В службе преподобному Никандру Псковскому (†1582; память 24 сент.) указывается Канон святому Никандру, его же краестрочие: Ника/ндр/е пр/епо/доб/не, р/аду/йся 12 . Богородичны в создании акростиха не участвуют, причем в первой песни канона, в отличие от последующих, не три, а четыре тропаря. Перед каноном службы преподобному Галактиону Вологодскому (†1611; память 24 сент.) указан акростих: Новая новому гимнодия изрядно преподобному Галактиону. Первая песнь дает следующий текст Нов..я 13 . Третья песнь — нов..м. Последнюю букву “у” может дать или богородичен седальна, или первый тропарь четвертой песни. Остатки акростиха далее заметны в конце канона, в восьмой, девятой песнях: … ла…о[н]у. Можно сделать некоторые выводы. Акростих, согласно надписанию, состоит из 48 букв. Число тропарей в каноне значительно меньше. Судя по всему, удалены тропари перед богородичнами; последние участвуют в образовании акростиха. Впрочем, при отсутствии надписания акростиха перед каноном службы акростих в службе может быть. Например, в службе святителю Иоасафу Белгородскому (†1754; память 4 сент.) на память обретения его мощей в 1911 году первые буквы тропарей канона без богородичнов дают следующее обращение к святому: Иоасафе святителю молися о Царе и людех 14 . Так гимнограф почтил ныне канонизованного царя-страстотерпца Николая II. Второй канон в службе преподобной Евфросинии Суздальской (†1250; память 25 сент.) имеет пространное надписание: Творение Григория смиреннаго, емуже краегранесие сице: Радуйся, преподобная главо, инокиням удобрение 15 . Таким образом, надписание канона содержит имя гимнографа, инока Спасо-Евфимь­ева монастыря XVI века 16 , а также указывает акростих канона. Однако акростих в каноне не читается. Таким же образом обстоит дело и с надписанием перед каноном службы Мирожской иконе Богоматери (память 24 сент.) 17 и службы преподобному Савватию Соловецкому (†1435; память 27 сент.) 18 . Такие так называемые псевдонадписания распространены в литургической письменности прежде всего в переводных службах, так как при переводе акростих утрачивался и указание о нем сохранялось только в надписании. Поэтому иногда русские службы имеют надписания перед каноном, но указываемого в нем акростиха не содержат.

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

При переводе визант. Синаксарей память О. как епископа Коронеи под 8 дек. попадает в нестишные славяно-рус. Прологи XII-XIII вв. (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 442-444) и в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) под 8 дек. без сказания и 7 сент. (как епископ Колофона) со сказанием, как и в визант. Синаксарях ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 30; Т. 1. С. 43). В древнерус. Прологах в ВМЧ О. упоминается с теми же апостолами, что и в визант. традиции, без сказания под 8 дек. (ВМЧ. Дек., дни 6-17. Стб. 762). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского отмечена память О. под 7 сент. и воспроизведено сказание из визант. Синаксарей, при этом объединены места его служения как епископа Колофона и Коронеи и добавлено, что он предал дух свой Господу пострадав от множества ран ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 41). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, данные сведения представлены в кратком пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 255). Эта же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», при этом в сказание под 7 сент. добавлено предание о том, что О. пострадал в г. Парий (недалеко от Эфеса) на берегу Геллеспонта вместе со своим рабом Порфирием, будучи растерзан дикими лошадьми (ЖСв. Сент. С. 62; Янв. Кн. 1. С. 58). Это сказание, взятое у архиеп. Сергия ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 362; ср.: Димитрий (Самбикин). 1907. С. 145), является результатом путаницы со сведениями из Василия II Минология 1-й четв. XI в. и др. греч. Синаксарей под 16 июля, в к-рых речь идет о мучениках Онисифоре и Порфирии (PG. 117. Col. 545). В совр. греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 7 сент. об О. сказано, что «он помогал ап. Павлу в заточении и затем стал первым епископом Колофона. Впоследствии идолопоклонники подвергли его многим мучениям, привязав к диким лошадям, которые его растоптали» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 121-122). Тем не менее в исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита путаницы О. с др. святым нет ( Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 116-117; Т. 2. С. 509). Под 7 сент. и 8 дек. память О. закрепилась в совр. календарях Греческой Церкви ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 365) и РПЦ (ПЦК. 2018. С. 224, 300).

