При митр. Тихоне (Воинове) строились каменные храмы в старинных, небогатых мон-рях, таких как собор во имя Св. Троицы в Феодоровском мон-ре (1700, не сохр.), где центральный объем был увенчан 3 поставленными в ряд главами ( Фролов. 2005. С. 107). Каменные здания возводили на границах старинного посада, как, напр., ц. ап. Андрея на ул. Проломной (1701, не сохр., рядом с ней была возведена Богоявленская ц.). На продолжении ул. Б. Красная возвели ц. Грузинской иконы Божией Матери (1702; 1838; 1852, не сохр.), чье посвящение напоминает о святыне загородной Раифской обители, к-рую митр. Тихон чрезвычайно любил; по ней сама улица получила название Грузинской. В загородных монастырях строились надвратные храмы, посвященные небесному покровителю митр. Тихона - свт. Тихону, еп. Амафунтскому: в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме, 1706) - небольшое 2-ярусное сооружение, арка проезда декорирована полуколонками, окна - наличниками с «гребнями» (Там же. С. 108, 110); престол с подобным посвящением был также в Раифской обители ( Филарет (Златоустов). 2005. С. 7). Как ступенчатая, на высоком подклете, сильно выдвинутая на восток, возведена в Раифском мон-ре ц. во имя преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных (1708), ее 2-этажный объем почти лишен декорации. При митр. Тихоне церковь надстроили храмом во имя Пяточисленных мучеников (1709, отремонтирована в 1832-1834), что усилило ее сходство с башней или надвратным храмом. Возводились одноглавые бесстолпные храмы в старых пригородных селах и слободах, возникших в петровское время: ц. арх. Михаила в архиерейском с. Архангельском (ныне в черте Казани) (нач. XVIII в., не сохр.) с ярусной колокольней, трапезной, 2-светным четвериком с богато убранными наличниками и высокой полусферической кровлей с маленькой главкой; ц. Рождества Богородицы (по приделу - Макариевская) в Адмиралтейской слободе (ныне в черте Казани) (1712; перестроена в 1907) того же типа и декора, с 4-скатной кровлей над храмом ( Фролов. 2005. С. 63, 64); Георгиевская ц. в Армянской слободе (позднее Суконная слобода, ныне в черте Казани) (1714(?), известна с 1739, не сохр.). Ступенчатая композиция и декор в стиле московского барокко были использованы для надвратного храма во имя свт. Алексия, митр. Московского (1720), в Успенском Зилантовом мон-ре (в 3-м ярусе), наличники окон к-рого имеют черты допетровской архитектуры, а не нарышкинского барокко. По-видимому, к казанским постройкам типа восьмерик на четверике относился и Рождественский храм на Шошме (Яранский р-н Кировской обл., 1-я четв. XVIII в., не сохр.). Это великолепное произведение нарышкинского барокко отличалось удачно найденными пропорциями и качественным декором; до наших дней сохранилась его 3-ярусная колокольня. Храм находился тогда в пределах Казанской губ. и К. и Т. е.; ни дата постройки, ни имя заказчика не известны, хотя уникальный характер архитектуры подразумевает его незаурядные возможности.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В Выйско-Никольской ц. в Н. Тагиле (1835-1846, не сохр.), построенной в качестве усыпальницы Демидовых, наряду с неожиданными чертами раннего классицизма (оформление главного барабана и купола) уже появляются формы русско-визант. стиля К. А. Тона. Интересным ранним примером является Михаило-Архангельская ц. в Маминском Каменского р-на (освящена в 1835). Среди многочисленных храмов, построенных в стиле проектов Тона, размерами выделяются 5-главая Вознесенская ц. Полевского завода (1845-1897, не сохр.) и ц. св. Максимилиана и свт. Николая в Екатеринбурге (1847-1876, не сохр., т. н. Большой Златоуст), представлявшая собой колокольню, водруженную на основание соборного типа (общая высота более 70 м). Построенная в том же русско-византийском стиле шатровая ц. Александра Невского на Гальянке в Н. Тагиле (1862-1877) близка к произведениям А. М. Горностаева. В кон. XIX - нач. XX в. был возведен ряд храмов визант. стиля. На средства Демидовых перестроена большая классицистическая Введенская ц. в Н. Тагиле (1892-1894, не сохр.), а также возведена 5-главая ц. св. Анатолия и свт. Николая на близлежащем Висимо-Шайтанском заводе (ныне пос. Висим Пригородного р-на; 1889-1895, сохр. частично) по проекту екатеринбургского городского, а затем епархиального архит. С. С. Козлова. По его же проекту в память имп. Александра II была построена ц. Александра Невского в Н. Салде (ок. 1895-1905). Огромный купол доминирует над крестообразным объемом храма; помимо 4 диагональных глав дополнительные установлены над боковыми приделами и возвышающейся над притвором колокольней. Крупнейшей постройкой визант. стиля стал Крестовоздвиженский собор Николаевского мон-ря в Верхотурье (1905-1913, архит. А. Б. Турчевич), особенностью к-рого является вытянутая по горизонтали композиция с 2 башнями на фасаде трапезной. Из многочисленных храмов рус. стиля выделяются Воскресенская ц. Скорбященского монастыря в Н. Тагиле (1905-1914), близкая к постройкам В. А. Косякова, и Преображенская ц. Надеждинского завода (ныне г. Серов, 1905-1918, не сохр.), сооруженная, возможно, по проекту Турчевича. Редким примером храма в стилистике неоклассицизма является Александро-Невская ц. в Шурале (1906-1916), построенная по заказу Стенбок-Ферморов, владельцев заводов соседнего Невьянска, наследников Яковлевых. Храм является уменьшенной копией Троицкого собора в Екатеринбурге.

