Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Чижовка близ Калуги (ныне деревня; 1706) представляла собой 2-светный одноглавый четверик (фасадный декор утрачен). Наиболее распространенным стал тип храма «восьмерик на четверике»: Никольская ц. в с. Стварожня (ныне с. Богдановское; 1700), ц. Преображения в с. Ферзикове (ныне деревня; 1700), Казанская ц. в с. Сугонове (1707), ц. Благовещения в с. Слядневе (1700-е гг.?) (все не сохр., данные взяты из «метрик» 1887 г.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1807, 1808, 1809, 1810). Стилистически храмы этого времени принадлежали к традиции московского зодчества, но отличались художественным уровнем исполнения; их можно условно разделить на 2 типа. К 1-му принадлежат храмы вертикально вытянутых пропорций, с выразительным кирпичным и белокаменным декором в духе столичных образцов: Знаменская ц. в Мезенцеве, ц. Успения (1705) в с. Серебрине (ныне Серебряно), в вотчине Лопухиных (обе имеют в высоту 36 аршин), а также, судя по высоте основного объема, несохранившиеся храмы: Никольский (1700) в с. Лугань, Успения (1705) в с. Липицы (ныне деревня) (Там же. Д. 1973, 1974) и, вероятно, построенная Лопухиными ц. Рождества Пресв. Богородицы (1701) в с. Лычине (ныне деревня). Второй тип - здания приземистых пропорций, со старомодным, часто скупым кирпичным фасадным декором: ц. Нерукотворного образа Спасителя, построенная девицей Евдокией Кошелевой (1700) в с. Копцеве на Серене, и фрагментарно сохранившаяся Казанская ц. (ок. 1700) в с. Никольском на Серене (обе в Мещовском р-не). К этому же типу относится и чрезвычайно живописный храм во имя ап. Иоанна Богослова (1713-1716, в аварийном состоянии) в с. Фёдоровском кн. Щербатова (Жуковский р-н), с приземистым объемом летнего храма типа «восьмерик на четверике», обширной одностолпной трапезной с сев. приделом и невысокой шатровой колокольней в стиле архитектуры сер. XVII в. Наиболее наглядно оба типа представлены церковными постройками на мещовских землях. На Боровской земле наиболее ранняя в ряду храмов типа «восьмерик на четверике» - ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Архимандрит Феодосий указал набирать каменщиков к строению подворья 228 . Рубцов вызывал рабочих к наряду «тотчас» и «бессрочно», «чтоб не ответствовать» за неисправность 229 . В июне 1716-го года управитель Старорусских вотчин майор Коптев пишет, что отправил для строения подворья из своей вотчины 100 рабочих 230 . Кроме того, работало 40 человек, нанятых Монастырем 231 . В результате к осени 1716-го года мазаночное строение было на подворье закончено и 5-го октября там уже производился подсчет оставшихся материалов 232 . Мазанки закончены были вчерне, но рисунку, 22 жилья верхних и нижних, и покрыты черепицею; вставлены рамы, но потолков, за наступившею стужею, не успели еще подмазать 233 . Па подворье в мае 1716-го года жил, по приказу графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, «для переводя книг» с Латинского на Славянский иеродиакон Варнава 234 . Кроме того, здесь жили 3 раскольника Старорусских. В 1719-м году архимандрит Феодосий отказался их долее кормить и они были освобождены 235 . По описанию буйства солдат в Петров день 1716-го гола, подворье было огорожено тыном, имело ворота, двор 236 . Иностранные мастера, наблюдавшие за работами, по-видимому, не были вполне сведущи. Так, фундамент под, мазанки пришлось перекладывать вновь, печи, выведенный по восьми в, одну трубу, дымили, так как в дымовом проходе было «утеснение» 237 . В Архиве Лавры не сохранилось точных сведений о времени построения при Благовещенской деревянной церкви каменной церкви в честь Воскрешения Лазаря, сооруженной над местом погребения царевны Наталии Алексеевны, скончавшейся 18-го июня 1716-го