и Л., которые названы «жителями Соловецкого острова» (НБ МГУ. 1350. Л. 293 об.- 294, 2-я пол. XVII в.; опубл.: Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 2: Тексты. С. 470-472). В Соловецком летописце И. и Л. отождествлены с «бельцами», к-рые в 1561 г. (что не согласуется с сообщением «Сказания...» о явлении мощей И. в 1544), выполняя монастырское послушание, перевозили вместе с преподобными Вассианом и Ионой Пертоминскими известь на карбасе из устья р. Двины; попавшее в сильный шторм судно утонуло ( Досифей (Немчинов). 1847. С. 29-30). По-видимому, предание о связи И. и Л. с Соловецким монастырем возникло в Соловецкой обители и не соответствовало действительности. В 1638 г. священник яренгской Никольской ц. Дионисий Телов, в челобитной патриарху жаловавшийся «на насилия» Соловецкого мон-ря из-за владения Яреньгой, писал, что соловецкие монахи назвали И. и Л. своими трудниками «облыжно» (ЧОИДР. 1884. Кн. 3. С. 12). Успение прав. Иоанна Яренгского. Клеймо иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Успение прав. Иоанна Яренгского. Клеймо иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Прав. Лонгин Яренгский. Фрагмент средника иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (северодвинской гор. КМ) Прав. Лонгин Яренгский. Фрагмент средника иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (северодвинской гор. КМ) В 1-й редакции «Сказания...» явление мощей И. отнесено к весне 1544 г. (в нек-рых списках ошибочно указан 1574). Рассказывается о том, что «старожилцы» с. Яреньга Семен Подлешей, Козма Тонкой и Иван Суровец на берегу р. Сярты нашли останки некоего человека, утонувшего в море, и похоронили его в срубе. После этого святой стал являться местным жителям, называл себя Иоанном и излечивал от тяжелых болезней. Жительница Яреньги, хотевшая по незнанию сесть на могилу святого, была отброшена от нее.

http://pravenc.ru/text/471222.html

В сельце Дуброве была построена вновь церковь во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста в 203 (1695) году. Первое сведение о существовании сей церкви находим в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 7203 (1695) год. В них написано: «В нынешнем в 203 (1694) году октября в 29 день, по указу святейшего патриарха и по помете на выписке Андрея Даниловича Владыкина, велено новопостроенные церкви Всемилостивого Спаса, которую построили стольник Илья Михайлов сын Дмитриев-Мамонов, да Алексеевская жена Чаплина вдова Авдотья Иванова дочь (Ододурова) в вотчине своей – в Русском уезде, в Замошской волости, в селе Дуброве на попа с причетники положить дани. А по сказке человека Кутузова Матюшки Махова с дворов; с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с дву вотчинниковых, с 15 крестьянских, да по памяти из Поместного Приказа 195 (1687) году, с церковной пашни с 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, с сенных покосов с 10 копен по указной статье 16 алтын 3 деньги, заезда гривна и по тому окладу те данные деньги велено имать на нынешний 203 (1695) год старосте поповскому, и о том писано в освященной грамоте Волоколамского (собора) протопопу Ивану. И марта в 1 день те деньги на нынешний 7203 (1695) год платил поп Василий. В записной книге о выдаче антиминсов за 7203 (1694) год значится: «Октября в 30 день, по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Всемилостивого Спаса, в Русский уезд, в Замошскую волость, в село Дуброву, взял антиминс той же церкви поп Григорий и расписался». (Там же, Патр. Прик. кн. 153, стр. 453 и кн. 138, стр. 75). Спасская церковь в тех же приходных книгах Патриаршего Приказа с 7204 (1696) по 1740 год писалась под Русской десятиной в следующем порядке: « церковь Всемилостивого Спаса в селе Дуброве, в вотчине стольника Ильи Михайлова сына Дмитриева-Мамонова», с обозначением дани 16 алтын три денги, а в 1720–1737 годах – 29 алтын 5 денег» и 1740 году – 89½ копеек. (Там же, Патр. Прик. кн. 252, стр. 571, кн. 418). После Ильи Михайлова сына Дмитриева-Мамонова селом Дубровой владели дети его Александр (1700 года) и Иван (1700–1715). (Там же, Вотч. Колл, по городу Торжку мол. л. кн. 11, дела 10, стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

