1. Софроний (Подгоричанин) 1710 -1711 2. Викентий (Попович) 1711 -1725 3. Моисей (Петрович) 1725 -1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 -1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 -1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 -1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 -1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774-1780 10. Моисей (Путник) 1781 -1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790-1837 12. Стефан (Станкович) 1837 -1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 -1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 -1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 -1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 -1879 4. Герман (Ангелич) . 1881 -1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 -1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 -1913 III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 -1735 2. Савва 1735 -1766 -1781 3. Св. Петр I 1781 -1830 4. Петр II 1833-1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863 -1882 7. Виссарион 1882 -1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 -1930 2. (40) Варнава 1930 -1937 3. (41) Гавриил 1937 -1950 4. (42) Викентай 1950 -1958 6. (43) Герман 1958 -1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958 -1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор-ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Далее ученые диссертации, критические исследования о подлинности и неподлинности, объяснительные примечания и замечания на полях, описания манускриптов, использованных при издании, несколько указателей. Из этих подвижников науки необходимо назвать следующие имена: Jean Lucasd’Achery (Dacherius, † 1685: Spicilegium, sive collectio veterum aliquot, scriptorum etc.) Jacquesdu Frische († 1693: Амвросий), Thiery Ruinart († 1709: Actamartyrum sincera), Réné Massuet († 1716: Ириней), Jean Martinay († 1717: Иероним), Ant. Aug. Touttee († 1719: Кирилл Иерусалимский ), Pierre Coustant († 1721: Иларий Пиктавийский ), Denysle Nourry († 1724: Амвросий), Denysde Sainte-Marthe (Sammarthanus, 1 1725: Григорий Великий ), Julien Garnier († 1725: Василий Великий ), Charlesdela Rue († 1739: Ориген ), Bernardde Montfaucon († 1741: Афанасий, Иоанн Златоустый ), Prudence Maran († 1762: Кирилл Иерусалимский , Киприан, Иустин), Charles Clemencet († 1778: Григорий Богослов ). Другие ордена более или менее успешно соревновали мавринам, особенно иезуиты; из них более известны: Frontonle Duc (Ducaeus † 1624: Иоанн Златоустый , Иоанн Дамаскин ), UakobGremser († 1625), Jacques Sirmond († 1651: многочисленные отдельные издания), Бельгиец Jean Boiland († 1665: Acta Sanctorum), Jean Garnier († 1681: Феодорит Кирский ), Доминиканец François Combefis († 1679: Максим Исповедник ); частные ученые Jean Bapt. Cotelier († 1686: Patres Apostolici; Ecclesiae grecae monumenta), Étienne Baluze († 1718) и другие. По мере опубликования в печати отдельных патристических произведений, мало-помалу стали соединять накопившийся и разбросанный материал в сборники, в которых литературное наследие Древних веков располагалось то по времени происхождения и языку, на которых написаны произведения, то по разным Богословским дисциплинам. Эти сборники носят различные наименования: Bibliotheca, Monumenta, Spicilegia Patrum, Analecta vetera, Collectana veterum monumentorum и тому подобное. Сборники начали появляться довольно рано и частью преследовали научные цели, частью имели в виду удовлетворить практическим потребностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Игумен Петр (Котляревский) писал в реестре, что приобрел " пять запанок, больших, круглых, с разными камушками " , из которых на похищенное место к местному образу Владимирской Богоматери приложил в низанное ожерелье три запонки, четвертую положил в ризницу, пятую оставил у себя. " При образе Марии Египетской серьги серебряные с изумрудами и жемчужками; оставшегося от низания ожерелья вкладного крупного жемчугу 18 зерен, который дан вдовою княгинею Дарьей Голицыной. Оставшегося мелкого жемчуга, данного от госпожи Агриппины Потаповой Головиной, 57 зерен; три камня изумрудных, пять зерен (украшений) даны от вдовы Анны Михайловны Долгоруковой " . Указаны в реестре разные церковные ткани и богослужебное облачение (епитрахили, поручи, стихари, воздухи, ризы). Среди пожертвователей указаны " князь Александр Никитич Прозоровский, вдова Настасья Акиндиева " По документам 1740 года, монастырских вотчин, дворов в Сретенской обители не В книге " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви " П. Строева указывается, что игумен Петр (Котляревский) был настоятелем Сретенского монастыря до 1742 Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913. С. 170-171. Там же. С. 288. Там же. С. 290. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725 г. СПб., 1897. С. LXV. Приложение 6. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. С. 450. Там же. С. 458. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 14: 1734 г. СПб., 1910. С. 120. Дело N 100. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 18: 1738 г. СПб., 1915. С. 434-435. Дело N 304. Там же. Там же. С. 682. Дело N 475. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. СПб., 1913. С. 308. Дело N 185. Цата - драгоценная подвеска, которая вешается под ликом на иконе. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. С. 383-384. Дело N 257.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Игумен Петр (Котляревский) писал в реестре, что приобрел «пять запанок, больших, круглых, с разными камушками», из которых на похищенное место к местному образу Владимирской Богоматери приложил в низанное ожерелье три запонки, четвертую положил в ризницу, пятую оставил у себя. «При образе Марии Египетской серьги серебряные с изумрудами и жемчужками; оставшегося от низания ожерелья вкладного крупного жемчугу 18 зерен, который дан вдовою княгинею Дарьей Голицыной. Оставшегося мелкого жемчуга, данного от госпожи Агриппины Потаповой Головиной, 57 зерен; три камня изумрудных, пять зерен (украшений) даны от вдовы Анны Михайловны Долгоруковой». Указаны в реестре разные церковные ткани и богослужебное облачение (епитрахили, поручи, стихари, воздухи, ризы). Среди пожертвователей указаны «князь Александр Никитич Прозоровский, вдова Настасья Акиндиева» . По документам 1740 года, монастырских вотчин, дворов в Сретенской обители не имеется . В книге «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» П. Строева указывается, что игумен Петр (Котляревский) был настоятелем Сретенского монастыря до 1742 года . Иеромонах Иоанн (Лудищев) 12 ноября 2009 г. Рейтинг: 7.4 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725 г. СПб., 1897. С. LXV. Приложение 6. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 14: 1734 г. СПб., 1910. С. 120. Дело 100. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 18: 1738 г. СПб., 1915. С. 434–435. Дело 304. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. СПб., 1913. С. 308. Дело 185. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. С. 383–384. Дело 257. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря. М., 1885. С. 13. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 20: 1740 г. СПб., 1908. С. 570. Дело 563.

http://pravoslavie.ru/32670.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ИЛЛЯШЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Антоний (Илляшевич) Антоний (Илляшевич) (+ 1755 ), епископ Вятский и Великопермский . Родился в г. Стрый Русского воеводства Польского королевства . Обучался в Киевской духовной академии . По окончании был начальником разных учебных заведений. В 1724 году пострижен в монашество   настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря игуменом Гедеоном (Маркевичем) .  6 августа 1725 года рукоположен во иеродиакона , а 7 августа - во иеромонаха  епископом Корельским Иоакимом в соборе свв. Петра и Павла в Санкт-Петербурге. 10 февраля 1731 года приехал " из Польши в Россию " из Троицкого Марковского монастыря. В  1734 году упоминается наместником Московского Новоспасского монастыря . Был прислан в Синод в Петербург под стражей и в кандалах . 1 мая 1734 года направлен для служения во флоте иеромонахом. В 1739 году возведён в сан архимандрита   Московского Новоспасского монастыря , определён членом духовной дикастерии. 19 сентября 1739 года определён присутствующим в Московской канцелярии Святейшего Синода. 25 мая 1748 года хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского . Скончался 16 ноября 1755 года. Преосв. Антоний, сам будучи ученым, с уважением относился и ко всем ученым. Управляя Вятской епархией, он заботился об украшении церквей, о развитии проповедничества среди приходского духовенства, о благоговейном совершении церковных богослужений. Он трудился в деле обращения вогулов в православие, для новообращенных строил особые церкви. Преосв. Антоний имел прекрасные душевные качества. Это был человек умеренный, " наблюдал чистоту без великолепия, обилие без роскоши, строгость без жестокости, однако чрез подчиненных своих, которые по причине его смирения могли свободно предпринимать все по своей воле, введен был в непринадлежащие ему хлопоты " . Жизнь этого епископа весьма трогательна и поучительна. " Святитель Антоний, по выражению современника, был просто замучен и перетерт между двух ножниц " .

