Добавим, что еще во время пребывания Петра I в Париже обсуждался вопрос о его избрании в члены Французской Академии наук, благодаря чему сорбоннские богословы надеялись на благоприятный исход дела по соединению Церквей. Получив зимой 1717–18 гг. извещение о членстве в академии, Петр направил в Париж ответ с библиотекарем Шумахером, 173 однако на отношение к сорбоннскому проекту это никак не повлияло. Ответ сорбоннским богословам По возвращении Петра I в Россию записка сорбоннских богословов была передана русским архиереям для изучения: «прислана записка о средствах соединения Церкви Великой России с Церковью Римской, писана на латинском языке, в Сорбонне. Канцлером Парижского университета Либургом засвидетельствован французский перевод сей записки (на 16 листах) в заверение, что бумага о соединении Церквей точно подписана лицами, коих имена под нею означены. Петр отклонил от себя ответ Сорбонне, предоставив записку соображению Св. Синода» 174 . Следует отметить, что инициатива сорбоннских богословов разделялась отнюдь не всеми католиками. Де Лави, французский представитель в Санкт-Петербурге, отмечал: «Иезуиты, имеющие здесь (в Петербурге. – архим. А.) школу и церковь , высказывали в присутствии нескольких лиц, до какой степени они недовольны поездкой царя во Францию в такое время, когда дух народа (французского. – архим. А.), по-видимому, враждебен папе, вследствие чего они опасаются, что его царское величество, намеревавший присоединиться к Римской Церкви, переменит мнение, особенно если заметит нерасположение двора к папскому престолу» 175 . Тем не менее, записка сорбоннских богословов стала предметом богословского изучения. В ответ на нее в 1718 г. было составлено послание в двух различных редакциях: одна – митрополитом Стефаном (Яворским) (1658–1722), другая – архиепископом Феофаном (Прокоповичем) (1681–1736). Суть обеих редакций была одинакова и сводилась к главному – русские епископы не считают себя вправе решать вопрос о соединении Церквей без участия представителей других Православных Церквей и без ведома четырех православных восточных патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Впрочем, оне не составляли прямого и главного содержания проповеди, но входили в нее, как часть дополнительная, занимая в ней, смотря по обстоятельствам, более или менее видное место, как в наше время, так называемые, вспомогательные предметы. Но этим прибавлением предметов не религиозного характера не ограничилось преобразование проповеди: одновременно с этим она изменилась с внутренней стороны, отрешаясь мало-помалу от схоластических оков или латино-польского влияния и принимая постепенно характер самостоятельности. Виновником такого преобразования русской церковной проповеди начало XVIII в. был один из замечательнейших деятелей Петра I, архиепископ Новгородский и Псковский Феофан Прокопович. I. Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский и Псковский (1718–1736 г.) Феофан родился 1681 г. в Киеве и назван был в крещении Елеазаром. Родители его были киевские мещане и рано скончались, сначала отец, потом мать, оставив сына своего круглым сиротою. К счастию у него был добрый дядя, иеромонах Феофан Прокопович, наместник киево-братского монастыря и ректор коллегии могилянской, который и приготовил и определил его в школу. Скоро и этот благодетель Елеазара скончался; но нашелся другой — киевский мещанин, который принял его на свое содержание и дал окончить курс наук в коллегии. Самое лучшее, что вынес семнадцатилетний Елеазар из схоластического преподавания — это любовь к науке, к образованию. Для довершения своего образования от отправился в польские школы, но туда, как мы знаем, не принимали православных. Елеазар, чтобы достигнуть своей цели, вступил в братство битевского базилианского монастыря с именем Елисея и был отправлен во владимиро-волынское училище, при кафедральном монастыре униатского епископа. Богатые способности и любовь к просвещению обратили внимание начальства училищного на молодого Елисея, и он скоро был определен учителем пиитики и риторики, а впоследствии, как даровитейшй, вместе с другими базилианскими монахами, отправлен был для усовершенствования философских и богословских наук в Римскую коллегию св.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

