2007. S. 69-83). Знаком признания в научной среде стало присуждение К. Гейдельбергским ун-том в 1914 г. за «Проблему познания...» почетной золотой медали им. Куно Фишера ( Idem. 2006. S. 61). Впосл. К. продолжал работу над сочинением: в 1920 г. он опубликовал 3-й т., в котором предметом исследования стала посткантовская нем. философия: философские системы Ф. Г. Якоби (1743-1819), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. Й. Шеллинга (1775-1854), Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831), А. Шопенгауэра (1788-1860), И. Ф. Гербарта (1776-1841), Я. Ф. Фриза (1773-1843). Рассматривая эти системы прежде всего в качестве дальнейшего развития проблемных областей, обозначенных в кантовской философии, К. стремился выявить существующие между ними взаимосвязи и продемонстрировать логику постепенного развертывания различных идеалистических теорий познания. Основной недостаток идеалистических систем он видел в «панлогизме», в постулировании автономии спекулятивного разума, в потере ориентированности на научную картину мира как на базис для философского осмысления реальности и в возникающем отсюда «иррационализме» (Ibid. S. 52-53). Над 4-м т. «Проблемы познания...» К. работал в Швеции в 30-х гг. XX в.; хотя он завершил рукопись, том вышел в свет уже после его смерти: в 1950 г. в США был опубликован англ. перевод под заглавием «Проблема познания: Философия, наука и история после Гегеля» (The Problem of Knowledge: Philosophy, Science, and History since Hegel), а в 1957 г. в Германии был издан нем. оригинальный текст (об истории издания см.: Hansson, Nordin. 2006. P. 229-237). Обращаясь в 4-м т. к рассмотрению философских интерпретаций проблем познания в философии XX в., К. отказался от прежнего принципа работы с текстами отдельных философов и вместо этого предложил анализ проблематики, возникавшей при попытках философского осмысления научного познания в различных областях: математике и физике, биологии, исторической науке. Уже сам метод подачи материала демонстрирует серьезные изменения в восприятии К. проблемы познания: отказавшись от идеи о том, что можно предложить учение о познании, единое для всех наук, он обратился к исследованию многообразия познавательных парадигм.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

Проблема отношения сознания и Б., разработанная в философии Декарта, Лейбница и Канта, становится центральной темой нем. классической философии и исходным пунктом философствования. Последователи Канта подвергают сомнению кантовское учение о «вещах в себе» и возвращаются к принципу тождества Б. и сознания. Показательна в этом отношении т. зр. раннего И. Г. Фихте (1762-1814). В работе «Основа общего наукоучения» он пишет: «То, бытие (сущность) чего состоит единственно только в том, что оно полагает себя самого как сущее, есть Я как абсолютный субъект» (С. 286). Формально используя кантовский принцип «полагания», Фихте понимает его иначе; отрицая существование «вещей в себе», он отождествляет Б. и сознание в абсолютном субъекте. В поздних произведениях этот абсолютный субъект, к-рый есть тождество объекта и субъекта, трансформируется в Единое, в «безусловное бытие», к-рое обнаруживает себя в мире абсолютного становления в «образе этого Единого». В работе «Факты сознания» Фихте проблематику трансцендентальной философии соединяет с античными учениями о пребывающем в неизменности Б., Едином; отличает от него мир явлений, бесконечно становящуюся жизнь, к-рая «есть только становление и никогда не бытие» (С. 760). Связующим Единое (Бога) и становящееся (мир, природу) выступает человек, бытийную индивидуальность к-рого Фихте отрицает («Индивид не есть особое бытие, а только случайная форма» - Соч. Т. 2. С. 719); посредством самосознания и возвышающегося над ним мышления в человеке становящийся мир приобретает форму разумности и делается познаваемым. В работе «Наставление к блаженной жизни» Фихте считает необходимым для каждого христианина «постичь бытие как сущее абсолютно по себе и через самое себя, как Единое и как непреложное и неизменное в себе» (С. 49), понять, что человек, хотя и не составляет это абсолютное Б., связан с Богом неразрывными узами и обязан Ему своим существованием. Ф. В. Й. Шеллинг (1775-1854) проблему Б. рассматривает в качестве основной уже в ранних произведениях, опираясь на принцип тождества Б.

