После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью, а в 1927 году и вовсе закрыт. Главная святыня обители, чудотворная Иверская икона пропала, ее местонахождение не известно до сих пор. За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения, а в 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В 1991 году монастырь возвратили Церкви. Первое богослужение в обители состоялось 10 августа 1991 года. С 2004 года в монастыре, являющимся памятником федерального значения, ведется масштабная комплексная реставрация, основная часть которой завершилась к 2007 году. 12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского (бывшего Успенского) храма монастыря, а также Божественную литургию в этом соборе. Именно тогда главному храму монастыря, названному после пожара и постройки на его месте каменного здания в 1656 году в честь Успения Божией Матери, было возвращено историческое название. Во время визита Святейший Патриарх Алексий передал на молитвенную память монастырю икону Собора московских святителей, подчеркнув, что между первопрестольным градом и монастырем всегда существовала духовная связь, ибо он был основан Патриархом Всероссийским Никоном. Настоятелю обители архиепископу Льву Патриарх Алексий вручил панагию и крест с памятными надписями о совместном служении. По материалам сайта « Патриархия.Ру » Читайте также: Преданная Богу и реставрации В Кремле проходит реставрация замурованных на Спасской башне икон Церкви нужны реставраторы В Исаакиевском соборе продолжится реставрация Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/vosstanovleny-freski-s...

В нижегородском имении Демидовых совершена заупокойная служба по усопшим членам династии 8 июня 2007 г. 16:22 В Воротынском районе Нижегородской области прошли мероприятия по увековечиванию памяти нижегородской ветви рода Демидовых — русских промышленников и общественных деятелей. В селе Быковка Воротынского района, где находилось родовое имение Демидовых, был совершен молебен в храме Рождества Христова. Рождественская церковь является главным элементом сохранившегося до настоящего времени архитектурного комплекса, включающего в себя железную ограду на кирпичном цоколе и столбах с белокаменными деталями, церковный участок с надгробиями XIX — начала XX века помещиков Демидовых, а также стоящую за церковной оградой маленькую теплую Знаменскую церковь 1829 года постройки. На территории Демидовского некрополя у алтаря Рождественской церкви была отслужена лития в память об усопших членах династии. Месяц назад здесь по инициативе администрации Воротынского района установили поминальный крест. Демидовы — русские заводчики и землевладельцы. Происходили из тульских кузнецов. Родоначальник Никита Демидович Антуфьев (1656-1725), в 1720 г. возведен в дворянское достоинство с фамилией Демидов. После этого он в том же 1720 году покупает имение Быковка в Нижегородской губернии. После смерти Никиты Димидова Быковка переходила по наследству его потомкам. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/254729.htm...

мученики. Дни св. первомучеников христианских Те из св. мучеников новозаветных, кои первые приняли мученический венец, называются первомучениками. Дни св. первомученика Стефана Его преставление 27 декабря (9 января) Св. Стефан был из 70 апостолов 1656 и принадлежал Церкви Иерусалимской. В числе 7 диаконов он избран был апостолами для попечения о содержании бедных, коим первенствующая Церковь доставляла от доходов своих пищу и одеяние, Стефан был первый между семью диаконами ( Деян.6–7 ) и оттого называется архидиаконом. Исполненный веры и благодатной силы, он творил великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из неверующих иудеев вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, с Которым он говорил, и посему сказали, будто они слышали, чго Стефан говорил хульные слова на Моисея (т. е. об уничтожении внешних обрядов закона Моисеева) и на Бога (т. е. о разрушении храма Иерусалимского) и возбудили против него народ. Старейшины и книжники схватили и привели архидиакона в синедрион, представили лжесвидетелей и снова оклеветали Стефана. Но он был невинен, и все, бывшие в синедрионе, видели в