НЕСТОР, преп. (1056–1114) – монах Киево-Печерского монастыря, автор житий св. князей Бориса и Глеба, преп. Феодосия Печерского , предполагаемый составитель «Повести временных лет» (1-й редакции). НЕСТОРИЙ – архиепископ Константинопольский в 428–431 гг., давший свое имя ереси, осужденной в 431 г. на III Вселенском соборе в Ефесе. См. несторианство. НИКИФОР († 1121) – митрополит Киевский, присланный в Россию Константинопольским патриархом в 1104 г.; написал несколько посланий нравоучительного характера на греческом языке. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ , св. (1749–1808) – афонский монах, богослов и духовный писатель. Вместе со св. Макарием Нотарасом составитель «Добротолюбия», которое впервые было издано по-гречески в Венеции в 1782 г. и позднее переиздано на многих языках в православных странах. Автор книги «Невидимая брань» – перевод текста духовных упражнений иезуита Лоренцо Скуполи, который св. Никодим дополнил наставлениями о молитве. НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (25.06.1796–18.02.1855) – на императорский престол вступил 19.11.1825 после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826:1828). Получила распространение идея народности, восходящая к известной формуле Уварова «Православие, самодержавие и народность». В царствование Η. П. подавлены Польское восстание 1830–1831 гг. и революция в Венгрии 1848–1849 гг. НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (18).05.1868–17.07.1918] – последний российский император (1894–1917), старший сын императора Александра III Александровича и императрицы Марии Федоровны. Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в Русско-японской войне 1904–1905 гг., что явилось одной из причин Революции 1905–1907 гг., в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905 г., разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа. В 1907 г. Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. С августа (5 сентября) 1915 г. Н. верховный главнокомандующий. В ходе Февральской революции 1917 г. 2 (15) марта отрекся от престола. 9 марта Н. и вся семья были арестованы. Первые пять месяцев они находились под охраной в Царском Селе, в августе 1917 г. их переправили в Тобольск. В апреле 1918 г. большевики перевели Романовых в Екатеринбург и в ночь на 17 июля 1918 г. Николай, царица, пятеро их детей и несколько приближенных (всего 11 человек) были без суда и следствия расстреляны. В 2000 г. на Архиерейском соборе РПЦ причислен к лику святых вместе с расстрелянными членами семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Одно из самых престижных среди царьградских приобретений Антония – часть Животворящих древ Креста Господня. Едва ли найдется еще одна святыня, чьи реликвии столь многочисленны и универсально почитаемы на обширной территории христианского мира. Как известно, апогей распространения ставротек Истинного Креста совпадает с Четвертым крестовым походом и завоеванием Константинополя в 1204 г. – то есть как раз временем пребывания Добрыни в Царьграде. Вероятно, частицы Креста Господня были доставлены им в Новгород в одном из традиционных реликвариев, типа креста или прямоугольной ставротеки, – например, той, что хранится в сокровищнице базилики Св. Евфимия в Градо. Таким же – вполне традиционным – образом (диагонально перекрещивающейся витой проволокой) были скреплены частицы Животворящего древа в ковчежце, расположенном в средокрестии большого серебряного воздвизального креста, изготовленного по заказу архиепископа Антония, судя по характеру рисунка басмы – «на сканное дело» – уже в Новгороде. Около 1830 г. его тщательно зарисовал Ф.