Никольский храм (Воронеж) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца — православный храм в Воронеже, памятник архитектуры. Содержание История [ править править код ] Храм Николая Чудотворца был построен в период между 1712 и 1720 годами, и, в отличие от множества других храмов Воронежа, практически всё время использовался по своему прямому назначению. История Никольского храма восходит к началу XVII века, когда здесь, в Напрасной слободе, был поставлен деревянный храм в честь св. Димитрия Углицкого. В Димитриевской церкви находился почитаемый чудотворный образ Николая Чудотворца. Написан он был не позднее середины XVII века; о нём сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте. Эти реликвии стали единственными из сохранившихся после пожара в 1703 году, были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там ещё в начале XX века. В 1712 году на пожертвования горожан церковь была отстроена в камне и в 1720 году освящена в честь Святителя Николая. По своей композиции она чрезвычайно близка к построенной в те же годы церкви Иоанна Воина в Москве. Пожар 1748 года вновь повредил Никольский храм: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь во имя великомученика Димитрия Солунского в трапезной. В 1768 году вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1788 году в главном храме был обновлён иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. В XVII и XVIII веках храм был одним из самых богатых в городе. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков устроил в храме придел в честь своего митрополита Алексия, освящённый 27 сентября 1831 года. В 1831 году, во время эпидемии холеры, прославилась особо чтимая Толгской иконы Божией Матери, икону носили по улицам и домам горожан. В 1836 году на деньги купцов Лялиных в храме в честь этой иконы был сооружён правый придел. Придел разместили на месте Димитриевского, который был отнесен влево, для чего пробили капитальную стену. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний перед революцией ремонт был проведён в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всём храме появилось водяное отопление.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Санкт-Петербург. Собор Воздвижения Креста Господня. Казачий Крестовоздвиженский собор; Ямская Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь расположена на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе, отчего часто называлась Ямской Крестовоздвиженской. Бытовало и название Иоанно-Предтеченская церковь - по названию одного из приделов храма. В 1719 году на этом месте была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1730 году, и в 1749 году была выстроена новая, Крестовоздвиженская церковь из камня с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Через 100 лет она была разобрана и на ее месте в 1848-1851 годах был возведен новый храм архитектором Егором Диммертом, учеником Стасова. Увенчанное пятью многогранными куполами, украшенное пилястрами здание построено в стиле барокко середины XVIII века. Церковь располагается в глубине обширного участка, прилегающего к Лиговскому проспекту, часть которого занимало кладбище, впоследствии ликвидированное. Кроме главного престола, освященного 2 декабря 1851 года, в ней имелись приделы: северный - во имя Святителя Николая Чудотворца и южный - во имя Рождества Иоанна Предтечи, освященные соответственно 8 и 1 июня 1852 года. Позднее в церкви были устроены еще два придела: у южной стены церкви - во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены - во имя Святого Сергия Радонежского. Четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня церкви построена в 1810-1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова (1766-1830). Здание колокольни увенчано шпилем и декорировано колоннами и статуями. Поражает воздушность контура колокольни, пропорциональность всех ярусов, завершаемых узким шпилем. Эта одна из красивейших колоколен Петербурга - важнейшая градостроительная доминанта района. Под сводами колокольни находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, устроенная в 1872 году иждивением купца Шигалева. В композицию органично входят две невысокие часовни,соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

