Работа О. во главе Уложенного приказа привела к формированию неприязненных отношений между ним и буд. патриархом Никоном (Миновым), к-рый резко отрицательно относился к уложению, называл его «беззаконной книгой». Особенно протестовал Никон против ограничения церковной юрисдикции в пользу светского суда и создания Монастырского приказа , в котором ключевые посты занимали «мирские люди, а от духовного чина никого нет». Справедливо причисляя О. к главным создателям нового свода, Никон, обыгрывая его фамилию, именовал Соборное уложение «Адьевским». Постепенно О. наряду с Б. И. Морозовым, кн. Я. К. Черкасским, боярином И. Д. Милославским вошел в ближайшее окружение Алексея Михайловича. Сохранились 2 письма царя к О. и его ответы на них (1652 и 1653; см.: ААЭ. 1836. Т. 4. 329; Москвитянин. 1851. 2. С. 199-204; 14. С. 146-151), свидетельствующие об уважении царя к О. Алексей Михайлович дважды писал О. в связи с безвременной кончиной его сыновей, находя искренние слова сочувствия и взывая к христ. смирению. Неудивительно, что О. почитал царя и даже предлагал день рождения Алексея Михайловича считать «великим таинством». Это вызвало протест патриарха Никона, к-рый назвал такое предложение оскорблением Бога, потому что «во все приподобил еси человеков Богу» ( Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патр. Никона: Переписка с современниками: Исслед. и тексты. М., 2007. С. 211, 620-621). Первый воевода в Казани (1651-1653), содействовал составлению чертежей для укрепления Закамской засечной черты. Участник русско-польской войны 1654-1667 гг., в ее первые годы один из воевод рус. войск. В 1655-1656 гг. возглавлял переговоры со швед. посольством о 3-й ратификации Столбовского мира 1617 г., завершившиеся с началом русско-швед. войны 1656-1658 гг. В сложных условиях, когда, не закрепив договором победоносные результаты 1-го этапа русско-польск. войны, московское правительство начало войну со Швецией, О. летом 1656 г. в ранге великого посла возглавил переговоры с представителями Речи Посполитой под Вильно.

http://pravenc.ru/text/2578215.html

Сицевии бяху и постницы, иже постничествоваша, и умертвиша тело свое воздержанием, Царствия ради небеснаго. Сицевым повелевает Христос и нам быти. Сего ради благословении христиане, да укрепимся и мы тем честным и святым крестом, и да будем усердии к прочему святыя четыредесятницы. Да не любим добрострастия тела нашего, но красоту души нашея да желаем. И да презираем добрострастия мира сего. Добра убо есть и радость мира сего добро видится нам и добрострастие тела. Добр есть и временный сей живот, понеже дар Божии есть: но егда помыслим будущий живот и радость, удобь презираем радости мира сего, егда оградим себе силою честнаго креста, удобь постимся и воздержимся. Зане сей крест есть сила и утвержение всех благих. Тем совершаются вся таинства веры нашея. Тем венчаемся, тем освящаемся. И аще хотят священници служити, и аще хотят архиерее рукоположити, тем честным крестом исполняют вся. Сего ради и мы аще и путешествуем, того да имамы спутника: аще и в дому есмы, того да имамы хранителя: аще и спим, того да имамы наблюдателя. Несть от нас далече, кийждо христианин близ себе имать крест: обаче да несотворит безумно и несмотреливо, якоже творят вяшщии неведуще. Но имать творити и 508 , якоже есть лепо благочестивому христианину. Суть неции, иже овогда на челе своем, овогда на раме своем, овогда начреве своем полагают руку свою, и творят крест свой безумно. Егда полагаеши руку твою первее начеле, таже на десном раме, или налевом, и тогда положиши ю на чреве. Кий крест сотворил еси тогда, понеже той несть крест, но наипаче поругание есть. Но како должен есть творити кийждо благочестивый христианин крест свой. Первее убо да совокупит три своя персты, за Святую Троицу: великий перст, и другия два сущая близ его. Таже первее убо да положит ю начеле своем, второе на чреве своем, третие на правем раме, и четвертое налевом Деяние Собора 1656 года раме. Егда творит тако, тогда знаменует истинный крест. И слышите кий есть разум креста. Егда полагаем руку нашю на челе, таже низводим ю начрево, хощем рещи, яко, Господь наш Иисус Христос Сын Божий бе, и есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