   Феофан Прокопович родился в Киеве в 1681 году. Сначала учился в Киево-Могилянском коллегиуме, потом в польских школах, где принял унию и монашество, оттуда переехал в Рим и поступил в миссионерскую школу св. Афанасия. Вернувшись из Рима в Киев, принял православие, постригся в монахи и был преподавателем и ректором Киевской Академии. Своим словом обратил на себя внимание имп. Петра I, который сделал его своим ближайшим сотрудником. В 1718 г. назначен епископом Псковским. В 1736 г. умер в сане архиепископа Новгородского.    В истории русского проповедничества занимает очень видное место, так как способствовал освобождению проповеди от схоластического влияния, требуя простоты и жизненности. Эта мысль введена им и в составленный им «Духовный регламент». Но он и сам не вполне освободился от польского схоластического влияния, хотя проповеди его очень жизненны, просты и естественны. Язык правильный, церковнославянский.    Гедеон Криновский родился в 1726 г. в Казани. Окончив Казанскую семинарию, поступил в Московскую Академию и здесь принял монашество. Имп.Елисавета Петровна, узнав о нем как о даровитом проповеднике, назначила его придворным проповедником. В 1761 г. он был рукоположен во епископа Псковского, но вскоре умер (1763 г.) 37 лет от роду.    От Гедеона Криновского осталось более 100 проповедей. Все они обличительного характера и направлены против религиозного вольнодумства и неверия и против нравственных недостатков общества. Имея в виду слушателей образованных, он обосновывает свои суждения часто на научных доказательствах. Написаны в форме слов, отличаются живостью, понятностью.    Св. Тихон Задонский, епископ Воронежский,родился в 1724 г. в Новгородской губ. Образование получил в Новгородской семинарии и еще на школьной скамье принял монашество. Был учителем семинарии, затем ректором Тверской семинарии в сане архимандрита, в 1761 г. рукоположен во епископа Ладожского, а через два года назначен еп. Воронежским. Там устроил он духовную семинарию, усердно боролся с остатками язычества, непрестанно проповедовал Слово Божие, руководя в деле проповеди подведомым духовенством. Неусыпные труды и аскетические подвиги подорвали его здоровье, и через 4 года он удалился на покой в Задонский монастырь, где и почил в 1783 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Peter Mogila may be regarded as almost an extreme case of the pseudomorphosis of which we have already spoken. It was he who organized in Kiev the first theological school for the Church of that region. For a variety of reasons, this school was organized on a Roman Catholic pattern. It was a Latin school, in the sense that all subjects, including theology, were taught in Latin. In Kiev in the early 17th century, this method might be considered normal, since in Poland Latin was the official language of education and even of the courts. When, however, the system was extended to Great Russia, the situation became abnormal. And this is what happened. All the theological schools were established on the Kiev model, and until the early 19th century all theological education was given in Latin, which was neither the language of public worship nor the spoken language of the worshippers. Thus theology became detached from the ordinary life of the Church, while the Orthodox schools became closely linked to the theological schools of the West, in which, whether Protestant or Roman Catholic, Latin was the language of instruction. In Kiev in the 17th century, the identification went so far that Roman Catholic textbooks were actually used in the theological school. In the 18th century, the contrary pseudomorphosis occurred. Theophanes Prokopovich (16811736) had studied in the Jesuit College in Rome, and had actually become a Roman Catholic. However, on returning to Kiev in 1704, he resumed his Orthodox faith, and became professor of theology and later rector of the theological academy in that place. In 1718 he was appointed the bishop of Pskov by Peter the Great. By reaction against Roman Catholicism, he introduced a number of Protestant theological text-books unto the course of studies and his own System of Theology, written in Latin, was in the main based on the Syntagma of Amand Polanus, a Reformed theologian of Basle. The successors of Prokopovich followed his lead. 117 It is important not to exaggerate the effects of these contacts in either direction. Certain scholars were influenced by Western theological ideas, and this influence made easier a number of genuinely ecumenical contacts. But, although it took a long time for Orthodox theology to recover its native independence, those who had undergone these external influences were never truly representative of the Orthodox tradition, and there was always an element of illusion in hopeful contacts based on their presentation of the Eastern faith.