17 О «всевозможных рукописных сборниках 17 века» не напрасно ли даже и упоминает г. Каптерев? В 17 в., когда в московской Руси прочно утвердилось книгопечатание, рукописных сборников стало являться у нас, сравнительно, очень мало; и со второй половины этого столетия являются преимущественно раскольнические рукописные сочинения и сборники, в которых действительно, Феодоритово Слово приводится часто. Но ужели г. Каптерев разумеет и эти раскольнические сборники? 18 Даже и в этой цитате г. Каптерев допустил неточность, обличающую малое знакомство с делом. В статье Братского Слова (напечатанной Братством и отдельной книжкой) говорится не о доселе известных редакциях Феодоритова Слова, но о доселе известных списках его, или текстах, представляющих три различные редакции (о которых мы будем говорить), почему и статья озаглавлена: «Феодоритово Слово в разных его редакциях». На­до бы знать, что иное дело список, текста, иное – редакция. 19 Нас удивляет не столько это голословное замечание г. Каптерева, в сущности ничего не стоящее, сколько то, что г. профессор не умел оценить по достоинству почтенный труд, употре­бленный (преимущественно о. игуменом Филаретом) на собрание текстов Феодоритова Слова, правда не из «всевозможных», но из всех наиболее примечательных и известных сборников 15 и 16 вв., и на издание оных со всей тщательностью, какая требуется в этом деле. Г. Каптерев не только не оценила этого труда, но не умела и воспользоваться им, как подобает ученому. 20 Сборник «Фатеева писма» (Библ. М. Д. Ак. 165–534) писан в 7027 (1519) году, в Иосифовом Волоколамском мона­стыре, «при настоятельстве господина игумена кир Даниила». Лю­бопытно, что в этом сборнике текст Феодоритова Слова при­водится еще в своей первоначальной редакции, а прибавочные слова: «болшей да два последних», вписаны после, на поле, с выносным знаком против слов: «три перста». В сборнике Даниила добавочные слова внесены уже в сам текст. 21 В этом отношении заслуживают особого внимания списки Феодоритова Слова находящийся в сборнике Тр.-Сергиевой Лавры 768) «Вассиановском Козевина» (Вассиан Козевин был келарем 1495–1511 гг.), и находящийся в июльской части Макарьевских Миней, – в обоих встречается следующий любопытный вариант: «креститися треми персты», вместо: «три персты...». Вот что говорили мы об этом варианте в предисловии к изданию «Феодоритова Слова в разных его редакциях»: «Если мы и признаем, что здесь допущена описка, несколько нарушающая смысл, то и сама эта описка, повторенная двумя писцами и, очевидно, не случайная, во всяком случае весьма любопытна, ибо показывает, что в Феодоритовом Слове писцы видели наставление именно о том, чтобы креститься тремя персты, а не двумя (Брат. Сл. 1876 г. 2, 196.). Прибавим еще: такая описка была бы невоз­можна, если бы писцы не знали обычая креститься тремя персты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

