В свою очередь и православные церкви, желая более детальной, отчетливой формулировки догматических верований англиканства, достаточно признали свою близость в благоприятном суждении о центральном пункте насчет законности и действительности англиканской иерархии. А в православной России уже давно внушается, даже в наших семинарских учебниках, что «все данные дают право надеяться, что желание единения между англиканскою и православною церковью в недалеком будущем завершится полным успехом». (П.И. Малицкий, История христианской церкви; том последний, Тула, стр. 312). IV Итак, по милости Божией, почва значительно подготовлена, и мы можем сказать церковными словами: «Время сотвориши Господеви»! Тут должны быть с нашей стороны достойные деятели для совершения этого святого дела, для его утверждения, продолжения и для всегдашнего благословенного применения, чтобы оно устроилось убежденно и осуществлялось «разумно». Эта миссия исполнялась у нас духовными школами, во главе которых всегда были Академии. О них нам необходимо позаботиться в целях просвещенного унионализма, а для сего надо знать точно. Но я связан с ними всем научным бытием и вне их не существую. Посему затрудняюсь распространяться, ибо хвалить себя недостойно, а хулить – постыдно. Постараюсь быть кратким и объективным. С английской точки зрения, русские Духовные Академии явились слишком поздно. Правда, Киевская Академия, основанная при архимандрите Киево-Печерской Лавры (с 1627 г.) Петре Могиле , потом знаменитом Киевском митрополите (1631–1646 гг.), еще в 1631 году, а Московская славяно-греко-латинская Академия открыта в 1685-м, но первая преобразована в научный институт лишь в 1817 году и фактически стала функционировать в 1819-м, последняя же реформирована в 1814 году. С.-Петербургская (Петроградская) Духовная Академия, действующая с 1809 года, получила титул «Александро-Невской Академии» лишь в 1797 году, а ранее существовала в качестве «главной семинарии» (1788–1797 гг.), «славяно-греко-латинской семинарии» (1725–1788 гг.) и «славянской школы» (1721–1725 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1679-1686 гг. с запада к собору был пристроен теплый придельный храм Покрова Пресв. Богородицы (после его освящения старую, деревянную Покровскую ц. разобрали). В кон. XVII в. Троицкий храм был расписан изнутри, однако об этих росписях почти ничего не известно. К кон. XX в. от первоначальных стенных росписей остались только небольшие фрагменты. В Пахомиевском приделе, в аркосолии над гробницей прп. Пахомия, были помещены изображения Ветхозаветной Троицы, митр. Алексия и прп. Алексия, человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича). В 1683-1684 гг. к западу от собора подрядчик из Нерехты Савва Кириллов «с товарищи» построил отдельно стоящую шатровую колокольню, в массивном четверике к-рой находилось 4 яруса братских келий. Сыпановская колокольня напоминает колокольню ц. арх. Михаила (1658-1682) в Ярославле; возможно, обе построены одними мастерами. В 1676-1689 гг. был сооружен ряд каменных жилых и хозяйственных строений: 2-этажный игуменский корпус, братские кельи, хлебная палата, поварня, столовая палата, погреба. В это же время с юга и востока мон-рь окружили каменной оградой с увенчанными 8-гранным шатром миниатюрными св. воротами, впосл. названными «жемчужиной древнерусской архитектуры» ( Демидов, Кудряшов. 1996). В описании 1725 г. упомянуты «соборная церковь, другая с трапезою, третий придел при соборной церкви и колоколня каменное, также хлебня, и поварня, и столовая палата, и кельи, и погреб с выходом и около монастыря Святыя ворота и ограда с башнями каменное ж» (ПСПиР. Т. 5. С. 391-392). В 1725 г. П. Н. м. был приписан к костромскому Ипатиевскому во имя Святой Троицы мужскому монастырю . Однако монастырские вкладчики подали в Синод прошение, в котором писали, что «оной де Троицкой монастырь построен издревле, тому лет с 350 и больше» (Там же. С. 391), и просили оставить его самостоятельным. Указом Синода от 13 июля 1726 г. П. Н. м. стал самостоятельным. В 20-х гг. XVIII в. к нему был приписан ряд небольших обителей: Преображенская пуст. в Плёсе, Яблонная Илиинская пуст. в устье р. Шачи, Никольская пуст. на Пенье. До 1764 г. мон-рю принадлежали только крестьяне Сыпановой слободы (45 чел.). В 1-й пол. XVIII в. численность братии сократилась. В 1721 г. в обители проживали 23 насельника («игумен Иона да монахов 11 человек, дьячков и разночинцев 11 человек»), в 1726 г.- 35 чел. (количество насельников увеличилось за счет переведенных сюда монахов из приписанных обителей), в 1738 г.- 6 чел. (игум. Гавриил, иеромонах, диакон и 3 монаха), к 1764 г.- игум. Антоний и 2 монаха.

