Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХРИДСКИЙ АПОСТОЛ Краткий апостол-апракос (РГБ. Григор. 13/М. 1695), созданный в 1225-1227 гг., важнейший памятник Охридской книжной школы . Название рукопись получила по г. Охриду, в к-ром в 1845 г. была найдена В. И. Григоровичем в кафедральной ц. равноап. Климента (на л. 1 сохр. запись, сделанная рукой Григоровича: «1845. Охрида. Май»). История рукописи до обнаружения не прослеживается, но есть основания полагать, что с момента создания она постоянно пребывала в Охриде. Вместе с частью собрания Григоровича О. А. попал в Румянцевский музей (ныне РГБ): соответствующую запись сделал А. Е. Викторов на внутренней стороне верхней крышки переплета: «1877 г. Вход. 1695. Из собр. В. Григоровича»; там же стоит экслибрис музея (МПиРМ 1695). Первым об О. А. сообщил Григорович в «Очерке путешествий по Европейской Турции» ( Григорович. 1848. С. 186) и в ст. «О древней письменности словян» ( Он же. 1852). П. Й. Шафарик , узнавший о рукописи от Григоровича, упомянул О. А. среди кириллических памятников с фрагментами текста на глаголице ( Š afa í k. 1852. S. 90-91) и опубликовал глаголические отрывки из него ( Idem. 1853. S. 11-12). И. И. Срезневский вместе с кратким описанием кодекса и характеристики его графико-орфографических и грамматических особенностей опубликовал Месяцеслов и неск. апостольских чтений из О. А. ( Срезневский. 1868. С. 75-100, 269-300). Научное наборное издание памятника в сопровождении лингвистического, текстологического, палеографического и кодикологического исследований предпринял С. М. Кульбакин ( Кульбакин. 1907). Если локализация О. А. не вызывала сомнений исследователей, то о его датировке высказывались различные мнения. Изначальную датировку XII в., предложенную С. М. Кульбакиным, поддержали П. А. Лавров, Е. Ф. Карский , Н. Б. Тихомиров, В. А. Мошин и др. Датировку 1-й пол. XII в. предложил И. Добрев ( Добрев. 1984. С. 13). Особую позицию занял В. Н. Щепкин , датировавший кодекс XIII в. с уточнением, что тот «не древнее» Болонской Псалтири (1230-1241), написанной, подобно О. А., в западноболгарских (македонских) землях - в с. Равна (совр. Рамне) близ Охрида ( Щепкин. 1906. С. 65-66; Он же. 1918. С. 110). Сопоставив текст записи 1-го писца, оставленной на поле л. 4 об.,- «             k       y                » - с биографией архиеп. Охридского Димитрия II Хоматиана , А. А. Турилов датировал кодекс периодом с 1225 до лета 1227 г., когда этот архиерей выезжал из Охрида в Арту или Фессалоники, вслед. чего писец просил Пресв. Богородицу «донести» владыку «со здравием» во время его путешествия ( Турилов. 2016).