http://sobory.ru/article/?object=01671

Хамина. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Город, называвшийся Фредриксхамн (Фридриксгам), перешел России после заключения Абосского мира в 1742 г. и стал гарнизонным, что потребовало сооружения православного храм. Указ о постройке был принят Военной коллегией 25 января 1749 г. Первоначально офицеры и солдаты молились в домовой церкви, освященной 25 декабря 1744 г. Построенная церковь была деревянной однопрестольной, освящена в 1749 г. в царствование Елизаветы Петровны. Автором ее принято считать архитектора Трезини из Петербурга, вероятно это мог быть Пьетро Трезини. Маленькая деревянная церковь быстро обветшала, требовалось строительство новой. В 1783 г. крепость посетила императрица Екатерина II, она пожертвовала на строительство храма 600 рублей и подарила хрустальное паникадило, сохранившееся до наших дней. В том же году старая церковь была разобрана, и близ Выборгских ворот началось строительство новой. Тоже деревянной церкви, как предполагают по проекту архитектора Н. А. Львова. Освящение состоялось в 1785 г. Эта церковь простояла 36 лет. В 1809 г. Финляндия по мирному договору между Россией и Швецией отошла к России. Существовавший храм был сильно поврежден пожаром, истребившим в 1821 г. две трети города и не подлежал ремонту. По повелению Николая I здание было разобрано. Постройка нынешнего каменного храма началась в 1832 г. Храм был возведен на месте сгоревшей лютеранской кирхи, на главной площади города, на месте, указанном 1 апреля 1830 г. при посещении города самим Николаем I. Постройка была завершена в 1835 г. подрядчиками, местными купцами Вавулиным и Ушаковым и освящена 21 февраля 1837 г. Автором проекта принято считать петербургского архитектора Висконти. Вероятно, это был Давид Висконти. Храм-ротонда стоит на гранитном цоколе. Фасад оформлен прилегающими трехчетвертными дорическими колоннами, находящимися в нишах. Внутри он имеет вид греческого креста. В простенках находятся диаконник и ризница, а также лестницы: одна ведет на звонницу, другая на хоры. Центральную часть храма завершает широкий цилиндрический барабан, перекрытый куполом. Высота здания с цоколем и крестом – 34 метра.

http://sobory.ru/article/?object=07931

Зеньков. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1794. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Полтавская область, Зеньковский район, г. Зеньков Координаты: 50.209736, 34.35905 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 1 округ, г. Зеньков. Преображенская церковь, деревянная, в одной связи с колокольней, холодная, построена в 1794 г. Одноклассная церковно-приходская школа. Квартира священника: 4 комнаты, 27½ куб. саж. Жалование священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Ружной земли 8 дес. 1257 кв. саж. Прихожан привил. сост. - 44, мещан - 610, казаков - 91, крестьян - 28. Хутор 1 в 4 верстах. Ст. Гадяч Южной железной дороги в 35 вер. Почтовая контора Зеньков; расстояние от Консистории - 77 вер. Священник Павел Поликарпов Каневский, псаломщик Борис Сергиев Крамаренко; церковный староста - отставной ветеринарный фельдшер Димитрий Иоаннов Султанов; заштатный псаломщик Александр Григориев Клименко. Клировая книга Полтавской епархии. Зеньковский уезд. 1912 г. Одноверхая, трехсрубная, построена в 1749 г. (П. Мартынович и В. Горленко. «Церкви старинной по стойки Полтавской епархии». Полтава. 1888 г.). В церковной «Летописи» записано, что церковь перестроена из старой с приложением нового материала в 1794 г. В «Описи» 1830 г. читаем: «Церковь об одной главе, на коей купол крыт железом, а вся церковь обита шалевкой. В 1816 г. пристроено 5 притворов (очевидно, три притвора, ризницу и пономарку.) и покрыты железом». В 1853 г. «притворы увеличены в длину и ширину, а к западному пристроена колокольня; тогда же подведен фундамент». Несмотря на многочисленные репарации (перестройки), церковь сохранила первоначальный план. Сохранился сруб стен алтаря с ригелями, перекрытый пятигранной стожковой палаткой. Внутренний вид центрального участка сохранил первоначальную структуру: сруб стен с ригелями, первый залом, восьмерик с ригелями вверху, второй залом, завершающийся световым фонарем.