http://drevo-info.ru/articles/13493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Юшкевич Андрей; ок. 1690, Малороссия - 17.05.1745, С.-Петербург), архиеп. Новгородский и Великолуцкий. Учился в католич. школах Польши, затем в КДА, в к-рой был оставлен преподавателем. В 1725 г. в одном из киевских мон-рей пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха, в 1731 г. назначен настоятелем виленского в честь Сошествия Св . Духа на апостолов мон-ря . В июле 1732 г., после захвата обители польск. войсками, А., ревностно отстаивавший Православие, был подвергнут притеснениям и даже избит. 10 июня 1734 г. «за утеснения от Польши» А. был вызван в С.-Петербург, назначен настоятелем московского Симонова Нового мон-ря с возведением 4 июня 1734 г. в сан архимандрита. 27 июля 1734 г. назначен членом Святейшего Синода вместо архим. Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Платона (Малиновского) . 28 мая 1735 г. получил от Синода поручение участвовать в исправлении слав. текста Библии. 2 февр. 1736 г. А. был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Восстановил и благоукрасил вологодский Софийский собор, реформировал ДС, вызвав преподавателей из КДА. С 1739 г. присутствующий в Святейшем Синоде. В день венчания Анны Леопольдовны с Антоном Ульрихом Брауншвейгским произнес «Слово» (СПб., 1739), тираж к-рого после воцарения Елизаветы Петровны изымался и уничтожался. 29 мая 1740 г. переведен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру, в связи с чем стал Председательствующим в Святейшем Синоде. 3 авг. 1740 г. возведен в сан архиепископа. Основал и покровительствовал Новгородской ДС, к-рая открылась 30 окт. 1740 г. в Антония Римлянина новгородском мон-ре . Пожертвовал семинарии личную богатейшую б-ку. Добивался возвращения Валдайскому мон-рю старорус. вотчин и соляных заводов. Приобрел репутацию приверженца Анны Леопольдовны и противника воцарения Елизаветы Петровны, однако после дворцового переворота 1741 г., возведшего на престол Елизавету, произнес «Слово» (СПб., 1741), в к-ром сравнил переворот с избавлением Церкви от врагов благочестия.

http://pravenc.ru/text/114422.html

Во исполнение его, в январе 1733 года был отправлен в Псков в учители иеромонах Киево-печерской лавры Манассия Косач, которому вручено 170 детей во Пскове и положено жалованья по 100 руб. в год и казенный стол. Вместе с Манассией приехал также студент Стефан Леваковский 492 ). В 1733 году открыт был в Псковской семинарии латинский класс 493 ), а в 1737–8 году классы открыты были уже по реторику 494 ). 6 июля 1737 года, вследствие просьбы преосвященного Псковского Варлаама, отпущен был в Псков в учители студент богословия Киевской Академии Григорий Андриевский 495 ), который и был здесь «директором» Псковской семинарии, а после пострижения в монашество с именем Геннадия сделался первым ее ректором 496 ). В 1748 году он читал здесь курс философии и вместе был архимандритом Псково-Печерского монастыря 497 ). Скончался в 1769 году в сане Костромского епископа 498 ). 18) Устюжская семинария. В 1725 году в Устюжскую архиерейскую школу собрано было 15 человек учеников, а к 1728 году она закрыта, за неимением учителей 499 ), и преобразована в семинарию в 1738 году преосвященным Лукою Конашевичем 500 ). В 1739 году вызван был учителем в эту школу Евстафий, в монашестве Епифаний Могилянский, начавший образование в Киевской Академии, а окончивший его в Харьковском коллегиуме 501 ). Из последующих учителей известны: Симеон Алексеев, из студентов Московской Академии, в 1742–44 годах учивший по фару включительно, и священник Михаил Никитин, в 1744–45 году преподававший все науки по пиитику 502 ). От 1746 года сохранилась латинская пиитика, преподанная в Устюжской семинарии 503 ). 