http://pravenc.ru/text/2581779.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте) В списке, составленном Пырву, указано, что он работал в 14 церквах (опубл.: Negr u, Cojocaru. 2017. Р. 16). Однако этот перечень неполон: известны др. церкви, в эпиграфических надписях к-рых Пырву указан как автор росписи или где сохранились его автопортреты. Согласно списку, первым стенописным ансамблем, выполненным Пырву, стала роспись кафоликона мон-ря Негру-Водэ (не сохр.). Он приступил к работе в 1679-1680 гг. вместе со своим учителем иконописцем Евгением, затем прервал работу из-за срочного заказа от господаря Валахии Шербана I Кантакузино (роспись кафоликона мон-ря Котрочени в Бухаресте), после выполнения которого закончил роспись в Негру-Водэ в 1683-1684 гг. Следующей Пырву расписал ц. свт. Николая близ Кымпулунга, построенную в 1677 г. его благодетелем Тудораном Влэдеску (после смерти супруги Тудоран основал здесь Аниноаса мужской монастырь и принял постриг с именем Феодосий). Также Пырву принадлежали росписи церквей в мон-рях Мэрджинени (близ совр. г. Морени, жудец Дымбовица; после секуляризации монастырских владений в 1871 мон-рь переоборудован в тюрьму, росписи не сохр.), Пояна-Кымпина (после 1690; совр. жудец Прахова; по заказу валашского спафария Фомы Кантакузино; церковь разрушилась при землетрясении 1977, построена заново по старому плану в 1980-1985; росписи не сохр.), Троицкой ц. (до 1693) в скиту Леспези (близ Комарника, совр. жудец Прахова; по заказу боярина Пырву Кантакузино). В дальнейшем по заказу спафария Михая Кантакузино Пырву выполнил росписи в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (после 1695) в г. Синая (совр. жудец Прахова) и в Успенской ц. (ок. 1696) в Рымнике (Рымнику-Сэрат, совр. жудец Бузэу). Затем Пырву работал над росписью церкви Колця во имя Трех святителей (ок. 1701-1702, по заказу Михая Кантакузино) и ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (по заказу господаря мч. Константина Брынковяну ; росписи не сохр.), ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XVII в.) в Филипештий-де-Тырг (совр. жудец Прахова, построена в 1642 великим постельничим Константином Кантакузино, руинирована, новая возведена в 1942-1943; росписи не сохр.), ц. Трех святителей (1692) в Филипештий-де-Пэдуре (совр. жудец Прахова), ц. Успения Пресв. Богородицы (1692) в Кэлинешти (совр. жудец Телеорман), Троицкой ц. (1694) в Мэгурени (совр. жудец Прахова). Известно также об участии Пырву в росписях церквей, не упомянутых в его списке: ц. св. Евфимия из Фундений-Доамней (1699) на берегу оз. Фундени в сев.-вост. части Бухареста, ц. свт. Николая в мон-ре Маму (до 8 сент. 1699), Архангельской ц. (1700) мон-ря Берка (совр. жудец Бузэу) и ц. Успения Пресв. Богородицы (после 1700) мон-ря Бордешти (совр. жудец Вранча). Также Пырву написал мн. икон.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

