Диаметр дна ямы – 1,69 м, глубина – 1,49 м. Она засыпана золистым серо-желтым грунтом средней плотности с включениями костей животных (трубчатых, ребер, челюстей, зубов крупного и мелкого рогатого скота), раковин виноградных улиток и мидий, золы, углей, печины, кусочков стекловидных пористых шлаков, фрагментов античной и средневековой керамики. В заполнении ямы найдены раздавленные фрагменты пяти красноглиняных круглодонных амфор VIII-IX вв., из которых несколько удалось полностью склеить (к. о. 40, 44–45, 46, 43, 42, 47, 41) (рис. 14.3–8) 27 . В яме найдены профили черепицы, обломки античных амфор первых веков после Р.Х., значительное количество обломков простой гончарной (кувшинов, мисок), лепной и краснолаковой керамики. Среди других находок выделялись стенки простых гончарных сосудов с рельефным орнаментом, фрагменты железных гвоздей, граффити на стенке амфоры (п.о. 159), обломок беломраморного изделия, точильный камень из морской гальки (к. о. 17), метательное ядро из песчаника (к. о. 19), кость (лопатка) с нарезками (к. о. 13), гадательная кость 28 из трубчатой кости (к. о. 31)(рис. 15). Следует отметить, что горловины амфор из ямы были подобны найденной верхней части амфоры в каменном «колодце», под скорченным погребением. Данный факт, возможно, позволяет предполагать одновременное или близкое время сооружения ритуальных средневековых объектов с детскими захоронениями. Стратиграфически с ямами 120 и 108 связаны обширные котлованы 1–4, выявленные в 1990, 1992 гг. на глубине 0,30–0,60 м от поверхности. Котлован 1 и 2 расположены в квадратах СТ-18, а котлованы 3 и 4, практически полностью уничтожившие винодельню первых веков после Р.Х. Арт-1, – в квадратах ТУ-19–21. В плане они были неправильной трапециевидной или овальной формы, в сечении – корытообразной формы. Размеры котлована 1:1,19х1,31 м; глубина 2,31; котлована 2:2,21х4,27 м, глубина 2,54 м; котлована 3:2,98х3,71 м, глубина 1,11 м; котлована 4:2,27х1,21, глубина 0,29–0,76 м. Их борта сужались книзу, к округлому дну.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сведения по географии окружающего мира в Библии отражают существовавшие контакты древних евреев с соседними народами (финикийцами, набатеями, египтянами и др.). Уже в ранних текстах упоминаются жители Египта и ближайшие соседи ( амаликитяне , аммонитяне , моавитяне , идумеи (см. Едом )). Вторжения филистимлян, завоевания царя Давида и развитие страны при Соломоне, военные контакты, прежде всего с Ассирией (IX-VIII вв. до Р. Х.), расширяют географические сведения библейских авторов. К сер. VIII в., вероятно, была составлена библейская «таблица народов» (Быт 10), показывающая знание внутреннего деления Вавилонии (Эрех, Аккад и Халне, Вавилон), местоположение Ассирии и названия ее городов (Ниневия, Ресен, Реховоф-ир, Калах). На западе Месопотамии упоминаются города и области: Харран, Халах, Гозан, Рецеф, Еден, Фалассар и Хавор, где Салманасар поселил пленных евреев (4 Цар 17. 6; 19. 12). Подробно описаны народы, подвластные Египту: Лудим (лидийцы), Анамим, Легавим (ливийцы), Нафтухим, Патрусим в В. Египте, Каслухим и Кафторим (критяне). В «таблице народов» приведены описания племен и границ древнего Ханаана (от Сидона до Газы и от Газы до Лаши на Мёртвом м.), а также Юж. Аравии, где часть названий отождествима с внебиблейскими (напр., библейский Хацармавеф - исторический Хадрамаут). В эпоху вавилонского и персид. господства географические горизонты библейских авторов расширяются, особенно на восток и север. Упоминаются Персы (Иез 27. 10), Мидяне (Ис 13. 17), чья столица в Ахмете (   - 1 Езд 6. 2), т. е. в Экбатане. Часто появляются упоминания о стране Халдеев (Иер 24. 5 и др.), названы ее части и города; Книга пророка Иезекииля содержит новые сведения о всех известных территориях (названия городов и областей). Позднейшие библейские книги обнаруживают знание мира в пределах, близких к тогдашней ойкумене: упоминается Индия (Есф 1. 1; 8. 9) и, возможно, даже Китай (Синим - Ис 49. 12). В книгах эллинистической и рим. эпох, включая НЗ, отражается весь спектр географии классического мира (см. статьи Геродот , Страбон ). Предмет и история Г. б.

