Действительно, если Бог есть совершеннейший Дух, Дух независимый и всемогущий, то и разум наш должен сознаться, что Бог высочайше-свободен по самому своему естеству — свобода есть существеннейшая принадлежность сознающего себя духа, и подлежать какой либо необходимости или принуждению не может тот, кто всесилен и все содержит в своей власти, сам не завися ни от чего. 2. Совершеннейшая святость   Называя Бога святым (αγιος, sanctus), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях.    Священное Писание действительно и подтверждает, что Бог -    а) совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и нет неправды [в Нем] (Второз. 32:4); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Иоан. 1:5); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1:13); Он чист (1 Иоан. 3:3); всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (9).    б) совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Священное Писание — аа) весьма часто называет Бога святым вообще: свят Господь, Бог наш; также праведным и преподобным: Он праведен и истинен; святым Израилевым: буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев; бб) в частности выражается, что святое имя Его, святое слово Его (Пс. 104:42), закон свят Его (Рим. 7:12), святая мышца Его (Пс. 97:1), свят путь Его (Пс. 76:14), святой престол Его (Пс. 46:9), подножие Его: -свято оно (Пс. 98:5), и что Он благ во всех делах Своих (Пс. 144:17); вв) свидетельствует, что славословящие Его на небе Ангелы, окружая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3; срав. Апок. 15:4), и — гг) заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Петр. 1:15,16; срав. Лев. 11:44; 19:2; 20:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

19 Раскопки древнего Ефеса производились на рубеже XIX–XX вв. австрийскими археологами, которые обнаружили и вывезли в Европу многие артефакты, ныне демонстрируемые в Ефесском музее в Вене. 6 Впрочем, то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.  Николаиты – язычествующие лжеучители, пытавшиеся совместить христианство с античной философией и мистикой. В частности, они утверждали, что раз Христос даровал нам свободу и Благодать, то все ограничения и запреты полностью и навсегда отменены. Это был соблазн злоупотребления христианской свободой, о котором предупреждал апостол Павел: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13). Николаиты проповедовали изуверское учение о том, что для преодоления похотей плоти нужно их не ограничивать, а напротив, давать полную свободу. На практике это приводило к безудержному разврату, оправдываемому религиозно-философской доктриной. Привлекательность учения николаитов заключалась именно в отмене установленных христианской Церковью ограничений. Эта привлекательность была сильна для язычников, не привыкших в чем-либо ограничивать себя, и в особенности для богатых из них, которым и без того при обращении в христианство приходилось от многого отказываться. Из сопоставления николаитов с пророком Валаамом (Апок. 2, 14–15) раскрывается сущность зла, причиняемого николаитами Церкви: как и Валаам (Числ. 25, 1–5; 31, 16), они совращали народ Божий в телесный и духовный блуд, являющийся изменой Богу и отпадением от Него. «которые и Я ненавижу» – Господь ненавидит не самих николаитов, но только их учение и дела. Заблуждающегося человека Бог не отвергает, но ожидает его исправления.  7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. И во время земной жизни Христос многократно говорил: имеющий ухо слышать да слышит. Смысл этих слов: кому дано понимать то, что говорит Дух, пусть исполнит то, что Он говорит. Ибо «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ст. 18. В тот день отнимет Господ красивыя цепочки на ногах, и звездочки, и луночки (ст. 19). Серьги и ожерелья, опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами и привески волшебныя (ст. 20). Перстни и кольца в носу ст. 21). Верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки (ст. 22). Светлыя тонкия епанчи и повязки, и покрывала (ст. 23). И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо. бб) Второе наказание: сиротство и вдовство женщин и девиц Ст. 24. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. По убиении знаменитых мужей и сильных юношей на войне с Вавилонянами жены и девицы останутся в бедственном состоянии вдовства и сиротства и будут оплакивать свое горестное положение (см. Плач. Иер.2:22 ). Ст. 25. И будут воздыхать и плакат ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная. Сион или город Иерусалим представляется здесь под образом женщины, которая по случаю несчастия обыкновенно у Иудеев садилась на землю и оплакивала свою горькую участь. Так и Иерусалим, лишившись знаменитых мужей и юношей, убитых на войне, и, осиротевши, будет оплакивать свое бедственное состояние. Плач приписывается особенно воротам Сиона, потому что в древности при воротах бывало большое собрание народа и заседание судей и правителей, которых Иерусалим теперь лишится ( Иер.14:2 , Плач. 1:4 ). вв) Следствие сиротства и вдовства жен и девиц Глава 4, ст. 1. И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут свой хлеб будем ест и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем – сними с нас позор. Здесь описывается следствие вдовства жен и безбрачия девиц после поражения мужей и юношей на войне. Наказание это ужасно для Еврейских жен особенно потому, что безмужнее состояние почиталось у них укоризненным, как будто они остаются в пренебрежении у мужчин. Пророк как бы так говорит: а) такой будет недостаток мужчин, что даже девицы, которым стыдливость запрещает искать мужей, теперь, вопреки скромности, будут искать мужей, опасаясь остаться в пренебреженном состоянии безбрачия, так как муж но закону природы и Божественному постановлению составляет покров, полноту и украшение жены; б) не только будут искать, но ухватятся за мужчину и станут убеждать – взять в замужество; в) притом седмь, т. е. многие жены ухватятся за одного мужчину; г) будут просить взять за себя хотя с тем условием, чтобы им иметь свое содержание пищей и одеждою, только бы прикрыл бесчестие безбрачия их. Этою фигуральною речью вообще означается совершенный недостаток мужчин. Так и случилось это, как видно из 2Пар.36:17 ; Плач. Иер.2:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

