Вахтанг VI, картлийский царь, писатель и ученый, в области внешней политики, вслед за своими предшественниками, продолжил линию на сближение с Россией. Он надеялся, «заручившись поддержкой могущественной державы, освободить Грузию от персидского господства и вернуть ей захваченные Турцией южно-грузинские области» [xxxviii] . Турецкая армия двинулась в Восточное Закавказье и в июне 1723 г. без боя заняла Тбилиси. Усложнение внешней и внутренней обстановки, невозможность Вахтанга VI противостоять турецкой агрессии заставили его в 1724 г. эмигрировать в Россию с семьей, в том числе сыновьями Бакаром и Георгием и большой свитой численностью около 1300 человек [xxxix] . «В Москве, куда эмигранты прибыли в начале [xl] 1725 г., они были приняты наследниками [xli] умершего незадолго до того Петра I [xlii] » [xliii] . Царь Вахтанг направлялся тогда из Астрахани в Петербург в сопровождении брата Симона, сына Бакара и свиты численностью ок. 100 человек [xliv] .   «В следующем году Вахтанг VI уже был вынужден поселиться в Москве, куда съехались все его приближенные. Для временного проживания Вахтангу VI было дано в Белом городе [xlv] подворье Рязанского архиерея [xlvi] …» [xlvii] . В результате этого население грузинской колонии в Москве увеличилось до трех тысяч человек. Таким образом, уже в начале XVIII в. население Грузинских слобод составляли более полутора тысяч жителей. Сегодня напоминанием о Грузинских слободах служат городские названия — Большая [xlviii] и Малая Грузинские улицы, Грузинский Вал, Грузинский переулок и Грузинская площадь [xlix] . В 1729 г. к Вахтангу VI перешло село Воскресенское. На постройку новых домов император Петр II (1727–1730) пожаловал грузинскому царю, кроме строительных материалов, большую в то время сумму денег — 10 тысяч рублей, и скоро по обоим берегам Пресни, до впадения ее в находящийся ныне на территории Зоопарка большой пруд, появились Грузинские слободы. К востоку до Земляного вала (ныне Садово-Кудринской улицы) находились пустыри и пахотные земли ямщиков Тверской-Ямской слободы. Между ними и Грузинскими слободами шла проселочная дорога, не раньше [l] середины XVIII в. превратившаяся в Большую Грузинскую улицу [li] . На плане Москвы 1739 г. появилась Малая Грузинская улица [lii] .

http://bogoslov.ru/article/3382618

67 Офицеры бомбардирской роты преимуществовали чином перед гвардейскими; так и Ганнибал, в общем списке Преображенского полка, числился с капитан поручиками. 68 Список лейб-гвардии преображенского полку господам штаб и обер-офицерам, состоящим в полку с 1702 по 1770 г. (современная рукопись, нам принадлежащая). 72 Кириллов: Цветущее состояние всероссийского государства. Сочинение 1727 г. Изд. 1831 г. кн. II с. 86. 74 Ласковский: Материалы для истории и инженерного искусства в России. Изд. 1865 г. ч. III. с. 9. 80 Люберас, барон Иоанн Людовик, уроженец лифляндский в чине инженер-майора строил ревельскую гавань, в 1714 г ; генерал-майор, с 1726 г.; ген. лейт. с 1739 г.; инж. генерал, с 1742 г.; ум. в 1752 – Бантыш-Каменскийй, в своем «Словаре», сбивает двух Люберасов, отца с сыном, в одно лицо. 90 Дуглас, граф Густав, родом Швед, начал службу при Фельдмаршале графе Рейншильде, быв адъютантом которого, взят в плен Русскими под Полтавой в 1709 г.; получил в управление завоеванную у Шведов Финляндию, в 1817 г.; пожалован ген. майором, 8 апреля 1725 г., ген. лейтенантом, 13 мая 1729 г. генералом, 12 марта 1738 г.; предан суду за изменническую переписку со Швецией, в 1740 г.; ум. под судом в 1741 г. 92 Левендаль, граф Вольдемар родом датский барон, начал службу на родину 15-ти лет, моряком, в 1714 г.; служив разным государствам, принят русским ген. лейтенантом в 1736 г.; пожалован генералом в 1740 г.; сделан саксонским графом и перешел на службу Франции в 1743 г., объявлен маршалом в 1747 г., ум. в 1755г. 94 Принц Людовик Иоанн Вильгельм, сын Фридриха-Якова, ландграфа гессен-гомбургскогго, род. в 1704 г.; прибыл в Россию в 1731 г., пожалован ген. майором в 1728 г., ген. лейтенантом в 1730 г., андреевской лентой в 1734 г., званием генерал-фельдцейхмейстера в 1735 г., чином Фельдмаршала в 1742 г., ум. в Берлине в 1745 г., был женат с 1738 г. на вдове княгине Анастасии Ивановне Кантемир, рожд. княжне Трубецкой; детей не оставил. 