35. Щербатов М. М. О повреждении нравов в России//Хранители России. Антология. Т. 2. В поисках нового… консерватизма/Под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. М., 2015. 36. Прокопович-Антонский А. А. Слово о начале и успехах наук, и в особенности естественной истории//Общественная мысль России XVIII века/Сост., автор вступ. ст. и коммент. Т. В. Артемьева: в 2 т. Т. 1. М., 2010. 37. Страхов П. И. Слово о влиянии наук в общее и каждого человека благоденствие//Общественная мысль России XVIII века/Сост., автор вступ. ст. и коммент. Т. В. Артемьева: в 2 т. Т. 1. М., 2010. 38. Новиков Н. И. [«Нравоучение как практическое наставление»]//Общественная мысль России XVIII века/Сост., автор вступ. ст. и коммент. Т. В. Артемьева: в 2 т. Т. 2. М., 2010. 39. Бестужев А. Ф. О воспитании//Общественная мысль России XVIII века/Сост., автор вступ. ст. и коммент. Т. В. Артемьева: в 2 т. Т. 2. М., 2010. 40. Акт, высочайше утвержденный в день священной коронации Е. И. В. и положенный для хранения на престол Успенского собора. 5 апреля 1797 г.//ПСЗРИ. Собрание первое. Т. 24. СПб., 1830. 41. Шафиров П. П. Разсуждение, о причинах Свейской войны. СПб., 1717. 42. Ломоносов М. В. Слово похвальное блаженныя памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное Апреля 26 дня 1755 года; Слово похвальное Ея Величеству Государыне Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской, говоренное Ноября 26 дня 1749 года//Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи. 1732–1764. М.; Л., 1959. 43. Ломоносов М. В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке//Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7: Труды по филологии. 1739–1758 гг. М.; Л., 1952. 44. Ломоносов М. В. [О сохранении и размножении российского народа]//Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 6: Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747–1765 гг. М.; Л., 1952. 45. [Арсений Мацеевич, митр.] Доношение Святейшему Правительствующему Синоду Ростовского митрополита Арсения от 6 марта 1763 года//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Разд. V. Смесь.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/14/oteche...

MSS. bibliotecae Vaticanae, Barberinae, Lavrentianae, Vindobonensis, Escurialensis, Havniensis regiae, qvibus accedunt lectiones versionum Syrarum, veteris Philoxenianae et Hierosolymitanae, iussu et sumtibus regiis». (Havniae). Текст перепечатал Стефановский 1550 г. – Фр. К. Алтер (Franciscus Carolus Alter, 1749–1804), профессор венский, издал 1786–1787 г. (Vol. 1) Novum Testamentum ad codicem Vindobonensem Graece expressum. К сличению привлечены здесь между прочим четыре славянских кодекса Венской придв. библиотеки. И. М. Шольц (Iohannes Martinus Augustinus Scholzius, 1794 † 1852), профессор боннский, богослов римской церкви, издал Новый Завет на греч. языке Vol. 1, 1830; Vol. 2, 1836 г. в Лейпциге 69 . Повторил по б. ч. текст Грийзбаха, хотя сам Шольц предпочитал текст азиатской рецензии, близкой к т. н. общепринятому тексту. Но некоторые кодексы вновь сличил, а также заимствовал чтения из переводов и из писаний отеческих. В период от 1707 до 1830 г. шла, как видели, борьба между приверженцами общепринятого текста (textus recepti) и теми, которые желали основываться на древних свидетелях. Борьба окончилась в пользу древних памятников текста: издания предшествовавшие ясно показали, как ненадежно основываться при восстановлении текста на т. н. общепринятом тексте. Наступила новая эпоха, когда стали искать древнего текста, не стесняясь никакими традициями веков предшествующих. Первым учеником Лахманна был Тишендорф, К. (1815 † 1874), которого первое издание Нового Завета «N. T. Graece», вышло в Лейпциге 1841 г. с