89 Символическое обозначение места разгула и непотребства. Тагаста стала таким «Вавилоном» для юного Августина. 92 Об этом «законе в сердце» красноречиво говорят и Цицерон (О Государстве, III, 22, 33) и апостол Павел: «...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их...» ( Рим. 2, 14–15 ). Закон этот, по мнению бл. Августина, может быть затемнен, но никогда полностью не исчезнет. 94 Лабриолль и Трабукко – оба переводят vindictae aviditas: «жажда мести». Вряд ли можно с ними согласиться: бл. Августин говорит о мирских благах, пусть низших, но пользование которыми в определенных границах законно. Месть – это «отход от закона Твоего, Господи», и ей нет места среди законных благ. Следуя Раумеру, здесь принято значение vindicta как палочки, которой магистрат должен был коснуться освобождаемого раба. Мечты раба о свободе ничуть не противоречат Божиему закону. 95 В метафизике и антропологии бл. Августина большое значение имеет теория трех степеней добра: первая, высшая: summum bonum – Бог, средняя: воля media vis, medium bonum («О свободной воле», 2, 19, 52), низшая: временные блага. Эта «вертикаль» построена на фундаменте этическом: воля, способность активная, по природе своей «обоюдоостра»; она может слушаться Бога, стать сама себе законом или подчиняться существам низшим. Если она устремлена к Богу, она здорова и заслуживает имени voluntas (иначе это cupiditas); если она повинуется себе, ее отбрасывает вниз, к временному и преходящему. 97 Саллюстий. «Заговор Катилины», 16, 3, где приведены эти слова Катилины. Саллюстий в течение II-V вв. по Р.Х. был одним из любимейших писателей в африканских школах. Бл. Августин часто и с уважением упоминает его в «Граде Божием». 98 «...придет праведный суд. Псалмопевец дает нам понять, что наказание каждому человеку вытекает из его греха: его неправда обращается ему в казнь. Нельзя думать, что Бог в Своем покое и несказанном Свете выискивает у Себя, чем наказать за грехи; нет, он сообщил такую природу греху, что то, чем услаждается человек, творящий грех, становится у Бога наказующего орудием наказания» («На Псалмы», 7, 16–17); «Рыл ров и выкопал его и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

На основе кириллицы образовались болг. (кон. IX в.), древнерус. (XI в.), серб. (XII в.) с локальным боснийским вариантом, славяноязычные валашская и молдав. (XIV-XV вв.), румын. (XVI в., в 1864 переведена на лат. графику), а в составе древнерус.- пермско-зырянская (XIV в., в XV в. вытеснена кириллицей), мордов. (кон. XVII в.) и др. письменности. В качестве делового письма кириллица использовалась также в канцеляриях Далмации (XIV-XVII вв.) и Албании (XIV-XV вв.). Совр. рус. А. (гражданский шрифт) введен Петром I в 1708-1710 гг. как шрифт для светской лит-ры и письменности и в графическом отношении максимально приближен к начертаниям книжного курсива, к-рый сформировался в посл. трети XVII в. под воздействием украинско-белорус. почерков и шрифтов, испытавших влияние лат. и греч. традиции (количественный и качественный состав А. определены реформой 1918). В XVII-XX вв. правосл. миссионеры (еп. Нижегородский Дамаскин (Семёнов-Руднев) , митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) Образец церковнослав. кириллического письма (устав). Добрейшево Евангелие. 1-я пол. XIII в. (НБКМ 17. Л. 19) Образец церковнослав. кириллического письма (устав). Добрейшево Евангелие. 1-я пол. XIII в. (НБКМ 17. Л. 19) и др.) разрабатывали основы научного описания тюрк., финно-угор., палеоазиат. и др. языков народностей Российской империи, адаптировали кириллический А., осуществляли переводы текстов, создавали грамматики и словари для ранее бесписьменных языков России и сопредельных стран (чуваш., татар., алеутского, якут., осет., азерб., казах., монг. и др.). На протяжении 2-й пол. XVIII - нач. XX в. модернизированный в нач. XVIII в. рус. вариант кириллицы составил (с учетом местных особенностей) также основу совр. А. правосл. слав. стран: Сербии, Болгарии, Украины, Белоруссии и Македонии. В результате многовековых трудов духовенства, ученых-филологов, учителей, гос. администрации образовался единый графико-культурный ареал греко-слав. письменности, включающий многообразные языки и культурные традиции. В 90-х гг. ХХ в. Молдавия и ряд тюркоязычных республик бывш. СССР перешли на лат. А.