И. Солнцев 1099 (ил. 1). По мнению И. А. Стерлиговой, форма креста восходит к византийским памятникам X–XI вв., типа известного маастрихтского креста императора Романа 1100 . В середине XII – начале XIII в. подобные кресты в связи с крестовыми походами получили широкое распространение в средневековой Европе. По Софийской описи 1749 г., «часть креста Древа Господня была с задвижной доской серебряной позолоченой басменной, на которой образ по надписи св. Антония» 1101 . На боковых сторонах креста проходила вкладная надпись: «Господи, помози рабу своему Антонию архиепископу Новгородскому давшему крест святой Софии...», а концы ветвей украшали перегородчатые эмали новгородской работы. На оборотной стороне располагались в средокрестьях два круглых хрусталя. Помещенное на торцах ветвей, наряду со свв. Петром, Павлом и Иоанном, изображение св. Симеона, возможно, имеет патрональный характер, – христианское имя Добрыни до пострижения неизвестно. Этот крест на протяжении многих веков служил в качестве основного напрестольного креста Софийского собора. В соборных описях он фигурирует среди первых в разделе воздвизальных крестов 1102 . В 1848 г. Антониев крест по заказу новгородского митрополита Антония был передан на «исправление» ювелиру Ф. Верховцеву. В результате был создан практически новый крест, в меру и подобие прежнего, со всеми признаками искусства XIX века. На нем воспроизведен текст древней вкладной надписи, которая дополнена упоминанием имени инициатора поновления митрополита Новгородского, тезоименитого архиепископу Анотонию. В настоящее время этот крест находится в фондах Новгородского музея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Козма Яхренский, основатель. Пахомий , 11 мар. 1477. Протасий , 17 февр. 1500. Игнатий , 1513. Артемий , 1581. Иоасаф , 1605. Иов , 1608. Иона , 1624. Иов определён 21 окт. 1625. (Наст. грам.). Александр определён 3 июня 1627, и 1628. Феодосий , 1636. Киприан определён 23 мая 1644; до окт. 1659. Иона Минин , 1662–64. Митрофан , из Золотниковской пустыни, 1665–75, перев. в Макариев Унженский. Кирилл , 1675–77. Сергий , 1682–93. Феоктист , 1699 и 1700. Герман определён в окт. 1700 и 1701, отрешён. Лукиан , (в авг.) 1702. Симон определён в дек. 1702; по 1716, отставлен. После в Пищуговской пустыне. Григорий Керженский , 1716–22. После в Дудине. Карион , 1722–25. (После казначей в Московском Даниилове). Виктор , бывший игум. Сновицкий, 1727–29, перев. туда-же. Иаков Польский определён 28 мая 1729–48. Архимандриты Павел определён в мар. 1749, а 18 июля 1754 сослан в Крестный. Товия , 1758 и 59. Ефрем , 1761–66. Манассия , 1766–73. Игумены Иринарх , 1773–80. Сергий , 1780. Нифонт , 1784–88. Арсений , в 1794, перев. из Вязниковского Благовещенского. Гавриил , 1798. Вениамин , 1802. Иоасаф , 1806. Иосиф Березин , 1811–1815, в сент. перев. в Юрьевский Архангельский. Гедеон , 1815. Пахомий , 1830. Амвросий , 1831–48. (В 1849 и 50 вакансия). Доримедонт , 1853–58. Аарон , строит., 1859–62. Герасим 14 апр. 1863 перев. в Вязниковский Благовещенский. Наум , 1863–69. 12 Василиевский, близ Суздаля, существовал в половине XIV века. 203 Далее о нём нет сведений. Заштатный с 1764 г. [III, 503; VI, 954.] Игумены Авраамий , 1582–85. Александр , 1598–1602. Иона , в нояб. 1605. Исаия , 1620–35. Феодосий , 1638–53. Архимандриты Савватий упом. в мае 1660, а 17 февр. 1661 перев. в Голутвин (sic). Герасим , в апр. 1664. Феодосий , в июле, нояб. 1667. Нафанаил 10 янв. 1671 перев. из Шуйского Троицкого. После в Шартомском мнтре. Гавриил 1676 перев. в Колязин. Феодосий , 1679–83. Александр , 1687. Питирим , 1693. Кириак , 1694–1700. В Юрьевском Архангельском? Арсений , с 1701 или 1702 (sic). Упом. в окт. 1708.