http://pravenc.ru/text/189617.html

342). Некоторые из недостатков издания Типикона 1682 года и, между прочим, его разногласие с действующими Минеями, исправленными только в 1689 г., было замечено и современниками, несмотря на то, что в указе, данном в 1682 г. на печатный двор, говорилось: «впредь книги на печатном дворе велено все делать соглася противу устава» (прих.-расходн. кн. печатн. моск. двора 100). В 1695 году, по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей и с благословения патриарха Адриана, было приступлено к новому изданию и исправлению нашего Типикона, который был назван «печатным тиснением в исправлении вторым» и был соглашен «в месяцесловии с новоизданными Минеями в тропарях и кондаках во всем последовании». Многие имена славяно-русских святых, исключенные из Типикона 1682 г. грекофилами справщиками, теперь снова были возвращены на свои места, произведены некоторые изменения и в других частях Типикона. «Издание Типикона 1695 г., – по словам г. Мансветова , – завершило собой процесс исправления нашего Типикона. Что было предпринимаемо и сделано в этом отношении далее, вплоть до последнего издания 1877 года (включительно), ограничивается незначительными изменениями в тексте молитв и последований. Не устранены даже некоторый ошибки и недосмотры, допущенные справщиками 1695 г., и дело остается в том же почти положении, как было 180 лет тому назад. С редакционной стороны наш теперешний Устав также недалеко двинулся вперед и, за немногими исключениями, составляет перепечатку с издания 1695 года» (стр. 356). Оставляя в стороне маленькую неточность относительно оригинала современного нам славяно-русского Типикона, нельзя не согласиться, что в общем характеристика последующей судьбы Типикона, после исправления его в 1695 г., изображена вполне справедливо, но мы лично предпочитаем иметь дело с фактами, чтобы судить верно о недостатках этой книги в наше время. Следующие непосредственно после издания Типикона 1695 г. издания 1700 и 1733 годов буквально повторяют своего предшественника. В издании 1782 года внесены новые памяти против прежних изданий, а именно: Димитрия, митрополита Ростовского, и царицы Александры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

