В своей единственной работе «Православное учение» (Συνταγμτιον ρθδοξον; 1746) он отвергает чисто символическое понимание Евхаристии, но воздерживается от термина «пресуществление». И последний автор – Анастасий Париос (1721–1813). В его главной работе «Изложение божественных догматов веры» (πιτομ ετε συλλογ τν θεων τς πστεως δογµτων; Лейпциг, 1806) речь идет – со ссылкой на сочинение Евстратия Аргентиса «Против опресноков» (Σνταγμα κατ ζμων) – об опресноках, о моменте освящения и о пресуществлении. Автор, не относящийся к собственно греческому богословию, – это священник Захария Скорлидис, который в период французского евхаристического спора (1659–1713), отвечая на запрос (ок. 1564 – 1571) кардинала Шарля де Гиза, подтвердил учение о пресуществлении с различением субстанции и акциденций. В ходе русского евхаристического спора Сильвестр Медведев отстаивал пресуществление, местоблюститель патриаршего престола митр. Стефан (Яворский ; 1658–1722) занимал среднюю позицию, а архиеп. Феофан (Прокопович ; 1681–1736) жестко противостоял учению о пресуществлении. В нашем кратком обзоре евхаристического учения в период туркократии мы упомянули как православных, так и униатских богословов, ибо иначе трудно понять развитие дискуссии. Термин «пресуществление» впервые появляется в восточной (православной) Церкви в документах II Лионского Собора (1274). В эпоху барокко спор возобновился в рамках противостояния различных христианских конфессий на Западе и отразился в греческом (и русском) богословии, особенно в ходе споров между патриархами Кириллом Лукарисом и Досифеем Нотарой, а также их сторонниками. Михаил Бернацкий. Споры о времени преложения святых даров и другие вопросы богословско–литургического характера в российском богословии XVII века Спор о времени преложения Даров, подготовленный фактическим принятием латинского учения о времени пресуществления малороссийскими богословами первой половины XVII века и разгоревшийся во второй половине XVII века в Москве, имел огромное значение для истории Русской Церкви 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

во-первых, за все уставление человеков сиречь, за духовное и гражданское. Начальство, как показано на Проскомидии и на эктениах; вовторых за всех живых не токмо правоверных, но и неверных да обратятся; втретьих за умерших в правоверии, и за все нужды церковныя, не выключая и приносящаго, сиречь, Священника (Сочинения св. Димитрия, митр. Ростовского. М., 1839. Т. 1. С. 102, 106–107). Феофан Прокопович (1681–1736), архиепископ Новгородский, вошел в историю Русской Церкви как автор «Духовного Регламента», а в историю русского богословия – как глава направления, отметившего весь XVIII век печатью протестантского влияния. В чем-то это влияние ощущается до сих пор: решение проблемы канона Священного Писания отделило русскую церковную науку, принявшую протестантский канон, от греческой, где сохраняет авторитет греческий перевод Ветхого Завета, Септуагинта. Богословские сочинения Феофана изданы его учениками и продолжателями очень нескоро после его смерти. Мы не ставим себе целью решать вопрос о том, насколько широка была редакционная работа издателей. Само название интересующего нас здесь 3–го тома его «Догматики» 406 говорит, что эта работа была значительна. Она предстает нам как памятник целой школы. Учение о таинствах составляет книгу 12–ю 407 . Глава 1 – «О таинствах вообще» 408 , глава 2 – «О таинствах Ветхого Завета» 409 ; глава 3 – «О таинствах Нового Завета» 410 ; глава 4 – «О Крещении» 411 ; глава 5 – «О Миропомазании, или конфирмации» 412 ; глава 6 – «О Евхаристии, или Святой Вечери» 413 ; глава 7 – «О Покаянии, или исповедании грехов, связанном со священническим разрешением» 414 , глава 8 – «О Священстве, или лучше о хиротонии, то есть возложении рук, которое