В кон. апр. 1694 г. И. был назначен настоятелем Троице-Сергиева мон-ря. В том же году совершил перестановки в монастырском управлении: келарем стал Мисаил (Григоров), казначеем - Пахомий (Бурнашев). Впосл. И. поддерживал с ними переписку. Годы настоятельства И. в Троице-Сергиевой обители - наиболее вероятное время возведения здесь царских «Чертогов» (документация не сохр.). Во время Азовских походов в 1695 и 1696 гг. мон-рь предоставил 50 тыс. р. и 40 тыс. р. «на ратных людей». 8 окт. 1696 г. братия обители во главе с И. встречала царя Петра I, прибывшего для благодарственной молитвы по случаю взятия Азова. После кончины 6 дек. 1696 г. Новгородского митр. Евфимия (Рылкова) И. был избран его преемником. Хиротонию 6 июня 1697 г. возглавил патриарх Адриан. До сент. И. оставался в Москве, проживал на подворье Новгородских архиереев в Китай-городе. 27 сент. прибыл в Новгород, по дороге остановился в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре и велел снять для себя копии с рукописей недавно переведенных там книг. Нуждаясь в образованных сподвижниках, И. взял с собой в Новгород мон. Феодосия (Яновского ; впосл. архиепископ), который отбывал наказание в Троице-Сергиевом мон-ре. Первоочередной задачей И. стало обеспечение иконами, церковными книгами и утварью храмов, выгоревших в мае 1696 г. во время пожара на Торговой стороне Новгорода. Под личным наблюдением И. восстанавливался Знаменский собор. В качестве образца для изготовления иконостаса И. выбрал иконостас Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, собственноручно скрепил книгу для сбора пожертвований и первым внес вклад на украшение (100 р.). При И. в епархии было построено много храмов, первым стала заложенная митрополитом каменная больничная ц. блгв. кн. Александра Невского в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (1698; не сохр.). Памятная доска сообщала, что церковь «устроена по благословению Великого Господина Преосвященного Иова, митрополита Великого Нова-Града и Великих Лук, тщанием и рачением и усердным подаянием того же Великого Нова-Града воеводы ближнего окольничего Петра Матвеевича Апраксина и прочих христолюбивых того Великого Нова-Града жителей, священного и воинских и купеческих и всякого чина людей» (ИРИ.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Оклад 1576 г. был изготовлен в Никосии мастером Г. Тумазосом. Лики были оставлены открытыми, в том месте, где рука Младенца лежит на груди Богоматери, устроена дверца. Насельники Киккского мон-ря рассказали В. Г. Григоровичу-Барскому, что икона написана в технике энкаустики «на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиимь воскомь и мастихою изображенна, о чесом испитания известнаго несть, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единаго на персех малаго оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною» ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267). По словам Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II , патриарх Иерусалимский), иноки, менявшие покров раз в год (иногда раз в 3 года), делали это стоя позади иконы, чтобы не видеть лика ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 94-95). Лики открывали лишь во время засухи, вознося К. и. на близлежащую к мон-рю гору ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 268). Оклад 1576 г. был заменен в 1795 г. новым, серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и др. драгоценными камнями, который покрывает икону в наст. время. На окладе 1576 г. воспроизведены жесты и одеяния, известные по большинству кипрских списков К. и. XIV-XVI вв.; на окладе 1795 г., насколько он доступен для обозрения, Младенец изображен в длинном хитоне, обнажающем лишь ступни Его скрещенных ножек. «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре» В основе лежит рассказ 1422 г. 125-летнего иером. Киккского мон-ря Григория. «Сказание...» известно в 5 списках: Александрийском (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), из Музея Киккского мон-ря (Р 12, XVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии, издан К. Спиридакисом), Ватиканском (Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимском (Hieros. Patr. 328, 1695 г., ныне в б-ке Исследовательского центра Киккского мон-ря на подворье Архангелу мон-ря , который описан А. И. Пападопуло-Керамевсом), Китийской митрополии (1740, не сохр., издан А. Папагеоргиу). Еще один утраченный список лег в основу сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает текст оригинала Александрийский список. История этой иконы также кратко изложена в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). Из поствизантийских источников наиболее ценные сведения о К. и. содержатся в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751) Ефрема Афинянина и в «Странствиях по святым местам Востока» Григоровича-Барского, посещавшего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг.