http://pravenc.ru/text/2579826.html

С XV в. В. м. владел населенными землями и угодьями, пожалованными митрополитами, а также купленными или подаренными частными лицами. К сер. XVII в. во Владимирском у. мон-рю принадлежали село, сельцо, 5 деревень, 14 пустошей, полупустошь и треть пустоши - всего 804 чети земли. В документах XVI в. сохранились сведения о выплате В. м. митрополитом ружного жалованья. В 1644-1647 гг. на монастырской земле стояли 84 двора (135 крестьян муж. пола), в 1678 г.- 130-138 дворов (373 крестьянина муж. пола), в 1721 г. числилось 470 крестьян, в 1744 г.- 463 крестьянина. В 1644-1647 гг. мон-рь владел мельницей, в 1763 г.- 4 мельницами. В 20-60-х гг. XVIII в. повинности в пользу мон-ря состояли из окладных оборочных денег с крестьян и денег, собираемых с духовенства (ок. 23 р. в год), а также натуральных поборов (ок. 223 пудов овса, пшеницы, гороха, гречи, ячменя, конопли). Неокладные доходы состояли из сборов за сдаваемые в аренду земли и угодья, платы за требы и др. В 1749 г. эти доходы составили 79 р. 32 к., в 1761 г.- 124 р. 87 к. В. м. собирал подушную подать с крестьян в пользу гос-ва: в 1721 г.- 116 р., в 1763 г.- 231 р. 50 к. В 1722 г. к В. м. были приписаны Покровский на Нерли и любецкий Успенский мон-ри, в 1725-1727 гг. Космин Яхромский мон-рь . При учреждении штатов В. м. предполагалось оставить на собственном содержании, однако он был упразднен (вместо Санаксарской пуст., предназначенной к упразднению, но сохраненной по воле имп. Екатерины II). Никольский храм стал приходским, клирикам было выделено на пропитание 3 дес. пашни и угодий. Указом Синода 11 апр. 1775 г. В. м. был возобновлен как 2-классный с архимандричьим управлением, в нем поселили архимандрита и братию упраздненного Константино-Еленинского мон-ря, находившегося в вост. предместье Владимира. До нач. XIX в. В. м. именовался Цареконстантиновским Волосовым или Цареконстантиновским. Указом Владимирской консистории 16 марта 1844 г. В. м. «по случаю крайних ветхостей зданий» был упразднен и приписан к Боголюбскому мон-рю с передачей последнему всего имущества. Капитал обители (20 727 р.) был передан через Владимирскую консисторию во Владимирский приказ общественного призрения; проценты с капитала использовались для нужд Боголюбского мон-ря и на ремонт В. м. В ризницу Боголюбского мон-ря поступили из В. м. Евангелие с вкладной записью 1544 г. Рязанского еп. Ионы, рукописное Евангелие, вложенное в янв. 1583 г. А. Михайловым, а также рукописные Евангелия, поступившие в мон-рь в качестве вкладов в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/155175.html

На тайной консистории 17 мая 1706 г. был возведен в достоинство кардинала, 25 июня получил титул кардинала-пресвитера римской ц. св. Сусанны, в 1720 г. папой Климентом XI переведен по оптации на титулярную рим. ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи. Занимаясь экономическими вопросами Папского гос-ва, Корсини стал инициатором усиления политики протекционизма: выступал за ограничение импорта с целью снизить конкуренцию товаров, производившихся в Папской области, способствовал либерализации торговли зерном. В 1707 г. в результате конфликта в Римской курии, где нек-рые прелаты критически оценивали его деятельность в Ферраре, был вынужден покинуть должность казначея Апостольской палаты. Корсини принимал участие в конклавах 1721 и 1724 гг. На конклаве 1721 г. его кандидатура рассматривалась среди претендентов на Папский престол. Ее поддерживали итал. кардиналы из фракции «ревнителей» (zelanti), выступавшие за избрание папы, свободного от политических пристрастий. Им противостояли франц. кардиналы, опасавшиеся, что будет продолжена политика папы Климента XI по реализации предписаний буллы «Unigenitus» , касавшейся кризиса в католич. Церкви во Франции, вызванного янсенизмом. 