Во 2-й пол. XVIII в. архитектурный ансамбль Н. П. м. был обновлен. Кирилло-Афанасиевский собор (XII в.) в 1753-1754 гг. перестроен (разобран до нижних окон и надстроен в верхней части) и освящен 17 янв. 1756 г. настоятелем новгородского Юрьева мон-ря архим. св. Павлом (Конюскевичем). Архитектурное оформление фасадов 5-главого храма, граненых барабанов и глав было решено в барочном стиле. С севера к собору был пристроен небольшой придел свт. Леонтия Ростовского, освященный 1 окт. 1756 г. настоятелем (1751-1758) Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря архим. Дамаскином (Аскаронским; † 1769). К кон. XIX в. в Леонтиевском приделе находился «интересный иконостас - весь серебряный, состоит лишь из царских врат и двух боковых икон» ( Слезскинский. 1901. С. 704). С южной и западной сторон к собору была пристроена паперть, по инициативе и на средства настоятеля (1791-1794) игум. Порфирия (Симонтовского) в 1792 г. там устроен и 4 сент. 1793 г. юрьевским архим. Иоакимом (Карпинским) освящен теплый юж. придел во имя прп. Арсения Новгородского. Здесь, в юго-зап. углу храма, покоились под спудом мощи прп. Арсения Новгородского († 1572?), в янв. 1787 г. перенесенные из упраздненного Арсениева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. 12 янв. 1812 г. мощи были «вложены» в новую, бронзовую, позолоченную раку ( Ратшин. Монастыри. 1852. С. 381). Память святого в обители чтили 8 мая и 12 июля. По свидетельству новгородского прот. Арсения Васильевича Вихрова (1855-1911), посетившего обитель в 1896 г., при игум. Вонифатии, «в паперти» монастырского собора имелась доска с надписью: «Под сим погребены два родные брата Константин и Димитрий Корованковичи, первые здатели святаго храма сего». Слева от входа «в стене» стояла гробница с частицами мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, украшенная резной аркой ( Вихров. 1896. С. 246; Слезскинский. 1901. С. 704). Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/Новгородский в ...

В нач. XIX в. в обители началась активная строительная деятельность, связанная с архим. Авраамием I Алатырским (1796-1827). В 1801 г. нижняя Богоявленская ц. была упразднена, а с сев. стороны Троицкого храма построена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г. В 1805-1808 гг. трудами архим. Авраамия был перестроен Троицкий храм и с юж. стороны его возведена трехъярусная колокольня высотой ок. 50 м. В 1818 г. рядом с Сергиевским храмом построены каменные двухэтажные настоятельские покои, а в 1825 г.- каменные двухэтажные монастырские кельи. В 1831 г. над трапезной Сергиевской ц. был устроен и освящен придел во имя ап. Иоанна Богослова, а также построен двухэтажный братский корпус. С 1796 г. А. Т. м. принадлежала Свято-Духовская муж. пуст. на берегу р. Суры, в к-рой находились древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери (к 2000 ее местонахождение неизвестно) и икона сщмч. Антипы Пергамского и вмч. Иоанна Воина с частицами мощей угодников, ныне находящаяся в А. Т. м. Особо почитались в обители икона Нерукотворного Образа Спасителя и Казанская икона Божией Матери. Нерукотворный Образ Спасителя, до 1613 г. находившийся над крепостными воротами города, а в 1754-1843 гг.- в питейном доме, в 1843 г. по ходатайству горожан был перенесен в А. Т. м. На месте питейного дома была построена часовня, в к-рой находился список с чудотворного образа. Казанская икона была обретена в XVII в. при роднике на Ключевском поле близ с. Четвертакова (ныне пос. Тургенево Ардатовского р-на Республики Мордовия) - «загородном дворе» А. Т. м., где в честь нее в 1768 г. был построен деревянный, а в 1807 г.- каменный храм. В память об избавлении Алатыря в 1848 г. от холеры по молитвам пред чудотворным Казанским образом Божией Матери ежегодно 9 авг. совершался крестный ход вокруг города. Чудотворная Казанская икона Божией Матери и Нерукотворный Образ Спасителя находятся в А. Т. м. В 1848 г. с левой стороны Сергиевской ц., над могилой схим. Вассиана, был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в сент. 1849 г. В 1905 г. под этим приделом из усыпальницы схим. Вассиана была устроена пещерная церковь, в к-рую 5 дек. 1905 г. был перенесен из Сергиевской ц. придел во имя свт. Димитрия Ростовского. 4 июля 1906 г. во время пожара в Алатыре сгорели все церкви, колокольня, корпуса и постройки, б-ка мон-ря с книгами и рукописями XVII-XVIII вв., однако архив сохранился. Сохранилась и пещерная церковь, где до наст. времени под спудом покоятся мощи схим. Вассиана. Стараниями архим. Гавриила, настоятеля А. Т. м. с 6 марта 1903 г., обитель начала отстраиваться. В 1917 г. в ней было 13 монахов и 18 послушников.

