От Белой Церкви, собравшись, Хмельницкий с достаточными силами казацкими, выступил с ними для поисков над неприятелями в исходе января месяца, 1656 года, и застав их в округе Смелянской, укрывающихся от стужи по жилищам обывательским порознь в деревнях и хуторах, наступил на них со всею жестокостью, и не давая им соединиться, гнал из деревни в деревню, производя повсеместное над ними убийство. Для чего разделены были у него войска на многие деташементы с резервами и легкой артиллерией, а посредине их подкреплял и наступал сам гетман с главными своими силами. Бегущие неприятели собрались и остановились, было около местечка Меджибжа, решившись дать баталию; но Хмельницкий, наступив на них пехотой своей и смешанной конницей, опрокинул все их ополчения, ибо войска неприятельские, состоящие все почти из конницы, за глубокими снегами, худо могли действовать, а сагайдаки татарские в сильные морозы и совсем были не действительны. Напротив того казацкие войска оружием своим и пушенными выстрелами беспрестанно их поражали, и в несколько часов обратили в бегство, с потерей на месте сражения и в жилищах убитыми до тридцати тысяч своих воинов. На побеге разделились неприятели надвое. Поляки вошли обратно в Молдавию и оттоль пробрались в Галицию и Польшу; а татары потянулись степями в Крым, и взятые ими у поляков за поход сей талеры обратились им в гибель, или самую горестную добычу, ибо, проходя они обширные степи по глубоким снегам, от сделавшегося на них твердого сирену, все лошади свои изрезали и побросали, а сами едва доволоклись пешими в свои аулы или жилища, потеряв много людей замерзших и засыпанных снегами. А гетман по тем же причинам и неудобствам, оставил свою за ними погоню. В открывшуюся, тогда весну, соединившись, Хмельницкий с боярином Бутурлиным, предпринял поход с обоими российскими войсками по внутрь Польши, дабы предупредить и отвлечь польские войска от соединения их с турецкими и татарскими. Продолжая, они поход свой до Броде, Львова и Замостья, побрали города сии с малым сопротивлением, и польские войска, не смея показаться им в поле, держались только при тех городах и их замках. А при сближении к ним войск российских, по первых с ними шармицерах и перестрелках, сбиты они были и рассеяны вне городов оных, кои оставляла со всеми снарядами и запасами, вволю победителей. Граждане ж, имея в свежей памяти победоносные Хмельницкого над ними действия и его великодушное к ним снисхождение, выходили за город и встречали войска российские с мирными предложениями и мольбами, пожертвовав притом некоторыми для войска вспоможения. Потому и оставлены они в покое, без всяких воинских поисков и притеснений; а только описано и забрано на государя все, принадлежащее казне или скарбу Речи Посполитой Польской, и введены в замки городские гарнизоны российские.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Кроме того по именным указам патриарха выдано из сумм печатного двора посторонним лицам: в 1656 г. 4 августа старцу Паисию 10 р. за письмо азбук и 1658 г. 6 марта чудова монастыря старцу Ионе 2 р. с полтиною за письмо знаменного ирмология 243 . Перед удалением п. Никона с престола на печатном дворе проживают и работают иностранцы – греки вероятно в качестве переписчиков с греческих книг и получают за то особое содержание. Так в 1657 г. по указам патриарха выдано греку Николаю Идаскову 12 рублей за четырехмесячную работу его от апреля по июль; 13 января 1658 г. выдано 10 р. иноземцу Алексею Дмитриеву, племяннику справщика Арсения грека 244 . 1 Вопрос о значении этих записей затронут в первый раз П. Безсоновым в статье: «Типографская библиотека в Москве» (в «Русск. беседе» 1859 г. 5 и отдельн. издание), вновь поднят В. Е. Румянцевым в статье: «Древние здания печатнаго двора» («Труды моск. археол. общества» т. II, вып, 1, М. 1869 г.) и покойным И. Мансветовым в статье: «Как у нас правились церковные книги» (в «Приб. к Твор. Св. отец» 1883, кн. IV и отд. издание). 