http://pravenc.ru/text/1684600.html

Ильинская Черниговская икона Божией Матери (1658) в окладе и киоте (кон. XVII в.). Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Ильинская Черниговская икона Божией Матери (1658) в окладе и киоте (кон. XVII в.). Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) До постройки в мон-ре Троицкого собора (1679-1695) икона пребывала в Ильинской ц. при пещерах, справа у ближайшего к иконостасу столпа. В 1786-1794 гг. в связи с готовившимся, но не состоявшимся открытием в Чернигове ун-та при Троице-Ильинском мон-ре икона была поставлена в Успенском соборе Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря . В XIX в. она находилась в соборе только в летнее время. На зиму образ переносили в теплую ц. Рождества Христова, ставили в особом киоте за правым клиросом. В нач. XX в. зимой И. Ч. и. находилась в Сретенской ц. при архиерейских покоях, в соборе оставляли икону-заместительницу. Чудотворный образ исчез после закрытия Троице-Ильинского мон-ря (1924). В кон. XVII в. для иконы по инициативе архиеп. Лазаря (Барановича) и на средства гетмана И. С. Мазепы (чьи инициалы и герб имелись на киоте) изготовили серебряный оклад и киот (не сохр.). Корона с драгоценными камнями была пожертвована черниговским полковником В. Дуниным-Борковским, который в 1687 г. получил от иконы исцеление. Размеры иконы (1 аршин 5 вершков на 14,5 вершка - 93,37×64,45 см) при помещении в киот были увеличены за счет того, что ее обложили рамой, покрытой серебряными пластинами с вычеканенными на них дополнительными изображениями (2 аршина 2 вершка на 1 аршин 6 вершков (151,24×97,8 см) вместе с рамой). К киоту были прикреплены таблички с надписями: «Сей святый образъ Божия Матери, именуемыя Ильинскою-Черниговскою, написанъ 1658 года». «Чудодейственное течение слез на оном образе видимо было 1662 года, с 16 по 24 число месяца апреля». «В 1662 г. было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». В 1897 г. оклад заменили новым, выполненным в Москве М. Н. Рындиным на пожертвования жителей Чернигова. На нем имелась надпись: «Сия серебряная риза сооружена вместо старой, которая пришла в ветхость, по благословению Епископа Антония Черниговского и Нежинского усердием доброхотных жертвователей г. Чернигова. Для заказа сей ризы был послан иеродиакон Варлаам в Москву к мастеру М. Н. Рындину 1897 г. Весу в сей ризе 33 ф. 29 з.». Чтимые списки

http://pravenc.ru/text/Ильинская ...

из с. Вершина, ныне в музее «Малые Карелы» близ Архангельска (1672), Никольская ц. в с. Согиницы Ленинградской обл. (1696-1698). Происхождение шатра спорно, сторонники «теории самобытности» настаивают на том, что он зародился в деревянном строительстве и был заимствован каменными храмами. В последние годы все больше подтверждается т. зр., согласно к-рой особое влияние на распространение каменных и деревянных шатровых храмов оказала ц. Вознесения в Коломенском (1532), построенная итал. мастером ( Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой//Памятники рус. архитектуры и монумент. искусства: Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 34-50). Др. типы завершений сохранившихся храмов восьмериком от земли - крещатая бочка (ц. Собора Богородицы из с. Холм, ныне в Костроме (1552, XVIII в.)), укр. кровля-баня (ц. свт. Николая в с. Зачачье Холмогорского р-на АО (1687, 1748). Известны также 10-гранная ц. Воскресения в пос. Важины Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1630, перекрыта классицистическим куполом в 1827-1831) и 6-гранная ц. Богоявления в с. Пянтег Пермского края (1617, шатер не сохр., перестроена, по всей видимости, из оборонительной башни). Церковь Успения Богородицы в с. Варзуга Мурманской обл. 1674 г. Церковь Успения Богородицы в с. Варзуга Мурманской обл. 1674 г. Постройки с квадратной в плане клетью (четвериком) в качестве основного объема отличаются многообразием завершений. Шатровые храмы типа восьмерик на четверике (подобные аналогичным каменным) - Петропавловская ц. на Лычном о-ве в Кондопожском р-не Карелии (1620, сер. XVIII в.), Воскресенская ц. в М. Немнюге Пинежского р-на АО (1642, не сохр.), Варваринская ц. в Яндомозере Медвежьегорского р-на Карелии (1650), ц. Рождества Богоматери в с. Гимрека Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1659-1695), ц. Иоанна Златоуста в с. Саунине Каргопольского р-на АО (1665). Поздние шатровые храмы часто достигали огромных размеров - церкви Покрова в Лядинах (1743), Успения в Кондопоге в Карелии (1774), Димитрия Солунского в с.

