Никита Столпник, преподобномуч. Переяславский. 1186 г. 24 мая. Авраамий, муч. Болгарский (на Волге). 1229 г. 1 апреля. Василий (Василько), кн. Ростовский. 1238 г. 4 марта. Георгий Всеволодович, в. кн. Владимирский. 1238 г. 4 февраля. Меркурий, муч. Смоленский. 1238 г. 4 марта. Евпраксия, блгв. кн. Псковская. 1243 г. 16 октября. Михаил, блгв. кн., и Федор, боярине, Черниговские. 1246 г. 20 сентября. Константин, блгв. кн. Ярославский. 1257 г. 3 июля. Роман Ольгович, кн. Рязанский. 1270 г. 19 июля. Иоасаф и Василий, игумены Псковские, и с ними 17 иноков. 1299 г. 4 марта. Михаил, блгв. князь Тверской. 1318 г. 22 ноября. Иоанн, Антоний и Евстафий, муч. Виленские. 1347 г. 14 апреля. Иулиания, блгв. кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря. Исидор, пресвитер Юрьевский, и с ним 72 муч. 1472 г: 8 января. Макарий, митрополит Киевский. 1479 г. 1 мая. Герасим и Питирим, епископы Пермские. 1430 г. и в 1455 г. 29 января. Иоанн, муч. Казанский. 1529 г. 24 января. Адриан, преподобномуч. Ондрусовский. 1549 г. 26 августа. Адриан, игумен Пошехонский, Давид и др. иноки с ними. 1550 г. 5 марта. Стефан и Петр, муч. Казанские. 1552 г. 24 марта. Агапит, преподобномуч. Маркушевский. 1569 г. 9 января. Корнилий, игумен Псково-Печерский. 1570 г. 20 февраля. Иаков и Иоанн, отроки Менюжские (Новг.). 1570 г. 24 июня. Симон, блж. юрод. Юрьевский. 1584 г. 4 ноября. Димитрий, царевич Московский. 1591 г. 15 мая. Василий, муч. Мангазейский. 1600 г. 23 марта. Ермоген, патриарх Московский . 1612 г. 17 февраля. Евфросин, преподобномуч. Синозерский. 1612 г. 20 марта. Галактион, преподобномуч. Волгоградский. 1612 г. 24 сентября. Прокопий, блж. юрод. Вятский. 1627 г. 21 декабря. Иов, преподобномуч. Ущельский. 1628 г. 6 августа. Симон, преподобномуч. Устюжский. 1644 г. 12 июля. Афанасий, игумен Брестский. 1648 г. 5 сентября. Макарий, архим. Овручский, преподобномуч. Каневский. 1653 г. 7 сентября. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. 1671 г. 11 мая. Павел, муч. Русский (Константиноп. церкви). 1683 г. 3 апреля. Гавриил, младенец (Слуцкий). 1690 г. 20 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

1442), Варфоломей (ок. 1444), Хрисанф (?) (ок. 1445), Николай (?) (ок. 1460), Иоанн (II) (ок. 1462), Иоанн (III) (ок. 1541); Манглисские: Арсений (ок. 1545), Христофор (ок. 1615), Афанасий (Татишвили) (1619 - после 1646), Николай (1652-1653), Арсений (Абашишвили) (1664-1671), Гавриил (Джавахишвили) (1672-1673, 1686-1699), Евдемон (Ратишвили) (1676-1683), Николай (Госташабишвили) (1699-1710, с перерывами), Иосиф (ок. 1702), Арсений (Доленджишвили) (1712-1717/18, 1721-1725), свт. Иоанн (Саакадзе) (1717/18-1721), Иосиф (Абашишвили-Бараташвили) (1725-1735), Христофор (Мухранбатони) (с 1736), Николай (Джавахишвили) (?) (ок. 1764), Николай (Иотамишвили) (нач. 80-х гг. XVIII в.), Амвросий (Микадзе) (1 марта 1792 - 2 дек. 1794 (или окт. 1793)); Арсений (ок. 1794), Даниил (посл. четв. XVIII в.); Тбилисско-Манглисско-Болнисский: митр. Арсений (ок. 1805-1811). Ист.: Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Пурцеладзе Д. Грузинские церк. гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Жордания Ф. Исторические док-ты монастырей и церквей Картли-Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии/Введ., пер. и примеч.: М. Джанашвили. Тифлис, 1904. (Зап. Кавк. отдела ИРГО; Т. 24. Вып. 5); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1905. Вып. 2; 1913. Вып. 4; Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Баладзори. Книга завоевания стран/Текст и пер.: П. Жузе. Баку, 1927; Документы по соц. истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1940. Т. 1 (на груз. яз.); Барнавели Т. Надписи храма в Манглиси. Тб., 1961 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь//Грузинское источниковедение. Тб., 1968. Вып. 3. С. 50-76; Книга посланий/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

