43. ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762–1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794–99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую «вещь в себе»; центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») — деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. 44. ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (1671–1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека («Моралисты», 1709). 45. ВЕТРИНСКИЙ (Иродион Яковлевич), воспитывался в Санкт-Петербургской духовной академии и кончил курс бакалавром в 1814 г.; затем был там же преподавателем, а с 1818 г. ординарным профессором; в 1814 — 1822 гг. преподавал историю философии, а в 1823 — 1826 гг. — философию; с 1826 г. был цензором главного цензурного комитета, а с 1834 г. — директором могилевской гимназии. Труды его: «Виргилиевой Енеиды песнь первая» (с латинского, СПб., 1820); «Надгробные слова Флешиера» (с французского, СПб., 1824); «На кончину императора Александра I» (элегия, СПб., 1825); «На кончину государыни Елисаветы Алексеевны» (СПб., 1826); «На кончину императрицы Марии Феодоровны» (СПб., 1828); «Памятники древней христианской церкви или христианские древности» (СПб., 1829 — 1845); «Русские письма о счастливой жизни по ее возрастам» (СПб., 1848); «Methaphysica» (СПб., 1821). Кроме того, Ветринский издал «Правила высшего красноречия», графа Сперанского (с биографией автора, СПб., 1844). М. М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Осипово. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского , Николая Чудотворца Год постройки:1803. Адрес: 601951, Владимирская область, Ковровский район, п/о Достижение, с. Осипово, д. 116 Координаты: 56.3707, 41.4797 Проезд:Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 8км движения вдоль берега реки Клязьмы, перед въездом в пос. Глебово, правый указатель на юг " Осипово 6 " . Асфальтированная дорога. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Деревянная церковь в честь святого великомученика Дмитрия Солунского упоминается с начала XVII века. 25 декабря 1762 г. деревянная Дмитриевская церковь сгорела. В 1765 г. устроен теплый Никольский придел, а в 1772 г. - холодный Дмитриевский деревянный храм. Каменная одноименная церковь построена в 1803-1808 гг. усердиями церковного старосты крестьянина Ивана Петрова на средства прихожан. Придел один во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежали 5 входных деревянных часовен. С 1814 г. к ней приписана построенная в том же году деревянная Георгиевская кладбищенская церковь. Георгиевская церковь закрыта решением Ивановского облисполкома от 3 марта 1935 г., Дмитриевская – к 1941 г. Георгиевский храм разобран до основания. Дмитриевская церковь вновь открыта в 1991 г. и в настоящее время практически полностью восстановлена. Из книги Фролова Н.В., Фроловой Э.В. " Ковров православный " , изд. " БЭСТ-В " , ООО " Маштекс " , Ковров, 1999 г. Село Осипово находится в 10 верстах от уездного города Коврова и в 72 верстах от Владимира. Церковь в селе исстари существует в честь св. вмч. Димитрия Солунского. В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1635 и 1635 гг. значится церковь Димитрия Солунского в государевом дворцовом селе Осипове с двумя престолами, а под 1653 г. у церкви Димитрия Солунского в вотчине окольничего Андрея Артемоновича Матвеева в селе Осипове 2 двора поповых, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирнин, церковных бобылей 8 дворов, 2 двора помещиковых, да крестьянских 284 двора и бобыльских 14 дворов…