167. Богоявления, в Богоявленском монастыре. Построена в 1693 г. Внизу церковь Казанской Божией Матери. Приделы внизу: 1) Алексея Митрополита, 2) Феодосия Углицкого, 3) Георгия Великомученика. Приделы вверху: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Св. Пантелеймона, 3) Рождества Предтечи. Последний придел устроен после того, как была разобрана в 1905 году церковь того же имени, построенная около 1672 года, находившаяся при самой улице рядом с часовней. 168. Михаила Архангела, в Андроньевом монастыре. Построена в 1691–1694 годах Царицею Евдокией Феодоровной. Вверху престол Алексея Митрополита. В среднем этаже, кроме главного, престолы: Александра Команского и Иоанна Предтечи. Внизу усыпальница Лопухиных и престол Знамения Пресвятой Богородицы. 169. Воскресения Словущего, что в Кадашах. Находится между Полянкой и Ордынкой, близ набережной. Церковь и колокольня построены в 1687–1695–1713 годах. Обновления и переделки были также в 1802 и 1860 годах. Внизу престолы: 1) Успения Божией Матери, 2) Тихвинской Божией Матери, 3) Николая Чудотворца. 170. Смоленской Божией Матери. Хитров рынок, Подколокольный переулок, при Орловской лечебнице. Построена в 1695 году. 171. Успения Божией Матери, что в Печатниках. Угол Сретенки и Рождественского бульвара. Главная церковь и колокольня построены в 1695 году, нынешние трапезная и часовня в 1898–1903 годах. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Николая Чудотворца. 172. Успения Божией Матери, что в Казачьей. Полянка, угол Казачьего переулка. Главная церковь построена стольником В. Полтевым в 1695 году, обновлена в 1723 г. Нынешние трапезная и колокольня выстроены генеральшей Поздняковой в 1795–1797 годах. Приделы: 1) Утоли моя печали, 2) Семиозерской Божией Матери. 173. Успения Божией Матери, что на Покровке. Построена гостем Иваном Матвеевичем Сверчковым. При входе есть такая надпись: «Лета 7514 октября 25 дня. Дело рук человеческих. Делал именем Петрушка Потапов». В нижнем храме престол Петра Митрополита, на колокольне Рождества Предтечи. 174. Тихвинской Божией Матери, что в Новой Слободе. Новое Сущево, Тихвинская улица. Главная церковь построена в 1694–1696 годах купцом И.Ф. Викторовым. Колокольня выстроена после 1812 г. Пристройки переделаны в 1901–1902 годах. Приделы: 1) Андрея Первозванного, 2) Всех Скорбящих Радости, 3) Серафима Саровского , 4) Феодосия Углицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Михаила, раскрывают неск. тем: Евхаристии, покаяния и Страшного Суда, прославления ратного подвига благочестивых вождей, утверждения незыблемости святого места. Н. В. Квливидзе Другие постройки Совр. стены и башни были воздвигнуты в кон. XVI в., верхние этажи в виде «корон» с белокаменной и кирпичной кладкой - в XVII в. Первоначальная трапезная ц. во имя свт. Амвросия Медиоланского (кон. XVI в.) при старом здании трапезной близ палат царицы-инокини Александры - одноглавая, 3-апсидная, была перестроена Амвросием (Зертис-Каменским), архиеп. Московским. Основной ансамбль мон-ря сложился в период покровительства ему царевны Софии Алексеевны. В мон-ре появились: ц. во имя прп. Варлаама и царевича Иоасафа Индийского (1683-1690) - в нижнем ярусе (обрамленном аркадой) колокольни; ц. ап. Иоанна Богослова - во 2-м ярусе колокольни (после осквернения в 1812 г. была упразднена); ц. свт. Николая Чудотворца (1899, не сохр.) - в одноименной башне монастырской ограды; надвратная ц. Покрова Пресв. Богородицы (1683-1688) - на юж. стене ограды, 5-главая, в стиле московского барокко. Надвратная ц. Преображения Господня (1687-1688), расположенная на сев. стене ограды над главным входом в обитель,- 5-главая, с трапезной, с пышным декором в стиле московского барокко. Ее 7-ярусный резной золоченый иконостас и внутреннее убранство исполнены «под началом» придворного живописца Оружейной палаты К. И. Золотарева. К церкви примыкают палаты царевны Екатерины Алексеевны - т. н. Лопухинский корпус, получивший это название по местопребыванию в 1727-1731 гг. мон. Елены (бывш. царицы Евдокии Феодоровны, урожд. Лопухиной); декор наличников на фасаде палат идентичен убранству Преображенской ц.; в палатах сохранились орнаментальные росписи и «мраморировки». Трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы (1685-1687, нач. XIX в.) расположена к западу от собора, 1-главая, 3-апсидная, первоначально была возведена на подклете (не сохр.) и имела 5-главие и позакомарное покрытие (не сохр.). По нек-рым сведениям, в церкви находились престолы во имя ап.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

