1752 г. Из игуменов Клобукова монастыря. Кирилл 1763 г. Из игуменов Клобукова монастыря. Сергий 1765 г. В Димитровский монастырь переведён из Клинского Успенского монастыря в декабре 1766 г., перемещён на должность Казначея Троицкого Сергиева монастыря, а после архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве. В 1765 году архимандритство в Димитровском монастыре закрыто и настоятелям его усвоено звание строителей. Кесарий 1770–76 г. Иоанникий 1776–86 г. Он, вместе с Клобуковским игуменом Иоасафом и соборным протоиереем Фёдором Ивановым, был надзирателем Кашинских духовных школ. При нём в 1780 году сгорел настоятельский деревянный дом: причём пожаром истреблены прежние приходорасходные книги, указы Консистории и Духовного Правления, ведомости на пустоши, кортомные записи и другие документы. Вследствие чего, в 1781 году епархиальным начальством предписано было всем настоятелям монастырей составлять каждогодно подробные ведомости о монастырях и принадлежащих им угодьях и представлять в епархиальную Консисторию. После введения в монастырях штатов, много монашествующих лиц осталось сверхштатными как в наличных оставленных монастырях, так и из закрытых монастырей. Чтобы дать время разместить сверхштатных монахов по наличным монастырям, с сохранением в них штатного числа, правительством предписано было прекратить пострижение в монашество мирских людей до нового распоряжения. Так как разрешения на пострижение новых лиц долгое время не было, то в Димитровском монастыре в 1781 году оказался недостаток в служащих иеромонахах. На докладе о сём строителя иеромонаха Иоаникия дана была преосвященным Арсением резолюция: „переместить в Димитровский монастырь иеромонаха Аполлоса из Клобуковского монастыря. |
Илия Литвинцев 4 мар. 1793 перев. из Иркутского Вознесенского монастыря; † 1799 … Пётр в 1800 перев. из Якутского Спасского, а в 1807 – в Киренский Троицкий мнтрь. Лаврентий Мордовский в 1807 перев. из Кировского монастыря; † 11 февр. 1811. Серапион , в 1811–17. Архимандриты Феодорит , игум. с 1818; архим. в 1825–35. Даниил 163 13 июня 1837 перев. из Московского Златоустова монастыря; до 1849. Иларий , в 1850. Амвросий , в 1851–54. Доримедонт , в 1854–59. ?? Гавриил , 1860. 5 Пекинского Сретенского монастыря настоятели [II, 487]: Архимандриты Иларион Лежайский , из иеромонахов Тобольского архиерейского дома, определён в 1714; † 1715 … Антоний Платковский , архим. Иркутского Вознесенского монастыря, отправлен к исх. 1720, но в 1721 вызван; в 1729 снова послан и оставался в Пекине до 1734 г. 27 дек. 1744, из казначеев Троицкой Лавры, определён в архим. Переяславского Залесского Даниилова монастыря. Иларион Трусов произведён 30 окт. 1734 164 и 1736 отбыл в Пекин; † там 22 апр. 1741. Гервасий Линцевский 25 июня 1742 перев. из Киево-Софийского монастыря; в 1755 возвратился из Пекина; 27 июля 1757 хирот. в Киевского викария. Амвросий Юматов 13 июня 1753 произведён из учителей Московской духовной акад.; † 176… в Пекине. Николай Цвет 8 сент. 1767 произведён из учителей Московской духовной акад.; возвратился в 1782; † в Киевской Лавре. Иоаким Шишковский 8 мар. 1780 произведён ...; † 2 нояб. 1781, в Пекине. Софроний Грибовский , 30 янв. 1793, из Московских иеромонахов; в 1808 возвратился; † 17 мая 1814, в Новоспасском мнтре. [ Аполлос Алексеевский 17 мая 1805 назначен, но не был; в 1814 определён в Тольгский.] Иакинф Бичурин , архим. Иркутского Вознесенского, с 1807; возвратился.... Пётр , до 1832. 6 Знаменский, в Иркутске, основан в 1693 г.; по штатам 1764 г. третьеклассный. [IV, 195.] 19 сент. 1836 возведён во 2-й класс. Игуменьи Акилина , 1704–44. Анна Исленьева , 1762–67. Иулиания Свирских , 1767–70. Ираида Павлуцких , 1770–81. Пелагия Сосунова , 1781–94. Анфиса , 1794–1816. |