http://pravenc.ru/text/153741.html

Глава IX. Учение И. Г. Фихте о религии, ее сущности и происхождении В декабре 1791 года молодой немецкий ученый, Иоганн Готлиб Фихте (1762– 1814), незадолго пред тем окончивший курс в иенском университете и потом занимавший должность простого домашнего учителя в Швейцарии, написал свое первое философское сочинение „Versuch einer Kritik aller Offenbarung“ (Опыт критики всего откровения), посвятив его придворному проповеднику Фр. Ф. Рейнгарду. Читающая публика встретила это сочинение с таким сочувствием, что в 1793 году автор увидел себя вынужденным приступить ко второму изданию его. Сам Кант, пред авторитетом которого преклонялись все мыслящие умы того времени и суждению которого отдавали справедливость даже его противники, высказал одобрение об этом труде Фихте в самых лестных для автора выражениях. Иначе, впрочем, он не мог и поступить, так как в этом сочинении Фихте только применил к области религии общие принципы Кантовского мировоззрения. У Ибервега мы читаем следующий рассказ по поводу первого издания сочинения Фихте „Опыт критики всего откровения“: „Написанный в духе Канта, обнародованный издателем, как кажется, с намерением без имени автора и с предисловием, в котором автор объявляет себя новичком. Опыт был принят рецензентом Ienaer Allg. Litt. Zeit. и вообще почти повсюду философской публикой за произведение Канта. Когда узнали ошибку, на Фихте пал блеск сочинения, автором которого могли считать самого Канта, Это обстоятельство существенно содействовало его позднейшему приглашению в Иену“. Впрочем, интерес мыслящих людей к сочинению Фихте в достаточной степени может быть объясняем и теми важными и серьезными вопросами, разрешение которых составляет его содержание. В названной книге Фихте обращает внимание своих читателей прежде всего на факт всеобщности и универсальности религиозного сознания в роде человеческом. Каждому исследователю, говорит он, не может не представиться достопримечательным тот факт, что у всех народов, как находящихся еще в состоянии совершенной дикости, так и у достигших высокой степени культурности, можно находить мнения о взаимоотношениях между высшими существами и человеком, равно как и традиции о сверхъестественных внушениях и воздействиях Божества на смертных, – традиции – то грубые, то более чистые, но во всяком случае – всеобщие. Это явление уже по причине своей всеобщности и универсальности заслуживает полного внимания и серьезного изучения. Поэтому Фихте признает достойным истинной философии – подвергнуть научному исследованию вопрос о происхождении религии в роде человеческом, ее свойствах и основаниях, с тем, чтобы достигнуть положительного заключения, – следует ли ее относить к измышлениям обманщиков или к области пустых мечтаний (in das Land der Träume). Итак, в „Опыте критики всего откровения” Фихте ставит своею положительною задачею – предложить читателям разрешение вопроса о происхождении религии в роде человеческом, ет сущности, свойствах и основаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

4 К штаб-офицерским чинам Великой армии относились полковники, майоры, шефы батальонов, шефы эскадронов. 5 На службе у французов в Смоленске, в том числе в городском муниципалитете, состояло более 40 человек. 6 9-й армейский корпус маршала Виктора прибыл в Смоленск 15 (27) сентября, а уже 8 (20) октября он был направлен против 1-го отдельного пехотного корпуса генерала П.Х. Витгенштейна. 8 В ходе войны против антифранцузской коалиции войска Франции в начале 1795 г. заняли Голландию. В войне Наполеона против четвертой антифранцузской коалиции 1806–1807 гг. французы нанесли сокрушительное поражение Пруссии и разбили русскую армию под Фридландом. 10 Отряд полковника Василия Ивановича Гарпе (1762–1814) состоял из одного пехотного и одного егерского полков, 3 драгунских и одного уланского эскадронов, сотни казаков и 6 конных орудий. После освобождения Витебска 18 (30) октября Гарпе был произведен в генерал-майоры. 11 Отряд полковника Гарпе взял в плен под Витебском 300 с лишним человек, захватил 2 орудия и большой обоз. 12 Ожеро (Augereau) Жан Пьер (1772 – 1836) – барон, генерал-лейтенант. В 1812 г. в чине бригадного генерала командовал 1-й бригадой 1-й резервной дивизии Великой армии. 28 октября (9 ноября) в ходе боя с партизанскими отрядами Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина, А.С. Фигнера и В.В. Орлова-Денисова сдался в плен вместе со своей бригадой. 