в Кронштадте (1715-1717, не сохр.), ц. св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (ок. 1725, не сохр.), соборов Преображенского в Ревеле (ныне Таллин; 1717-1719), Петропавловского (1722-1727; общий замысел, возможно, принадлежал Д. Трезини) и ц. Исаакия Далматского (1724-1727, не сохр.) в С.-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиц. типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католич. алтарей. Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решенная в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершенный уже после смерти З. иконостас Петропавловского собора, над к-рым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных произведений барокко в России. З. неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвященных победам в Северной войне и важным династическим событиям. Его следует считать автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (напр., Синодальные ворота, сооруженные «трудами школьных учителей» (1709), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721), Синодальные ворота у Казанского собора (1721) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик нек-рых из них известен по гравюрам. В 1722 г. З. было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем которого он был определен. В 1724 г. З. участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей св. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург. Под его рук. были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, в наст. время известные только по описанию. Широкий спектр занятий З. характеризует его как разносторонне одаренного, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царем за талант и деловые качества администратора.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Богоматерь на троне с предстоящими архангелами. Роспись ц. прп. Никиты Столпника (Узюмлю-килисе) в Кызылчукуре. 2-я пол. VII — нач. VIII в. В том же ущелье, в 2 км севернее Мустафа-паши, расположена скальная «Черная церковь» (Кара-килисе), расписанная в кон. IX - нач. X в. Церковь имеет 2 нефа, разделенные аркадой на колоннах. Снаружи над входом в храм изображено «Сошествие Св. Духа на апостолов». Вероятно, по этой причине греч. население Синасоса считало, что церковь посвящена этому празднику, ее называют также ц. св. Апостолов. Но ни то ни другое посвящение храма не является первоначальным. Росписи украшают апсиду и сев. неф. В купольном своде апсиды находится часто встречающаяся в каппадокийских алтарных росписях теофаническая композиция, основанная на пророческих видениях Божественной славы. В центре - Спаситель в медальоне-славе с символами евангелистов. Он сидит на троне на фоне звездного неба, правой рукой благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. По сторонам медальона изображены поклоняющиеся ангелы и серафимы с пророками (сохр. частично, также сохр. фрагмент надписи около левой группы). Над медальоном в небесном сегменте - Божественная десница. Справа за ангелами - 2 окруженные пламенем колеса (слева утрачены). Размещение в алтаре образов пророков, особенно прор. Исаии («Видение прор. Исаии») и прор. Иезекииля, связано с темой воплощения Бога и евхаристической Жертвы. В правой руке серафима клещи с углем, которые он протягивает прор. Исаии (иллюстрация к тексту «Видение прор. Исаии»: серафим коснулся уст пророка углем, взятым с жертвенника (Ис 6. 6)). Справа, симметрично прор. Исаии,- образ прор. Иезекииля. Под фигурами пророков, слева и справа соответственно,- старец с седыми бородой и волосами и юноша (возможно, пророки Иеремия и Даниил). Над фигурами пророков сохранились изображения 3 архангелов: Михаила, Гавриила и неизвестного архангела (надпись не сохр.) в царских одеждах - в расшитой драгоценными камнями далматике, лоре и с лабарумом в правой руке. В люнете вост. стены над апсидой - сцена «Вознесение Господне». В тимпане над апсидой помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне, по сторонам - архангелы в лоратных одеяниях. На стенах апсиды - фронтально 12 святых, среди к-рых - св. Иоанн Предтеча, его отец прав. Захария, святители Николай, Григорий Богослов, мч. Прокопий, мученицы Анастасия и Евфимия. На внутренней поверхности алтарной арки традиционно для каппадокийских церквей помещены изображения св. равноапостольных Константина Великого и Елены. На алтарной арке находятся медальоны с персонификациями солнца и луны в виде бюстов юноши и женщины. На своде и стенах нефа в 2 регистрах представлены евангельские сцены. В нижнем регистре сев. стены около апсиды выделены фигуры св. врачей-бессребреников Космы и Дамиана, напротив, на юж. стене,- св. Иуста и неизвестного мученика.