http://sobory.ru/article/?object=57782

Николо-Выксино (акватория Рыбинского водохранилища). Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь бывшего Выксинского Николаевского монастыря /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1749. Год утраты:приблизительно 1940 (затоплена Рыбинским водохранилищем) Адрес: Вологодская область, Череповецкий район, акватория Рыбинского водохранилища Координаты: 58.932408, 37.943229 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Основание прихода совершенно неизвестно. По убиении отрока царевича Димитрия Иоанновича Углицкого, мать его, супруга Царя Иоанна Васильевича Гроздного, Мария (в иночестве Марфа) Федоровна, по повелению Бориса Годунова сослана была в изгнание в пределы Белозерские, в место бедно и пусто, в некий св. Николая Чудотворца монастырь, зовомый на Выксе, мал и скуден. И этот то пустынный малый и бедный монастырь есть нынешний Троицкий Выксинский приход. Николаевский Выксинский мужской монастырь существовал до 1764 года, имел под конец своего существования довольно большое братство и содержался доходами с вотчин, в коих считалось до 700 душ крестьян. В 1764 году он был упразднен и обращен в приход и прихожанами его остались только служители монастырские душ до 100, и ныне состоят в ведомстве государственных имуществ. В 1818 году, по случаю пожара, истребившего две церкви Благовещенскую и главную Николаевскую с тремя приделами и оставившего только малую надвратную церковь во имя Пресвятой Троицы, Николаевский Выксинский приход переименован в Троицкий Выксинский. Впрочем, это наименование прихода только официальное, а в околотке и доныне слывет он под названием: что у Николы на Выксине, или что у Николы в монастырьке. В 30 годах настоящего столетия (1830) Выксинский приход, по бедности и малочисленности прихожан был приписан к соседней Ольховской Казанской церкви и только по личному ходатайству прихожан пред высшим начальством и из уважения к его исторической известности оставлен самостоятельным. А в 1842 году по штату Высочайше утвержденному причислен к приходам VII класса. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=61833

Русские монахини приготовили подарок Цетинскому монастырю Екатеринбург, 28 октября 2010 г. Святитель Петр Цетинский (1749-1830) - особо почитаемый русско-сербский святой. С детства святой Петр жил в Цетинском монастыре, где получил образование под руководством своего дяди митрополита Саввы, который, прозрев в юноше будущего святителя и народного вождя, выбрал его своим преемником. Став митрополитом и одновременно гражданским правителем Черногории, святитель Петр нес на себе ответственность как за духовную, так и за гражданскую судьбу своей Родины. Всю свою жизнь святой положил на то, чтобы объединить черногорский народ, страдавший от междоусобиц. Именно при митрополите Петре страна добилась независимости от ига Оттоманской империи, под которым находилась многие годы. Сербский святитель не раз посещал Россию и мечтал о том, что два государства, Россия и Черногория, будут объединены в одно. Он так любил Россию, что завещал своим потомкам: " Молитесь Богу и держитесь России " . На 81 году жизни святой мирно скончался. Через четыре года были обретены его святые мощи. Сегодня, как и прежде, они хранятся в Цетинском монастыре в храме Рождества Пресвятой Богородицы. В этом году в день памяти святого Петра Цетинского, 31 октября, состоится торжественное переоблачение его мощей. К этому дню монахини Ново-Тихвинского монастыря приготовили подарок Цетинскому монастырю - вышитый плат на мощи святителя Петра (плат - небольшого размера полотно с вышивкой, которым покрывают главу мощей). Вышитый орнамент выполнен на парче в том же стиле, что и всё облачение святителя Петра, и украшен ювелирными камнями. Ново-Тихвинский монастырь связывает давняя дружба с сербским народом. Несколько лет назад сестры выступали на фестивале монастырских хоров в селении Четереж, после чего записали диск с сербскими патриотическими песнями. Монастырские иконописцы ездили в Сербию для ознакомления с сохранившимися памятниками церковного искусства. Теперь в знак признательности и глубокой благодарности русские монахини хотят преподнести дар великому сербскому святому, всем сердцем почитавшему Россию. 28 октября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42392.html