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Село Понебыль – под именем села Понебыля Луцкого повета – упоминается в акте от 1595 года 5 декабря в записи князя Юрия Чарторыйского, данной сестре его Елене Горностаевой на имение Пересопницу с тем, чтобы доходы с этого имения были употребляемы на содержание Пересопницкого монастыря, причём село Понебыль упоминается, как пограничное с землями Пересопницкими (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 475). Ещё оно – под именем села Поребыля (ошибочно) – упоминается в акте от 1749 года 18 апреля в допросах, отобранных в Дубенском магистрате от беглого Литовского (из м. Пружан – имения Гетмана Сапеги) крестьянина Апанаса Говина, по поводу обвинения его в убийстве жены своей, причём упомянуто, что этот крестьянин, придя из Литвы в Волынь, в село Поребыль, служил здесь два года (Архив, ч. 6, т. 2, стр. 35). Из документа, хранящегося при Пятницкой церкви с. Понебыля, писанного на польском языке униатским парохом Андреем Гучинским в 1787 году и посвидетельствованного «Орынгродским» деканом Яном Бучинским, видно, что Понебыльская церковь построена в 1767 году старанием прихожан. Это подтверждается клировою ведомостью за 1829 год и далее, и также описью церк. имущества, составленною православным священником Игнатием Третьяковым в 1809 году, и позднейшею – от 1869 г. Церковь построена униатскою при иерее Андрее Гучинском, а в 1795 году 10 марта – обращена в православную притом же иерее Андрее Гучинском, о чём свидетельствует метрич. книга за 1795 г., где уже находится посвидетельствование исправляющего должность благочинного священника с. Шпанова Павла Карненского; до того же времени везде имеются посвидетельствования дзекана Орынгродского Яна Бунинского и даже, местами, подписи Киприана Стецкого, – униатского епископа Луцкого и Острожского. Из документов Ставецкой Махайловской церкви, писанных на польском языке униатским парохом Самуилом Билякевичем, в виде церк. описи, в 1778, 1785, 1787 и 1790 гг. и посвидетельствованных тем же деканом Бучинским, видно, что эта Ставецкая церковь построена в 1714 году, но кем и при каком парохе – неизвестно. Обь этом свидетельствует опись церк. имущества: одна, составленная в 1810 году православным свящ. Павлом Малинским, и другая, – писанная в 1869 году, Церковь эта построена униатскою, а в 1796 году – обращена в православную при свящ. Димитрии Малевиче. Это доказывает метрическая книга за 1796 год, где впервые встречается подпись ревизовавшего эту церковь исправл. должность благочинного свящ. Иоанна Карпенского. До 1796 года встречаются почти везде подписи того тоже декана Бучинского, а местами – епископа Киприана Стецкого. В 1830 году церковь эта приписана к Понебыльской Пятницкой церкви при свящ. Николае Третьякове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Следует заметить, что Армянская церковь давно раскололась на две части, которые, хотя внутренне очень похожи, упорно выступают друг против друга. Объединенные, униатские армяне после Флорентийского собора 1439 г. соединились с Римской церковью. К ним относится и община мхитаристов, основанная аббатом Мхитаром Себастаци (ум. в 1749) и владеющая знаменитым монастырем на острове Сан–Ладзаро близ Венеции, которая начиная с 1702 г. успешно трудилась для распространения армянской литературы и на благо образования в интересах Католической церкви 1707 . Вторая часть, раскольники–армяне, придерживаются своего древнего учения и политики. Они считают себя ортодоксами, а униатских или римских армян называют раскольниками. Начиная с 1830 г. протестантские миссионерские и библейские общества Англии, Базеля и Соединенных Штатов трудились среди армян, особенно монофизитов, и с большим успехом. Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям 1708 , в частности, распространял Библии и религиозные книги на армянском и армянско–тюркском языке 1709 и основал процветающие церкви и школы в Константинополе, Брусе, Никомедии, Трапезунде, Эрзруме, Аинтабе, Харпуте, Диарбекире и других местах. Некоторые из этих церквей уже выдержали испытание гонениями и подают блестящие надежды на будущее. Как иудейские синагоги диаспоры свидетельствовали среди идолопоклонников о монотеизме и готовили их к христианству, так и протестантские армянские церкви, вместе с протестантскими несторианами, образуют аванпосты евангельской цивилизации Востока и, возможно, несут возрождение изначального христианства в библейских землях и будущее обращение мусульман 1710 . 