в с. Девица (1830), ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в с. Сухая Берёзовка (1834), владении Орловой-Чесменской, Троицкая ц. в г. Новохопёрске (1835), ц. Трех святителей (1843) в с. Россошь Репьёвского р-на. На средства крупных землевладельцев возводили 5-главые храмы соборного типа: Крестовоздвиженскую ц. (1812-1820, не сохр.) в слободе Алексеевке гр. Шереметевых (ныне Белгородская обл.) с колокольней в 40 сажен, одноименный храм в слободе (ныне город) Россошь (1834, не сохр.), Покровский собор в Бирюче (1838, перестроен в советское время), 2-этажную Преображенскую ц. в слободе Гнилое близ Острогожска (1841-1846). Величественные однокупольные храмы в стиле ампир возвели в Воронеже: ц. Всех святых на Новостроящемся кладбище (1834-1851, проект губ. архит. И. А. Блицына, не сохр.) с тосканскими портиками и полукруглой апсидой, арочными окнами, сдвоенными полуколоннами подкупольной ротонды, высокой колокольней, вероятно ориентированной на колокольню Митрофанова мон-ря после ее надстройки (1828); тому же архитектору приписывают ц. Всех святых - монументальную храмовую часть Покровской ц. (1833-1841) над прибрежной стороной города. Градостроительное значение храма подчеркивают масштаб кубического объема и купольной ротонды, 6-колонные ионические портики боковых фасадов, большие плоскости стен и ступенчатые аттики четверика. Внутри подпружные арки опираются на прорезанные нишами угловые пилоны, к-рые придают пространству крестообразный вид, с запада располагаются хоры, опирающиеся на 2 ионические полуколонны. Лепной ампирный декор наружных стен (капители пилястр, композиции и гирлянды на аттиках ротонды) утрачен в 40-х гг. XX в., лепные композиции внутреннего фриза - при недавних поновлениях. С именем Блицына связано сооружение деревянной Никольской ц. (1841, не сохр.) в составе Никольской архиерейской дачи на р. Дон, а также, вероятно, перестройка зимнего Архангельского собора и возведение трапезной Митрофанова мон-ря (30-е гг. XIX в., не сохр.), похожих сооружений с богатым ампирным декором фасадов (арочные окна, 4-колонные ионические портики по центру и полуколонны в боковых частях фасада).