http://pravenc.ru/text/Алатырский во ...

В нач. 1929 г. у кронштадтских властей появились планы устройства в соборе Дома культуры и городского кинотеатра. 1 июня президиум Леноблисполкома, рассмотрев ходатайство Управления от помощника коменданта Кронштадтской крепости по гражданской части, вынес постановление о закрытии храма и передачи здания для использования в культурно-просветительных целях. Приходской совет обратился во ВЦИК, прося пересмотреть решение, однако 25 сент. 1929 г. Президиум ВЦИК утвердил закрытие и разрешил использование собора в «культурных целях». Фактическое закрытие собора состоялось 14 окт. Богатое имущество собора в течение 2 лет уничтожалось, продавалось (в т. ч. за границу) и раздавалось. В Андреевский собор передали 19 антиминсов и 2 мирницы. Имущество собора по оценочной описи (ок. 2 тыс. предметов утвари, мебели, облачений, оборудования, книг и проч. на сумму 39 389 р., в т. ч. и памятные доски) в основном перешло в ведение Гос. фонда. 2 февр. 1930 г. специальная комиссия приняла решение о передаче имущества адм. отделу, Рудметаллоторгу, Центроархиву, Госбанку и в Музейный фонд. 11 февр. того же года 42 предмета, в т. ч. Андреевские знамена и модель собора, передали Центральному военно-морскому музею рабоче-крестьянской Красной Армии, 49 предметов достались 19 февр. ГРМ для планируемой выставки «Изобразительное искусство и война», в т. ч. Евангелие 1754 г., Евангелие в серебряном переплете с 5 эмалевыми медальонами, 4 ковчежца с мирницей в виде гробницы с сенью и в виде купольной церкви, 2 металлических венца в визант. стиле, картина «Вид старой Богоявленской церкви в Кронштадте», малая модель Морского собора, икона «Успение Божией Матери» в серебряной ризе кон. XVIII в., образ в память гибели рус. моряков у мыса Скаген в 1818 г. кисти проф. живописи Иванова. Две фотографии - «Отпевание жертв Февральской революции в Кронштадтском Морском соборе 7 марта 1917 г.» и «Император Александр II в гробу» - передали ленинградскому Музею революции. Серебряные церковные ценности (70 предметов) общим весом 42,9 кг и несколько золотых колец стали собственностью Северо-западной областной конторы Госбанка. Церковные книги первоначально предназначались для Гос. публичной б-ки, но 12 марта ее представитель решил, что «по содержанию» они не представляют ценности для б-ки и подлежат передаче в книжный фонд. 1 сент. 1930 г. большая часть книг и документов из архива собора (1713 кг) была передана в Городскую комиссию «по сбору бумажного лома». Материал, относящийся к постройке собора,- чертежи, планы, проектно-сметная документация, часть моделей и т. п.- передали военно-строительному отделу Главного военного порта Балтийского моря. 4 сент. 8 предметов, в т. ч. 3 иконы, достались Кронштадтскому районному совету Союза воинствующих безбожников для планируемого антирелигиозного музея; некоторые вещи получил особый отдел ОГПУ морских сил Балтийского м.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

К торжествам было отпечатано множество жизнеописаний И., текстов его проповедей и молитв общим тиражом более 950 тыс. экз. Для мощей фирмой придворных поставщиков Хлебниковых по проекту архит. В. А. Покровского была изготовлена рака с сенью. Стоимость раки составляла 11 тыс. р., на нее израсходовано ок. 130 кг серебра. Общий вес всего сооружения из меди, латуни, золота и серебра составил более 2 т. Почитатели И. пожертвовали для украшения раки и сени 105 драгоценных лампад. 