лице его лице ангельское. «Это была благодать, – говорит св. Златоуст, – Бог соделал его исполненным такой благодати, кажется мне, для того, чтобы в то время как Стефан намеревался говорить, самым видом его поразить их» 1657 . Первосвященник спрашивал Стефана: правду ли о нем говорят доносчики? Стефан в ответ произнес речь, которой показал, что он верует совершенно согласно с законом, данным через Моисея, и учением пророков, чтит Моисея, благоговеет к Богу и св. храму Его, и заключил, что иудеи жестоковыйные сердцем всегда противятся Духу Святому. От сих слов сердце у них раздиралось, и они скрежетали на него зубами. Стефан, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса Христа одесную Бога, и сказал: «Вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого одесную Бога». Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои и единодушно устремились на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1656 г. января 7 ими послан к императору гонец Николай Минцент (Винцент), который вместе с царским гонцом Богдановым приехал к государю 26 мая 1656 г., и от него отправился к цесарским послам, которые в то время были во Пскове (приехал сюда 5 июня), с цесарскою к ним грамотою. 1656 г. апреля 23 . Послами отправлен к императору гонец Яков Милин. 1657 г. января 10. Цесарь присылал к гетману Хмельницкому Петра Парцивика, архиепископа Трианополитанского с грамотою, предлагая себя посредником в примирении его, гетмана, с Польшею и всячески убеждая отстать от России и приступить опять к польскому подданству, где он может наслаждаться большими, чем прежде, вольностями, в чем он цесарь сам охотно ручается. 1657 г. мая 6–20 февраля 1658 г. (отпущен). Посланник короля Венгерского Леопольда: Иоганн Христофор Фрагштейн и Христоф Бевер фон дер Бинн, – см. в Венгерских. 1661 г. января 11 – ок. 31 августа 1662 г. (выехали из Смоленска). – Послы императора Леопольда: Августин фон Маерн (Майрен=Майерберг) и Гораций Вильгельм (Волм) Кальвуцци (Калюциуш, Калуверий, Калуцыус) для посредничества в заключении мира между русскими и поляками. – В Москву прибыли 15 мая 1661 года. – 18 мая приняты. – 15 апреля 1662 года отпущены в Смоленск на съезд. Прибыли сюда 9 мая. – В числе посольства находились: пастор Себастиан Блавинск, дворецкий Христофор Элерц, секретарь Михаил Гамар, посольские люди: Данило Бернгард, Лукас Бислярн, Яган Сторм, Габриель Шейделох, трубач Геновогегер, Яков Носов, лекарь Анцастей Нигер, скатертник Лаврентий Каниян, портные мастера: Лукаш Теглин, Мелхерт Унгератен, повара: Леонард Фридрих Мяргефор (Левонтей Фринрик), Анц Носовский, Томас Вашер, Анц Шилер. 1662 г. апреля 25 послами был отправлен к императору из Москвы на вел. Новгород гонец Магнус Христофоров, а 17 мая из Смоленска гонец Лукаш Боглеин (Бонлеин) к польским комиссарам и гетману Гоисевскому. ( 1664 г. Грамота императора от 24 июля – о пропуске иезуитов Иоганна Грубера, Генриха Ротта и Филиппа Цеферина через московское государство в Китай прислана «чрез почту»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

26 алт. Выделка самой бумаги возобновилась с сентября 1656 года. О количестве и качестве выделанной здесь бумаги и вообще об успехе деятельности с таким трудом устроенной бумажной фабрики в наших памятниках сохранились самые скудные сведения. Нужно думать, что первые опыты наших бумажных мастеров были неудачны и ограничивались только приспособлением к порядкам выделки бумаги, потому что за первое полугодие их деятельности, с сентября 1655 года по март 1656 года, ни о каких результатах их работ в записях не говорится. За вторую половину 1656 года работы их были успешнее. Декабря 5 дня бумажный мастер Иван Самойлов в первый раз отвез в Москву в печатный книжный приказ семьдесят пять стоп бумаги, но бумаги низшего достоинства; в записях она названа «черною» – и вероятно близка была к «приправочной» бумаге, годной только к переплету книг. Вскоре приступили к выделке бумаги белой; для этого получены были образцы и сделаны особые приспособления. «Января 25 дня (1657 г.) куплено на Москве на мельницу к бумажному делу к первой бумаги к образцу полтора пуда квасцов, дано за пуд по 43 алт. 2 денги, итого рубль 