http://pravenc.ru/text/2578429.html

Е. исцелял болезни, изгонял демонов, по его молитве во время засухи в Фиваиде был ниспослан дождь. Он скончался в Фиваиде, а его тело было перенесено на о-в Крит и похоронено близ Гортины. Согласно Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 17, 57, 750), эта местность называлась Раксос. Здесь находились также мощи сщмч. Кирилла, архиеп. Гортинского (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.). На основе канона впосл. было составлено Житие для стишного синаксаря, в к-ром выражение о победе Е. над змеем (т. е. над диаволом) «свещами молитв» неверно истолковано как умерщвление свечами реального дракона. Е., хотя и был архиереем, за подвижническую жизнь прославлен в лике преподобных. За прижизненные и посмертные чудеса он именуется чудотворцем. Ист.: PG. 117. Col. 56-57 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 56-57; ЖСв. Сент. С. 340-343. Лит.: ActaSS. Sept. T. 5. P. 786-787; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 287; Т. 3. С. 385; Τζεδκης Θ. Εμνιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1060-1061; Darrouz è s I. Eumène (2)//DHGE. T. 15. Col. 1396; Lucchesi G. Eumenio//BiblSS. Vol. 5. P. 225-227; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 147-148. Э. П. А. Гимнография Память Е. 18 сент. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 38) без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава служба на память Е. не имеет праздничных элементов. В слав. студийских Минеях XI-XIII вв. последование Е. 18 сент. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, седален ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0148-0152; Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 10). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 279) память Е. отсутствует, 18 сент. здесь указано праздничное последование сщмч. Симеону. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 27) и Георгия Мтацминдели Типикону XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 234), 18 сент. соединяются последования Е. и попразднства Воздвижения (более ранние редакции Студийского устава назначали отдание Воздвижения на 15 сент.), служба подробно не описывается.

http://pravenc.ru/text/187218.html

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

N 3. P. 283-318; Soulen R. K.The Sign of Jonah//Theology Today. 2008. Vol. 65. P. 331-343. С. А. Моисеева Гимнография Прор. Иону бросают в море. Роспись в катакомбах Присциллы. Сер. IV в. Прор. Иону бросают в море. Роспись в катакомбах Присциллы. Сер. IV в. Память И. отмечается 10 дек. в иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 55-56); назначается прокимен Пс 68. 2 со стихом, читаются целиком Книга прор. Ионы, Апостол и аллилуиарий - общие пророку (Рим 11. 1-12 или Евр 11. 32-40; Пс 50. 7; 118. 131), Евангелие Мф 12. 38-42. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) И. упоминается 22 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции, напр.: ГИМ. Син. 159, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 11; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0172, 0173, 0174-0177), 22 сент. помещено последование И., содержащее минимальный набор песнопений: канон (общий И. и прп. Ионе), цикл стихир, седален. Такое же последование назначается И. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 281); память И. отмечается 21 сент., совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В южноитал. Типиконах, напр. в Мессинском Типиконе 1131 г., память И. не отмечается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 30) память И. отмечается 21 сент., служба подробно не описана. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. память И. отмечается 22 сент., служба И. поется на повечерии. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., служба И. также совершается на повечерии; указан кондак И. 2-го гласа       такой же устав службы И. сохранился в слав. богослужебных книгах до наст. времени. В совр. греч. богослужебных книгах И. упоминается лишь в синаксаре 21 сент., служба в его честь не поется.