3 сент. 1911 г. мощи святителя торжественно переоблачили и поместили в новый кипарисовый гроб, к-рый был перенесен в Троицкий собор и поставлен в раку. Прежнее облачение архиерея поместили в особый застекленный шкаф, поставленный недалеко от раки. В торжественном богослужении 4 сент. принимали участие митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , Харьковский архиеп. Арсений (Брянцев) , Полтавский архиеп. Назарий (Кириллов) , Рижский еп. Иоанн (Смирнов) , Орловский еп. Григорий (Вахнин) , Сухумский еп. Андрей (Ухтомский) , Белгородский еп. Иоанникий (Ефремов), сщмч. Никодим (Кононов) , еп. Рыльский, Гродненский еп. Елевферий (Богоявленский) , всего ок. 400 чел. духовенства. На торжествах присутствовали вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Осенью 1911 г. в Белгород прибыло более 200 тыс. паломников, для размещения которых в окрестностях города выстроили 6 деревянных бараков на 10 тыс. чел. каждый, разбили более 2 тыс. палаток. В дни торжеств было зафиксировано 30 исцелений. После канонизации поток паломников к мощам не иссякал. 17 дек. 1911 г. своим присутствием почтил память И. имп. мч. Николай II с семьей. Еще в 1881 г. еп. Курский и Белгородский Ефрем (Рязанов) учредил стипендию им. И. для поддержки одаренных воспитанников семинарии. В 1912 г. в С.-Петербурге было учреждено Всероссийское братство свт. Иоасафа под председательством адмирала Д. С. Арсеньева (затем его сменил генерал от инфантерии Л. К. Артамонов), товарищами председателя были Жевахов и прот. Александр Маляревский. На одном из собраний братство предложило отметить памятным знаком место, на к-ром И., уезжая в мае 1754 г. из Белгорода, по преданию, совершил последнюю остановку, осенив город архипастырским благословением. Почетный гражданин Белгорода Г. В. Булгаков и настоятель белгородского Успенско-Николаевского собора прот. Порфирий Амфитеатров приблизительно определили это место у подножия Харьковской (Тавровской) горы. При участии еп. Белгородского сщмч. Никодима (Кононова) 5 июля 1915 г. состоялось открытие памятника, к-рый представлял собой деревянный крест, установленный на кирпичном конусообразном постаменте. На лицевой стороне креста, обращенной к городу, находилось изображение распятия, под ним, на постаменте,- поясное изображение И. На противоположной стороне креста помещались образы свт. Николая (Николая Ратного), свт. Афанасия III Пателлария и И. В советское время памятник был уничтожен.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Память его празднуется 26 дек. в день гибели Родом великоросс, св. Констанций служил иеромонахом при русской посольской церкви в Константинополе.  Он проявлял особенную заботливость по украшению храма, на что давал и свои средства.  Св. Констанций отличался ревностью к богослужениям, почти каждый день совершал литургаю и два раза в неделю вел беседы на русском и греческом языках. Его набожность и усердие в исполнении возложенных на него обязанностей привлекали к нему народ, его любили и уважали. Вследствие каких-то недоразумений, возникших между ним и посланником, разгневанный Констанций отправился к султану и там принял ислам. Скоро он глубоко раскаялся в этом и, снова явившись во дворец, громко порицал Магомета и исповедал Христа. Разъяренные этим, турки убили его на дворцовой площади в 1743 г.  Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (+ 1754) Память его празднуется 10 дек. в день преставления, 4 сент. в день обретения мощей, б июля тесте с Собором Радонежских святых Святитель Иоасаф родился в знатной малороссийской семье Горленко. Славилась она и своим благочестием. Брат и сестра его отца постриглись под именами Пахомий и Анастасия. Отец его, Андрей Димитриевич, любил более всего уединенную семейную жизнь и не выезжал из своего поместья около Прилук. Ни придворная жизнь, ни военная служба не привлекали его. В конце своей жизни он оставил свой роскошный дом и поселился в маленькой келье в лесу, чтобы предаться молитве. Мать святителя, Мария Даниловна, была дочерью гетмана Апостола. Будущий святитель родился 8 сентября 1705 г. — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время литургии, и был наречен Иоакимом. Он был первенцем. Кроме него в семье было еще двое детей: полковник Андрей Андреевич Горленко, имевший многочисленное потомство, и Прасковья Андреевна Квитка.  Однажды Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома, размышляя о судьбе своего старшего сына. Внезапно он увидел небо, как бы объятое пламенем, и посреди этого пламени Пресвятую Богородицу, а у ног Ее — распростертого Иоакима и услышал глас Ее: «Довлеет Ми молитва Твоя». В то мгновение ангел накрыл отрока епископской мантией. По воле Божией отец хотя и был потрясен видением, но забыл о нем и вспомнил лишь по кончине сына. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