2 Записи в приходо-расходных книгах московского печатного двора начинаются с ноября 1619 г.; за XVII век книг с этими записями сохранилось 99; ко времени п. Никона относятся книги за 51 – 59 включительно и записи в книге за 69. 3 Послесловие к апостолу львовского издания 1574 г. (Строев, «Описание старопечатных книг графа Ф. А. Толстого». М. 1829, стр. 33) 5 Подробные сведения о внешнем состоянии московского печатного двора изложены в статье В.Е. Румянцева: «Древния здания московскаго печатнаго двора» («Труды московского археологического общества» т. II, вып. 1. M. 1869 г. стр. 1 – 12). Драгоценные во многих отношениях сведения о внешнем и внутреннем состоянии печатного двора за время п. Иосифа находятся в «Описи московскаго печатнаго двора в 1649 г.», изданной С. Белокуровым в «Чтен. Общ. Ист. и Древн.» 1887 г. кн. 4. 6 «Сказание известно о воображении книг печатнаго дела», изданное Строевым в «Описании старопеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Никону 32 . О бумажной мельнице на р. Пехре сведений в книгах печатного двора за следующие годы уже не имеется; как бы взамен этой мельницы в семидесятых годах XVII столетия построена другая бумажная мельница на реке Яузе; но принадлежала ли она к печатному двору – неизвестно; она считалась государевой и сдана была на откуп иноземцу Еремею Левкину 33 . Для полноты сведений о внешнем состоянии московского печатного двора при п. Никоне укажем на состав служащих на этом дворе лиц, собственно приказных и мастеровых людей 34 , на порядок печатания, продажи и безденежной раздачи книг. Приказ печатных дел оставался здесь и при п. Никоне . Во главе его в 1652 и 1653 г. стоял и занимал место дьяка гость Владимир Борзово; по должности дьяка он следил эа работами мастеровых печатного двора, вел их списки, заведывал выдачей жалования всем служащим и продажей книг; на его ответственности лежало ведение приходных и расходных книг, которые он и скреплял по листам своей подписью 35 . С января 1654 г., со времени перехода печатного двора в заведывание п. Никона до морового поветрия, до августа того же года, дьяком в печатном приказе был Богдан Щепоткин 36 ; после морового поветрия, с марта 1655 г. за все остальное время патриаршества Никона и после него до мая 1664 г., дьяком был Иван Щепоткин 37 . Дьяк печатного двора получал окладное жалованье по 100 рублей в год. Кроме дьяка в приказе сидели подъячие; сначала их было двое: Никифор Федоров, с годовым окладом в 30 р. 15 алтын, и Иван Коноплев, с окладом в 25 р. 3 алт. 2 д.: с 19 марта 1653 г. назначен третий подъячий Михаил Путилин, с окладом в 20 р. 38 . После морового поветрия опять было двое подъячих из новых лиц: старшим считался Максим Протопопов, младшим, Петр Зотиков, с окладами 1652 года; в марте 1657 г. вместо Зотикова значится Иван Еремеев; летом этого года оба подъячие просили патриарха пожаловать их выбылым окладом умершего Путилина, в прибавку к их содержанию для их скудости; и 1 сентября патриарх согласился на их просьбу, велел разверстать между ними оклад умершего подъячего в 20 рублей так, чтобы Протопопову выдавалось 40, а Еремееву 35 р. 39 . В конце 1655 года для ближайшего наблюдения за деятельностью приказных и за печатанием книг назначен был сарский и подонский митрополит Питирим; на печатном дворе сохранились особые приходорасходные записи за 164, 165 и 166 годы, веденные под наблюдением этого митрополита дьяком Иваном Щепоткиным 40 , но деятельность м. Питирима на печатном дворе не была выдающейся при п. Никоне , не была и постоянной: в 1656 году м. Питирим сопровождал царя Алексея Михайловича в его походах и потому долго не жил в Москве 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Прошлогоднее обозрение церковной жизни в Боснии и Герцеговине мы окончили сообщением, что жалобы представителей церковно-школьных общин, изложенные в известном меморандуме 1896 г., остались не только неудовлетворенными, но даже и невыслушанными, так как депутация не была допущена до императора, за то жалобщики подверглись разного рода гонениям, притеснениям —196— и даже полному разорению. 