http://pravenc.ru/text/155254.html

Основной объем часто был оформлен боковыми портиками, массивный восьмерик венчался главкой, колокольня - шпилем. Аналогичная архитектура встречается и в более ранних по времени постройки деревянных храмах, таких как Димитриевская ц. в урочище Кострицы Боровичского р-на (1711, не сохр.); Никольская ц. в дер. Мроткино Батецкого р-на (1753). Такого типа церкви: каменные Духовская в д. Подмошье Шимского р-на (1756, руины); Покровская в с. Мошенском (1764, полностью перестроена); Успенская в с. Опеченский Посад Боровичского р-на (после 1764); деревянная Преображенско-Сретенская в дер. Оксочи Маловишерского р-на (1767, не сохр.); Екатерининский собор в пос. Крестцы (1777, перестроен); деревянная Ризоположенская ц. в дер. Шарья Любытинского р-на (1782, не сохр.); Никольская в дер. Осиновец Боровичского р-на (1795, разрушается); Благовещенская в с. Молвотицы Марёвского р-на (1797, не сохр.); Успенская в дер. Нальцы Боровичского р-на (1798, с ярко выраженной барочной отделкой, разрушается); Флоро-Лаврская в дер. Вел. Порог Боровичского р-на (1798); 3-престольная Успенская в дер. Сабле Батецкого р-на (1804); Троицкая в с. Подгощи Шимского р-на (1805); Благовещенская в дер. Порожки Волотовского р-на (1807). Два ступенчато расположенных восьмерика и луковичная главка венчали Преображенскую ц. в Боровичах (1797, разрушена в 1953), 3-частную, 2-этажную, с колокольней, и Пантелеимоновскую (блж. Николая Кочанова) в Новгороде (вероятно, 1772-1773, перестроена). Четверик Никольской ц. на Рождественском кладбище (1768, не сохр.) имел скругленные углы и завершался относительно малым световым восьмериком, над притвором была построена колокольня (1779) с круглыми в плане ярусами, декор был характерен для переходного периода от барокко к раннему классицизму. Троицкий собор в г. Валдае (1744, расширен в 1802-1803, колокольня - 1838, архитекторы Л. Руска, Д. Висконти (?)) по композиции - четверик с восьмериком и луковичной главкой на глухом барабане, с трапезной и колокольней над притвором - восходит к типу ц.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В том же стиле были построены церкви Богоявления в с. Губареве (1800), Рождества Богородицы в с. Шестакове (1800), Рождества Христова в с. Малышеве (1801), Вознесения в с. Коршеве (1818) и др. Мотивы барочного декора еще использовали в 90-х гг. XVIII в., напр. в Троицких церквах в с. Боровом (1792-1794) и с. Ст. Ольшанка (1790-1805). Изредка возводили кубические одноглавые церкви, перекрытые лотковыми сводами, как, напр., Вознесенская в с. Аношкине (1784) и Никольская в Землянске (ныне село, 1794), а также Успенский собор в Борисоглебске (1792, не сохр.), принадлежавшем Тамбовской епархии. Успенская церковь в Воронеже. Кон. XVII в., 1803 г. (колокольня). Фотография. 2005 г. Успенская церковь в Воронеже. Кон. XVII в., 1803 г. (колокольня). Фотография. 2005 г. С распространением форм зрелого классицизма совпало сооружение новых высоких колоколен при более ранних церквах. Так, при воронежской Покровской ц. (1791-1792) возвели при участии каменных дел мастера М. С. Турчанинова 3-ярусную колокольню с ордерным декором, верхним ярусом в виде ротонды с прямоугольными проемами, низким куполом и шпилем, по-видимому послужившую образцом для колоколен Никольской ц. в Землянске (сохр. в измененном виде), Никольского собора в Боброве (не сохр.), Архангельской ц. в с. Алешки (1856), Успенской ц. в Воронеже (1803, добавлен низкий подкупольный ярус с полуциркульными проемами), в свою очередь ставшую прототипом для звонниц Архангельской ц. в с. Рыкань и Благовещенской ц. в с. Лосеве Павловского у. В прибрежной части Воронежа выделялась колокольня ц. ап. Иоанна Богослова (1799-1807, не сохр.) с оригинальным завершением в виде высокого восьмерика с арками звона и круглыми проемами-резонаторами. Суровый и вместе с тем изысканный внешний вид имела колокольня Петропавловской (Крестовоздвиженской) ц. (1805, не сохр.): высокий прямоугольный объем, почти без ордерного декора, с крупным рустом и чередованием арочных проемов разной формы и величины. В 1-й трети XIX в. было выстроено ок. 200 храмов в стиле классицизма с различными объемно-планировочными решениями.

