Из содержания описей монастырского имущества и сохранившихся источников можно составить представление об архиве И. К. м. в XVII - нач. XVIII в. Среди документации много грамот, касающихся монастырского землевладения. Это прежде всего царская жалованная грамота 1625 г., а также материалы писцового делопроизводства - сотные грамоты и выписи из писцовых и межевых книг 1632, 1651, 1675/76 гг. (оригинал и список из вологодских межевых книг на земли Павлова и Иннокентиева мон-рей 1675/76 г. хранятся в РГАДА (Ф. 281. 2921, 2933)). Важную роль играли и документы, касающиеся налогообложения монастырских крестьян. Это царские грамоты 1677 и 1680 гг. об уплате монастырскими крестьянами ямских и полоняничных денег, грамота 1687 г. об освобождении нищих, живших в монастырской вотчине, от уплаты денежного налога, грамота 1690 г. о сборе с монастырских крестьян конских пошлинных денег в монастырскую казну, грамота 1691 г. об освобождении нищих крестьян от сбора денег на покупку конских кормов и грамота 1701 г. об освобождении нищих крестьян от сбора денег в корабельное строение. Грамоты Вологодских архиереев устанавливали размер оброка, к-рый должны были платить обители вотчинные крестьяне (1656/57), и освобождали от натурального оброка вотчинных крестьян, к-рые делали «монастырское зделье» (1692/93). Межевые и полюбовные записи 1628, 1671, 1674, 1681, 1691 и 1692 гг. регулировали поземельные споры мон-ря с соседями. Мировая запись 1677 г. разрешала конфликт между обителью, иноземцем В. Иовлевым и посадским человеком Я. Манойловым - «в бою и увечье игумена и слуг и смертном убийстве слуги», по меновной записи 1695 г. И. К. м. приобрел часть пустоши Ивашево. В описи 1723 г. отмечен др. документ - грамота архиеп. Вологодскому и Белозерскому Гавриилу о владении мон-ря землей (1695). В описи имущества И. К. м. упоминаются и др. документы, находившиеся в составе архива, но несохранившиеся. Это царские указы и грамоты из приказа Большого дворца об уплате налогов и о размере жалованья монастырским слугам, царские указы о переводе монастырских крестьян в даточные, в плотники, в кирпичники, отписи из Конюшенного приказа в полевных деньгах. Среди внутривотчинных документов в описи упоминается вкладная книга 1656-1701 гг. В архиве хранилось большое количество заемных кабал на крестьян, слуг и помещиков, причем отдельно записаны кабалы на крестьян обители, отдельно на помещиков и на крестьян др. владельцев. В архиве имелись также платежные отписи, приходные и расходные книги мирских старост, монастырских житников и дворников, живших в монастырском дворе в Вологде, сметные списки, «что в... монастыре и в вотчине денежнаго и хлебнаго приходу и росходу». Наиболее важные документы хранились в «подголовке» (особом сундуке), находившемся в ведении казначея. Именно эти документы подробно переписал составитель описи. Часть материалов, очевидно менее значимых, находилась в «коробье».