13 Согласно приказу Наполеона от 29 октября (10 ноября), из остатков четырех корпусов кавалерийского резерва был сформирован сводный кавалерийский корпус под командованием генерала Латур-Мобура. 14 Лагори (Lahorie) Виктор Клод Александр Фанно (1766 – 1812) – бригадный генерал, участник заговора Мале 22 октября 1812 г. 15 Имеется в виду поражение 2-го и 6-го армейских корпусов Великой армии под Полоцком 6 – 8 (18 – 20) октября. 17 В это время Лежен исполнял обязанности начальника штаба 1-го армейского корпуса Великой армии. 18 Имеется в виду министр – государственный секретарь Пьер Антуан Ноэль Брюно Дарю. Герцог Кастильонский – Ожеро (Augereau) Шарль Пьер Франсуа (1757 – 1816), герцог Кастильоне, маршал Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Первым из доработчиков Канта был Иоганн Фихте (1762–1814). Он был сыном простого ткача, но добрые люди, заметив исключительную одарённость мальчика, помогли ему получить университетское образование. В нём сочетались острый аналитический ум и горячее сердце немецкого патриота. Во время Наполеоновских войн он добровольно пошёл работать в армию санитаром, заразился от больных и умер. Фихте боготворил Канта. В молодости он отправился пешком из Лейпцига в Кёнигсберг, чтобы лично преподнести своему кумиру первое сочинение «Опыт критики вселенского откровения». Понятно, что само слово «критика», здесь употреблённое, заимствовано из сочинений Канта. Мэтр одобрил работу Фихте и содействовал её опубликованию, дав тем самым начинающему философу путёвку в профессиональную жизнь. Однако, преклоняясь перед Кантом, Фихте помнил о девизе Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Самым убедительным доказательством своей любви к учителю он посчитал исправление того, что ему представлялось в кантианстве нелогичным. И прежде всего Фихте не устраивали субстанциальные «вещи в себе», по его мнению, – явный пережиток «догматизма». Однако просто взять и убрать их из системы Канта оказалось невозможным, волей-неволей пришлось строить новую систему. Если мы считаем некорректными разговоры о чём-то внешнем по отношению к нашему сознанию, то, чтобы быть последовательными, мы не должны и само побуждение к познанию считать вызванным каким-то внешним фактором. А куда же в таком случае поместить это побуждение? Конечно, внутрь, в само сознание, кроме которого нам ничего не дано. Но побуждающее сознание действовать и находящееся в самом сознании начало есть не что иное, как воля. Эта категория, которая у Канта не получила раскрытия, становится для Фихте ключевой, а потянув за эту ниточку, он разматывает совсем не тот клубок, какой разматывает Кант, потянувший за ниточку разума. Вместо исправленного кантианства получилось фихтеанство. В этой системе всё начинается с акта воли, с «я хочу». Чего же это «я» в первую очередь хочет? Конечно же, осознать себя именно как «я» и утвердиться в этом качестве.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

9 Здесь, между прочим, напечатана его «Эпитафия Карамзину» (1826, ч. IX, 12, отд. 2, стр. 160). 10 Назовем стихотворение «Для сельского памятника; на случай посещения И. И. Дмитриева» («Памятник отечественных муз на 1827 год», стр.153); «Речь в память историографа Российской империи», сказанная в заседании Общества истории и древностей Российских 14­го января 1827 г. («Литературный Музеум на 1827 год»). 11 Произведения Иванчина­Писарева, даже позднейших времен, носят на себе, действительно, яркие признаки увлечения сентиментализмом. 12 Эпоха» 1864, 3, стр. 137; характерный отзыв о Карамзине, сделанный Иванчиным-Писаревым, см. в ж. «Книговедение» 1895, 2, стр. 41–442, в статье г. Медокса, а также в книге «Вечер в Симонове» стр. 2–6, 54–55 и во многих других местах его сочинений. 13 Собрание Иванчина-Писарева было очень богато: там находилось множество картин разных школ (начиная с XVI в.), рисунков (Караваджо, Рафаэль), миниатюр, редчайших гравюр и эстампов (были уники), старинных вещей и произведений культуры, приобретенных им частью по случаю, частью перешедших к нему из коллекций П. П. Бекетова, гр. А. Г. Головкина, Хитрово, камергера А. С. Власова (1825 г.); в собирании предметов старины Иванчин-Писарев отличался большой ревностью, доходившей иногда, по собственному его признанию, до фанатизма. После смерти Иванчина-Писарева, собрание его, в полном составе, было куплено за 9000 р. Г. В. Лихачевым и после смерти последнего перебывало уже в нескольких руках (Д. А. Ровинский. Подробный словарь русских граверов. Спб. 1895). Краткое описание коллекции Иванчина-Писарева находится в сочинении К. Я. Тромонина: «Очерки с лучших произведений живописи, гравирования, ваяния и зодчества» (М. 1839, стр. 119–123). 