1962. Т. 1. С. 139, 141, 143). В 1810 г. российский имп. Александр I присоединил к Российской империи Имерети. В 1814 г. была формально упразднена автокефалия Церкви в Зап. Грузии, фактически Абхазский Католикосат перестал существовать в 1820 г. Был образован Грузинский Экзархат РПЦ , окормлявший Церковь в Зап. и Вост. Грузии. Временно оставались на своих кафедрах митрополиты Кутаисский сщмч. Досифей и Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) . В 1819 г. экзарх Грузии Феофилакт (Русанов) предпринял решительные шаги по проведению церковных реформ в Зап. Грузии, целью к-рых было изменение церковной структуры в соответствии со структурой РПЦ. Для этого нужно было сократить численность священно- и церковнослужителей и количество храмов (в 1819 в Имерети насчитывалось 12 908 дымов в приходах, 633 церкви и мон-ря, было 693 священника, 79 монахов, 179 диаконов, всего 951 священнослужитель) (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 418-419; Мчедлидзе, Кедзевадзе. 2008. С. 235), провести секуляризацию церковного имущества, заменить натуральный церковный налог денежным. Вспыхнуло восстание в Шорапанском крае, затем оно охватило всю Имерети, Гурию, Самегрело и Рачу; в Имерети были введены регулярные войска и казачьи полки. Митрополиты Досифей и Евфимий и архимандрит монастыря Табакини Григорий (Цкитишвили) были арестованы, сщмч. Досифей умер от кровотечения 8 (или 6) марта 1820 г. в пути между Гори и Сурами (похоронен в церкви в Ананури ), сщмч. Евфимий сослан в Александров Свирский в честь Св. Троицы монастырь , скончался 21 апр. 1822 г. 19 нояб. 1821 г. путем объединения Кутаисской, Гелатской, Хонской и Никорцминдской епархий в юрисдикции Грузинского Экзархата РПЦ была образована Имеретинская епархия , главой к-рой стал архиеп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе). Территория К. е. входит в юрисдикцию совр. епархий ГПЦ: Кутаисско-Гаенатской , Маргветско-Убисской , Ванско-Багдатийской и Терджольско-Ткибульской . Кутаисские архиереи Архиепископы: Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.); Самуил (Чорчанели; 10-30-е гг. XI в.); Арсений (50-е гг. XII в.); Николай (2-я пол. XII в.); Абуласан (60-70-е гг. XII в.- до 1178); Антоний (Сагирисдзе; приблизительно 1178-1191); Павел (90-е гг. XII в.); Иоанн (2-я пол. XIII в.); Герасим (Чхетидзе; 1529); Симеон (Чхетидзе; 1529-1562); Василий (1562-1574); Симеон II (Чхетидзе; 1637-1666); Симеон III (Чхетидзе; возможно, то же лицо, что и Симеон II; 1666 - приблизительно 1694); Евдемон (приблизительно 1696-1725); Максим (Иашвили; приблизительно 1725-1737); Тимофей (Габашвили ; 1737-1740, 1743-1747); Антоний (Багратиони; 1740-1743; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I ); митрополиты: Максим (Абашидзе; 1759-1781); сщмч. Досифей (Церетели; 1781-1820). Святыни К. е. |
Имел деятельную заботу об охране церковной старины. В 1775-м году он предписал собрать по епархии древние книги и рукописи до XVII-ro века и хранить их в шкафах на хорах Софийского собора, а в 1781-м году сделал распоряжение о составлении описи собранным сокровищам. По его распоряжению открыты в 1780-м году фрески Староладожской Георгиевской церкви. Был строгий блюститель уставов. Ратовал против нарушения постов в общежитиях светских учебных заведений, за прекращение обучения Французскому языку – во время революционных движений во Франции. Оказывал вспомошествование беднейшим ученикам духовных школ, жертвовал капиталы в фонд на пособия бедным, на лечение больных, на поминовение родных, на совершение ранних заупокойных литургий в Новгородоком Софийском соборе, на вспомошествование студентам Московской Академии и служащим при Софийском соборе, Новгородской Конснстории и Архиерейском Доме. Усердно трудился на литературном поприще. Некоторые его слова в высокоторжественные дни напечатаны по высочайшему повелению. В 1781-м году напечатаны его краткие поучения на каждый день года, собранные из творений святых отцов и расположенные в порядке Богословской системы. С 1783-го года был членом Российской Академии и некоторое время исполнял обязанности ее президента, работал над академическим Словарем, и специально работал над словами, начинающимися на буквы И и I. В 1786-м году он получпл академическую медаль. Ему принадлежит завершение работ по составлению и изданию Святейшим Синодом книги с объяснением церковных служб. Еще в 1746-м году Императрица Елисавета Петровна, заинтересовавшись объяснением крестного хода при освящении церквей, выразила высочайшую волю, чтобы Святейшим Синодом «о таковых и прочих тому подобных всех чиновных обрядах, службах и установлениях, чего ради оные узаконены и какая в них сила и подобие заключаются», были изданы книги, «с обяснешем», чтобы «удовольствовать в Православш находящихся, для надлежащего знания». Над составлением книги работало несколько духовных лиц, и наконец труд был завершен высокопреосвященным Гавриилом. Книга была издана в 1792-м году 2967 . |