года. Гроб царевны 24-го октября 1723-го года был перенесен в каменную Благовещенскую церковь 238 . По сообщению историков Лавры и Петербурга, Лазаревская церковь была освящена в 1718-м году 239 . В ожидании начала каменного строения в 1717-м году Меншиков письмом 23-го ноября 1716-го года требует от Рубцова подробного доклада о бюджете Монастыря, о заготовленных строительных материалах, о подготовке к строительным работам, – полной описи наличности и сметы потребного: «обо всем учините нам подлинное известие, дабы могли заранее во операциях исправить и чтоб будущею весною ни за чем в строении Монастыря не стало, ибо намерены мы будущею весною вдруг и церковь , и шпиталь строить» 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дело 22 1713 г. В приказе Земских дел. Вершенье в 1715 г. Колодники просились у дневального «на вязку». Разбойное пыточное по приводу челобитчика, который был ограблен и притом поймал воров. Дело 23 Подобное дело, как д. 20. Дело 24. В приказе Земских дел. Об отпуске старинного холопа по словесному приказу от умершего духовному отцу и душеприказчику. Последний не сыскан, а допрошен один поп, и по допросу выдана отпускная. Дело 25 1713 г. В приказе Земских дел. Об украденных лошадях. Дело 26 Засецкого с Салтыковым о беглых крестьянах. Судные отсрочки. 1713 г. июня 6:11, 13и 22; июля 1; августа 5 и 25; сентября 20; октября 15:20, 27 и 28. Дело 28 Подобное д. 24, об отпускной кабальному человеку. Дело 29 1713 г. В приказе Земских Дел. Капитан Иван Сытин подал жалобу в брани и разорении на гулящего человека Якима, живущего в доме у соседа его переводчика Павла Кульвинского. Ответчик был сыскан и сказался не гулящим человеком, а крепостным Кульвинского. Однако несмотря на то, этот человек сам за себя отвечал и дал сказку, что сам станет. Сам он и стал на суд. Поручную велено было собрать по нем, Якиме; а как никто не ручался, то он отдан на расписку своему господину. Дело 30 1713 г. июнь. В приказе Земских дел. Хитрово на кн. Юсупова (Шайсупов) о деньгах по расписке; за смертью должника просит взыскать с наследницы, сестры его в арзамасских вотчинах. Расписка, кажется, и не была представлена по исковой, а истец просит сообщить в Поместный приказ о запрещении (обеспечении). Помета на исковой: в тех дачах ведаться допросом, а в Поместный приказ сообщено... к крепостным делам. Расписка представлена в приказ уже в 1716 г. В 1729 г. исполнение кончено в Губернской канцелярии отказом должниковых вотчин. Дело 31 Подобное дело – д. 28. Дело 32 1713 г. июнь. Московская Губернская канцелярия. Просит сын князя Мих. Алегуковича Черкасского (кн. Борис). Отец его, скончавшийся 29 ноября 1712 г., и бывшие при смерти его духовный отец священник церкви Воскресения, что в Верху, да кн. Алексей Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

иеромонах Зиновий, в мире Захарий, из мещан города Батурина, 26-и лет, оба приняли монашество в Богоявленском Монастыре, первый в 1713-м, второй в 1716-м году. Иеромонах Зиновий был отмечен «творец пения». Герасим головщик, бас, пострижение принял в Черниговском Троицком Монастыре «при архимандрите Варлааме (Васильевиче) и по отлучении от того Монастыря жил в разных Монастырях», пока но был взят в Александро-Невский 273 . Вслед за притоком в Невский Монастырь монашествующих из других Монастырей начался и отлив их из Невского Монастыря. В 1716-м голу, кроме одного умершего, выбыло 6 монашествующих: иеромонахи – Иоаким из Патриаршего Дома и Павел из Донского Монастыря – посвящены, как было уже сказано ранее, во епископы 274 . Трое – иеромонахи Феофан (Котельницкий) и Феофан (Степанский) и иеродиакон Пахомий (Дмитрович) – посланы в 1716-м году дли служения в Курляндию, к герцогине Анне Иоанновне, и один – иеродиакон