2) Допустим в таком случае, что каждый год Евсевия начинался в сентябре Юлианского года; – можно ли этот Юлианский год определить точно? Начальный пункт Олимпиад известен: – июль Юлианского года 776-го до Р. Хр.; если, поэтому, можно установить определенное отно­шение между Евсевиевскими годами от Авраама и Олимпиадами, то само собою определится и отношение между Евсевиевским и Юлианским годами. К сожалению, две версии «Хроники» имеют разницу на один год относительно того, который год от Авраама параллелен 1-му году 1-й Олимпиады; версия армянская указывает 1240-й, а версия Иеронима 1241 и т.д. Что версия Иеронима более достоверна, это теперь – после трудов Hort " a u Lighmfool " a – признается даже такими учеными, которые верили армянскому тексту (так, напр., Гарнак, Chronologie, стр. 113 сл.); а в этом частном случае, два синхронизма лет Тиверия с Олимпиадами – один в предисловии «Хроники» (у Иеронима), повторенный самим Евсевием в Praep. Evang. (X, 9. 1), другой в замечании о распятии (как у Иеронима, так и в армянском переводе) – служит сему подтверж­дением. В первом случае 15-й год Тиверия считается одновременным с Олимп. 201, или – полнее в Praep. EJvang. – с 4 годом 201-й Олимпиады; а в самой «Хронике» Тиверия 15-й=Авраама 2044 (по Иерониму и армянскому переводу)=4-му году 201 олимпиады по Иерониму, но=1-му году 202 Олимпиады по армянской версии. Во втором случае дата Распятия подтверждается ссылкою на дату Флегонта: 4-й год 202-й Олимпиады; но Тиверия 19-й год (который без сомнения является датою Распятия у Евсевия; см. выше)=Авраама 2048 (по Иерониму и армянской версии)=4 году 202-й Олимпиады по Иерониму, но=1-му году Олимпиады по армянской версии. Посему очевидно, что параллелизм столбцов правилен у Иеронима и ошбочен в армянской версии. Вывод из этого исследования такой, что, по Евсевию, 1-й год Тиверия=2-му 198-й Олимпиады (по Иерониму)=сент. 14 до сент. 15-го г. по Р. Хр.; 1-й год Калигулы=1 году 204-й Олимпиады=сент. 37 до сент. по Р. Хр.; 1– й год Клавдия=1 году 205-й Олимпиады (по Иерониму)=сен. 41 до сент. 42 г. по Р. Хр.; 1-й год Нерона=3-му 208-й Олимпиады (по Иерониму)=сент. 55 до сент. 56 по Р. Хр. Так как в действительности дни восшествия на престол этих царей были: 16-е авг. 19-го года; 16-е марта 37 года; 24 января 41 года; 13-е октября 54 года, то отсюда получается прочный результат и именно тот, что Евсевий начинает счет лет царствований императоров с сентября, следующего за днем их вступления на престол. Поэтому, когда он прибытие Феликса относит к 1-му году Клавдия, то имеет в виду не (как полагает Гарнак) год от января 51-го до янв. 52-го года, а от сент. 51-го до сент. 52-го года, а тогда свидетельство это не только не противоречит, но вполне согласно с Тацитом и Иосифом Флавием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

образцами повлияло в т. ч. на изменения в санкторале. Так, в календаре миссала 14 сент. указан праздник Воздвижения Креста и память святых Корнелия и К., хотя посвященные Корнелию молитвы в книге отсутствуют. Перед днем памяти К. положен 3-дневный пост. Проприй мессы в целом заимствован из средневековых книг, добавлены 2 молитвы (возможно, составлены редактором: Eternum tue virtutis nomen и Debitas tibi Domine eterne) и чтения (2 Тим 1. 8-14 и Мф 5. 