Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ НОВЫЙ [румын. Iosif cel Nou; серб. Jocuф Нови] (Фуско Иаков; ок. 1568, Дубровник, Далмация - 15.09.1656, мон-рь Партош, Трансильвания), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии. Род. в правосл. валашской (в серб. источниках - сербской) семье Йована и Екатерины Фуско. В 12 лет, после смерти отца, был отправлен матерью на учебу в Охрид. В 15 лет поступил в один из охридских монастырей, через 5 лет ушел в афонский монастырь Пантократор, где принял монашество. Вел подвижнический образ жизни, стяжал дар исцеления. Был рукоположен во иерея и назначен настоятелем монастыря св. Стефана в Адрианополе (ныне Эдирне, Турция). После возвращения на Афон был избран настоятелем монастыря Кутлумуш. Затем удалился в пустынное место близ монастыря Ватопед. Согласно сербским источникам, в 1643 г. по ходатайству патриарха Печского Паисия (Яневаца) И. Н. был хиротонисан во епископа и поставлен на Темишварскую кафедру (см. ст. Темишварская епархия Сербской Православной Церкви ), за что 24 нояб. 1643 г. заплатил 3,6 тыс. акчи османским властям в качестве налога (пешкеша). Однако уже 5 дек. 1643 г. 5 тыс. акчи за берат на управление этой епархией заплатил мон. Феодор, поставленный также патриархом Паисием. И. Н. не уступил кафедру новому ставленнику, но через год был смещен митр. Севастианом, уплатившим 2 окт. 1644 г. пешкеш в размере 5 тыс. акчи. Впосл., И. Н. еще неск. раз возглавлял Темишварскую кафедру: краткое время с 7 сент. 1645 г., в 1648 г., возможно после смерти Севастиана, и с июля 1650 г. по ходатайству патриарха Гавриила I (Раича) ( Р. Српска Црква средином XVII в.//ГСАН: Од. ист. наука. Београд, 1980. Бр. 2. С. 155-156). Однако в румын. лит-ре годом хиротонии И. Н. считается 1650-й. В 1653 г. удалился на покой в монастырь Партош, который был важным духовным центром со школой для подготовки священников. В 1652 г. И. Н. упоминается в записи в прологе, вложенном в монастырь Войловица ( Записи. 1. Бр. 1489), а в б-ке мон-ря сохранились неск. книг, в т. ч. Чиновник архиерейского служения 1529 г., к-рые принадлежали И. Н. ( Зеремски И. Манастир Партош. Сремски Карловци, 1930). Скончался в праздник Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Партош, где был похоронен под алтарем построенной им церкви. Вскоре началось паломничество к его могиле, и в 1686 г. совет Темишварской митрополии провозгласил его святителем. В 1782 г. свящ. Стефан Богослович написал икону И. Н. и подарил ее мон-рю Партош.

http://pravenc.ru/text/673693.html

5-я греч. редакция содержится в синаксарях и минологиях, откуда она перешла и в служебные Минеи. Согласно этой версии, святой род. и вырос в Катане, проповедовал Евангелие, но больше Свящ. Писание в этой редакции не упоминается. Только здесь сообщается о диаконском сане Е. В остальном фактическое содержание редакции соответствует 4-й с незначительными сокращениями (в частности, отсутствуют сведения о количестве дней, проведенных Е. в темнице). В рукописях возможны контаминации 4-й и 5-й редакций, такую сводную редакцию отражает, в частности, Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.). Помимо Мученичества сохранилось несколько Похвальных слов, посвященных Е.: анонимное (BHG, N 630d), Иоанна, пресв. Энийского (BHG, N 630m), и Константина Акрополита (BHG, N 630p), а также гомилия некоего епископа Веррийского (BHG, N 630n). 5-я греч. редакция нашла отражение и в древнерус. Прологах, переведенных не позднее нач. XII в. В слав. Четьих-Минеях содержится перевод редакции Симеона Метафраста. В собрании Житий святых свт. Димитрия Ростовского находится лит. обработка 4-й и 5-й греч. редакций Мученичества Е.; в частности, из 5-й, позднейшей версии заимствованы сведения о диаконском сане мученика. Упоминаются имена мучителей Е.: имп. посланника Пентагура и правителя Катаны Калвисиана. В кон. IX или в Х в. мощи Е. были перенесены в Рим, затем в г. Тревико. В XIII в. темница Е. в Катании стала местом паломничества. В 1656 г. часть мощей возвращена в Катанию. В 1964 г. там освящена ц. во имя Е. Ныне мощи хранятся в соборе Вознесения Богоматери (Тревико), при к-ром создан научный центр. В февр. 2005 г. исследование показало, что мощи принадлежат 3 разным людям, в т. ч. молодому мужчине, вероятно Е.; прочие останки изъяты из реликвария. Мученичество Е. с упоминанием имени Калвисиана и др. фактическими совпадениями в греч. синаксарях приводится в день памяти мч. Еасия (пам. греч. 9 дек.) как относящееся именно к этому мученику. Вероятно, Еасий почитался в одной местности с Е., но его подлинное Мученичество не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/187252.html

