М.Грек оставил глубокий след в сознании русского общества, захватив своими обличениями все слои этого последнего. Широта сюжетов, разнообразие мотивов и меткость нападений дает иногда право сравнивать его с представителем эпикодидактической и сатирической поэзии в немецкой литературе XVI в. Иос. Фишартом (род. из Майнца, докт. прав, † 1589) 1836 , автором многих произведений в прозе и стихах, проникнутых желчной сатирой и грубоватым юмором, направленными против пороков, «столь же бесчисленных, как небесные звезды и морские пески», в которых он касается разных классов общества, современных нравов, воспитания, страсти к генеалогиям, астрологии, прогностикам, гаданиям, невоздержности, пьянства, роскоши, высокомерия учености и в особенности духовенства – францисканцев, доминиканцев и иезуитов. 1720 Статья Ламброса, Byz Zeitschr., IX, 161–169. Ср. рец. Д.Беляева на изд. Керамевса (Ж. М. Н. Пр. 1892, 5, с. 510. Виз. Врем. 1900, III, 206) 1725 Сочин., II, 319. Политическое значение этой статьи ясно «жена» – это «Василия», царство. Того же вопроса касается и м. Даниил, потерпевший в боярское правление (589) 1726 Прав. Соб. 1858 г., июль, стр. 481, и Прибавл. к Твор. св. отцев 1843 г., II, 202. Когда в 1259 году татары наложили на Новгород число, то бояре по словам летописца, «творяху себе легко, а меньшим зло», П. С Р. лет., III, 57 1735 Слово на откр. мощей архиеп. Ионы (Калугин, 017–25). По летописям: жестокий голод и мор в Новгор. и Псков. областях показаны в 1544 и 1552 гг. 1737 Раф. Барберини (1565) писал, что в Москву нужно привезти «всяких душистых и хороших сортов вод в довольном количестве и также самых лучших мыл для умыванья рук» 1738 «Бритву накладающе на брады своя, женам угодие творящее» (Цар. книга, 213), говорит м. Макарий 1739 Подобные же черты вызывали обличения на Западе (Вейс, Внеш. быт народ., т. II, ч. II, 414; т. III, ч. II, 64, 69, 94; Трайль, III, 121, 143, 358) и в Зап. России (Переясл. лет. 66; Буслаев, Очерки, 335–336). Башмаки с острыми концами до двух футов длиной (Hullmann, IV, гл. 5). «Подражали женщинам в походке, в одежде, даже в звуке голоса» (Лампрехт, III, 60–61). Во французской литературе, в подражание Боккаччио, появился Heptameron кор. Марг. Наваррской, рисующий нравы современного дворянства и особенно не пощадивший духовенства (С. Новиков, Декамерон Боккаччио – Heptameron М.Наваррской, Ж. М. H. Пр. 1914. 11)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

3467 . – 19 сентября. О сделанном замечании епископу Черниговскому Никодиму за поездку в Киев до получения разрешения По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Никодима, епископа Черниговского, которым представляя, что он по письму генерала-фельдмаршала и кавалера и графа фон Миниха для свидания и домовых его архиерейских нужд, не дождався на посланное своё доношение от Святейшего Правительствующего Синода позволения, из Чернигова в Киев ездил за скорым его, генерала-фельдмаршала, из Киева в военную кампанию вступлением, просит в том у Святейшего Синода прощения и требует указу, чтоб и впредь без утруждения Святейшему Синоду доношениями за случающимися архиерейского дому нуждами, о которых самоперсонально его преосвященству искать у кого надлежит полезного определения приличественно будет, в Киев, в Глухов и в другие вне епархии места отъехать было ему можно, а понеже по генеральному Святейшего Синода 23 числа апреля прошлого 1722 года определению и по разосланным во все епархии указам всем архиереям из своей в другие епархии без позволения Святейшего Правительствующего Синода отъезд иметь запрещено, и марта 12-го дня 1725 года бывшим в Санкт-Петербурге при погребении тела высокославной и вечнодостойной памяти Государя Императора Петра Великого, Самодержца