http://sobory.ru/article/?object=03797

Подобно своему отцу Александр I не был чужд мысли о сближении Римско-Католической и Православной Церквей. Он посылал к папе своего генерал-адъютанта, графа Мишо де Боретура и лелеял мысль о соединении Церквей. Вот что пишет о своих беседах с Мишо в Вероне Шатобриан: « Мы коснулись соединения Церквей – Греческой и Латинской. Александр склонялся к этому, но он не почитал себя достаточно сильным, чтобы попытаться осуществить такое намерение… Он не знал – подчиняется ли он тайным велениям Господа или всего лишь внутренним побуждениям, которые толкнули бы его к святотатству, сделали бы его ренегатом» 873 . Март был «неблагоприятным месяцем» для Павла I, а также и для Гавриила Грубера. Его жизнь закончилась трагически: во время пожара, возникшего при неясных обстоятельствах в ночь с 25 на 26 марта 1805 г. в только что построенном доме иезуитов на набережной Екатерининского канала, он сгорел в своей комнате. Многие современники Грубера считали его гибель преднамеренным убийством. Его деятельность продолжил иезуит Березовский, избранный генеральным настоятелем «Общества Иисуса». Но влияние иезуитов при Дворе после смерти Грубера резко снизилось. 874 Вторжение наполеоновских войск в Россию представляло большую опасность и для ее столицы. «Спасителем града Петрова» стал представитель знатного немецкого рода талантливый военачальник граф Петр Христианович Витгенштейн (1762–1842). В 1812 г. с 20-ю тысячным войском он закрывал путь на С.Петербург. Ранее П.Х. Витгенштейн принимал участие в войнах с Францией (1805–1807 гг.) и с Турцией (1808 г.). В 1814 г. он был тяжело ранен во Франции. В 1818 г. П.Х. Витгенштейн – главнокомандующий 2-й армией, а в 1828 г. он получил начальство над войсками в Европейской Турции. 875 В том же 1828 г. сын фельдмаршала – Л.П. Витгенштейн венчался в петербургском соборе св. Екатерины. Указом от 20 декабря 1815 г. пансион иезуитов был закрыт. «Они (иезуиты) стали сделанную им доверенность употреблять во зло: стали порученных им юношей и некоторые лица из слабейшего женского пола отвлекать от нашего (православного – а.А.) и прельщать в свое вероисповедание» 876 , – говорилось в указе, озаглавленном: «О высылке всех иезуитского ордена монахов из Санкт-Петербурга».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Надо полагать, что указанная архитектором починка не была произведена, так как всего чрез четыре года, а именно в 1766 г., священники Екатерининской церкви Симеон Кузьмин и Василий Федоров подали новое донесение в контору главной дворцовой канцелярии о том, что иконостас совершенно обветшал и самые иконы облиняли и потому необходимо иконостас сделать вновь и вызолотить, а иконы одни – поправить, а другие вновь написать и, кроме того, в алтаре старую подмазку отбить и возобновить 60 . Но, несмотря на то, что справедливость сего донесения была подтверждена архитектором, церковь осталась без исправления, и потому в 1777 г. священник Иосиф Иванов был вынужден подать в экспедицию кремлевских строений заявление о неотложной необходимости починить хотя бы вывалившийся местами из стен в алтаре кирпич и оштукатурить. И на сей раз состоялось обычное распоряжение, чтобы архитектор осмотрел церковь и доложил о том, что следовало исправить 61 . Но, к сожалению, никаких сведений о результатах осмотра архитектора Бланка не сохранилось. Ветхости самого храма соответствовала и ризница его. Из донесения священника Симеона Кузьмина, поданного в главную дворцовую канцелярию в 1762 г., узнаем, что храм нуждался в облачениях для священно-церковно-служителей, в одеждах на престол и жертвенник, в сундуке для хранения утвари в алтаре, в облачениях к престолу и жертвеннику, в жаровне и мехах для разведения ее, в замках для за пора церковных дверей и даже в метле для метения пола 62 . В виду наступившего времени коронации Екатерины II были сделаны 63 только облачения на престол и жертвенник и некоторая часть из облачений для служащих 64 . Были ли произведены какие-либо исправления в Екатерининской церкви в последних годах осьмнадцатого столетия и первых – девятнадцатого, нам неизвестно. При нашествии же неприятелей в Москву в 1812 г. церковь пострадала от хищников, хотя самое здание храма осталось невредимым,. Лучшая утварь церковная была заблаговременно вывезена из Москвы, но оставшаяся для постоянного богослужения была разграблена, а равно сняты и оклады с икон 65 . Прошло два года и в Екатерининской церкви было совершено новое хищение драгоценного дара царского усердия, а именно: двух яхонтов и двух лалов от образа св. великомученицы Екатерины, причем святотатцем оказался пономарь сей же церкви Федор Иванов, который за это преступление был сослан на работы в г. Нерчинск 66 . Это преступление пономаря подало повод к возбуждению местным священником в том же 1814 г. вопроса о поставлении караула около храма, в виду того, что оный находился в глухом месте и потому могло произойти повторение кражи, совершенной пономарем 67 . Между тем крайняя запущенность Екатерининской церкви обратила на себя внимание в 1817 г. преосв. Августина, который счел нужным лично от себя отнестись к начальнику экспедиции кремлевских строений, князю Юсупову, об исправлении храма штукатуркою, починкою пола и дверей с окончинами, что и было исполнено 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