19) Тобольская семинария. В 1727 году учителем Тобольской архиерейской школы был некто Michaylo Lukaszewicz 504 ). Преобразована она в семинарию в 1739 году Тобольским митрополитом Антонием Стаховским. В донесении своем Св. Синоду от 28 октября 1738 года, на требование открыть семинарию он писал следующее: «Еще и то не без препятствия, что здесь учителей искусных не имеется. А которые ныне обучают, и те только на одном славянском языке чтению и писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В конце патриаршего периода открывались уже довольно часто желания веры христианской в калмыках, – монголах по происхождению, ламайцев по вере. Проживали они в нижних частях Поволжья и Прикаспийских степях. В 1700 г. из новокрещенцев образовалось уже большое село на р. Терешке. Хан Аюка сильно враждовал против России за это крещение и прием своих подданных. По внушению жрецов (гелюнгов) он сжег селение и увел калмыков обратно в улусы. Однако калмыки продолжали стремиться к вере. Крещеных калмыков стали посылать на Дон к казакам. В 1710 г. перешло на Дон 10000 калмыков. Аюка жаловался на это. Казакам приказано было не принимать подданных хана без его позволения, но крещеные не были возвращены ему, а поселены в Киеве. По договору царя с Аюком назначено вознаграждать улусного владельца 30 руб. за каждого крещеного калмыка, становившегося через крещение свободным. Более или менее точно соблюдалось это до имп. Екатерины II. В 1725 г. позволено было крещеных калмыков определять на службу в Чугуев. По смерти честолюбивого Люки в 1724 г., внук его Тайшим крестился в Петербурге. Он кочевал с 344 кибитками (семьями) около Астрахани. Император Петр Великий был его восприемником и подарил ему походную церковь . Св. Снод подарил для походной церкви хана Петра Петровича глазетовую одежду на престол, подризник, поручи и палицу с изображением Одигитрии. Принятию ханом христианства способствовал иеромонах Никодим (Ленкевич), хорошо знавший местный язык и поставленный во главе миссии отправленный Снодом в 1724 г. с обстоятельною инструкциею. Миссия эта в течение 10 лет крестила до 1700 человек. В 1730 г. правительство для облегчения новокрещенцев, по почину о. Никодима, дало им земли по Волге выше Самары, где для них основан был г. Ставрополь. Тут поселена была и вдова Тайшины Анна, со всей ея ордой. Калмыкам именно желательно было жить вместе, не быть переселяемыми в разные места. Никодим крестил всю орду. Миссия была расширена. Прежде-крещеные калмыки могли, по желанию своему, войти в состав той же орды. Снод приказал о. Никодиму, посвященному в архимандриты, оставаться при княгине для оглашения желающих креститься. Определены были священники с походными церквами для объездов по улусам. Кроме того, был назначен переводчик для перевода Нового Завета и молитв на калмыцкий язык. Крещеные калмыки уже в 1739 г. помогали усмирению башкирцев. Архим. Никодим скончался в 1739 г. (Архиеп. Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Первым настоятелем Исаакиевского собора был, сколько известно, 1) протопоп Алексей Васильев. Он настоятельствовал с 1720 г. по 1727 год. По крайней мере, о каком-либо другом, предшествовавшем Васильеву исаакиевском протоиерее нет сведения. Протопоп Алексей Васильев подписался под указами Святейшего Правительствующего Синода, ноября 23 дня 1724 года, о нехождении без зову «на беды и ассамблей», от 11 января 1725 года «о воспрещении разговаривать во время Божественной службы», и от 4-го февраля 1727 года, «о неслужении панихид в воскресные и праздничные дни». В прошении Исаакиевского собора диакона Иоанна Семенова от 22-го ноября 1728 года об увольнении его на родину, в Воронежскую епархию, говорится, что этот диакон в 1720 году взят из Воронежа в Петербург по прошению соборного Исаакия Далматского, бывшего протопопа Алексея. 2) Иосиф    Тимофеев Чедневский первоначально, с 1721 года, был в звании священника при Исаакиевском соборе, а с 1727 года протоиереем. Июля 7-го дня 1735 года по высочайшему повелению взят ко двору, в церкви Ее Императорского Высочества цесаревны Елисаветы Петровны и удостоен быть ее духовником на место умершего Ее Высочества духовника Константина Федорова. Чедневский умер 13-го апреля 1736 года и погребен в Александро-Невской лавре. Записан в метрической книге Исаакиевского собора. 