обширным введением в четырех частях (часть 1-я о рецензиях новозаветного текста, часть 2-я о методе издания, часть 3-я об изданиях, привлеченных к сравнению и часть 4-я о критических пособиях). В 1842 г. вышли его два парижских издания Н. З. (в общем счете изданий Тишенд. это 2-е и 3-е; в 1849 г. 2-е лейпцигское или в общем счете 4-е. Кроме того было не мало им приготовлено изданий, назначенных более для общественного или академического употребления, чем для преследующих критические цели в изучении новозаветного текста (таковы а) Таушница 1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Весь отрывок — пародия, сочиненная самим Честертоном. 23 В эпоху Виктории — королева Виктория (1819—1901) правила Великобританией с 1837 года. 24 Ребенок — Христос, лежавший в пещере (яслях). По преданию, в яслях находились осел и вол (См. Лк. II). 25 «Человек — мера всех вещей» — изречение древнегреческого философа Протагора (480—410 до н. э.). 26 Человек — странник и пришелец на Земле — Ср.: «Странники мы перед Тобой и пришельцы, как и все отцы наши; как тень дни наши на земле и нет ничего прочного» (I Пар. XXIX, 15). Почти те же слова повторены в Псалмах (XXXVIII, 13). В Новом Завете они получают новое истолкование: «Все они умерли в вере, не получившие обетовании, а только издали видели оные и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества» (Евр. XI, 13). 27 Квиетизм — христианское религиозное учение, возводящее в идеал пассивное подчинение воле Бога. 28 Буддизм высшей целью считает достижение нирваны — освобождения от мира, преодоление зависимости от телесных и душевных стремлений. 29 Ваал (Балу) — верховное божество западносемитских племен, один из главных соперников библейского Бога Ягве. От его имени производится одно из имен дьявола — Вельзевул. 30 Астарта — богиня любви, супруга Ваала. 31 Семирамида — ассирийская царица IX в. до н. э. С ее именем связано сооружение в Вавилоне висячих садов — одного из «семи чудес света». 32 Авгуры — римские жрецы, гадавшие по полету птиц. 33 Честертон имеет в виду находку на Яве — останки питекантропа (1920-е годы). 34 Питт Уильям (1759—1806) — английский государственный деятель, премьер-министр с 1783 г . 35 Фокс Чарльз Джеймс (1749—1806) — английский государственный деятель, соперник Питта. 36 KapлI (1600—1649) — английский король с 1625 г . Казнен во время английской буржуазной революции. 37 ГeoprIV (1762—1830) — английский король с 1820 г . 38 Честертон имеет в виду книгу Уэллса «Очерк истории». 39 Кербер — в греческой мифологии трехголовый пес, стерегущий вход в царство мертвых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

МОЖАЙСКАЯ 04.11.1862 16.06.1866 ВИТЕБСКАЯ 16.06.1866 07.12.1874 ХАРЬКОВСКАЯ 07.12.1874 13.04.1879 ТВЕРСКАЯ 13.04.1879 13.10.1896 Савва Черный КРУТИЦКАЯ 24.02.1544 17.02.1554 Савва Шпаковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 18.02.1739 30.06.1740 КОЛОМЕНСКАЯ 30.06.1740 29.07.1749 Савватий АСТРАХАНСКАЯ 04.03.1683 01.07.1696 Савватий в/у? ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) (1571) КОЛОМЕНСКАЯ Савватий Антонов в/у АЛАТЫРСКАЯ 11(24)12.2004 17(30)01.2005 АЛАТЫРСКАЯ 17(30)01.2005 Савватий Зосимович СЛУЦКАЯ, обн. 28.09(11.10)1926 02.1931 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 02.1931 10.1931 СЛУЦКАЯ, обн., паки 10.1931 19.03(01.04)1933 Самсон(Сампсон) АСТРАХАНСКАЯ 02.02.1697 03.04.1714 Самуил Запольский-Платонов КОСТРОМСКАЯ 19.08.1817 06.04.1830 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 28.02.1826 Самуил Миславский КУРСКАЯ 28.12.1768 24.09.1771 КРУТИЦКАЯ 24.09.1771 17.03.1776 в/у МОСКОВСКАЯ 20.01.1775 ЯРОСЛАВСКАЯ 17.03.1776 22.09.1783 КИЕВСКАЯ 22.09.1783 05.01.1796 Севастиан СМОЛЕНСКАЯ Севастиан Вести КИНЕШЕМСКАЯ 