95 Голмер, Петр Петрович, начал службу в артиллерии в 1727 г.; штык-юнкер с 1728 г.; майор с 1740 г.; ген. майор с 1758 г.; ген. поручик с 1759 г.; ум. при имп. Екатерине II в 1760 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В нижних частях Поволжья и прикаспийских степях с конца XVII в. началось крещение калмыков, исповедовавших ламайскую веру. В 1700 г. из новокрещеных калмыков образовалось уже большое селение на р. Терешке. Хан Аюка сильно враждовал против России за крещение и прием своих подданных и требовал их к себе обратно, разорил самое селение их на Терешке. Русское правительство стало поэтому отсылать крещеных калмыков на жительство в Киев и к казакам в Чугуев. По смерти Аюки († 1722) и после крещения в Петербурге его внука Тайшина, Св. Синод решился отправить к калмыкам в 1725 г. особую миссию под начальством иеромон. Никодима Ленкевича. Миссия эта лет за 10 крестила до 1700 человек. В 1730-х гг., для облегчения крещеных калмыков от переселений, правительство, по мысли Никодима, дало им для жительства земли по Волге выше Самары, где для них основан был г. Ставрополь. Туг поселена и вдова Тайшина Анна со всей ее ордой. Никодим скончался в 1739 г. Трудами его преемника протоиерея Андрея Чубовского при имп. Елизавете обращено было еще до 6000 человек, в том числе множество калмыков из главных кочевьев их в астраханских степях и вдова тамошнего хана Дундука – Омбо с детьми. В 1740-х годах в Ставрополе заведена была русско-калмыцкая школа и появились переводы на калмыцкий язык Нового Завета и молитв. При Екатерине II дело христианской миссии ослабело и у калмыков. От притеснений русских чиновников множество из них уходило за Куму и Урал, где они снова обращались в старую веру. В 1771 г. разом ушло 30 000 кибиток к границам Китая. После этого, в предотвращение новых уходов, правительство стало обращаться с ними крайне осторожно и, чтобы не раздражать их, даже стеснило проповедь христианских миссионеров. При имп. Александре I на калмыцкий язык переведены были катехизис и Евангелие от Матфея, но очень неудачно и непонятно. Одно время за миссионерство у калмыков взялись было братья-гернгутеры из Сарепты, но не имели удачи; притом же их миссионерские подвиги в 1823 г. были остановлены правительством – обращенных ими калмыков указано присоединять к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

в 1610–1613 гг. – Псковская и Новгородская 3686 ; с 1616 г. – Псковская, Изборская и Нарвская; с 13.01.1764 – Псковская и Рижская; с 16.10.1799 – Псковская, Лифляндская и Курляндская; с 30.04.1833 – Псковская и Лифляндская; с 11.03.1850 – Псковская и Порховская; после 1918 г.– Псковская и Великолуцкая; Псковская и Торопецкая; Псковская и Порховская, паки (1944 г); с 21.03(03.04) 1990 – Псковская и Великолукская, паки 3687 . Викарные кафедры: Викариатство Псковской епархии, Псковская, Порховская, Белокопытская, Великолукская, Изборская. 04.1589 21.04.1592 Мисаил 16.02.1595 24.08.1608 Геннадий 10.1610 1613 (?) 11.07.1613 01.12.1615 06.07.1616 24.04.1623 12.10.1623 31.12.1626 01.01.1627 06.02.1634 06.07.1634 09.1649 Левкий 04.11.1649 Макарий 12.03.1665 06.09.1681 Арсений 06.09.1681 08.09.1690 Маркелл 01.02.1691 22.06.1698 Иларион Смирнаго 18.09.1698 01.01.1717 02.06.1718 25.06.1725 25.06.1725 08.1725 09.10.1725 13.04.1731 Рафаил Заборовский 13.04.1731 12.01.1739 17.01.1739 18.08.1745 Стефан Калиновский 18.08.1745 22.02.1754 02.04.1758 15.09.1761 Вениамин Пуцек-Григорович 07.10.1761 22.06.1763 04.10.1763 11.10.1798 11.10.1798 30.08.1814 Ириней Клементьевский 30.08.1814 02.02.1815 Мефодий Смирнов 15.02.1815 07.02.1816 07.02.1816 24.01.1822 27.02.1822 30.09.1825 30.09.1825 10.05.1834 12.05.1834 27.08.1849 11.03.1850 15.04.1856 15.04.1856 06.07.1862 27.09.1862 22.04.1869 07.07.1869 23.01.1882 Павел II Доброхотов 06.03.1882 16.02.1885 Нафанаил II Соборов 09.03.1885 17.08.1893 03.09.1893 02.03.1902 Антонин Державин 16.03.1902 05.12.1903 Сергий Ланин 05.12.1903 05.11.1910 05.11.1910 17.04.1912 Алексий Молчанов 17.04.1912 Геннадий II Туберозов, паки (?) 