Пеликан Александр Александрович (1845? — ?) — юрист; чиновник Азиатского департамента Министерства иностранных дел (с 1873 г.); вице–консул (с 1875 г.) и консул (с 1881 г.) в Йокохаме; позже — цензор Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (1887–1900); автор книг: «Прогрессирующая Япония» (СПб., 1895), «Очерки современной Японии» (СПб., 1904) и воспоминаний «Во второй половине XIX века» (Голос минувшего. 1914. 2–3) — 134, 173, 326 Пеликан Екатерина Дмитриевна — жена А. А. Пеликана; дочь Д. П. Победоносцева — 128, 134, 244, 273, 295, 305, 306 Пеликан Софья Гавриловна — см. Чеботарева С. Г. Пелусиот Преподобный — см. Исидор Пелусиот Перекусихина Мария Саввишна (1739–1824) — любимая камер–юнгфера императрицы Екатерины II — 158 Перелешин Владимир Петрович — полицмейстер Одессы; капитан–лейтенант — 314 Перовский Борис Алексеевич (1815–1881) — граф; генерал, начальник штаба Корпуса путей сообщения; член Государственного совета — 109 Перфильев Василий Степанович (1826–1890) — гражданский губернатор Москвы (1878–1887); камергер — 276 Перфильева Прасковья Федоровна (урожд. Толстая) (? –1887) — жена В. С. Перфильева — 264 Песлян — Песляк Наталья Александровна (урожд. Березина) (1823–1902) — 124 Петр — апостол, первым провозгласивший Иисуса Мессией — 136, 137, 171, 221 Петр (? –1326) — святой; митрополит Киевский, Московский и всея Руси (с 1308 г.); основатель Успенского собора, в котором покоятся его мощи — 259 Петр, отец — 170 Петр, сын Г. Г. Сретенского — Сретенский Петр Гавриилович — выпускник Московской Духовной семинарии (1870) и Московского университета (1874) — 265 Петр I Великий (1672–1725) — первый российский император (с 1721 г.) — 142, 167, 172, 318, 320 Петр Афанасьевич — см. Прозоров П. А. Петр Николаевич (1864–1931) — великий князь; генерал–инспектор по инженерной части, член Совета Главного управления коннозаводства; сын великого князя Николая Николаевича (старшего) — 118 Петров Григорий Михайлович (1794–1881) — потомственный почетный гражданин и кавалер — 83

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

списася сиа книга»). Чт(значит тут обитель царская, когда в 1414 и 1425 годах не только не было в России царства, но монастырь Троицкий находился даже и не в великом княжении, а в княжении удельном (уделе Радонежском), сказать не можем (вероятно, слово «царская» употреблено как синоним слов «пресловущая», «преименитая», т. е. первый эпитет вместо вторых). 140 См. настольные грамоты архимандритам лавры в «Истории иерархии» (т. II, с. 100–143) и также см. ibid. (т. I, 357 sqq. (320, 327) и т. II, с. LVIII fin. sqq.). 141 См. ibid., т. II, с. 170, указ XI. Тогдашний архимандрит лавры Варлаам был духовником императрицы, и в следующем, 1732 году Синод, исполняя волю государыни, предоставил ему «при отправлении божественнех служб для подания ему осеняльных свеч и прочаго послужения иметь при себе из мирских персон в стихарях, колико пристойно, которых ему же архимандриту посвятить и в чтецы и певцы». Но это «другим архимандритом не в образец» (ibid., с. 173). 142 Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре при ее основании в 1712 году предоставлено было первенство между великорусскими монастырями, так что Троицкая лавра стала второю по ней. Первенство это принадлежало Александро-Невской лавре до 1739 года, когда оно снова возвращено было Троицкой лавре (Истор. иерарх., т. II, с. 260); причем должно быть подразумеваемо, что, быв первою в Великороссии, она была второй под Киево-Печерской лаврой вообще в России. Троицкая лавра титулуется не просто Троицкою, но Свято-Троицкою. Это по примеру Киевских монастырей (большая часть которых свято-такие-то), – с начала XVIII века: под Регламентом подпись архимандрита лавры есть: «Свято-Троицкаго Сергиева монастыря архимандрит Тихон»; на гравюре лавры, вырезанной в 1725 году гравером Иваном Зубовым, надпись над лаврою есть: «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь» [см. на с. 104–105]. 143 О значительном количестве недвижимых имений, или вотчин, по-жертвованных монастырю при преподобном Никоне и приобретенных им, Никоном, посредством покупки см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Судьба архитектора Петра Михайловича Еропкина отчасти напоминала евангельский рассказ. По воле царицы Анны Иоанновны и ее влиятельного фаворита Бирона безвинный архитектор был приговорен к смертной казни и обезглавлен в 1740 году на Сытном рынке в Санкт-Петербурге. В юности зодчему Петру Еропкину сопутствовала удача. В 1717 году он был отправлен Петром I в числе шести других молодых художников в заграничное путешествие. Все они были переданы на попечение великого герцога Тосканского, который нашел для них учителей по живописи, архитектуре и философии. Флорентийские учителя предрекали талантливым русским художникам блестящее будущее. Во время заграничной поездки Петр Михайлович Еропкин не только обучался зодчеству, но освоил несколько европейских языков, собрал библиотеку из сочинений на латинском, итальянском и французском. В 1724 году П. М. Еропкин вернулся из Италии в Москву, где царь Петр I дал ему поручение спроектировать и построить дворец в селе Преображенском. К несчастью, в 1725 году царь Петр Алексеевич скончался, и проект дворца так и не был осуществлен. Несмотря на эту неудачу, в начале царствования Анны Иоанновны Еропкин занимал высокие должности в Санкт-Петербурге: в частности, был назначен главным архитектором при полиции. В 1730-е годы Еропкин разрабатывал нормы устройства набережных, проводки водосточных каналов и других мер по осушению затопляемой местности, в которой стоит Петербург. В 1735 году из полиции Еропкин был переведен на стройку собора Александро-Невского монастыря. Как и в случае с дворцом в Преображенском, проект не был доведен до конца. В 1739 году огромный купол собора дал трещину, и было решено разобрать храм. Троицкий собор Александро-Невского монастыря в итоге был заново возведен по другому проекту, который выполнил архитектор И. Е. Старов только при Екатерине II. В последние годы перед казнью Еропкин составлял регулярный план Петербурга, стараясь привести в порядок хаотичную и беспорядочную застройку Адмиралтейской части. В 1740 году Еропкин спроектировал по прихоти Анны Иоанновны «Ледяной дом» – дворец из снега для шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой.