3 февраля 2021 г. — Лекция Софьи Фомичевой: Особенности антииудейской полемики в мемре «О Ниневии и Ионе» Ефрема Сирина 03.02.2021 @ 19:00 Событие Навигация Лектор: О лекции: Лекция посвящена мемре (сир. „речь“, „проповедь“) О Ниневии и Ионе, принадлежащей перу великого сирийского поэта-богослова Ефрема Сирина (ум. 373). Предлагаемый вниманию слушателей текст  представляет собой поэтическое переложение библейской книги пророка Ионы, сосредотачивающийся однако не на фигуре пророка Ионы, а на ниневитянах.  Это произведение не избаловано вниманием исследователей и остаётся в тени  излюбленного жанра Ефрема, учительных гимнов-мадраша. Между тем, как мы попытаемся продемонстрировать, мемра О Ниневии и Ионе представляет особенный интерес как для исследователей сирийской литературы, так и для патристики в целом. Например, важно, что этот текст является одним из самых ранних примеров жанра мемры, который с 5-6  вв. становится основным видом сирийской религиозной речи, вытеснив гимны-мадраша.  Кроме того, это произведение Ефрема является одной из самых ранних полных интерпретаций истории пророка Ионы и ниневитян в христианской традиции. В лекции мы постараемся осветить некоторые особенности этого интересного текста, особое внимание уделив одной из самых ярких его черт  – обширной антииудейской полемике. Сравнивая мемру с комментариями и проповедями на тему пророка Ионы и ниневитян, мы убедимся в том, что столь ярко выраженная антииудейская направленность текста не имеет параллелей в других интерпретациях книги пророка Ионы. Этот факт  наглядно демонстрирует особую роль полемики с иудеями в ранней сирийской традиции. Место и время презентации: Контакты: Писать можно сюда (aquaviva.spb@gmail.com), сюда и сюда . Проект существует при поддержке  Фонда президентских грантов . Номер заявки — 20-2-020800 [leyka_campaign_form id=»870″]                         Подробности Дата: 03.02.2021 Время: 19:00 Организатор Проект «Восток свыше» Телефон: +79213407123 Электронная почта: volchkov.81@gmail.com Место проведения Просветительский центр Феодоровского собора 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А Санкт-Петербург , Санкт-Петербург 191036 Российская Федерация + Карта Google Телефон: +79213407123 Веб-сайт: http://feosobor.ru Событие Навигация Будущие мероприятия Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени. Наши проекты: Новости Проект реализуется на средства Президентского гранта заявки: 17-1-003764).

http://texts.aquaviva.ru/event/fomicheva...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Одним из основных направлений в исследованиях В.О. Ключевского была история русской культуры. Эту проблему он рассматривал в органической связи с социальными изменениями в России и очень своеобразно подходил к оценке дворянской культуры в 18–19 вв. Тут, пожалуй, в наибольшей степени проявились антидворянские взгляды историка. Следуя социальной по своему существу идее показать взаимосвязь между самодержавием, дворянством и крепостным правом, В.О. Ключевский свой талант направлял к одной цели – охарактеризовать систему дворянского воспитания, роль передовой французской литературы и психологическое восприятие дворянами ее идей в условиях крепостной действительности. Эту тему В.О. Ключевский раскрывал блестяще, с присущим ему остроумием, но – особенно в «Курсе русской истории» – крайне односторонне, доходя до гротеска. Он неоправданно отводил западноевропейскому влиянию определяющую роль в жизни дворянского общества, будто бы отрывавшему его от окружающей действительности, в результате чего дворяне становились пустыми людьми и принимали «ненормальные позы и необычную жестикуляцию». Этот общий вывод, не соответствующий ни поведению, ни психологии дворянства, тем более его разных по имущественному состоянию слоев, вступал в противоречие с отдельными произведениями В.О. Ключевского на ту же тему. В «Недоросле Фонвизина» он основное внимание уделял уровню образования в среде дворянского общества того времени, используя в качестве примера собирательные образы комедии Д.И. Фонвизина. В этом произведении В.О. Ключевский справедливо увидел прекрасный источник по истории 18 в. Верно признавая комедию бесподобным зеркалом русской действительности, ученый отметил, что духовные запросы в среде дворянского общества находились на крайне низком уровне и идеи просвещения очень туго усваивались им. В других работах – «Евгений Онегин и его предки», где были очень образно воссозданы типологические биографии рядовых дворян с середины 17 в. до первой четверти 19 в., в анализе творчества М.Ю. Лермонтова («Грусть») сам В.О. Ключевский представлял разные типы дворянства того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Белинского Россия в XIX и XX вв. пережрала, может в XXI - стоит с Гоголем попоститься... Георгий 28 марта 2010, 15:18 Письмо-нет слов, это безусловно,но вот что интересно, когда явился достоевский в свет:некрасов сказал белинскому: " Новый Гоголь явился " , на что тот сухо ответил: " Что-то у вас слишком часто гоголи являются " (хотя потом конечно был в восторге от " Бедных людей " )И мне вот что интересно как достоевский, гоголь, и белинский связаны? Извините меня пожалуйста за отклонение от темы, НО ведь эти три человека были более чем связаны!Если у кого-нибудь есть ХОТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ ПИСЬМА в электронном варианте, пожалуйста на почту egoshinn@rambler.ru Очень хочется разобраться, ведь тут и второй сожженный том Мертвых душ и.... да все о гоголе! Конечно, много можно еще написать, но кто если что-нибудь интересное знает, пожалуйста на почту. Николай МОРЕВ 17 марта 2010, 19:34 Замечательно СИЛЬНОЕ письмо Гоголя! Зря НЕ отправил. Причина может быть лишь ОДНА: " неистовый Виссарион был безнадёжно болен. Гоголь -вечное русское достояние. А белинского просмотреть -тоже Не помешает! Николай МОРЕВ,инженер Николай 25 февраля 2010, 08:16 Кто из деятелей телевизионного канала " Культура " возьмёт на себя смелость и огласит это письмо на всю матушку-Россию??? Ирина 27 января 2010, 10:12 " Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства " - вот же она русская национальная идея!!! Таня 7 января 2010, 19:14 " Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках " В сочетании с честным (нравственным) размышлением о своей личной истории: своей судьбы, мыслях и поступках. История (в переводе с греческого) - исследование. Познание Мира и себя самого в Мире. Дмитрий 14 декабря 2009, 22:28 Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси Господи за статью Татьяна Саенко, Харьков 12 декабря 2009, 18:36

