В 1648 началось народное восстание на Украине , возглавляемое Богданом Хмельницким , которое вскоре перекинулось на Белоруссию . Богдан Хмельницкий обратился на помощью к России и 1 октября 1653 на русском Земском соборе было принято решение принять Украину в состав России и объявить войну Польше. 18 января 1654 года Переяславская Рада провозгласила воссоединение Украины с Россией и в том же году русская армия начала военные действия против Речи Посполитой. Были взяты Гомель , Могилев , Смоленск . Воспользовавшись сложившейся ситуацией войну против Речи Посполитой начала и Швеция (1655–1660). В короткий срок были взяты Краков и Варшава и оккупирована большая часть Польши и Литва. «Потоп», как назвали это вторжение, вызвал подъем патриотических чувств. По всей стране возникли очаги сопротивления и началась партизанская война. В 1656 году шведов выбили из Варшавы . Одновременно, не желая усиления Швеции, в войну против нее вступила Россия, заключив временное перемирие с Речью Посполитой. В 1660 году между Польшей и Швецией в Оливе был подписан мирный договор, по которому поляки признали утрату Лифляндии с Ригой . Пруссия стала самостоятельным государством. В 1658 году Россия возобновила военные действия против Речи Посполитой. Затяжная война закончилась столь же затяжными переговорами. Только в 1667 году было подписано Андрусовское перемирие , результаты которого были закреплены в 1686 году «вечным миром». К России отходили Смоленщина и Левобережная Украина , а также Киев . В 1668 отрекся от трона король Ян Казимир (1648-1668) и на престол был избран Михаил Корыбут Вишнёвецкий (1669-1673), который был слабым правителем и поэтому вполне устраивал сенаторов. В годы его правления резко возросла турецкая опасность: турки захватили Каменец-Подольский и дошли до Краковщины. Речь Посполитая вынуждена была отдать туркам Подольское, Брацлавское воеводства и оставшуюся часть воеводства Киевского. Мирный договор 1672 года предусматривал также ежегодную выплату султану 22 тыс. червонных злотых.

http://drevo-info.ru/articles/13673222.h...

Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде, а дети его – Даниил и Ян приняли в 1656 году подданство России. Род Рачииских был внесен в VI часть родословной книги Смоленской губернии. Польские отрасли Рачинских внесены в родословную книгу Виленской, Витебской, Волынской, Подольской и Санкт-Петербургской губерний. Антон Михайлович Рачинский (1769–1825), дед Сергея Александровича, женатый на Александре Николаевне Потемкиной, был крестником Павла I. Он обосновался в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области), выстроив здесь барскую усадьбу. Его сын Александр Антонович (1799–1866), отец Сергея Александровича, служил капитаном Муромского полка. Состоявший в свойстве с В.К. Кюхельбекером, он во время пребывания в Петербурге был дружен с А.А. Дельвигом и другими поэтами пушкинского круга и входил в преддекабристскую организацию «Священная артель». По показаниям декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, А.А. Рачинский знал о существовании Южного общества, но членом его не был. Уволенный в 1827 году от службы «по домашним обстоятельствам» в чине майора, он в 1838 и 1841 годах избирался бельским уездным предводителем дворянства. Александр Антонович достроил татевский дом, заложил садово-парковый ансамбль, начал собирание богатейших татевских архивов, библиотеки и коллекции картин русских и европейских художников. Он всячески способствовал развитию местных ремесел и рукоделия, а в 1861 году построил школу для крестьянских детей. Мать Сергея Александровича, Варвара Абрамовна (1810–1891), сестра поэта Е.А. Боратынского, знала несколько иностранных языков, получила блестящее музыкальное образование. Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в Татево. Школьные его годы прошли в университетском городе Дерпт (Тарту). В 20 лет он блестяще окончил физико-математический факультет Московского университета, параллельно занимаясь биологией у профессора К.