http://sobory.ru/article/?object=00765

Шлиссельбург. Храмовый комплекс. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург Координаты: 59.944131, 31.032815 Изменить описание Храмы комплекса: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храмовый ансамбль Красной площади, датированный XVIII-XIX веками, располагается в Шлиссельбурге. Он состоит из Благовещенского собора, Николаевского храма и Казанской часовни. В 1995 году указом Президента РФ Б.Н. Ельциным данный комплекс был отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения. На месте нынешнего каменного собора Благовещения Пресвятой Богородицы стояла деревянная церковь, построенная в 1702 году по указу императора Петра I. Здание простояло около двух десятков лет и было разобрано в 1725 году. Новый деревянный храм был построен в 1728 году, но он сгорел в 1756 году. На месте деревянной церкви в 1764 году было возведено новое каменное здание храма на средства меценатов Сибилевых и Белова, которые были похоронены позже здесь же. В 1778 году к храму была пристроена колокольня. В годы Второй Мировой войны церковь серьезно пострадала, была целиком разрушена кровля и шпиль колокольни. В 1935 году Благовещенский храм был закрыт и отобран у верующих. Его приспособили под хозяйственные нужды. В период с 1941 по 1943 годы здесь проводились богослужения, но церковь так и не была возвращена верующим. Лишь в 1990 году это произошло. С 1991 года в Благовещенском соборе ведутся регулярные богослужения и реставрационные работы, которые не закончены до настоящего времени. Рядом с собором находится церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Первоначально на месте нынешнего храма в 1737-1739 годах был построен деревянный храм, который, опираясь на сведения из летописи, был перенесен в село Гавсарь. Однако на этом месте в 1770 году было сооружено каменное здание, которое уцелело до настоящего времени. Богослужения в церкви проводились до 1933 года. Затем государство отобрало ее у верующих, и храм стал использоваться не по назначению. В 1995 году он был возвращен православным. Храм был отреставрирован и здесь начали проводить регулярные богослужения. В настоящее время церковь святого Николая Чудотворца находится в отличном состоянии. Здание – бело-голубого тона, стены оштукатурены, белые колонны оформлены лепниной. Крыша, барабан, купол и маковка отделаны листовым оцинкованным железом. Маковка выполнена в форме луковицы, выкрашена в голубой тон.