применяется при посвящении служителей церкви» 415 , глава 9 – «О Браке» 416 ; глава 10 – «О последнем помазании, или лучше Елеосвящении, то есть чине помазания больных освященным елеем» 417 ; глава 11 – «О пользовании вышеизложенным учением» 418 . Определение таинства Евхаристии гласит: Евхаристия, или Святая Вечеря, – таинство, установленное и преданное Самим Спасителем нашим, в котором мы под видом хлеба вкушаем истинное и существенное (substantiale) Тело Христово, под видом вина пием истинную и существенную Его Кровь во оставление грехов и в стяжание жизни вечной 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Г) APXIEPEU РАЗНЫЕ Псковские и Нарвские, потом Псковские и Рижские, а наконец Псковские Лифляндские и Курляндские. Примеч. Государь Петр I. намереваясь учредить по новому Регламенту Св. Синод и все Российские Епархии, отложил пока степени оных, а хиротонисание Митрополитов остановил вовсе. Посему и во Пскове с тех пор иногда были простые Епископы, а иногда Архиепископы. 13 . ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ происхождением из Киевских мещан, или купцов, родился 1681 года июня б в Киеве, обучался до 1698 года в Киевской Академии, где кончив курс Философии, отправился в Польские училища, оттуда в Рим и там пробыв 3 года, возвратился в Киев, а с 1704 г. сентября 1 определен при Академии учителем Поэзии, с 1706 года Риторики, с 1707 года Философии и Префектом Академии, с 1711 года Богословии, Ректором Академии и Игуменом Киевобратского Монастыря. С 1716 года вызван Государем в С. Петербург. В 1718 году июня 1 наречен во Епископа Псковского и 2 того же месяца хиротонисан. Ему велено именоваться Псковским и Нарвским. В 1720 году пожалован он Архиепископом Псковским, а в следующем году и Вицепрезидентом Св. Синода. В 1725 году июля 10 переведен Архиепископом же в Новгород. Скончался в Санктпетербурге 1736 года сентября 8. Погребен в Новгородском Софийском Соборе. 14 . РАФАИЛ ЗАБОРОВСКИЙ, уроженец Польского местечка Заборова во Львовском Уезде, сын Польского Шляхтича Римского, а матери Грекороссийского исповедания, обучался сначала в Польских училищах, а потом до Философии в Киевской Академии; Богословские же науки слушал в Московской Академии, где по пострижении определен учителем прямо на Реторику; потом взят во флот в звание Обер-Иеромонаха и по возвращении своем из Экспедиций, посвящен 1723 года во Архимандрита Тверского Колязина Монастыря и определен Ассессором в Духовную Коллегию, переименованную потом Св. Синодом. При сих званиях в 1725 августа 15 пожалован, а 9 октября хиротонисан во Епископа Псковского и Нарвского, оставаясь по-прежнему Членом Св. Синода. В 17З1 году апреля 13 переведен Архиепископом же в Киев, куда и прибыл в октябре; а в 1743 году, когда именным Указом июня 11 повелено по-прежнему в Киеве быть Митрополитом, то он 16 того же месяца пожалован в сей сан. Скончался в Киеве 1747 года октября 22. В бытность свою Псковским Епископом он завел во Пскове Духовное училище на Славяно-Российском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Вполне очевидно, что реализация советов о. Иоанникия Галятовского ведет к созданию проповеди в духе барочной литературы. Библейский текст используется в ней лишь как внешняя декорация, а витиеватость речи зачастую господствует над содержанием. 