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Происхождение 5-купольных храмов с малыми К. по углам объема не совсем ясно. Возможно, они восходят к крестообразной многокупольной ц. Неа-Экклесия в К-поле (867-886, разрушена в 1204). Судя по реконструкции А. Миго (подвергнутой в последнее время сомнению), 5-купольной была сев. ц. Пресв. Богородицы мон-ря Константина Липса в К-поле. Один из ранних 5-купольных храмов в Зап. Европе находится в Стило (Калабрия, Италия), датируется приблизительно X-XI вв. Существует мнение (А. Ю. Казарян) о распространении храмов с 5 куполами с востока - из Армении (ц. св. Апостолов в Ани, 1005, сохр. руины). Наиболее ранние 5-купольные храмы - Мартирий пророков, апостолов и мучеников в Герасе, Иордания (464-465; не сохр.), и собор в Аване, Армения (591-602, сохр. руины),- имеют дискуссионную реконструкцию малых К. Древнерусская архитектура Каменные К. в Др. Руси обычно строили на высоких световых барабанах и покрывали внешними купольными кровлями (металлическими на деревянном каркасе, деревянными, крытыми чешуйчатым лемехом, или черепичными); т. о., рус. К. фактически являются 2-слойными. Внешнее купольное покрытие в России называют главой, барабан - шеей. Иногда главой называют все венчание храма целиком, что по сути неверно. Главкой называют маленький внешний К. над небольшим глухим барабаном (не открытым в интерьер храма). Главы храмов в X-XII вв. обычно повторяли форму внутреннего К., т. е. применялось посводное покрытие из свинца или черепицы. В XII-XVII вв. получили распространение шлемовидные и луковичные главы. Из-за недолговечности материала рус. глав не сохранилось датированных образцов ранее XVII в. Истоки и время появления луковичных глав не прояснены до конца. Наиболее взвешенным представляется мнение А. П. Новицкого об эволюции полусферического К. в шлемовидный и затем в луковичный ( Новицкий. 1909). Нет оснований говорить о широком распространении луковичной формы глав ранее XVI в., однако вероятно сосуществование шлемовидной и луковичной форм с XIII в. Для древнерус. храмов характерно большое количество К.- т. н. многоглавие, но сами К. невелики, что лежит в русле средневизант. традиции ( Штендер. 1984). Происхождение многокупольных храмов загадочно, но не является чисто рус. феноменом (см., напр., ц. Неа-Экклесия в К-поле). Первый на Руси каменный храм (ц. Богородицы, или Десятинная, в Киеве, 989-996, построена мастерами «из грек», разрушена в XIII в.) имел 25 глав ( Тихомиров. 1979).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Церковь. 2010); ранее ее датировали 1745 г. ( Рошефор. 1882. С. 335). Близость архитектуры этих памятников подтверждается архивными данными: в 1719 г. владелец с. Богородского кн. С. Я. Львов заключил в Москве договор на строительство храма с Ослоповым «с товарищи»; в 1721 г. был подписан договор с Д. К. Постниковым, «записным каменных дел подмастерьем» (Словарь. 2008. С. 262, 458, 459, 486). В качестве образцов в подрядах названы московские ц. Воскресения Господня на Арбате (для основного объема), ц. свт. Тихона Чудотворца у Арбатских ворот (для колокольни), соборы Варсонофиевского и Заиконоспасского мон-рей (для восьмерика) ( Николаева. 2004. Ч. 1. С. 408-409). К группе памятников, повторяющих облик ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке, относится и построенная гофмаршалом Д. А. Шепелевым Никольская ц. в Козельске, не имеющая точной датировки (1740; см.: Малинин. 1912, 2004. С. 208; Николаев. 1970. С. 123; или 1747; см.: Рошефор. 1882. С. 308). В 30-40-х гг. XVIII в. в Калуге возвели 3 приходские церкви: ц. Преображения «на Жировке» (1732, снесена в 1932) с композицией из 2 четвериков, с массивной колокольней ( Малинин. 1912, 2004. С. 140); ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского (1733, не сохр.); ц. Богоявления (1736) с основным объемом по типу «восьмерик на четверике» - поздний пример нарышкинского стиля. В формах, близких к столичному барокко, возвели 2 храма Лаврентиева мон-ря: надвратную ц. Успения (1732) с 4-лепестковым планом и основной прямоугольный 2-светный этаж собора (1739) с иконостасом в стиле рококо (оба не сохр.) (Там же. С. 154; см. также: Единственная и неповторимая. 