21.08(03.09)1923 12.1924 16(29)09.1927 30.10(12.11)1935 12(25)11.1935 30.11(13.12)1935 17(30)11.1935 29.07(11.08)1936 15(28)10.1940 (08.1941 16(29)04.1944 13(26)05.1944 25.08(07.09)1945 25.08(07.09)1945 08(21)10.1949 08(21)10.1949 29.10(11.11)1954 29.10(11.11)1954 20.02(05.03)1959 Иоанн Разумов 20.02(05.03)1959 08(21)06.1960 08(21)06.1960

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ II католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (Грузинская Православная Церковь) (ок. 1738). Вступил на престол первоиерарха Вост. Грузии после кончины католикоса-патриарха Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) (1725-1737). Купчая грамота - единственный сохранившийся документ, в котором К. упомянут как католикос-патриарх («всей Грузии»), датирован 2 февр. 1738 г. (Документы. 1940. С. 274-275); автограф К. стоит между подписями Отара Алексишвили и Парсадана Цицишвили. В 1738 г., узнав о кончине католикоса-патриарха Виссариона, в Грузию вернулся Доментий IV (Багратиони) , возглавлявший Церковь Вост. Грузии в 1705-1725 гг. После отъезда в Россию в 1725 г. царя Картли Вахтанга VI (1716-1724) он оставил управление Церковью и уехал в Стамбул. Доментий IV вновь занял престол католикоса-патриарха и правил Церковью Вост. Грузии до 1741 г. На нескольких документах начиная с 1739 г. стоит подпись некоего «архиепископа Картли Кирилла». Поскольку о др. архиерее с таким именем сведений за этот период нет, мн. исследователи, ссылаясь на то, что в стране с установлением непосредственного правления сначала османов, затем персов (1723-1744) наблюдался определенный политический и церковный хаос, считают, что К. после возвращения Доментия IV был переведен на место архиепископа Картли и сведения из этих источников касаются именно его. Так, на документе от 5 марта 1739 г., отправленном католикосом-патриархом Доментием IV еп. Урбнисскому Николаю (Херхеулидзе; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Николай X ), К. поставил подпись в числе архиереев, представителей духовенства и светских лиц Вост. Грузии (ПГП. 1970. Т. 3. С. 742). По содержанию этот документ связан с другим, который был выдан католикосом-патриархом Доментием IV архиереям Картли и подписан в т. ч. и К. (Там же. С. 762). По мнению И. С. Долидзе , документ был составлен в том же 1739 г., однако ученый датировал его 1740-1741 гг. (Там же. С. 1187). Подпись К. как свидетеля стоит также под документом мон. Елены, отправленным архиепископу Алавердскому и датируемым 1746 г. (Там же. С. 791). Ист.: Документы социальной истории Грузии (XV-XVIII вв.)/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тбилиси, 1940 (на груз. яз.). Лит.: Качарава Э. Кириле II//Католикосы-Патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 121 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ см. Грузинская Православная Церковь. Часть I, Грузинская Православная Церковь. Часть II, Грузинская Православная Церковь. Часть III ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/1840401.html

