Так как некоторые монахи высказали желание просмотреть их и пользоваться ими, то 8 июля 1658 года главари сопротивления созвали монастырский собор, который принял постановление новых книг не принимать, по ним не служить и»за отца архимандрита стоять вседушно голова в голову и ни в чем его не выдавать " 455 . Это уже было начало открытого бунта против патриарха. Но протесты Соловков и рост настроений против обрядовых новшеств уже не вызвали отпора со стороны самого Никона. Его время приходило к концу, и он уже потерял интерес к затеянной им унификации обряда и переделке русских богослужебных книг. Это почувствовал и Неронов, теперь старец Григорий, который, видя, что почва уходит из-под ног упорного и строптивого патриарха, решил теперь обратиться прямо к нему. Смерть Вонифатьева, умершего 11 ноября 1656 года, сделала Неронова последним представителем когда-то мощного боголюбческого движения в Москве. Возможно, что, как в 1652 году смерть патриарха Иосифа сделала Вонифатьева более осторожным и более чутким к проблеме единства церкви, так и теперь смерть царского духовника и ослабление влияния Никона привели Неронова к мысли о необходимости добиться церковного примирения. Неожиданно для своих сторонников и для самого патриарха 4 января 1657 года он сделал совершенно драматический ход и явился в собор как раз тогда, когда Никон шел служить литургию 456 . После литургии патриарх позвал к себе за год перед этим отлученного им же от церкви старца и, как это ни было странно, терпеливо снес все его упреки за новшества и расправу с боголюбцами. Видимо, у Никона уже прошел весь его восторг перед греками. Старые друзья, а потом упорные враги помирились, и вскоре патриарх не только снял с Неронова, теперь старца Григория, отлучение и запрещение служить, но даже позволил ему служить по старому Служебнику. Сам царь, окончательно вернувшийся 14 января с польского фронта в столицу, уговаривал патриарха снять эти запрещения 457 . Но примирение Неронова и Никона было только личным. Посвятивший всю свою жизнь церкви, старец Григорий, раньше протопоп Неронов, не мог согласиться с новшествами и переделкой старого русского обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

(23) Пафнутий. Нельзя думать, чтобы он был хиротонисан 1608 года. Притом патриарх Гермоген всея России решился ли бы посвятить его вопреки безвинного Феоктиста, если бы хиротония Пафнутиева последовала в тο время, как страдалец за отечество томился в плену в лагере Тушинском. Этого никак допустить невозможно, доколе не сыщутся неоспоримые на то доказательства. В декабре 1620 года Пафнутий присутствовал на соборе о крещении латын. (Чтен. в Общ. Истор. и древ. Росс. 3 год, 3, стр. 25). 1626 года еще правил тверскою епархией. (Госуд. Грам. III, 292) Удивительно, что при двух сборах святителей земли Русской, бывших по два раза, в первый в январе 1619 г. по случаю посвящения рязанского архиепископа Иосифа, во второй в июне того же 1619 г. no случаю посвящения патриарха Филарета, не было владыки тверского. (24) Евфимий II. Его хиротония последовала гораздо позже 1623 г., какой год положен в обоих изданиях Истор. Рос. Иерархии. 1634 года, января 28, был в Москве на собрании святителей о сборе денег на войну с Польшей. (Археогр. акт. III. 369. Госуд. Грам. III. 347). 1635 года, января 13 погребал в Новгороде тамошнего митрополита Киприана (Собрание русск. летоп. III, 189). 1641 г. прислал в тверской Рождественский монастырь два колокола из упраздненного тамошнего Архангельского монастыря. (25) Иона I. О нем подробностей никаких не найдено, кроме того, что 1645 года, сентября 28 дня, в сане тверского архиепископа присутствовал при короновании царя Алексея Михайловича (Рос. Вивл. VII. 239). (26) Лаврентий. Во 2-м издании Истор. Рос. Иерархии о нем сказано: «хиротонисан из патриарших ризничих в 1657 г. апреля 16, a по Тверскому каталогу 1654 года». Из этих двух годов хиротонии гораздо вернее 1654-й. На это доказательства: 1) на соборе 1654 года об исправлении священных книг владыки тверского не было, заметно потому, что тогда продолжалось в Твери между архиерейства (Лет. о мятеж стр. 361); 2) по житию патриарха Никона (соч. Шушерина, стр. 48) Лаврентий в сане тверского архиепископа переносил в Иверский монастырь мощи преп. Иакова Боровского, что