http://pravenc.ru/text/578248.html

Варлаам Ляшевский , архим. Донского монастыря, определён 23 июля 1753; уволен от ректорства в июле 1754, оставлен архим-том Донским. Иоасаф Хотунцевский определён в 1754, из Камчатских миссионеров; 12 мая 1757 перев. в Высокопетровский. Геннадий Драницын , 12 мая 1757, из префектов; в 1758 перев. в Иосифов мнтрь. Гедеон Сломинский , 30 апр. 1758, из ректоров Троицкой семинарии, а 9 авг. 1761 перев. в Черниговский Елецкий, но там не был, а 4 сент. перев. в Бизюков. Гавриил Петров , 20 сент. 1761, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; 6 дек. 1763 хирот. в еписк. Тверского. Геннадий Грацинский ( Броницкий ?), 1 янв. 1764, из архим. Псковского Святогорского (?) монастыря; 13 апр. 1768 хирот. в еписк. Переяславль-Залесского. Антоний Герасимов-Зыбелин , 20 мар. и 1768, из префектов; 10 окт. 1770 хирот. в еписк. Архангелогородского. Феофилакт Горский , 12 окт. 1770, из префектов; в 1774 перев. в Донской мнтрь. Амвросий Подобедов , 18 авг. 1774, из префектов, а 5 июля 1778 хирот. в викария Московской епархии. Дамаскин Семенов-Руднев 24 мая 1778 перев. из Московского Богоявленского монастыря, а 5 июля 1782 хирот. в викария Московского. Павел Пономарев , 1782, из наместн. Троицкой Лавры, а 27 нояб. 1783 перев. в Симонов мнтрь. Аполлос Байбаков , 17 дек. 1783, из наместн. Троицкой Лавры, а в 1786 перев. в Воскресенский Новый Иерусалим. Афанасий Иванов , 1786, из префектов и игум. Московского Покровского монастыря; 12 нояб. 1788 хирот. в еписк. Коломенской епархии. Мельхиседек Заболотский в дек. 1788 перев. из Саввина Сторожевского; в окт. 1791 уволен, за болезнью; с марта 1792 паки в Саввине. Мефодий Смирнов , 1 янв. 1792, из ректоров Троицкой семинарии; 14 февр. 1794 перев. в Новоспасский мнтрь. Амвросий Яковлев-Орлин в мар. 1794 перев. из Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а 12 июня 1795 – в Новоспасский. Евлампий Введенский , 23 июля 1795, из ректоров Троицкой семинарии; в 1798 перев. в Донской мнтрь. Серафим Глаголевский 28 сент. 1798 перев. из Лужецкого монастыря; 25 дек. 1799 хирот. в викария Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 284) - тропарь на Пс 50, прокимен, аллилуиарий, причастен те же, что и 26 сент., Апостол 1 Ин 1. 1-7, Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25; И. Б. также упоминается 30 июня - в день памяти 12 апостолов (Ibid. P. 326), 15 февр. (Ibid. P. 232), 10 июля (Ibid. P. 336), 8 авг. (Ibid. P. 364) без богослужебного последования. В богослужебных книгах студийской традиции память И. Б. отмечается 26 сент. и 8 мая. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 286), на вечерне 26 сент. вместо рядовой кафизмы стихословится 1-й антифон 1-й кафизмы, стихиры на «Господи, воззвах» поются на 6, последование святого включает: отпустительный тропарь 2-го гласа  ()         кондак, канон (поется на 8), 2 цикла стихир-подобнов, 3 самогласна, седален; на литургии назначаются прокимен Пс 18. 2, Апостол 1 Ин 4. 12-19, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Ин 21. 15-25, причастен Пс 18. 5; 8 мая (Там же. С. 343) соединяются последования Октоиха, И. Б. и прп. Арсения, указаны те же тропарь и кондак И. Б., что и 26 сент., иной канон, 2 цикла стихир-подобнов, самогласен, седален; на литургии прокимен, аллилуиарий, причастен те же, что и 26 сент., Апостол 1 Ин 1. 1-7, Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25; также помещено замечание о том, что в случае празднования 8 мая Преполовения Пятидесятницы или Вознесения Господня служба И. Б. не опускается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. С. 284-285, 452-453) 26 сент. и 8 мая служба И. Б. совершается так же, как в Студийско-Алексиевском Типиконе, хотя с нек-рыми особенностями: кафизма на вечерне не стихословится, на паннихис - особой службе, к-рая совершалась в Евергетидском мон-ре сразу же после вечерни, поется канон И. Б., по 6-й песни которого - кондак 2-го гласа Τ μεγαλεα σου (    ); на утрене 8 мая поются канон праздника (Преполовения Пятидесятницы или Вознесения Господня) и канон И. Б. вместе с каноном прп. Арсения. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 31-32) 26 сент. помещено подробное описание богослужения в честь И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епархия плодотворно сотрудничает с органами образования. С 1997 г. в Курской обл. впервые в России при содействии Курского гос. ун-та реализуется программа изучения «Основ православной культуры» в учреждениях образования, с дек. 2005 г. действует обл. программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области». За каждой школой закреплены священнослужители. Куряне оказывают методическую помощь др. регионам в организации образовательной и просветительской работы. В 1999 г. в Курском гос. ун-те было создано отделение религиеведения (ныне фак-т теологии и религиеведения). При ун-те действует лаборатория рус. школы, где ведется подготовка учителей правосл. культуры и учителей, занимающихся духовно-нравственным воспитанием. Летом 2008 г. при поддержке Архиерейского Синода РПЦЗ в Коренной пуст. прошел 1-й международный съезд «Содружество православной молодежи», посвященный 1020-летию Крещения Руси. Во встрече участвовали юноши и девушки из Австралии, США, Белоруссии, Венесуэлы, Германии, Канады, России, с Украины, из Франции. Мн. мероприятия программы были связаны с Коренной пуст. Съезд «Содружество православной молодежи» проводится ежегодно. Мон. Иустина (Трофимова), Д. Ю. Макарова Архиереи Белгородские и Обоянские: митр. Питирим (9-23 нояб. 1657), митр. Феодосий (17 мая 1667 - 20 авг. 1671), митр. Мисаил (14 сент. 1671 - 23 февр. 1684), митр. Авраамий (Юхов; 13 июля 1684 - 6 авг. 1702), митр. Иустин (Базилевич; 1702-1705, в. у., 15 мая 1705 - 17 авг. 1709), митр. Иларион (Властелинский; 11 марта 1711 - 4 апр. 1720), еп. Епифаний (Тихорский; 9 июля 1722 - 2 июля 1731), архиеп. Досифей (Богданович-Любимский; 6 авг. 1731 - сент. 1733; с 28 нояб. 1731 архиепископ), еп. Арсений (Берло; 17 сент. 1735 - 3 янв. 1736, на кафедру не прибыл), архиеп. Петр (Смелич; 11 янв. 1736 - 16 сент. 1742), митр. Антоний (Черновский; 16 сент. 1742 - 1 янв. 1748), еп. св. Иоасаф (Горленко; 2 июня 1748 - 10 дек. 1754), еп. Лука (Конашевич; 9 окт. 1755 - 1 янв. 1758), еп. Иоасаф (Миткевич; 26 апр.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Леснинский Богородицкий , 1 кл., общ., в 12 в. от уез. г. Константинова, в 12 в. от ж.-д. ст. Бела, в посаде Лесно, Седлецкой губ. Основан в 1889 г. из существовавшей с 1884 г. женской общины, учрежденной для противодействия латино-польской пропаганде между местным населением, на месте бывшего с 1754 – 1863 г. римско-католического мон. паулинов. В мон. находится глубокочтимая местная святыня – явленная чудотворная Леснинская икона Божией Матери, вырезанная на овальном темно-красноватом (9 верш. в вышину и немного менее в ширину) камне, с живописью древнего византийского стиля, обретенная пастухами 14 сент. 1683 г. на грушевом дереве, росшем в лесу, где теперь находится мон. Богоматерь на этой св. иконе изображена в короне с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем, тоже увенчанным короной; изображение Богоматери – поясное; празднование в честь этой св. иконы совершается 14 сент., а также 8 сент. и в день Св. Троицы. Другая святыня монастыря – частицы мощей преподобно-мученика Афанасия, игумена Брестского, перенесенные в 1894 г. (13 сент.) из Брестского собора в мон. (см. 4 сент.). В мон. находят для себя приют до 350 детей, начиная от полугодовых, которых кормят с рожка. Это – все круглые сироты, дети без матерей или отцов, или взятые из наиболее бедных семей. Детей приносят издалека, из соседних даже губерний, и матери спокойно оставляют их на попечение монахинь, хорошо зная, что, вместо одной родной матери, ребенок приобретает их десятки, одинаково любящих и самоотверженных. За уход, прокорм и обучение мон. не берет ничего. Самые маленькие воспитываются вместе, но потом мальчики отделяются и живут в особом приюте, версты за две от мон., приходя только на церковные службы и на некоторые работы. Подрастая, дети обучаются ремеслам. Мальчики учатся сапожному, столярному, кузнечному и слесарному мастерствам; они исполняют на мон. все мелкие работы. Девочки шьют, ткут и исполняют все дневные работы. Старшие присматривают за маленькими. Воспитание ведется в религиозном духе. Обучение грамоте обязательно. Наиболее способные готовятся к учительской деятельности. Летом дети отпускаются, по желанию, к родным, чем сохраняется связь с семьей и местным населением. Кроме женской церковно-учительской школы, мон. имеет две двухклассных школы для девочек и для мальчиков. При мон. имеется также богадельня для престарелых женщин и приемный покой с аптекой, где бесплатно оказывается врачебная помощь сестрами, знакомыми с делом. Таким образом для крестьян эта обитель имеет громадное значение: относясь с большим уважением и любовью, они идут в Леснинский мон. не только молиться, но и за утешением в горе, советом, материальной поддержкой, медицинской помощью; там учатся многому они сами и особенно их дети. Вообще, благодаря своей благотворительной и просветительной деятельности, Леснинская обитель сделалась центром православия в полурусской окраине и носительницей русских начал и русского языка. Мон. принадлежит часовня в г. Беле, Седлецкой губ., освященная в 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010