http://pravenc.ru/text/115282.html

А до них здесь почти тысячу лет жили динлины – высокие, голубоглазые европеоиды (тагарцы). А до них – другие европеоиды (афанасьевцы). И так, по ступенькам этногенезов – до верхнего палеолита (20 тыс. лет). Это к вопросу: «кто же тут местный?». Этнология отвечает на этот вопрос категорично: кто сильный, тот и местный! И моральные оценки тех или иных завоевателей в данном контексте совершенно неуместны, как неуместны они, например, по отношению к тайфунам и землетрясениям. Почему? Потому, что этногенез – это природное (биосоциальное) явление. Еще один пример: небольшой этнос – чеченцы. У них налицо все признаки высокой пассионарности (с поправкой на традиционную культуру и географию): воинственность, религиозность, строгость нравов и высокая рождаемость. И это несмотря на две войны. Другой пример – эвенки, тихий, безобидный народ, как дети, – нулевая пассионарность (этнический реликт). Теперь подробнее о русских. Русский этнос, ставший основой для формирования российского суперэтноса, складывается в 13 - 15 вв., после распада Древней Руси (славянские этносы!). То есть, мы моложе европейцев на 450 - 500 лет. Первая фаза русского (великоросского) этногенеза (после предыдущего, славянского с 1 по 13(15) вв.) занимает около 300 лет – от Александра Невского (раздробленность, 13 в.) до Ивана Грозного (Московское царство, 16 в.). (Примечание. Миграции в то время имели иной характер. В 14 - 16 вв. татарские воины переезжали на службу к московским князьям. Они женились на русских женщинах и их потомки считались уже своими. Так появились фамилии: Карамзин, Кутузов, Аракчеев, Тургенев, Тимирязев, Бунин и другие. Пример комплиментарного контакта). В 17-18 вв., этническая система достигает энергетического пика (вторая, акматическая фаза) – в этот период создается Российская империя и складывается российский суперэтнос – великороссы, малороссы (без западных и химерных), белорусы и коренные народы России. В 30 - 40-е годы 19 века Россия вступает в надлом – третью, самую тяжёлую фазу в жизни любого этноса, хуже только в последней фазе обскурации. ((Подробнее см. в кн. «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения», раздел «Фазы этногенеза»).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/14/vt...

Тверская школа иконописи сложилась в 13 веке. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма. В 15 в. усилилась свойственная ей и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова. Ярославская иконописная школа возникла в начале 16 в. в период быстрого роста населения города, становления купечества. До нас дошли произведения ярославских мастеров начала 13 в., известны работы 14 в., а по количеству сохранившихся памятников живописи 16 и 17 вв. ярославская школа не уступает другим древнерусским школам. В творчестве ярославских мастеров бережно хранились традиции высокого искусства Древней Руси до самой середины 18 века. В своей основе их живопись оставалась верна тому великому стилю, принципы которого сформировались в глубокой древности, развивались долгое время в миниатюрной живописи. Наряду с " мелочными " изображениями ярославские иконники еще в 18 в. писали и композиции, в которых любовь к большим массам, к строгим и лаконичным силуэтам, к четкому и ясному строю сцен в клеймах ощутима так же, как и в работах мастеров 15-16 столетий. Работы ярославских мастеров второй половины 17 - начала 18 вв. еще долго признавались в России образцами старого национального искусства. Их собирали почитатели древней иконописи - старообрядцы, внимательно изучали художники Палеха и Мстеры, продолжавшие в 19-20 вв. писать иконы в традициях русской средневековой живописи. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИКОН НОВГОРОДСКИХ ПИСЕМ XV ВЕКА. Композиции новгородской живописи, какой бы сложности они ни были - одно-, двух-, трехфигурные или же многосюжетные, повествовательного характера - все они просты, прекрасно вписаны в плоскости и согласованы с их формами. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости. Они не имеют ни слишком загруженных, ни пустых мест. Фоновые пространства между отдельными изображениями принимают красивые формы, играя большую роль в композиции. Фигуры, горы, деревья часто располагаются симметрично. Этим композиции замыкались, получали полное завершение. Вместе с тем, эта симметрия разбивалась поворотами фигур, наклонами их голов, разнообразными формами гор, лещадок, построек, деревьев и других изображений.