В 1653-1654 гг. К. завершил работу над учебником «Мир чувственных вещей в картинках» (Orbis sensualium pictus, 1658). Иллюстрации к книге автор сделал собственноручно. В то время активизация памяти с помощью образов, направленных на эмоциональное восприятие, и формирование ассоциативных связей были новыми и оригинальными приемами обучения. Так, И. С. Дмитриев отмечает, что К., описывая те или иные растения или животных, упоминает не только о внешнем их строении и прочем, но и о культовой их роли, о связанных с ними поверьях, обычаях, аллегориях, ритуальных практиках и т. п. Фактически текст К. «напоминает ренессансные комментарии к произведениям Овидия, Вергилия и Гомера» ( Дмитриев И. С. 2007. С. 70-71). «Мир чувственных вещей» являлся упрощенным вариантом кн. «Открытая дверь языков» и 1-й удачной попыткой создания учебника на основе психологических принципов. Этот учебник использовался в Европе до 2-й пол. XIX в. К. составил также учебную кн. «Школа-игра» (Schola-ludus, 1656), к-рая представляла собой ту же «Открытую дверь языков», но переработанную для постановки на сцене школьного театра, что позволяло сделать процесс обучения еще более интересным. Венгерский период (4 года) был одним из самых плодотворных в жизни К. Практическая работа в гимназии в значительной степени помогла ему теоретически разработать различные вопросы педагогики. К. не удалось полностью перестроить гимназию в соответствии с идеями, изложенными в соч. «Пансофическая школа» (Schola Pansophica, 1650), но он сумел открыть 3 по-новому организованных класса, обучение в которых велось по его учебникам и в духе его дидактической концепции. В 1654 г. по просьбе общины К. в последний раз вернулся в Лешно. В апр. 1656 г. швед. гарнизон из 150 солдат в сопровождении 300 виднейших жителей города отступил и Лешно захватили поляки. К. лишился своей б-ки, но сумел вывезти семью, и в авг. 1656 г. приехал в Амстердам, где провел оставшиеся годы жизни. Под влиянием этих событий у К. вновь проснулись хилиастические ожидания, и в 1657 г.

http://pravenc.ru/text/1841832.html

1656 г. января 7 ими послан к императору гонец Николай Минцент (Винцент), который вместе с царским гонцом Богдановым приехал к государю 26 мая 1656 г., и от него отправился к цесарским послам, которые в то время были во Пскове (приехал сюда 5 июня), с цесарскою к ним грамотою. 1656 г. апреля 23 . Послами отправлен к императору гонец Яков Милин. 1657 г. января 10. Цесарь присылал к гетману Хмельницкому Петра Парцивика, архиепископа Трианополитанского с грамотою, предлагая себя посредником в примирении его, гетмана, с Польшею и всячески убеждая отстать от России и приступить опять к польскому подданству, где он может наслаждаться большими, чем прежде, вольностями, в чем он цесарь сам охотно ручается. 1657 г. мая 6–20 февраля 1658 г. (отпущен). Посланник короля Венгерского Леопольда: Иоганн Христофор Фрагштейн и Христоф Бевер фон дер Бинн, – см. в Венгерских. 1661 г. января 11 – ок. 31 августа 1662 г. (выехали из Смоленска). – Послы императора Леопольда: Августин фон Маерн (Майрен=Майерберг) и Гораций Вильгельм (Волм) Кальвуцци (Калюциуш, Калуверий, Калуцыус) для посредничества в заключении мира между русскими и поляками. – В Москву прибыли 15 мая 1661 года. – 18 мая приняты. – 15 апреля 1662 года отпущены в Смоленск на съезд. Прибыли сюда 9 мая. – В числе посольства находились: пастор Себастиан Блавинск, дворецкий Христофор Элерц, секретарь Михаил Гамар, посольские люди: Данило Бернгард, Лукас Бислярн, Яган Сторм, Габриель Шейделох, трубач Геновогегер, Яков Носов, лекарь Анцастей Нигер, скатертник Лаврентий Каниян, портные мастера: Лукаш Теглин, Мелхерт Унгератен, повара: Леонард Фридрих Мяргефор (Левонтей Фринрик), Анц Носовский, Томас Вашер, Анц Шилер. 1662 г. апреля 25 послами был отправлен к императору из Москвы на вел. Новгород гонец Магнус Христофоров, а 17 мая из Смоленска гонец Лукаш Боглеин (Бонлеин) к польским комиссарам и гетману Гоисевскому. ( 1664 г. Грамота императора от 24 июля – о пропуске иезуитов Иоганна Грубера, Генриха Ротта и Филиппа Цеферина через московское государство в Китай прислана «чрез почту»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