http://pravenc.ru/text/171732.html

писатели, но и был начитан в зап. историографии (в частности, активно использовал «Церковные анналы» Цезаря Барония ), знал польск. сочинения. При написании «Палинодии» З. использовал намного больше лит-ры, чем Кревза при подготовке «Обороны церковного единства». Свои утверждения З. подкрепляет многочисленными ссылками на источники. За предисловием в «Палинодии» следует «Каталог книг учителев, которых до тоей книги оуживало», насчитывающий более 100 имен (список составлен, по-видимому, др. книжником). «Палинодия» написана на полонизированной «простой мове» с большим количеством лат. и греч. заимствований. Автограф трактата, возможно когда-то хранившийся в б-ке киевского Софийского собора, в наст. время не числится в этом фонде. Труд З. был издан в 1878 г. под ред. П. А. Гильтебрандта по списку 1693-1695 гг. из Синодальной б-ки, ранее принадлежавшему свт. Димитрию (Савичу (Туптало)) (описание ркп. см.: Горский, Н евоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 329-348). Главная тема «Палинодии» - обоснование неканоничности унии Западнорусской митрополии и католич. Церкви и опровержение слов Кревзы о том, что Русская Церковь со времени возникновения подчинялась Риму, а не К-полю. З. стремился в первую очередь доказать изначальную принадлежность Киевской митрополии к К-польскому Патриархату и отсутствие у папского престола прав на нее. Эта задача отражена в составленном из частей греч. слов названии трактата, к-рое можно перевести как «древний путь» (в нач. XVII в. полемическое сочинение в защиту Православия с таким же названием написал Мелетий (Смотрицкий), оно не сохр.). В «Палинодии» впервые в слав. книжности последовательно изложена история Киевской митрополии. Одновременно трактат можно считать одной из самых ранних попыток создания целостной истории Руси. В 1-й ч. труда З. доказывает, что власть в Церкви ап. Петра не выше власти др. апостолов. Во 2-й ч. содержатся рассуждения о том, что все епископы унаследовали от всех апостолов равные права в церковной иерархии, поэтому Римский епископ не может претендовать на верховенство среди христиан, он никогда не управлял Вост.

http://pravenc.ru/text/182699.html

в пустоши в Буборине средние земли три выти». Постриженик З. м. иером. Корнилий в 1665 г. был назначен настоятелем тихвинского Успенского монастыря, но продолжал посещать родную обитель и в 1668 г. по собственному прошению вновь возглавил З. м., в авг. 1674 г. взошел на Новгородскую кафедру. В период его управления епархией мон-рь, прежде находившийся в упадке, благоденствовал. В 80-х гг. XVII в. были построены каменные Троицкий собор, Благовещенская ц. с трапезной, колокольня, ограда с надвратной ц. во имя ап. Иоанна Богослова и 4 келейных корпуса. Митр. Корнилий на свои средства украсил храмы «благолепными иконами с венцами и окладами сребропозолоченными», снабдил «крестами, сосудами церковными, Евангелиами и кандилами, и ризницею и всеми богатыми украшениями» ( Крушельницкая. 1998. С. 116). Он увеличил число монастырских колоколов до 15, причем вес самого большого составил 200 пудов. Над погребением прп. Мартирия, к-рое после возведения Троицкого собора оказалось в его подцерковье, по благословению митр. Корнилия поставили каменную гробницу. Обветшавшая Одигитриевская ц. была разобрана, а ее престол и придел свт. Иоанна Златоуста перенесены в церковь ближайшего к З. м. староладожского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По инициативе святителя за пределами З. м. были построены часовня и келья «для збору суммы от проезжающих», хлебные амбары, гостиный двор, риги, харчевня с хозяйственным двором, мельница с 2 поставами и толчея, скотный двор. В обители разводили павлинов, журавлей, гусей, голубей (Там же. С. 118, 164). В дер. Буборино митр. Корнилий построил деревянную ц. во имя прор. Илии (в 1734 перенесена в с. Заболотье (Усадище), в 1835 построена вновь; не сохр.) с садом, с пчельником, с конюшенным и со скотными дворами. В разной степени удаленности от мон-ря были обустроены еще 4 села, обеспечивавшие обитель всем необходимым. Для удобного сообщения к оз. Щало, где находились монастырские рыбные ловли, был проложен 12-километровый канал, на р. Полоне сооружена мельница. Попечением святителя во владение З. м. отошли 8 деревень с пашнями, покосами, лесами и рыбными ловлями, в к-рых проживало ок. 600 крестьян (Мыслино, Дуброво, Ср. Верховина, Бёзово, Безуево, Тарково, Пруди и Дубровка). К З. м. было приписано 4 мон-ря: староладожские Иоанновский (1687), Василиевский (1687) и Гостинопольский и новгородский Нередицкий в честь Преображения Господня (1695) - с деревнями и угодьями. В Вел. Новгороде митр. Корнилий учредил подворья «с хоромным строением»: на Федоровском ручье, в Кожевниках, в Тихвинском посаде на Богородицкой ул. (Там же. С. 122).