19 нояб. 1725 г. папа Римский Бенедикт XIII возвел Корсини в достоинство кардинала-епископа Фраскати. 22 нояб. 1726 г. он был назначен префектом трибунала Апостольской сигнатуры правосудия. Являлся протектором неск. монашеских орденов и конгрегаций (францисканцев-обсервантов, францисканцев-реформатов, сервитов и др.), а также ряда благотворительных учреждений, в т. ч. главной рим. странноприимной богадельни Св. Троицы и рим. больницы св. Иакова для неизлечимо больных. При дворце Корсини в Риме была открыта обширная б-ка, свободный доступ к к-рой имели ученые и люди искусства. На конклаве, собравшемся 5 марта, после смерти папы Бенедикта XIII (21 февр. 1730), обострилась борьба политических группировок, что отражало сложную политическую обстановку в Европе; проведение папских выборов затянулось на 4 месяца. В апр. кандидатуру Корсини предложили кардиналы из фракции «ревнителей», в начале июля она была одобрена кардиналами из фракции, представлявшей интересы Свящ. Римской империи, а затем и кардиналами из франц. и испан. фракций. 12 июля 1730 г. конклав избрал Корсини папой Римским; он принял имя Климент в честь покровительствовавшего ему папы Климента XI. 16 июля состоялась папская коронация в базилике св. Петра, а 19 нояб.- интронизация К. в Латеранской базилике.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

На каторжном дворе, при Санкт-Петербургском адмиралтействе, находилась часовня, у которой, для служения и исправления треб, для исповеди и причащения колодников, состоял, в 1721 году, «старый каторжный поп» Иван Логинов, а потом приходский Исаакиевский причт рекомендовал своего викария Михаила Тимофеева. Таким образом, в краткий период времени, в Санкт-Петербурге было построено, кроме Невского монастыря, приблизительно, двадцать четыре церкви, считая поименованные в предыдущей главе, в том числе – четыре соборных, пять домовых, одна придворная, остальные приходские и полковые. Иностранец Берхгольц, видевший в течение 1721–1725 гг. все Санкт-Петербургские соборы и церкви так описывает их. «Близ здания адмиралтейства, по направлению к галерной гавани (ныне улица), строится прекрасная каменная церковь (св. Исаакия), которая будет принадлежать к нему. После крепостной церкви (т. е. Петропавловского собора), она, говорят, будет лучшей в Петербурге; потому что все прочие, исключая церкви князя (Меншикова), плохие деревянные. Кроме этих двух церквей, т. е. крепостной и адмиралтейской, самые красивые здесь – церковь св. Троицы и та, которую выстроил князь Меншиков на Васильевском острове, недалеко от своего дома. Последняя каменная, но первая, находящаяся по ту сторону реки, у зданий коллегий, деревянная, с широкой открытой колокольней, на которой много колоколов и небольшие куранты, играющие, сами собой, через каждую четверть часа: «Господи помилуй». Ее, обыкновенно, посещает царь во время богослужений. На церкви князя Меншикова, внутри хорошо расписанной и вызолоченной, есть также небольшая красивая башня с порядочными курантами. Крепостная церковь , как я уже сказал, самая большая и красивая в Петербурге. При ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Но внутри этот храм не совсем еще отделан. Куранты на его колокольне также велики и хороши, как и амстердамские, и стоили, говорят, 55 000 рублей. На них играют каждое утро, от 11 до 12 часов. Кроме того, каждые полчаса и час, они играют, еще сами собой, приводимые в движение большой железной машиной с медным валом. Эта прекрасная церковь построена вся из камня, и не в византийском, а в новом вкусе, внутри с крепкими сводами и колоннами, снаружи с великолепным портиком, находящимся под колокольней. Но, кроме сводов, колонн и окон, в ней еще ничего не готово (Дневн. стр. 11–113).»