30 декабря 1990 г. возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского. Особенно велика роль владыки Амфилохия в восстановлении духовной жизни и многочисленных храмов и монастырей Черногорско-Приморской епархии, практически полностью разоренной во времена Тито и Моше Пияде. Владыка Амфилохий – доктор богословия honoris causa Московской духовной академии, Института теологии Белорусского государственного университета, Санкт-Петербургской духовной академии и др. Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Автор многих переводов с сербского на греческий и с греческого на сербский язык. Член Союза писателей Сербии и Черногории, автор многих духовных книг, научных работ, поэтических произведений. 2 Святитель Петр Цетинский (1749–1830) – митрополит и правитель Черногории. Во время битв с турками предводительствовал сербами в сражениях с мечом в одной руке и с крестом – в другой. Автор Стеги – первого письменного закона Черногории, состоящего из 33 пунктов и написанного во славу Пресвятой Троицы. Святитель Петр Цетинский – автор истории Черногории до 1711 г., писем и более 260 архипастырских посланий. Нетленные мощи святителя почивают ныне в Цетинском монастыре. Память его совершается 31 октября по новому стилю. 3 Владыка Раде – часто встречающееся народное наименование (по светскому имени) величайшего сербского и крупнейшего южнославянского поэта, «ловченского тайновидца», митрополита и правителя Черногории Петра II Петровича Негоша (1813–1851). По примеру своего дяди и наставника, святителя Петра Цетинского нередко предводительствовал сербами в битвах с турками. В Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви Негош почитается как местночтимый святой. 4 Цитата из драматической поэмы Негоша «Горный венец» (1847), посвященной кровавым и суровым событиям конца XVII – начала XVIII века: изгнанию потурченцев из Черногории. 5 Битвы при Крусах и Мартиничах (1796) – знаменательные битвы, в которых турки, во много раз превосходившие сербов по численности, были ими наголову разбиты. Благодаря этим и другим знаменательным сражениям Черногория снискала себе заслуженную славу «сербской Спарты». В битве при Мартиничах сербами предводительствовал святитель Петр Цетинский.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/03/my_bud...

Никон , бывший архим. Московского Донского монастыря, определён 21 нояб. 1700; в исх. 1702 перев. в Новгород-Северский мнтрь. Исаакий Васенькевич в 1704 перев. из Виленского Свято-Духова монастыря; † 30 нояб. 1714. Евстратий Самборович упом. в 1719–1722; † в 1724, на покое. Нил Березовский в 1722 перев. из Макошинского, а в 1727 – в Новгород-Северский мнтрь. Тимофей Максимович произведён 20 июня 1727; † 1749 ... Димитрий Белинский в 1750 перев. из Макошинского монастыря; † 18 нояб. 1753. (В 1754–56 вакансия). Гервасий Линцевский , Пекинский миссионер, определён 27 февр. 1757; 27 июля того же года хирот. в викария Киевской епархии. Сильвестр Новопольский 28 апр. 1757 перев. из Черниговского Троицкого Илиинского; † 23 февр. 1761. Гедеон Сломинский 9 авг. 1761 перев. из Московского Заиконоспасского монастыря, а 4 сент. – в Бизюков. Панкратий Чарныйский 4 сент. 1761 перев. из Бизюкова монастыря, а 10 окт. – в Черниговский Троицкий Илиинский. Иов Малеевский 10 окт. 1761 перев. из Троицкого Илиинского; 2 февр. 1763 в Бизюков. Панкратий (паки) в 1763 перев. из Троицкого Илиинского; † 1773 ... Иерофей Малицкий 2 апр. 1774 перев. из Домницкого монастыря; 6 дек. 1788 хирот. в епископа Черниговского. Игнатий Максимович 15 янв. 1789 перев. из Колязина монастыря; † 30 нояб. 1793. Христофор Сулима 1 мая 1794 перев. из Гамалеевского монастыря; 18 апр. 1798 хирот. в еписк. Феодосийского (викария Екатеринославской епархии). Феофан Шиянов-Чернявский 13 мая 1798 перев. из Нежинского Назарета, в начале 1799 – в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Афанасий Корчанов 21 мар. 1799 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 5 сент. 1811 хирот. в епископа Пензенского. Феофан Романовский 22 февр. 1812 перев. из Острожского Спасского монастыря; † 1 янв. 1813. Феофил Татарский 3 июля 1813 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 28 авг. 1818 – в Московский Донской. Мелетий Носков в 1818 перев. из Домницкого монастыря; 5 февр. 1823 – в Острожский Спасский (?) (рект. Волынской семинарии). Иероним Визерский в 1823 перев. из Острожского Спасского монастыря; в 1830 – в Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основателем села Лобаново является один из князей знаменитого рода Лобановых-Ростовских. Родоначальником Ростовского княжеского рода был князь Иван Александрович по прозвищу Лобан. Каменную церковь Знамения Пресвятой Богородицы с придедами святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского в непосредственной близости от своей усадьбы выстроил в 1749 году князь Сергей Михайлович Долгорукий (1695-1763). Благоукрашением Знаменского храма занимался его сын, Алексей Сергеевич Долгорукий, вышедший в отставку в чине подполковника и длительное время проживавший в лобановской усадьбе. Он приобрёл для церкви колокол весом 106 пудов, устроил в ней фамильную усыпальницу с отдельным входом, обнёс церковную территорию каменной оградой с железными решётками и Святыми воротами. О нём, как о благоустроителе храма, напоминала памятная доска с датами его рождения и смерти, которая до закрытия церкви находилась в приделе Сергия Радонежского. Каменная колокольня была перестроена в 1822 году. " При Знаменской церкви села Лобаново, - писали прихожане в консисторию, - имеется каменная колокольня, которая уже приходит в ветхость, почему мы, имея к храму Божию ревность, охотно желаем оную колокольню разобрать и вместо неё каменную же выстроить своим коштом " . Причиной перестройки являлась не только ветхость, но и малая высота колокольни " ... через что уничтожался звук колокольного звона " . В Московской Духовной консистории конечно же дали добро на возведение новой колокольни, проект которой составил епархиальный архитектор, имя которого история не сохранила. Новую колокольню возвели в четыре яруса, чтобы колокольный звон был слышен в самых удалённых деревнях прихода. Колокольня увенчалась луковицеподобной главкой с позолоченным крестом. В кон. 1830-х годах владение Лобаново приобретает вышедший в отставку генерал от инфантерии Павел Яковлевич Куприянов. " Знамением " - по находившейся там Знаменской церкви - называл новый владелец приобретённое им Лобаново. Он приобрёл его в нач. 1840-х годов не без умысла.

