При этом Синод не располагал официальными документами, подтверждающими самовольное отречение Царя Николая II от Престола, и не мог не понимать, что Помазанник Божий и Глава земной Русской Православной Церкви неправомочен при жизни отречься от Престола. Таким образом, Синод официально провозгласил начало «новой государственной жизни» России, а русскому народу было объявлено, что революционные события - это якобы свершившаяся «воля Божия». Иными словами, Синод фактически санкционировал и публично одобрил насильственный захват власти со всеми вытекающими отсюда последствиями для Дома Романовых. Справка. В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. Это произошло 25 февраля 1721 года, когда Феофан Прокопович (1681-1736), церковный деятель, писатель и преданный соратник Петра I, обнародовал составленный по поручению Царя «Духовный регламент». В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод. Как видно, за этим архиерейским молчанием тщательно скрывались антимонархические настроения. Они ярко проявились в реакции членов Синода на поступавшие к нему в конце февраля 1917 года просьбы о поддержке Самодержавия со стороны отдельных граждан России и некоторых государственных чиновников. Например, такую просьбу содержала телеграмма, отправленная 23 февраля от Екатеринославского отдела Союза Русского Народа. В разгар искусственно инспирированных забастовок председателю Синода митрополиту Киевскому Владимиру еще в феврале 1917 года неоднократно было предложено выпустить воззвание к населению - «вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Однако митрополит Владимир после перевода его с Петроградской на Киевскую кафедру по непонятным причинам стал выражать недовольство Императором Николаем II якобы за «вмешательство» Того в дела Церкви, а затем демонстративно отказался помогать Царю и, следовательно, монархии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но какая-то тень лежит на первых годах его монашества (...) В проезд государя через Новгород Феодосий умел обратить «а себя внимание Петра, и это произвело в его судьбе роковой переворот (...) внимание государя надмило его против своего архипастыря, к которому Феодосий, забыв его благодеяния, начал относиться с гордостию и презрительностью (...) В конце 1767 года Иов отправил его (...) в Москву за типографией Симеона Полоцкого (...), а государь послал его в С.-Петербург, поручив ему осмотреть церкви и духовенство новозавоеванных городов (...) В бытность в Петербурге он первенствовал в некоторых важных духовных церемониях. В 1710 году он обручал и потом венчал племянницу государеву, великую княжну Анну Иоанновну с курляндским герцогом. В 1712 году Феодосий определен архимандритом новооснованного Невского монастыря (...) Находясь постоянно подле государя, Феодосий делался ближайшим советником его по церковным делам (...), скоро понял свое положение, вошел в мысли Петра и сделался для него необходимым человеком» (Чистович, с. 74–78). 80 Быстрое продвижение Феодосия Яньковского при Петре I, его чрезвычайное «радение» о нуждах Невского монастыря в ущерб многим другим монастырям, участие его в 1718 г. в деле отрешения причта Петропавловского собора в связи с делом царевича Алексея, а также его «неуживчивость», «заносчивость», «надменный тон и властительское вмешательство в чужие дела» – все это повело к тому, что «он оттолкнул от себя всех и нажил себе врагов всюду – между светскими и духовными, знатными и простыми, в белом духовенстве и монашествующем». Как пишет далее исследователь, он попросил Петра «отпустить его на покой – на безмолвие» (Чистович, с. 78–83). «Вместо увольнения на покой Петр приказал поставить его в новгородские архиепископы, а с утверждением Синода назначил его, из уважения к его летам и заслугам, первым синодским вице-президентом» (там же, с. 83). 82 О соперничестве между Феодосием и другим «любимцем» Петра, архиепископом Феофаном Прокоповичем (1681–1736), поначалу как будто бы не было и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В богословии на смену могилянской киевской традиции приходит протестантский рационализм. Главным идеологом нового направления становится единомышленник Петра Феофан Прокопович (1681–1736). Это был одновременно и одаренный, европейски образованный человек, знакомый с новейшей философией Декарта, Бэкона, Спинозы, Лейбница, Вольфа и Суареца, а в богословии – с Амандом Поланским, И. Гергардом, Зерникавой, и вместе с тем далекий от высших христианских идеалов иерарх, прикрывавший своей ученостью богословские концепции, имевшие мало общего с настоящим ортодоксальным богословием. Внутренне он весь был пропитан воздухом Реформации, заражен «язвою Кальвинской», и потому протестантским духом пронизаны все его сочинения и главное из них – «Регламент». В нем Феофан за словесным камуфляжем выдвигает «полицейское требование» – признать