http://sobory.ru/article/?object=05107

Великий Новгород. Церковь Николая Чудотворца на Рождественском кладбище. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:не позже 1768. Год утраты:1946 (взорвана) Адрес: Новгородская обл., г. Великий Новгород, терр. Рождественского кладбища Координаты: 58.523583, 31.309031 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В XVIII веке на Рождественском кладбище были погребены казненные здесь князья Долгоруковы. В 1768 году над их могилой была сооружена церковь в честь св. Николая, разрушенная в середине XX века. http://geocaching.su/?pn=101&cid=18848 Поле красное, место лобное Подписавшись за царя, князь Долгоруков подписал себе приговор К 30-м годам XVIII века Новгород был тих и провинциален. Город жил своей жизнью, не отличавшейся разнообразием событий, во всяком случае, политических. А рядом бурлил Санкт-Петербург с его дворцовыми переворотами. И эта бурная эпоха пожаловала к новгородцам сама: по воле императрицы Анны Иоанновны 8 ноября 1739 года на Красном поле близ города состоялась казнь четверых князей Долгоруковых. Свадьбы не будет! Потерпев неудачу в придворных интригах, представители старинного рода в буквальном смысле этого слова поплатились головой. И первым в этом жертвенном ряду стоял князь Иван Алексеевич Долгоруков. Это он — главный виновник царского гнева. Но как хорошо все начиналось! В 1725 году Иван Алексеевич стал гоф-юнкером при дворе царевича Петра, а вскоре — его любимцем и товарищем. Неудивительно, что враги могущественного тогда Меншикова выбрали своим орудием в борьбе против него Ивана Долгорукова. С его помощью до юного императора доносились сведения, представлявшие Меншикова в самом невыгодном свете. Усилия увенчались успехом — политический соперник пал и был отправлен в ссылку в далёкий Берёзов. Долгоруковы, чтобы ещё больше укрепить свои позиции, подобрали императору невесту — сестру Ивана Алексеевича, Екатерину. Однако 19 января 1730 года, в день, на который была назначена свадьба, Пётр II умер от оспы.

http://sobory.ru/article/?object=45060

В 1742-м году в Семинарии числилось 25 Псковских студентов, которые частью были в Семинарии, а частью при преосвященном Стефане в Москве. Они содержались на средства Псковского Архирейского Дома 2623 . Иногда они называются «оставшиеся» в Семинарии Псковские ребята 2624 . В 1740-м году для Семинарии было выстрооно новое помещение. Первоначальная монастырская Школа помещалась подле Монастыря, в особом здании, по северную сторону Черной речки, близ Слободы. С умноженим числа воспитанников это помещение оказалось неудобным, тем более, что и здание устарело и близость слободских дворов не благоприятствовала школьным занятиям. В 1739-м году архимандрит Стефан, вместе с братией, присудили: «вместо старого семинарского дому, который по немалой части уже обветшал, также покоями и пространством стал скуден, и стоит подле самых слободских – служительских и мастеровых людей – дворов, при самой препшективой улице, откуда шум и драки и песни бесстудные, наипаче в праздничные дни пьяные обоего пола люди по улице бродят и в Семинарию заходят, еще же и построен на низком, болотном и весьма неугодном месте, отчего частые в Семинарии болезни прилучаются, – построить вновь семинарский дом, вне слобод, на особо отделенном и на то очищенном и уготованном месте за монастырским конюшенным двором» 2625 . Глава шестая. Монастырское Хозяйство I. Вотчины Александро-Невского Монастыря. Отписка от Александро-Невского Монастыря Монастырей Старорусского Космо-Дамианского, Боровенского, Иверского и вотчин Троице-Сергиева. Приписка других вотчин. Трения при передаче вотчин от Александро-Невского Монастыря. Удержание служителей. Соляные варницы. Крепости на землю II. Подворья в Москве: на Никицкой, на Романове дворе; в Китай-городе на Пресне III. Хозяйство. Доходы с вотчин: соляные варницы; мостовой и дорожный сбор лавки; кирпичный завод; откуп лугов. Монастырские «заводы». Конюшенный и скотный дворы: огороды. Лес при Монастыре. Берег Невы. Ссуды IV. Хозяйственное управление Монастыря и судебные функции гражданского и уголовного характера. Состав служащих в 1725-м году. Позднейшие службы. Новые служащее. Судьба судии Головачева. Ольшенский. Подмонастырная слободка. Жалованье. Делопроизводство. Неисправности