Ф. Рулье, создателя первой научной школы зоологов-эволюционистов. Продолжал учебу за границей, в Германии (1856–1858), где под руководством Г. Шахта и М. Шлейдена занимался ботаникой, общался с историком-философом Куно Фишером, посоветовавшим ему обратиться к изучению философии, с ученым-естественником и географом Александром Гумбольдтом. Серьезное увлечение историей искусства и музыкой сблизило Рачинского в Веймаре с Ференцем и Листом. Под влиянием знакомства с деятельностью профессора Йенского университета К. Стоя, основателя нескольких учебных заведений, Рачинский пишет свою первую статью на педагогическую тему – «Институт Карла Стоя в Иене», опубликованную в «Русском вестнике» (1857, 9). В эти годы появляются его статьи, заметки, эссе, знакомившие русских читателей с книжными новинками Запада. В Германии Рачинский опубликовал свой перевод на немецкий «Семейной хроники» С.Т. Аксакова (Лейпциг, 1858).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приняв во внимание труды предшественников и положив их даже в основу (доказательством чего служит вышеописанный «кавычный» экземпляр Стрятинского служебника 1604 г. под 768 (206)/1228 ‹РГАДА БМСТ/СПК 470› Московской типографской библиотеки), эти справщики проверяли и исправляли их тексты по венецианским изданиям богослужебных книг ‹...› Для Служебника, в частности, был принят во внимание Евхологий 1602 года как более исправленный и ближайший ко времени никоновской справы, тогда как служебники Киевский 1620 г. и Стрятинский 1604 г. были исправлены по изданиям того же Евхология более раннего времени, то есть XVI столетия. Этим-то последним обстоятельством и нужно объяснить тот факт, что нередко особенности нашего Служебника 1655 года, не имеющие для себя основания в ближайшем своем оригинале, в Евхологии 1602 года, находят для себя полное оправдание в евхологиях XVI в., варианты из которых напечатаны Гоаром в его известном Euchologion’e в 1730 г. в Венеции. Думать же, что под руками справщиков нашего Служебника 1655 года были и другие издания Греческого евхология, помимо 1602 года, мы не имеем никаких оснований, и результаты деятельности этих справщиков, находящиеся у нас под руками, не дают никакого права для такого предположения. 12. Сколько раз издавался Служебник 1655 года 76 Служебник 1655 года, начатый в апреле 1654 года, вышел из печати 20 сентября 1655 года, имея в предисловии дату 31 августа. Продажа этого издания; после переделки в нём «за неисправление речей» вновь «80-ти четверток», началась с 24 сентября. 26 октября последовал указ на Печатный двор «великаго государя святейшаго Никона, патриарха Московскаго и всея Великия и Малыя и Белыя России»: «в те книги Служебники переделывать 95 четверток». Из печати вышли эти «четвертки» «в нынешнем же в 164 году, генваря в 5 день», причём и дата предисловия, и даже пагинация сохранены прежними – 31 августа 1655 г. Этот исправленный Служебник 1655 года поступил в продажу 7 января 1656 года 77 . Таким образом, если довериться этим сведениям, заимствованным нами из архива Московской синодальной типографии, то мы имеем пред собою три издания Служебника одного 1655 года, а по нашим личным наблюдениям над текстом этого Служебника в книгохранилищах Москвы и Петербурга, где имеется по нескольку экземпляров (в библиотеке Троице-Сергиевской лавры, в Императорской публичной и в библиотеке Синодального архива) Служебника 1655 года, можно даже насчитать целых четыре выхода 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

95 Аввакум (ок. 1610 или 1620–1681) – церковный и политический деятель, писатель, сельский священник Нижегородского уезда; в 1640-х гг. в Москве входил в состав близких к царю ревнителей православия. Выступил против церковных реформ Никона и стал вождем церковного раскола и старообрядческого движения; арестован в 1653 г. и сослан, возвращен в 1662 г. в Москву, где при поддержке своих сторонников категорически отказался согласиться с церковной реформой, в 1666 г. церковным судом лишен сана, сослан в Пустозерск, где в 1681 г. сожжен. Автор многочисленных богословских сочинений и «Жития» – памятника литературы XVII в. 96 Славинецкий Епифаний – украинский ученый, монах; с 1649 г. в Москве; «главный справщик» и переводчик Печатного двора. Полоцкий Симеон (1629–1680) – белорусский и русский церковно-общественный деятель, ученый, писатель, поэт (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович). Окончил Киево-Могилевскую академию, в 1656 г. принял монашество, с 1664 г. – в Москве, с 1667 г. учитель царевича Алексея, после его смерти – царевича Федора и царевны Софьи. Автор трактата «Жезл правления» (1667), стихов, проповедей, перевода Псалтыри. В 1665 г. возглавил Заиконоспасскую школу по подготовке кадров для центральных правительственных учреждений. В 1678 г. основал в Кремле типографию. 