14 1840, т. VIII, март, библиогр. хроника, стр. 8–9; см. также «Сын Отечества» 1840, т. I, стр. 457. 21 Алексей Федорович Малиновский (род. в 1762, ум. в 1840 г.), с 1814 по 1840 г. – директор Московского Архива Министерства Иностранных Дел и управляющий Комиссиею печатания государственных грамот и договоров, писатель и переводчик (1781–1817).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Кант отвергает, как несостоятельные, все, те философские учения, по которым сам всеблагой Бог признается виновником зла существующего в мире. Но чему учит Кант? Если каждый человек пал еще до своей временной жизни, то детерминизм неизбежен. Каждый человек уже от вечности предопределен к злу и погибели. И кто же должен быть признан действительным виновником того зла, которое совершает человек, злой от вечности и злым явившийся в эту временную жизнь? Таким образом, Кант в своем решении вопроса о происхождении зла в области умопредставления становится в непримиримое противоречие со всем своим мировоззрением, утверждая то, что в других случаях он, безусловно, отрицал. Другие основания против возможности предположения о падении человека в его мнимом трансцендентальном бытии будут указаны нами ниже, при разборе учения Ю. Мюллера. Учение Фихте Как ни противоречиво само по себе суждение Канта о зле и его происхождении, но оно было повторено еще раз представителями пантеизма вашего века, обязанного своим происхождением учению Канта. Впрочем, Фихте и Шеллинг имели совершенно иное понятие о зле, чем какое мы встречаем у Канта. Как пантеисты, они не полагали существенного различия между добром и злом, хотя и высказывали свое мнение, но этому предмету в таких смутных и неясных выражениях, что их мысли с правом можно уподобить труднопонимаемым изречениям языческих оракулов, Так Фихте (17621814), не признавая в мире существования физического зла, не допускал, собственно говоря, возможности зла и в нравственной деятельности человека, в смысле греха против нравственного миропорядка. Бог есть сам нравственный миропорядок (moralische Ordnung); человек – только орудие его проявления во времени. Каждому человеку указано его определенное место, цель и характер его деятельности. И если без непосредственного воздействия нравственного миропорядка или Бога, воробей не падает с крыши, волосы – с головы нашей, то понятно, что все действия человека просто необходимы, таковы именно, какими они должны быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

М., 1832. Кн. 2. С. 27). Ср.: “Так в собственно Русских пословицах выражается свойственный народу склад ума, способ суждения, особенность воззрения Коренную их основу составляет многовековой, наследственный опыт, этот задний ум, которым крепок Русский…” (Снегирев И. Русские народные пословицы и притчи. М., 1848. C. XV). Измайлов Александр Ефимович (1779 — 1831) — поэт и прозаик, издатель журнала “Благонамеренный”. Речь идет о басне “Осел” (1830). Имеется в виду басня “Пушки и паруса” (1827). Подразумеваются участники декабристского движения Басня И. А. Крылова “Бритвы” (1828). Имеется в виду басня И. А. Крылова “Музыканты” (1808). В “Мертвых душах” Гоголь воспользовался пословицей, которой заканчивается басня. Учитель Чичикова не любил Крылова за то, что тот сказал: “По мне, уж лучше пей, да дело разумей”. Басня И. А. Крылова называется “Пруд и река” (1814). Содержание ее отзывается в строках из шестой, “плюшкинской”, главы “Мертвых душ”: “…Забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!” Мораль этой басни слышится в словах Гоголя из его “Завещания”: “Стонет весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастанья и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся…” (см. наст. изд., с. 42). Гоголь ошибочно приписывает И. А. Крылову аполог И. И. Дмитриева “Узда и конь” (1826), цитируя его по памяти. У Дмитриева: “Властитель! хочешь ли спокойно обладать?” Из басни И. А. Крылова “Орел и пчела” (1811). Имеется в виду поэт и драматург Иван Михайлович Долгорукий (1764 — 1823). Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 — 1744), поэт и дипломат, автор девяти сатир (“На хулящих учение”, “На зависть и гордость дворян злонравных…” и др.), имевших широкое хождение в списках (опубл. 1762). Подразумеваются сатирические произведения поэта и драматурга Дмитрия Петровича Горчакова (1758 — 1824), снискавшего репутацию “русского Ювенала”. Это сатирическое произведение поэта и критика Александра Федоровича Воейкова (1778 или 1779 — 1838) было запрещено цензурой (опубл.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