Между 1913 и 1917 гг. РПСЦ на своих Соборах канонизировала более 40 мучеников за «старую веру» XVII в., в их числе - еп. Павла Коломенского († 1656) и протопопа Аввакума Петрова († 1682). Эти К. происходили тайно от властей, поэтому публикации об этих прославлениях (если таковые были) труднодоступны (см., напр., анонимную статью о готовящихся К.: Прославление мучеников//Церковь. М., 1911. 43. 23 окт. С. 1025-1027). В наст. время месяцеслов, издаваемый РПСЦ, содержит памяти ок. 50 мучеников и исповедников, пострадавших за «старую веру». Решение об общецерковном прославлении святых принимает Освященный Собор РПСЦ. Прп. Андрей Рублёв, с житием. Икона. 2007 г. Иконописец Н. С. Удалова (частное собрание) Прп. Андрей Рублёв, с житием. Икона. 2007 г. Иконописец Н. С. Удалова (частное собрание) Предварительное решение о К. местночтимых святых принимает епархиальное совещание той или иной епархии РПСЦ с уведомлением митрополита о принятом решении и последующим утверждением Собором. Собор РПСЦ 18-19 окт. 2001 г. постановил причислить к лику святых «священномучеников, мучеников и исповедников, за веру Христову пострадавших в XX веке от безбожников» (пам. в неделю после Недели Всех святых). На этом же Соборе к лику местночтимых святых были причислены еп. Харьковский Рафаил (Воропаев, † 1937; сщмч.) и еп. Амурско-Иркутский Иосиф (Антипин) († 1927; свт.). Собор 16-18 окт. 2002 г. учредил Комиссию по канонизации РПСЦ и принял ряд норм, регулирующих процесс К. святых к общецерковному почитанию. Согласно этим нормам, Комиссией по канонизации проводится работа по исследованию достоинства подвижников веры и составлению их жизнеописания и определение даты празднования памяти святого. Комиссия не менее чем за 3 месяца до очередного Собора рассылает по епархиям собранные материалы. Вопрос о святости и общецерковном почитании решается на Соборе в 1-й день заседания. Во 2-й день работу Собора предваряет молебен новому святому (святым) с пением величания. Затем Собор обращается к священству и пастве с призывом о молитвенном почитании новопрославленного святого и совершении ему церковной службы. Обращение рассылается по епархиям и общинам. Собор обращается к иконописцам и песнописцам с призывом о написании иконы и канона новопрославленному святому. Иконы и каноны представляются на рассмотрение следующему Собору.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МАЛЫЙ (XVI в.), иконописец, монах Успенского Псково-Печерского мон-ря . В 1521 г. по заказу псковских торговых людей Василия и Феодора написал икону «Успение Богородицы, с житием» (см. Успение Пресвятой Богородицы ), к-рая стала храмовым образом Успенской ц. Сама чудотворная икона не сохранилась; в наст. время в мон-ре почитается точный список с нее, являющийся, по-видимому, вкладом царя Феодора Иоанновича 80-х гг. XVI в. Еще один список нач. XVII в. иконы А. М. происходит из Троицкого собора Ипатиева мон-ря в Костроме (ГТГ). Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. М., 1903. С. 121; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1988. С. 218-221. И. Д. Соловьёва Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/64544.html