98 Валиесарское перемирие – договор о перемирии между Россией и Швецией, заключен в декабре 1658 г. в деревне Валиесари близ Нарвы. Русскую делегацию возглавлял А. Л. Ордин-Нащокин. Россия получила выход к Балтийскому морю; за ней на время перемирия (три года) оставались города (Юрьев и др.), занятые русскими войсками; восстанавливались торговые отношения между Россией и Швецией. 99 Коллинз Сэмюел (ум. до 1671) – врач царя Алексея Михайловича. Учился в Кембридже и Оксфорде. Приглашен в Россию в 1659 г., на русской службе до 1666 г. В 1671 г. в Лондоне опубликованы его записки «Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, жительствующему в Лондоне». 100 Андрусовское перемирие – договор на 13 с половиной лет между Россией и Речью Посполитой; завершило русско-польскую войну за Украину и Белоруссию (1654–1667 гг.). Подписано 20 января 1667 г. в дер. Андрусово (Смоленск. у.) со стороны России – А. Л. Ординым-Нащокиным и со стороны Польши – Ю. Глебовичем. России возвращались Смоленское и Черниговское воеводства, Северская земля, Стародубский повет; признавалось воссоединение Левобережной Украины с Россией; Правобережная Украина и Белоруссия оставались за Речью Посполитой, Запорожская Сечь – под совместным управлением. Киев с округой по Андрусовскому перемирию оставался на 2 года за Россией, но был удержан навечно по условиям «вечного мира» (1686 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Перед Полтавской битвой казаки Мазепы используют мундирные пояса шведских гренадер для нашивок на свои папахи, жупаны и пики, чтобы их отличали от казаков, верных России! На флаге Швеции - желтый крест на синем поле, а у шведских гренадер были желто-синие пояса. Вот эти знаки предательства - имеют непосредственное отношение к государственной символике незалежной Украины! 28 января 1992 г. Верховная Рада Украины принимает новые государственные символы. 253 депутата проголосовали “ЗА”, 39 - “ПРОТИВ” и 31 - “ВОЗДЕРЖАЛИСЬ”. 2014/11/07, 01:11:23 Харьков – русский город. Он был основан в 1630-е гг. Там селились бежавшие от поляков с правобережья Днепра малороссы. Царь Алексей Михайлович построил там крепость и основал в 1656 году Харьковское воеводство. Причём здесь какая-то Украина? Город Сумы был основан царём Алексеем Михайловичем не позднее 1655 года. Царь разрешил поселиться там беженцам-малороссам, которых убивали поляки. Причём здесь Украина? Полтава была в XVII веке центром прорусски настроенной Малороссии. За это предатель гетман Выговский (что-то вроде нынешних Кличков и Яценюков) напал на город и продал его жителей в рабство крымским татарам. Причём здесь Украина? Днепропетровск был основан Екатериной II в 1776 году и назывался Екатеринославом. Причём здесь Украина? Луганск был основан в 1795 году, когда Екатерина II основала на реке Лугань чугунолитейный завод. Для работы на нём в Луганск приехали жить выходцы из центральных и северо-западных губерний России. Причём здесь Украина? Херсон был основан Екатериной II в 1778 году для строительства русского флота. Строительство осуществил Потёмкин. Причём здесь Украина? Донецк был основан Александром II в 1869 году при строительстве металлургического завода в Юзовке. Причём здесь Украина? Город Николаев был основан Екатериной II в 1789 году. В это время Потёмкин строил там корабль " Святой Николай " . Причём здесь вообще Украина? Одесса была основана Екатериной II в 1794 году на месте крепости, построенной чуть раньше Суворовым. Причём здесь Украина?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=187...