http://pravenc.ru/text/155254.html

относят тексты, возникшие после 300 г., не столь объемные и менее значимые по сравнению с большими Д. а. а. В этих текстах описываются отдельные деяния, проповедь и/или мученическая кончина одного из апостолов от 12 (но не Петра, Павла, Иоанна, Андрея и Фомы) или наиболее значительного от 70, или же 2 апостолов: «старшего», преимущественно одного из тех 5 апостолов, о к-рых повествуют большие Д. а. а., или, возможно, кого-либо из апостолов от 12, и «младшего». Малые Д. а. а. были написаны в основном по-гречески, но сохранились зачастую лишь в переводах. Их можно разделить на 2 группы. К 1-й принадлежат деяния одного апостола от 12 или от 70: «Деяния Филиппа» (CANT, N 250), «Деяния Варфоломея» (CANT, N 258), «Деяния Матфея» (CANT, N 267), «Деяния Иакова Зеведеева» (сохр. лишь переработки - CANT, N 272-273), «Деяния Иакова, брата Господня» (сохр. лишь переработки - CANT, N 274-278), «Деяния Матфия» (CANT, N 280), «Деяния Симона Кананита» (CANT, N 282), «Деяния Варнавы» (CANT, N 285), «Деяния Марка» (CANT, N 277-278), «Деяния Луки» (сохр. лишь переработки - CANT, N 290-294), «Деяния Тимофея» (сохр. лишь переработки - CANT, N 295-297), «Деяния Тита» (CANT, N 298), «Деяния Фаддея» (CANT, N 299) и «Деяния Стефана» (CANT, N 300-301). Как правило, они построены по схеме больших Д. а. а.: распределение жребиев - проповедь - мученическая кончина. Ко 2-й группе относятся совместные деяния 2 апостолов (или апостола и его спутника): «Деяния Петра и Павла» (сохр. различные варианты - CANT, N 192-194, 197, 201, 203, 206), «Деяния Андрея и Матфия» (CANT, N 236), «Деяния Петра и Андрея» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Варфоломея» (CANT, N 236), «Деяния Андрея и Павла» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Филимона» (CANT, N 238), «Деяния Варфоломея и Варнавы» (CANT, N 264), «Деяния Симона и Феонои» (CANT, N 283) и «Деяния Симона и Иуды» (CANT, N 284). Для этих Д. а. а. (за исключением «Деяний Петра и Павла») характерны фантастические элементы, роднящие их с античным приключенческим романом: экзотические страны и народы (Персия, парфяне, людоеды и т. п.), сказочные существа (говорящие животные, собакоголовые люди), невероятные приключения (чудесные путешествия, превращения существ). Если большие Д. а. а. отличает географическая конкретность, то в малых действие происходит где-то на краю ойкумены или в вымышленной стране. Содержание малых Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

В Кирилловом Белозерском мон-ре новое здание церкви над мощами основателя обители и в его честь (1781-1785, действующая) характерно для позднего провинциального барокко. Оформление фасадов подражает Успенскому собору (разделение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы). Теми же чертами отличается и массивная, архаичная монастырская колокольня (1757-1761, каменщик Спасо-Прилуцкого мон-ря Ф. Жуков). Колокола, в т. ч. главный весом более 19,5 т (1755, мастер Иван Гаврилов, Москва), не сохранились. В те же годы подвергся перестройке и собор обители, появились 4-скатная кровля, барочная глава, паперти. Позднебарочные черты характерны для действующих церквей В. е.: Покровской в дер. Аксёново близ Кириллова (1782), Крестовоздвиженской в Грязовце (1794), Богоявленской в Белозерске (1787). В XVIII в. началось каменное строительство в Вытегорском крае, были возведены церкви Никольская в Кондушах (не сохр.), Спасская в Вытегорском погосте (1780). В архитектуре храмов этого района также присутствуют барочные и древнерус. элементы (ступенчато расположенное луковичное пятиглавие над основным кубическим объемом). Аналогичные черты отличают выразительную по силуэту Спасскую ц. бывш. Спасо-Нуромского мон-ря (1795-1816, колокольня в стиле классицизма) и были характерны для Рождества Богородицы собора в Грязовце (2-я пол. XVIII в., не сохр.). Наличием классицистических элементов отличается Воскресенский собор в Вытегре (1796-1800, частично сохр.). Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) На рубеже XVIII-XIX вв. в церковном строительстве В. е. сочетались традиции барокко (особенно в декоре) и классицизма, напр. Антипиевская ц. в Вологде (не ранее 1777), ц. Св. Троицы в Покровском-Черенском погосте (1800, не сохр.), соборная ц. свт. Николая в Николо-Моденском мон-ре (после 1671, перестроена в 1802, не сохр.); иногда на периферии воспроизводились и архаичные древнерус.