(13.02.1599, Сиена - 22.05.1667, Рим; мирское имя - Фабио Киджи), папа Римский (18.04.1655-22.05.1667). Принадлежал к одному из знатных родов Сиены, изучал философию и теологию в Сиенском ун-те, в 1626 г. поступил на папскую службу: с 1629 г. секретарь Суда Апостольской Сигнатуры, в 1627 г. стал вице-легатом в Ферраре. В 1635 г. он был назначен епископом Нардо (Неаполитанское королевство) и отправлен на о-в Мальту в качестве инквизитора. В 1639-1651 гг. нунций в Кёльне, Киджи принимал участие в мирных переговорах в Мюнстере (см. Вестфальский мир ), завершивших Тридцатилетнюю войну . В 1651 г. стал гос. секретарем папского престола, а в 1652 г.- кардинал-епископом Имолы (Эмилия-Романья, Сев. Италия). Враждебность кард. Мазарини к А., выказанная им еще во время Вестфальских переговоров, вызвала конфликт с Францией уже в первые годы его понтификата. А. был отстранен от участия в заключении Пиренейского мира между Францией и Испанией (1659). Позднее франц. кор. Людовик XIV под предлогом нарушения в Риме принципа дипломатической неприкосновенности отозвал своего посла, выслал из Парижа нунция, а затем франц. войска оккупировали земли Римского престола во Франции - Авиньон и Венессен. А. реформировал управление папским гос-вом, создав для этой цели особую кардинальскую конгрегацию. Наиболее важным догматическим решением А. стало повторное осуждение в 1656 г. 5 основных положений учения Янсения , изложенных в трактате «Августин» (ранее были осуждены в 1653 буллой Иннокентия X «Cum occasione»). Буллами «Ad sacram beati Petri sedem» (1656) и «Regiminis apostolici» (1665) папа потребовал от католич. клира, прежде всего франц., подписать документ, содержавший формальное осуждение янсенизма. А. выступал за аккомодацию при миссионерской работе, полагая, что туземцев можно рукополагать во священника, если они хотя бы немного понимают смысл Таинств. В 1656 г. папа признал возможной у новообращенных католиков практику «китайских обрядов» (почитание Конфуция и культ предков), осужденную прежде Иннокентием X, при условии, однако, что, являясь только политической и общественной традицией, эти «обряды» не затрагивают основ веры.