1.5.2. Гомилетические воззрения архиепископа Феофана (Прокоповича) С 1680-х гг., когда в Киевской академии окончательно сформировался полный курс преподаваемых наук, сведения о церковном красноречии помещались в общие курсы риторики. Гомилетики как отдельной учебной дисциплины в Киево-Могилянской академии не существовало. Сам по себе этот факт свидетельствует о широком использовании в проповеди законов светского красноречия. Профессор КДА Н. И. Петров указывает шесть киевских рукописных латиноязычных курсов риторики конца XVII – первой половины XVIII в., в которых имеются специальные разделы о церковном красноречии. Наиболее ранний из них относится к 1688 г. и, возможно, принадлежит Стефану Яворскому . По замечанию Н. И. Петрова , этот курс очень близок к «Науке» Иоанникия Галятовского и в значительной мере заимствован из книги французского иезуита Николы Коссена (Nicolas Caussin, 1583–1651) 41 . Особого внимания заслуживает курс «О риторическом искусстве» (De arte rhetorica) иеромонаха (впоследствии – архиепископа) Феофана Прокоповича (1681–1736), относящийся к 1706 г. 42 Он заметно отличается от предшествующей ему могилянской традиции. Фактически Прокопович стремился реформировать подходы к церковному красноречию. Его «Риторику» принято относить к «умеренному барокко» 43 . Прокопович активно критикует крайности барочного проповедничества, призывая к отказу от них. Польские иезуитские коллегии он называет «фабриками испорченного красноречия» 44 . Особенно жесткой критике Феофан подвергает польского проповедника Томаша Млодзяновского (1622–1686), который был одним из наиболее известных католических проповедников в Речи Посполитой в XVII в. Прокопович настоятельно рекомендует использовать в качестве образцов святоотеческие проповеди (прежде всего св. Иоанна Златоуста ), а не современных польских ораторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Из бедствий боромлянцев XVII ст. известно только одно, которое претерпели они от татар в 1668 г. ЖИГАЛОВКА При речке Боромле и ее заливе, в 42 верстах от Ахтырки. Жигаловка, одна из древних слобод, была некогда сотенным местечком. Жигаловка называется селом по акту 1681 г., а по актам 1714–1716 гг., при жигаловском хра­ме Покрова Пресвятой Богородицы оказыва­ются два священника Парфений Яковлев и Да­вид Игнатьев. Ныне в Жигайловке каменный храм, который освящен в 1836 г. Попечителем при его постройке был казенный крестьянин Климент Игнатенко; церковный староста Андрей Лесняк устроил иконостас, и им же пожертвовано несколько других вещей. От холеры умерло в 1847 г. 35 человек, в 1848 г. – 51 человек. Число прихожан в 1750 г. – 821 муж., 753 жен., в 1770 г. – 1180 муж., 1136 жен., в 1790 г. – 1283 муж., 1248 жен., в 1810 г. – 1331 муж., 1449 жен., в 1820 г. – 1421 муж., 1530 жен., в 1830 г. – 1437 муж., 1609 жен., в 1840 г. – 1350 муж., 1458 жен., в 1850 г. – 1339 муж., 1540 жен. пола. В том числе в хуторе Чернецком экономических черкасов 78 душ муж. пола, в двух хуторах черкасов подданных 67 душ муж. пола. РЯСНОЕ Одно из лучших сел благодатной Украйны. Оно расположено на полугоре, с трех сторон окружено водою и прекрасными рощами; во всех дачах почва земли – чистый чернозем, самый плодородный; в каждой равнине можно найти источник чистой воды; лес большей частью строевой. По ревизской описи 1732 г. черкасы, подданные г. Кондратьева, поселены в Рясном на жалованной земле в 1670 г.; к тому же времени относится построение в Рясном первого училища доброй нравственности – храма Божиего. В описи 1804 г. сказано, что существовавшая прежде нынешней каменной деревянная церковь построена была в 1732 г. В 1732 г. действительно выдан был антиминс, освященный архиепископом Досифеем, с таким надписани-ем: «Краснопольскаго уезда села Ряснаго в храм Великомученика Димитрия». Эта церковь была с тремя престолами. Главный, или средний, был посвящен имени святого великомученика Димитрия Мироточивого; южный придел был во имя Апостола Андрея Первозванного, а северный – во имя Равноапостольных царей Константина и Елены. Памятником сего трехпрестольного храма служат три каменные каплицы и указ консистории 5 июля 1736 г. с надписью: «В село Рясное Димитриевской церкви попу». Но храм 1732 г. не был первым храмом в селе Рясном, или точнее 1732 г. не был годом основания храма, а временем возобновления его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