Кроме перечисленных нами мелких произведений по русской церковной истории, преосв. Макарию бесспорно принадлежит еще одно небольшое церковно-историческое исследование, которое было напечатано им в своем академическом журнале. Разумеем «Обозрение священных древностей, находящихся в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре» 678 . Здесь говорилось: 1) о мощах угодников Божиих и других священных останках, 2) о крестах, 3) евангелиях, 4) иконах и 5) колоколах. Считаем необходимым заметить здесь, что преосв. Макарий занимался одно время и составлением истории Александро-Невской лавры. В его бумагах мы нашли два плана для этой истории. Первый план был такой: А (1710–1725: 1) основание лавры: место, время, средства для строения и содержания; 2) внутреннее устройство: а) устав б) чиноначалие лавры в) место в составе иерархии и число братии, 3) перенесение мощей св. благоверного князя Александра Невского; 4) значение лавры для народа: а) многие богомольцы посещают ее и сам Петр Великий, б) типография в) место погребения даже для царских особ. Б) 1725–1775 г.: 1) внешнее строение и устройство: а) медленность и неудачи б) кто заведовал строениями 2) внутреннее устройство: а) измена в настоятелях, б) число братий, 1) рака св. Александра Невского от императрицы Елисаветы, другие священные дары и вообще святыни лавры; 4) значение Лавры для народа: а) погреб, б) типогр. в) училище на счет Лавры. В) 1775–1797 г. 1) сооружения при Гаврииле: а) собор б) его освящение в) перенесение мощей г) подарки Екатерины II 2) внутреннее устройство и 3) значение а) прежнее б) семинария в самой лавре Г. 1797–1850 г., где также намечались три пункта: внешнее устройство, внутреннее устройство и значение лавры. В самом начале этого плана рукою преосв. Макария было замечено: «нет, см. другой, лучший план в конце листа». Этот лучший план был следующий: 1) период первый (1710–1739 г.): Александро-невский монастырь занимает первое место в ряду монастырей, хотя под властью Архимандритов 2) период второй (1739–1797 г.): занимает второе место, но уже под властью архиереев 3) период третий (1797–1850 г.): занимает третье место, но называется лаврою и состоит под властью митрополитов. В первый период положено основание всего, что ныне есть в монастыре; во второй – все это устроилось и устроялось; в третий – только поддерживается и усовершается... ΝΒ. Когда киновия?» Делал-ли что либо преосв. Макарий по осуществлению своих планов истории Александро-Невской Лавры, неизвестно. По крайней мере, мы не встречали ни печатных, ни рукописных статей преосв. Макария по истории Александро-Невской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

По данным совр. исследователей рукописного наследия К.-М. а., сохранились записи порядка 30 курсов философии, прочитанных с кон. 30-х гг. XVII до нач. 50-х гг. XVIII в. (их основной корпус находится в НБУВ ИР). Наиболее ранние из них - курсы еп. Иосифа (Кононовича-Горбацкого) («Subsidium Logicae», 1639-1640) и архим. Иннокентия (Гизеля) (1645-1647), впервые изложившего не только диалектику и логику, но и физику и метафизику («Opus totius philosophiae», 1646-1647). После довольно продолжительного перерыва в деятельности К.-М. а. в период руины (с 60-х до 80-х гг. XVII в.) преподавание философского курса возобновляется с сер. 80-х гг. XVII в., приобретая полновесный и систематический характер. Убедительным свидетельством этого являются рукописи философских курсов митр. Иоасафа (Кроковского) (читал лекции, вероятно, в 1684-1686, 1686-1688), митр. Стефана (Яворского) (1691-1693), игум. Прокопия (Калачинского) (1693-1695), игум. Иннокентия (Поповского) (1699-1702), игум. Христофора (Чарнуцкого) (1702-1704), иером. Илариона (Ярошевицкого) (1704-1705), архиеп. Феофана (Прокоповича) (1706-1708), игум. Сильвестра (Пиновского) (1711-1713; возможно, курс 1713-1715 гг.), архиеп. Иосифа (Волчанского) (1715-1717; 1717-1719), игум. Илариона (Левицкого) (1719-1721; 1723-1725), архиеп. Платона (Малиновского) (1721-1723), еп. Амвросия (Дубневича) (1725-1727; 1727-1729), архиеп. Стефана (Калиновского) (1729-1731), игум. Иеронима (Миткевича) (1733-1735), архим. Сильвестра (Кулябки) (1735-1737; 1737-1739), архим. Михаила (Козачинского) (1739-1741; 1741-1743; 1743-1745), архим. Гедеона (Сломинского) (1745-1747), свт. Георгия (Конисского) (1747-1749; 1749-1751). Тезис в честь ректора игум. Прокопия (Калачинского). Гравюра. Нач. XVIII в. Тезис в честь ректора игум. Прокопия (Калачинского). Гравюра. Нач. XVIII в. Важным источником для изучения философского наследия К.