18 апреля 1753 года, в неделю о Фоме, в большом Успенском соборе Московского Кремля святой Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский), который участвовал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников. Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников. 20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь — место жительства своих предшественников, молился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого, † 1731; память 26 ноября/9 декабря). Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития. Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель Софроний приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю 33 года до своей кончины. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором выражалась озабоченность обучением и воспитанием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в большом Успенском со­боре московского Кремля Софроний был рукоположен во епископа Ир­кутского и Нерчинского. В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский), который участвовал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных вла­стей и советовал подобрать надежных помощников. Предвидя трудное служение в отдаленном сибирском крае, ново- поставленный святитель не сразу отправился в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служе­ние у Киево-Печерских угодников. 20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественни­ков, молился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого; 1731 г., память 26 ноября). Ко времени приезда святителя Софрония Иркут­ские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвиж­нического жития. Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель Софроний приступил к преобразованиям в духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достой­ных людей для священнослужения в Иркутской епархии. Проницатель­ный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочести­вых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года до своей кончины. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в кото­ром выражалась озабоченность обучением и воспитанием детей. Ду­ховенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со вся­ким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

P. 21), и 2 окт. вместе с апостолами, пророками и др. святыми (Ibid. P. 41). Согласно Типикону Великой церкви , отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 2 сент.; на Пс 50 назначается тропарь 3-го гласа Αθλοφρε γιε (Подвижниче святый...), указан прокимен Пс 63. 11, Апостол 1 Кор 9. 2-12, аллилуиарий Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 1-11, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 10). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 159, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 3) под 2 сент. содержится служба М., состоящая из кондака 3-го гласа            с икосом, канона 8-го гласа, 2 циклов стихир-подобнов, 2 седальнов (также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 015-022). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава , 2 сент. отмечается память М. и прп. Иоанна Постника; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; последования святых соединяются с будничной службой Октоиха; М. назначается канон, 1 цикл стихир и 1 седален ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259). В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южно-итал. редакцию Студийского устава, в день памяти М., 2 сент., на вечерне песнопения М. соединяются с песнопениями прп. Симеону Столпнику и в честь индикта (новолетия), празднование к-рых совершалось накануне (1 сент.); указан отпустительный тропарь М. 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ); на утрене соединяются службы М. и Октоиха; по 3-й песни канона седален, по 6-й - кондак М.; утреня заканчивается великим славословием (такое торжественное окончание утрени обусловлено, судя по всему, не памятью М., а попразднством индикта); на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен М., Апостол и Евангелие рядовые ( Arranz. Typicon. P. 14). В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, 2 сент.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Расхождения с сообщениями Евсевия Кесарийского и Руфина Аквилейского заключаются в обстоятельствах смерти Г. и Д. и в определении времени события. По тексту «Мученичества Инды и Домны» это произошло на 2-м году правления имп. Максимиана Галерия, т. е. в 307 г. Центральное место в повествовании отведено Д., Г. упомянут только 1 раз. Отсутствует он и в заключительном списке всех мучеников, о к-рых говорилось в тексте. Этот список в неск. измененном виде воспроизведен также в «Мученичестве Анфима» (пам. 3 сент.; BHG, N 134y-135c), приписываемом Симеону Метафрасту (BHG, N 135). Однако там отсутствуют имена Г. и Д. Свт. Димитрий Ростовский в переложении Метафрастова «Мученичества Анфима» добавил их имена в список, что стало основанием для внесения в календарь РПЦ памяти Г. и Д. под 3 сент. вместе со сщмч. Анфимом, но в более ранних греко-слав. памятниках их память приходится на 28 или 30 дек. (как исключение, еще на 3 дек.) и на 30 сент. Почитание в Западной Церкви В визант. источниках ничего не говорится о мощах Г. и Д., но к IX в. на Западе сформировалось мнение, что мощи Г. были перенесены из Никомидии в Рим и погребены на Лабиканской дороге, откуда с сер. VIII в. их частицы увозили в разные страны Европы, гл. обр. на север Франции и Германии. Впервые о перенесении мощей Г. в Рим сообщается в Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.), где под 9 сент. отмечена память не только Г., но и Д. Под 12 марта из всей дружины Никомидийских мучеников из Мартиролога блж. Иеронима оставлен только мч. Петр Никомидийский. В Мартирологе Адона Вьеннского под 9 сент. есть подробное сказание о Г. и Д., основанное на «Церковной истории» Евсевия Кесарийского в переводе Руфина Аквилейского, но сообщается, что их подвергли тем пыткам, к-рые перенес мч. Петр, видимо на основании текста Руфина Аквилейского. Говоря о перенесении мощей Г. в Рим, Адон Вьеннский допускает неточность, называя местом его погребения Латинскую дорогу. Он считает 9 сент. днем кончины мучеников, что опущено в Мартирологе Узуарда, к-рый во всем остальном следует за Адоном Вьеннским.