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Нужно сказать здесь и о том, что состояние русского святогорского иночества зависело от положения дел в Отечестве. Антимонастырская политика императора Петра – один из главных факторов угасания и пресечения русского монашества на Святой Горе в XVIII веке. В течение 70 лет в Свято-Пантелеимонов монастырь не поступило ни одного нового насельника из России, несмотря на отчаянные призывы игумена Варлаама спасти угасающую обитель. В 1721 году перестало биться его боголюбивое сердце. В 1725-м, в год смерти Петра I, в Русике остается только четыре монаха, русских же из них только двое. В 1735 году начинается очередная русско-турецкая война, продолжавшаяся до 1739 года, и в этом же году умирает последний русский монах Свято-Пантелеимоновой обители. Русское монашество пресеклось на Святой Горе. Некогда русская, обитель стала теперь недоступна для русских. Поселившись на Святой Горе 29 , старец Паисий стремился найти опытного в духовной жизни наставника, но так и не обрел искомого. Духовная жизнь в монастырях была расстроена по причине внедрившегося повсюду так называемого идиоритма, или особножительного устава. Идиоритм – образ жизни, не такой строгий по сравнению с киновией. В обителях-идиоритмах, или своеобычных, не всё общее, и каждый монах, за исключением участия в уставных церковных богослужениях, живет по своему собственному распорядку, предоставленный самому себе больше, нежели в киновии, и исполняет необходимые для функционирования монастыря должности за определенную плату. При таком образе жизни инок имеет больше соблазна впасть в своеволие. Переход к идиоритмическому уставу был вынужденной мерой. С конца XVII века турецкие власти увеличили налоги, взимаемые со Святой Горы, настолько, что обители едва влачили существование. Средств на содержание братств не оставалось вовсе. Именно поэтому некоторые монастыри допустили ослабление устава, предоставив насельникам возможность самим содержать себя за счет рукоделий, которые нужно было продать и на вырученные деньги купить необходимое. Мера эта внешне хотя и была оправданной, но оказалась гибельной, привела к снижению духовности, потому что способствовала жизни по своей самости и отходу от правильного духовного руководства в соответствии со Священным Писанием и Священным Преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

238 Понятовский Станислав Август (1732–1798). В 1757–1762 гг. польско-саксонский посол в России, фаворит Екатерины II. При ее поддержке и Фридриха II в 1764 г. избран польским королем. В 1795 г. отрекся от престола. Последние годы жизни провел в Петербурге. 239 Жоффрен Мари Терез (1699–1777) – хозяйка знаменитого парижского салона, в котором бывали Монтескье, Фонтенель, д " Аламбер, Дидро, Гольбах, Гиббон и др. 240 Перекусихина Мария Саввишна (1739–1824) – камер юнг-фрау Екатерины II. По отзывам современников, все фавориты Екатерины «находились у нее в нравственной зависимости». 241 Державин Гаврила Романович (1743–1816) – крупнейший русский поэт XVIII–haч. XIX в. и государственный деятель. В 1762 г. – солдат Преображенского полка, участник переворота. С 1784 г. олонецкий, в 1785–1788 гг. – тамбовский губернатор. В 1791–1793 гг. кабинет-секретарь Екатерины II, в 1794 г. президент Коммерц-коллегии, в 1802–1803 г. министр юстиции. 243 Елагин Иван Перфильевич (1725–1794) – историк и писатель. В 1743 г. окончил Сухопутный кадетский корпус. При Екатерине II сенатор и обер-гофмейстер, в 1766–1779 гг. управляющий театрами. 245 Иосиф II (1741–1790) – император Священной Римской империи, в 1765–1780 гг. соправитель своей матери Марии-Терезии, представитель «просвещенного абсолютизма». В 1781–1785 гг. отменил крепостную зависимость крестьян; ограничил самостоятельность католической церкви, в 1781 г. издал «Толерантный патент» о веротерпимости. 246 Тюрго Анн Робер Жак (1727–1781) – французский государственный деятель, экономист, философ-просветитель. Окончил теологический факультет Сорбонны; в 1774–1776 гг. генеральный контролер финансов, провел ряд антифеодальных реформ. Сотрудничал в «Энциклопедии». Основное сочинение – «Размышление о создании и распределении богатств» (1766). 247 Рейналь Гийом Томас Франсуа (1713–1796) – французский историк и социолог. С 1747 г. сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Его основное сочинение – «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (6 тт., 1770) – в 1781 г. было осуждено парламентом на сожжение, Рейналь бежал из Франции, проживал в России; в 1787 г. вернулся на родину. В 1789 г. был избран в Генеральные штаты, но отказался от мандата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1659 г. по повелению царя Алексея Михайловича из казны было выделено 100 р. на новую каменную ц. Рождества Христова. Строительство велось на средства благотворителей, в т.ч. кн. Б.А. Репнина-Оболенского. К концу. XVII в. в построили церковь с пристроенной «полаткой каменной» и с трапезной, каменную колокольню с 6 колоколами, 20 келий. В обители жили 26 сестер вместе с игуменией. Согласно писцовой книге 1685 г., рядом с городскими торговыми рядами стояла сооруженная на средства горожан и священника монастырской Рождественской ц. богадельня, в к-рой жили 9 чел. По описанию 1701 г., было 20 келий, в которых жили 26 насельниц. Сестры «питались трудами своими и Христовым именем», а также получали доход от отданных в аренду сенных покосов, пустоши и огородов. В 1724-1725 гг. Б. м. был приписан к белёвскому Крестовоздвиженскому монастырю, после 1727 г. опять стал самостоятельным. В описании монастыря 1739-1741 гг. помимо Рождественской ц. упоминается каменная ц. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, пристроенная к первой, число сестер уменьшилось до 19 чел. По описи 1763 г., насчитывалось 8 монахинь и 9 послушниц, которые получаемый доход от земли «делят на пропитание… каждая по своим кельям» и зарабатывают рукоделием, т. е. монастырь был особножительным. В 1764 г. монастырь был упразднен, Рождественская ц. стала приходской. В 1817 г. на деньги прихожан к ней были пристроены трапезная и колокольня, в 1834 г. на средства московских купцов братьев Протопоповых храм Рождества Христова был отремонтирован, в 1860 г. при нем купцы Протопоповы выстроили богадельню на 10 чел. В 30-х гг. XX в. храм был взорван, на его месте после 1945 г. была построена средняя школа 2. Постройки монастыря не сохранились. В XIX в. с Б. м. связывали неподтвержденные документами легенды о ссылке в монастырь сестер кнг. Е.П. Урусовой и боярыни Феодосии Морозовой, а также в 1699 г. царевны Марфы Алексеевны (в иночестве Маргариты). Источник: СГГД. С. 189-191; Памятная книжка Калужской губ. на 1861. Калуга, 1861. С. 272; Попроцкий М. Мат-лы для географии и статистики России. СПб., 1864. Т. 9. Ч. 2. С. 16-17; Боровск: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1888; Холмогоров Г. И. Боровская десятина: Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Калужская старина. Калуга, 1904. Т. 4. С. 9-14; он же. Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Там же. 1910. Т. 5. С. 174, 186-188; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1948-1951. 2 ч.