08.09.1914 30.05.1917 МАКАРЬЕВО-УНЖЕНСКАЯ 30.05.1917 17.09.1917 КИНЕШЕМСКАЯ, паки 17.09.1917 ранее 01(14)09.1921 НЕРЕХТСКАЯ в/у КОСТРОМСКАЯ, обн. 07.1923 КОСТРОМСКАЯ 07.1923 09.1923 КОСТРОМСКАЯ, обн. 09.1923 КОСТРОМСКАЯ, паки 25.11(08.12)1929 Севастиан Пилипчук в/у КИРОВОГРАДСКАЯ 23.09.1977 03.10.1977 КИРОВОГРАДСКАЯ 03.10.1977 31.08.1989 Блаж. Серапион ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Серапион ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 05.10.1634 25.02.1653 Св. Серапион НОВГОРОДСКАЯ 15.01.1506 04.1509(5?) Серапион Александровский ДМИТРОВСКАЯ 11.06.1788 16.10.1799 КАЛУЖСКАЯ 16.10.1799 21.10.1799 КАЗАНСКАЯ 21.10.1799 11.12.1803 КИЕВСКАЯ 11.12.1803 24.01.1822 Серапион Курцов (Курцев) НОВГОРОДСКАЯ 14.06.1551 29.10.1552 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) ВИКАРИАТСТВО ПЕРЕСЛАВЛЬ- ЗАЛЕССКОЙ ENAPXIU 30.03.1745 16.02.1746 МОЖАЙСКАЯ 16.02.1746 03.03.1753 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 03.03.1753 29.10.1753 ВОЛОГОДСКАЯ 29.10.1753 12.1761 Серапион Маевский НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 29.05.1869 15.05.1876 ЧЕРНИГОВСКАЯ 15.05.1876 06.03.1882 АРХАНГЕЛЬСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо ο свободе и необходимости. 16 Дж. Локк (1632–1704). Главное его сочинение: «Essays concerning human understanding» – (опыт o человеческом познании). 20 Давид Юм (1711–1776). Его сочинения «А Treatise of human Nature» (1739). «An Euquiry concerning human understanding». 22 Здесь необходимо заметить, что позитивизм не удержался на своей цели. Он также старается дать ответы на все вопросы человеческого ума и в своих последних выводах склоняется к материализму. 23 Сочинения Огюста Конта о позитивизме Cours de philosophie posimivex. 6 vol Paris 1830–42, «Sisteme de politique posimivisme» 4 vol. Paris (1851–52) «Camechisuic positiviste ou summaire. Exposition de la religion universelle». Paris 1852. 24 В России о позитивизме заговорили очень рано. Еще в 1847 г. появилась в «Отечественных Записках» статья Милютина, где он излагал систему Конта. С 60-х годов Конт становится очень известным у нас. В 69 и 70 г. появляются статьи в «Современном Обозрении» и «Отечественных Записках», представляющие критику позитивной системы. (Указ. опыт критического исследования основоначал позитивной философии Лесевича. С.-Петербург 1877, стр. 6–8. 35 Гартлей (1705–1757), последователь Локка, не допускал существования врожденных идей и источником познания признавал восприятия чувств. Его филосовское сочинение: «Observamion on man, his frame, his duty, and his expectations». London 1749. 37 Французская сенсациональная школа коренится в Локке. Распространителем идей Локка во Франции был Вольтер, а систематическим последователем – Кандильяк (1715–1780), который все человеческое познание выводил из ощущений. Его сочинения: Essays sur origine des connaissances humaines 1746. Traite des sensations 1654. 42 По мнению Фохта мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. Молешот говорит, что мысль есть движение материи. Бюхлер полагает, что душа есть продукт известных· сочетаний материй. Без фосфора не может быть мысли, (указ. Christianity and Positivism. Cosh p. 168 и дал.). 51 Гексли (Huxley) современный английский ученый биолог (занимающий кафедру биологии в королевском институте в Лондоне, знаменитость почти равная Дарвину).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Тресонче (совр. Республика Македония): Первая (ок. 1835–1839; Дуйчев. D. S1. 412. 188 fol.) и Вторая (1851; Музей истории г. Софии. 1286. 256 fol.) Ерминии Дичо Зографа (см.: Лозанова Р. Ерминията на Дичо Зограф от Музея за история на София/ДК. 2001. Кн. 6. С. 26–31). Около 1830–1850 гг. была написана Ерминия Захария Зографа (СНИМ. Инв. 11. Ор. 5. Р. 10. 