1654 Меморандум, оказывается, только принес за собою массу неприятностей и во всяком случае дал совершенно противоположные ожиданиям последствия. Австрийские власти, во главе с наместником Боснии и Герцеговины Вениамином Каллаем не знают, как и чем отомстить подписавшим злосчастный меморандум. Так один из членов депутации купец Петр Дрляча, по возвращении из Вены, немедленно был арестован 13 января 1897 г. и заключен в тюрьму в Баньей Луке, а вместе с ним и некоторые из его родственников, обвиняемые в сочувствии ему. В конце февраля Каллай распустил в Сараево церковную общину, а руководство делами общины вверил известному сербскому изменнику Петровичу. 1655 Прежнего же председателя общины, патриота Ефтановича сам Каллай отрешил от должности единственно за участие в депутации. 1656 Распущена также церковно-школьная община в Мостаре, где управление общиной поручено даже католику барону Клинбургу. 1657 Спасаясь от преследований подписавшие меморандум вернулись в Вену и там подали в марте 1897 г. новую жалобу императору. На этот раз депутация была —197— принята императором 20 марта в Вене. Во главе депутации были из Сараево уволенный недавно Каллаем председатель сараевской общины Григорий Ефтанович, а из Мостара – Войслав Шпола. Подана была императору дополнительная записка-меморандум от имени 19 церковно-школьных общин, 1658 в которой описываются все гонения и самоуправство властей над сербско-православною церковью и училищами, а также преследования сербской речи и сербского национального имени. Депутация просила приостановления смены церковно-училищных общин, возвращения прежней общины в Мостаре, удаления барона Клинбурга и с чисто-детским обращением к императору просила у него защиты и покровительства сербской церкви и сербскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В помощь пострадавшим от пожаров собрано более 25 млн. рублей 17 августа 2010 г. 17:59 К 17 августа в помощь пострадавшим от пожаров на счета Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению перечислено 25 млн. 129 тыс. рублей, 26 254 доллара США и 1656 евро. Из числа вещей в настоящее время необходимы: Продукты питания: Средства пожаротушения: Вещи (просьба нести только новые вещи, с этикетками): Все остальное в настоящий момент не требуется. Все указанные вещи можно приносить в Синодальный отдел (м. Римская, ул. Николоямская, дом 57, стр. 7) с 9.00 до 21.00. По-прежнему приглашаются помощники-волонтеры. Необходимо: 1) разгружать и сортировать принесенные вещи по населенным пунктам; 2) связываться по телефону с людьми на местах, уточнять информацию; 3) «разведывать» обстановку на местах, отвозить вещи, контролировать доставку в населенные пункты (требуются добровольцы на машинах — инструкция ; связь по электронной почте otdel.pozhar@yandex.ru или по телефонам горячей линии); 4) помогать в распространении информации (писать в сети, раздавать листовки, сообщать знакомым, рассылать приглашения на сайте www.vkontakte.ru и пр.); 5) дежурить вместе с дежурным отдела, встречать приезжающих добровольцев. Уточнять информацию можно по телефону горячей линии Синодального отдела (495) 5420000. Внимание: наличные деньги не принимаем. Все пожертвования следует перечислять на расчетный счет Синодального отдела. С 9 августа по 1 октября 2010 года ОАО Банк «Петрокоммерц» не будет взимать платы за все операции по счетам Синодального отдела. Реквизиты счета для перечисления пожертвований пострадавшим от пожаров Реквизиты для перечисления пожертвований в долларах и в евро Пожертвования пострадавшим от пожаров также можно перечислить с помощью смс-сообщений. Для этого необходимо отправить смс на короткий номер 7715 со словом «пожар». На сайте Синодального отдела постоянно публикуются подробные отчеты о ходе сбора и расходования средств. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1251047.ht...