самое случилось незадолго до мая 1654 года, ибо в грамоте царя Алексея Михайловича от 6 мая того года мощи сего угодника уже поминаются в Иверском монастыре (См. эту грамоту в Истор. Рос. Иерарх. IV. 222–239.); 3) в надписи в Калязин монастырь упоминается в сане тверского архиепископа 1654 года, июня 8 (Истор. Росс. Иерарх. IV. 590); 4) 2 июня 1656 года Лаврентий присутствовал на соборе об исправлении книг. Смотри в Скрижали, изданной патриархом Никоном , соборное определение и подписи, в том числе и архиепископа Лаврентия. В святительство Лаврентия, по благословению патриарха Никона, учреждено праздновать 2 июня принесению мощей святителя Арсения, епископа тверского (Опис. рукописей графа Толстого, т. 1. стр. 267). Лаврентий 1655 года во время моровой язвы переложил св. мощи тверского князя Михаила Ярославича, обвив их белою камкою (Истор. Рос. Госуд. Карамз. IV, прим. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Добромыслов Павел Николаевич (1877 – 9 февраля 1940), священномученик, протоиерей. В Соловецком лагере был дважды: с 1926 по 1928 г., затем – в 1930-е гг. Добронравов Викторин Михайлович (1889 – 28 декабря 1937), священномученик, протоиерей. Расстрелян Докучаев Василий Васильевич (1846 – 8 ноября 1903), почвовед Доримедонтов Федор Константинович, заключенный сотрудник лагерной администрации Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель Дронов, заключенный 126 Дружкин Самуил Львович (1890–1957), скрипач. Арестован в январе 1929 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Дункан Айседора (1877 – 14 сентября 1927), американская танцовщица Е Евгений (Зернов Семен Алексеевич; 1877 – 20 сентября 1937), священномученик, митрополит Горьковский. Приговорен в сане архиепископа Приамурского и Благовещенского в феврале 1924 г. к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Евгения, заключенная монахиня Ежов Николай Иванович (1895 – 4 февраля 1940), нарком внутренних дел СССР (1936–1938). Расстрелян Екатерина II (1729–1796), российская императрица с 1762 г. Елеазар Анзерский (26 января 1656), преподобный, основатель Свято-Троицкого скита Емельянов Николай Евгеньевич (1939 – 14 января 2010), профессор, доктор технических наук, создатель электронной базы данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» Ефремов Алексей Павлович (1892–?), бухгалтер. Приговорен в 1928 г. к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Ж Жак-Далькроз Эмиль (1865 – 1 июля 1950), швейцарский музыкант и педагог Жижиленко Александр Александрович (1873 – не ранее 1930), брат епископа Максима (Жижиленко) 3 Завьялов, заключенный сотрудник лагерной администрации Зайдман-Якобсон Александр Яковлевич (1889 – не ранее марта 1935), псаломщик, врач. В сентябре 1928 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Зайцев Иван Матвеевич (1879 – 22 ноября 1934), генерал. Арестован в октябре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В эмиграции с 1928 г. Автор воспоминаний о Соловках

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предлагаем список известных нам грамот Паисия в хронологическом порядке: 1) подлинная греческая грамота к п. Никону от 7 июня 1654 г. рекомендательная; 2) такая же грамота к царю от 29 июля 1651 г., посланная со старцем Арсением и содержащая духовное поучение патриарха с благожеланиями государю; на обороте ее отмечено в посольском приказе, что она прислана «с некаким Арсением»; славянский перевод ее в греческих делах (связка 33, 3). В этой же связке изложены сведения о приезде в Москву грека Юрия Константинова 18 ноября 7163 г. с грамотой патриарха и с отписками Арсения Суханова . 3) Подлинная греческая грамота к царю от 29 августа 1654 года. (Славянский перевод ее в связке 33, 16) содержит тоже благожелания царю, сообщает о предыдущей грамоте, посланной со старцем Арсением, когда он был в Константинополе, рекомендует торгового грека Фому Иванова. Этот грек в начале мая 1655 года прислал в Москву людей со своим письмом к царю и с грамотами Паисия к царю и  п. Никону о государевых делах и с саккосом цареградского п. Кирилла, купленным для Никона (связка 33, 13). 4) Подлинные греческие грамоты к царю от 8 и 20 ноября 1654 г. – рекомендательные (славянский перевод последней в связке 33 16). 