158 fol.) – иконописца и мастера монументальной живописи самоковской школы иконописания Захария Христовича Димйтрова (1810–1853); 1863 годом датируется Ерминия Варбана Коларова (см.: Василиев А. Иконографски наръчник/Прев, от слав, на говорим бьлг. език от В.Г. Коларов през 1863 г. София, 1977). 975 Иконописный подлинник представляет собой собрание образцов, определяющих детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Лицевой подлинник содержит рисунки (прориси) икон, расположенные в календарном порядке. Толковый подлинник включает описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон (также в календарном порядке). Самые ранние из дошедших иконописных подлинников датируются временем не ранее 16 в. В Российской Национальной библиотеке имеется иллюстрированная греко-грузинская рукопись, относимая некоторыми исследователями к 15 в., которая может считаться иконописным подлинником. 977 Cm.: Assemani G.L. Codex liturgicus Ecclesiae Universae in quo continentur libri rituales, missales, pontificales, officia, dypticha etc. ecclesiarum occidentis, & orientis in 15 libros distributes. 13 vols. Roma, 1749–1766 (переизд.: P; Lpz., 1902; Westmead; Famborough; Hants, 1968–1969). 978 Collection of the principal Liturgies of the Christian Church on the Celebration of the holy Eucharist; with a Dissertation shewing their usefulness, authority etc./Ed. Th. Brett. L., 1720. 979 Например: Missale mixtum, secundum Regulum В. Isidori, ductum Mozarabes/Praefatione, Notis et Appendice ab Alex. Lesleo. Romae, 1755. 980 Liturgia Armena. Venetiis, 1726; Liturgia Armena/Par cura del P. Gabriele Avedichian.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1-й пол. XVIII до нач. XIX в. в афонской иконописи прослеживается тенденция обращения к традиции критской школы. К критским образцам восходят иконы праздничного чина иконостаса парекклисиона Богородицы Парамифии в мон-ре Ватопед (1711), причем «Вход Господень в Иерусалим» является копией иконы из иконостаса Феофана Критского для мон-ря Ставроникита (1545/46); икона «Явление Христа равноап. Марии Магдалине» (XVIII в.) из мон-ря св. Павла подражает критским иконам XV в., а «Побиение камнями первомч. Стефана» (1805) из мон-ря Ватопед восходит к одноименной иконе Михаила Дамаскина (ок. 1590; Τσιγαρδας. 2002. Σ. 319-321). Данное направление церковной живописи представлено также произведениями худож. Георгиоса Марку из Аргоса, работавшего в Афинах и Аттике в 1719-1746 гг., и его учеников: Антониоса, Николаоса Бенизелоса, Георгиоса Киприота. Образцами для них служили критские иконы XVI-XVII вв., что прослеживается в росписи кафоликона мон-ря Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин (1735). Среди аттических иконописцев продолжателями традиции Георгиоса Марку были Георгиос (1761), Афанасиос (1769-1771) и Иоаннис Дудас (1774-1806), чьи произведения повторяют иконы Цанеса и др. критских живописцев. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Хиландар. Мастера мон. Вениамин и иером. Захария из Галатисты. 1803-1804 гг. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Хиландар. Мастера мон. Вениамин и иером. Захария из Галатисты. 1803-1804 гг. Более консервативная тенденция, близкая к тенденции эпирских памятников этого времени, отражена в росписях кафоликона мон-ря Каракал (1717) и основного храма парекклисиона Богородицы Кукузелиссы в Великой Лавре (1719), выполненных худож. Дамаскином из Янины. Его фрески отличаются плоскостностью, ярко выраженным линейным характером, светлыми тонами на черном фоне. Нимбы святых оформлены характерными для эпирской школы рельефными украшениями. В этом же стиле анонимными эпирскими мастерами выполнены росписи экзонартекса и парекклисионов Ватопедского мон-ря. Во 2-й пол. XVIII в.