31 алт. 4 д.; да 10,000 ног бараньих, дано за 1000 по 8 алт. 2 д. , итого 2 р. 16 алт. 4 д.»: починен котел большой медный; 27 января куплена на мельницу к варке бараньих ног и в бумажный амбар изба ветхая с дверьми и колодами за 2 р. 16 алт. 4 д.: 11 февраля «куплено к бумажному делу, в чем бумагу клеят и квасцы кладут, 2 корыта больших за 13 алт. 2 денги». Но только что начатая работа на пехрянской бумажной мельнице вскоре опять должна была остановиться и прекратиться навсегда. «16 числа марта 165 года пошла вода с гор и учала плотину портить, и спуски вода снизу и сверху помяла, и мельница стала в пойме». Трехлетний опыт убедил властей, что бумажная мельница построена не на месте, что ежегодные весенние разливы реки будут постоянно мешать работам на ней и что затраты на содержание мельницы не покрываются доходами с нее. Весь расход на эту мельницу, по записям Шпилькина, исчислен в 400 рублей; деньги эти в 1655 году взяты были из приказа печатного двора, а сюда заимствованы из патриаршего разряда; 24 августа 1659 года эти деньги, по указу государя, полностью были возвращены п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Доказывается это, во-первых, тем, что в московской триоди 1656 г., равно как и в киевских, в паримиях и в псалмах выставлена нумерация стихов, причем в московском издании она в иных местах подправлена: против Иса. 8:20 (понед. 3 седм.) Евфимий в правленом экземпляре даже пометил — «отсде стихи почал чести». В греческих изданиях нумерации стихов нет. Во-вторых, в паримии четверка 3 ей седмицы из Иса II гл. 13 — 15 стихи обычно опускаются. Киевские справщики, правившие текст паримии тоже по библии, эти стихи по ошибке оставили, московские справщики последовали их примеру, но перевод исправили: ясно, что они имели пред глазами не триодный текст паримии, но какое-либо печатное издание греческой библии. По-видимому, такой выбор оригинала для паримии сделан был не без влияния Епифания Славинецкого. Евфимий в своем сообщении об исправлении Епифанием славянской библии говорит, что оригиналами для нового перевода ему служили издания греческой библии, выпущеннае «в Франкфорт… лета 1597, в Лондинии печатанные лета 1600, и иные издания лета 1587». В писанном собственоручно Евфимием списке принадлежащих ему книг, находящемся в собрании М.П.Погодина 1963, л. 179) также упоминаются: «библиа в десть 70 тех переводчиков печатанная в Франкофурте» и «другая библия греческая же в полдесять печатанная в Лондини». Из этих изданий автор мог достать лишь франкфуртское, но его текст не совпадает с текстом паримий в триоди 1656 г.: неизвестно, что представляют собою лондонские издания, франкфуртское же до известной степени является критическим.    Работа над исправлением и печатанием триоди 1656 г. велась очень энергично. От начала печатания 8-го января 1654 г. до 3-го августа того же года, когда печатный двор по случаю морового поветрия был закрыт, было отпечатано почти ¾ книги (654 стопы, 24 дести при 1.200 экземпл., около 520 — 530 лл., 66 тетрадей, — приблизительно до в. понедельника). До марта 1655 г. печатный двор был закрыт, но справщики, по-видимому, в это время продолжали работать. В расходной книге печатного двора от 4-го августа 1657 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

1654 г. мая 17 – 2 июля 1655 г. (приехали в Москву). – Посланники к императору Фердинанду III дворянин Иван Иванович Баклановский и дьяк Иван Михайлов известить о вступлении на престол царя Алексея, поздравить Фердинанда со вступлением на престол, «напомянуть о братстве и о любви и объявить неправды и вечному докончанью нарушения королей Польских Владислава и Яна Казимира». – 29 сентября 1654 г. приехали в Вену. 9 октября были приняты в г. Эберздорфе. 12 ноября отпущены. – с ними два человека дворян, 2 переводчика Иван Адамов (Яган Бекер фон-Делен) и Андрей Чамбрус, и двое подьячик Афанасий Ташлыков и Григорий Башмаков. 