1778 г. февраля 16 – апрель. – Граф Венцеслав Кауниц-Ритберг. 1779  сентября 24 – 1780 г. – Граф Людовик Кобенцель. 2. Послы, посланники и гонцы из России к Венгерским королям и князьям 1486 г. – Посол Федор Курицын к королю Матиашу с поручением привесть его к присяге на договорной, заключенной в Москве, грамоте и взять у него подтвержденную грамоту на этот договор. На возвратном пути в Россию был схвачен турками, отвезен в Крым к хану Менгли-Гирею, откуда едва мог освободиться. 1487 г. – сентябрь 1487 (7096) г. (приехал в Москву). – Федор Кузминской с уведомлением, что между вел. князем Московским и Польским королем нет мира. 1488 г. июля 29 – 9 апреля 1489 г. (возвратился). – Штибор и Василий Карамышов к Угорскому королю Матиашу с уведомлением о получении подтвержденной договорной королевской грамоты, посланной с Курицыным, о взятии вел. князем Московским Тверской земли у великого князя Тверского за его доброжелательство Польскому королю и с просьбою не заключать с Польшею мира, а продолжать обще с ним нападать на Польшу. Грамота ответная короля от 16 декабря 1488 года. 1574 г. июля 7. – Юрий Фаренсберг (Фарнспах), исполняя волю государеву, поехал из Польши к цесарю, а оттуда намеревался отправиться в Венгрию («Юрья разведка»). 1628 (7036) г. (возвратились). – Послы к Угорскому королю фердинанду Мешок Квашнин и Шелоня Булгаков. 1629 г. – Бывшие в Царьграде послы Яковлев и Овдокимов писали к Венгерскому королю Гавриилу Бетлеему Таборе, что царь Михаил желает вступить с ним в переписку. 1656 г. октября 2 – 15 февраля 1657 г. (возвратился в Москву). – Григорий Васильевич Волков с приказанием объявить, что государь приемлет его в свою приязнь, и уговаривать, дабы он ни в чем не помогал Польскому королю и Крымскому хану против России, но жил бы с гетманом Хмельницким дружно; шведам бы не помогал и прислал бы к государю своих послов. Ответная грамота от 17 января 1657 года. 1657 г. мая 26 – 10 августа (велено быть в Москве). – Посланник к Ракоцию Венгерскому Иван Афан. Желябужский с грамотой, в коей по учинении выговора, что он, и государево требование и свое обещание презрев, пошел на Литву воевать, советовал (государь) отстать от шведов, не помогать им ни людьми, ни деньгами, ни порохом, не ходить в Литву и быть в союзе с государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Боборыкина 103 . 3 июня 1656 г. из своей вотчины Боборыкин продал патриарху Никону деревню Сафатово на Песочне за 2 тыс. р., в которой был построен деревянный храм Воскресения Христова (и деревня стала называться селом Воскресенским); хлеб, остававшийся на полях в скирдах, Боборыкин пожертвовал Воскресенскому монастырю на строение; сельцо Бобырево с приписанными к нему землями и сенными покосами Боборыкин также принёс в дар монастырю 104 ; в 1657 г. патриарху была продана остальная часть владений Романа Боборыкина на реке Истре и Песочне 105 . Выступать защитником стольника Р.