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Дуниловский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Дуниловский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии), в с. Дунилове Шуйского р-на Ивановской обл. Основан 18 июля 1991 г. решением Свящ. Синода РПЦ. Со 2-й пол. XVII в. до 1764 г. на месте совр. Д. м., за сев. границей с. Дунилова, располагалась Воробьёвская в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. пуст. Эта обитель была основана в вотчине тестя царя Петра I боярина Ф. А. Лопухина. В 1702 г. в пустыни находились деревянные ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя, ограда со св. вратами, проживали строитель-иеромонах и 2 старца. По «сказке» строителя, насельники «кормятся мирским подаянием, денежной и хлебной руги им ничего не дается». Мон-рь не имел населенных вотчин и земельных угодий. По описанию 1764 г., в пустыни находились 2 деревянные церкви: холодная соборная в честь Нерукотворного образа Спасителя и теплая в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом во имя прмц. Феодосии. При Спасском храме стояла колокольня с 3 колоколами. К 1764 г. в пустыни находились обветшавшие настоятельская, монашеская и келарская кельи, 2 сарая для сена, погреб, житница. Пустынь была обнесена деревянной оградой со св. вратами, на которых «глава крыта деревянной чешуею». На вратах - иконы, в центре - Нерукотворный образ Спасителя с предстоящими. Сохранившиеся документы 1-й трети XVIII в. свидетельствуют о бедственном материальном положении Воробьёвской пуст. Так, в 1721 г. строитель Дионисий направил еп. Суздальскому Варлааму (Леницкому) челобитную в связи с пожаром в Успенской ц. и необходимостью возведения нового иконостаса. Он отмечал, что обитель «скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде». Приходо-расходные книги 20-х гг. XVIII в. подтверждают справедливость подобных жалоб Дионисия. С 1721 по 1725 г. все расходы по различным нуждам мон-ря составляли всего 93 р., 1 алтын и 2 деньги. Согласно сведениям, приведенным А. Фёдоровым, пустынь владела «небольшим числом пашни и лесных покосов», а также содержалась «коштом села Дунилова обывателей, тако ж и подаянием села Гориц жителей». Пустынь отличалась малочисленностью братии, в 30-40-х гг. XVIII в. состоявшей из строителя и 3 монахов.

http://pravenc.ru/text/180583.html

В ходе Северной войны началось приобщение монашества к выполнению социальных функций: в 1713-1722 гг. в Новгородский архиерейский дом и мон-ри епархии прислали «на корм» 230 инвалидов и отставных, в 1723-1725 гг.- еще 41 чел. (ОДДС. Т. 5. 339). После кончины митр. Иова наступило «межархиерейство» (1716-1721), во время к-рого возросла адм. роль архим. Феодосия (Яновского), т. к. управлявший Новгородской епархией еп. Корельский и Ладожский Аарон (Еропкин) принимал все его распоряжения к безусловному исполнению. В 1718 г. по приказу царя был отрешен от должности «за плутни и лесть» архим. тихвинского Большого Успенского мон-ря Рувим - устроитель сохранившегося доныне оклада на чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери (бежал в Османскую империю). В мае 1719 г. архим. Александрова Свирского мон-ря Александр в результате разбирательства его конфликта с братией и объявления на него «слова и дела» бывшего архим. мон-ря Кирилла был арестован, а 23 февр. 1720 г. колесован «как оскорбитель и противник» царя (архимандрит неоднократно высказывал неприязнь к Петру I и к его реформам монастырского бытия, церковные власти подозревали его в «склонности к расколу»). С учреждением в нач. 1721 г. Святейшего Синода Новгородские архиереи на протяжении XVIII в. состояли его членами и фактически в нем первенствовали. При этом до кон. 1799 г. все они жили в С.-Петербурге, из них Феодосий (Яновский) и Гавриил (Петров) - в Александро-Невском мон-ре (с 1797 - лавра) как его настоятели. Резиденцией др. владык служило обширное Карповское подворье на Петербургском о-ве (юж. граница подворья впосл. получила название Архиерейская ул.