-М. а. являются тезисы, выносившиеся на философские диспуты. Среди описанных в лит-ре - 7 печатных, являющихся памятниками гравюрного искусства (к 2013 местонахождение большинства из них неизв.; в полном виде, содержащем не только изображение, но и текст, уцелели лишь философские и богословские тезисы 1691 г., защищенные под рук. о. Силуана (Озёрского), курс к-рого не сохранился, и философские тезисы 1708 г., защищенные под рук. архиеп. Феофана; известные среди искусствоведов как «Коклюзия Обидовского» и «Тезисы в честь И. Мазепы», указанные экземпляры находятся соответственно в Отделе эстампов РНБ в С.-Петербурге и в Народном музее в Варшаве), а также 6 рукописных (выявлены среди философских курсов кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., хранящихся в НБУВ ИР).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

33)  Тит (в миру Тимофей) Русичевский, младший брат Иуста (род. в 1709 г.), русскому языку учился в Прилуках, а латинскому, философии и богословию в Киевской Академии; монашество принял 23 дек. 1738 г. 114 ; впоследствии он был учителем в Киевской Академии; 1 сентября 1741 г. (уже тогда иеромонах) Т. Р. был послан в Смоленск, по письменному требованию епископа Гедеона Вишневского, был там, учителем семинарии, а потом, по особым обстоятельствам, был отправлен в Московский Симонов монастырь 115 .                        34)    Геласий (в миру Григорий) Маляховский, сын шляхетский из м. Паволоч, род. в 1710 г., в 1725 г. «поступил       в Киевскую Академию, где», – как он сам писал в своем, прошении о принятии в монастырь, – «школы трактовал по философию» 116 . 28 мая 1740 он был принят в лавру. 10 марта 1742 г. монах Геласий просил архим. Тимофея Щербацкого «посвятить его хотя в иеродиакона» 117 . Впоследствии Г. М., в сане иеродиакона, был учителем Троицкой в Москве и Смоленской семинарии 118 . 35)   Фалалей (в миру Феодор) Падуновский, священнический сын из польского м. Шепетовки, род. в 1707 г, учился «русскому и латинскому письму», в 1739 г. просил, архим. Илариона Негребецкого о принятии его в монахи и 29 авг. 1739 г., действительно, был принят, а в 1741 г. был пострижен в монашество 119 . 36)    Анания (в миру Андрей) Мокрицкий, священнический сын из польского с. Мервич, род. в 1696, из латинских училищ принят в монахи в 1741 г. 120 37)   Гаведдай (в миру Григорий) Ильницкий, сын шляхтича из польского г. Яворов, род. в 1688 г., учился «русскому и латинскому письму», в феврале 1739 г. просился в лавру и в 1743 г. принял монашество 121 . 38)   Тимофей Александрович, священнический сын из с. Омбиша Нежинского полка, в 1743 г. принял монашество («с келии экклесиарха»). Впоследствии он был одним из выдающихся учителей Академии Киевской, но, к сожалению, скоро умер (21 октября 1746 г. 122 ).                  39)   Евникиан (в миру Евстафий) Царогородский, который в 1742 г. 25 января просил о принятии его в монашество 123 и в первых числах января 1743 г. был пострижен в мантию и был отправлен в Троице-Сергиев монастырь 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

В 1742-м году опять поднялась до 220-и рублей 2677 . Сбор шел на починку моста и дороги 2678 . С 1725-го года дорожный сбор с Невского проспекта, возросший в предшествующие годы до 60-и рублей, резко пал: в 1725-м году до 18-и рублей 86½ копеек, в следующем году 9 рублей 93 копейки, далее 13, 14 и 17 рублей с копейками. В итоге, к 1729-му году монастырский расход по устройству и содержании дороги превышал приход, считая и содержание сборщиков, на 922 рубля 8 копеек 2679 . В 1728-м году сборвщикам у рогаток по прешпективой дороге дана была особая инструкция 2680 . Так как перспектива вела к Александро-Невскому Монастырю, то обложение проезда по ней пошлиною не могло