5) Грамота к нему же от 13 ноября 1654 г. сохранилась только в славянском переводе (там же) и содержит просьбу о помощи для построения церкви. 6) Подлинная греческая грамота к царю от 20 января 1655 г., присланная с митрополитом Никейским Григорием, содержит просьбу о пожаловании деньгами сего митрополита. С этим митрополитом прислан был для Никона омофор александрийского патриарха Александра, присутствовавшего на первом вселенском соборе (связка 33 24). 7) Две подлинные грамоты к царю от 1 марта и 1 мая 1655 г.; последняя прислана с греком Юрием Ивановым; в ней Паисий извещает уже об уступке им патриаршего престола п. Иоанникию, описывает двукратные его происки и подкуп с нарушением данной им клятвы и просит царя о милостыни для уплаты долгов, накопившихся в патриархии. 8) Подлинные греческие грамоты – одна от 8 августа 1655 г. к царю, две от 1 августа 1656 г. к царю и Никону; последние присланы с греком Мануилом Константиновым; в них Паисий благодарит за присланную милостыню и ходатайствует за Мануила; обе они переведены в Москве 11 января 1657 г. 9) Подлинная грамота к царю от 10 августа 1657 с просьбой о милостыни. 10) Две грамоты в славянском переводе от 16 августа 1658 к царю и п. Никону, посланные с греком Дементием Петровым; Паисий описывает в них свое затруднительное положение и снова просит о милостыни (связка 38 8). Означенные подлинные греческие грамоты сохранились в московском архиве иностранных дел (см. «Реестр греческим грамотам» за 137 листы 63–73).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

1654 г. янва ря 28 – 30 апреля 1656 г. (сентябрь 1657 г.?). Дьяк Иван Исаков Патр е кеев. В 147 году дьяк в Серебреной полате и в Новой четверти (в последней упом. 30 августа – 17 декабря 1689 г. и 1641 г.). 11 октября 1645 г. велено быть в судном Владимирском приказе; здесь он в 155 году и в январе 1648 г. 12 апреля 1642 г. послан был в Данию с М. Проестевым; 27 сентября того же года возвратился. В 159 году дьяк в Казани, откуда переменен вместе с воеводами 2 февраля 1653 г. 26 апреля 1648 г. и в 1651 г. в приказе Большого прихода; в ноябре 1648 г. – сентябре 1649 г. в приказе Сыскных дел, в июне–сентябре 1649 г. послан дьяком в Якутск с Репниным. 23 апреля 1654 г. послан в Брянск с воеводами кн. Трубецким и др. В 1658 г. вместе с другими послан на Польский посольский сьезд в Вильну. С 20 сентября 1657 г. по 11 июля 1660 г. упом. в приказе Казанского дворца, с июня 1658 г. по 1662 г. в приказе Большой Казны, с 15 июня 1663 по 18 февраля 1666 г. в Стрелецком приказе. 28 декабря 1653 г. Тимошка Анкидинов показывал: «жил у диака Ивана Патрекеева и сидел в Новой чети в подьячих и был де ему Иван Патрекеев друг большой и оберегатель. И как над Иваном Патрекеевым беда учинилася, и он Тимошка от страху с Москвы сбежал». Ср. ниже стр. 121–122. 1656 г. март – 5 мая 1670 г. Дьяк Ефим Родионов Юрьев . Отец его «лучший» подьячий Родион взят из Новгорода из Разрядного стола в 139 г. в IIocoльckuй приказ, где он и числится в последующих годах (последнее упоминание – 25 марта 1635 г. На службе с 125 года). – Ефим Юрьев первоначально был подьячим приказа Большого дворца. В 1637 г. он вместе с посланником кн. C. Шаховским и дьяком Гр. Нечаевым был в Польше и Литве, в 1644 г. там же с послами кн. А. М. Львовых и др., а в следующем 1645 г. послан был туда гонцем с грамотой (с февраля по апрель). «После тех служеб велено быть в Посольском приказе», именно в мае 1645 г., «неволею». Здесь в Посольском приказе он состоял подьячим в 1645–1656 гг. Во второй половине марта 1656 г. он был назначен в состав посольства с кн. Н. И. Одоевским в Вильну, причем ему «велено быть во дьяцех», в конце октября того же года выехал из Вильны. Восемь раз ездил на шведские посольские съезды (1658 г. июня 9 – Январь 1659 г., 1659 г. 23 июня – 23 ноября, 1660 г. января 7 – январь 1661 г., 1661 г. января 13 – 22 июля, 1661 г. октября 1 – 27 июня 1662 г., 1663 г. июня 25 – январь 1664 г., 1665 г. августа 2 – 1 марта 1666 г., 1666 г. 2 июня – 7 ноября). Дьяком Посольского приказа он состоял по март 1670 г: 5 мая сего года ему «отказано от Посольского приказа», «сидеть не указано». С 16 мая с. г. он дьяк Новгородского приказа. Его скрепа на приходо-расходных книгах Посольского приказа 171 и 173 гг., приказа княжества Смоленского 176–178 гг., Новгородской четверти 166 и 179 гг. и полоняничных денег 165–167, 171, 178 и 176 гг. – В 7181 году умер. См. выше стр. 112.