Впрочем в настоящий раз с меня довольно и того, что из 12 доводов, с которыми г. Филиппов выступил 18-го января 1873 года, семь он уже не нашел возможным защищать от моих возражений и ограничился (26-го февраля) только пятью, именно: текстом соборного определения 13-го мая 1667 года, чином, изданным в 1720 году, двумя распоряжениями (1721 и 1722 г.) Св. Синода, по поводу донесений архимандрита Антония, и, должно быть, полемическими приёмами обличителей раскола – до Екатерины 2-й. Правда, счёт мой в этом случае далеко не сходится со счётом г. Филиппова, который 26-го февраля утверждал пред вами, что из 12 доводов только два он должен был после моих объяснений признать несоответствующими той цели, для которой они были приведены; остальные же 10 доводов он по прежнему считает твёрдыми и даже впоследствии считает возможным «прибавить к ним значительное число новых». В виду такого заявления г. Филиппова, я могу только сказать, что почтенный защитник нужд единоверия держится какого-то особенного счета – не того, какой употребляют все другие смертные, и что до тех пор, пока г. Филиппов не опровергнет моих возражений против тех сими его доводов, о которых я сказал выше и о которых 26-го февраля он не упомянул ни одним словом, я затрудняюсь признать счет правильным. Что же касается «новых доводов», то «значительное число» их ограничивается только собором 1656 года, на котором, согласно прежде сделанному некоторыми восточными архипастырями, бывшими в Москве, отзыву о сложении перстов для крестного знамения, произнесено было проклятие на употребление двуперстие, и ссылкой г. Филиппова на мнения о клятве собора 1667 года двух преосвященных, – одного уже умершего, а другого здравствующего и доселе. Если же вы припомните, что эти «новые доводы» – все указаны были г. Филипповым ещё 28-го марта прошлого года и уже разобраны мною 4-го декабря того же года, то, надеюсь, согласитесь со мною в том, что 26-го февраля настоящего года г. Филиппов справедливо мог назвать указанные доводы не новыми, а старыми и даже мог не указывать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/r...

Отправлены были и австрийские послы: 25 апреля им было сказано, что 27 числа они будут у государя на отпуске и у стола, а отпуск им будет потому, что посланы от государя и от них гонцы к цесарю, положен им срок приехать к первому маю, май месяц близко, а про гонцов и вести нет; великому государю дожидаться нельзя, в первых числах мая он идет на своего неприятеля со многими войсками, и потому им, послам, теперь делать нечего; если же цесарь изволит для посредства прислать других послов, то те послы будут у царского величества в походе. Тщетно послы возражали, что отпуска не примут, потому что гонец их не бывал, а, не дождався гонца, ехать им к цесарю не с чем; тщетно били челом, чтоб государь взял их с собою в поход; им объявлено, что государь идет в свои новоприемные города, в Великое княжество Литовское, что посольский съезд будет в Вильне и никак не раньше последних чисел июля или первых августа, и потому им, послам, ждать долго, а в поход за царским величеством идти непристойно. Послы спрашивали: куда царскому величеству из литовских нововзятых городов поход будет? Думный дьяк отвечал: «Нам царского величества мысль ведать нельзя, да и спрашивать о том страшно». На это Аллегретти сказал: «У испанского короля однажды войска многие были изготовлены и корабли воинские; спрашивали у него ближние люди: куда он эти корабли и войско изготовил? Король отвечал: что у него сдумано, того им ведать ненадобно; если б он ведал, что рубашка его думу знала, то он бы ее сейчас в огонь кинул». Отправлены были послы польский и австрийские, но оставались в Москве шведские, приехавшие еще в декабре 1655 года для подтверждения Столбовского докончания. Послы эти были: Густав Белке, Александр фон-Ессен и Филипп фон-Крузенштерн. С самого начала послы должны были увидать, что Столбовское докончание