Ириней – отбыл в Киев. В 1717-м году отпущены в свои Монастыри: иеромонах Павел (Никитин), игумен, Епифаний (Яковлевич) и иеродиакон Иерофей 275 . В октябре 1716-го года монашествующих в Монастыре было только 12 276 . В приписном Иверском Монастыре монашествующих было 68 человек в разных службах, в том числе, 7 иеромонахов и 6 иеродиаконов, не считая тех, которые были в приписных к Иверскому Боровическом Духовом Монастыре и в Мшинской Пустыни 277 . Из прибывших из Киева монашествующих бывший Печерский наместник, Игумен Варлаам (Голенковский) был определен наместником Александро-Невского Монастыря. Он поступил в монашество из протопопов соборной церкви архистратига Михаила в Воронеже, был Киево-Печорским наместником, потом игуменом-настоятелем Киево-Михайловского Монастыря 278 . Переход в Александро-Невские наместники для него, конечно, с должностной точки зрения, являлся понижением. Поэтому он как неохотно вступил в эту должность, так неохотно ее исправлял, и, наконец, оставил, перейдя в другой Монастырь. Обыкновенно историки Лавры и Петербурга и считают игумена Варлаама (Голенковского) первым наместником Александро-Невского Монастыря 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В октябре 1715-го года уставщиком был иеромонах Павел 1539 , посвященный в январе 1716-го года во епископа, а в 1716-м году в апреле уставщиком назван уже иеромонах Боголеп 1540 , также вскоре посвященный в архиерея. После него в 1719-м году уставщиком был иеромонах Викентий (Ченцов) 1541 . В октябре 1719-го года написан был указ об отсылке его в братство Иверского Монастыря, но был задержан 1542 , и иеромонах Викентий отпущен был в свой Троице-Сергиев Монастырь 1543 . Его заменил в должности иеромонах Дионисий 1544 . Иеромонах Дионисий, по пострижении в монашество, до поступления в Невский Монастырь, был в монастырях Новоспасском, Суздальском Спасо-Евфимиевом, Владимрском Цареконстантинове и Чудове. 15-го февраля 1722-го года назначен архимандритом в Лужецкий Можайский Монастырь, где и настоятельствовал до 1737-го года, когда, за старостью, имея свыше 90-и лет от роду, отпросился на покой в Спасо-Евфимиев Монастырь 1545 . В1722-м году уставщиком был иеромонах Лука (Тимоновский). Он был сын священника Преображенской церкви Каменца Подольского, родился в «Польском городе» Немирове, в мире именовался Лаврентий Тимофеевич, 38-и лет в 1713-м году принял монашество в Московском Богоявленском за Ветошным рядом Монастыре, в Александро-Невский прибыл в 1717-м году, был уставщиком и годовщиком 1546 . В 1725-м году был иеромонах Спиридон 1547 . Первым ризничим по документам лаврского Архива упоминается в 1716-м году иеродиакон Варфоломей 1548 . В 1718-м году он умер 1549 . Его место занял «новопостриженный» иеромонах Макарий 1550 , бывший пред тем трапезным 1551 . Иеромонах Макарий, в мире Максим Феодоров, до пострижения в монашество был священником в Москве, при церкви Вознесения на Никицкой, потом с 1705-го года в Петербурге при Сампсоновской церкви, по принятии в 1716-м году монашества он, по тогдашнему обыкновению, проживал в Монастыре, не совершая священнослужения, и только в 1719-м году получил разрешение «иеромонашеская действовать» 1552 . Иеромонах Макарий недолго был ризничим, в 1719-м году, в летнюю кампанию, он уже служил во флоте 1553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1722-м году идет Боровицкая известь 675 . На самых первых порах строительных работ понадобилась «для буту» «кирпичная щебень», которую и отпускали с «новых кирпичных заводов» 676 . Печи – «образцы», то есть изразцы, – по 132 образца на печь, – отпускаемы были с гончарного двора 677 . Потом стали изготовлять кирпичные материалы своими силами и средствами. Первые кирпичные заводы заложены при самом начале