не отражаться на числе Богомольцев в Монастыре, и в августе 1725-го года Святейший Синод решил было возбудить ходатайство об отмене сбора за проезд по проспекту 2681 . Сбор за проезд по прешпективой дороге взимали до 1730-го года, а в этом году сбор прекратили 2682 . Но потом опять стали собирать деньги за проезд и в 1742-м году собрано было 67 рублей. Решено было сдать сбор на откуп, двукратно выставляемы были «билеты» с вызовом охочих людей, но никем не было заявлено желания взять дорогу на откуп 2683 . Лавки приносили аренды от 21-го до 30-ти рублей в год. Одна лавка – «от Канцелярии», «за теснотою под Канцелярией места», была сломана 2684 . В1741-м и 1742-м годах были сданы только две лавки, 3-я и 6-я, остальные 7 «стояли праздны» 2685 . Кирпич выделывался на Чернорецких заводах – ординарный железный, полужелезный, красный и алый. Заготовленный по контракту 1738-го года миллион оказался невполне удовлетворительным «за неприлежным смятением глины» 2686 . В период с 1730-го по 1733-й год с Чернорецких монастырских кирпичных заводов было продано желтого и белого кирпича, негодного для монастырских строений, купцу Лапшину и майору Андрею Бестужеву 78.800 штук на 120 рублей 2687 . В 1737-м году Александро-Невский Монастырь, вместе с Новгородскими и Троице-Сергиевым, был привлечен к участию в уборке Новгородских казенных лугов, на которых собиралось до 700.000 пудов сена. В 1739-м году он должен был выслать 100 человек косцов, в 1740-м году – 300, да поставлено было лошадей на корм 367. В первый год уборки Монастыри потеряли до 10.000 рублей и долго хлопотали о сложении этой недоимки. В 1742-м году луга сданы были в аренду частному лицу 2688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

колокольни, как правило, шатровые в храмах XVII в., иногда в неск. ярусов с завершением в виде шпиля. Церковь в честь Сретения Господня Спасо-Преображенского мон-ря. XVIII в. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Сретения Господня Спасо-Преображенского мон-ря. XVIII в. Фотография. 2003 г. Действующие храмы Вел. Устюга: собор св. Прокопия Устюжского (в совм. пользовании с ВУИАХМЗ), в нижнем этаже ц. св. Симеона столпника (верхний этаж - территория ВУИАХМЗ) и кладбищенская ц. свт. Стефана Пермского. Среди крупных зданий традиц. типа - монастырские соборы в честь арх. Михаила (1653-1656) в Михаило-Архангельском (недействующий, в наст. время размещается автотехникум), во имя Св. Троицы (1659-1701) в Троице-Гледенском (недействующий), в честь Преображения Господня (1689-1696) Спасо-Преображенского мон-ря. Облик четверика с 5 главами имеют также ц. во имя св. Димитрия Солунского (1700-1709) в Дымковской слободе на противоположном берегу р. Сухоны и ц. во имя Жен-мироносиц (1714-1722); некогда имела 5 глав холодная ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1696-1703; недействующая). Большая часть храмов в стиле «нарышкинского барокко» была возведена на набережной, сохранились, напр., ц. Николы Гостунского с отдельно стоящей колокольней (кон. XVII - 1-я треть XVIII в., ныне выставочный зал ВУИАХМЗ), ц. во имя прор. Илии (1695; 1736-1745), ц. во имя Сретения Господня (1725-1739) бывш. Спасо-Преображенского мон-ря, ц. Симеона столпника с отдельно стоящей колокольней (1725-1728; 1736-1740; 1765), ц. прп. Сергия Радонежского (1739-1747) в Дымковской слободе. Среди немногих церковных построек XIX в. следует отметить теплую ц. Покрова Пресв. Богородицы (1884-1888) на Городище, к-рая некогда составляла единый комплекс с разобранной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского (1698-1704) и ц. во имя свт. Стефана Пермского на кладбище. Церковь в честь Вознесения Господня. 1648 г. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Вознесения Господня. 1648 г. Фотография. 2003 г. Самый ранний храм из сохранившихся каменных храмов Вел.

http://pravenc.ru/text/150143.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010