С конца XVIII – начала XIX века в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе – не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце XVII – начале XVIII века. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии. До 1656 года русские монашеские клобуки сохраняли свой древний вид. В 1656 году находившийся в России Антиохийский Патриарх Макарий подарил Патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на православном Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, в течение двух-трех лет все русское монашество стало носить клобуки. Современный монашеский клобук – это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется «шлем надежды спасения», а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает «шлем спасительного упования». Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5, 8 ), и в другом месте: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукаваго; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6, 14–17 ). Таким образом, повседневные духовные, особенно монашеские, одежды знаменуют внешними средствами те внутренние качества, которыми должен обладать любой христианин, называемый при Крещении воином Христовым, поскольку ему предстоит вести неустанную войну с невидимыми духовными врагами спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Посему никто пусть не думает, что закон правосудия относится только к тем, кто разбирает обычные дела, и потому пусть не лежит кверху брюхом, храпя беззаботно. Так как всем в равной степени Животворящий Дух повелевает [исполнять] сию заповедь. Ибо говорит через Давида: накажитеся, вси судящии земли. Работайте Господеви [Col. 1656] со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом. Всяк человек, приимите наказание, да не когда прогревается Господь, и погибнете от пути праведнаго ( Пс. 2:10–12 ). И опять-таки: Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время ( Пс. 105:3 ). И: аще воистину убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии ( Пс. 57:2 ). Итак, посему, если воистину, то и неложно и нелицемерно. «Мне-то что, говорят, если я не имею судейской власти?» А я тебе объясню это предписание. Бог, сотворив человека, сделал его восприимчивым к предложению добродетели и порока. Насадив же в нем многие чувства, будто на каком-то малом поле, подчиняет их, исполняющих для [умо]зрения роль телохранителей, господствующему уму, словно доброму и справедливому царю. Посему ум непременно судит добродетель и порок, то есть целомудрие и невоздержанность, чревоугодие и воздержание, гнев и кротость, тщеславие и смиренномудрие, и вообще всякая добродетель имеет тяжбу с противостоящим ей пороком 107 , и если он [ум] осуждает порок, а оправдывает добродетель, то он право рассудил и хранит суд и правду. Если же от многопития забудется, как Охозия, то заболевает болезнью к смерти ( 4Цар. 1:2 ), то есть теряет [способность к] различению и присуждает победу злу и умирает вечной смертью . Об этом свидетельствует и Господь, говоря: Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?( Лк. 12:57 ). Ибо когда ты идешь со своим соперником к начальнику, то еще на пути постарайся примириться с ним, чтобы он не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не вый дешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта ( Мф. 5:25–26 ). Ему же, единому праведному Судии, Христу, слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

3Цар.6:4 .  И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. Устройство окон храма неизвестно, но, вероятно, как и в домах на востоке вообще, они были решетчатые и расширенные внутрь, евр.: шекуфим веатумим. LXX: πορακυπτονμνας κρυπτς, Vulg.: obliquas. По талмудическому преданию (Baba batra 54 в. ), у древних евреев было два вида окон: так называемые египетские малого размера и тирские больше. В пристройках, служивших, между прочим, местом приготовления священников к богослужению, окна могли иметь значительные размеры, но в Святом храма был полумрак, а во Святом Святых и полный таинственный мрак (ср. 3Цар.8:12 ). В противоположность окнам домов, нередко огромным (мог пройти человек): ( Нав.2:15 ; 1Цар.19:12 ; 4Цар.9:30–33 ), с решетками, поднимавшимися и отворявшимися, окна храма были глухорешетчатыми служа, не столько для освещения храма, сколько для вентиляции (ср. проф. А. А. Олесницкий . Ветхозаветный храм, с. 249–250). 3Цар.6:5 .  И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира ; и сделал боковые комнаты кругом. 3Цар.6:6 .  Нижний ярус пристройки шириною был в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий шириною в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к стенам храма. «Давир» 5 – название Святого Святых (сн. ст. ( 3Цар.6:16,19–23,31 ), по Гезениусу, означает заднее (от dabar, быть сзади) положение его в храме напротив, по переводу LXX и Александрийскому списку κρημαστριον и Vulg. oraculum, – производя это название, очевидно, от dabar, говорить, возвещать, выражают идею самооткровения Бога над ковчегом Завета. Вокруг главного здания храма, исключая только восточную, входную сторону его, шли пристройки, яциа – боковые комнаты, целаот, у LXX: μλαθρα (у И. Флавия: οκοι), Vulg.: tabulata, расположенные в 3 этажа. «Вместе с храмом вне его строились другие малые здания, которые окружали собою главное здание, так что ни один левит не мог прикасаться к стенам храма... В тех же малых зданиях, построенных вкруг храма, хранилась утварь для божественной службы» (блаженный Феодорит, вопр. 23). Общий вход в эти пристройки был, полагают (см. E. Riehm. Handwortierbuch des biblischen Aiterthums, 2A., Bd. II, s. 1656), с юга, y пророка Иезекииля ( Иез. 41:11 ) с севера и юга. По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 3, 2), «вся пристройка доходила до половины основного здания всего храма, верхняя половина которого не была окружена такими пристройками». На основании ( Иез.41:6 ) число этих комнат определяется в 33 или 30 (по 12 на северной и южной сторонах и 6 на западной). В них хранились великие сокровища ветхозаветного храма ( 3Цар.7:51,15:15 ; 2Пар.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