4 . Самая молодая из сект монофизитов и одинокое напоминание о монофелит–ском споре – марониты , названные так по имени святого Марона и известного монастыря, основанного им в Сирии (400) 1711 . Они живут в Ливанских горах, на склонах и в долинах, от Триполи на севере до окрестностей Тира и Геннисаретского озера на юге, и количество их, вероятно, достигает полумиллиона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Теперь приспела пора сказать несколько слов о Кара-Махмуде. Прямой потомок перешедшего в ислам младшего сына Ивана Черноевича Степана, он поставил своей целью завоевать Черногорию. Он воевал с черногорцами с 1785 по 1796 год и, разбитый наконец новым митрополитом Петром I Петровичем Цетиньским (1749–1830, на кафедре с 1777), попал в плен и был обезглавлен вместе с еще двадцатью шестью албанскими беями. Турецко-черногорские военные действия веками велись с необычайной жестокостью, бывшей конечно же обоюдной. Ожесточение с обеих сторон достигло высшей степени: черногорцы при своих набегах жгли деревни, убивали и уродовали мужчин, уводили в полон женщин и детей и угоняли скот; конечно, попав в руки турецких солдат и мусульманских жителей, они, в свою очередь, не могли надеяться на пощаду. (П.А. Стенин) Напоминанием о турецких войнах служила упоминаемая П.Л. Стениным башня близ цетиньского монастыря, которая «увенчивалась еще недавно (по сравнению с 1892 годом. – Е. С.) гирляндой из отрубленных неприятельских голов». А боснийский визирь, к примеру, в 1756 году вообще потребовал дань черногорскими девушками в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет. Замечательно постоянное участие духовенства в защите Родины. Наиболее почитаема память «попа Радовича», который при приближении семитысячного отряда турок, мгновенно собрав тридцать черногорцев, 23 апреля 1832 года доблестно защищал деревню Мартиничи до подхода подмоги, а также «попа Луки», который пал в бою с турками в 1858 году, быв до этого «долго грозой для мусульманского населения Герцеговины». Интересна приведенная в книге П. А. Стенина «Восток: Страны креста и полумесяца» гравюра с изображением черногорского священника, отправляющегося на войну: святой отец одет по-граждански, в национальный черногорский костюм, брит, с закрученными кверху усами, на груди – три медали, за широким поясом – сабля с двумя пистолетами, и только в руке – священная хоругвь. При этом Стенин отмечает: «Священники хотя и пользуются в Черногории большим уважением, но сами ничем не отличаются от прочих черногорцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хомяк — загорбок. Домострой Сильвестров, XXXVIII. Послание Архиепископа Геннадия 6997 г. в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских, 1847 г. Янькова рукописный сборник русских пословиц 1749 г., в 4ку. Пролог, мая 2. «Послушание паче есть постоного и пустынного жития». Ср. П440. Неписанные грамоты за печатью, как бланкеты, давались великими князьями послам и гонцам их в чужие страны на случай надобности в деньгах, для займа. Так, вел. князь Димитрий Донской дал неписанные грамоты духовнику своему и печатнику Митяю, отправленному им к цареградскому патриарху для поставления в митрополиты всероссийские. См. Типографскую летопись, IV, 73. «Повеление Божие глаголет: Пению время, а молитве час , а не яко блядословци глаголют: “Не отлагает свет заоутрени, ни тма вечерни”». См. Харатейную рукопись XIV века, Златая чепь, в библиотеке Московской Духовной Академии, в десть. Вм. добрах . См. Р43. Домра — волынка, дудка. Н. Полевой. История русского народа. М., 1830, с. 229. Не впрядывай — не приставай, не задирай. Вологодская. Опыт курса церковн. Законоведения, архим. Иоанна, ч. 1, ср. 189. См. описание Камен. Моста в Руссу. Старине, И. Снегирева. В Архангельской г. так: Табак да баня, кабак да баба одна забава. Послание митрополита