3) Василий Павлов Терлецкиий первоначально был священником в Троицком соборе на Петербургской стороне до 26-го июля 1721 года; потом переведен к Сампсониевской церкви, а отсюда, по именному Ее Императорского Величества указу в 1736 году, перемещен на вакансию протоиерейскую к Исаакиевскому собору, и 5-го декабря этого года в преклонных уже летах произведен в протоиереи преосвященным Аароном, архиепископом Архангелогородским и Холмогорским. В исповедной росписи Исаакиевского собора за 1737 год означено ему 80 лет, а жене его Пелагии Васильевой – 70 лет. Имел свой двор. Был протоиереем до 1741 года. 4) Протопоп Петр Яковлев. В Исаакиевский собор перемещен из Московской епархии, из Анненгофа, по определению святейшего Синода от 22 июня 1739 года на священническую вакансию, открывшуюся за перемещением 2 мая 1739 года Исаакиевского собора священника Иоанна Алексеева в звание ключаря в большой Московский Успенский собор (еще при жизни протоиерея Терлецкого).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1731-м году Адмиралтейская Коллегия возбудила вопрос об устройстве на морском корабельном дворе церкви. По справке у соседних церквей, оказалось, что ближайшими церквами к морскому двору являются Исаакиевский собор и Вознесенская церковь , – первый в расстоянии 400-т сажень «через реку» и вторая – в расстоянии 190-и сажень. Причт Исаакиевского собора признал для себя невозможным совершать требы на корабельном дворе за дальностью расстояния. А причт Вознесенской церкви заявил, что он мог бы совершать требы на корабельном дворе, «кроме часовенной службы»; двор «письменно числился» в приходе Вознесенской церкви и только с 1732-го года исключен из ведомостей в виду того, что обыватели двора «Вознесенских священников ни с какими требами в тот двор не зывали». В 1733-м году вновь был возбужден Адмиралтейской Коллегией вопрос об устройстве на корабельном дворе церкви. Проектировано было при адмиралтейской часовне соорудить полотняную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В это время – с 22-го сентября 1732-го года – на корабельном дворе был уже свой белый священник, который и положил начало приходу 2273 . В Ревеле был морской гошпиталь, при котором иеромонахи и оставались на зиму 2274 . Впоследствии это место сделалось постоянным 2275 . До 1739-го года здесь служил иеромонах Никандр Златоустовский. а с 1739-го года иеромонах Мелхиседек. Был гошпиталь и в Кронштадте. С 1725-го года обер-иеромонахом был состоявший в Ревельской эскадре иеромонах Иустин (Рудзенский). Он скончался 10-го апреля 1727-го года 2276 . Некоторое время после его кончины обер-иеромонаха не было и был только командующий – иеромонах Иона (Ключарев) Казанский, все время с 1720-го года остававшийся во флоте 2277 . 18-го декабря 1727-го года и он скончался 2278 . У него в Симбирске были 2 сына. В некоторых документах он именуется и обер-иеромонахом 2279 . Его место в эскадре заступил иеромонах Исаия (Волошенин) 2280 . Он оставался без утверждения в виду неопределенных о нем сведений из Иностранной Коллегии 2281 . В кампанию 1729-го года «начальником над прочими» назначен иеромонах Лука головщик 2282 . Однако, в 1730-м году «командующим?»» в Ревеле опять был иеромонах Исаия 2283 . Но в 1731-м году он был вовсе отрешен от эскадры 2284 . В 1731-м году назначен обер-иеромонахом состоявший в Ревельской эскадре иеромонах Карион Николаевский 2285 . В 1734-м году обор-иеромонахом был вернувшийся в Невский Монастырь из Смоленска иеромонах Карион (Голубовский) 2286 . В 1742-м году при назначении во флот иеромонахов, обер-иеромонахом назначен иеромонах Пафнутий 2287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010