В 2002 г. Отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ была осуществлена реконструкция черт святого по его черепу. Работы по воссозданию облика И. показали взаимосвязь «признаков асимметрии между элементами черепа и иконописного лика… «отголосок» прижизненных черт внешности прп. Иосифа, которые запечатлел иконописец» на надгробной иконе преподобного ( Звягин и др. 2008. С. 120-123). По сторонам фигуры надпись: «        ». О почитании древней иконы свидетельствует ее приклад, сделанный в 1599 г. царем Борисом Годуновым и царевичем Феодором, а также серебряный золоченый чеканный оклад кон. XVI - нач. XVII в. (сохр. фрагмент (4,3×0,5 см) на левом поле иконы), закрывавший, судя по реконструкции В. В. Игошева, все доличное (см.: Антыпко, Игошев. 2007. С. 278-280). Как следует из записи в монастырской приходно-расходной книге, в 90-х гг. XVII в. в период работ по убранству нового Успенского собора кормовому иконописцу Григорию Антонову было поручено «починить» древний образ и написать к нему житие И. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. Д. 90. 1695 г. Л. 1). Однако выполненная иконописцем рама не являлась первым опытом создания житийного цикла И. После перемещения 1-й надгробной иконы И. на ее первоначальное место над ракой святого повесили образ в драгоценном уборе (опись 1669 г.). Именно с его появлением связано возникновение житийной иконографии И. («…на той же цке писано житие его», опись 1673 г.). Согласно исследованию Меняйло, икона была написана в период между 1648 и 1669 гг. ( Меняйло. Иконография. 2008. С. 240-241); к кон. 90-х гг. XVII в. образ находился в иконостасе (3-й справа от царских врат) нижнего храма во имя прп. Иосифа Волоцкого нового Успенского собора. В описи 1750 г. сообщается о ветхости иконы, в 1773 г. она находилась на стене в трапезной церкви (к этому году у гробницы в приделе И. висел др. его образ), в описях XIX в. сведения о 1-й житийной иконе святого выявить невозможно. Информация о составе житийных клейм иконы в описях не содержится.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Подпружные арки почти не выявлены, т. к. они выложены на одном уровне с коробовыми сводами рукавов креста, оканчивающимися лотками со стороны закомар. Угловые компартименты перекрыты сомкнутыми сводами, боковые барабаны глухие. Как и сооруженные при митр. Корнилии соборы Вяжищского Никольского мон-ря (1681-1685) и Знаменский в Новгороде (1682-1688), а также собор Рождества св. Иоанна Предтечи староладожского Иоанновского мон-ря (1695), собор З. м. отличается большими размерами, сложной композицией и своеобразным декором. Возможно, что в этих мон-рях работала одна и та же артель, хотя Троицкий собор (как и Иоанно-Предтеченский) более архаичен, стены толще (в подклете - 2,5 м), и нек-рыми чертами он напоминает новгородские храмы XVI в. Восьмигранные столбы являются «новгородской версией круглых столбов с постаментами, распространенных в зодчестве Московской Руси в храмах, ориентирующихся на интерьер Успенского собора Московского Кремля» ( Седов. 2006. С. 82-83). По мнению исследователя, тип и конструкции 3 соборов митр. Корнилия связаны с архитектурой Ростовской епархии эпохи митр. Ионы (1652-1690), представленной такими памятниками, как собор Воскресенского мон-ря в Угличе (1674-1677), Никольский собор Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря (1677), надвратная ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре (ок. 1680), верхние части Покровского собора Паисиева угличского мон-ря (не сохр.) и собор Спасского на Песках мон-ря в Ростове (80-е гг. XVII в.). Их роднит пятиглавие с центральным световым барабаном и глухими барабанами на сомкнутых сводах в углах, а также невыявленные, слитые со сводами подпружные арки. Принципиально близки к декору ростовских памятников приплюснутые закомары, аркатуры барабанов и наличники окон 3 новгородских соборов. Приведенные аналогии позволяют Вл. В. Седову с большой долей вероятности предполагать сильнейшее влияние зодчества Ростова и разработанного им типа соборного храма на новгородскую архитектуру эпохи митр. Корнилия (Там же. С. 83). «Таким образом, в Троицком соборе Зеленецкого монастыря сочетаются архитектурно-строительный опыт, накопленный в новгородском зодчестве XIV-XVI столетий и в среднерусской архитектуре XVII в.» ( Кондратьева. Архитектурный ансамбль. 1971. С. 12). Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/199709.html