постройки Монастыря, в 1713-м году 678 . В мае 1713-го года на них строилась работницкая изба, для прибывших из Борович 30-и человек. Это число кирпичников дополнено было другими, прибывшими из Старорусских вотчин. Плата кирпичникам была по 3–5 рублей. Кирпичники работали с 12-го мая по 22-е августа 679 . Первые кирпичные заводы были на Черной речке 680 . Потом были построены новые заводы за Невой 681 . Вскоре хозяйственная заготовка кирпича признана была невыгодною и кирпичные заводы стали сдавать подрядчикам, которые и обязаны были поставить определенное количество кирпича. В 1715-м году кирпичным подрядчиком был Василий Мартынов 682 . В 1716-м году обжигальщик Василий Мартынов, поставил миллион сырого кирпича, из коего обжег 300 тысяч 683 . В 1716-м году кирпич на монастырских заводах делал подрядчик Василий Нечаев 684 . Осенью 1716-го года поставка кирпича для Монастыря сдана была «кирпичному обжигальщику», С.-Петербургскому жителю Тимофею Петрову Смирнову или Смирному, который по сравнению со своим предшественником «учинил в Монастырь немалую уступку» 685 . Он обязался приготовлять на монастырских заводах в течение 4-х лет по миллиону кирпича в год. На заводах было 4 обжигальных печи и 6 пятидесятисаженных сараев. Кирпич выделывался Русский – красный, желтый и белый, но подрядчик обязан был, в случае требования, выделывать и «наливной Голландский кирпич по образцу светлейшего». Цена была по 2–2,20 рубля за тысячу. Русский кирпич шел по 2 рубля за тысячу, Голландский по 2 рубля 1 алтын 4 деньги. Меншиков, по приказу которого Монастырь, и дополнение к своим запасам, заказал сделать Смирнову кирпич, приказал сделать Голландский кирпич, и в виду того, что он был дороже, Рубцов спрашивал архимандрита Феодосия, бывшего заграницей, какой именно делать кирпич. Архимандрит Феодосий ответил: «как изволить светлейший князь, Русский или Галанский, токмо дабы в строению фундаментальному и великому был годен; а мне видится – Русской против прежнего образца будет лучше и в строении споряя, понеже величиною Галанского больше, а цена Галанскому больше Русского» 686 . Подрядчик выполнил заказ и поставил кирпича даже несколько более 4-х миллионов. За 1717–1720-й годы было принято от Смирнова Монастырем красного кирпича 1.151.145, желтого 844.340, белого 840.490, остальная цифра приходилась на сырой, половик и «всякий» 687 . Лучший жженый кирпич выделывался «на железный манир» 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Остается вопрос о времени окончания строительного сезона в то время. Когда в 1720-х годах сооружали в Монастыре каменные строения, то, после опыта нескольких лет, было предписано заканчивать строительный сезон к концу августа, по той причине, что позднейшие строительные работы оказывались не вполне прочными. Следовательно, ранее работали по постройке и в сентябре. В 1713-м году работы по продолженью сооружения дороги начаты были в октябре. Таким образом, все соображения сводятся к тому, что начало сооружения Невского прешпекта следует отнести к октябрю 1712-го года. Построение в Монастыре церкви и ее освящение – 25-го марта 1713-го года – обязывали уже и к основанию монастырского общежития, не дожидаясь возведения монументальных каменных строений, на которые не было еще и плана. По «Надлежащему ведению» архимандрита Феодосия, в 1713-м году «были заложены братские кельи мазанками, и в 1714-м году достроены» 111 . По сообщению второй печатной истории Лавры, в книге архимандрита Амвросия «История Российской иерархии», закладка келий была произведена в присутствии Государя 112 . Это сообщение ни на чем не основано и маловероятно в том соображении, что если бы закладка кельи была особым актом в присутствии Государя, то об этом было бы, разумеется, оговорено