http://pravenc.ru/text/162155.html

Разность евр.-халд.-русск. т. и слав.-грек.-лат.·сирск. пер. в 3–5 ст. объясняется тем, что 70 пер. образные выражения: «скала, крепость, твердыня» заменили объясняющими их прямыми: Богъ, защититель, прибжище, держава, – ср. Пс.17:3 и 47. – Буд. вр. слав.-гр.-лат.-пер. (=бл. Иеронима и русск. пер. Никольского в 4–5 ст.: наставиши, препитаеши, изведеши – букв. соответствует евр. 2 аористу и по ходу речи, как изложение основания предшествующей молитвы 3-го ст., представляется правильнее, чем русск.-халд.-сир.-пер. повелят. наклонением: води, управляй, выведи. Слав.-греч. Господи в конце 5 ст. – объяснительная прибавка некоторых греч. спп., не читающаяся в евр.-халд.-сирск. в Вульг. и Син. кодексе. Въ рц тво предлож дхъ мой: избавилъ м Гди бже истины. 6. В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины. 6 . При совершенной уверенности в божественной помощи, псалмопевец спокойно предаёт дух свой, т. е. свою жизнь ( Иов.10:12 ), или всего себя (ср. на Пс.3:3 примеч.) во власть, попечение и распоряжение (= въ рц, ср. Быт. 39:6 ; Прем. Сол. 3:1 и 9; Ин.10:28 и дал.; сирск. по Вальтону: custodiae tuae) божеств. Промысла, тем более, что Господь, как Бог истины, т. е. всегда верный в своих обетованиях верующим в Него (ср. Пс.17:81 ), уже и прежде избавлял его от различных бед и опасностей. Таким выражением совершенной преданности своей в волю Божию среди опасностей преследования от врагов, он предызобразил собою Христа Спасителя, который, предав себя на страдания в исполнение воли Отца небесного, и самую жизнь Свою положил за грехи людей по воле Его, и умирая на кресте, буквально предал дух Свой на хранение и распоряжение Его Промысла, возгласив громким голосом именно слова псалмопевца: Отче, в руце Твой предаю дух Мой ( Лук.23:46 ). С тех пор эти слова сделались обычною предсмертною молитвою христианских мучеников и всех вообще умирающих о Господе (ср. Деян.7:59 ; 1Петр.4:19 ; comment.). Ст. 6. въ рц тво предлож дхъ мой. В нын. евр. (=халд. и русск.) чит. в ед. ч. в руку твою ( – беядеха); но 70 толк. (=лат.), также, как и Господь Иисус Христос, по свид. Евангелия Лк. 23:46 , читали во множеств. ч. ( беядеха). Слав. предлож поставлено в будущ. вр. в соответствие греческому т., где будущ. вр. παραθσομαι употреблено в буквальное выражение евр. 2-го аориста, который однако же можно переводить и настоящим (ер. Вульг., бл. Август. и все переводы на новые европ. языки), и так как в Нов. Зав., по установленному по лучшим спискам чтению, употреблено настоящее время παρατθεμαι (Ск. Грек.-слав. Нов. Зав. изд. Норова Спб. 1861 г. разночтения в греч. Нов. 3. Безы и Луки Бругенского в VI томе Вальтоновской Полиглотты;=Вульг. и Слав.), то лучше было бы в соответствие ему переводить предаю, как и читалось в слав. Псалтирях XIII – XIV вв. (см. Древле-Слав. -Псалт. Амфилохия).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Коробовые арки перспективного портала над полукружием проёма обильно украшены встречными и одинарными жгутами, выпуклыми косыми крестиками и мелкими астроидами, а также включают в себя дыньки из усечённых конусов с ложчатой поверхностью (подобные дыньки есть и в оконных наличниках). На подстава 17 века навешены пост-ампирные кованые створки 2-й трети 19 в. – сквозные в верхних двух третях и сплошные в нижней трети. Радиальные лучи завершающего полукружия соединены С-образными скобками со спиралями на концах, характерными уже для периода эклектики. На прямоугольных участках каждое пересечение в косой сетке из квадратов закрыто плоским георгиевским крестом. В портал и нижнее западное окно северного фасада упирается профилированная рамка закладной каменной плиты с текстом 1680 года. Две ниши для подобных плит – размером с киот между верхними кокошниками – сохранились на южном фасаде четверика в основании окон обоих уровней. Барабаны всех пяти