http://pravoslavie.ru/29884.html

В Вильнюсе прошел IX Международный фестиваль Русской духовной музыки 2 июля 2007 г. 20:18 С 17 по 19 июня в Вильнюсе проходил IX Международный фестиваль Русской духовной музыки. Организатор фестиваля — Вильнюсское музыкальное общество «Русская классика» (директор Татьяна Ринкявичене). В этом году фестиваль был посвящен 130-летию Павла Чеснокова, выдающегося дирижера, регента, педагога, автора духовной музыки, создавшего около пятисот хоровых пьес — духовных сочинений и переложений традиционных распевов, обработок народных песен, музыкальных произведений на стихи русских поэтов. «Духовная музыкальная культура — это не только взгляд в наше прошлое. Это еще и сопричастность к нашим истокам. Старинная русская музыка отвечает на те вопросы о Боге, о первопричине мироздания, о жизни и смысле существования человека, которые ставит перед собой любой, даже самый увязший в повседневности человек», — сказала Т. Ринкявичене в обращении ко всем участникам фестиваля. Открытие фестиваля состоялось 17 июня в воскресенье в Вильнюсском кафедральном Успенском соборе. В фестивале принимали участие пять хоров: хоры из России, Белоруссии и Литвы. Впервые в истории фестиваля принимали участие и церковные хоры. — Камерный хор Воронежского Государственного Университета (Россия) создан в 1999 г. Руководитель хора — Борис Яркин — заведующий кафедрой хорового дирижирования и вокала, кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ, композитор. В репертуар хора входят произведения русских композиторов XVIII-XX вв., обработки народных песен разных народов, а также произведения руководителя хора Б. Яркина. — Удивил своей многочисленностью и колоритом Национальный Академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича из Минска. В составе хора около 50 человек, выступавших в белорусских народных костюмах. Хор создан в 1952 году. В коллективе выросло немало видных исполнителей Республики Беларусь. В репертуаре хора свыше 500 концертных номеров. На счету у него несколько тысяч выступлений, которые проходили на родине, а также за рубежом — в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Франции, Канаде.

http://patriarchia.ru/db/text/263951.htm...