166 Он вместе с Игуменом Феодосием в 1681 году из Москвы в Сибирь на Селенгу был отправлен, в Посольском монастыре был первым Игуменом; около 1715 года скончался в Иркутске и погребён в тамошнем Вознесенском монастыре. 167 Осколков умер в 1714 году, Декабря 10, и погребён в Посольском монастыре. Сей же Осколков в 1713 году, будучи в Пекине, исходатайствовал от Китайского правительства дозволение, присылать туда Российскую духовную миссию, которая с тех пор доныне и посылается. См. Историю Российской Иерархии, ч. 2, стр. 448. PDF стр. 609 начало. Текст «по препоручению от Сибирского 170 По сему Владиславича определению на содержание оной церкви, равно священника с причтом, доставлялось из Посольского монастыря ежегодно воска по 20 фунтов, вина красного по полуведру, светилен по 3 фунта, муки пшеничной на просфоры по 5 пудов, священнику по шубе и рясе суконной сермяжной, дьячку и старосте по шубе же и зипуну, а каждому на рубахи холста по 24 аршина, по 2 шапки и по 2 чулок суконных, по рукавицам лосинным с варежками. Хлебного жалованья в год: ржаного запаса по 100 пудов, круп ячменных по 3 пуда, толокна по 4 пуда, гороха по 2½ пуда, рыбы омулей по 2 бочки, юколы сиговой по 3 пуда, мяса коровьего и свиного по 15 пудов, масла коровьего по ¼ пуда, жира говяжьего и омулёвого по пуду. Дача сия продолжалась до 1736 года, а для священнослужения посылались по очереди один Иеромонах и двое вкладчиков для дьячества и в старосты. 171 В 1777 году, Июня 17, во время утрени семь человек, беглых ссыльных из Нерчинских заводов, вооружённые, ворвавшись в монастырскую ограду, во-первых вошли в келью Казначея, у коего великими угрозами вынудив отдать деньги, сколько было отняли. Потом придя к Игуменской келье и выломав дверь, с Игуменом Андроником поступили тирански: связав ему руки, спину и стегна, жгли огнём и имевшиеся у него в небольшом количестве деньги и вещи без остатка все унесли. Не удовольствовавшись тем, взяв у Казначея церковный ключ, в церкви и в ризнице искали денег, но не найдя оных и не взяв ничего из вещей церковных ушли из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Решение о замене единоличной власти патриарха коллегиальной властью Синода созревало у Петра на протяжении многих лет, и главной причиной этого решения было нежелание императора видеть в патриархе возможный параллельный центр власти (как это было при Патриархах Филарете и Никоне). Император решил сам возглавить Церковь и максимально приблизить систему церковного управления к той, что существовала в протестантских странах. Идеологическая основа реформы была разработана фаворитом Петра архиепископом Псковским Феофаном (Прокоповичем ; 1681–1736), автором «Духовного регламента», в котором прямо говорилось об опасности патриаршей власти для государства: «Велико и се: что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной, но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть то вторый Государь, самодержцу равносилный или и болший его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство» 164 . В другом произведении Феофан так характеризовал царскую власть: «Государь, власть высочайшая, есть надсмотритель совершенный, крайний, верховный и вседействительный, то есть имущий силу и повеления, и крайнего суда, и наказания, над всеми себе подданными чинами и властьми, как мирскими, так и духовными. И понеже и над духовным чином государское надсмотрительство от Бога уставлено есть, того ради всяк законный Государь в Государстве своем есть воистину епископ епископов» 165 . После смерти Стефана (Яворского) Феофан (Прокопович) фактически возглавил Синод (с 1726 года в звании первого вице-президента). Феофан был одной из самых мрачных фигур в истории русского православия. Мстительный