[нем. Quenstedt] Иоганн Андреас (13.08.1617, Кведлинбург, Саксония - 22.05.1688, Виттенберг, там же), протестант. теолог, классик лютеран. ортодоксии. К. был сыном Р. Квенштедта, одного из наиболее влиятельных граждан Кведлинбурга, каноника ц. Девы Марии в Хальберштадте, и Доротеи, сестры лютеран. богослова И. Герхарда . С 1637 г. он обучался в ун-те Хельмштедта, где его преподавателями были теологи Г. Каликст (1586-1656) и К. Хорнеюс (1590-1649). Каликст писал о преодолении всех «малозначительных» разногласий между лютеранами и кальвинистами и даже между протестантами и католиками на основе «согласия первых пяти веков» (consensus quinquesaecularis), т. е. безусловного принятия всеми христианами только догматики ранней христ. Церкви при свободном отношении ко всем более поздним догмам. Его взгляды на протяжении десятилетий обсуждались лютеранами в рамках т. н. спора о синкретизме; большинство отвергало подход Каликста. 3 янв. 1643 г. К. получил степень магистра философии и начал читать лекции по географии в ун-те Хельмштедта. С 18 окт. 1646 г. К. преподавал в Виттенбергском у-те на фак-те искусств и продолжал изучать богословие. В отличие от синкретической направленности Хельмштедтского ун-та Виттенбергский ун-т придерживался ортодоксального лютеранства. В 1648 г. между ун-тами завязалась дискуссия о принципах толкования Свящ. Писания. К. участвовал в ней на стороне Виттенбергского ун-та, но сохранял уважительное отношение к своим хельмштедтским учителям. 12 нояб. 1650 г. Виттенбергский ун-т присвоил ему степень доктора теологии. В этом ун-те было неск. профессоров теологии, к-рые нумеровались в порядке значимости; в 1660 г. К. стал «четвертым профессором» и достиг 1-го места (professor primarius) лишь в 1687 г. К. преподавал в ун-те помимо теологии также логику и метафизику; 4 раза он избирался на должность ректора ун-та. Был пробстом Замковой ц. в Виттенберге, знаменитой в истории Реформации, в ней он был похоронен. С 1684 г. К. был асессором Виттенбергской консистории. В 1656 г. его 3-й женой стала А. З. Шарф, дочь 1-го профессора теологии; в браке у них родились 12 детей. В документах содержатся упоминания о частых болезнях К., из-за которых он жил постоянно в Виттенберге, тогда как в его время университетские преподаватели часто выезжали с лекциями в др. ун-ты.

http://pravenc.ru/text/1684041.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Давыдов. Переписные книги Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г.    Суздальская кафедра, впервые выделенная из состава Ростовской под именем Суздальской и Владимирской епархии в 1214/15 г., в качестве самостоятельной церковно-административной единицы просуществовала, с перерывами, вплоть до 1798 г. Состав ее территории не отличался стабильностью: в разное время суздальские владыки окормляли паству также во Владимире, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, Городце, Тарусе, Юрьеве-Польском. Однако несмотря на значительную древность и определенный авторитет кафедры, ее документальное наследие дошло до наших дней в далеко не полном и сильно распыленном виде. Так, А. В. Маштафаров в своей публикации ранних грамот вотчинного архива суздальских архиереев сетовал на его исключительно малую общую величину, представленность исключительно позднейшими списками и изложениями, а равно на отсутствие в составе этого собрания каких-либо актов старше 1530 г. Аналогичная картина наблюдается и в отношении известных специалистам переписных книг Суздальского архиерейского дома и кафедрального Богородице-Рождественского собора. В знаменитом труде первого суздальского краеведа соборного ключаря Анании Федорова присутствуют неоднократные отсылки к «описным книгам» соборной церкви 7117 (1608/09), 7138 (1629/30), 7165 (1656/57), 7190 (1681), 7191 (1682/83), 7193 (1684/85) гг., также единожды упоминаются книги 7136 (1627/28) г. (очевидно, в последнем случае мы имеем дело с опиской вместо правильного чтения «7138»), что заставляет сделать вывод о том, что все эти документы сумели сохраниться по крайней мере до середины XVIII столетия. Правда, сказать что-либо определенное про большинство из них, к сожалению, не представляется возможным. По словам самого Анании, опись собора и его ризницы 1608/09 г. была составлена по распоряжению Лжедмитрия II суздальским воровским воеводой Нехорошим Бабкиным, а книги 1656/57 и 1681 гг. — при архиепископах Филарете и Павле соответственно . Добавим, согласно известию публикуемого в рамках настоящей работы источника (см. л. 48 об.), перепись 1681 г. отнюдь не ограничивалась ревизией имущества одной лишь соборной церкви: «трои описные книги», подготовленные тогда подьячим приказа Большого дворца Павлом Ивановым, похоже, охватывали архиерейский дом целиком; там же (на л. 2) вскользь упомянуто еще одно описание — (1694/95) г., скрепленное епархиальным казначеем Варлаамом (Павловым).