http://pravicon.com/text-25

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Организация МОСК была создана в июле 1966 года, в г. Лос-Анджелесе 8 . По утверждению ее основателя Прабхупады, он являлся представителем одной из традиционных индуистских парампар 9 , которой удалось сохранить истинное учение Кришны. Правда, существуют и другие кришнаитские организации, которые заявляют то же самое, не имея при этом никакого отношения к МОСК 10 . Например, так называемая Миссия Чайтаньи 11 , или «Институт Знания о Тождественности», – в этой секте даже используют литературу МОСК, хотя организационно являются независимыми 12 . Более того, Прабхупада утверждал, что его перевод Бхагавадгиты является единственным правильным переводом данного произведения 13 . Прабхупада писал: «Мы должны принять совершенное знание, которое передается нам, как это утверждается в «Бхагавад-гите» 14 , через парампару (цепь ученической преемственности» 15 . Далее он добавляет: «Мы должны принять «Бхагавад-гиту» без каких-либо толкований 16 , без изъятий и без собственного прихотливого вмешательства в ее сущность» 17 . Как видим, Прабхупада открыто выражает претензии МОСК на традиционность, утверждая при этом, что именно он передает учение без искажения, однако при близком знакомстве с учением данной организации возникает ряд сомнений, которыми мы хотели бы поделиться с читателями. Прабхупада пишет: «…около пяти тысяч лет назад, Господь Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Своему другу и преданному слуге Арджуне» 18 . Прежде всего, возникает вопрос, связанный с датами 19 . Кришна, по утверждениям Прабхупады, жил пять тысяч лет тому назад и продиктовал своему ученику Арджуне «Бхагавадгиту»; Прабхупада утверждал, причем не без оснований 20 , что «Бхагавад-гита… одна из наиболее важных «Упанишад» 21 в ведической литературе» 22 . К тому же, Бхагавадгита 23 «является лишь эпизодом из «Махабхараты» 24 , эпического произведения, описывающего историю прошлых времен» 25 . И здесь начинаются проблемы. Махабхарата 26 сложилась в период с VI – V вв. до Р.Х по IV – V вв. от Р.Х. Упанишады 27 сформировались в VII – VI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

В рукописи слово вписано над строкой. Так в рукописи; должно быть, очевидно: Ус[ть]е (устье реки Вага или на реку Устья – правый крупнейший приток Ваги). Однорядка – длинная верхняя мужская или женская распашная просторная одежда из шерстяной ткани с длинными откидными рукавами (вероятно, без подкладки); застегивалась на много пуговиц; могла быть утепленной. Насад (носад) – крупное речное плоскодонное грузовое судно (Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1983. Вып. 10. С. 236). В рукописи перед этим словом написано: ку (явная описка). Ровдуга (ролдуга) – выделанная оленья или лосиная шкура; замша из оленьей, телячей или иной кожи (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 170, 211). Испралено, в рукописи: ол. Далее в рукописи зачеркнуто: сорок алтын; а над строкой крестик с четырьмя точками вокруг – знак сноски. В рукописи вписано на нижнем поле под знаком сноски (крестик с четырьмя точками). Далее в рукописи зачеркнуто: Да продал однорядку синю ветчаную, взял шесть алтын. ГА АО, ф. 829, оп. 2. д. 2, л. 1–14. Черновик. Рукопись в 4 на 14 листах. В левом верхнем углу л. 1 химическим карандашом или голубыми чернилами написано: 29. Хронологическая последовательность записей нарушена; ряд статей приводятся дважды, так текст о монастырской торговле на Благовещенском погосте (лл. 10 об. – 11) почти полностью повторяется (лл. 12 об. – 13). В рукописи в верхней части листа 1 об. черновая заметка: году июля в 17 день сыпали на Канун полмеры соло[ду] да полмеры с хмеля Илье пророку па настояще[е?]. В рукописи на верхнем поле как колонтитул вписано полуставными буквами явно ошибочно:Книги приходные (хотя на лл. 2 – 7 записи расхода денег) . Так в рукописи; «оббои», по смыслу предложения, обозначает емкость, возможно, сбитую из дерева. Обычно для этого использовались керамические изделия: черепа, черепки, криницы, кринки. Голого – это значит чистый вес (нетто), без веса тары. Припон – большое квадратное полотнище из грубого холста для укрывания клади, подстилки под зерно и т. п. (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 19. М., 1994. С. 253–254).

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010