Различались Д. исполнения и Д. обязательства. При Д. исполнения делегант поручал делегату фактически исполнить его обязательство в отношении 3-го лица - делегатария. Путем такого исполнения прекращались оба обязательства: делегата по отношению к делеганту и делеганта по отношению к делегатарию (Dig. XLVI 3. 56; L 17. 180). Д. обязательства означала новацию (novatio), т. е. смену лица на стороне кредитора или должника; соответственно такая Д. могла быть либо активной, либо пассивной. В случае активной Д. обязательства старый кредитор (делегант) передавал свое право требования новому (делегатарию), и должник (делегат) теперь обязан был исполнить обязательство в пользу нового кредитора. Делегант же считался исполнившим свое обязательство в отношении делегатария (Dig. XVI 1. 8. 3; XLVI 1. 18). Пассивная Д. подразумевала появление нового должника (делегата) вместо старого (делеганта); кредитор (делегатарий) оставался прежним. Пассивная Д. также освобождала делеганта от исполнения его обязательства, даже если совершалась против его воли (Dig. XLVI 2. 8. 5). Если Д. исполнения оформлялась только приказом-поручением делеганта (Dig. XLVI 2. 11. Pr., 2. 17), то Д. обязательства требовала, помимо этого, т. н. стипуляции (stipulatio) - формального соглашения между новым должником и кредитором (Gai Inst. II 38; Dig. XLVI 2. 11. 1). Впосл. нормы классического рим. права о Д. в обязательственных отношениях были закреплены и в визант. законодательстве (ср., напр.: Dig. XLVI 2-3 и Basilicorum. XXVI 4-5) . В средние века на Западе Д. могла пониматься в смысле замены должника или кредитора. Наряду с этим в III-VI вв. в рим. праве складывается институт публично-правовой Д. В законодательстве имп. Феодосия I и Юстиниана I имеются многочисленные упоминания о Д. как о поручении, к-рым император, префект претория и др. передавали определенным лицам судебные и адм. полномочия (CTh. I 28. 1; VII 4. 22; XI 7. 16, 30. 16; Dig. I 21; XLVIII 13. 2; CJ. III 1. 5; III 4; VII 62. 19. Pr. и др.). Д. в католическом церковном праве

http://pravenc.ru/text/171634.html

30 авг. 1901 г. по решению Синода «за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища» возведен в сан архимандрита С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) . 17 нояб. 1904 г. назначен ректором Калужской ДС. Начало руководства Н. семинарией пришлось на время революции 1905-1907 гг. Н. как ректор столкнулся с попытками революционных агитаторов организовать противоправные выступления среди семинаристов. 20 окт. 1905 г. Н. получил благодарность от Калужского еп. Вениамина (Муратовского) за его «усердную службу, строгое исполнение обязанностей и сугубые труды» во время революционных беспорядков в Калуге. 12 апр. 1907 г. еп. Вениамин повторно выразил Н. благодарность за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль,- если не навсегда, то на продолжительное время,- не подчиняться законным распоряжениям начальства». В период своего ректорства в Калуге Н. поднимал вопрос о строительстве для семинарии общежития для всех обучающихся (большинство семинаристов в это время проживали на частных квартирах). Во время пребывания в Калуге Н. приступил к работе над своим фундаментальным многотомным исследованием о подвижниках благочестия XVIII и XIX вв. В 1908 г. был удостоен благодарности Синода за составление акафиста св. Иоанну Златоусту. Акафист был написан Н. еще в бытность студентом СПбДА, но отклонен тогда цензором под предлогом того, что «акафист гению должен писать гений, а не безвестный иеромонах». Спустя долгое время акафист был признан достойнейшим при отборе из нескольких анонимно поданных текстов. Определением Синода от 17-19 марта 1909 г. Н. был переведен на должность ректора Олонецкой ДС. Одновременно с июня того же года занимал должности председателя епархиальных Училищного и Миссионерского советов, а также Совета Александро-Свирского братства. С 13 окт. 1909 г.- редактор неофиц. отдела «Олонецких епархиальных ведомостей». Был также членом губернского Статистического комитета, Комитета Петрозаводской общественной б-ки, Совета Православного карельского братства. Во время своего пребывания в Петрозаводске продолжил исследования о местночтимых святых и подвижниках, написал ряд работ по вопросам духовно-нравственного просвещении и миссионерства в сев.-зап. крае.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