http://pravenc.ru/text/389615.html

После того, как появился в свет второй том Описания Соловецких рукописей (ныне Казанской Духовной Академии), стало известным, что Сборник 897 (или по Описанию относится к началу XVIII века и потому не мог быть под руками у челобитчиков 1667 года, а сочинение, найденное преосв. Игнатием, оказалось обычным списком «Послания Фирсова о сложении перстов». 24 «Послание» это Фирсов написал, по мнению Филарета Черниговского в 1664 году, 25 по мнению м. Макария – после 16 февраля 1663 года, 26 а по мнению преосв. Никанора 27 – незадолго до соловецкого бунта. Но как видно из Послания, оно было (на что указал нам проф. П. С. Смирнов 28 ) ответом на статью о троеперстии, изданную патриархом Никоном в Скрыжали в 1656 году. Следует поэтому думать, что этот ответ появился не в 60-х годах, а вскоре после 1656 года, так как в Челобитной 1658 года уже упоминаются «тетради на крест», изложенные Фирсовым. «Служа интересам старого обряда, сочинение это (по отзыву проф. П. С. Смирнова ) сразу получило в среде ревнителей двуперстия широкую распространенность и уважение. Список сочинения нашли уже в числе бумаг, отобранных в 1666 году в Вятке у бывшего Златоустовского игумена Феоктиста». 29 «На авторитет сочинения Фирсова ссылался даже такой книжник, как диакон Феодор и притом в челобитной царю. 30 Начиная с челобитчиков 1667 года и кончая иноком Павлом Васильевым, основателем австрийской иерархии, все защитники двуперстия повторяли доводы Герасима. Объясняется это тем, что из всех раннейших опытов защиты двуперстия, рассматриваемое сочинение представляет наиболее обстоятельную попытку обследования предмета». По мнению проф. П. С. Смирнова , 31 «сочинение Фирсова заметно повлияло даже на постановку вопроса о перстосложении в рассуждениях самого собора». 32 Тем не менее «подробного и тщательного разбора этого трактата даже в противораскольнической литературе не было издано (по сообщению П. С. Смирнова ). Кратко изложено его содержание в книге А. Б(ровковича), ч. 2, стр. 62–72 и у Сырцова (о. с, Казань, 1881, стр. 123–130). Специальный разбор сочинения Герасима, принадлежащий Рязанскому архиепископу Симону Лагову в его труде «Шесть обличений» (1795 г.) находящийся в рукописи Рязанской Духовной Семинарии 103 по кат. А. (Миссионерский Сборник, 1891, стр. 295–6), остался не напечатанным» (сообщение П. С. Смирнова ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Зане жезл моисеов, честный крест предзнаменоваше. Жезл моисеов бысть змий, и пояде жезлы волхвов, яже имяше фараон. Подобие и честный крест сокруши силу демонов. Но и даже до днесь сокрушает. Жезл моисеов раздели чермное море, и преидоша еврее невредимы из рук фараоновых. Подобие и честный крест раздра злый грех, и преведе душы человеческия невредимы от действ диаволских. Но и даже доднесь им памогаемся, и творим добродетели. Жезл моисеов расторже камень, и изыдоша дванадесять источники, и пиша жаждущии еврее. Подобие и крест, расторже мир твердый и непокаянный. И изведе дванадесять апостолы, и научиша прелщенный мир. Но и праведный иаков жезлом своим пройде иордан реку, якоже и сам глаголет. Жезлом бо моим сим, проидох иордан. Обачеже вся сия быша да веруем мы, яко и болшая может сила крестная творити, именем Христа, иже распятся нанем. Сия есть вера нас христиан. И аще кто убо держит ю, пойдет в жизнь: аще же кто презрит ю, мучим будет. Сего ради покланяемся кресту, чтим гвозди, и Христу иже распятся, веруем, и исповедуем его Бога истиннаго, еретиков проклинаем, евреем ругаемся. Агаряном смеемся, иже уничижают нас, яко покланяемся древу, или сребру, или злату, или железу. Ибо мы веществу не покланямся, но образ креста почитаем, имуще ум наш к распятому Христу, зане аще обрящем древо простое, или железо, или сребро, быти воином начертании, непокланяемся ему. Но понеже торжество имамы, и о кресте беседуем, да речем малая некая к виновному праздника нашего. Радуйся кресте, вселенныя слава и радование, зане тобою человецы побеждающе силу врагов своих, радуются и веселятся. Радуйся кресте, благочестивых царей непобедимое оружие, зане твоею силою царие укрепляются, и побеждают силу супостатов своих. Радуйся кресте, безсилных сило, хуждьших усиление, благочестивых людей победо и укрепление. Радуйся кресте, благочестивых воин дерзновение, зане тобою дерзающе воини, входят в брани. Радуйся кресте, путешественников спутниче, обуреваемых победо, бедствуемых избавление. Радуйся кресте, трижелаемый и пречестный, плавающих наставление, обуреваемых тишино, монахов сило, мирских хранило, мучеников похвало, постников радование.