Скромнее по декорации (наличие колоконок и тяг, фризов, карнизов, формы наличников) были новые каменные здания старинных храмов, напр. ц. свт. Николая Чудотворца (Николо-Ляпуновская, 1695, не сохр.). Композиционная схема храмов московского барокко предполагала бесстолпный интерьер, что позволяло сделать церкви более вместительными и прочными. Возводились небольшие приделы при старых церквах, как, напр., придел во имя прп. Сергия Радонежского (1698, разобран в 1873) при соборе в честь Воскресения Христова (освящен в 1734). В камне были построены церкви загородной резиденции Новый Иерусалим близ Казани: собор Воскресения Христова (1698, сохранился в перестроенном виде) - традиц. облика кубический храм с пряслами, окнами, фризами в окружении крытых галерей и с одной главой, с зап. стороны - 3-ярусная колокольня, богато декорированная и соединенная с собором переходами. Традиц. композиции использовались для каменных храмов Свияжска: перестроенной древней ц. во имя святых Константина и Елены (кон. XVII в.), с кубическим одноглавым бесстолпным двусветным храмом, одноэтажной трапезной и 2-ярусной колокольней с запада. Стены украшены просто: декоративный пояс ниш-закомар в верхней части фасадов, уступчатые кронштейны в верхних частях ярусов колокольни и под фризом на стенах храма. Но присутствуют элементы, характерные для петровского времени: 8-угольные окна в центре сев. и юж. фасадов, треугольные «гребни» в рисунке наличников ( Куприянов, Копсова, Агишева. 2005. С. 344, 349, 352). В этот же период, судя по рисунку наличников, декорировались окна в алтаре Никольской ц. свияжского Успенского мон-ря и симметричной ему пристройке с юга. В последнее десятилетие XVII в. был отстроен в камне Раифский монастырь. Его постройки, задуманные еще митр. Лаврентием, сгорели в 1689 г. Мон-рю грозило запустение и забвение, если бы не воля митр. Адриана, поручившего его восстановление иером. Герману из Новоиерусалимского мон-ря ( Малов. 1880. С. 12; Филарет (Златоустов). 2005. С. 6). Благодаря пожертвованиям и пожалованиям от царей Иоанна и Петра Алексеевичей к кон.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Кресты и иконы. Большая часть святынь К. хранится в ГМИГе. Среди перевезенных в 1924 г. в Тифлис ценностей Бочоридзе упоминал неск. крестов: деревянный крест (15×7 см) в киоте (26×14 см), украшенный 7 камнями и обручами; распятие из кости (33×15 см); деревянный киот со стеклянной поверхностью (30,24×25,5×4,5 см), в который помещены серебряный крест (9×7 см), деревянный крест (9×5 см), серебряный кулон с распятием (7×6,5 см), нательный крест (3×2 см), мощевик (5,5×5 см); а также серебряный потир, в 1813 г. пожертвованный монастырю служившим здесь прот. Иосифом и позже переданный в одну из церквей г. Гори. Живописную икону Пресв. Богородицы с Младенцем (14×9 см) в позолоченном окладе царь Кахети Арчил II (1664-1675) брал с собой во время поездок в Россию (считается, что оклад появился именно в это время). В 1751 г. она была возвращена К., в 1821 г. перевезена в Тифлис и затем вновь в К., в 1924 г. передана в тифлисский Преображенский монастырь. По описанию Иоселиани, икона была украшена драгоценными камнями (большая часть не сохр.): 4 крупными камнями синего (1) и красного (3) цветов, 10 камнями бирюзы, 8 крупными и 95 мелкими жемчужинами. На окладе вычеканены сцены из земной жизни Спасителя и Богородицы. На оборотной стороне иконы был прикреплен серебряный крест с надписью, согласно к-рой в 1695 г. икона была обновлена и украшена драгоценностями «рукой» мастера Георгия на пожертвование супруги Георгия XI царицей Хорешан. В списке Бочоридзе упомянуты также чеканная Тавкавтская икона вмч. Георгия (серебро, 27×14 см) в стеклянном киоте (41×36,5 см) с надписью, выполненной асомтаврули и содержащей молитвенное обращение Николоза Магаладзе вмч. Георгию (1616), и икона-медальон (6,5×4,75 см), на лицевой стороне которой изображена Божия Матерь с Младенцем, на обратной - святой ( Хаханашвили. 