http://sobory.ru/article/?object=02062

Строит. Иона , основатель, 1652. – Даниил , в мар. 1653. Игум. Иосиф определён 16 июня 1653, и в 1656, 57, 58. Строит. Варлаам , в июле 1661. Игум. Гавриил , в дек. 1681. Строит. Симеон , 1686. 11 Елатомской Адриановы пустыни, в Шацком уезде, приписной к Новому Иерусалиму, упразднённой в 1764 г. [III, 70]: Игумены Адриан (при царе Иоанне Василиевиче). Давид , в апр. 1613. Феодосий , в февр. 1621. Иона , 1624. Васильевского уезда, Борисоглебского стана, Успенской Адриановы пустыни. Игумены Филарет , в авг. 1649. Савватий , 1651 и 52. Феодосий , в февр., окт. 1657, в июле 1660, в февр. 1662. Нифонт , в янв. 1679. 12 Вознесенский, девичий, в Тамбове, основан в 1690 г. Ныне третьеклассный. [III, 600.] Игуменьи Фекла † 1735... Екатерина определена 23 февр. 1736; упом. 1739. Александра , 1749–59, 3 сент. отрешена, за беспорядки. Екатерина , 1759–64. Не называлась игуменьей. Анна , в 1764–67; † ... Палладия Дурова , в 1767–72, 4 февр. перев. в Московский Вознесенский мнтрь. Митрополия , 1772–1785, † 17 янв. Евпраксия Микулина , в 1785–89, перев. в Пензенский Троицкий мнтрь. Павла Смирнова , 1789–1800, † 6 дек. Смарагда Норова , 1801–4, уволена на покой. После в Киево-Флоровском игуменьей. Маргарита Лукина , из казначей, 1804–27; † 20 дек. 1830, на покое. Афанасия Созонова , из казначей, в 1827–44, уволена на покой и † … Евгения Гаврилова , из казначей, в 1844–69, † … Алевтина Криволуцкая определена 28 мар. 1869; удалена 13 июня 1870. Дорофея Киликовская , с 26 июня 1870. 13 Санаксарская Богородичная пустынь, от Темникова 3 версты. [VI, 3.] Строители Феодосий , игум., основатель, с 1659; упом. 1685. Зосима … Трифон ... Пётр упом. 1729 и 30. Филагрий ... Порфирий определён 24 февр. 1752 по 17 мар. 1753, отказался. (Пустынь приписана к Саровскому). Феодор Ушаков (восстановитель) в 1764–74, по суду отставлен. Иоиль определён 8 авг. 1774; по дек. 1778. Венедикт , с дек. 1778; † 27 дек. 1788. Вениамин , с 1788. Ксенофонт , игум., 1858–63. Иларий , 1864–67. Особые заметки IV, 82. Елатомского Спасского иг-нья Маремиана , 1623.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010