бб) Даруется христианину в помощь сильный Дух Христов ( Рим. 8:5–13 )? вв) Приобретается им сладкое чувство сыновства пред Богом ( Рим. 8:14–16 )? гг) Воодушевляет христиан сладкое ожидание неизреченной славы в будущей в будущей жизни ( Рим. 8:17–22 )? дд) Обладают они деятельным пособничеством Духа Святого в земных скорбях и предуставлены к вечному блаженству ( Рим. 8:23–34 )? е) Какими чертами изображает Апостол ничем непобедимую любовь христианина к Богу ( Рим. 8:35–39 )? Рим. 8:29 . Апостольское слово о предуведении и предуставлении Божием не могут ли наклонять к своему оправданию погибающие люди? Рим. 8:30 . Так как наша судьба уже совершилась пред очами Божиими; то как нам думать о ней? Сколько отдельных пунктов примечается в седьмом отделе, разъясняющем причины и значение неверия иудеев ( Рим. 9–11:1 )? Как раскрывается у Апостола мысль первого пункта о том, что если не достались потомству патриарха Иакова блага нового завета, то не значит сие, будто бы самые обетования Божии не сбылись ( Рим. 9:1–13 )? Как излагается мысль второго пункта, что не неправда у Бог, если он раздает свои обетования, кому только сам захочет ( Рим. 9:14–18 )? Как излагается мысль третьего пункта о том, что не несправедливо подвергает Господь наказанию людей, Им же самим отвергаемых ( Рим. 9:19–29 )? Как в пункте четвертом решается вопрос о том, что сделало евреев «сосудом гнева Божия» ( Рим. 9:30–10:4 )? Как сравнивается в пункте пятом удобство оправдания верой с недоступностью оправдания чрез закон, к наибольшему обвинению евреев ( Рим. 1 -:5–16)? Как говорится в пункте шестом о безответности евреев по причине того, что ясно слышали проповедь о Мессии ( Рим. 10:17–21 )? Как выражается мысль седьмого пункта о том, что: не весь свой народ отринул Бог ( Рим. 11:1–10 ) и не навсегда ( Рим. 9:11–15 )? И что язычникам отнюдь не следует кичиться пред евреями, которые со временем обратятся и спасутся ( Рим. 9:16–27 )? Как излагается заключительная речь Апостола Павла об отношении отверженных евреев к уверовавшим язычникам ( Рим. 11:28–31 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

33 КВАКЕРЫ (от англ. quakers, букв. – трясущиеся; самоназвание – Общество друзей), члены религиозной христианской общины, основанной в сер. 17 в. в Англии. Отвергают институт священников, церковного таинства, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью. Общины квакеров распространены главным образом в США, Великобритании, странах Вост. Африки. 34 Жозеф Мари де МЕСТР (MAISTER) (1.04.1753, Шамбери, Савойя – 26.02.1821, Турин) граф, французский консервативный мыслитель, роялистский государственный деятель, публицист и религиозный философ. Воспитан иезуитами, в 1774 окончил Туринский университет. В 1802–17 посланник сардинского короля в Петербурге, где были написаны основные сочинения: «Опыт о порождающем принципе человеческий учреждений» (Essai sur le principe generateur des constitutions politicues..., 1810), «О папе» (Du pape..., v. 1–2, 1819), «Санкт-Петербургские вечера» (Les soriees de St. Peterbourg..., v.1–2, 1821), оставшиеся незаконченными. В начале деятельности Местр рассчитывал с помощью масонства способствовать установлению объявленного религиозного миропорядка. Великую французскую революцию считал божественной карой за грехи человечества. В атиреволюционном трактате «Соображения о Франции» (Considerations sur la France..., 1796) Местр выступал против руссоистских идей общественного договора и естественной добродетели, а также рационализма вольтеровского типа. Политические воззрения Местра обусловлены его идеей о внесении в мир религиозной упорядоченности: ее пособниками и установителями он готов признать не только Бурбонов или Наполеона, но даже революционное правительство, поскольку оно отрешилось от анархии (отсюда скандально знаменитая аналогия палача как вершителя порядка). Идеально упорядоченным обществом Местр считал средневековую Европу 12–13 вв., предлагая «реставрировать» теократический конгломерат монархических государств, спаянный непосредственно духовным авторитетом папы. Как философ истории Местр – сторонник религиозного провиденциализма: божественному провидению противится злое, своевольное начало. Вместе с Л. Бональдом Местр явился идеологом европейского клерикально-монархического движения 1-й половины 19 в. Он автор фразы «Каждый народ имеет то правительство, какое он заслуживает».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010