http://pravenc.ru/text/166185.html

На с. 71 с ним нельзя согласиться в том, что архиепископ Нижегородский Иаков (Вечерков) принадлежал к группе архиереев, скончавшихся в монастыре: владыка умер 20 мая 1850 г. в Санкт-Петербурге, куда был вызван для очередного присутствия в Синоде 25 ноября 1849 г. Здесь же допущена ошибка в дате его кончины: не 1852 г., а 1850 1750 . Здесь дипломник доверился Смоличу (с. 312). На с. 75 автор по традиции называет годом рождения прп. Серафима Саровского 1759 г. Сейчас определяют 1754 г. Так, исследователь А.М. Подурец предлагает четыре варианта года рождения святого: 1754, 1758, 1759 и 1764 1751 . В последнем труде Степашкина В.А. о преподобном утверждается подлинной датой рождения святого 1754 г. 1752 Поэтому в те- —762— кущем году указано организовать Серафимовские торжества по случаю 250-летия со дня рождения прп. Серафима. Исследователь настаивает также восстановить, по его мнению, исконное фамильное прозвище – Машнин. И ещё. Историк нашёл будто бы новые доказательства, свидетельствующие о его социальном происхождении: преподобный родился, якобы, не в купеческой семье, а вышел из посадских людей 1753 . Наконец, в поле зрения дипломника не попали, к сожалению, и такие труды по избранной теме, как: Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908; Зырянов Н. Русские монастыри и монашество в XIX и в нач. XX века. М., 1999; Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1918–1921). М., 1975. Однако, несмотря на указанные небольшие недостатки, работа выполнена добросовестно, заинтересованно и достойна хорошей оценки. Проба пера состоялась. 13. ОТЗЫВ преподавателя игумена ТИХОНА (Зайцева) на дипломную работу выпускника Московской духовной семинарии иеродиакона ЕФРЕМА (Просянка) по кафедре Церковно-практических дисциплин на тему: «Идейный смысл и история праздника Благовещения Пресвятой Богородицы». Настоящая дипломная работа посвящена одному из великих двунадесятых праздников святой Церкви. В литургической науке имелось немало исследовательских работ, посвящённых этой те-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синоду. Все изложенные мероприятия Шаховской предлагал Синоду «в виду того, что в новоучрежденной Канцелярии С. Э. Правления ведется такой же как и прежде порядок сборов, тогда как известно, что в синодальных и прочих вотчинах доходы непорядочно и неуравнительно с давних пор положены, что (однако) ныне для лучшаго на богоугодныя дела в капитал приращения лучшим (следует) исправить в сборах порядком и дать в Канцелярию С. Э. Правления с наставлением инструкцию». Кроме этого, из ожидавшейся прибыли Шаховской предполагал ремонтировать церкви и монастыри, а также обеспечить неимущие епархии и монастыри 618 . На предложения своего обер-прокурора Св. Синод обратил должное внимание и в своем определении от 5 октября 1744 года повторил почти все пункты буквально, соединив при этом второй и седьмой, как однородные. Впрочем, оказалось и не малое различие, именно, вместо двух светских знающих вотчинное хозяйство лиц Синод назначил в Канцелярию С. Э. Правления игумена Данилова монастыря Товию (вместо первоначально назначенного келаря Троице-Сергиевой лавры Пахомия), так что состав Канцелярии не изменился к лучшему. Зато мысль об экономах была осуществлена сразу же. Экономами были назначены: 1) Тверской епархии Селижарова монастыря игумен Никон Волоский. 2) Софрониевой пустыни строитель иеромонах Феофил и 3) Киево-Межигорского монастыря эконом – монах Иоаким Жученок 619 . К сказанному выше интересно добавить, что мысль Шаховского о пополнении состава присутствия Канцелярии С. Э. Правления была в 1754 году повторена Львовым при следующих обстоятельствах. Будучи лично в Москве по своим делам, Львов обнаружил, что ни Пахомий Высокопетровский, ни Товия, оба отговариваясь старостью и болезнью, в Канцелярии многие годы не бывают почти совсем и даже, как оказывается, просили Синод (Товия в 1747 и 1754 гг.) уволить их от службы, но без результата. Доводя об этом до сведения Синода в особом предложении, от 6 сентября 1754 г., Львов привел на справку, что еще Шаховской просил дополнить состав присутствия двумя светскими лицами, а также что сам Синод еще не выработал присутствующим никакой инструкции, как предполагал. В виду этого Львов предлагал Синоду, чтобы: 1) Пахомия и Товию уволить и вместо них назначить двух духовных новых и по сношении с Сенатом двух светских лиц, а также прокурора, согласно указу Петра Великого; 2) дать им инструкцию и 3) взыскать с Пахомия и Товии жалованье, которое они даром получили, а Канцелярии С. Э. Правления поручить дать отчет, не было ли допущено ими от неприсутствия упущений 620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