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1656 г. ноября 30 – 14 сентября 1666 г. Дьяк Дмитрий Шубин. Сперва был подьячим Разрядного приказа (встречены мной упом. с января 1634 г. по май 1649 г.). В 158–160 гг. дьяк во Пскове. 5 октября 1653 г. послан в Новгород сбираться с ратными людьми. В январе 1655 г. был в Полоцке, 2 марта 1658 г. послан был с грамотой в Чеусы к полковнику Дорошенку и Нечаю; возвратился в мае. Дьяк в Новгородской четверти уп. с 13 июня 1656 г. по 30 апреля 1667 г. Дьяк в Новгороде с марта 1668 г. по 2 апреля 1869 г. Его скрепа на приходо-расходных книгах полоняничных денег 168–170, 174, 175 гг. и Посольского приказа 169–170 гг. В Печатном приказе упом. в 7189–171, 173, 174 и 176 гг. Был жив еще в 7185 году (дьяк). 1663 г. января 27 – май 1670 г. Дьяк Лукьян Тимофеевич Голосов. Его отец 22 июля 1634 г. «За крымскую службу и за терпение» пожалован из подьячих в дьяки. 26 августа 1634 г. ему велено быть в Галицкой и Владимирской четях; здесь он и в 145 году. В 149 г. он в Каменном приказе, а 3 декабря послан «в Понизовые городы для сыскнова дела». В 1644 (152) г. – 29 января 1646 г. упом. как дьяк Новгородской чети. В мае 1946 г. послан в Астрахань, где умер в 155 году. – Лукьян Голосов дьяком в патриаршем Розряде упом. с 20 июля 1653 г. по март 1658 г. В 1661 г. в Мастерской царицыной палате дьяк. С июня 1667 г. – думный дьяк. В Посольском приказе упом. по 8 мая 1670 г.; 4 июля его уже нет здесь: он дьяк Аптекарского приказа (здесь он 10 сентября 1670 г. и др.). Дьяк в Новгородской четверти упом. 17 июня 1667 г. Его скрепа на приходо-расходных книгах Посольского приказа 172 г. См. еще ниже, стр. 125 и выше стр. 112. 1667 г. марта 19 – 5 мая 1670 г. Дьяк Герасим Семенович Дохтуров. Его отец – был дьяком в Большом приходе в 140–142 гг. и в Разбойном приказе в 145–149 гг. (дьяк еще в 137 году). – Герасим Дохтуров, будучи дворянином Московским, посылан был гонцом: а) в 1645 г. в Англию и б) в 1646 г. в Польшу. В декабре 1649 г. он уже дьяк и в этом звании был посылаем: а) в 1650 г. во Псков по случаю бывшего там бунта, б) в Польшу в 1651 г. гонцем и в 1656 г. на Польский посольский съезд и в) восемь раз на шведские посольские съезды (как и дьяк Ефим Юрьев) в 1658–1666 гг. В 1654 г. он отправился с царем Алексеем Михайловичем в Польский поход. В Посольском приказе встречаем его с марта 1667 г. по май 1670 г. 18–20 августа 1670 г. и в 1671 г. он в Печатном приказе, а с 16 ноября 1670 г. в Поместном приказе (здесь же 25 сентября 1678 г.). Думный дьяк уже в 7176 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл с визитом в Новгородскую епархию 11 января 2008 г. 18:47 11 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл с официальным визитом в Новгородскую епархию . В поездке Предстоятеля Русской Церкви сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Бронницкий Амвросий . В г. Валдай Его Святейшество встречали губернатор Новгородской области С.Г. Митин, глава Валдайского муниципального района А.З. Дреницын, наместник Валдайского Иверского мужского монастыря архимандрит Ефрем (Барбинягра), представители местного духовенства и светских властей. Основным событием визита Предстоятеля в Новгородскую епархию станет освящение Успенского собора Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря . После освящения собора Святейший Патриарх совершит в нем Божественную литургию. Успенский собор, сооруженный в 1656 году, стал первой каменной постройкой Иверского монастыря. В том же 1656 году на освящение Успенского собора была доставлена главная святыня монастыря — Иверская икона Божией Матери, которая была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и архиереями при огромном стечении народа. Этот храм — одна из самых больших построек XVII века в России, которая до сих пор не утратила своего величия и остается главным храмом Иверского монастыря. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. После долгих лет запустения монастырь был возвращен Церкви в начале 1990 годов. Вскоре после этого началось восстановление собора, освящение которого завтра совершит Святейший Патриарх. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/349268.htm...