Ф. Боборыкина перед царём патриарх Никон мог, вероятно, в 1656–1657 гг., когда совпадали интересы патриарха и стольника в отношении земельных владений Боборыкина, необходимых Никону для строительства своих монастырей: 2 июня 1657 г. датирована купчая на сельцо Ивановское в Московском уезде – Горетове стане, – проданное Романом Фёдоровичем Боборыкиным Иверскому монастырю за 1 тыс. р. 106 . Но письмо датируется 1656 г.: согласно записям в книге расходов патриаршего Казённого приказа, с 1 сентября 1656 г. по 2 января 1657 г. состоялся поход патриарха Никона в Иверский монастырь через Тверь с посещением тверского Иосифова монастыря и Вязьму. По дороге в Тверь Никон останавливался в селе Чашниково, где жаловал денежной милостыней нищих, крестьян и вдов за сено для лошадей 107 . Возможно, в сентябре 1656 г., будучи в селе Чашниково, Никон и написал царю о Романе Боборыкине. Таким образом, письма патриарха Никона к царю 1653–1656 гг. можно расположить в следующем хронологическом порядке: Дата Краткое содержание 26 января 1653 г. О пребывании Никона во Владимире РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 383 27 февраля 1654 г. О чудесном явлении столпа в Иверском монастыре РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 384 2 февраля 1655 г. О проезде Никона ночью через Можайск РГАДА, ф. 142, оп, 1, д. 385 3 февраля 1655 г. О прибытии Никона в Москву после морового поветрия РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 386 Сентябрь 1656 г. О помиловании Романа Боборыкина РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В последнем письме Никона, где он просит царя отдать на поруки Романа Боборыкина, нет ни одной даты; упоминается только, что письмо послано из села Чашниково. Стольник Роман Федорович Боборыкин приобрел широкую известность в начале 1660-х гг. в связи со спорным делом с опальным патриархом Никон 101 . Известно, что для строительства Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря во второй половине 1650-х гг. патриарх Никон скупал землю по берегам реки Истры и ее притоков Песочни и Маглуши. Земля принадлежала разным владельцам – царским дьякам, боярам и князьям, однако центром владений Нового Иерусалима стали бывшие вотчины Р.Ф. Боборыкина 102 . 3 июня 1656 г. из своей вотчины Боборыкин продал патриарху Никону деревню Сафатово на Песочне за 2 тыс. р., в которой был построен деревянный храм Воскресения Христова (и деревня стала называться селом Воскресенским); хлеб, остававшийся на полях в скирдах, Боборыкин пожертвовал Воскресенскому монастырю на строение; сельцо Бобырево с приписанными к нему землями и сенными покосами Боборыкин также принес в дар монастырю 103 ; в 1657 г. патриарху была продана остальная часть владений Романа Боборыкина на реке Истре и Песочне 104 . Выступать защитником стольника Р. Ф. Боборыкина перед царем патриарх Никон мог, вероятно, в 1656 – 1657 гг., когда совпадали интересы патриарха и стольника в отношении земельных владений Боборыкина, необходимых Никону для строительства своих монастырей: 2 июня 1657 г. датирована купчая на сельцо Ивановское в Московском уезде – Горетове стане. – проданное Романом Федоровичем Боборыкиным Иверскому монастырюза 1 тыс. р. 105 . Но письмо датируется 1656 г.: согласно записям в книге расходов патриаршего Казенного приказа, с 1 сентября 1656 г. по 2 января 1657 г. состоялся поход патриарха Никона в Иверский монастырь через Тверь с посещением тверского Иосифова монастыря и Вязьму; по дороге в Тверь Никон останавливался в селе Чашниково, где жаловал денежной милостыней нищих, крестьян и вдов за сено для лошадей 106 . Возможно, в сентябре 1656 г. будучи в селе Чашниково, Никон и написал царю о Романе Боборыкине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