14-19) (Missale mixtum secundum regulam beati Isidori dictum Mozarabes. Toleti, 1500. Fol. 379v - 382v). В календаре бревиария 14 сент. указаны только праздник Воздвижения и поминовение К., но в тексте на память св. Корнелия положен общий оффиций мученику. Изменения в составе оффиция более значительны, чем в проприи мессы, однако на вечерне сохранены гимн К. и молитвы «O decus orbis, o doctor unice» и «Christus Dominus qui (beatissimum) Ciprianum», восходящие к Веронскому орационалу кон. VII в. (Breviarium secundum regulam beati Hysidori. Toleti, 1502. Fol. 400v - 402). Т. о., несмотря на внесенные изменения, составители печатных книг попытались сохранить торжественный характер поминовения К., что не соответствовало римской традиции. Согласно действующему испано-мосарабскому миссалу, праздник (festum) К. отмечается 14 сент. В богослужении римского обряда поминовение (memoria) мучеников Корнелия и К. совершается 16 сент. ( Ferrer Grenesche J.-M. Los santos del nuevo Misal Hispano-Mozárabe. Toledo, 1995. P. 32, 99-100). В богослужебных книгах, изданных после Тридентского Собора, память мучеников Корнелия и К. указывалась 16 сент. (со статусом «semiduplex»; Missale Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Venetiis, 1574. P. 436-437). В Римский Мартиролог имена мучеников были внесены под 14 сент., но указывалось, что празднование следовало совершать 16 сент. (MartRom. Comment. P. 395, 399). Тем не менее в отдельных диоцезах праздник могли перемещать на другие даты. Так, согласно Лионскому бревиарию 1737 г., поминовение св.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

21, нояб. 7, декаб. 13; преп., фев. 12; пр. антиох., фев. 19; еп. херсон., мар. 7. Евгенийские мученики фев. 22. Евграф(благонаписанный), муч., дек. 10. Евдоким (славный), прав., июля 31. Евдоксий (благославный), муч., сент. 6 и нояб. 3. Евеляист (благонадежный), муч., июня 1. Евиласий (благоуветливый), муч., фев. 6. Евкарпий (благоплодный), муч., мар. 18. Евклей (благославный), муч., авг. 1. Евлампий (благосветлый), муч., мар. 5, июля 3, окт. 10. Евлогий (благословный), еп., фев. 13; муч., мар. 5; испов, авг. 25. Евмений (благосклонный), еп. гортин., сент. 18. Евникиан (благопобедный), муч., дек. 23. Евноик или Евник (благосклонный), муч., мар. 9. Евод (благопутный), апост., янв. 4 и сент. 7; муч., сен.1 и дек. 22. Евпл (благоплавающий), муч., авг. 11. Евпор (удобный для пути, богатый), муч., дек. 23, Евпсихий (благодушный), мч., апр. 9 и сент. 7. Евсевий (благочестивый), преп. син., янв. 14; муч., янв. 20, апр. 24 и 28, сент. 21, окт. 4; преп. сир., февр. 15; самосат., июня 22. Евсеон – Евсевон, муч., авг. 1. Евсигний (благознаменитый), муч., авг. 5. Евстафий (твердостоящий), еп. антиох., фев. 21; испов., мар. 29; муч. литов., апр. 14; муч., июля 28, нояб. 20; Плакида, сент. 20. Евстохий (хорошо попадающий в цель, остроумный), муч., июня 28 и ноябр. 15. Евстратий (добрый воин), преп., янв. 9; преп. киевск,. мар. 28, дек. 13. Евсхимон (благоприличный, благовидный), еп., мар. 14. Евтихиан (счастливый), муч., авг. 17, дек. 22. Евтихий (хорошо в цель попавший, счастливый), муч., янв. 20, мая 28, нояб. 7, сент. 19; муч., севаст., мар. 9; патр. конст., апр. 6; муч. итал., апр. 21; преп., авг. 23. Евтих (то же что Евтихий), св. муч., авг. 24. Евтропий (благонравный), муч., мар. 3, июня 16, окт. 17. Евфрасий (веселый), мучен., апр. 28. Евфросин, преп. твер., маар. 2; синеозер. мар. 20; псков., мая 15; преп., сент. 11. Евфимий (благодушный), преп. афон., янв. 4; Велик., янв. 20; еп. новгород., мар. 11; сузд,. апр. 1, июля 4; корел., апр. 18; патр. конст., мая 13; новый, окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Но он тотчас же проклял себя за преступную мысль, поднял глаза и заметил над трубой легкий дымок. Значит, Петер Сент был еще жив, Филипп подошел к окну и через несколько мгновений различил в сумраке хижины подле противоположной стены простую постель. На ней, скрючившись, сидел Петер Сент. Вей вернулся к двери, раскрыл ее и вошел в хижину. — Вей, Вей! — хриплым голосом произнес Петер Сент. — Боже мой, разве вы не видели флага? — Его глаза