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Всякому бо негли явлено есть, яко не пробщишася существене, советомже иизволение никтоже от имущих ум возлюбопрится неприобщившихся. И сего ради посему да не отлагаим оба таинства первыми великими персты исповедати Святыя Троици, глаголю, и смотрения Бога слова. И сия суть дозде: остает же вам от себе известити и свидетели на предание ваше вам преданное, кто суть быша. Еда мелетий антиохийский патриарх? Но сего вемы таковаго предания никогда же кому предавша, разве аще его от сего вы приводите внегда ему насоборе бывшу с верными, и соарианы стязующуся о вере, и немогущу чем препрети я? Тогда якоже повествуется в житии его сице, востав показа им три персты, и не бысть знамения. Потомже два совокупль, и един пригнув, благослови люди. И изыде от него огнь яко молния. И вся верныя удиви, противныяже устраши, и посрами. Рцыте убо противнии. Которыя в начале три персты мелетий показа разлучены. Два ли последния с великим палцем, якоже вы мните, или первыя три великия, глаголю, палец указатеныйже и великосредний? Несице бо ему тогда действующу изображением, якоже непщуете, два ему малыя последния соединити, и един великий перст, снесть палец, кним пригнути, но повсему известно его свидетелство, первому и обдержному, и повсюду содержащемуся преданию помогающее. А не вашему нововводному и второму: якожеи повесть тамо сама свидетелствует, якоже рехом. Не малыя бо два перста с великим палцем разлучены друг от друга показа. Разсудите убо паче како бы мощно ему показати, внегда первее несложны показа и явствено сотворити, яко два малыя с палцем указоваше, тогда всем пятим просто стоящим, и неведомо кой нарещи, первыя ли три, или два малыя с палцем. Всяко бо не возможно дву средних глаголю, кому, ниже отделити от трех, ниже паки преклонити я, аще и покусится кто, ноневозможет. Ниже паки таяжде малыя два совокупль, и един к ним пригнув: но первыя три персты десници своея показа разлучены друг от друга: сиесть палец, указателныйже и великосредний, отних же тогда и знамения не бысть, зане не сложны и несоединены друг со другом показа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Обвинения Никона в отношении Мелетия были признаны недоказанными, несмотря на то, что у сторонников патриарха имелись документы о ненадёжности греческого монаха 830 , а о самом Мелетии ещё до его первой поездки в Константинополь ходили слухи как о человеке хитром и нечестном 831 , в переписке греческих иерархов с московским царём были представлены факты о неосмотрительном поведении Мелетия в Константинополе в 1663 г., о подделке царских грамот и утаивании огромных денежных сумм, предназначавшихся восточным патриархам 832 . Однако забота Никона о репутации царя во время поездки Мелетия на Восток в определённой степени была обусловлена и личными целями: опальный патриарх стремился вернуть к себе расположение Алексея Михайловича и, возможно, повлиять на решение собора. Надеясь обрести в лице вселенских патриархов своих сторонников 833 , Никон опасался, что Мелетий, благодаря своему таланту «на вс руки подписываться и печати поддлывать», может исказить любой документ по «делу» Никона и повлиять на мнение восточных святителей. Не случайно, по-видимому, патриарх Никон совершил попытку помешать Мелетию добраться до Константинополя 834 , а от Алексея Михайловича, принимая решение царя о созыве церковного собора, настойчиво требовал, чтобы предстоящий суд строго соответствовал церковным правилам. Но была, на мой взгляд, и ещё одна причина, по которой патриарх Никон писал царю о Мелетии. Единственным свидетелем, который мог, по словам Никона, подтвердить изложенные в его письме факты, был другой грек – иеромонах Арсений: «А извстно то дло Арсению Греку и инымъ, ихъ же онъ всть» 10, л. 77) При патриархе Никоне Арсений Грек организовал греко-латинскую школу в Москве, был справщиком московского Печатного двора и возглавил дело по исправлению книг. После оставления Никоном патриаршей кафедры Арсений занимался описанием патриаршей библиотеки и переводами книг 835 . Книжная и переводческая деятельность этого образованного греческого иеромонаха, к которому патриарх Никон испытывал нескрываемую симпатию 836 , была хорошо известна царю: его переводы с греческого легли в основу изданных на Печатном дворе книг «Скрижаль» (1655–1656 гг.) и «Анфологион» (1660 г.); в 1656 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Джульфе (1691-1752), в Бендер-Аббасе (1688-1775; с перерывами), в Хамадане (1720-1752). По приглашению хана Аббаса I в Нов. Джульфе и в Ширазе вели миссионерскую деятельность иезуиты . В Ширазе они открыли школу и типографию, где публиковались книги на персид. языке. Приглашение иезуитов исследователи связывают с намерением шаха провести религ. диспут, в к-ром бы приняли участие представители мусульман, католиков, армян и англикан (известно о диспуте между католиками и англиканами в 1621 - Bugnini. 