не будет подтверждено. В ответе 17 января 1656 года послы сказали боярам: «Польский король хотя теперь, кажется, и пропал, только у него друзей много, которые с ним одной римской веры; они, надобно думать, за него вступятся, чтоб вера их, римская, не погибла; так царское величество изволил бы с государем нашим королем на этого общего неприятеля соединиться и укрепиться и стоять на него сообща: оберегаться от него надобно гораздо, чтоб за него иной какой недруг не встал и ссоры и лиха какого не учинил да чтоб царское величество изволил послать к королевскому величеству своих послов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1234 Архив Начальника Ярославской губернии. Дело по описи под 1049. Православный Собеседник 1868 г. III, 361–2 стр. Вестник Европы 1872 г. XI, 269–270 стр. 1236 Так извещал Мин. Вн. Дел начальника Яросл. губ. от 6 июля 1859 г. за 781. Архив канцелярии нач. Ярославской губ., дело по описи 1049. 1237 Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода, кн. II, (1801–1858) стр. 621 Журн. постановл. Св. Синода. 1855 г. 29 30 июня). 1238 Применительно к местным условиям, число этих благочинных было различно, в Олонецкой губернии, где особенно был развит раскол беспоповщинский и именно секты Федосеевская и Филипповская, находящиеся в тесной связи с сектой Странников, было назначено таких благочинных три. (Журн. постановление Св. Синода 1855 г. Сентябрь 30/Октябрь 11, ibid. 655 стр.). В Архангельской губернии был назначен один благочинный для Кемского уезда. (Журн. постановл. Св. Синода 1855 г. Сентябрь 30/Октябрь 11, ibid, стр. 654). В Вятской губернии – девять (Журн. постановл. Св. Синода 1855 г. Сентябрь 30/Октябрь 2, ibid, 653 стр.); в Тверской – четыре при двух помощниках (Журн. постановл. Св. Синода 1855 г. Октября 3/Ноября 25, ibid, 656 стр.); в Вологодской – четыре (Жур. постановл. Св. Синода 1655 г. Ноября 20/Декабря 21, ibid 659 стр.), в Нижегородской – 18 (Журн. постановл. Св. Синода 1855 дек. 14/21, ibid 663 стр.); в Ярославской губернии по журн. определению Св. Синода (1855 г. Дек. 9/19) значатся утвержденными четыре благочинные, однако вследствие отношения преосвящ. Нила в Синоде от 27 января 1859 г. за 6659, о недостаточности такого количества благочинных, указом Св. Синода от 21 апреля того же года, за 1632 определено было еще три благочинных (Архив Яр. дух. консистории, по 1-му столу дело под 197); в Костромской губ. определено было шесть благочинных (Журн. пост. Св. Синода 1656 г. Мая 7/29 Собр. пост. стр. 669). Наконец, в Астраханской губ. утверждение таких благочинных не оказалось нужным. 1239 Журн. постановл. Св. Синода 1855 г. 30 ноября/декабря Собрание постановл. 659 стр. Кроме того Ярославским благочинным вменено было в обязанность: а) обратить внимание на лиц, занимающихся обучением грамоте малолетних крестьянских детей и б) на требоисправителей и других споспешников и поборников раскола и доносить об них. Священникам же тех селений, где есть раскольники и особенно – Страннической секты, строго подтверждено: вникая в дух и нравственность прихожан, тех из них, кои являются колеблющимися, стараться вразумить и обращать на путь истины: паче же всего обращать мысли и чувства прихожан к долгу верноподданнического их звания. Архив Яросл. Дух. Консистории, дело по описи под 669.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 июля 1653 г. архимандрит Сильвестр в знак особого внимания и доверия к нему был посвящен в сан крутицкого митрополита 199 ; но в то же время оставлен и на службе печатного двора; митрополиту Сильвестру был поручен ближайший надзор за состоянием и деятельностью печатного двора и за справщиками; за это он не получал особого жалованья, но всегда до самой своей кончины получал по зкземляру всех вновь изданных книг 200 . В доказательство полного внимания и доверия патриарха к митрополиту Сильвестру можем указать и на тот факт, что летом того же 1659 г., когда разбиралось дело