Вторая группа включает книги, изданные на московском Печатном дворе. Указанный в описи формат книг позволяет предположить, что это были любые издания 1652 г. – первой половины 1670-х годов (до февраля 1675 г.) соответствующего формата той или иной книги: 1) « Книга Бесды, толкование на евангелиста Матфея, печатная въ десть » – Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Матфея, ч. 1–2. М.: Печатный двор, 1664 г. 1273 ; 2) « Книга Евангелие толковое, воскресное, печатное въ десть » – Феофилакт Болгарский . Евангелие с толкованием (Благовестное). М.: Печатный двор, 1 апреля 1649 г. 1274 или М.: Печатный двор, 20 июля 1662 г. 1275 ; 3) « Книга Треодь постная да треодь цвтная, печатная въ десть » – возможно, одно из трёх изданий Триоди постной – 17 марта 1656 г.; 8 мая 1663; сентябрь 1672; и трёх изданий Триоди цветной – 4 апреля 1653 г.: 6 января 1660 г.: март 1670 г. 1276 ; 4) « Два октая на осмь гласовъ, печатные въ десть » – возможно, это Октоих в 2-х частях, изданный 25 января – феврале 1666 г. 1277 ; 5) две книги « Требникъ, печатной в десть » – возможно, это Требник, изданный 10 декабря 1658 г. 1278 ; 6) « Книга Прологъ с сентября по мартъ, печатной въ десть » и « Книга Прологъ во весь годъ, росплетенъ надвое, печатной въ десть » – одно из двух изданий Пролога, первая половина которого (сентябрь-февраль) издана 1 июня 1659 г. и 17 августа 1661 г., а вторая часть (март-август) – 1 марта 1660 г. и 17 марта 1662 г. 1279 ; 7) « Книга Псалтырь со вослдованиемъ, печатная въ десть » – возможно, одно из трёх изданий, осуществлённых (7 марта 1658 г., в августе 1669 г. и июне 1671 г. 1280 ; 8) « Книга Апостолъ печатной в десть » – возможно, одно из трёх изданий 23 мая 1653 г., 3 июня 1655 г. и 12 декабря 1663 г. 1281 ; 9) « Два Служебника, печатные в полдесть » – возможно, одно из пяти изданий, состоящих из одной книги, – 18 октября 1652 г., 31 августа 1655 г., 31 июля 1656 г., 5 мая 1657 г., 10 декабря 1657 г., или двух изданий, состоящих из двух частей, – 15 мая 1658 г., 1 июля 1658 г. 1282 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1671 г. февраля 22 – 29 февраля 1672 г. Дьяк Иван (Иванов?) Патрикеев. 22 февраля 1671 г. «велено быть в Посольском приказе А. С. Матвееву да дьяком Григорыю Богданову, Ивану Патрикееву, Якову Поздышеву и приказ Полоняничных дел велено ведать». Упом. В Посольском приказе 1 апреля и 6 июня 1671 г. В 1673–1674 гг. с А. С. Матвеевым – «в Новой Аптеке», дьяк Аптекарского приказа. В сентябре 1677 – июне 1679 г. дьяк в Путивле. В Новгородском приказе с 10 марта 1671 г. до 31 марта 1672 г., а до сего был в Новой чети (уп. уже в 1668 г.). Скрепа его на приходо-расходных книгах Новгородского приказа 179 г. В ноябре 1646 г. и декабре 1664 г. упом. подьячий Иван Патрикеев (в первом случае в приказе Большого дворца). Ср. выше стр. 118–119. 1671 г. февраля 22 – 6 июня 1676 г. Дьяк Григорий Карпович Богданов. Первоначально был подьячим Разрядного приказа (упом. в феврале 1649 г., в 158, 159, 161 гг.). Был посылан: а) в 1655 г. гонцем в Австрию, б) в начале 1656 г. гонцем в Курляндию; в) в августе того же 1656 г. в Берлин, причем называется дьяком; г) в 1657 г. в Курляндию, д) в 1659–1660 тг. в Швецию, е) в 1662, 1665–1668 и 1680 гг. в Польшу. Был дьяком в приказе Новой чети (упом. 3 июня 1661 г.), Полоняничных дел с 13 марта по 2 июля 1667 