http://pravenc.ru/text/64312.html

Спасенный от расстрижения благодаря заступничеству царя, А. был передан в Сибирский приказ, а 17 сент. 1653 г. «за ево многое бесчинство» сослан с семьей в Тобольск, где проживал с кон. дек. 1653 по конец июля 1655 г. Здесь А. пользовался покровительством тобольского воеводы В. И. Хилкова и Сибирского архиеп. Симеона, добившегося для него разрешения служить в кафедральном Софийском и Вознесенском городском соборах. Тем не менее, как вспоминал впосл. А., «в полторы годы пять слов государевых сказывали на меня» (т. е. было отправлено 5 доносов на А.). Особенно острое столкновение произошло у него с архиепископским дьяком И. В. Струной. И хотя благодаря поддержке владыки дело закончилось в пользу протопопа, эти события повлияли на его судьбу: было велено перевести А. с семьей под стражей в Якутский острог с запрещением служить литургию. А. доехал только до Енисейска, т. к. поступил новый указ - отправить его в Даурию вместе с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова. Во время похода, начавшегося 18 июля 1656 г., между А. и воеводой, отличавшимся крутым нравом, сложились крайне неприязненные отношения. Уже 15 сент. 1656 г. А. был по приказу последнего наказан кнутом на Долгом пороге за «малое писанейце», в к-ром воевода осуждался за грубость и жестокость. Тогда же казаками и служилыми людьми была составлена инспирированная Пашковым челобитная на имя царя, обвинявшая А. в том, что он написал «воровскую составную память», «глухую, безымянную», направленную против «начальных людей» с целью учинить смуту. Челобитчики требовали смертной казни А. По прибытии отряда Пашкова 1 окт. 1656 г. в Братский острог А. был заключен в холодную башню, где сидел до 15 нояб. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку до оз. Иргень, а оттуда волоком до р. Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в нач. июля 1658 г. устья р. Нерчи. Весной 1661 г. А. по приказу из Москвы с семьей и неск. людьми отправился в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов. В 1662-1663 гг. он зимовал в Енисейске, с кон. июня 1663 по сер. февр. 1664 г. жил в Тобольске, где был связан с находившимися здесь в ссылке за приверженность к старым обрядам романовским попом Лазарем и Патриаршим подьяком (иподиаконом) Федором Трофимовым, а также однажды виделся с ссыльным Юрием Крижаничем , описавшим в 1675 г. эту встречу. Не позднее мая 1664 г. А. прибыл в Москву. Во время почти 11-летней сибирской ссылки А. довелось вытерпеть невероятные лишения и голод, преодолеть много опасностей, пережить смерть 2 сыновей. В Сибири родилась слава протопопа как героя и мученика за «старую веру», развился его талант проповедника. Позднее он вспоминал, что, возвращаясь в Москву, «по всем городам и селам, в церквах и на торгах кричал», обличая «никонианские» новшества. В Сибири осталось немало его учеников и последователей.

http://pravenc.ru/text/62574.html

3 ведра вина, 3 ведра меду, 1000 После смерти патриарха Иосифа он составляет точный инвентарь имущества Он ценит каждое дельное мнение и прислушивается к словам каждого знающего человека, что производит ошибочное впечатление, что у него нет собственного мнения и что он следует совету каждого советника. На самом же деле он просто не переносит необдуманных, поспешных решений и откладывает разрешение каждого вопроса до тех пор, пока все стороны его тщательно не изучены, все нужные люди не опрошены и все возможности другого решения не исчерпаны. Для развития его честолюбия и вкуса к власти очень большое значение имела война с Речью Посполитой и особенно личное участие Алексея Михайловича в 1654—1656 годах в общем руководстве военными операциями и управлении завоеванными территориями. Завоевание новых земель, успехи русского оружия, торжественные, а иногда и восторженные приемы в освобожденных от польского гнета городах научили его ценить власть и положение монарха и наслаждаться ими. В 1655 году после общего поражения польских войск казалось, что не только Малая и Белая Русь, но и вся Литва с Польшей попадут под власть русского царя. Никон, у которого царь мог учиться честолюбию, толкал своего монарха не останавливаться на Литве и Вильно, а идти дальше — на Варшаву, Краков и завоевывать всю В 1656 году эти мечты едва не начали осуществляться мирным путем и русские послы уже вели с литовско-польской аристократией переговоры о конституционных условиях избрания царя на престол Речи В этом и следующем 1657 году голова царя не могла не вскружиться, так как успехи русского оружия против поляков и шведов, с которыми по настоянию Никона и русские начали войну за Балтийское побережье, открывали возможности русской гегемонии во всей Восточной Европе и на Балтийском море. Планы патриарха Паисия Иерусалимского и мечты Никона о всеправославной империи под скипетром русского царя представлялись близкими к осуществлению, и недаром, принимая в 1656 году греческих купцов и путешественников, царь высказал им свои надежды на их скорое освобождение от турецкого Любовь царя Алексея Михайловича к власти и ее пышности сказывается в развитии его титула. Во время польского похода он вводит снова в титул царя слово “самодержец”, которое почти не употреблялось русскими государями после Смутного После побед 1655 года он меняет старый титул “царя всея Руси и великого князя Московского” на новый более пышный: “Царь всея Великия, Малыя и Белыя Руси, и самодержец, великий князь Литовский, Волынский и В письмах к боярам можно встретить еще как будто скромное по содержанию, но горделивое и поэтическое выражение:

http://sedmitza.ru/lib/text/439532/

26 алт. Выделка самой бумаги возобновилась с сентября 1656 года. О количестве и качестве выделанной здесь бумаги и вообще об успехе деятельности с таким трудом устроенной бумажной фабрики в наших памятниках сохранились самые скудные сведения. Нужно думать, что первые опыты наших бумажных мастеров были неудачны и ограничивались только приспособлением к порядкам выделки бумаги, потому что за первое полугодие их деятельности, с сентября 1655 года по март 1656 года, ни о каких результатах их работ в записях не говорится. За вторую половину 1656 года работы их были успешнее. Декабря 5 дня бумажный мастер Иван Самойлов в первый раз отвез в Москву в печатный книжный приказ семьдесят пять стоп бумаги, но бумаги низшего достоинства; в записях она названа «черною» – и вероятно близка была к «приправочной» бумаге, годной только к переплету книг. Вскоре приступили к выделке бумаги белой; для этого получены были образцы и сделаны особые приспособления. «Января 25 дня (1657 г.) куплено на Москве на мельницу к бумажному делу к первой бумаги к образцу полтора пуда квасцов, дано за пуд по 43 алт. 2 денги, итого рубль 31 алт. 4 д.; да 10,000 ног бараньих, дано за 1000 по 8 алт. 2 д. , итого 2 р. 16 алт. 4 д.»: починен котел большой медный; 27 января куплена на мельницу к варке бараньих ног и в бумажный амбар изба ветхая с дверьми и колодами за 2 р. 16 алт. 4 д.: 11 февраля «куплено к бумажному делу, в чем бумагу клеят и квасцы кладут, 2 корыта больших за 13 алт. 2 денги». Но только что начатая работа на пехрянской бумажной мельнице вскоре опять должна была остановиться и прекратиться навсегда. «16 числа марта 165 года пошла вода с гор и учала плотину портить, и спуски вода снизу и сверху помяла, и мельница стала в пойме». Трехлетний опыт убедил властей, что бумажная мельница построена не на месте, что ежегодные весенние разливы реки будут постоянно мешать работам на ней и что затраты на содержание мельницы не покрываются доходами с нее. Весь расход на эту мельницу, по записям Шпилькина, исчислен в 400 рублей; деньги эти в 1655 году взяты были из приказа печатного двора, а сюда заимствованы из патриаршего разряда; 24 августа 1659 года эти деньги, по указу государя, полностью были возвращены п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Пропагандистская деятельность Л. п. м. среди населения, и особенно в армии, позволили им занять места (более 10) в новом Бербонском парламенте (называемом также Парламентом святых), созванном Кромвелем летом 1653 г. Парламент вскоре вызвал неудовольствие Кромвеля и армии своими республиканскими взглядами, а также предложением отказаться от единообразного общенационального церковного порядка; требованием отмены десятин; отношением к правовой реформе (Л. п. м. и другие радикалы настаивали на том, что следует руководствоваться только Свящ. Писанием и отказаться от норм общего права, называя его «нормандским ярмом на английской шее»). При обсуждении вопроса о праве светских лиц владеть церковными бенефициями радикалы предложили лишить джентри указанных имущественных прав. В дек. 1653 г. Кромвель распустил парламент и стал для Л. п. м. неправедным государем, «притворным клятвоотступником и главным злодеем в мире», к-рого следует лишить «такой огромной власти». Летом 1656 г. во время новых парламентских выборов Л. п. м. и др. радикалы провели 2 встречи с целью выработать общую линию поведения для участия в работе парламента. Встречи не принесли желаемого результата, но правительство, обеспокоенное активностью радикалов и стремящееся обеспечить лояльность буд. парламента, решило выдавать депутатам в качестве допуска в парламент специальные документы гос. совета о благонадежности. Лишившись возможности участия в офиц. политической жизни страны, Л. п. м. пытались организовать вооруженный мятеж (в 1656-1657), однако им не удалось привлечь на свою сторону значительного количества сторонников. 6 янв. 1661 г. в Лондоне несколько десятков последователей движения Л. п. м. вышли на улицу с оружием в руках с криками: «Король Иисус! Король Иисус! К оружию!» Мятеж был жестоко подавлен и стал последним организованным выступлением Л. п. м. Ист.: A Door of Hope: Or, a Call and Declaration for the Gathering Together of the First Ripe Fruits unto the Standard of our Lord, King Jesus. L., 1661; Cary M. The Little Horns Doom and Downfall. L., 1651; Dell W. Several Sermons and Discourses. L., 1652; Aspinwall W. A Brief Description of the Fifth Monarchy. L., 1653; Trapnell A. A Legacy of Saints. L., 1654; Feake Chr. The New Non-Conformist. L., 1654; Tillinghast J. Eight Last Sermons... to Which is Added the Idols Abolished, Being His Notes on Isa. 2: 18. L., 1655; Rogers J. Ohel or Beth-shemesh. L., 1653; A Collection of the State Papers of J. Thurloe. L., 1742. Vol. 5.