По писцовым книгам Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Бобино с церковью Благовещения. Бобинский погост принадлежал архиерейской вотчине (Древние акты). В середине XVIII столетия были две церкви – Благовещенская и Николаевская. 17 июня 1773 г. Николаевская церковь сгорела. 12 августа 1773 г. дана храмозданная грамота за 1261 на построение каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св. Николая Чудотворца. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, каковая разобрана по постройке каменного храма в 1787 г. Каменный же храм построен в 1782 г. и в этом году 1 октября освящен теплый придел Никольский. Холодный храм освящен в 1787 г. В 1835 г. в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла./…/освящен правый престол в честь Св. Николая, а левый престол освящен 16 августа 1873 г. в честь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна. В настоящее время в храме три же престола: в холодной – Благовещенский, в теплой – правый Никольский и левый Иоанно-Златоустовский. В колокольне престол прежний – Петропавловский. Приписная митинская церковь, деревянная, построена в 1897 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 99/1762, 202/1766, 83/1779, 207/1780, 386/1782 (освящение придельной церкви), 273/1785, 365/1787 (освящение церкви), 356/1796, 624/1802, 369/1804, 158/1807, 747/1812, 818/1814, 72/1821, 1229/1826, 626/1833, 1059/1835 (освящение Благовещенского придела), 459/1836, 420/1837, 157/1849, 1549/1850, 1524/1852, 388, 1271/1853, 947/1856, 595/1862 (расширение церкви), 180/1867 (построение теплой церкви), 465/1871, 382/1873, 318/1882, 303/1901 (построение храма). Метрические книги с 1749 г.; Дела архива Вятской духовной консистории: 1066/1897 (построение церкви), 399/1898. Примечание. Исходящий реестр по Вятской духовной консистории за 1773 г. 1261. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 6. Вятские губернские ведомости 1880 г. 51

http://sobory.ru/article/?object=34146

П.В. Долгоруков Графы Гендриковы отцовский КОЛЕНО I: Симон Леонтъевич Гендриков, рождение 1672 † 25 декабря 1728; женат на Христине Самуиловне Скавронской, рождение 1686 † 14 апреля 1729 КОЛЕНО II: Граф Андрей Симонович, каммергер и святого Александра Невского кавалер, рождение 1715 † 1748; женат на Анне Артемьевне Волынской Граф Иван Симонович, генерал-аншеф и святого Александра Невского кавалер, рождение 1719 † в апреле 1778; женат на Елисавете Сергеевне Бутурлиной † 1784 Агафия Симоновна, рождение 1714 † 16 февраля 1741, за каммергером Григорием Александровичем Петрово-Соловово Графиня Мария Симоновна, рождение 1723 † 9 марта 1756, 1) за обер-церемониймейстером Николаем Наумовичем Чоглоковым; 2) за генерал-аншефом Александром Ивановичем Глебовым Графиня Марфа Симоновна, рождение 1727 † 1 сентября 1754, за каммергером Михайлом Ивановичем Сафоновым КОЛЕНО III: Граф Иван Иванович, полковник † 1801 Граф Андрей Иванович; женат на Елисавете Алексеевне Глебовой Граф Сергий Иванович, полковник; женат на княжне Мещерской Граф Дмитрий Иванович, рождение 1758 † 1762 Графиня Елисавета Ивановна, за полковником Дмитрием Львовичем Измайловым Графиня Варвара Ивановна † 1817, за тайным советником Алексеем Богдановичем Челищевым Графиня Екатерина Ивановна † 11 октября 1814, за графом Матвеем Фёдоровичем Апраксиным Графиня София Ивановна, за бригадиром князем Петром Алексеевичем Волконским КОЛЕНО IV: Граф Александр Андреевич, рождение 1773 † в январе 1818 Графиня Екатерина Андреевна, рождение 11 