1898. С. 61-62; Табл. 1; Меликсет-Бег. 1925. С. 143; Чубинашвили. 1959. С. 642. Табл. 192; Иоселиани. 1973. С. 95-96; Бочоридзе. 2011. С. 257, 288, 289). Другие святыни. С 1865 г. в К. хранилась выполненная в 991-998 гг. рукопись «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 134-136). В списке Бочоридзе перечислены 3 медные доски (39,25×23, 25,75×20,5, 23,5×15 см) для печатания Свящ. Писания, драгоценности (браслеты и пояса), живописные картины («Кончина царицы Тамар» и др.) и литографии (портреты царя Ираклия II, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I и др.) ( Бочоридзе. 2011. С. 288, 289).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Наиболее ранний пример - ц. Казанской иконы Божией Матери (1695, не сохр.), построенная стольником кн. Ф. М. Козловским в с. Некрасове Малоярославецкого у. Ее фасадный декор из кирпича напоминал церкви эпохи царя Алексея Михайловича ( Преображенский. 1891. С. 74. Табл. 12). Над асимметричным юж. приделом с трапезной была надстроена шатровая колокольня. Следующие по времени храмы близки стройностью пропорций и изысканностью декора к столичным прототипам и скорее всего создавались в поместьях Щербачёвых приглашенными из Москвы мастерами: ц. Знамения (1696) в с. Мезенцеве (Мещовский р-н) и ее аналог - Никольская ц. в с. Гришове (бывш. Людемск, Бабынинский р-н; Шорбан. 2008. С. 57, 61). Оба храма имеют 2-светные четверики (с 8-гранными окнами 2-го света), крупные высокие восьмерики, пониженные обширные алтари 3-лопастных очертаний, равноширокие четверику трапезные. Прямоугольные окна украшены наличниками с колонками на белокаменных кронштейнах и разорванными фронтонами с белокаменными «луковицами» в вершине; грани восьмериков подчеркнуты 3/4-ными колоннами на белокаменных кронштейнах. Церковь свт. Алексия, митр. Московского, в Подкопаеве. Рис. фасада, планы церкви и колокольни по М. Т. Преображенскому В 1-й трети XVIII в. в епархии возвели более 50 каменных храмов, из них ок. 10 - в городах (больше всего в Калуге), где наиболее распространенным оставался тип бесстолпного храма с высоким четвериком в 2 света, завершенный пятиглавием. В Калуге подъем строительства начался уже на рубеже веков, когда были возведены 3 незаурядных храма: Спасская ц. «за верхом» (1700), ц. вмч. Георгия «за верхом» (1700-1701) и ц. вмч. Георгия «за лавками» (1700-1705; см.: Фехнер. 1971. С. 55, 60, 64). Церкви Спасская «за верхом» и вмч. Георгия «за лавками» - это 5-главые четверики, а выстроенная по заказу купца Коробова ц. вмч. Георгия «за верхом» - 2-этажный храм с открытыми боковыми гульбищами 2-го этажа на аркадах (в кон. XVIII в. на гульбищах поставили столбы и сделали кровли). В наружном оформлении этих построек наряду с декоративными элементами предыдущего столетия (напр., широкие зубчатые карнизы из рядов «пилы») применены формы нарышкинского стиля: в декорации ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Ряд поздних икон следует иконографии святого, предстоящего в молении Богородице или Спасителю «во облаце». На иконе XVIII в., находящейся в ризнице мон-ря (сохр. со значительными утратами, участки авторской живописи под разновременными записями и реставрационными пробами), И. изображен в молении Богородице с Младенцем, в левой руке держит раскрытый свиток с текстом. Две близкие по времени иконы подобного извода сохранились в окрестных храмах мон-ря. В с. Спирово, бывш. дер. Спировской - родовом имении И., где он в нач. XVI в. основал Богородичный мон-рь с Введенской ц. (возведена в камне в 1825), почитается икона преподобного, происходящая из Иосифова Волоколамского мон-ря. Она участвовала в 1-м крестном ходе после возобновления мон-ря 12 июля 1989 г. С 1990 г. в 6-е воскресенье по Пасхе из с. Спирова в мон-рь совершается крестный ход со святынями