лихорадочно горели. — Видел, — ответил Филипп, улыбнулся и протянул руку, с которой он снял рукавицу. — Как хорошо, — прибавил Вей, — что я пришел как раз теперь, старина. Заразились, а? Петер Сент отступил от него назад. — Еще не поздно, — произнес он, указывая на дверь. — Не дышите этим воздухом. Уходите. Мне еще не очень худо, но у меня оспа, Вей. — Знаю и не боюсь, — сказал Филипп, начиная раздеваться. — У меня уже была оспа три года назад, и я вряд ли заражусь. Кроме того, я сделал путь в две тысячи миль, чтобы повидаться с вами, Петер Сент, и передать вам письмо от Джозефины Мак-Клоуд. Несколько секунд Петер Сент стоял напряженный, неподвижный, потом качнулся вперед. — Письмо на имя Петера Сента от Джозефины Мак-Клоуд? — задыхаясь, сказал он и протянул обе руки. Через час Петер Сент и Вей сидели друг против друга. Признаки оспы выражались на лице Петера краснотой и лихорадочным блеском глаз. Но он был спокоен и говорил ровным голосом; Филипп слушал, затаив дыхание, чувствуя, как его сердце замирает. В руке Петера Сента были листки прочитанного им письма. Он говорил: — Я скажу вам все, Вей, так как знаю, что вы за человек. Джозефина ничего от меня не утаила. Она откровенно говорит, что вас не любит, но чтит больше всех людей, за исключением своего отца и еще одного человека. Этот второй человек — я. Много лет назад женщина, которую вы любите, стала моей женой. Она не носила фамилии Сент, — с угрюмой улыбкой продолжал он. — Я буду говорить откровенно, только своего имени не скажу вам, Вей. Достаточно остального. Не думаю, чтобы тогда на свете могли найтись другие такие счастливые люди, какими были мы с Джозефиной.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-kervud...

Так, вскоре после описанной сейчас аудиенции Софрония Тернавиота у императрицы, именно 17 апреля 1754 года синодальный обер-прокурор Львов «словесно докладывал ея императорскому величеству о граммоти, на Киевскую типографию из св. синода данной». Императрица тогда же приказала послать в Киев нарочного от св. синода для отобрания грамоты от Киевского митрополита, причем грамоту эту велено было представить государыне. Вследствие этого 19 апреля 1754 г. нарочный был отправлен в Киев, о чем в тот же день обер-прокурор А. И. Львов уведомил письмом архим. Луку 259 . В начале мая злополучная грамота была привезена из Киева в Москву и 8 мая 1754 г. крутицким епископом Иларионом, в присутствии других членов св. Синода, в придворной церкви была поднесена императрице, при следующем всеподданнейшем рапорте синода: «В силу Вашего Императорского Величества высочайшого, объявленного в письменном предложении синодального обер-прокурора Львова, минувшого апреля 18-го дня сего году указа, данная от синода преосвященному Тимофею, митрополиту Киевскому, о возобновлении в Киевской митрополии для печатания книг типографии, подлинная синодалная грамота чрез нарочно посланного привезена, которая Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше от синода при сем возносится» 260 . Более подробные сведения о том, как совершилось поднесение злополучной грамоты императрице, сообщает Софроний Тернавиот в своем письме к архим. Луке от 11 мая 1754 года. «Грамота», – читаем здесь, – «которая отобрана от митрополита Киевского, данная от синода на типографию, при докладе синодальном, ея императорскому величеству сего мая 8 дня синодалным членом преосвященним Крутицким, в воскресни день, по литургии, публеце пред всеми, поднесена в церкви, которая нине в ея величества в комнате оставлена, о которой я подлинно известился» 261 ... Глава III. Петербургская командировка Софрония Тернавиота и его назначение в Кострому Этим собственно и закончилось дело борьбы между киевским митрополитом Тимофеем Щербацким и Киево-Печерской лаврой, начавшееся из-за типографии и впоследствие очень обострившееся и осложнившееся, а потому и затянувшееся на многие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010