Всероссийского, архиереям указом о том же объявлено с подписками с крепким подтверждением, а ежели архиереям из своих епархий до другого какого места ко отъезду надлежащая возымеется потреба, о том велено каждому со обстоятельством дела в Святейший Синод присылать доношения с требованием резолюции, чего для и ныне его преосвященству одному такого позволения дать, не ведая обстоятельства нужд, не следует. Того ради приказали : его преосвященству яко вышеписанного из Чернигова в Киев отъезду иметь без указу не надлежало, тако и впредь без позволения Святейшего Правительствующего Синода из епархии своей никуда отнюдь не отъезжать, и о том к его преосвященству послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на единственной дочери князя-кесаря Ромодановского и тогда же назначен резидентом в Берлин, с переименованием в камер-юнкеры. Отправившись туда на смену брата своего, посланника, призванного Петром в Петербург, Головкин в 1723 г. пожалован камергером и командирован из Берлина в Париж, приветствовать короля Людовика XV с восшествием на престол. В Берлине Головкин находился по самую кончину Петра; был в 1725 г. вызван Екатериной I в Россию, и в 1726 году сделан действительным камергером, а при Петр II получил александровский орден (29 июня 1727 г.). Императрица Анна Иоанновна, вступив на престол в 1730 году, назначила Головкина, женатого на ее двоюродной сестре, сенатором (4 марта), произвела его в тайные советники (2 апр.), возложила на него 28 апреля 1731 года андреевскую ленту и повелела ему выдать денежный двор. В 1733 г. Головкин сделан членом комиссии об улучшении медных и железных заводов в России, а в 1734 г. наименован главным директором монетной канцелярии. Усердно занимаясь вверенной ему частью, Головкин в 1739 г. был пожалован в действительные тайные советники, но не искал почестей, не терпел Бирена, прямо восставал против его жестокостей, едва не погиб в эпоху регентства (17 окт. – 8 ноября 1740 г.), и 10 ноября 1740 г., на другой же день по низвержении Бирена, поздравлен от правительницы званием вице-канцлера, сделан, с согласия всесильного тогда Миниха, кабинет-министром, и в этом качестве, 16 дек. того же года, подписал союзный договор с Пруссией. 28 янв. 1741 г., при разделении занятий между кабинет-министрами, Головкин обще с Черкасским получил на свою долю все внутренние дела по сенату, синоду, камер-коллежским сборам, государственным доходам, коммерции и юстиции; пользовался особенным расположением правительницы, двоюродной племянницы его жены, первый задумал провозгласить Анну Леопольдовну со-императрицей, но борясь с Остерманом и враждуя с принцем Антоном-Ульрихом, содействовал разделению двора на партии, а потому и самому падению правительницы. В ночь на 25 ноября 1741 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

в рамках Конгрегации по распространению веры ( Propaganda Fide, ныне – Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью. В 1917 г. Конгрегация Восточных церквей была преобразована папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию. 485 Рус. пер. см.: Постановления апостольские. С. Посад, 2008 (воспроизведение в современном наборе с испр. изд.: Казань, 1864). 486 Отдельно Ляббе издал документы Тридентского собора: Sacrosancti Oecumenici Tridentini Concilii... canones et decreta (Paris, 1667), а также собрание источников De Byzantince historiae scriptoribus etc. (Paris, 1648). От Ляббе остались также, помимо прочего, издания Novae Bibliothecae manitscriptorum librorum. 2 vols. (Paris, 1657) и Bibliotheca bibliothecarum (1664). 