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Завязавшаяся таким образом религиозная связь карелов с русскими, перешедшая постепенно в политическую, оказалась настолько прочной, что не могли ее уничтожить ни тяжелые и несправедливые для них порой (в конце XIII и начале XIV в.) денежные поборы новгородских наместников), ни переход нынешней Финлянской Карелии впоследствии к Швеции. По необходимости в таких обстоятельствах – вынужденные изменять русским, карелы, тем не менее, не теряли своего родства с ними по вере и культуре, что и обнаружилось вполне, когда с переходом большей части Карелии по Столбовскому миру (1617) к Швеции, жители этой части территории стали переселяться вглубь России. В войну Москвы со Швецией в 1656–1661 гг. по взятии русскими войсками Сердоболя и Кексгольма, православные карелы встречали русских как своих избавителей – целовали крест Московскому Царю, снабжали его войска съестными припасами, косили сено для конницы москвичей, указывали дороги, выставили даже «даточных конных» с оружием в помощь московским войскам, а после войны, по заключении мира со Швецией, с сохранением прежних границ, установленных Столбовским миром, до 4107 православно-русских семейств бежало из приладожской Карелии в московские пределы. Таким образом, за весь XVII в. переселилось в Россию до 10000 семейств православных карел, которые размещены были русским правительством в губерниях Новгородской и Тверской и отчасти Ярославской. В великую северную войну появление русских войск в приладожской Карелии и особенно взятие ими в 1710 г. Кексгольма оказало на оставшихся в шведских владениях православных карел влияние совершенно тождественное с тем, какое произвело на них появление русских в 1656 году – они стали присягать русским и нападать на шведов и финнов. За время шведского владычества православным карелам пришлось испытать немало всякого рода и особенно религиозных притеснений, которые, однако, не могли поколебать ни их православия, ни расположения к русским. Столь характерное настроение карел по отношению к русским, их, можно сказать, историческое тяготение к России, нашедшее в конце концов удовлетворение в присоединено к России сначала приладожской Карелии, а потом – вместе с Финляндией – и остальной части Карелии, за долгое время шведского владычества уже значительно офинившейся, но не утратившей окончательно своей привязанности к России, говорит, сколь велики и жизненны интересы русского дела в этой искони русской по вере и культуре стране. Географическое положение и экономический быт Карелии

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Царь Михаил Феодорович. Гравюра А. Олеария из кн.: «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (Schlesswig, 1656) Царь Михаил Феодорович. Гравюра А. Олеария из кн.: «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (Schlesswig, 1656) После вступления на престол перед М. Ф. встали задачи по преодолению последствий Смутного времени. Благодаря усилиям кн. И. Н. Одоевского в 1613-1614 гг. И. М. Заруцкий, М. Мнишек и ее сын от Лжедмитрия II «царевич» Иван были схвачены и доставлены в Москву. Летом 1615 г. кн. Б. М. Лыков-Оболенский разбил казачье войско атамана М. И. Баловнева, подошедшее к Москве для поступления на государеву службу, но отказавшееся подчиниться правительству в связи с разбором «вин» казаков. В авг. (сент.) того же года кн. Пожарский разгромил А. Ю. Лисовского, с весны разорявшего Чернигово-Северскую землю. В первые годы царствования М. Ф. постоянно созывал Земские соборы, где обсуждались важные вопросы военной и финансовой политики, утверждались экстраординарные налоги (сборы запросных и пятинных денег), ставшие основным финансовым инструментом в пополнении казны. Восстанавливалась разрушенная система учета поместий и окладов служилых людей путем проверки их прежних поместных и денежных окладов, проведения нового верстания и раздачи жалованья. Однако в это время М. Ф. находился под влиянием «временщиков» бояр Б. М. и М. М. Салтыковых, племянников матери царя, а также самой «великой старицы» инокини Марфы (Шестовой), сказавшимся, в частности, в том, что царь в 1616 г. не смог вступить в брак со своей избранницей М. И. Хлоповой. Женился в 1624 г. на кнж. Марии Владимировне Долгорукой († 1625), а после ее смерти в 1626 г.- на Евдокии Лукьяновне Стрешневой (1608-1645). В последнем браке родился буд. царь Алексей Михайлович (1629-1676). М. Ф. продолжил боевые действия с Речью Посполитой и со Швецией, стремившимися подчинить себе Русское гос-во (так, швед. король Густав Адольф II осаждал Псков). В 1617 г. был заключен русско-швед. Столбовский мир, по к-рому Новгород вернулся в состав Русского гос-ва, но были утрачены Карелия и новгородские пригороды. Критическая ситуация сложилась во время похода в Московское гос-во претендовавшего на рус. трон королевича Владислава (буд. польск. кор. Владислава IV Вазы ) в 1617-1618 гг. Однако штурм Москвы его войсками 1 окт. 1618 г. был отбит, и в том же году с Речью Посполитой царь заключил Деулинское перемирие на 14,5 лет, по к-рому Речи Посполитой отошли Смоленщина и Северская земля.

http://pravenc.ru/text/МИХАИЛ ...