Введенского храма - чтимым резным образом свт. Николая Чудотворца и иконой И., украшенной сплошным металлическим окладом (гравировка, тиснение, канфарение), который повторяет иконографию написанного масляными красками образа (нач. XX в.). Святой представлен в 3/4-ном развороте влево в молении Богородице с Младенцем, в левой руке развернутый свиток, правая - в молении перед грудью. Аналогичный образ (той же иконографии, того же размера и под таким же окладом) находится в Волоколамске, в ц. Покрова Пресв. Богородицы (1695) бывш. Варваринского мон-ря, в Успенском приделе у юж. стены (Волоколамская земля. 1994. С. 231. Ил.). Не сохранилась икона, выполненная в 1902 г. стараниями архим. Геронтия (Кургановского) с братией. В нач. XX в. она находилась перед ракой преподобного; была написана на кипарисовой доске, «украшена серебро-позлащенной ризой и вставлена в металлическо-эмалированную раму. Высота иконы 21/2 аршина, ширина 11/2 аршина» (Прп. Иосиф, волоколамский чудотворец, и основанный им Иосифо-Волоколамский мон-рь. М., 1915. С. 99-100. Ил. на с. 3). И. был представлен на фоне архитектурного ансамбля мон-ря в рост, в 3/4-ном повороте влево, в молении Спасителю, изображенному в верхней правой части иконы в окружении облаков.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Первое национальное законодательство румыноязычные области получили только в 1649 и 1652 гг., причем кодекс 1652 г. «Pravila cea mare», по всей видимости, испытал определенное влияние Алфавитной Синтагмы. В завоеванной османами Греции труд Властаря был использован при составлении Номоканона Мануила Малакса (1563). В 1695 г. в Москве инок Чудова мон-ря Евфимий сделал новый церковнослав. перевод Алфавитной Синтагмы (сохр. в ркп. РНБ. Соф. 1179, 1695 г.) (данные Т. А. Исаченко). «Шестикнижие» Константина Арменопула В 1345 г. судья из Фессалоник Константин Арменопул составил на основе Василик обширный юридический сб. «Шестикнижие» ( Τρωινος. 1999. Σ. 286-290). Совместно с Алфавитной Синтагмой Властаря это сочинение было неоднократно парафразировано на народном греч. языке и широко использовалось в Греции в период тур. ига ( Papastathis. 1976. S. 68; Argyriadis. 1984. S. 246). После освобождения Греции и вплоть до введения «Гражданского кодекса» (1946) «Шестикнижие» составляло важную часть действующего права в греч. гос-ве. Книга Арменопула на греч. языке была признана тур. властями в качестве действующего юридического кодекса также и в оккупированной (с 1393) Болгарии ( Soloviev. 1955. P. 611). Первая слав. версия «Шестикнижия» была создана только в 1798 г. ученым клириком Петаром Витковичем, к-рый перевел его на серб. язык для использования правосл. сербами в империи Габсбургов. Однако австр. власти не разрешили напечатать перевод. В кон. XVII в. «Шестикнижие» наряду с Алфавитной Синтагмой Властаря послужило источником для Уложения груз. царя Вахтанга VI ( Papastathis. 1976. S. 67). Византийское право на Руси После Крещения Руси визант. право начинает проникать в правовую систему Древнерусского гос-ва. Княжескими уставами «О церковных судах» вводится особая церковная юрисдикция ( Щапов. 1989. С. 97-123), находящая соответствие в «Номоканоне XIV титулов» (VIII 4; IX 1; 17), новеллах имп. Юстиниана (Novell. Just. 133. 21-22), «Исагоге» (Eisag. 9. 12). Обращение к «греческому номоканону», эксплицитно упомянутому в Уставе кн. Владимира, восходит, вероятно, к инициативе греч. иерархов, управлявших в ранний период Русской Церковью. Уже в XII в. имеются надежные данные о том, что визант. законодательство в слав. переводах не только было известно, но и применялось на Руси ( Бенеманский. 1917. С. 19-20). Так, с появлением на Руси переводов из «Прохирона» и «Эклоги» в рус. право вводится требование составлять завещание, находясь в здравом уме. В рус. праве XIV-XV вв. отмечается влияние «Эклоги» на количество свидетелей при составлении завещания (7, 5 или 3) (ср. Ecl. 5. 2-4); иногда под влиянием местных традиций к ним добавляется еще один - духовник завещателя ( Семенченко. 1986. С. 166; Š apov. 1986. P. 493).