за икосы против прежнего протопопа Максима». Вероятно, задним числом, протопопу Максиму («духовнику, Благовещенскому протопопу») 31 октября 1634 г. произведена выдача за причастное от царицы (такая же книга 31 января 1635 г. прот. Максим именуется «бывшим государевым духовником старцем Моисеем», там же). Прот. Иван был в Благовещенском соборе недолго: 31 декабря 1634 г. он называется «Благовещенским бывшим протопопом» (кн. а с следующего 1635 г. упоминается уже новый протопоп Никита (19 марта – кн. 14 сентября – столбец 7144 г. 29 сентября – кн. последние известия о нем от 2 Февраля, 28 марта и 24 апреля 1645 г., кн. 12 мая – кн. Между протопопом Стефаном (1645–1656 гг.) и Лукианом (1657–1666 гг.) был еще протопоп Михаил Кириллов, который упоминается 30 Февраля 1656 г. (кн. около этого времени прекращаются известия о Стефане – как царском духовнике (последние мне известные от 4 Февраля и 3 марта 1656 г., кн. Протопоп Михаил был недолго, несколько месяцев; с мая 1656 г. упоминается новый царский духовник – протопоп Лукиан: 12 мая по государеву именному указу приказал окольничий Ф.М. Ртищев, велел давать государеву духовнику Благовещенскому протопопу Лукьяну с Казенного двора по што ни пришлет (кн. 1 июля и 6 сентября 1656 г. кн. Эти два протопопа (Иван и Михаил), бывшие в Благовещенском соборе только по нескольку месяцев, совершенно неизвестны о. Извекову и потому мы не найдем у него никакого объяснения их появлению; вероятно это были лица, служившие в соборе временно, в тот период, когда один духовник оставил уже свою должность, а новый на его место еще не был избран, и что они были только протопопами Благовещенского собора и не были вместе с тем царскими духовниками 5 . Ключари, Парфений (не отмеченный у Извекова) упоминается в сентябре 1613 г. (столбцы 7122 г., 2/11 и 3/12). Александр Андреев (отчество не указано у Извекова) упоминается еще 29 марта 1651 г. (столбцы 7159 г. а не с 1652 г., как говорит о. Извеков. Василий Климентов (и Клементьев, кн. Ключарь уже 9 ноября 1655 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Решение патриарха Никона со священным собором об освящении воды однажды, только в навечерие Богоявления, было принято 16 декабря 1655 года, 27 декабря митрополит ростовский Иона уже получил патриаршую грамоту, а 1 января 1656 года направил свое послание в Кирилло-Белозерский монастырь (Приложение 2). Следовательно, текст Келарского обиходника был написан в 1655 году на 1655–1656 богослужебный год. Если бы он был написан позже, в 1656 году, то решение патриарха Никона нашло бы отражение в тексте. Хотя исправили текст в навечерии Богоявления, а на самый праздник 6 января остался текст не правленным. На л. 127 сделано ряд записей уже после составления Келарского обиходника в статье «Царские заздравные кормы». Под датой 17 сентября – об именинах дочери Алексея Михайловича Софьи, которая родилась в сентябре 1657 года. Запись сделана вторым почерком. Похожим на этот почерк сделаны приписки на л. 4 об., 55 об., 72 об., 74, 75, 79 об., 106 об., 108, 122 об. Под датой 24 ноября записано, также вторым почерком, об именинах другой дочери Алексея Михайловича – Екатерины. Написанное зачеркнули и написали, что рождение ее 27 ноября 1658 года и в тот же день именины, хотя именины должны быть 24 ноября. Вероятно, второй почерк принадлежал старцу Матфею Никифорову. На л. 127 об. сделана запись под датой 18 января 168 (1660) года о рождении следующей дочери Алексея Михайловича – Марии, уже другой рукой, вероятно старца Ильи Ивицкого, который в декабре 1659 года сменил келаря Матфея Никифорова в этой должности; старец Матфей стал строителем. Вероятно, этим же почерком написано на нижнем поле л. 31 об. об освящении воды в навечерие Богоявления на озере. И еще одним почерком, дрожащей руки, сделаны приписки на л. 73, 114 об., 116, 117. После 1660 года записей о рождении детей Алексея Михайловича не было, хотя дети рождались часто: Федор (1661), Феодосия (1662), Симеон (1665), Иоанн (1666), Евдокия (1669), Петр (1672), Наталья (1673), Феодора (1674). Из статьи «Царские заздравные кормы» вычеркнуты умершие дети Алексея Михайловича: Анна Алексеевна (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010