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В этот период традиционные черты русского и византийского средневековья в значительной степени трансформировались. Под влиянием католического Запада в русском богословии возникла так называемая «малороссийская традиция», главным представителем которой можно считать митрополита Киевского Петра Могилу (XVII в.). В изданном в 1646 году требнике «Евхологион» отдельные литургические молитвословия (чины и последования) взяты из римского «Ритуала» папы Павла (1605–1621 гг.). Литургическое влияние католического Запада на русское богослужение в. этот период особенно заметно. Впрочем, «латинские литургические молитвы и идеи усваивались уже и раньше, и усваивались постепенно» («Пути русского богословия», 1937, с. 48). Западное влияние на некоторых русских иерархов было очевидно и в области догматической. Под влиянием «Римского Катихизиса» было составлено, например, «Православное Исповедание» (1640–1642 гг.) митрополита Киевского Петра Могилы. Другой выдающийся русский богослов XVII–XVIII вв. архиепископ Новгородский Феофан Прокопович (1681–1736) находился в прямой зависимости от протестантской мысли. В своих богословских лекциях он развивает идеи, заданные немецкой протестантской схоластикой, следуя в фарватере мыслей, главным образом, базельского реформатского богослова Аманда Поланского, автора «Sintagma theologiae christianae» (Ганновер, 1609). Архиепископ Феофан Прокопович являлся ближайшим сподвижником императора Петра I, при котором заметно усилилось влияние протестантизма в России и с особенной силой проявились трагические последствия внутреннего раскола со старообрядцами. Сильное влияние европейской схоластики на русское богословие продолжалось до начала XIX века. Несмотря на это влияние, русское Православие в народной массе сохранило свою национальную самобытность и удержало не только традиционные византийские обрядовые формы, но и различные формы восточной аскетики и мистики. Хотя в догматическом и нравственном богословии были использованы некоторые системы латинских и протестантских авторов, они соответственным образом трансформировались на русской почве, при этом, проходя через фильтр народного благочестия, было отринуто все чуждое и неприемлемое в сфере церковной жизни. В начале прошлого века было начато преобразование духовных школ в России, преподавание на латинском языке уступило место преподаванию на русском. Усиление русского национального самосознания, безусловно, было вызвано ростом патриотизма во время Отечественной войны 1812 года. В годы, когда Россия возглавила борьбу народов Европы против наполеоновского нашествия, русская тема стала неотъемлемой частью европейской, в особенности немецкой литературы. Достаточно упомянуть имена поэтов Фридриха Штегеманна, Эрнста Арндта, Фридриха Рюккерта и Теодора Кернера. Пожар Москвы, охваченной пламенем, но не сдавшейся французам, стал символом духовной стойкости русского народа: «Brandstatten kann der Himmel wieder feuchten Doch Moskaus Brand, Flammbeispiel aller Freien,

http://pravoslavie.ru/29192.html

… после Яворского. — имеется в виду митрополит рязанский и муромский Стефан Яворский (в миру Симеон; 1658–1722). … ежели бы Прокопович не повредил ему… в монастырь. — О соперничестве между Феодосием и другим «любимцем» Петра, архиепископом Феофаном Прокоповичем (16811736), поначалу как будто бы не было и речи. Исследователь пишет: «Феодосии и Феофан согласно действовали в одном направлении и в этом направлении сходились с государем. С Феодосием Феофан был уклончив, уступал ему повсюду первенство и во всем преимущество. Но зато Феофан первенствовал повсюду, где нужна была живая речь, ораторский талант и ум, широко образованный» (Чистович, с. 88). Позднее, при Екатерине I, соперничество между ними приняло острейшую форму и привело к вражде, проявившейся в обоюдных подкопах и доносах. В 1725 г. Феофан приписал Феодосию «бунт и заговор» и подал на него донос, повлекший арест соперника. «Мая 11-го уже подписан был указ о Феодосии с объявлением его преступлений. Указ этот составлен был Феофаном, с преувеличением и искажением многих подробностей суда и следствия над обвиняемым 12 мая публично, барабанным боем, обнародован был приговор над Феодосием, чтобы вместо заслуженной смертной казни сослать его в дальний монастырь, именно в Корельский в устье Двины, и содержать там под караулом неисходно» (там же, с. 167). В 1724 г. положение Феодосия из-за открывшихся дополнительных обвинений ухудшилось: было приказано посадить его в «каменную келью наподобие тюрьмы», где он и умер. Погребение первоначально было произведено здесь же, в монастыре; вскоре было совершено перезахоронение — в монастыре Кирилло-Белозерском (там же, с. 178–179). Анненгофский дворец — летний деревянный одноэтажный дворец с небольшим садиком. Петр I подарил его цесаревне Анне Петровне (такой же дворец был подарен им цесаревне Елизавете Петровне). «В конце царствования Екатерины II от них оставался один фундамент» (Пыляев, Старый Петербург, с. 73). … граф Федор Матвеевич Апраксин, который в свое время был сильным человеком. — Генерал-адмирал русского флота граф Ф. М. Апраксин (1661–1728) был одним из сподвижников Петра I, участником крупнейших морских походов; в 1726 г. был назначен членом Верховного Тайного совета, на который было возложено распоряжение всеми государственными делами.