маковичных глав храма глухие, с аркатурно-колончатым поясом под боковыми главами и сплетением изогнутых контурных ромбов под центральной главой. Её крест в оригинальных формах 2-й пол. 17 в. увенчан объёмной ажурной короной. К вертикали этого креста, ниже главной поперечины, симметрично примыкают силуэтные фигурки ангелов в пустотелых нимбах вокруг головы и с тонкими линейными крыльями. Трёхлопастные концы центрального креста и процветший полумесяц в его основании заполнены своеобразной коруной, а на крестах боковых глав имеют вид ажурного листа с прожилками. Западающие углы крестов заняты волнистыми и прямолинейными остроконечными лучами. Храм перекрыт лотковым сводом, с лотками от западной и южной сторон. В трапезной пересекаются пять коробовых сводов. Они опираются на пару квадратных столбов, которые сдвинуты к западной стене и освобождают место для придельных алтарей. Для них в восточную стену заглублены ниши. Арочные амбразуры окон храма и трапезной начинаются от пола. Верхние окна храма, расположенные над простенками, имеют пологий отлив. В интерьере, среди церковного убранства, изготовленного в конце 20 в., обращает на себя внимание раскрашенная деревянная статуя Николы Можайского с моделью одноглавого храма и мечом в руках – в традициях допетровской народной резьбы. В нижнем ярусе колокольни, под парусным сводом, – портал трапезной, обрубленный сверху и обуженный частичной закладкой под новейшие деревянные двери. В северной стене того же объёма – проход в каморку с проёмной печью для обогрева трапезной. По словам местных жителей, дрова для печи загружали через окошко в западной стене, несколько искажённое при восстановительных работах на рубеже 20–21 вв. В нише восточной стены уцелело закопчёное квадратное отверстие дымохода. Свод над каморкой истопника коробовый.

http://sobory.ru/article/?object=07110

В узком смысле «зверь» – это римский император. В Откровении есть довольно прозрачные намеки на Нерона, первого гонителя христиан: «имеет рану от меча и жив» (13:14), «был, и нет его, и явится» (17:10), «восьмой [царь] из числа семи» (17:11). Имя Нерона долго внушало ужас подвластным империи народам, а его окутанная тайной гибель во время дворцового переворота 68 года породила множество самых разных предсказаний и оракулов. В восточных провинциях распространилось поверье, будто бы Нерон не был убит («имеет рану от меча и жив»), но скрылся где-то на Востоке (за Евфратом, у парфян) и готовится вернуться к власти. В Сивиллиных книгах неоднократно предсказывалось, что «на Запад явится тот, кто бежал из Рима;/Копье он поднимет, снова Евфрат перейдя 342 , приведёт несметное войско», «…от границ земных беглец возвратится, мать погубивший» (4:137–139; 8:71–72, а также 5:88, 215–224). О нескольких Лже-Неронах, появившихся на Востоке, сообщают римские авторы Тацит (История, II 8), Кассий Дион (Римская история, 69.19) и Светоний (Нерон, 57). Последний имеет в виду ставленника парфян, действовавшего ещё в 88 году н. э. Ранние христиане восприняли это поверье, видя в Нероне эсхатологическое чудовище, с уничтожением которого должно наступить Царство Божие. Понимал ли «зверя» в узком смысле как Нерона (Лже-Нерона) сам автор Откровения, писавший в конце I или начале II века? Или он всего лишь компилировал, использовал популярные в его время пророчества о римских правителях, не имея в виду какое-либо конкретное лицо? Возможно и то, и другое. Возвращения Нерона «из сокрытого места» ожидали и во II веке, и много позже. Свидетельством тому ветхозаветный апокриф «Вознесение Исайи», созданный во II-III вв., где говорится о пришествии Велиара в образе Нерона, а также «Апологетическая поэма» христианского поэта III века Коммодиана, предсказывавшего, что «при кончине века» Нерон «вырвется из преисподней». В «звере» Откровения имеются и такие черты, которые роднят его (и его «лжепророка») с предсказанным Павлом «человеком греха, сыном погибели». К их числу относятся: сила, полученная от дьявола, Сатаны ( 2Фес. 2:9 ; Отк. 13:2–3 ); совершение чудес ( 2Фес. 2:9 ; Отк. 13:13–14 ); наконец, личное столкновение с Христом и гибель в этом столкновении ( 2Фес. 2:8 ; Отк. 19:20 ). Этих совпадении оказалось достаточно, чтобы учители Церкви уже во II веке определили «зверя» Откровения как Антихриста и стали уверенно говорить о Павловой «человеке греха» и «звере» Откровения как об одном и том же лице.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