Киприана к игумену. Акты исторические I.479. Вм. калика встречается калека . Калики прохожие странники к св. местам, упоминаемые в Древних русских стихотворениях. XXIII. В средней латине calica и caliga род обуви, доходившей до колен и надевавшейся сверх сандалий, какую носили странники. У паломника Даниила (XII в.) каликою названа странническая обувь русских. Калека же значит увечный, изуродованный. Чтения в И. О. Ист. И Др. Росс. 1847, Несторова летопись по Кенигсбергскому списку. В сочь навстречу. Отсюда сочить, осочить — отыскивать. Изведывать, пытать; с о к, просок пытающий; послать в просеки значит послать пытать. История России С. Соловьева. IV. пр. 275. Прибавление к СПб. ведомостям. 1775 г. Дворцовое село в 7 верстах от Москвы по Звенигородке. См. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М.. 1856 года. в 8.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Храм, освящённый 1749 года, перестроен был на другом месте в 1796 году Романом Шидловским; он и ныне ещё цел, но стоит на кладбище. Нынешний храм каменный приходский освящён в 1827 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы; он построен владетельницею села Марией Шидловской. Храм сей, по громадности купола и по стройности всего здания, один из великолепных. Местные иконы в иконостасе – лучшей живописи, утварь и ризница – довольно богатая. Метрики прихода начинаются с 1732 года. Число прихожан: в 1730 году в Куньем 170 душ муж., 160 жен.; в Изюмце 306 муж., 250 жен.; всего 476 муж., 410 жен.; в 1750 году 250 муж., 217 жен.; в 1770 году 448 муж. 432 жен. в 1790 году 985 муж., 980 жен.; в 1810 году 1016 муж., 1002 жен.; в 1830 году 1208 муж., 1325 жен.; в 1850 году 1257 муж., 1344 жен. душ. III Изюмский Округ Третий округ самой большой частью состоит из поселений позднего времени. Достойны внимания: Спеваковка, Заводы, Чепель, Великая Камышеваха и Мечебилово. СПЕВАКОВКА Спеваковка – на левой стороне Донца, при озере, которое шириною до 40 сажень, в 17 верстах от Изюма. В грамоте царя Феодора Алексеевича, данной 17 февраля 1682 года на имя Харьковского полковника Григория Донца, сказано: «По указу Великого Государя и по твоему челобитью велено тебе, Полковнику, жить в новопостроенном городе Изюме – и в том городе и урочища, которые к тому городу смежны, её Спеваковку и Пришиб, призывать на вечное житьё неслужилых Черкас; и в Спеваковке и на Пришибе тем Черкасам города строить и селиться в тех городах собою и пашенные земли пахать и всякими угодьями владеть». По этой грамоте Спеваковка уже в 1682 году является знаменитым местечком; Полковнику даётся позволение построить здесь город, то есть крепость, и увеличить число жителей неслужащими Черкасами других мест. По Чугуевской переписке видим «Спеваковскую слободу» ещё за 10 лет ранее того времени, именно в 1673 году. Город действительно был построен здесь полковником Донцем, и в то же время по берегу Донца сделаны были береговые укрепления. «От Липового озера до Спеваковского брода устроены надолобы, а у того брода построен городок, а возле городка башня; от того городка устроены надолобы до Кривого озера, а от Кривого озера построены надолобы Креднянского брода 1450 саженей» Так говорит Чугуевская переписка 1682 года. По делам 1729 года известен «атаман горда Спеваковки».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Данный текст воспроизведен по изданию: Честертон Г. К., Человек с золотым ключом. Автобиография./ISBN 5–98262–004–1/ — М.: ООО «Издательство «Кукушка“», 2003. В бумажном издании этому тексту соответствуют страницы 213–224.   notes Примечания 1 крестили — Честертона крестили 1 июля, назвали Гилбертом в честь крестного отца Томаса Гилберта. Второе имя — фамилия его бабушки по материнской линии (см.). 