http://sobory.ru/article/?object=34006

Но едва кончен был перевод нового завета, как смерть митрополита Павла, а в след за ним и Епифания, положили конец этому делу 133 . По повелению императора Петра I, от 14 ноября 1712 года, заиконоспасский архимандрит Феофилакт Лопатинский, иеромонах Софроний Лихуд 134 и типографские справщики Федор Поликарпов и монах Феолог, под надзором рязанского митрополита Стефана Яворского , приступили к исправлению славянской Библии по греческому переводу LXX толковников; чрез десять лет дело это было кончено ими, и 5 Февраля 1724 года государь повелел печатать новоисправленный перевод, но предварительно предложил Феофилакту, тогда уже епископу тверскому, и архимандриту Афанасию Кондоиди еще раз поверить все поправки с греческим переводом LXX; а 7 сентября им же поручено свести с переводом LXX и Псалтирь, которая прежде была оставлена без исправления. По кончине Петра I, императрица Екатерина I Алексеевна, 10 ноября 1725 года, подтвердила прежнее повеление; а императрица Анна Иоанновна в 1735 году повелела, сверх того, поспешить самым изданием. Почему вскоре начато в Александроневском монастыре печатание нового и ветхого завета, с показанием поправок внизу текста и с означением содержания глав, и кончено в 1739 году. Независимо от этого издания, при благочестивейшей императрице Елисавете Петровне исправление всей славянской Библии произведено уже вновь – сперва архимандритом Иларионом Григоровичем и иеромонахом Иаковом Блонницким, а потом иеромонахами Варлаамом Лящевским и Гедеоном Сломинским 135 . Это последнее исправление рассмотрено Святейшим Синодом и издано в 1751 году 136 . VII. Толкования Священного Писания § 71. Важность толкований священного Писания Особенно важным и необходимым пособием к уразумению и изъяснению смысла священного Писания служат различные, преимущественно же древние, отеческие толкования священного Писания: потому что 1) в них изъясняется смысл Писания согласно с преданиями, принятыми от самих Апостолов, что можно видеть у Климента римского , Игнатия, Кирилла иерусалимского и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010