ноября 1774 26 декабря 1844, за Михайлом Ильичем Мухановым Граф Андрей Сергеевич Граф Александр Сергеевич Граф Симон Сергеевич КОЛЕНО V: Граф Александр Иванович , действительный статский советник, в звании шталмейстера; женат 1) на княжне Прасковье Александровне Хилковой; 2) на графине Евдокие Васильевне Гудович (от 1-го брака 3 сына и дочь; от 2-го брака сын) Граф Пётр Симонович КОЛЕНО VI: Граф Александр Александрович † 1851 Граф Дмитрий Александрович Граф Степан Александрович Графиня NN, за Николаем Аркадиевичем Болдыревым Граф NN Александрович Симон Леонтьевич Гендриков женат был на Христине Самуиловне Скавронской, родной сестре Императрицы Екатерины I, и потому дети их Андрей Симонович, Мария Симоновна и Марфа Симоновна, возведены были Императрицею Елисаветою Петровною, 25 апреля 1742 года, в Графское Российской Империи достоинство. Граф Иван Симонович, родоначальник нынешних графов Гендриковых, служил, при Императрице; Елисавете Петровне, генерал-поручиком, а при Екатерине Великой генерал-аншефом и шефом кавалергардского корпуса. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Николай Николаевич (16.12.1737, Нежин - 20.01.1814, Москва), историк, археограф, переводчик, издатель. Из молдав. дворянского рода. Начальное образование получил в греч. школе в Нежине, затем учился в Киевской академии (1745-1754). В 1754 г. по приглашению дяди, еп. Переславль-Залесского Амвросия (Зертис-Каменского ; впосл. архиеп. Московский), переехал в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где учился вместе с П. Е. Левшиным (впосл. Платон , митр. Московский). В 1762 г. окончил Московский ун-т, был определен в архив Коллегии иностранных дел, где работал до конца жизни: сначала - архивариусом, с 1763 г. - переводчиком, с 1783 г.- вторым управляющим, с 1800 г.- управляющим архивом. С 1799 г. действительный статский советник. В 1812 г., накануне захвата Москвы франц. армией, руководил эвакуацией архива в Н. Новгород. Участвовал в создании и деятельности московского отд-ния Библейского об-ва , в 1813 г. стал его вице-президентом, активно привлекал к деятельности об-ва новых членов. Состоял почетным членом имп. АН, действительным членом ОИДР. Награжден орденами св. Анны 1-й степени, св. Владимира 3-й и 4-й степени, в 1800 г. имп. Павлом I пожалован в почетные командоры ордена св. Иоанна Иерусалимского. Похоронен в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре , рядом с архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским). Н. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. П. Фридрица (по оригиналу Н. И. Аргунова). После 1820 г. (ГИМ) Н. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. П. Фридрица (по оригиналу Н. И. Аргунова). После 1820 г. (ГИМ) Б.-К. провел огромную работу по упорядочению архива Коллегии иностранных дел: составил более 70 описей и ок. 10 обзоров и выписок, систематизировал акты Киево-Печерской лавры , грамоты новгородских и вел. князей, составил реестр исторических и церемониальных дел архива (коронации, обряды рождения, бракосочетаний рус. царей и т. д.), обработал собрание документов по русско-польск. отношениям, акты по международным отношениям России, привел в порядок документы, касающиеся различных народов Российского гос-ва, собрал сведения о польск. униатах, составил описание греч. духовных и светских лиц, реестр и описание малороссийских и татар. дел, упорядочил дела, связанные с деятельностью кн. А. Д. Меншикова и царствованием Елизаветы Петровны , мн. др. документы.