142 Так как съезд миссионеров производил свои занятия под председательством и руководством архимандрита Павла и самое слово от лица миссионеров к глаголемым старообрядцам своим происхождением обязано главным образом ему же, архим. Павлу, то признано справедливым и нужным напечатать и это слово в виде приложения к его сочинениям. Ред. Бр. Сл. [Сноска приведена в первоисточнике – прим. С.А.М.] 144 Прот. Малов Евфимий Александрович (†1918) – профессор Казанской духовной академии, видный миссионер, церковный историк и археолог, духовный писатель. «Обладал редким миссионерским талантом и своим трудом способствовал укреплению веры в сердцах многих казанцев и жителей губернии. Его характеризовали как человека, созданного «для практического миссионерства», «историка миссии и искусного наблюдателя нравов, умственных и религиозных понятий». … обратил много лиц из иудейства, ислама и язычества в лоно Православной Церкви» 145 По-видимому, речь идет о иеромон. Андрее (князь Ухтомский, †1937), который в период заседания съезда был преподавателем Казанского духовного училища, а в дальнейшем инспектором Александровской миссионерской семинарии, наблюдателем Казанских миссионерских курсов. В 1907 г. возведен в сан епископа Мамадышского, викария Казанской епархии и назначен заведующим Казанскими миссионерскими курсами. После многочисленных заключений и ссылок, по решению «особой тройки» Управления НКВД Ярославской обл. расстрелян в 1937 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г. в лике святых новомучеников 148 «Расправа – историческое название судебных органов Российской империи. Верхняя расправа – вторая (губернская) инстанция судебного учреждения по мелким уголовным и гражданским делам однодворцев, государственных крестьян и других казенных поселян (1775–1796) и казаков (1781–1796). Волостная расправа – вторая инстанция судебного учреждения по мелким гражданским делам и поступкам государственных крестьян (1838–1858). Нижняя расправа – первая (уездная) инстанция судебного учреждения по мелким уголовным и гражданским делам однодворцев, государственных крестьян и других казенных поселян (1775–1796) и казаков (1781–1796). Сельская расправа – первая инстанция судебного учреждения по мелким гражданским делам и проступкам государственных крестьян (1838–1858)» |
Николая Чудотворца. С запада располагается 3-ярусная колокольня. В 1699-1701 гг. у больничных келий возвели больничную 5-главую ц. во имя прп. Нила Столобенского (в 1701 освящена архиеп. Тверским и Кашинским Сергием († 1704); в 1723 переосвящена в честь Всех святых). В сер.- 2-й пол. XVIII в. в обители развернулось храмовое строительство, важнейшую роль в котором сыграла артель во главе с крестьянином монастырской слободы Селижаровского во имя Святой Троицы мужского монастыря Фомой Павловым. В 1751-1755 гг. на месте св. врат была построена надвратная ц. во имя прп. Нила Столобенского, стилистически повторявшая надвратный храм Донского мон-ря в Москве, а рядом с больничным храмом - надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1760-1764) с элементами торопецкой архитектуры. В июне 1777 г. в юго-зап. части острова было открыто место пещеры прп. Нила, и на нем возвели 2-этажную ц. Покрова Пресв. Богородицы (1777-1781; устроена иждивением жившего в обители И. С. Челищева; освящена архим. Иоанникием 27 дек. 1781) с верхним храмом во имя св. Иоанна Предтечи. В юж. части острова на средства вкладчиков (в т. ч. 2 тыс. р. в 1783 пожертвовал крупнейший с.-петербургский предприниматель, уральский заводчик, выходец из Осташковской слободы С. Я. Яковлев) была построена ц. в честь Воздвижения Креста Господня (1784-1788) с колокольней в традициях псковских звонниц и оградой. В 30-х гг. XIX в. были перестроены завершения Всехсвятской ц. (в 1832 пятиглавие заменено на ротонду с одной главой) и надвратной ц. прп. Нила Столобенского (в 1838 на средства новоторжца Н. Г. Пожарского разобран высокий восьмерик с 5 главами и возведена ротонда, перекрытая куполом и небольшим барабаном с одной шарообразной главкой). В 1667-1672 гг. в мон-ре, на сев. стороне, построили трапезный корпус, в к-рый входили кухня, квасовня с погребом и ледником под ним, запасная палата (перестроена в 1781-1782), больничные кельи и 3 братские кельи, на вост. стороне мон-ря возвели часть ограды со св. вратами и келью возле них. |
| |