http://pravenc.ru/text/2561060.html

Стихи утешные к лицу единому (с…. ) Стихотворение по жанру напоминает фрашки, но за бравадой и иронией, проявляемыми поэтом по отношению к самому себе, чувствуется его невеселая озабоченность конкретной жизненной ситуацией. Скорее всего стихотворение было написано после 1660 г. Текст публикуется по списку (ГИМ, Синод, собр., 731, л. 97–98 об.). В рукописи он помещен автором среди стихотворных посланий «на случай» (см.: Татарский И. К. С. 59–60; Хрэстаматыя па старажытнай беларускай лГ таратуры. Мн., 1959. С. 345–346). 1 Чтоб мене вверх … – то есть к царскому дворцу, в придворные. 2 Голиаф – библейский персонаж, филистимлянский великан из города Геф, которого юный Давид убил камнем, пущенным из пращи, и потом обезглавил. 3 Семен – здесь поэт говорит о себе. Такая опрощенная, уничижительная форма имени (ср.: Семен – от Симеон) поддерживалась в то время литературным этикетом. 4 Сомпсон – в библейской книге Судий (XIV–XVI) повествуется о богатырских деяниях Самсона, сына Маноева: он разодрал на части льва, побил тысячу филистимлян ослиной челюстью и, наконец, разрушил их каменный дворец. Вырвав из земли два несущих его своды столба, Самсон погиб под обломками здания вместе с несколькими тысячами своих врагов. Метры... (с. ...) Как сказано в пространном заглавии, «Метры» были приурочены поэтом к «пришествию во град отчистый Полоцк» царя Алексея Михайловича и произнесены учениками школы Богоявленского монастыря 5 июля 1656 г. Русский царь Алексей Михайлович еще в 1654 г. начал войну с Речью Посполитой. Через два года он выступил и против Швеции. В Полоцке царь пробыл недолго: уже 15 июля он отправляется в Ливонский поход, вдохновенный идеей утверждения Московского государства на Балтике. Настоящие «Метры», по всей видимости, – плод творческих усилий не одного Симеона, но также и игумена Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича и учителя местной братской школы Филофея Утчицкого (см. об этом статью: Робинсон А. Н. Политическое и эстетическое значение ранней поэзии Симеона Полоцкого (1656). – Philologica. Исследования по языку и литературе... Л., 1973. С. 299–307). Текст «Метров» издан, см.: Прашкович Н. И. Из ранних декламаций Симеона Полоцкого («Метры» и «Диалог краткий»).//ТОДРЛ, л. XXI, М.–Л., 1965. С. 29–38 (по списку ЦГАДА, ф. 381, 1800, л. 3–5). С данным произведением не следует смешивать, так называемые, «Витебские метры» Симеона Полоцкого , текст которых опубликован Коршуновым А. Ф., с. 346–352 (по списку ГИМ, Синод, собр. 731).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010