487 Несмотря на посвящение Людовику XIV, издание, в связи с нападками на галликанизм (особенно в ч. 1 и 9), было осуждено Французским парламентом в 1716 г. и запрещено к продаже. Повторная «исправленная» публикация состоялась в 1725 г. Большинство произведений Гардуэна были запрещены Католической церковью в 1739–1742 гг. и включены в «Индекс запрещенных книг». После смерти Гардуэна большинство «разоблаченных» им источников (начиная с 1690 г. Гардуэн утверждал, что многие произведения античных авторов были написаны на сотни лет позже, чем считалось по традиции; иными словами, он классифицировал соответствующие произведения как исторические подделки; в дальнейшем он пришел к выводу, что практически все античные произведения написаны не ранее 13 в.) были «реабилитированы». 488 В 1901–1927 гг.; в рамках Rev. ed., куда были включены соборы до 19 в. (Paris; Amheim; Leipzig, 1899–1927), были изданы дополнительные тома 3 lb–53. Repr.: Graz, 1960–1961. 490 Enchiridion symbolorum definitionum et declarationum de rebus fidei et morum/Hrsg. H. Denzinger, A. Schonmetzer. 37. Aufl. Freiburg; Basel; Rome; Vienna, 1991; 39. Aufl./dt. Ubers. P. Hunermann, H. Hoping: Freiburg i. Br.; Basel; Rom; Wien, 2001. 491 Die Canonessammlung des Dionysius Exiguus in der ersten Redaktion/Hrsg.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Волынский Артемий Петрович (1689–1740) – русский государственный деятель. Происходил из древнего рода, примкнул к реформаторам. В 1704 г. зачислен солдатом в драгунский полк. На военной дипломатической службе находился до 1719 г., затем – губернатор в Астрахани до 1724 г., а с 1725 по 1730 г. (с перерывами) – казанский губернатор. Важное событие в его карьере – женитьба на двоюродной сестре Петра Великого Александре Львовне Нарышкиной; в 1722 г. царь доверил Волынскому возглавить поход в Персию (1722–1723). Военная неудача навлекла на него царский гнев и немилость. Во время своего губернаторства в Казани страсть Волынского к наживе, необузданный его нрав достигли своего апогея и вызвали учреждение над ним со стороны правительства особой опеки, «инквизиции». С 1738 г. – кабинет-министр, а в 1739 – единственный докладчик по делам кабинета. Вскоре в результате дворцовых интриг со стороны Бирона и своего главного противника Остермана Волынский навлек на себя недовольство императрицы Анны Иоанновны и был отставлен. По подозрению в казнокрадстве был арестован, а когда в его личном архиве обнаружили «генеральный проект» улучшения государственного правления в империи, Волынского обвинили в государственной измене. Его «конфиденты» – Хрущов, Еропкин и Соймонов под пыткой указали, что Волынский намеревался по смерти Анны Иоанновны занять императорский престол. Генеральное собрание, судившее Волынского и его сообщников, приговорило его «живым посадить на кол, предварительно вырвав ему язык, а его сообщников четвертовать, а затем отрубить им головы». 27 июня 1740 г. Волынский, Еропкин и Хрущов были казнены; похоронены они были на Выборгской стороне близ церковной ограды Сампсониевского храма. Новая русская императрица Елизавета, сменившая Анну Иоанновну, торжественно поклялась перед тем, как взойти на престол, «никого не казнить смертью». Она осуществила этот обет в своем указе от 17 мая 1744 г., фактически отменившем смертную казнь в России, и в продолжении 20 лет своего правления (1741–1761) Елизавета противостояла Сенату и Синоду в их попытках склонить ее к отказу от данного ею слова. Волынский известен как автор «рассуждений» – «О гражданстве», «Каким образом государем суд и милость иметь надобно» и др. См.: Корсаков Д. А. Артемий Петрович Волынский//Древняя и новая Россия. СПб., 1876. Кн. 1; 1887. Кн. 1–2; Городецкий Н. Н. Памятник на общей могиле Еропкина и Хрущова//Русская старина. СПб., 1886,

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