1656 г. января 7 – 20 мая (приехал к государю на Григорий Богданов и «дл переводу и толмачества» московский торговый иноземец Тимофей Англер. Посланы к императору Фердинанду вместе с гонцом от находившихся в то время в Москве императорских послов Николаем Винделт (Винцент, Минцент) для извещения о присылке полномочных послов на съезд для заключения мира с Польским королем. – 8 марта прибыли в Вену. 13 марта отпущены, а 4 апреля выехали из Вены. 1656 г. июля 13. – Посланник к императору Фердинанду Михаил Клешнин и подьячий ….. (отправление не состоялось). 1656 г. сентябрь. – Гонец Федор Зыков из государева обоза из-пол Риги с грамотой к императору Фердинанду III/ 1658 г. – Посланники Лихарев (Елизаров) и Песков см. в списках послов в Венгрию. 1661 г. июня 1 – сентябрь. – Гонец к императору Леопольду дьяк Ефим Прокофьев с грамотой, в которой царь поздравляет императора со вступлением на престол и отвечает на предложение императора о посредничестве в заключении мира между русскими и поляками. – В Польше был схвачен и посажен в тюрьму (25 июля), и по освобождении возвратился в Москву с посланником стольником Афанасием Нестеровым, не быв у императора. – С ним поехали сын его Василий и толмач Алексей Плетников и гонец от цесарских в Москве послов Еновеггер. 1662 г. сентября 21 – 8 ноября 1663 г. (приехали во Псков).– Посланники к императору Леопольду – стольник Иван Яковлевич Коробьин и дьяк Иван Микулин – поздравить со вступлением на престол, «подкрепити прежнюю братскую дружбу и любовь» и для переговоров о посредничесве в заключении мира между русскими и поляками. – В Вену приехали 16 июня 1663 года. 27 июня приняты, а 28 августа отпущены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

13 Во всяком случае, не ранее этого числа, потому что 29 июля Арсений несомненно был еще в Константинополе и следовательно раньше 30 июля выехать оттуда никоем образом не мог. См. грамоту Паисия патр. константинопольского на имя царя Алексея Михайловича от 29 юля 1654 года. 15 Когда приехал в Москву грек Иван Панкратьев – сведений нет. Первое известие о пребывании его в Москве сохранилось от 20 августа 7163 (1655) года. Греческие дела, кар. 49. дела 24. Об нем, равно как и об архимандритах афонских монастырей: хиландарского, есфигменского и павловского был написан доклад государю, где он назван слугою иерусалимского патриарха. Здесь же говорилось, что с ним приехали два его сына и что как де старец Арсений ездил во Афонскую гору и он де был при нем долгое время на своих проторех и едучи назад в Ясех занемог и старец Арсений взял человека иво с товаром и поехал к Москве и ныне де он приехал для того своего человека и для товаров. 7164 (1656) года января 4-го он вместе с вышеупомянутыми архимандритами – хиландарским, есфигменским и павловским – представлялся царю Алексею Михайловичу. 7165 (1656) года сентября 1 он выехал из Путивля. Греческие дела, кар. 49, дела 24. В челобитной на имя патриарха Никона он писал, что ему учинилось проторей в дивет месяцов триста рублей. Дано ему соболми на 40 рублей. 16 Высокопреосвященный Макарий – неизвестно на каком основании – говорит, что эта отписка прислана Арсением из волошской земли и следоват. на обратном пути его из Константинополя в Москву он был в волошской земле в ноябре 1654 года [« Патриарх Никон в деле етс... стр. 48»). Но 1) отписки этой не сохранилось и потому нам неизвестно, откуда высокопр. Макарий заимствовал сведения, что она прислана из волошской земли. Дело, в котором должна была бы она находиться, озаглавливается: ...о приезде грека Юрия Константинова с отписками, посланнаго в Иерусалим, Арсения Суханова . Эта надпись говорит, следоват., в пользу нашего мнения, но никаким уже образом не в пользу мнения высокопр. Макария. 2) Далее. Если эта отписка и действительно была прислана из волошской земли, то в таком случае она могла быть прислана Арсением не на обратном пути его из Константинополя в Москву, а прислана, «из волошской земли» о приезде его туда [во время второго его в 1654 году путешествия] на пути в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Таким образом, письма патриарха Никона к царю 1653 – 1656гг. можно расположить в следующем хронологическом порядке: Дата Краткое содержание 26 января 1653 г. О пребывании Никона во Владимире РГАДА, ф. 142. оп. 383 27 февраля 1654 г. О чудесном явлении столпа в Иверском монастыре РГАДА. ф. 142. оп. 384 2 февраля 1655 г. О проезде Никона ночью через