http://pravenc.ru/text/Зеленецкого во ...

Царигородская херувимская песнь в Супрасальском Ирмологионе. 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 5391. Л. 292) Царигородская херувимская песнь в Супрасальском Ирмологионе. 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 5391. Л. 292) Доказательством глубокого освоения греко-балканского наследия в восточнослав. певч. культуре является адаптация его стилевых признаков в ряде отечественных напевов Обихода XV-XVI вв., в частности в киевском и нек-рых монастырских (супрасльский, межигорский (также киевский), киево-печерский). В супрасльских и киевских напевах Обихода повторы слогов и слов и словообрывы, идущие от визант. пения, использовались еще в кон. XVI - 1-й четв. XVII в., в демественном пении - в XVI в. В пространных песнопениях киевского напева, чья продолжительность была обусловлена литургическим чином (причастные стихи, «О Тебе радуется», херувимская песнь, Пс 103, «Блажен муж» и др.), присутствует витиеватое мелодическое наполнение, внешне сходное с калофоническим стилем. Не исключено, что укр. и белорус. монастырские певчие могли сами сочинять мелодии в духе византийских, используя их мелодико-ритмические элементы и опираясь на ладовые схемы греч. осмогласия. Типичное для греков пение с исоном , никогда не фиксировавшимся в нотной записи, повлияло и на демество, и, по-видимому, на ряд «пространных» знаменных распевов Обихода. Е. Ю. Шевчук В сер. XVII в. Г. р., выработанный в юго-зап. землях, был привнесен в Московскую Русь. Известны Ирмологионы с песнопениями Г. р., привезенные в сер.- 3-й четв. XVII в. в московские мон-ри укр. и белорус. священнослужителями: из Кутеинского мон-ря (ГИМ. Син. певч. 1381, 20-30-е гг. XVII в.), свящ. Тимофеем Куликовичем из братской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в Белом Ковеле (Оршанского воеводства) (ГИМ. Син. певч. 1368, 1652 г.), из смоленского Свято-Троицкого мон-ря (ГИМ. Увар. 807, 1695 г.) и др.. Т. о., украинско-белорус. Г. р. стал к кон. XVII в. составной частью новой московской традиции, отличающейся по жанрам и стилю. В нач. 50-х гг. XVII в. началось активное освоение греч. и киевского пения в Москве в ходе проводимой патриархом Никоном богослужебной реформы. В то время столицу часто посещали греч. иерархи со своими клириками и церковными хорами. Особое значение для выработки местной редакции Г. р. имела деятельность иеродиак. Мелетия Грека , прибывшего в Москву по приглашению царя Алексея Михайловича и обучавшего в 1656-1662 гг. греч. пению патриарших певчих и государевых певчих дьяков . Напевы Мелетия получили название «мелетиев перевод» (не сохр.); возможно, это название свидетельствует о существовании др. версий Г. р. для тех же песнопений. Школа Мелетия, вероятно, продолжала действовать и позднее: в 1671-1673 гг. в Москве находился иеродиак. Феодосий, приехавший к Мелетию от Ираклийского митр. Варфоломея «для ради учения божественнаго пения» ( Фонкич. 1997. С. 160-172).

http://pravenc.ru/text/166465.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010