- ныне ул. Льва Толстого; приобретено Феофаном (Прокоповичем) еще в сане архиепископа Псковского у наследников умершего в 1720 обер-коменданта С.-Петербурга Р. В. Брюса). Членам Синода было назначено казенное жалованье «сверх получаемых ими доходов» (ПСЗ. Т. 7. 4407); работа в Синоде была для них основной, на каждый выезд в епархию полагалось испрашивать Высочайшее разрешение.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Павел, будучи выдвиженцем Петра I на Вологодскую кафедру, не только не противодействовал юродству и странничеству, как предписывала новая редакция архиерейской присяги 1716 г., но и прославил в лике святых двух подвижников XVII в., что свидетельствует о ключевой роли, которую играла личная позиция архиерея при К. местных святых. К. святых в 1721-1894 гг. В синодальный период в отсутствие Соборов и патриарха все вопросы К. перешли в ведение Святейшего Синода, решение которого подлежало обязательному утверждению имп. власти. При Петре I произошла существенная перемена взгляда на саму святость, богослужебные формы почитания святых и соотношение Церкви и гос-ва. Отличительной чертой религиозности Петра I было неприятие религиозных суеверий и их проявлений в народной культуре. Уже при последних патриархах число общероссийских К. резко сокращается. Борьба с суевериями была одной из важнейших целей инициированных царем церковных реформ. Еще в нач. XVIII в. традиц. для предыдущего столетия порядок дел, подразумевавший обретение мощей, запись чудес и составление житий, был нарушен. Это было вызвано как влиянием идей протестантизма, так и борьбой гос-ва и Церкви с суевериями и распространением ложных чудес в 1721-1725 гг. Во 2-й половине царствования Петра I обретение мощей к.-л. почитаемого подвижника и разглашение сведений о таком обретении могло рассматриваться почти как преступление, однако со стороны гос-ва это не означало отрицания возможности самих чудес и нетления мощей. Борьба с суевериями в случае эффективности могла препятствовать распространению почитания именно «народных святых», чтобы исключить возможность их церковного признания. Однако К. святых - как общероссийские, так и местные - в синодальный период не прекратились. То, что в Духовном регламенте и др. законодательных актах петровского времени прямо не говорится о К. святых, свидетельствует о том, что основания для ее осуществления оставались прежними. К сер. XVIII в. произошло завершение процесса сакрализации гос-ва и формирования идеи России как христ. империи; в служение этой идее были включены нек-рые древнерус. святые (перенесены в С.-Петербург мощи св. Александра Невского в 1724, запрещено писать его образы «в монашеской персоне» - лишь исключительно «во одеждах великокняжеских»). Свт. Димитрий Ростовский. Икона. Нач. ХХ в. (Преображенский собор Ново-Валаамского мон-ря, Финляндия)

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Разрешения приходили весьма медленно и то не на все запросы. Так, в разрешение 1-го вопроса Зиновьева, возбуждённого в 1721 году, от Святейшего Синода последовал ответ 15 февраля 1723 года в том смысле, чтобы как с мужчин, так и женщин брать штраф одинаково, ровно, понеже от женского полу паче происходят раскольнические мерзостные прелести. По жалобе Зиновьева на непредставление некоторыми священниками ведомостей, Святейший Синод послал через епархиального епископа послушные указы. По ходатайству дворцовой канцелярии Святейший Синод отсрочил сбор штрафных денег с крестьян ямбургских дворцовых мыз в трудное пашенное и сенокосное летнее время, во избежание крайнего разорения и нищеты, с тем, однако, чтобы, по прошествии срока, деньги были собраны без опущения 328 . В продолжение всей своей службы в качестве сыщика раскольников, Зиновьев вёл дело довольно успешно и скоро, несмотря на многие затруднения с разных