в «Надлежащем ведении» архимандрита Феодосия. В мае 1713-го года ждали осмотра архитектором Трезиным места, где быть постоянному мосту на Черной речке 113 , но после усиленных просьб дождались только присылки его ученика 114 . В сентябре было уже готово здание, именовавшееся общей братской кельей. Оно еще не было заселено и в нем имели ночлег столяры, служки, шил сапоги сапожник, был окопничник 115 . В сентябре же были уже сооружены архимандричьи комнаты и в них производились малярные работы 116 . В 1713-м году работали «у строения» прешпективой дороги с 1-го по 31-е октября крестьяне деревни Волкова, по 15-ти и 20-ти человек в день пеших, всего по сложности было 525 рабочих дней. Записи расхода также не было, но в виду того, что число рабочих дней было известно. примерного найму рабочим исчислено, по 10 копеек в день, 52 рубля 50 копеек 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Но это неверно. Покидая Петербург, архимандрит Феодосий оставил свою монастырскую братию под управлением наместника. Из писем Меншикова Рубцову, вызванных приездом в Петербург игумена Варлаама (Голенковского) с его 12-ю спутниками, видно, что в это время в Александро-Невском Монастыре был уже наместник. Меншиков, давая распоряжение Рубцову отвести игумену Варлааму и прибывшим с ним монашествующим помещение в Монастыре, пишет: «и объявите наместнику и братии, чтобы имели их в респекте» 280 . Далее, слишком милостивый отвод для Киевлян помещения в Монастыре стеснил бывшую уже там братию и вызвал жалобы. И еще за день прежде, чем игумен Варлаам водворился в Александро-Невском Монастыре, Меншиков 14-го апреля 1716-го года пишет Рубцову: «понеже Александрова Монастыря Невского наместник просил нас, чтобы учинить им сравнение в кельях и в чуланах с присланными из Киева, того ради извольте им как кельи, так и чуланы разделить пополам» 281 . Наконец, в письме 15-го мая, уже после месячного пребывания игумена Варлаама в Александро-Невском Монастыре, Меншиков, в письме к Рубцову, упоминая и о находившемся в Монастыре «игумене Галенковском», дает поручение по распоряжение в Монастыре не ему, а особому от него «наместнику» 282 . Но в докладе архимандриту Феодосию 26-го октября 1716-го года Рубцов уже пишет: «а команды Голенковский в Монастыре не принял и не принимает» 283 , следовательно, было уже распоряжение о его назначения. Архимандрит Феодосий, получив от Рубцова это сообщение, поручает ему доложить светлейшему князю, «дабы повелел наместницкую принять службу, понеже до его светлости от Царского Величества о том писано», и добавлял, что прежнее «игуменство» Варлаама уже отдано другому 284 . Одновременно с отсылкой Рубцову этой резолюции на его доклады архимандрит Феодосий написал и Меншикову, что Царское Величество указал быть в Троицком Александрове Монастыре наместником отцу игумену Голенковскому 285 , а Меншиков 23-го ноября 1716-го года пишет Рубцову: «понеже отец архимандрит Феодосий пишет к нам из Фридрихштата от 25-го октября нынешнего 1716-го года, что Царское Величество указал быть в Троицком Александрове Монастыре наместником отцу игумену Головковскому, – и вы будьте о том известны» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В тот же день Голицын писал и Петру: «Да по указу Вашего Величества наместник Печорской в Санкт-Питербург отправлен и при нем 11 человек монахов, которых мог набрать, и при сем приложен оным реестр. А достальных монахов, сколько собрать могу, присланы будут» 251 . Через 5 дней Голицын писал Петру, 27-го февраля 1716-го года: «А монахов к прежним отправленным 12-ти человекам отправлено в Санкт-Питербург еще 2 человека, и о достойных стараюсь, только такие в моровое поветрие многие померли, а иные разошлись по разным местам и сыскать не можно. А сколько могу собрать, пришлются» 252 . Киевских монахов ждали. И когда архимандрит Феодосий отбыл в начале 1716-го года заграницу, он с пути пишет из Риги 8-го февраля 1716-го года монастырскому управителю Рубцову: «о иеромонахах Киевских, буде пришлются в Монастырь, как их содержать, доносите светлейшему князю» 253 . 