и принять новое мировоззрение, новый порядок жизни, не считаясь с болезненностью, а порой и невозможностью такого духовного перелома и перерождения. Самому Феофану это было нетрудно, потому что православной жизни, мистической реальности Церкви он не чувствовал. Все в ней ему казалось пустой обрядностью и суеверием. Как «передовой» и «просвещенный» (в духе западного просветительства) человек, он не признавал чудес, не скрывал своего отвращения к иерархии и вел вовсе не аскетический образ жизни. Характерно в этой связи протестантское, расплывчатое, явно недостаточное, светское определение, какое дает он Церкви. «Бог восхотел верных Своих, восстановленных через Христа, объединить в некое гражданство или республику, что и называется Церковью, чтобы там лучше свои познавали своих, взаимно помогали друг другу, сорадовались и с помощью Божией защищались против врагов» 72 . Таким образом, Церковь , по Феофану, – «только некий союз христианской взаимопомощи и единомыслия» 73 . Воспринимая Церковь как «некое гражданство», сообщество в рамках государства, вся полнота власти в котором принадлежит императору, Феофан Прокопович логически приходит к выводу, что сам монарх даже в сфере религиозной должен мыслиться уже не послушным сыном Церкви, как было прежде, а ее единственным верховным властителем, majesmam’oм, не подлежащим суду Церкви, ибо над ним невидимо волен только Бог . Монарх «ни коей по Бозе власти не подлежит, ни каковому суду о делех своих ответствовати не должен, отнюд на земли не судилсь и неприкосновен» (трактат «Правда воли монаршей») 74 . Происходит смещение полюсов в воззрениях на назначение Церкви и государства. Если раньше царь отдавал свое царство на служение Церкви и она была высшей, вечной ценностью, то теперь император отдает Церковь на службу государству, которое становится кумиром. «Иное дело воинству, иное гражданству, иное врачам, иное художникам различным, обаче вси с делами своими верховней власти подлежат, тако и пастырие, и учителие и просто вси духовнии имеют собственное свое дело... обаче и повелению властей державных покорены суть, да в деле звания своего пребывают, и наказанию, аще не пребывают» 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos - " сходка " , " собрание " , " собор " ) - высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви , заменявший собой патриарха. Не путать со Священным Синодом - совещательным органом при патриархе Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора . Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники - обер-прокуроры . История В 1718 году, царь Пётр I впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент , составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества , Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство». Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.

http://drevo-info.ru/articles/26861.html

Однако схоластические установки западных Риторик оказались непригодны для русской проповеди. Первым преобразователем в этой области явился видный иерарх XVIII века, современник и сподвижник Петра Великого, Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский и Псковский (1681–1736). Мысли архиеп. Феофана о проповедничестве изложены в специальных трудах и отдельных листах его сочинений: 1) в «Риторике», написанной в бытность преподавателем риторики в Киевской духовной академии; 2) в богословской системе; 3) в Духовном регламенте; 4) в 4ой части его богословских сочинений. В своих трудах Прокопович отверг схоластическое, латинопольское направление в проповеди, оказывавшее влияние на православную проповедь юго-запада Руси и предложил свою теорию церковного слова. Прежде всего он подверг уничтожающей критике заблуждения католических проповедников относительно содержания и приемов проповеди . Отвергнув ложное направление в проповеди, архиеп. Феофан предлагает свою теорию церковного красноречия. Чтобы пресечь произвол проповедников в изъяснении библейских текстов, он указывает на руководящие принципы в области их толкования. Этими указаниями давалось правильное направление в раскрытии смысла Священного Писании, догматов веры и правил христианской нравственности. Много полезных наставлений гомилетического характера содержится в составленном Прокоповичем, по поручению Петра Великого, Духовном Регламенте, изданном в 1719 г. В главе «О проповедниках слова Божия» находим следующие правила, которые не потеряли своего значения для проповеднической деятельности пастырей и в наши дни: 1) проповедниками слова Божия могут быть только лица, вполне изучившие книги Священного Писания; 2) предметом пастырской проповеди, всецело основанной на Священном Писании, должно служить увещание к покаянию, исправлению образа жизни; 3) при обличении известных пороков проповедник не должен касаться личностей, за исключением лиц, осужденных Церковью всенародно; 4) в своих проповедях церковный учитель не должен выступать в качестве мстителя за нанесенные ему оскорбления с чьей бы то ни было стороны; 5) говорить о грехах людских «властительски» проповеднику, в особенности молодому, не вполне прилично.