Можайск РГАДА. Ф. 142. оп. 3 февраля 1655 г. О прибытии Никона в Москву после морового поветрия РГАДА. ф. 142. оп. 386 Сентябрь 1656 г. О помиловании Романа Боборыкина РГАДА, ф. 142. оп. 387 16 декабря 1656 г. О кончине старца Савватия РГАДА. ф. 142. оп. 388 В первой половине XVII в. в царской семье существовала традиция писать друг другу письма во время путешествий на богомолье. Например, царь Михаил Федорович и царица Евдокия Лукьяновна в письмах к патриарху Филарету рассказывали о своих походах в Троице-Сергиев и Угрешский Николаевский монастыри и сообщали о прибытии 25 июня в деревню Рязанцову, 24 сентября 1629 г. в село Воздвиженское 107 . Судя по содержанию писем Никона, патриарх придерживался этой традиции и, нуждаясь в общении с царем, стремился сообщать ему не только обо всем увиденном во время своих путешествий, но и о собственных переживаниях и раздумьях, ходатайствовал о знакомых ему людях. Поэтому послания Никона различаются по форме изложения; это и краткое сообщение (о смерти царского духовника Савватия и о проезде через Можайск), и просьба к царю (о помиловании Романа Боборыкина), и толкование Никоном евангельского высказывания, и подробные описания конкретных событий (о состоянии Москвы после морового поветрия и чудесном явлении огненного столпа). Основной тип повествования в письмах патриарха тяготеет к строго документальному изложению. Никон всегда точно фиксировал дату прибытия в тот или иной населенный пункт – день недели, месяц, время суток («февраля в 3-й день часа за два до света в суботу»; «февраля во 2-й день в 2 часа дня»), точное местонахождение («Богомолец ваш, государев, смиренный Никон патриарх в Чашникове селе, князь Ивана Алексеевича Воротынского, обретаюсь за 2 часа»; «еще живы генваря в 26-й день в 6-м часу в отчине во граде Владимере в Рожественском монастыре»), иногда ставил дату в конце письма («писал по литоргии в 6-м часу дни», «писано декабря в 16-й день»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собравшись с силами, гетман отправился от Белой Церкви, в исходе января, 1656 г., для поисков татар и поляков и поразил их близ местечка Меджибожа. Весной, 1656 г., гетман, соединившись с Бутурлиным, пошел внутрь Польши для недопущения действовать общими силами полякам с турками и татарами. На пути взяты были, с малым сопротивлением Броды, Львов и Замостье и осажден Люблин, в котором собраны были огромный сокровища и который, после кровопролитной осады, взят приступом и разорен. От Люблина гетман, узнав о намерении польской армии переправиться чрез Вислу, отправился ей на встречу, перешел Вислу, и напал с Бутурлиным на поляков в их стане, заставив его бросить и обратиться в поспешное бегство. Намереваясь потом идти к столицам королевства, гетман получил весть, что хан крымский, спеша полякам на помощь, переправляется через Днепр; потому он сейчас поспешил к Чигирину, а Бутурлина уговорил расположиться около Каменца Подольского. Узнав о прибытии хана с войсками при реке Озерной, гетман посылает к нему полкового есаула Тугая, с известием о не существовании больше польских армий на свете, что, говорил, подтвердят и польские офицеры, препровождаемые им к нему. Свидание хана с гетманом и взаимные укоризны друг другу, равно как оправдание гетманом соединения Малороссии с Великороссией: холодное прощание обоих с явной злобой. Послы от шведского короля Карла Густава, к гетману в Чигирин, с просьбой о вспоможении и против поляков и некоторых немецких государей, и отправление 10 000 корпуса, под началом киевского полковника Антона Адамовича, объявленного наказным гетманом, к Кракову, который помог шведам овладеть обеими польскими столицами: падение Польши было неизбежно, если бы не вступились за нее другие державы и не заставили шведов заключить Оливский мир. Письма немецкого императора Фердинанда III-ro и польского примаса к гетману, в коих уговаривали его отстать от союза со шведами, как лютеранами и потому, противниками их и его. Соединиться, по-прежнему, с Польшей или, по крайности, не мешаться ни в какую войну с ней других, грозя, в противном случае, поднятием на него сил всей католической Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010