http://pravenc.ru/text/372678.html

В юж. части нартекса сохранились остатки древней крещальни и 3 погребальные ниши, 4-я расположена в сев. части, у входа на хоры. В сев. части нартекса в толще стены проложена лестница на хоры. Ее расположение является новым архитектурным решением ( Подключников В. Древний Киев//Архитектура СССР. М., 1939. 4. С. 59-64). В юж. части на 2-м этаже устроен одноапсидный компартимент с маленькой полукруглой нишей жертвенника, который исследователи определяют как княжескую молельню. Среднее помещение над нартексом (центральная часть хор) открывается в центральную часть храма 2-арочным проемом с пучковым столбом в центре. Хоры отделяются от основной части помещения резными мраморными парапетами XIX в., на месте к-рых в древности находились шиферные парапеты. В XVIII-XIX вв. на месте арочного проема был установлен иконостас. В XII в. большую часть пола собора украшал положенный на глиняную основу шифер. Пол под куполом был инкрустирован разноцветной смальтой. Центральную алтарную часть украшали зеленые майоликовые плиты (17×17×8 см). Пол в боковых апсидах был выложен из древнего кирпича (сохр. в сев. апсиде). В XIX в. большую часть пола выложили паркетом, а алтарную - мрамором. И. Е. Марголина Другие постройки О первоначальных сооружениях К. м. сведений не сохранилось. В ранний период собор был единственным каменным строением мон-ря (за исключением пристройки у сев. стены собора, выявленной В. Харламовым и заново исследованной в 2005), др. постройки, в т. ч. кельи, были деревянными; вероятно, комплекс окружала деревянная ограда (есть археологически не подтвержденные сведения о княжьем дворе со рвом, наполненным водой, и с валом). Кирилловский Свято-Троицкий мон-рь. Фрагмент плана Киева Ивана Ушакова. 1692–1695 г. Кирилловский Свято-Троицкий мон-рь. Фрагмент плана Киева Ивана Ушакова. 1692–1695 г. В 1605-1614 гг., в период восстановительных работ в мон-ре (помимо ремонта собора), предположительно были возведены деревянные кельи, трапезная и ограда. На плане Киева Ивана Ушакова 1692-1695 гг. представлен вид К. м. в период игуменства Иннокентия (Монастырского). В вост. части огороженной территории монастыря обозначен собор. Он увенчан 5 куполами на высоких барабанах, центральный барабан имеет барочный верх в виде 2-ярусной башенки. На зап. линии - 2 келейных корпуса (игумена и наместника) на подклетах; у юго-вост. угла собора - возможно, часовня святых Бориса и Глеба (точных данных нет), с юж. стороны собора - деревянная трапезная с ц. свт. Василия Великого, с северной - въездные ворота с колокольней (к ним ведет дорога), братские кельи, за собором (за апсидами, вплотную к ограде) - еще 2 деревянных корпуса. Стены мон-ря деревянные, за ними с запада - 2-я линия ограды (с северо-запада - изгородь) с хозяйственными постройками.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора в Ростове. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора в Ростове. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Икона поступила из Успенского собора в ГМЗРК в 1929 г., в 1995 г. была реставрирована. Ее размер (103,5 ´ 76,6 см) и иконография соответствуют древней В. и. из Успенского собора Московского Кремля. По своим художественным особенностям В. и. «Ростовская» является типичным произведением кон. XVII в., характерным для мастеров Оружейной палаты. На обороте масляными красками в светотеневой манере изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом, появившееся, вероятно, в связи с началом ежегодных крестных ходов с иконой в XVIII в. Фон и поля иконы покрывал кованый «сребропозлащенный» оклад с драгоценными камнями, а одежды Богоматери и Младенца Христа - массивная