30:10,11. Навуходоносор и Египет. См. коммент. к 29:19. 30:12. Продажа земли. В Древнем мире продажа не означала «получение денег», как это подразумевают современные экономические отношения. Скорее речь шла о передаче собственности. Аккадский глагол «продавать» означает также «давать». Руф. 4:3–5 обнаруживает такую же гибкость терминологии, связанной с куплей-продажей. Поэтому здесь неуместно спрашивать, что Яхве получает взамен. Суть не в этом. Бог просто передает право владения землей от Египта Вавилону. 30:13. Лжебоги в Мемфисе. Мемфис был в этот период царской резиденцией и центром культа бога Птаха. Именно в Мемфисе происходила церемония восшествия царей на престол. Птах был одним из немногих богов, чье изваяние не было украшено головой животного. Он был богом-творцом и покровителем гильдии мастеров. 30:14. Пафрос. Верхний Египет. См. коммент, к 29:14. 30:14. Цоан. Цоан (греч. Танис) находился в восточной части Дельты. Это был важный административный центр в VIII-VII вв. до н. э. 30:14. Фивы. Фивы (Но-Амон в Египте) были главным городом Верхнего Египта и национальной столицей в течение столетий в эпоху Нового царства. В предместьях Фив находится целый ряд величественных храмов. 30:15. Син. Син – важная крепость на северо-восточной границе области Дельты, обычно отождествляемая с Пелусием (Пелузием). Он занимал выгодную в стратегическом отношении позицию, защищая Египет от вражеского нашествия из Западной Азии. 30:17. Он Гелиополь. Авен (греч. Ieлuonoль, «город бога солнца») находился в районе Дельты, к северу от Каира. В библейском тексте этот город упоминается под названием Он (см.: Быт. 41:45,50 ). 30:17. Бубаст. Пи-Бесет(греч. Бубаст) – город в районе Дельты. Это современный Телль-Баста, расположенный в 35 милях к югу от Каира. Бубаст был резиденцией Шешонка (Сусакима), могущественного монарха 22-й династии в X в. до н. э. 30:18. Тафнис. Тафнис – аванпост в восточной части Дельты, на границе с Синайским полуостровом. Позднее у греков, которые поселились здесь как наемники, он был известен как Дафна. Греческий историк Геродот утверждает, что Дафна была одним из трех укрепленных районов, которые построили египтяне, чтобы остановить вторжение ассирийцев. Здесь, возможно, остановились израильтяне, которые в VI в. до н. э. бежали от вавилонян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

до н.э. (типичны для романа эллинистической эпохи сложный характер сюжета, theatrum mundi, эротические коннотации, «общемировая интерпретация»). «Персонажи в Книге Эсфири – это литературные типы: прекрасная и умная женщина, становящаяся царицей; умный и добродетельный мужчина-еврей, лояльный к своему сюзерену и достигающий политического успеха; злой, но при этом суетный и глупый придворный; деспотичный, зависящий от перемен собственного настроения властитель мира» (M.–Th. Wacker) Персидский колорит чаще всего заставлял датировать повесть V–IV вв. до н.