мученики. Дни св. первомучеников христианских Те из св. мучеников новозаветных, кои первые приняли мученический венец, называются первомучениками. Дни св. первомученика Стефана Его преставление 27 декабря (9 января) Св. Стефан был из 70 апостолов 1656 и принадлежал Церкви Иерусалимской. В числе 7 диаконов он избран был апостолами для попечения о содержании бедных, коим первенствующая Церковь доставляла от доходов своих пищу и одеяние, Стефан был первый между семью диаконами ( Деян.6–7 ) и оттого называется архидиаконом. Исполненный веры и благодатной силы, он творил великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из неверующих иудеев вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, с Которым он говорил, и посему сказали, будто они слышали, чго Стефан говорил хульные слова на Моисея (т. е. об уничтожении внешних обрядов закона Моисеева) и на Бога (т. е. о разрушении храма Иерусалимского) и возбудили против него народ. Старейшины и книжники схватили и привели архидиакона в синедрион, представили лжесвидетелей и снова оклеветали Стефана. Но он был невинен, и все, бывшие в синедрионе, видели в лице его лице ангельское. «Это была благодать, – говорит св. Златоуст, – Бог соделал его исполненным такой благодати, кажется мне, для того, чтобы в то время как Стефан намеревался говорить, самым видом его поразить их» 1657 . Первосвященник спрашивал Стефана: правду ли о нем говорят доносчики? Стефан в ответ произнес речь, которой показал, что он верует совершенно согласно с законом, данным через Моисея, и учением пророков, чтит Моисея, благоговеет к Богу и св. храму Его, и заключил, что иудеи жестоковыйные сердцем всегда противятся Духу Святому. От сих слов сердце у них раздиралось, и они скрежетали на него зубами. Стефан, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса Христа одесную Бога, и сказал: «Вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого одесную Бога». Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои и единодушно устремились на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Действие упомянутого закона мы видим и дальше. По мере размножения людей на Земле их нравы стали портиться, за что Бог сократил срок человеческой жизни с 950 до 120 лет: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 27 Этот эпизод подчеркивает тот факт, что наше духовное бытие, уровень нашей нравственности определяет в итоге наше здоровье и, следовательно, продолжительность жизни. За что же Бог так строго наказал своих созданий? За то, что они стали пренебрегать Духом Святым, то есть стали ставить материальные ценности выше духовных; плоть выше духа. Представление о счастье в ветхозаветном сознании все больше и больше стало связываться с достижением материальных благ. Это привело к всеобщему развращению; сердца людей стали злыми: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Тогда Бог раскаялся в том, что сотворил человека и всех животных и решил истребить их. Примерно в 1656 году от Сотворения мира произошел Всемирный Потоп, уничтоживший все первобытное человечество за исключением семьи праведного и непорочного Ноя, приобретшего «благодать пред очами Господа». Так уже на первых страницах Библии проявляется взгляд, согласно которому любой поступок человека неизбежно влечет за собой определенное воздаяние – строго в соответствии с характером совершенного деяния. Уже в самом начале ветхозаветной истории формируется представление о том, что любой грех будет обязательно наказан, а добродетель – вознаграждена. В рамках темы настоящего очерка важным моментом будет факт установления зависимости между теми требованиями, которые выдвигают нормы Священного Писания Ветхого Завета и состоянием блаженства, то есть счастья, и что еще более значимо – качественными характеристиками ожидаемых благ, свидетельствующими о нравственном и мировоззренческом уровне ветхозаветного сознания. По мысли ведущего исследователя данного вопроса, профессора архимандрита Платона (Игумнова) ,

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых К. и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163r, К-поль, 1066) маргинальная миниатюра с изображением К. и мч. Агафангела отнесена к тексту Пс 118 (92-95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в 3/4-м повороте, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. К. облачен в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 806, 1397), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13-14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». К. изображен с едва проявившейся проседью в темных волосах, с густой клиновидной бородой, облачен в охристо-золотистую фелонь. Предположительно К. представлен на созданном в К-поле Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж), где помещен рядом со свт. Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ К. входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митр. Фотия (10-е гг. XV в., Византия, ГММК), он представлен в числе др. святителей на оборотной стороне левого рукава (2-й ряд сверху), в паре со свт. Анфимом Никомидийским. Частица мощей К., закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010