http://pravenc.ru/text/77494.html

– еще семи монахам. К концу 1980-х гг. в монастыре осталось менее 40 человек братии, почти все русские скиты и келлии пустовали или были заселены греками. К 2002 г. наметились позитивные изменения: среди монастырской братии (около 50 монахов) была восстановлена дисциплина, на пожертвования отремонтированы несколько корпусов и все храмы. Пантелеимоновский собор Огромный восьмикупольный главный собор в честь вмч. Пантелеимона, построенный в 1812–1814 гг., был освящен в 1815 г. Вселенским патриархом Григорием V, сщмч. Собор украшен фресками русской иконописной школы конца XIX в., богато отделанный иконостас изготовлен в России. В соборе хранится честная глава вмч. Пантелеимона, переданная в 1347 г. сербским государем Стефаном Душаном в дар монастырю, а также частицы Животворящего древа Креста Господня и частицы мощей: Иоанна Предтечи, прмч. Стефана Нового (глава), прмц. Параскевы (глава), вмц. Марины (ребро), св. Иосифа Обручника, ап. Фомы, прп. Симеона Столпника и др. Пантократор Пантократор (греч. Παντορτορος) – монастырь, расположенный в северо-восточной части Афона, на скале у моря. Основанный в 1310 г. на месте одноименной келии двумя братьями, византийскими вельможами Алексием и Иоанном, монастырь строился при поддержке императоров Андроника Старшего, Иоанна V Палеолога (XIV в.) и последующих императоров. К 1313 г. он уже имел собор в честь Преображения Господня, братскую трапезную, несколько келлий и вскоре вошел в число главных святогорских обителей. После турецкого завоевания монастырь находился в упадке, хотя пользовался помощью знатных греков и дунайских господарей. В 1762 г. императрица Екатерина II разрешила пантократорским монахам сбор средств в России. Соборный храм (XVI в.) в честь Преображения Господня сложен из белого мрамора. В монастыре имеется еще восемь церквей, и семь – за его стенами. Среди святынь монастыря – части Животворящего древа Креста Господня, частицы мощей ап. Андрея, свт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста , Афанасия, патриарха Константинопольского, и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. В церкви есть много чудотворных икон, привезённых из Афин, из Греции, с Иерусалима. Мощи, то есть часть тела апостола Андрея Первозванного, брата апостола Петра, и мученика Трифона, которые лежат в Италии, в Москве и в селе Костенееве. Есть ещё в храме большой подарок – земля от гроба Господня, с Иерусалима, потому в церкви много благодати Святого Духа, которая исцеляет, очищает, успокаивает всех, приходящих с верою в наш храм. Источник: " ЕЛАБУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН " . Архитектурное описание. Церковь деревянная, состоит из: трехъярусной шатровой колокольни, венчающейся шлемом с крестом на яблоке, трапезной под двускатной крышей и собственно храм - восьмерик на четверике под восьмигранным сводом. Из каталога-справочника " Республика Татарстан:Памятники истории и культуры " . г.Казань Издательство " Эйдос " -1993 г Предтеченская церковь с. Костенеево деревянная, построена в 1836 году расстоянием от г. Вятки в 420 верст, от уездного города в 35 верстах. Причта по штату положено 2 священника, диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме псаломщиков, которые живут на частных квартирах. Земли: усадебной 2 десятины 1200 сажень, пахотной 33 десятины, землею причт не пользуется. Братский денежный доход: содержание от казны 931 руб., кружечный раздел до 1 декабря 367 руб. 45 коп. Руги собирается на весь причт до 100 пуд. ржи. Прихожан: православных русских 1903 муж. пола, 2043 жен. пола. Приход состоит из 4 селений, расстоянием 2 – 7 верст. Село находится недалеко от границ Уфимской и Казанской губерний, в углу, образуемом соединением двух рек – Камы и Вятки, в расстоянии 5 верст от берега реки Камы и 8 верст от берега реки Вятки. Село расположено в долине совершенно безлесной местности, по сторонам небольшого оврага. В приходе 4 школы, из них земские: в селе, в д. Мурзихе и Чиршах и церковно-приходская одноклассная женская при селе. Главное занятие прихожан – хлебопашество. В церкви имеются старинные книги: Евангелие напрестольное, печатано в Москве в 1754 году, Триодь цветная, Моск. синод. типография 1699 г., Минея праздничная той же типографии 1759 г., Триодь постная 1801 г., служба Захарии и Елисавете 1793 г., Устав церковный 1814 г., Большой Требник 1808 г., Обиход нотный 1801 г., Библия 1797 г., Евангелие учит. 1762 г., Беседы на Евангелие 1781 г. и др.

http://sobory.ru/article/?object=14527

Аркадий был родом из Вязьмы, а прп. Ефрем проходил через Вязьму; маловероятно также, что подробные сведения о происхождении А. В. из купцов Сырейщиковых, о проживании святого на Олешинской улице и др. могли сохраниться в Вязьме в устной традиции с XI в. Мон-рь Всемилостивого Спаса «Нижнего» существовал до нач. XVIII в., в 1762 г. купец Т. Ф. Бубков выстроил здесь каменную ц. Всемилостивого Спаса с приделом во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. При церкви в 1779 г. поселились 19 инокинь из закрытого вяземского Ильинского мон-ря. Во время Отечественной войны 1812 г. церковь была разорена, но стараниями сестер к нач. 1814 г. возобновлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. В 1832 г. Святейший Синод постановил «церковь Аркадиевскую, соединив с богадельнею, именовать отныне Аркадиевским монастырем» (Историко-статистическое описание. С. 314). В авг. 1879 г. мон-рь был спасен от пожара заступничеством прп. Аркадия, икону к-рого вынесли навстречу огню; в память об этом событии ежегодно 28 авг. в обители совершался крестный ход. В богослужебной практике РПЦ А. В. отождествлен с прп. Аркадием Новоторжским. В Минеях под 13 дек. (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 484-498) Аркадию Вяземскому и Новоторжскому помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ), под 14 авг., в день перенесения мощей прп. Аркадия Новоторжского,- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Август. Ч. 2. С. 30). Однако, несмотря на отождествление святых, в почитании прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского прослеживаются 2 агиографические традиции. Архиеп. Димитрий (Самбикин) сообщает, что в нач. XX в. память названного святого совершалась в Вязьме 11 июля, а в Торжке 13 дек. и 14 авг. Иконография прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского также свидетельствует о том, что в ней объединились изображения 2 святых: наряду с традицией изображать святого как преподобного в схиме, что соответствует подвигу Аркадия Новоторжского (именно так он обычно представлен на тверских иконах), существует иконография Аркадия Вяземского и Новоторжского как юноши в мирской короткой одежде, с зеленой ветвью в руке, что отражает облик А. В., иконы этого типа встречаются в храмах Вязьмы.

http://pravenc.ru/text/76054.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010