сторон. Зиновьеву в некоторых местах не давали, вопреки инструкции, ни солдат, ни подьячего, которого должен был, по распоряжению духовного начальства, заменить церковный дьячок. Особенно много было столкновений у Зиновьева при переписи раскольников близ польской границы. Здесь раскольники были, как кажется, феодосеевцы; из донесений Зиновьева видно, что почти все они жили с работницами или жёнами невенчанными, а из детей их одна половина была крещена простыми учителями, а другая оставлена без крещения. Наибольшее сосредоточение раскола в копорском уезде представляли деревни: Заречье, вотчина князя Меньшикова; Грязная, вотчина царицы Парасковьи Феодоровны, жены царя Иоанна Алексеевич а V, урождённой Салтыковой, и Фалилеево, вотчина князя Меньшикова. Из раскола Зиновьев обратил 428 человек, а денег собрал с раскольников в продолжение 1721–1725 гг. около 2.500 рублей 329 . В октябре 1723 года Зиновьев донёс, что в приходе Велье псковской епархии, вотчины генерал-прокурора Ягужинского, а также в монастырских и дворцовых вотчинах, близ польского рубежа, живут раскольники и говорят: «если он, Зиновьев, в те места к ним приедет для сбора, то они уйдут за польский рубеж».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Чин исповеди, несколько раз издававшийся отдельно от Требника, претерпел некоторые изменения в разделе вопросов духовника кающемуся, были вновь отредактированы вопросы для исповеди детей. К нач. XX в. в Русской Церкви утвердился обычай накрывать при исповеди голову кающегося епитрахилью во время чтения разрешительной молитвы или даже во время самой исповеди, а в южнорусских и малороссийских епархиях – обычай во время исповедания грехов помещать руку кающихся на Евангелие. В кон. XIX в. св. прав. Иоанну Кронштадтскому было дано особое разрешение Святейшего Синода о проведении общей исповеди. В синодальный период несколько раз пересматривались чинопоследования архиерейского священнослужения. Так, в 1721–1725 гг. архим. Гавриилом (Бужинским, впосл. епископ) был отредактирован чин исповедания и обещания архиерейского. В 1765 г. был исправлен чин умовения ног в Великий Четверг, в 1767 г.– чин мироварения. В 1856 г. свт. Филаретом Московским был вновь отредактирован чин избрания и исповедания архиерейского, исправлявшийся впоследствии в 1901 г. До XVIII в. Русская Церковь принимала протестантов через крещение. В 1718 г. было решено принимать лютеран только через миропомазание. Император в литургической жизни Церкви. Признание императора верховным судией Русской Церкви (предложенное архиеп. Феофаном (Прокоповичем) в 1721 г. и до 1901 г. входившее в архиерейскую присягу), а также определение, что государь Российский есть глава Церкви, данное в акте о престолонаследии от 5.04.1797 (ПСЗ. Т. 24. 17910), способствовали усилению в русском богослужении царского элемента. Чин поставления на царство, совершавшийся на Руси с XVI в., в XVIII–XIX вв. неоднократно изменялся. Характерным для него было то, что помазание царя св. миром при коронации совершалось при произнесении слов «Печать дара Духа Святаго», т. е. имело характер таинства миропомазания. Несмотря на то что таинство миропомазания, как и таинство крещения, не повторяется, некоторыми русскими богословами XIX в. помазание царя отождествлялось с таинством миропомазания (митр. Макарием (Булгаковым) , прот. К. Никольским) или даже с неким восьмым таинством (Н. С. Суворовым). Характерно также то, что в России царь помазывался не до коронации, как в Византии и на Западе, а после нее, т. о., главным в чине поставления на царство оказывалось не венчание, а помазание. В 1766 г. в анафематизмы недели Торжества Православия была даже включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются», подчеркнувшая роль именно помазания св. миром при поставлении на царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010