294 «Наставление от архипастыря священнику при отправлении его к должности». Изд. 1790, 1795.Спб. Он же писал чин исповедания отроком. М. 1769, 1798. Приготовление к смерти, Спб. 1793. В псковской епархии доселе пользуются наставлениями его о разделе доходов и пр. Надпись Державина на гробе Иннокентия – достойная Иннокентия «Вития о тебе не возгласил похвал: Глас красноречия для праведника мал». 295 Собр. Зак. ук. 1743 (8844). Указ 1765 авг. 9, подвергал светскому суду духовные лица, коль скоро уличены бы были в торговле вином. 299 Указом 1723 г. (4277) предписывалось доносить об исполнении указа о кошельке и богадельне. Указзом 1739 сент. 9 (7893) требовалось донесение, где исполнен, и где не исполнен указ, так как по справке оказалось, что донесений о том не было. 300 Собр. Зак. ук. 1742 (8287. 8291. 8303), 1747 февр. 4 (9370; последним отменено и требование доносить Синоду. 302 Дух. Регл. 2. дела Еписк. п. 8 Прибавл. к Регл. о монаш. п. 1 – 10. Указом 1723 г. 4190 п. 11) предписано не постригать без Синода мужа и жену, разлученных за болезнями; указ 1725 4672) предписывал не постригать никого, кроме вдовых священников, без разрешения Синода. По отношению к Малоруссии указы 1737 г. 7634. 7645. 7671) постановили то же о всех без исключения. Указами 1767 и 1771 г. распространено это и на всю Россию. 306 Указы 1764 г. (12,060. 13,006) дозволяют людям обоего пола по желанию постригаться в монашество. Указы 1766 и 1770 г. подтверждают не постригать в монашество не уволенных из податного состояния, а чиновников – без увольнения от начальства (Собр. Зак. 12,573. 13,459. 13,752). 307 Прибавл. к Регл. п. 45. В 1755 г. В псковской епархии было определено, по малому числу иеромонахов, посылать в монастыри вдовых священников для священнослужения, с предоставлением им свободы поступать опять на священнические вакансии. 308 Ист. Иер. 2, 81 – 149. 3, 1 55. В 1786 г. определены были штаты и для малорусских монастырей: тогда было положено 20 штатных и 20 заштатных обителей. В 1793 г. введены в штаты белорусские монастыри, впрочем оставленные тогда с прежними средствами (9 штатных и 35 заштатных). По Статистике Зябловского, в 1815 г. мужских монастырей считается 387 с 4900 иноков, женских – 91 с 1696 девственниц. По Статистике Арсеньева, в 1818 г. полагается мужеских и женских обителей круглым числом 500 с 7000 монахов и монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1725 Оды Соломона 11:16, 18, 23, 24; 20:7. Удивительно, что Hill 2002 125сл., не разрабатывает это дальше. О теме бессмертия в Одах в целом см. Charlesworth 1985, 731. 1727 О переводе отрывка Оды Соломона 17:13 см. Charlesworth 1977 77, п. 17. Эта поэма может быть предвосхищением сцены «душераздирающей преисподней» в 42: см. ниже. 1729 Оды Соломона 41:4, 12; Charlesworth 1977 142, п. 7, цитирует Леклерка, который берет стих 4 как намек на воскресение, хотя Чарлзуэрт предпочитает видеть тут тему воплощения. Рассматриваемый глагол (rum), как в 29:3, можно перевести и как «возвеличил», и как «воздвиг», что отражено в двух переводах Чарлзуэрта (Charlesworth 1977 141, в противоположность 1985, 770; 1992, 114). 1735 Об этом см. Metzger 1977 (пер. на рус: Брюс Мецгер, Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения, М: ББИ, 2008), Petersen 1994. 1738 См. Perkins 1984, 351сл. Что касается еврейского контекста, см., например, Bauckham 1998а, 275сл. 1739 См. Hennecke 1965, 425–531 (текст с пространным введением); Attridge 1992 (ясно изложенное введение со свежей библиографией); Elliott 1993, 429–511. Спорные вопросы – см. Riley 1995, 167–175. 1743 См. Robinson 1982, 6. Я включил сюда недавно опубликованное Евангелие Спасителя по причинам, которые станут понятны ниже (см. Hedrick and Mirecki 1999). 1744 О находках Наг–Хаммади см. Robinson 1979; для обзора исследований, касающихся важнейших для наших целей текстов, см. Cameron 1989. 