Именно время девства в настоящие времена относится ко всей жизни человеческой как 1 к 4 или много как 1 к 5, если положим предел жизни человеческой 80 лет, а начало развития способности деторождения отнести к 18 году. А по еврейскому тексту это отношение девства к целой жизни у некоторых патриархов (напр. Салы) более, нежели 1 относится к 14, тогда как по тексту LXX это отношение выдерживается в сообразности с законом естества. Считая равно нелепым, чтобы Иудеи и LXX повредили летосчисление, блаженный Августин заключил, что первоначальные летосчисления и по еврейскому тексту, и по греческому переводу, как он вышел из рук толковников, были согласны между собою; но что греческий перевод в последствии поврежден в летосчислении каким-либо писцом александрийской библиотеки. Этот писец, как представляет себе блаженный Августин , вероятно, сообразив, что 10 лет жизни патриархальной равняются одному солнечному году, счел нелепым, чтобы кто-либо из патриархов рождал детей в тот самый год, какой показывал текст, и потому прибавил по 100 лет к летам деторождения патриархов. Слабость этого предположения видна с первого взгляда. Скажем только, что оно носит противоречие в самом себе; ибо при счислении лет патриархов и по настоящему тексту LXX, согласно с повреждением предполагаемого писца, некоторые патриархи начинали рождать детей – 13 и 10 лет. 51 По еврейскому тексту, Сим жил еще 75 лет после призвания Авраама; тоже должно сказать и о других патриархах. 54 Если не считать десять лет в жизни Сима после потопа до рождения от него Арфаксала, лишних против показания и еврейского текста и LXX. Число 12 вместо 2 в текстах Флавия, по всей вероятности не подлинное, происшедшее от недосмотра переписчика. 55 Говорят: «очевидно, в первом месте стояло 1656 лет, как выходит по нынешнему еврейскому тексту; но Грек к слову χλια прибавил δις». А не могло ли быть и так? Некто вместо 2256 поставил согласно с еврейским 1656. Другой, знал, что вообще от сотворения мира до потопа более 2000 лет, переменил первую цифру, оставив вторую.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Впрочем от Римской Церкви лютеране оставили у себя догмат о происхождении Святого Духа и от Сына, и опресноки в Евхаристии. Богословы лютеранские отличаются преимущественно исследованием и объяснением Святого Писания. Оттого весьма много между ними трудолюбивых толкователей Библии, каковы напр. в 17 в. Глассий † 1656, Гейер † 1680, Себ. Шмидт † 1697, и в 18 в. Вейсман, Бенгель † 1752, Михаелис, Карпцов, Захарие, Коппе, И.Г. Розенмиллер († 1815) и другие. Систематические писатели догматики известнейшие в 17-м веке: Калликст † 1656, Калов † 1683, Байер † 1695; в 18-м, писавшие более в духе Шпенера: Буддей † 1729, Пфафф † 1760; волфианцы: Рейнбек, Канц, Реуш, Шуберт; еклектики: Гельман, Семлер, Додерлейн († 1792); – нравоучительное Богословие заключили в систему: Буддей, Валх, Тэллнер, Миллер, Рейнгард, и др. О реформатах § 68. Под именем реформатов обыкновенно разумеют тех христиан, которые следуют учению швейцарских реформатов – Цвинглия и Кальвина; к ним же относят и те христианские общества, коих учение имеет более сходство с Кальвиновым, нежели с Лютеровым (напр. епископалистов и пресвитериан английских). Из Швейцарии реформатское учение скоро распространилось (в 16 в.) и в другие страны, и в некоторых государствах сделалось господствующим. В Германии реформаты получили одни права с лютеранами; во Франции права их сравнены с другими со времен революции. В Бельгии, или Нидерландах, реформация восторжествовала, не смотря на усилия Филиппа II истребить ее; но вела другого рода войну – в спорах между предестинацианами и арминианами, и с богословами картезианскими (которых сторону держали, между прочим, Кокцей и Беккер, † 1718). В Англии и Ирландии, еще в царствование Елисаветы, реформатское учение, в соединении с правлением епископским, сделалось господствующим; но здесь же многие, не приняв епископов, составили особое общество, – пресвитерианское. Последнее особенно сильно в Шотландии, где оно, разделяясь на множество пресвитерств, подчиняется одному Собору национальному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010