В исследовании экономики возобладал материалистический взгляд – Божественное откровение о происхождении мира и человека было предано забвению. Экономисты видели свое предназначение в том, чтобы вывести из «Начал механики» Ньютона 114 и остальные закономерности природы, при этом все настойчивее звучали рекомендации освободить торговлю от ограничений – как правовых, защищающих целостность государства, так и нравственных. Метод точной науки с использованием математических способов измерения, который практиковали в изучении мертвой материи, был применен к живому человеку. В ход пошло так называемое золотое правило науки, сформулированное Ньютоном и гласящее: «Гипотезы могут быть полезны лишь при объяснении свойств вещей, но нет необходимости взваливать на них обязанности определять эти свойства вне пределов, выявленных экспериментом» 115 . Мир отныне стал объясняться через веру в гипотезы, несмотря на часто возникающие противоречия новых теорий по отношению к предшествующим, а порою вообще при отсутствии каких-либо доказательств. Большую популярность приобрели объяснения немецких философов Георга Гегеля (1770–1831), Иоганна Фихте (1762–1814), Артура Шопенгауэра (1788–1860). Гегель учил, что история развивается сама в себе. За первооснову всего существующего Гегель принял абсолютную идею, или, иными словами, мировой разум. Абсолютная идея явилась творческим духовным началом, проявляющим себя в истории, природе и сознании. Абсолютная идея сама развивает себя в этих формах, чтобы познать саму себя и тем самым восстановить свою целостность, нарушенную собственным развитием. Центральное место в системе Гегеля занимает логика. История развивается в русле логики. Бытие и разум тождественны: «все действительное разумно; все разумное действительно». Общество, по Гегелю, развивается в необходимом прогрессе сознания свободы. «Индивид промышленного сословия, – рассуждал Гегель, – всецело зависит от себя, и это чувство своей значимости теснейшим образом связано с требованием правопорядка» 116 . Индивид и правопорядок должны стать основой мироустройства общества. Это стало фундаментом построения экономики стран прогресса.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Моторика — движение, подвижность, динамичность. 156 Картезианство — направление в философии, основанное на учении Р. Декарта (латинизированное Картезий, 1596—1656), французского философа и математика, который постулировал основополагающую роль человеческой мысли («Я мыслю, следовательно существую»). Декарт — родоначальник рационализма. 157   Фихте И. Г. (1762—1814), немецкий философ, главный труд которого называется «Основа общего наукоучения» (1794). Фихте пытался вывести разнообразие форм познания из одного субъективного начала. А именно, философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир. В философии Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831), сжато изложенной в «Энциклопедии философских наук» (1817), постулируется абсолютное, духовное начало («абсолютная идея», «мировой разум», «абсолютный дух»), лежащее в основе всех явлений природы и проявляющее себя в активном самопознании. 158 «Море» — три симметричных эскиза К, Дебюсси (1852—1918). «Вечер в Гренаде» — пьеса Дебюсси из цикла «Эстампы». 159 «Павана усопшей инфанте» и «Утренняя серенада шута» (Alborada del gracioso) — фортепианные сочинения М. Равеля (1875—1937). 160 С. С. Прокофьев (1891–1953), оканчивая консерваторию, написал в 1914 г. по заказу С. П. Дягилева балет «Ала и Лоллий». В 1916 г. на материале этого балета создал «Скифскую сюиту». 161 фокстротной культуре — далее в рукописи зачеркнуто: Что такое музыкальный фокстрот как эстетическая категория? Это синтез двух стихий: развратно–млеющей, внутренно–анархичной, насквозь блудливой и бесцеремонной, цинично вибрирующей и добродушно–нахальной мелодики, с одной стороны, и, с другой, — бодрого, чистого, здорового, делового ритма, контрастирующего с первой до юмористически–попарной эффектности, но всецело, до очень большой глубины слитой с ней в дикую и везде оригинально–свежую экзотику почти увеселительного сумбура моторных ощущений. 162 Allegro con brio (итал.) — так называемое «пламенное аллегро», указание на особо подвижный темп, активное движение. Токката — виртуозная фортепианная пьеса с преобладанием ударной аккордной техники. 163

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010