риза с чеканным орнаментом. Икона с окладом была вставлена в раму, также покрытую окладом, состоящим из отдельных пластин; слева и справа на пластинах рамы выделялись чеканные высокорельефные крупные фигуры архангелов Михаила и Гавриила с цветущими ветвями и развернутыми свитками в руках (сохр. отдельные части оклада; ГМЗРК). Согласно чеканным надписям с датами на окладах иконы и рамы, риза была изготовлена «тщанием» митр. Иоасафа (Лазаревича) в 1695 г., оклад рамы - в 1696 г.; в 1701 г. митр. Иоасаф приложил к окладу золотую пластину с чеканным изображением Богоматери с Младенцем и золотую монету («златницу») на помин души Патриарха Адриана. В 1795 г. к раме были прикреплены 7 накладных изображений, выполненных чернью, с сюжетами и надписями об истории иконы, взятыми из Киево-Печерского Патерика; их появление, очевидно, связано с указом Синода 1762 г., дозволившим вносить киевских святых в общий Московский месяцеслов. Даты изготовления ризы и оклада иконы позволяют отнести ее создание ко времени ок. 1695 г. Икона имела 2 праздничные лицевые подвесные пелены и 2 простые повседневные. При митр. Иоасафе и его преемниках продолжалось почитание В. и. «Ростовская», в XVIII-XIX вв.- жителями не только Ростова, но и окрестных мест. В 1743 г. сщмч. Арсений (Мацеевич) установил (2 июля) ежегодный крестный ход с ростовской святыней в Ярославль и по селам Ростовского у. Крестные ходы совершались ежегодно в XVIII-XIX вв., продолжались в 20-х гг. XX в. по специальному разрешению местных властей и прекратились ок. 1929 г. после передачи иконы в музей.

http://pravenc.ru/text/154962.html

в Елгомском погосте, 1643, не сохр.); крещатые шатровые храмы (Вознесенская ц. в дер. Пияла, 1651; Успенская ц. в с. Варзуга и др.); шатровые храмы типа восьмерик от пошвы с прирубами (Никольская ц. в с. Панилове (ныне дер. Карьеры Нижние), XVII в., не сохр.; Владимирская ц. в Белой Слуде (ныне дер. Б. Слудка), 1642, не сохр.) и др. В это время распространяется и значительно более сложный тип шатровой постройки - восьмерик на четверике с трапезной (трапезная и сени покрыты 2-скатной кровлей, восьмерик на четверике имеет шатровое завершение, алтарь обычно перекрыт бочкой). Наиболее ранний памятник этого типа - Никольская ц. в Троицком Муезерском мон-ре (1602). В течение XVII в. в Обонежье, Каргополье и на Сев. Двине строятся десятки храмов, имеющих подобную структуру. Возможно, еще в XVII в. на новгородских землях появились и многошатровые храмы (Воскресенская ц. в с. Сельце на р. Емце (ныне дер. Погост), 1673, не сохр.). Значительное распространение шатровых храмов на Новгородской земле, прежде всего на Рус. Севере, не находит аналогий в каменной архитектуре Новгорода XVII в., где подобные формы завершения храмов неизвестны. С сер. XVII в. строили церкви кубоватого типа, в основном распространившиеся в районе Беломорья (Пятницкая ц. в с. Шуерецком, 1666, не сохр.; Климентовская ц. в дер. Пияла, 1685, не сохр., и др.), а также многоглавые храмы (9-главая Ильинская ц. в с. Чухчерьма, 1657, не сохр.; собор арх. Михаила в Шенкурске, 1681, не сохр., и др.). Образцами для этих церквей были каменные многоглавые постройки. Уже в нач. XVII в. сформировалась мощная обонежская региональная традиция деревянного храмостроительства: в 1600 г. построен Петропавловский собор в Повенце, в 1605 г.- ц. Богоявления в Чёлмужах. После Смуты строительная история отмечена возведением церквей Флора и Лавра в Мегреге (1613) и Петра и Павла на Лычном о-ве (1620). В Присвирье одновременно в 1630 г. возводятся Никольская ц. на о-ве Брусно, Воскресенская в Важинах и Никольская в Олонце. Постройкой в 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010