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Московская. Андреевский в Пленицах-Преображенский (1371), Антониева (1373), Афанасиевский-Кирилловский (1389), Бисерская (1396), Благовещенский-Можайский (1397), Богословский (1428), Богословский-Вяземский (1432), Богословский-Иоанновский-Можайский (1433), Богоявленский-Троицкий-Сергиев (1436), Борисоглебский-Можайский (1449), Введенский-Звенигородский (1473), Власьевский-Воло- коламский (1489), Воздвиженский на Убогих Домах (1497), Воскресенский-Высокий (1535), Воскресенский-Истринский (1537), Воскресенский на Подори (1543), Воскресенский-Хлябовский (1546), Воскресенский на Шоше (1547), Георгиевский-Рузский (1555), Георгиевский в Мушкове (1559), Димитриевский на Хлибу (1579), Ильинский-Волоколамский (1624), Ильинский на Воре (1628), Ильинский на Котыше (1629), Ильинский на Торговище (1634), Иоакимоаннский-Можайский (1641), Козмодемьянский на Вражках-Заяузский (1681), Крестовоздвиженский-Волоколамский (1699), Крестовоздвиженский-Звенигородский (1700), Лыщиков-Покровский (1721), Мироносицкий-Коломенский (1736), Мироносицкий на Никольском крестце (1738), Никитский (1760), Никитский-Дмитровский (1761), Николаевский-Введенский-Хлыновский (1787), Николаевский на Драчах (1797), Петропавловский или Рождество-Предтеченский-Коломенский (1870), Петропавловский-Можайский (1871), Покровский-Волоколамский (1899), Покровский в Садах (1909), Предтечев-Ивановский под Бором (1926), Преображенский-Спасский на Всходне (1941), Пречистенский-Успенский (1949), Пятницкий-Введенский-Подольный (1955), Рождественский-Богородицкий-Борисовский (1974), Рождество-Богородицкий на Голутвине (1986), Рождество-Богородицкий на Старом Симонове (1990), Саввин-Московский (1997), Соколова-Богородицкая-Каширская (2032), Соколовская-Звенигородская (2033), Софрониев-Успенский (2038), Спасо-Преображенский у Медвежья озера (2049), Спасский на Бору (2066), Спасский-Старый на Песках (2079), Спасский в Чигасах (2087), Спировский или Спиридонов-Богородный-Введенский (2088), Сретенский-Можайский (2090), Троиц­кий-Можайский (2116), Троицкий на Березниках (2123), Троицкий на Копыльце (2134), Троицкий в Торжку (2152), Успенский-Богородицкий под Сосною (2182), Успенский-Онуфриевский (2191), Феодоровский-Смоленской Богородицы (2205).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Синод предложил послать Варлаама на полгода в Новгородский Староладожский монастырь с лишением на это время архиерейского посоха и мантии. Но судебная волокита еще затянулась, и лишь в январе 1739 г. последовала Высочайшая резолюция: — отрешить Варлаама от епархии и отпустить его по его просьбе на обещание жить в Киево-Печерской Лавре.    Теперь этого рода дела покажутся анекдотичными и непонятными. Но вот еще на моей памяти в 1902 г., когда ректор СПБ Дух. Академии епископ Сергий (Страгородский, будущий патриарх) в дружеской беседе у него со студентами за стаканом чая, согласился с ними, что двукратное поминание на Великом Выходе царских имен излишне, имеет привкус мирской лести, и начал в Академическом храме ограничиваться только однократным возношением имен, немедленно какие-то «ревнители» осведомили митр. Антония. И тот, зная, температуру «общей атмосферы», приказал Сергию вновь держаться заведенного порядка. Явно, что ткань связи церкви и государства всего Синодального периода требовала основательной переделки.    К концу мрачной Бироновщины пришел конец жизни и ее знаменитого соучастника — Феофана. Он был еще не стар. Ему исполнилось всего 55 лет (1681—1736 гг.) Но, сделавшись фатально соучастником мрачной головки ненавистного всем государственного террора, вырождающегося обычно в адскую безвыходность: «кто-кого?», Феофан и при жизни унизил себя до понятного оттолкновения от него ведущего слоя людей церкви и общества и по смерти не оставил личных друзей. Он сознавал это свое моральное падение на путях блестяще начавшейся его карьеры и в предсмертные минуты, по преданию, воздыхал: «О главо, главо! Разуму упившись, куда ся преклонишь?» Воцарение Иоанна IV Антоновича (1740—1741 гг.)    По смерти императрицы Анны правящая верхушка, утвердившая и свое положение и традиционную самодержавную форму правления, по инерции предрешила держаться династической линии, идущей не от Петра Великого, а от его хилого брата Ивана Алексеевича. После казни царевича Алексея Петровича, как у Петра не осталось другого сына, так и по линии старшего брата Ивана Алексеевича остались только дочери Ивана, выданные замуж за немецких принцев. Не только эти русские царевны отданы замуж при условии сохранения ими православия, но и детей своих мужского пола они еще имели долг крестить и воспитывать православными. Дальнейшая религиозная судьба их договорно ничем уже не обеспечивалась.