12-ro апреля, из Гданьска, он пишет: «слышно мне было, что из Киева наместник и прочие иеромонахи в Санкт-Питербург прибыли, и, ежели определены к нам в Монастырь, содержите оных честно и отцу наместнику донесите, дабы в правлении Монастыря имел тщание, как доброму иноку надлежит» 254 . Бывший Киево-Печерский наместник, игумен Киево-Михайловского Монастыря Варлаам (Голенковский) и 12 человек братии, действительно, в это время прибыли уже в Петербург. Из Киева прибыли, кроме игумена Варлаама, из его Монастыря, «при нем»: иеродиаконы Пахомий (Дмитрович) и Ириней и монах Досифей; из Печерского Монастыря иеромонах: эконом Никодим (Головач), Иоиль (Самойлович) и Иустин (Могоровский); из Софийского Монастыря иеромонахи – уставник Феофан (Котельницкий) и Феофан (Степанский); Переяславской кафедры духовник Исаия (Яковлевич); из Нежинского Монастыря эконом Филарет (Рабашкевич), Пивского Монастыря наместник Петр (Кромянский) и Лубенского Мгарского наместник Артемий (Свидерский). Значится еще по спискам Гадяцкого Монастыря иеромонах Иларион (Плаксич), но он умер в 1716-м же году, по-видимому, не достигнув Невского Монастыря, как это можно заключать из подсчета числа поселившихся в Монастыре 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Для «пранья свиток» им, как и прочей братии, нанята была пратомойница 264 . Архимандрит Феодосий из заграницы давал приказ, «смотреть прилежно», чтобы они «в покое и в пище были довольны» 265 , содержать «честно и довольствовать пищей и одеждою нескудно» 266 . В отсутствие архимандрита Феодосия прибыл в Петербург 14-го октября 1716-го года 267 , «игумен и ректор»» Братского Монастыря Феофан (Прокопович) , будущий соперник архимандрита Феодосия, сыгравший в его судьбе столь трагическую роль; впрочем, он хотя и вошел в список. Александро-Невского братства, но проживал особо и только получил, по царскому указу, сообщенному в письме Меншикова Рубцову 2-го ноября 1716-го года, 100 рублей жалованья из монастырских доходов 268 . Ему отведено было Меньщиковым помещение на Невском подворье, в кельях архимандрита Феодосия, и Рубцов с беспокойством писал архимандриту Феодосию заграницу, что при игумене Феофане прибывших из Киева служителей 9 человек, и «ежели в зимнее время иметь будет квартиру, то нам и прочим монастырским служителям для своих нужд на подворье приехать будет негде, понеже кельи все заняты, кроме отхожей маленькой вашей» 269 . В 1716-м году «в Невском Монастыре пострижен церкви Сампсона Странноприимца священник Максим Феодоров, а в монашестве иеромонах Макарий». Он сначала проживал в Монастыре «постриженный в искус»; в конце года архимандрит Феодосий из заграницы давал поручение уставщику «постричь» его в мантию 270 . Упоминается 1-го февраля 1716-года «у просвиренные службы» не значащийся в списках иеромонах Исаия 271 . В 1717-м году Монастырь пополнился 10-ю человеками монашеской братии из Москвы. Из Богоявленского Монастыря прибыли иеромонахи: Лука головщик, Матвей и Варлаам, иеродиаконы: Макарий (Трегуб), Зиновий (Казачок), Павел, Антоний (Черной), Антонии (Рудой), Каллист и из Донского Монастыря иеромонах Герасим головщик. Кроме того, из Ладожского Николаевского Монастыря, приписного к Невскому, взят был монах Филарет «у надзирания рыбной ловли» 272 . Иеромонах Лука головщик, в мире Лаврентий Тимоновский, был 42-х лет, по происхождению попович из города Немирова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010