- 1830 г. большинство художников, работавших на Афоне, были выходцами из сев.-зап. Г. Косма, Серафим и Иоанникий из окрестностей Янины расписали трапезную в мон-ре Пантократор (1749) и экзонартекс кафоликона в мон-ре Каракал (1750), Гавриил и Григорий из Кастории - кафоликон мон-ря прп. Григория (1779), братья Константин и Афанасий из окрестностей Корицы (совр. Корча, Албания) - нартекс и экзонартекс кафоликона мон-ря Филофей (1765), кафоликон мон-ря Ксиропотам (1783) и кириакон скита мон-ря Ксенофонт (1766). Произведения этих артелей живописцев, как и др. анонимных художников той эпохи, имеют большое сходство между собой. Этому же кругу живописцев принадлежит значительное число икон.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Иона , с 1668 по 1687, 18 окт. перев. в Спасо-Прилуцкий. Иоасаф , 1688–1703. Варфоломей , 1703–12. Иоанникий , 1717–20. Пахомий , 1721–23. Иоанникий , 1729–32. Варлаам Ключарев , 1739 и 40. Феолог , 1742–44. Феоктист , 1749–53. Павел , 1756. Сильвестр Шапошников , 1756. Лука , 1761–70. Фаддей (архим.) перев. из Корнилиева Комельского, 1770–73; † ...? Лука , из Арсениева Комельского 2 окт. 1773–93, уволен на покой. Гедоон , 1796. Феофан в 1799 перев. из Моденского; с 16 февр. 1819 архим.; уволен на покой в 1829. Игум. Аркадий , 1830–47. – Феофан , 1848–51, архим. 1852–1856. Архим. Иаков , 1857–66. – Никанор , 1869. 14 Спасо-Преображенский, в городе Старой Руссе, основан в исх. XII века (1192; Новг., I, 20) архиеп. Новгородским Мартирием. Возведён во 2-й класс 15 мар. 1830. Ныне 3-го класса. [VI, 301.] Игумены Мартирий , первый, 1192 (Новг., I, 20), а 10 дек. 1193 хирот. в архиеп. Новгородского. Упом. 1198 (Новг., I, 24). Иоанн , 1442 (Новг., I, 114). Феогност , 1471. Онуфрий , 1607. Варлаам , 1613 и 14. Авраамий , 1623. Тихон , 1639. Игнатий , 1646. Филарет , в сент. 1648. Феодосий , 1651–53. Строители Иоиль , 1657–59. Пахомий , 1662–64. Иоиль , 1665–67. Игумены Иосиф , 1668, 1682–1689, 10 авг. перев. в Отеньский. Феодосий перев. из Отеньского 1689–1693, 6 янв.– в Крестный. [ Ефрем (sic) 5 февр. 1691]. Тихон , 1693–95, 13 янв. перев. в Хутынь. Тарасий , 1695 и 96. Александр , 1696–99, нояб. Архимандриты Филарет , 1702. Серапион , 1707–9. Варсонофий 1716 перев. из Нередицкого. Иоанникий в февр. 1717 перев. в Деревяницкий. Антоний , в 1736, перев. в Антониев. Макарий , 1737 (sic). Митрофан , 1740–46. Макарий , 1746–51. Пахомий 14 дек. 1751 перев. из Лисицкого; по 1759. Иларион Молчановский в янв. 1759 перев. из Николаевского Старо-Ладожского. ? Виссарион , в 1760. ? Пахомий (вторично) 16 авг. 1760–75, нояб. Феодул , игум., 20 нояб. 1775 (Ист. Иер.). Гервасий Линцевский , архим., 29 нояб. 1775 перев. из Великолуцкого, а 6 окт. 1786 – в Лужецкий. Игумены Сергий Шпаковский 20 дек. 1776, из Новгородского Кириллова; до апр. 1778.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191. с. Печиводы 165 (при рч. Корчике) волости Берездовской. Церковь во имя святого великомученика Димитрия. Построена в 1762 году, но кем – неизвестно. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. Копии метрич. книг хранятся с 1760 г., а испов. ведом. с. 1800 г. Земли: усад. 10 дес., пахот. 38 дес. и сенок. 20 десятин; на эту землю есть эрекция, выданная в 1749 г., и план, составленный в 1872 г. На усад. земле имеется дом для пономаря и просфорни. Церк.-приход. школа сущ. с 1860 г. (10 учеников). Есть кирпич. завод. Крупный землевладелец – Микулич. Дворов – 72, прихожан – 588 д. об. п. Церковь эта с 1830 года приписана к предшествующему приходу с. Куток (в 2 вёрстах). 