http://pravenc.ru/text/155162.html

архит. В. Н. Шильдкнехта) собора Св. Софии. 2-этажный Воскресенский храм в скиту Павлова Обнорского мон-ря (1867-1869) был увенчан 13 луковичными главами, имел щипцовое завершение и русско-визант. отделку фасадов. В рус. стиле выдержаны шатровая колокольня Успенского вологодского мон-ря (1880), декорированная кокошниками, церкви прп. Корнилия в Корнилиевом Комельском мон-ре (1854-1856, не сохр.), Знаменская Свято-Духова вологодского мон-ря (1860-1867, не сохр.), Покровская Нило-Сорской пуст. (1863-1866), Корсунской иконы Божией Матери (1875-1879, не сохр.), колокольня (1881-1887, не сохр.) Павлова Обнорского мон-ря и комплекс Стефано-Ульяновского мон-ря (ныне территория Сыктывкарской и Воркутинской епархии, частично сохр.). В нек-рых случаях в основе архитектурного решения лежала классицистическая композиция (Знаменская ц.). Те же черты присущи ц. во имя свт. Лазаря Четверодневного в Вологде (1882-1887), бывшей в годы гонений на положении 2-го кафедрального собора, и Преображенской ц. (перестроена в 1876-1880) Спасо-Суморина мон-ря. В формах рус. «кирпичного» стиля XVII в. были сооружены 5-главый собор Парфеновского жен. мон-ря (окончен в 1914), притвор ц. прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Вологде, церкви в с. Нелазском, свт. Василия Великого в Устюжне (нач. XX в.) и др. Церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Никольске (нач. XX в., действующая) выдержана в визант. стиле. Своеобразие художественного стиля региона определило «местонахождение Вологды на границе между средней полосой России с ее старыми художественными центрами и Севером, где процветало народное, преимущественно крестьянское искусство» ( Вздорнов. С. 55). Для древнейших произведений начиная с XIV в. характерны сочетание достижений искусства крупных художественных центров («...основой для формирования местных стилистических течений в XIV в. стала иконопись Ростова» - Смирнова. С. 138) с простотой и непосредственностью «северных писем», а также графичность изображения и темно-синий фон. Это иконы: «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими свт.

http://pravenc.ru/text/155162.html

На почитание и степень распространения изображений О. в России в кон. XIX - нач. XX в. повлияло историческое событие. 17 окт. 1888 г., в день памяти пророка, произошло чудесное избавление от гибели семьи имп. Александра III Александровича при крушении поезда на ст. Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги. С этого момента появляется большое число икон, включающих фигуру О. и прп. Андрея Критского. Это могла быть икона Божией Матери с покровом-омофором в руках со святыми, чья память отмечена под 17 окт., и подписью, напоминающей о чудесном спасении царской семьи (поднесена духовенством Киево-Печерской лавры государю); икона со святыми - покровителями членов царской фамилии, напр. 2 иконы, написанные по заказу прихожан в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери для придела Покровской ц. в с. Хомутове Богородского у. Московской губ. (ныне в черте г. Щёлково Московской обл.); икона из Георгиевской ц. Новочеркасска. В честь святых, чья память празднуется 17 окт., в т. ч. О., возводили храмы, напр. в Анапе Кубанской обл. (ныне Краснодарского края) 5-главый кирпичный храм (архит. В. П. Цейдлер (1893-1900), не сохр.), на месте которого в 2008 г. поставлена часовня с тем же посвящением, ее украшением служит мозаичное изображение О.- старца «еврейского типа», в белом хитоне и желтом гиматии, покрывающем голову. На гравюрах с видами храма в Борках изображен коленопреклоненный О., к-рый в паре с прп. Андреем Критским молится написанному на небесах образу Пресв. Богородицы, держащей покров-омофор. Сходное посвящение имели престолы: приделов в древнем Никольском соборе бывшего Николо-Медведского мон-ря в Нов. Ладоге Ленинградской обл.; в ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе С.-Петербурга (не сохр.); в Троицкой ц. в с. Польцо Вачского р-на Нижегородской обл. (1887); в ц. при Самогитском 7-м гренадерском полку в Покровских казармах Москвы (1890; не сохр.); часовни на Лукьяновке в Киеве (1891; не сохр.); церкви в г. Карачеве Брянской обл. (1893; не сохр.); в освященном в 1896 г. левом приделе ц. во имя иконы Божией Матери «Милующая» в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (1888-1896; архит. В. А. Косяков); главный престол нижнего храма заложенной прав. Иоанном Кронштадтским за Невской заставой Успенской ц. на подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевой пуст. (1897-1903; архит. Н. Н. Никонов, перестроена).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010