г. и с 2 июля по 16 октября 1668 г., в Малороссийском приказе упом. с 27 апреля 1669 г. по 2 августа 1670 г. 4 декабря 1671 г. уже думный дьяк. В 184 году думный дьяк – «в Посольском, Новгородском и четьях». В Посольском приказе упом. еще 6 июня 1676 г., но 30 августа он в приказе Большого прихода. Дьяк в Киеве (с 30 января 1677 г. по 1679 г.). В 187 г. велено быть в судном Московском приказе; в 189 г. назначен был на Свейский посольский съезд. В мае 1682 г. (в стрелецкий бунт) отправлен в ссылку. Скрепа его на приходо-расходных книгах Галицкой четверти 179 г. См. выше стр. 112. 1672 г. апреля 2 – март 1675 г. Дьяк Иван Остафьев (Евстафьев) . В Посольский приказ принят в 159 году, в 160-м году велено быть в «молодых подьячих». Будучи подьячим, ездил на Польские посольские съезды с князем Н. И. Одоевским в 164 г. в Вильну, в 168 г. в Борисов, в 170 г. в Смоленск и в 172 г. в Красное; в 171 году был послан в Швецию с грамотой. Все время был в Посольском приказе; в 175 году ему велено быть подьячим в Передней палате, т.е. одним из старых подьячих. 2 апреля 1672 г. велено быть в дьяцех в Посольском же приказе. Скрепа его на приходо-расходных книгах Галицкой четверти 181–183 гг. Умер ве 185 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

50 Моск, главн, архив. мин. иностр. Дел, дела греч., Связк. 38, 14. В конце этого дела упоминается, что когда царь, отпускал в конце августа Мануила Грека,послал с нимпатриарху Паисию соболями на 300 руб. и царица – так же на 300 руб., то и от Никона к Паисию была какая – то посылка и грамата. 51 Доселе это послание патр. Паисия и цареградского собора было известно только в славянском переводе, напечатанном в приложении к Скрижали патр. Никона. Но недавно оно открыто в подлиннике и напечатано, как в греческом тексте, так и в русском переводе (Христиан. чтен. 1881, 1, 303 – 553, 539 – 595). Отсюда желающие могут подробнее ознакомиться с содержанием этого важного памятника. 53 Время напечатания Скрижали в октябре 1665 г. обозначено в предисловии к этой книге (стр. 18). 54 Об этом случае свидетельствует сам Никон в «Слове отвещательном», напеч. в начале его Скрижали (л. 10 об. – 11 об.). 55 И об этом см. там же (л. 11 об. – 12 об.). Ннкейский митрополит Григорий прибыл в Москву 27 – го июня 1655 г. (Моск. главн. арх. мин. иностр. дел, дела Греч., Связк. 33, След. мог присутствовать в Москов. Успенском соборе при торжестве православия, только в 1656, а не в 1655 году. 56 Там же л. 9 об. – 10. Послание напечатано в прилож. к скрижали без означения счета листов. О времени приезда в Москву молдавского митрополита Гедеона – в Полн. Собр. законов, I, стр 384. 58 А. Э. IV, 332. В конце января 1656 года, из числа пленных поляков вторично крещен был в Москве, с соизволения самого патр. Никона, великий гетман Павел Потоцкий; «восприемником его при крещении был тест государя, и тогда его величество отдал Потоцкому в управление все его земли, оставив у себя в залог его верности только несколько членов его семейства». (Павла алеппск. Путеш. Макария, кн. XIII, отд. 11, 14, в т. II, 237, 255). 59 Павла алепп. Путешеств. Макария, kh.XIV, отд. 8, вт. II, 296 – 297. Подлинное письмо на славянском языке патр. Макария кНикону из Терговищ находится в Москов. Синод. библ., по каталогу рукописей 1828 г., за 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010