э., но, хотя автор проявляет хорошие познания в области устройства персидского государства и отношений при персидском дворе, нарисованная им картина соответствует тому, что было известно в те времена всем греческим историкам и писателям; и в особенности против такой датировки говорит то, что центральная тема – официальное преследование евреев – не соответствует государственной политике Персидской державы; упреки, направленные против иудейской Торы и галахи (3:8) противоречат всему, что мы знаем о подкреплении персидским государственным авторитетом частных законов (см. выше, C.III.3). Эта тема становится актуальной как раз в эпоху войн диадохов, начавшихся после смерти Александра Македонского, когда ненависть к евреям и их преследование стали политической реальностью. Наиболее вероятным местом возникновения книги представляется восточная диаспора. Книга Эсфири – «историческая книга» (см. выше, D.0.1) диаспоры: она трактует значение иудейства в нееврейском мире, актуализируя исторические предания Израиля в условиях диаспоры, в которых приходится существовать евреям. 3. Богословие (1) Конфликт между Аманом и Мардохеем, о котором повествует Книга Эсфири, изображен при помощи интертекстуальных отсылок в виде актуализации «вражды» Амалика к Израилю, следствием которой, согласно Пятикнижию, стала фундаментальная угроза истории Израиля. «Вечная» вражда, о которой говорится в Исх.17:8–16 ; Втор.25:17–19 , имеет множество импликаций: амаликитяне, родственный Израилю народ, напали на Израиль, когда он двигался к Синаю, месту встречи с «истинным Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Проблемы, связанные с изучением сакральных текстов, обсудили участники конференции в Москве 19 июня 2006 г. 10:38 Широкий спектр проблем, связанных с изучением сакральных текстов, стал предметом обсуждения на заседании секции «Сакральные тексты и сакральная коммуникация», проходившей в рамках международной научной конференции «Проблема текста в гуманитарных исследованиях». Научный форум состоялся 16-17 июня на филологическом факультете МГУ им.Ломоносова. Координировал работу секции заведующий кафедрой религиоведения профессор  И.Н. Яблоков. С докладом «Исповедальный поступок в культуре России» выступила Галина Худякова. Она сосредоточилась главным образом на  «мировоззренческой исповедальности» русской литературы XIX — нач.ХХ вв. Исследовательница различает понятия «раскаяния» и «покаяния»: первое является как бы ступенью ко второму, которое, в свою очередь, непременно проявляется в поступке. Так, по словам Г.Худяковой, Н.В.Гоголь сначала почувствовал раскаяние «за вред, нанесенный России» самим фактом написания «Мертвых душ». Покаяние же писателя выразилось в сожжении им второго тома поэмы, считает автор доклада. В докладе под названием названием «Морфогенетический поворот в социологической теории сакрального как усиление теоретической основы анализа текстов» молодой ученый Дмитрий Куракин предложил исследовать дихотомии «сакральное-профанное» и «чистое-скверное» в исследовательских программах сакральных систем. Оказалось, что первая пара понятий является первичной и «смыслопорождающей»; на ней «основывается социологический порядок». В качестве иллюстрации была приведена ситуация Великой Французской революции: «новому утверждающемуся социологическому порядку необходимо было осквернение как мощный ресурс высвобождения символических ресурсов», что и было достигнуто через практику гильотинирования (в частности, окропления толпы королевской кровью, что воспроизводило архаичный земледельческий ритуал). Ксения Колкунова обратилась к необычной теме: она взялась за исследование сакральных текстов «нового религиозного» движения — преслитеранства. Движение, обожествляющее поп-идола Элвиса Пресли, было создано в США в 1988 г. Теперь общины почитателей «божественного Элвиса» распространены не только  в США, но и в Европе; они организованы по модели церковных приходов. «Сакральные» тексты квазирелигии также сконструированы на основе традиционных (преимущественно христианских) сакральных текстов, что и проанализировала докладчица. На конференции прозвучали и другие доклады, посвященные текстам новых религиозных движений.

http://patriarchia.ru/db/text/120257.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010