1745 О Евангелии от Фомы см. NTPG 435–443; JVG 72–74. Многие ученые датируют его серединой II века, однако сегодня некоторые, например, Кестер и Паттерсон, отстаивают другую датировку – середину I века. См. краткое изложение вопроса, например, Eliott 1993, 123–147; новые аргументы в пользу конца II века в Perrin 2002. 1746 Кестер в Robinson 1977, 117. Много интересных примеров гностического употребления новозаветных писаний, в том числе по теме воскресения, – Pageis 1975. 1747 См. Riley 1995, 130. О других толкованиях см. Miller 1992 309. См. Фома 29; 87; 112. Возможно, однако, что «раздевание» в коптской версии – неверный перевод сирийского слова, означающего «отказаться»: см. Perrin 2002, 40.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

В истории сибирской колонизации XVII и XVIII вв. всюду наблюдается одно явление – вслед за военной и правительственной колонизацией следовала народная и промышленная. Промышленная колонизация для Сибири имела особое значение. Она также носила двойной характер – правительственной и вольный. Принимая меры к развитию сибирской горной промышленности, русское правительство не раз особыми указами предоставляло право частным лицам, особенно в отдаленных местах, делать изыскания и разрабатывать открытые рудники. 411 Охотники всегда находились. Сибирское горнозаводское дело постепенно развивалось в трех районах – сначала по Уралу, затем на Алтае и наконец в Забайкалье. Мы знаем, что в самом начале XVIII в. на Урале действовали уже четыре завода: Ницинский, Невьянский, Каменный и Алапаевский. В 1716 г. устроен Верхне-Тагильский завод, в 1725 г. Нижне-Тагильский. С 1722 года правительство занялось устройством заводов в Кунгурском, Верхотурском, Тобольском уездах. В 1723 г. генерал Геннинг построил заводы Екатеринбургский, Лялинский, Ягошихинский. Екатеринбург со своим заводом сделался центром Уральского горнозаводского дела. К Екатеринбургским заводам приписано было много крестьян, образовавших целые заводские слободы. В 1726 г. возник Верхне-Исетский завод. Постройка его совпала с вторым правительственным распоряжением, позволявшим всякому свободно приискивать и разрабатывать всякие руды и цветные камни во всех сибирских провинциях. В 1727 г. начал работать Полевский завод при р. Полевой; в 1731 г. открыт Гумишевский рудник, доставивший работу Полевскому заводу. В 1730 г. открыта гора Благодать (в Верхотурском уезде в 2 1 / 2 верстах к востоку от Кувшинского завода, осн. в 1735 г.), знаменитая по месторождению магнитного железняка. Гора Благодать дала название целому горному Гороблагодатскому округу, где, помимо Кувшинского завода находятся еще заводы: Верхне-Туринский (1739 г.), Баранчинский (1747 г.), Нижне-Туринский (1760 г.), Серебрянский (1764 г.) и Верхне-Баранчинский (1806 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1725 . Михаил, иеромонах. Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви (от 313 до 565 г). – Казань, 1901. – 258 с. 1726 . Могаричев Ю. М. Крым. «Пещерные города». – К.: Вища школа – XXI, 2010. – 280 с., илл. 1727 . Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь: Таврия, 1997. – 324 с. 1728 . Момина М. А. О происхождении греческой триоди//Палестинский сборник. – Л., 1986. – Вып. 28 (91). – С. 112–120. 1729 . Морозов М. А. Монастыри средневековой Византии: Хозяйство, социальный и правовой статус. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 174 с. 1730 . Мохов А. С. Византийская армия в правление Романа IV Диогена (1068–1071 гг)//АДСВ. – 2003. – Вып. 34. – С. 275–296. 1731 . Мохов А. С. Военная политика императоров-Пафлагонцев (1034–1042)//АДСВ. – 2005. – Вып. 36. – С. 145–170. 1732 . Мохов А. С. Военные преобразования в Византийской империи во второй половине Х – начале XI вв.