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Пиципиос Иаков – грек-католик, автор книги о православной Церкви Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.) др.-гр. философ Плиний Старший (23 или 24–79) – рим. писатель, ученый Плиний Младший (61 или 62 – ок. 114) – рим. писатель, консул (100), императорский легат (111–113) Погодин Михаил Петрович (1800–1875) – рус. историк, писатель Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642) – князь, рус. полководец Поликарп (? – 155) – апостол Смирнский, ученик Св. апостола Иоанна Богослова, один из первых христианских богословов Поло Марко (ок. 1254–1324) – итал. путешественник Понселе Жан Виктор (1788–1867) – фр. математик и инженер, с 1857 ин. чл.-корр. Петербургской Академии Наук Понтий Пилат – рим. прокуратор Иудеи 26–36 Поп Александр (1688–1744) – англ. поэт Попов Александр Николаевич (1820–1877) – рус. историк, славянофил Попов Евгений Михайлович (1813–1875) – священник, настоятель посольской церкви в Лондоне Посошков Иван Тихонович (1652–1726) – рус. экономист и публицист Пракситель (ок. 390 – ок. 330 до н. э.) – др.-гр. скульптор Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565) – визант. историк Прокопович Феофан (1681–1736) – рус. гос. и церк. деятель, писатель Пропий (Проб) Марк Валерий (I в. до н. э.) – рим. филолог из Берита Протасов Николай Александрович (1799–1855) – граф, обер-прокурор синода с 1836 по 1855 Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160) – др.-гр. астроном, создатель геоцентрической системы мира Пьюзей (Пьюзи) Эдвард Бовари (1800–1882) – английский теолог, видный деятель «оксфордского движения», стремившийся к объединению католической и англиканской церквей, основатель т.н. «пьюзеизма» Радовиц Иосиф (1797–1853) – рус. генерал и гос. деятель, убежденный католик, автор книги «Современные разговоры о Государстве и Церкви» (1846) Рамзес II Великий (1371–1251 до н. э.) – егип. фараон Редкий Петр Григорьевич (1808–1891) – рус. правовед, историк философии и педагог Ремюза Франсуа Шарль (1797–1875) – фр. полит. деятель и писатель Робертсон Вильям (1721–1793) – шотл. историк Ровоам – сын и преемник царя Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

св. Карло Борромео; 1615-1621). В Центр. Европе покровителями искусства выступали религ. ордены и церковные князья Свящ. Римской империи (князья-епископы и настоятели имперских аббатств в Баварии и Австрии). Во 2-й пол. XVII в. именно туда из Рима сместился центр католич. искусства; здесь работали художники, получившие подготовку в Италии и усвоившие принципы стиля барокко. Самые известные представители нем. барокко - И. Б. Нёйман (1687-1753), построивший епископский дворец в Вюрцбурге (1719-1753) и базилику 14 св. помощников близ Бамберга (базилика Фирценхайлиген; 1743-1771), а также И. Б. Фишер фон Эрлах (1656-1723), по проектам которого в Вене были возведены дворец Шёнбрунн и ц. св. Карла Борромео (1716-1722). Примером особого германского барокко являются ансамбли бенедиктинских мон-рей Мельк (1702-1736), Этталь (после 1709), Альтенбург (после 1730), церкви свт. Николая в Праге (1703-1711) и св. Иоанна Непомуцкого в Мюнхене (1733-1744). Площадь св. Петра в Риме. Совр. вид Площадь св. Петра в Риме. Совр. вид Принципы посттридентского благочестия нашли художественное отражение в ставшей типичной для эпохи К. гравюре на меди, центром производства которой был Антверпен. В 1586-1650 гг. почти половина членов антверпенской гильдии св. Луки, объединявшей художников, занималась изготовлением гравюр. В гравюрах сочетались изображения (сцены из Свящ. Писания или житий святых) с текстом (молитвы или повествования). Основными формами гравюр на религ. сюжеты были suffragia (изображения св. покровителей на каждый месяц; выполнялись по заказам иезуитских братств Девы Марии), а также гравюры для детей, изучавших катехизис, и вотивные гравюры для паломников. Иконография и тексты таких гравюр, служивших одним из способов распространения идей К. среди мирян, контролировались клириками. В 1614 г. в Антверпене было изготовлено 18 тыс. оттисков suffragia для городских братств, а спустя 50 лет - уже 45 тыс. Кроме того, в 1681 г. было выпущено ок. 250 тыс. оттисков гравюр с религ. сюжетами для братств в Испан.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