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Представлена коллекция материалов к 300-летию Святейшего Синода февраля 2021 Коллекция " Святейший Синод в истории российской государственности " , посвященная 300-летию этого органа церковного управления, представлена 15 февраля в Президентской библиотеке . Уникальные материалы рассказывают о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода истории России. Церковная реформа императора Петра I кардинально изменила структуру Русской Церкви и положила начало Синодальному периоду. Существовавший ранее институт патриаршества был отменен: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана новый Предстоятель не был избран. Взамен образован коллективный церковный орган управления, который вначале именовался Духовной коллегией, а вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Царский указ о создании Духовной коллегии вышел 25 января (5 февраля) 1721 года, а уже 14 (25) февраля прошло его первое заседание, ознаменовав невиданную ранее страницу в отношениях Церкви и государства. Основным руководящим документом Синода стал так называемый " Духовный регламент " . Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени - архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице государь Петр I нашел искреннего помощника и соратника. " Духовный регламент " поддержали предстоятели других Православных Церквей, о чем свидетельствует сборник " Царская и патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-кафолической церкви " . Новая форма церковного управления в России была признана в православном мире. О том, как " Духовный регламент " постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова " Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого " , а также двухтомное сочинение Павла Верховского " Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России " . История Святейшего Синода и синодальных учреждений получила широкое отражение на страницах книг, изданных в России с середины XIX столетия. Церковный историк, специалист по каноническому праву профессор СПбДА Тимофей Барсов (1836-1904) разместил в сборнике " Святейший Синод в его прошлом " свои статьи, опубликованные в журнале " Христианское чтение " и посвященные вопросам синодальной истории, в том числе о возврате к традиционной форме церковного управления - патриаршеству.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

С 1576 по 1700 г. Греческую коллегию окончили 690 студентов, из к-рых более 60% греки из венецианских и тур. владений (439 чел.). В 1615 г. по просьбе униат. Киевского митр. Иосифа Вельямина Рутского папа Римский Павел V закрепил 4 места в Греческой коллегии за юношами из Речи Посполитой; в 1623 г. по решению Конгрегации пропаганды веры к ним были добавлены еще 2 места, что положило начало обучению униатов-славян (они стали 2-й по численности национальной группой, обучавшейся в коллегии). Также в Греческой коллегии обучались итальянцы, итало-албанцы, итал. и мальтийские греки. В среднем в коллегии одновременно учились ок. 40 юношей, поступавших в возрасте от 10 до 14 лет. Среди выпускников Греческой коллегии эллинист, эрудит, теолог, хранитель Ватиканской б-ки Лев Алляций (1586 или 1588 - 1669); поборник униатского движения в Западнорусских землях Петр Аркудий (ок. 1563-1633); поэт, переводчик с греческого языка еп. Франческо Аркудио (1590-1641); антиквар, хранитель Ватиканской б-ки Никколо Аламанни (1583-1626); кипрский богослов Неофит Родинос (1576/77-1659/69); преподаватели Падуанского ун-та Иоанн Коттуниос (1572-1657) и Иоанн Кигалас (1622-1687), униатские Киевские митрополиты Иосиф Вельямин Рутский (1574-1637) и Рафаил Корсак († 1640); миссионер в Польше митр. Джакомо (Иеремия) Барбариго (1580-1637); архиеп. Иоанн Кариофилл (ок. 1565-1635); архиеп. Феофан (Прокопович) (1681-1736) и др. В 1693 г. Греческая коллегия оказалась под угрозой закрытия, т. к. количество студентов сократилось до 18; было решено пополнить коллегию студентами-католиками лат. обряда с греч. островов, что привело к переориентированию коллегии на подготовку лат. миссионеров на Леванте. В 1763 г. в коллегии обучалось только 7 греч. студентов с Востока. В 1803 г. Греческая коллегия, как и др. К. п. в Риме, была закрыта. Ее деятельность возобновилась в 1845 г. по указанию папы Григория XVI; тогда были приняты 15 студентов (8 студентов из Русинской греко-католической Церкви , 4 студента из Мелькитской католической Церкви, 3 студента из Итало-Албанской католич. Церкви). В 1849 г. папа Пий IX учредил 4 стипендии для студентов-румын. В 1886 г. папа Лев XIII поручил руководство коллегией конгрегации воскресенцев , а в 1890 г. вновь передал коллегию под управление иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010