2006. С. 216-217). Неск. сельских церквей воспроизводили старинный тип храмов с высокими, преимущественно 2-светными бесстолпными четвериками и имели выразительный декор в нарышкинском стиле: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1731) в с. Тимашове (Боровский р-н), ц. Успения (1733) в с. Дольском и Никольская ц. (1740, не сохр.) в с. Николо-Дол (обе в Малоярославецком р-не). Необычные для провинции архитектурные детали в стиле позднепетровского барокко сохранились в ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Президиум Грязовецкого уисполкома 25-26 марта 1924 г. распорядился о «ликвидации» местных мон-рей. 12-13 апр. 1924 г. П. О. м. был закрыт. По постановлению президиума Вологодского губисполкома от 1 апр. 1924 г. (ГАВО. Ф. Р-585. Оп. 1. Д. 71. Л. 127) 14 апр. братия покинула обитель. Архим. Никон нек-рое время находился на нелегальном положении, служил в Ярославской епархии, подвергался арестам. Умер в соль-илецкой тюрьме НКВД в Оренбургской обл. После 1938 г. были расстреляны бывш. насельники обители иеромонах прмч. Иерофей (Глазков) и казначей иером. Николай (Воропанов А. И.; 1885-1941). Верующим предлагалось посещать церкви Николо-Пеньевскую (1794) в бывш. монастырском селе (в 3 верстах; не сохр.), Спасо-Нуромскую (1795; в 5 верстах; сохр.) и Рождество-Студенецкую (1847; в 5 верстах; не сохр.). В результате жалобы во ВЦИК наиболее активной из общин района - павло-обнорской религиозной общины, инициированной «ходоком в Москву» В. Н. Смирновым (впосл. репрессирован), председатель ВЦИК М. И. Калинин своей телеграммой распорядился приостановить закрытие до рассмотрения вопроса. Однако ВЦИК довольствовался полуграмотной секретной докладной запиской председателя Грязовецкого уисполкома П. Е. Едемского от 27 апр. 1924 г. с обоснованием действий местной власти, и мон-рь был закрыт «под культурный центр» и разорен. Предполагалось устроить «в одной церкви - народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь - класс, и в двух остальных - маслодельная артель. Помещение, где жили монахи,- общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета». В 1924 г. И. В. Федышину удалось вывезти из монастыря в Грязовецкий и Вологодский музеи неск. икон, резные деревянные врата с сенью и со столбцами и отдельные произведения мелкой пластики и художественного серебра. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Разрушены Иоанно-Предтеченская ц., в 1936 г. (по др. данным, разборка храма началась в 1924 и завершилась в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

С. 55-56). Редкую группу, сохранившуюся до кон. XIX в., составляли сравнительно большие храмы, подобные ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Высоком: их 3-частные композиции включали равноширокие срубы трапезной, повышенного (часто 2-светного) четверика под 4-скатной крышей с одной главой и 5-гранный алтарь, равный по высоте трапезной, иногда чуть уже четверика (Там же. С. 77-78; чертежи - Табл. 13). Характерной чертой храмов этого типа были открытые галереи (на консолях и со скатными кровлями), окружавшие здание с 3 сторон, а также невысокие подклеты под всем храмом, как, напр., под ц. Покрова Пресв. Богородицы (1690, не сохр.) в с. Тростье под Тарусой (Там же. С. 75). Галереи могли охватывать трапезную и продолжаться до середины стены четверика, как в ц. Покрова в с. Высоком, или окружать здание с 3 сторон, исключая алтарь, как в Воскресенской ц. (нач. XVIII в. (?) в с. Кременском (Медынский р-н; Там же. С. 75-76. Табл. 12). Тип церкви в Кременском, характерный для XVIII в., с усложненной композицией главного объема, где четверик несет невысокий световой восьмерик. Особую разновидность представляла церковь в с. Косяги (Боровский у., не сохр.), имевшая ярусную композицию из неск. убывающих по высоте восьмериков (Там же. С. 12). Многоярусные декоративные 8-гранные барабаны, по утверждению Преображенского, особенно распространились в XVIII в. и «даже надрубались над церквами, построенными раньше» - напр., в ц. Преображения Господня (1753, обновлена в 1830) в с. Буринове (Жуковский р-н; барабан не сохр.). К редкому типу с крестообразным нижним объемом и 8-гранным барабаном относилась ц. Рождества (1705) в с. Огорь (Жиздринский р-н; Там же. С. 112). План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому Колокольня могла примыкать к зданию с запада, отделяясь от трапезной небольшим проходом (мостом), соединявшим боковые галереи, как в ц. Покрова в с. Высоком. Отдельно стоящие колокольни были около церквей в с.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010