1981). В 1628 г. в Исфахан прибыли французские капуцины . Поддержку капуцинам-миссионерам оказывал кард. А. Ж. Ришельё (с 1624 глава франц. правительства), стремившийся усилить позиции Франции на Востоке и потеснить в торговле испанцев и португальцев. Капуцины получили в подарок от хана 2 дома - близ замка Табарак (находился в квартале, частично населенном христианами и оставался резиденцией капуцинов до 1656) и в Исфахане, где католич. миссионерам принадлежал госпиталь. В 1656 г. они открыли 2-й госпиталь в Тебризе. Среди франц. капуцинов также было немало знатоков вост. языков, нек-рые из них служили переводчиками при султанском дворе. В 1640 г. миссия франц. капуцинов в Персии была включена в орденскую пров. Турен и подчинена кустоду, резиденция которого находилась в г. Алеппо (Халеб, Сирия). В 60-х гг. XVII в. капуцины вели проповедническую деятельность среди несториан в Урмии, в 1666 г. по приглашению царя Вахтанга V Шахнаваза они прибыли в Грузию. В 1708 г. султан Хусейн подписал договор с Францией и предоставил франц. негоциантам значительные торговые привилегии, а католич. миссионерам, находившимся под его покровительством, право совершать католич. богослужения, проживать там, где они хотят, принимать в свои школы армян и др. христиан. Однако после завоевания И. афганцами и прихода к власти Мир Махмуд-хана (1722) католич. миссионеры стали подвергаться гонениям (в 1722 в Мосуле был забит камнями член миссии капуцинов). В 1725 г. мн. католики погибли при захвате турками Исфахана. Шаханшах Надир Кули-хан Афшар привлек представителей 3 религий - мусульман, евреев, проживавших в И., католич. миссионеров и армян для перевода книг ВЗ и НЗ и Корана на персид. язык (1740). После убийства шаханшаха положение католич. миссий ухудшилось: в 1750 г. страну покинули августинцы и капуцины, в 1752 г.- кармелиты, к 1760 г.- иезуиты.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Италия напомнила сама о себе. Венецианская республика в борьбе своей с турками, которая приходилась ей не под силу, искала всюду помощи. Зная хорошо отношения христианского народонаселения Балканского полуострова к России и слыша об успехах царского оружия в польских областях, она в 1656 году отправила посольство в Москву с просьбою, чтобы царь велел донским козакам напасть на турок и развлечь их силы, также чтобы позволил венецианам вольную торговлю в Архангельске. Москве было в это время не до турок: польская война, по-видимому, оканчивалась, но она привела за собою другую войну, шведскую. Денежные средства истощились в Москве, и здесь хотели воспользоваться венецианским посольством, чтобы попытаться, нельзя ли занять денег у республики, слывшей, по старым преданиям, богатою. Осенью того же 1656 года отправились в Венецию морем из Архангельска на голландских кораблях царские посланники, стольник Чемоданов и дьяк Посников, повезли с собою, по обычаю, государевы и патриаршие товары на продажу. В Атлантическом океане 27 октября ночью застигла их буря: многие волны в корабли вливались, и в верхние жилья в окошки валами било, много рухляди помочило: в среднем жилье было воды на аршин и больше, а наверху по пояс человеку, из государевой казны бочку ревеню потопило. В то время на корабле был плач и вопль великий, посланники и все государевы люди начали петь молебен, и буря утихла. Прошла одна беда, впереди ждала другая: против Лиссабона увидали 14 кораблей, приняли их за разбойничьи, варварийские. и приготовились к бою, но оказалось, что идут разных государств торговые немцы из Испании: немцы, однако, сказали, что на Средиземном море к Ливорне гуляют в кораблях турские люди. Действительно, проехавши Узкое место (Гибралтарский пролив), встретили три разбойничья корабля. Посланники и все русские люди, видя турских воровских людей нахождение и напуск, всемилостивому Спасу и пречистой его матери молебное пение со слезами воздавали. Разбойники, исиравясь по ветру и устремясь к бою, за кораблями гнались быстрым ходом и догнали, но, увидав на кораблях государевых людей, боевые знамена и осторожность, не посмели напасть и ночью исчезли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010