и жестокий, он безжалостно расправлялся со своими идейными противниками, которых у него было немало. В период его единовластия в Синоде несколько архиереев, которых Прокопович считал своими врагами или которые выступали против петровской реформы, были лишены сана и сосланы в заточение в монастыри. Расправы над непокорными архиереями продолжились и после смерти Прокоповича, что к концу правления Анны Иоанновны (1730–1740) практически положило конец сопротивлению высшего духовенства петровской реформе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иосиф определён 20 нояб. 1661. Герасим , в июле 1662. Иосиф , строитель, 1663, в янв. (sic), июле. Варсонофий , 1666, 69. Иринарх , в июле 1671. Сергий , строитель, 1677. Моисей , строитель, в янв. 1682. Варлаам . 1702–4. Никодим определён в окт. 1729; упом. в исх. 1738. Поликарп , 1745 и 46. 15 Могилевская (Нигилевская) пустынь, от Торжка в 75 верстах, основана в 1634. Ныне заштатная. [V, 91.] Игумены Иов (строитель) в мар. 1650. Александр , 1671–73, 20 янв. перев. в Нилов. Флавиан , 1676–88. Дионисий , 1698. Флавиан , 1698–1703. Варлаам , 1712. Нектарий , в окт. 1714. Герман , 1725–27. Епифаний , 1731–36, уволен, за старостью. Гурий выбран 8 апр. 1736. 16 Крестовоздвиженский, в городе Ржеве (на посаде), упразднённый. [IV, 873.] Игумены Тихон , 1680–86. Александр , 1699, 1703–8. Нектарий , в февр. 1712–29. Сергий , наместник, 1735 и 36. 17 Рогожский Спасский, Пелагеина пустынь, упразднена около 1735 г., в (бывшем) Ржевском уезде. [V, 463.] Игуменьи Ираида , 1617. Таисия , 1620. Евфимия , 1691–98. Казначея Дорофея , бывшая игуменья Осташкова Знаменского монастыря; упом. 1725–29. Мнтрь уничтожен; старицы перев. в Осташков Знаменский. Ныне погост Рогожи. 18 Феодоровский, на усть Тмаки, в Твери, когда основан, неизвестно. В 1655 был приписан к Иверскому, а с 1680 – к Новоиерусалимскому. Упразднён 1724. Так помещалась семинария до 1773 г. [VI, 842.] Архимандриты Ефрем , в янв. 1567. Гермоген , 1626. Строители Исхерион , 1661–1680. Аминодав , 1682. Досифей , 1685 и 86. Леонтий Озеров , 1686 и 87. Леонид , 1696 и 97. Исаия , 1697. 19 Войнищский или Иванищский (Ванижский) Успенский, в Тверском уезде, на реке Войнище, существовал в 1628, упразднён 1764. [IV, 215; VI, 1002.] Игумены Иринарх , 1653. Варлаам , 1657–69. Иоанникий , 1672. Варлаам , в июле 1673, 1674, 75. Паисий , 1681–87. Иннокентий , 1689 и 90. Тарх , 1698. Филарет , 1721. Иона , 1745. Иосиф , 1763–67. 20 Отмицкий (Отминский, Вотмицкий) Покровский, в Тверском уезде, на устье реки Тмы. упразднённый. 120 Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В круг чтения святителя в те годы входили ранее неизвестные ему книги западных авторов, это – Сент-Мартен, Эккартсгаузен, Штиллинг, Беме, Фенелон, Сведенборг, возможно – Вольтер и Монтескье и другие авторы. Две главные сферы его занятости – церковное служение и переводческо-издательская деятельность: Духовная академия, где он преподавал несколько дисциплин по западным учебным пособиям, церковь , в которой служил и проповедовал, и одновременно Библейское общество, в рамках которого он занимался переводом Священного Писания на русский язык и контролировал издание книг Библии. Его деятельность в этих сферах в той или иной степени проецировалась и на процесс развития новой русской культуры. Очевидно, что сам святитель путем немалого труда сумел гармонично соединить для себя два начала современных ему культур конца XVIII – начала XIX веков, культур национальной и западной, зримым выражением чего стал, например, русский перевод им Евангелия от Иоанна. В переводе сохранен дух оригинала, но в новом русском языке перевода удачно использован лексический и синтаксический опыт латинского и древнегреческого. Само по себе обращение церковного иерарха к занятиям