//АДСВ. – 2004. – Вып. 32. – С. 14–34. 1733 . Мохов А. С. Командный состав византийской армии в XI веке: правление Романа III Аргира (1028–1034)//АДСВ. – 2000. – Вып. 31. – С. 173–197. 1734 . Мохов А. С. Командный состав византийской армии в 1055–1057 гг//АДСВ. – 2002. – Вып. 33. – С. 109–122. 1735 . Моця А. П. Кочевники Причерноморья на рубеже тысячелетий (венгры, печенеги, тюрки). – Николаев: МП «Возможности Киммерии», 1997. – 24 с. (Страницы истории Южной Украины). 1736 . Моця А. Южная «Русская земля». – К.; Сумы: МакДен, 2008. – 244 с., илл. 1737 . Мошин В. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI-XII вв.//Byzantinislavica. – Prague, 1947. – T. 9. 1738 . Мумриков А., Белицкая А. «Память и похвала» мниха Иакова и «Корсунская легенда». Две версии принятия христианства святым равноапостольным князем Владимиром в памятниках русской письменности XI-XIV веков//Богословские труды. – М., 1989. – Сб. 29. – С. 41–58. 1739 . Муратов М. Д. Евсевий Памфил . – М., 1881. 1740 . Мурзакевич Н. История генуэзских поселений в Крыму. – Одесса, 1837. – 91 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1726-м году разрешено было выкопать «в новозаведенном саду позади столярни, устуиив от прежнего канала на 4 сажени», пруд, размером в длину 22 и 13 сажень, в ширину с обеих сторон 15 сажень. Пруд захватывать 15 сажень уже выкопанного побочного огородного канала. У пруда был деревянный затвор для выпуска воды в прежний канал 2434 . В 1737-м году Монастырские крестьяне по наряду копали пруд при Монастыре на лугу по берегу Невы, «для содержания живой рыбы». Пруд был длиною 35 и шириною 20 сажень, а глубиною 4 аршина 2435 . В августе 1725-го года архитектор Швердфегер заявил, что «надлежит в Невском Монастыре против каменного здания от Черной речки близ дороги на лугу учинить для пристани судов гавань с каналом»; для устройства гавани необходимо вбить 1.200 свай разного размера; для канала – вынуть земли в длину на 60 сажень, в ширину на 6, в глубину на 1½ сажени; для гавани – в длину на 20, в ширину на 10. В конце августа были произведены торги на подряд по устройству гавани и канала 2436 . В 1727-м году, в мае, произведена была починка подемного моста на устье Черной рчки, при Неве, поврежденнаго от большой воды. Водою выворотило из земли целых 30 свай. Были забиты новые сваи, починен настил и сделаны новые перила 2437 . В 1730-м году, «за прошествием по постройке немалого времени и за гнилостью», мост был разобран «до фундамента и на прежних фундаментальных сваях из бревен и из досок построен мост вновь». В 1739-м году был капитальный ремонт моста 2438 . Мост имел по обеим сторонам 88 точеных крашеных баляс, сквозь которые, вместо перил, продеты были шесты в 2 яруса 2439 . В 1741-м году архитекторы, производившие осмотр монастырских строений, проектировали построить «супротив новой прешпективой дороги чрез Черную речку» каменный мост 2440 . У историка Петербурга Богданова значится только 1 мост чрез Черную речку в Александро-Невском Монастыре – подемный 2441 . В 1727-м году, по распоряжению архимандрита Петра, на новозаведенном монастырском огороде, что близ Семинарии, построены были «для приезжих крестьян с монастырскими припасами и без припасов, для своих нужд, и посторонним мимоедущим к постою, и на оной огород к собиранию назему», две избы и между ними сени с чуланами, и особо сарай для лошадей, – «да у тех изб к прешпективой дороге» 3 торговые лавочки» для продажи съетных припасов. Двор сдавали в аренду за 10 рублей в год, с правом выкапывать для отопления корчаги с огорода и с обязательством давать постой монастырским крестьянам, приезжающим с припасами, бесплатно 2442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010