Ивана Неронова по доносу его на патриарха, разбор этого дела и исполнение приговора по нему возложены были на того же Сильвестра 201 . После посвящения его в митрополиты с июля 1653 г. по 1654 год на печатном дворе оставалось только четыре справщика 202 . С 1 января 1654 г. к ним причисляется новый справщик Иван Озеров, ученик ртищевской школы, ездивший учиться и в киевскую академию и потому пользовавшийся вниманием патриарха 203 . В марте 1654 года на печатном дворе появляется старец Арсений гρеκ, самая замечательная личность среди никоновских справщиков. Сряду при назначении на должность он получает высокий оклад жалованья в 50 рублей, который 5 мая 1656 г. был увеличен до 70 рублей; при чем тогда же велено доплатить ему недостающую до этой цифры сумму и за прежнее время его службы 204 . В сочинениях наших расколоучителей Арсению греку приписывается громадное значение в деле никоновской справы. Здесь и нравственная личность Арсения и деятельность его на печатном дворе подвергаются всевозможным порицаниям. Здесь говорится, что этот лукавый и порочный чернец Арсений, трижды отступник от православия, ведомый еретик, жидовин, бесермен, униат, латинник, сосланный за свое еретичество в Соловки, до того вкрался в любовь к п. Никону , что по ходатайству его пред царем был освобожден из ссылки, поселен в келье рядом с патриархом, овладел полным его доверием, склонил его приступить к исправлению книг и церковных обрядов по греческим книгам, не только руководил патриархом во всех его начининиях и действиях, но и сам потом приставлен был переводить испорченные греческие книги и по ним переправливать древние правые русские книги, насеял в них массу плевел и ересей, научил тому и других, и тем внес великую смуту в православное русское царство 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

1 Следует отметить также: ряд статей о Московских древностях в «Отечественных достопамятностях», изданных в Москве в 1823–1825 гг. (4 выпуска), «Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы», М. Гастева (М. 1841 г.), снимки с различного рода исторических памятников, изданные К. Тромониным в «Достопамятностях Москвы» (М. 1843 г.). 4 Рукопись Филарета, М. 1837 г., стр. 47–48, 64. В приделе св. Спиридония собора Спаса, на Бору, в 1617 г. «деисусов нет, вынесены вон от Московского разорения» столбцы 1 разр., 7125 г. 231). 5 При общем обычае иметь одного отца духовного иногда у вел. князей и царей Московских одновременно было несколько духовников («Богословский Вестник» 1910 г., январь, стр. 255–257, Журналы заседаний совета М. Д. Академии); но наши факты не могут быть приводимы в подтверждение этого. 6 Любопытно, что, несмотря на многочисленность придворного духовенства, иногда нанимали служить наемных попов. О. Извеков указывает случаи для тех придельных церквей, в коих не было своего причта, см. стр. 169, 171–173, 183, 186; но бывало, что приглашали наемных попов и в дворцовые церкви, имевшие свой самостоятельный причт: Евдокеинскому священнику Никите 14 января 1656 г. дано 1 1/2 рубля – «наймывал де он на те деньги 3 недели попов служить обеднце к Евдокеи» (кн. 12 апреля того же года выдано 8 алтын «наемному священнику за обедню в четверг на Светлой неделе» в той же церкви (там же). 7 Следуя «Словарю» митр. Евгения, изданному 90 лет тому назад, о. Извеков приписывает Постникову составление особого противолютеранского сочинения и отыскивает причины, почему оно не было напечатано (стр. 103); а между тем теперь уже признано, что указываемая рукопись Постникова есть ничто иное, как сочинение протопопа Ивана Наседки (1622 г.), которое Постников позаботился переписать для себя. См. А. П. Голубцова . Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара. М. 1891 г., стр. 77, 85, 88, 89, 91 и след. 9 Журналы собраний Совета Моск. Дух. Академии за 1909 г. – «Богосл. Вестник» 1910 г. Январь, стр. 253–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010