2 «Гордость и предрассудок» («Гордость и предубеждение») — роман Джейн Остен (1775–1817), изданный в 1813 г. 3 Трафальгар и Ватерлоо — крупнейшие сражения с войсками Наполеона. Морской бой при Трафальгаре — 1805 г., битва при Ватерлоо — 1815 г. 4 Победу славила вся земля — король Вильгельм IV (правил с 1830 по 1837 г.) был тяжело болен в тот день, когда праздновали годовщину битвы при Ватерлоо (18 июня). Умер он на два дня позже, и королевой стала его 19–летняя племянница Виктория (ум. в 1901 г.). 5 Лорд Томас Бабингтон Маколей (1800–1859) — английский историк и поэт. 6 Виги… совершили переворот — речь идет о так называемой «славной революции» 1688 г., когда вигам, предшественникам либералов, удалось сравнительно мирно отстранить от власти короля Иакова II (правил с 1685 г.) и посадить на трон его дочь Марию с мужем Вильгельмом Оранским (Мария II, ум. 1694, и Вильгельм III, ум. 1702). 7 Лорд Холланд; Холланд–Хаус — Генри Фокс, 1–й барон Холланд, купил в 1747 г. дом с парком, построенный в первой половине XVII века. В конце XVIII — начале XIX там был либеральный литературно–политический салон, который посещали многие знаменитости от Ричарда Шеридана (1751–1816) до Чарльза Диккенса (1812–1871). 8 Сэр Чарльз Джеймс Фокс (1749–1806) — сын барона Холланда, крупнейший политический деятель. 9 Граф Чарльз Грей (1764–1845) — английский государственный деятель, в 1830–1834 гг. был премьер–министром. 10 Джозеф Аддисон (1672–1719) — английский поэт, драматург и эссеист, выпускавший вместе с сэром Ричардом Стилом (1672–1729) сатирические журналы «Тэтлер» и «Спектейтор». 11 Уорики, Расселы, Аргайлы — знатные роды. Заметим, что это — не фамилии, а титулы. Скажем, норманнский род Кэм(п)беллов, еще в XIII веке поселившийся в Шотландии, получил графский титул в 1457 г. (графы Аргайла), а герцогский — в 1701 г. 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

255 Бюффон Жорж Луи Леклерк де (1707–1788) – французский естествоиспытатель, основной труд – «Естественная история» в 30 тт. (1749–1788). 256 Гиббон Эдуард (1737–1794) – английский историк. Основное его сочинение – «История упадка и гибели Римской империи». 257 Блекстон Вильям (1723–1780) – английский юрист, с 1761 г. член палаты общин, доктор прав Оксфордского университета. Его курс «Истолкование английских законов» в 3 тт. издан в Москве в 1780–1782 гг. 262 Лафайет Мари Жозеф де (1757–1834) – маркиз, французский политический деятель. С 1777 г. участник войны за независимость американских колоний, генерал. В 1789 г. депутат Генеральных штатов от дворянства. После взятия Бастилии – командующий Национальной гвардией. В 1792 г. командовал армией; попал в австрийский плен, вернулся во Францию в 1800 г. Во время Июльской революции 1830 г. снова командовал Национальной гвардией. 263 Паллас Петр Снмон (1741–1811) – естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской Академии наук с 1767 г. Учился в Германии, Голландии, Великобритании. В 1768–1774 гг. возглавил экспедицию Академии наук, прошедшую от Нижнего Поволжья до Забайкалья. В 1793–1794 гг. работал на Кавказе и в Крыму. Основные труды: «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (т. 1–3, 1773–1788), «Флора России» .(т. 1–2, 1784–1788). 264 Беккарий (маркиз Чезаре ди Беккариа, 1738–1794) – итальянский просветитель, юрист и публицист. Доктор прав. Его сочинение – «О преступлениях и наказаниях» (1764) – критический анализ теории и практики уголовного права, в котором развиты принципы соразмерности наказания преступлению, равенства сословий в уголовном праве, отвергались пытки и другие подобные «доказательства». 265 Дидро Дени (1713–1784) – французский писатель-просветитель. Организатор и редактор издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1780). В 1773–1774 гг. по приглашению Екатерины II приезжал в Россию и по ее просьбе составил «План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства» (1775). Основные соч.: «Философские принципы материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1774–1780), пьесы, романы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010