был уже в Москве. Судя по изображению святительского лика на иконах и принимая во внимание, что Сибирский климат и скорби рано сократили его жизнь, приблизительно можно утвердить, что в день блаженной его кончины ему было около 50–55 лет. Феофан Прокопович родился в 1681 году, был не много времени св. Иннокентию префектом и учителем философии, конспект которого по философии св. Иннокентий списал собственноручно во время своего обучения в академии. Феофан Прокопович участвовал и в посвящении св. Иннокентия в епископа и скончался в 1736 году. По этому если предположить, что св. Иннокентий был даже старше летами Феофана Прокоповича, то не много. А скорее можно согласиться, что он был моложе Феофана, и потому год рождения св. Иннокентия падает между 1680 и 1682 г. В святом крещении он назван был Иоанном. Что имя св. Иннокентия в св. крещении было Иоанн, это доказывается собственноручными подписями его на одной, принадлежавшей ему книге, находящейся в библиотеке Иркутской духовной семинарии 11 . Рождение Иоанна последовало в то время, когда Малороссия (Заднепровская), после колебаний между Москвою и Польшей, слилась в одно государство с Великороссией и состояние Малороссийской церкви приходило в лучший порядок. Знаменитый Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, будучи в то время блюстителем Киевской митрополии, заботясь об успехах духовного просвещения паствы, учредил должность общих проповедников веры, которые, разъезжая по монастырям, большим селениям и городам; научали народ православной вере, возбуждали в нём дух благочестия и таким образом охраняли его от влияния иноверных учителей. В больших городах и селениях возобновлялись братства, заводились братские школы для первоначального обучения юношества. Монастыри также процветали, потому что настоятелями их назначались лица образованные, заботившиеся сделать обители светочами веры и благочестия для народа 12 . Особенно в этом отношении отличались Киевопечерская Лавра. Из этих обителей исходили лица, ознаменовавшие себя на кафедрах архипастырских, на поприщах учёной и гражданской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

В посл. четв. XVII в. в рим. архитектуре заметны 2 во многом противоположные тенденции: Антонио Герарди и Андреа Поццо продолжали сложившиеся ранее традиции рим. барокко, в то время как другие мастера во главе с Карло Фонтаной придерживались более сдержанного варианта стиля, сформировавшегося под влиянием франц. классицизма. Образцами 1-го направления могут служить капеллы Авила в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере (1680-1686) и Санта-Чечилия в ц. Сан-Карло-аи-Катинари (1692-1700). В организации их пространства и достижении световых, колористических и оптических эффектов Герарди использует приемы, разработанные Бернини, Борромини и П. да Кортона. Образец противоположной тенденции, представленной учеником Бернини К. Фонтаной,- вогнутый фасад ц. Сан-Марчелло-аль-Корсо (1681-1687). Ясность и равновесие горизонталей и вертикалей, отсутствие избыточной патетики в трактовке пластических тем и предельная ясность структуры с последовательно выделенным центром (обширный разорванный фронтон над порталом и большое окно - аналог портала в верхнем ярусе) сделали этот фасад основой для многочисленных вариаций. Церковь Санта-Мария-Маддалена в Риме. 1735 г. Церковь Санта-Мария-Маддалена в Риме. 1735 г. В нач. XVIII в. в римской церковной архитектуре становится заметно влияние юга И. Сицилиец Филиппо Юварра до переезда в Турин работал в Риме. Его соотечественник Филиппо Рагуццини выстроил темпераментные криволинейные фасады ц. Санта-Мария-делла-Кверча (1727-1731) и госпитальной ц. Сан-Галликано (1626-1629) со множественными деликатными раскреповками и криволинейными элементами в духе рококо. Он же оформил площадь перед ц. Сант-Иньяцио (1727-1728), обрамленную домами с изогнутыми фасадами и улицами, расходящимися наподобие театральных архитектурных декораций. Вогнутый фасад ц. Санта-Мария-Маддалена, обычно приписываемый Джузеппе Сарди (1735) и напоминающий причудливыми очертаниями картушей и фронтонов маньеристические инновации Бернардо Буонталенти, является образцом бароккетто - течения в позднем рим. барокко, к-рое представляет собой своего рода параллель франц. рококо ( Blunt. 2001. P. 107). Сарди принадлежит оригинальная ротонда Мария-Сантиссима-дель-Розарио в Марино близ Рима (1712-1720), в куполе к-рой изобретенный Гварини прием перекрещивающихся ребер превратился в орнаментальный мотив. Стиль, промежуточный между классицизирующей линией Фонтаны и бароккетто, представлен Карло де Доминичисом, Доменико Грегорини и Пьетро Пассалаквой. Доминичису принадлежит овальная ц. Санти-Чельсо-э-Джулиано (1733-1736) с глубокими капеллами и едва заметно выпуклым фасадом, ее план затем повторен в ц. Санта-Мария-дель-Орационе-э-делла-Морте (1733-1737) Фердинандо Фугой. Грегорини и Пассалаква перестроили базилику Санта-Кроче-ин-Джерузалемме (1741-1743), пристроив овальный вестибюль и эффектный выпуклый 3-частный фасад с большим арочным проемом на свободно стоящих колоннах в центре.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010