светской культурой не было новостью в России, стоит назвать такие яркие имена, как архиепископ Феофан (Прокопович , 1681–1736) и митрополит Евгений (Болховитинов , 17(67–1837). Заметим, что такое обращение к творческой и научной деятельности не стало традицией в духовной среде, а оставалось личным делом отдельных священнослужителей разного сана. В качестве епархиального архиерея и члена Святейшего Синода митрополит Филарет был причастен к решению многих конкретных вопросов в сфере литературы и научных исследований, в области изобразительного искусства (например, строительство храма Христа Спасителя); в личном плане он оказывал поддержку различным деятелям на ниве культуры (А. Н. Муравьеву, А. С. Хомякову, И. В. Киреевскому и др.); его проповеди оказали ощутимое влияние на формирование современного русского языка, а высказанные в них идеи и суждения по многим богословским, философским, социальным, политическим, нравственным и иным вопросам стали заметным вкладом в сокровищницу русской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В ряду Иркутских архипастырей, которые ревностно заботились о просвещении язычников светом христианской веры, прежде всего надобно упомянуть о епископе Иннокентии (Неруновяче) (1727–1736 гг.). Из фактов, характеризующих его миссионерскую деятельность, должны быть отмечены: крещение епископом Иннокентием в 1734 году ламы Лапсана, учителя монгольской школы при Иркутском Вознесенском монастыре и путешествие его в том же 1734 году в Забайкалье. Во время этого путешествия им был призван ко Христу знатный зайсан Хатагинова рода Цецен Цокшиев, который и был крещен им лично в Вознесенском монастыре, а жена и дети Цецена крестились потом в Забайкалье. Кроме ламы Лапсана и зайсана Цецена, епископом Иннокентием (Неруновичем) было еще лично крещено 14 человек – инородцев, среди которых были знатные и влиятельные лица. В это же время в Посольском монастыре были крещены двое – Тунгус и Бурят, а священником Братского Острога было просвещено св. крещением 9 Тунгусов. Были, конечно, и еще случаи крещений иногородцев приходскими священниками, так как пример архипастыря не мог не возбуждать, по крайней мере в некоторых из них, ревности к делу миссии. Глубоко принимал к сердцу епископ Иннокентий (Нерунович) также заботы об устройстве быта новокрещенных. При его живом, деятельном содействии, они были наделяемы землей, получали иногда вспомоществование на заведение хозяйственного инвентаря, необходимого при обработке земли, освобождались от ясака на 5 лет и на некоторое время от платежа за пашню и покосы. 67 Из распоряжений по миссионерской части, сделанных преемником Иинокентия (Неруновича) Софронием (Кристаллевским), (1753–1771) обращает на себя внимание строгое предписание закащикам (благочинным) представить о новопросвещенных с 1744 г. по 1755 г. реестр «с точным показанием, которых улусов и родов, и как прежними своими именами и прозваниями писались, и как-де их русские имена и, в коликих кто местах, и ясашны ль, или кто еще в ясак не положен». 68 Эти реестры, представленные закащиками, показали, как еще «много находится особенно по Нерчинску и Якутску, идоляторов, неведущих истинного Бога», вследствие чего святитель обратился ко всем священникам своей епархии с особым воззванием, в котором, призывая их к усилению просветительной деятельности среди язычников, начертал им и самую программу их деятельности. 69 Нет, кажется, сомнения в том, что тогдашнее духовенство не оказало должного внимания к этому призыву своего архипастыря 70 и вышеупомянутое послание, а равно и новый указ епископа Софрония от 20 сентября 1742 г., касающийся того же предмета, по-видимому, не сопровождались никакими благоприятными результатами для миссионерского дела в Забайкалье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010