At Moscow, Archbishop Platon of Moscow and Sevsk provided him with further assistance. He gave him fatherly advice for his task, since he was quite familiar with the peculiarities of the Siberian religious life. He forewarned him about the self-willed local authorities, and advised him to surround himself with trustworthy helpers. On March 20, 1754 the saint arrived at Irkutsk. He went first to the Ascension monastery, his predecessor’s residence, and prayed at the grave of Bishop Innocent (Kulchitz), asking his blessing as he took up his assignment. Familiarizing himself with the state of affairs in the diocese, the saint began the reorganization of the Spiritual consistory, monasteries and parishes, and appealed to the Holy Synod to send worthy men to the Irkutsk eparchy for priestly service. Before the arrival of Saint Sophronius, the Irkutsk monasteries had already a century-old history. The founders of these monasteries were motivated by a fervent desire for monastic life. The wise hierarch appointed people of piety, wisdom, virtue, and with great experience both of life and spiritual matters as heads of the monastic communities. In 1754, Bishop Sophronius elevated his friend and companion Hieromonk Sinesios to be Archimandrite of Ascension monastery. He served the monastery for thirty-three years until his blessed repose. In September 1754, the bishop issued a decree in which he expressed concern for the education and upbringing of the children of the clergy. He wanted them to learn the HOROLOGION, the PSALTER, singing and letters, and this instruction “ought to be conducted with all industriousness and the utmost diligence, so that the children might be able to fulfill the responsibilities of sacristan and deacon.” Studying both people and circumstances, the bishop in his sermons and conversations exhorted all to a higher moral ideal. He devoted particular attention to the reverent and correct performance of the divine services and the Holy Mysteries, and he also looked after the moral purity of laymen. He was concerned about the position of women in the family, and defended them against their unjust inequality. The bishop attempted to set straight the Rule of divine services, and so he summoned priests, deacons, subdeacons and sacristans, and those who sang in the choir during services.

http://pravoslavie.ru/102100.html

В с. Акиншине с 1843 г. существует народная школа; содержится в настоящее время на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90. Архидиаконский погост Погост Архидиаконский на р. Клязьме находится в 16 вер. от уездного города и в 110 от губернского. Первые сведения о церкви в Архидиаконском погосте мы находим в патриарших окладных книгах, в них под 136 (1628) г. отмечено: « церковь архидьякона Стефана в вотчине боярина князя Фед. Иван. Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости на Клязьме на берегу». Таким образом в начале XVII столетия церковь здесь уже существовала, но была ли раньше того, сведений об этом не имеется. После княгини Одоевской вотчина принадлежала графу П. К. Салтыкову, от него перешла к княз. Куракиным, от них к Д. П. Приклонскому и наконец к Н. Ар. Жеребцову. Сравнивая число душ мужеского пола, бывшее в Акиншинском приходе в 1678 г., с настоящим, мы видим, что прирост населения за 100 лет очень незначителен. С 1861 г. население прихода даже уменьшается: в 1861 г. в приходе было 700 душ муж. пола, в 1876 г. – 575 душ, а в настоящее время только 450. Причина этого переселение прихожан-офеней на места своей торговли в разные места России. Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1754 году епископом Владимирским Платоном, видно, что до 1719 года в погосте было две деревянных церкви: а) в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана и б) теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца. Очевидно, что Казанская церковь построена после той, которая упомянута в 1628 году. В 1719 году Казанская церковь сгорела и богослужение до 1744 года совершалось в ветхой Никольской церкви. Тем временем в 1742 г. построена была новая деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. – В 1754 году обе эти церкви «от молненного запаления» сгорели. В 1754–58 гг. построен был вновь деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана. – Этот деревянный храм существует на погосте и в настоящее время. Но придельный престол в 1805 г. был переименован во имя св. пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Маркелл Кашинский, иеромонах и соборный старец, с 1721 по 1729 год. Исаак Череднев, 1729 года. Август Старков, иеромонах и соборный старец, с 1731 по 1734 год. Антоний Симонов, монах, с 1734 по 1737 год. Иоанникий Маслов, иеромонах, с 1738 до 1740 года. Феодосий Петровский, монах, с 1740 до следующего года. Мисаил Протопопов, иеромонах, с 1742 по 1743. Гавриил Флорищевский, иеромонах; начальствовал несколько месяцев. Феогност Сафонович, иеромонах, с 1743 до февраля 1746 года. Мефодий Каменецкий, иеромонах, с февраля 1746 по 1749 год. Пахомий Липский, иеромонах, с 1749 по 1751 год. Афанасий, иеромонах, с 1751 по 1754 год. Виктор Лещинский, иеромонах, 1754 года. Иннокентий Григорович, соборный иеромонах, с конца 1754 по 19 марта 1756 года. Иустин Квятковский, иеромонах, с 19 марта 1756 по 15 сентября 1758 года; переведен в Стромынский монастырь строителем. Иринарх, с 15 сентября 1758 до 1760 по январь. Иоаким Инихов, иеромонах, из строителей Стромынского монастыря; начальствовал один год. Филимон Василевский, иеромонах, с 1762 по 1764; в этом же году по упразднении монастыря, определен в Троицкую Сергиеву Лавру. Иоанникий, иеромонах, с 1766 по февраль 1767 года; Переяславского архиерейского дома эконом и в Духовной Консистории присутствующий. Сергий, иеромонах, в должности строителя с февраля 1767 года, бывши до того Пешношского монастыря ризничим; 16 февраля 1768 оставлен при прежней должности. Иоанникий, иеромонах; Переславской епархии пономарев сын; обучался в Троицкой Лавре Латинскому, Греческому и Еврейскому языкам, Богословии и проч.;4 ноября 1758 года пострижен в монашество и был при той Лавре библиотекарем; после находился два года в Киржачском монастыре строителем, а по упразднении оного, поступил в Переславский архиерейский дом, где был три года экономом и один год присутствовал в Консистории; с 16 февраля 1768 года сделан на Пешноше строителем и того же года переведен в Лукьянову пустынь строителем. Филарет, иеромонах; начальствовал с мая 1768 по 1771 год, и в то же время был кафедральным экономом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Молотицы. 1754 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Молотицы. 1754 г. Фотография. Нач. ХХ в. В XVIII в. в Муроме сооружали и перестраивали храмы. В 1707 г. на торговой площади возвели одноглавую ц. Рождества Христова, к-рая была перестроена после пожара в 1792 г. (колокольня выстроена вновь в 1845); основной объем храма был построен по принципу уменьшающихся кверху объемов (разрушен в 1939). В XVIII в. (точная дата неизв.) появилась каменная ц. св. Иоанна Предтечи, обветшавшая к 1790 г., когда началось строительство ее нового здания (до 1806; в 1872 г. заменено новым сооружением, снесено в 30-х гг. XX в.). В 90-х гг. XVIII в. купцами-ктиторами в городе были построены Успенский (1792, трапезная и колокольня 1829-1835) и Сретенский (1795, перестроен в 1829, 1892) храмы. Оба с приделами вмч. Димитрия Солунского, близкие по архитектурным формам: одноэтажные, 2-светные, вытянутые четверики, завершенные 4-скатной кровлей с одной главой, соединены объемами трапезных с колокольнями (были полуразрушены, ныне восстановлены); подобная им по типу Крестовоздвиженская ц., построенная в 1794-1800 гг., не сохранилась (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 21/25-21/25 об., 11/15, 34/39, 17/21, 28/33). В кон. XVIII в. при древнем городском соборе Рождества Пресв. Богородицы была воздвигнута 3-ярусная величественная колокольня, ставшая архитектурной доминантой Мурома со стороны Оки (не сохр.). Церковь во имя Св. Троицы в Вязниках. 1756–1761 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя Св. Троицы в Вязниках. 1756–1761 гг. Фотография. 2012 г. В XVIII в. каменные храмы строились в крупных селах Муромского у. В с. Молотицы помещик Сергей Глебовский возвел взамен деревянной Георгиевской ц. каменную в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом вмч. Георгия (1754). Архитектура ее типична для эпохи барокко: на основной кубический объем установлен восьмигранник с пологой кровлей, на него - 4-гранный барабан, выше - изящная 8-гранная шейка, завершенная луковичной главкой.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010