192. с. Мокрое волости Жолобенской, от Житомира 125 вер., от Новоград-Волынска 30 вер., от ближ. почт. ст. Корец 25 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Славута 30 вер., от ближ. приход. с. Горбаши 5 вер., с. Жолобного 6 вер. и м. Красностава – 8 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (чтится память преставления его). Построена в 1751 году на средства прихожан. Деревянная; в 1872 г. расширена. В том же году к ней пристроена новая дерев. колокольня на средства прихожан. Проводы – в Светлую субботу, a также в воскресенье и понедельник на Фоминой неделе. Копии метрич. книг хранятся с 1764 г., а исповедные ведомости с 1823 г. Земли: усад, 1 дес. 476, саж., под церк. погост. 340 саж., пахот. 24 дес. 1,389½, саж, сенок. лесной 44 дес. 1,197½ саж.; от церкви в 1½ версты и ближе. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом и хоз. постройки ветхи и неудобны; для псаломщ. дом удобен, но холоден, а хозпостройки – ветхи и неудобны. Церк.-приход. школа сущ. с 1868 г. в общ. доме, с жалов. учителю 5 р. в учебный месяц, при 25 учениках. Школа грамотности в дер. Закриничье в общ. доме открыта в 1870 г. священником Вас. Тышкевичем, с жалов. учителю 27 р. в год, при 8 учениках. Крупный землевладелец – Генрих Михайл. Врочинский. Деревни прихода: Закриничье 4 вер., Вересна 5 вер. и Столбы 2 в. Дворов – 163¾, прихожан – 1,286 д. об. п.; р.-кат. 196 д. об. п., евр. 118 д. об. п. Свящ. – Лаврентий Иван. Пекарский (с 1878 г.) и псаломщ. – Василий Алек. Кошаровский (с 1868 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Бедствия – голод и холера, поразив в 1833 году юго-западные губернии России, посетили Балаклейку. От голода и болезни умерло здесь до 70 человек. Но бедствие это еще незначительно в сравнении с тем, какое посетило в 1848 году. Казалось, нигде столько не свирепствовала холера, как здесь. Страшно вспомнить эту бедственную годину смертности и всеобщего уныния! Смерть тогда была так внезапна, что никто не смел рассчитывать на жизнь. Здоровый умирал также, как и не имевший надежды на выздоровление. Старый умирал и погребался в одно время и вместе с младенцем. Погребавший сегодня других был завтра погребаем сам. Смерть, как кара Божья, поражала людей в поле, в доме и в храме. В страхе и ужасе все готовились к смерти, храм был наполнен говевшими прихожанами; в полтора месяца в Балаклейском приходе умерло до 300 душ. К столь ужасному бедствию присоединился еще неурожай; те, которые не умирали от холеры, теперь страдали от голода. Мало и того: открылась цинга. Правда, от нее не умирали люди внезапно, как от холеры, но зато разом заболевали многие, лишаясь употребления рук и ног на долгое время и не лишаясь позыва на пищу. Тяжкое состояние не только для болевших, но и для окружавших их! Наконец, вслед за цинготною болезнью, появилась детская болезнь – коклюш, и от нее умерла едва ли не третья часть младенцев. От сих бедствий этот приход значительно уменьшился. Все болезни положили во гроб до 500 душ. В вышеупомянутой переписи 1712 года показано в Балаклейке: а) Черкасских дворов 89, людей в них мужского полу (включительно с детьми) 247. б) Русских дворов 5, в них мужского полу 15 человек. По переписи 1732 года в Волоской Балаклейке 234 души мужские и при храме школа; в Новомлинске 100 душ муж.; в Колодезном 142 душ муж. и в хуторе у Городища 168 душ муж.; в хуторе Гусинце Змиевского монастыря 6 душ, а всего 650 душ муж. В 1749 году было в приходе Балаклейского храма 60 дворов: это после моровой язвы 1738 года. В 1750 году 200 муж., 205 жен.; в 1770 году 428 муж., 410 жен.; в 1790 году 530 муж., 518 жен.; в 1800 году 520 душ муж., 550 жен. в 105 дворах; в 1810 году 1111 муж., 1135 жен.; в 1830 г. 1213 душ муж., 1302 жен.; в 1850 году 1496 муж., 1495 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010