О божественных именах, I, 4//Vol. 1, p. 113: 12 – 114: 1 Such la; PG 3, 592 B 2–5. 1632. Пс.-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, I, 2//Vol. 2, p. 8: 9–10 Heil; PG 3, 121 B 10–12. 1633. Букв. «в опрощающем его единении» (В. Б.). 1634. Рим. 11, 36. 1635. Пс.-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, I, 1//Vol. 2, p. 7: 4–8 Heil; PG 3, 120 В – 121 А (В. Б.). 1636. Там же, XII, 3//Vol. 2, p. 43: 16–19 Heil; PG 3, 293 В 7–12 (В. Б.). 1637. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXXVIII на Богоявление, 11//SC 358, p. 126: 22–24 Moresch ini; PG 36, 324 А 11–13=Слово XLV на Святую Пасху, 7//PG 36, 632 В 8–10. 1638. 2Кор. 3, 18. 1639. Прп. Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные, I, 97//PG 90, 1124 A 8 sq. 1640. Пс. 140, 10. 1641. Пс. 103, 24. 1642. Быт. 27, 27. 1643. Ср.: Песн. 1, 3. 1644. Пс. 144, 1. 3. 1645. Пс. 138, 6. 1646. Пс. 91, 9. 1647. Пс. 101, 13. 1648. Пс. 96, 9. 1649. Пс. 85, 8. 1650. Пс. 23, 3–4. 1651. Быт. 26, 24. 1652. Лк. 16, 22. 1653. Пс. 32, 6. 1654. Пс. 32, 5. 1655. В слав. пер. «еже по заповедям» (Добротолюбие, т. 4, с. 151, на обороте) (Н. Л.). 1656. Слав.: «прелести», то есть самообольщению (Н. Л.). 1657. Ис. 26, 19. 1658. Пс. 77, 25. 1659. Ин. 3, 6. 1660. См.: Исх. 16, 35. 1661. См.: Исх. 12, 8. 1662. «Весы»: ср.: Лев. 19, 36. 1663. Ср.: 2Кор. 3, 18. 1664. Букв. «во всех». 1665. νυπστατος: в рус. переводах опущено – возможно, потому, что слово понято как синоним предыдущего τ ντι, «истинно». У Каллиста этот эпитет часто употребляется в значении «сущностный». 1666. Свт. Григорий Богослов. Слово XXXVIII на Богоявление, 7//SC 358, p. 116: 17–19 Moresch ini; PG 36, 317 С 8–10=Слово XLV на Святую Пасху, 3//PG 36, 628 А 5–7. 1667. Ср.: Ин. 14, 17. 1668. Свт. Григорий Богослов. Слово XXXVIII на Богоявление, 7//SC 358, p. 116: 20–21 Moresch ini; PG 36, 317 С 12–13=Слово XLV на Святую Пасху, 3//PG 36, 628 А 9. 1669. Там же. 1670. Пс. 62, 9. 1671. Пс. 81, 1. 1672. Пс. 49, 1. 1673. Пс. 46, 10. 1674. Ис. 6, 2. 1675. Мф. 5, 8. 1676. В этом месте очевиден пропуск слова ληπτος, которое было в греческом оригинале славянского текста.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ («Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссиею» - АИ), издание документов, полученных гл. обр. из архивов Вильно, Могилёва, Витебска, а также хранилищ Москвы и С.-Петербурга (СПб., 1841-1842. 5 т. Т. 1: 1334-1598/Гл. ред. прот. И. И. Григорович; Т. 2: 1598-1613/Подгот. к изд. прот. И. Григорович; Т. 3: 1613-1645/Подгот. к печати С. М. Строев и М. А. Коркунов; Т. 4: 1645-1676/Гл. ред. прот. И. Григорович; Т. 5: 1676-1700/Подгот. к изд. М. А. Коркунов). В АИ наряду с широким кругом законодательных, актовых и делопроизводственных источников по истории России XIV-XVII вв. опубликованы многочисленные материалы по истории РПЦ и ее взаимоотношений со светской властью и Вост. Патриархами: грамота свт. Феогноста , митр. Киевского, на Червленый Яр 1354/55 г.; жалованные несудимые и тарханные грамоты мон-рям и церквам, в т. ч. 3 грамоты вел. кн. Олега Рязанского 1356-1402 гг.; послания Вост. Патриархов российским государям и митрополитам, а также новгородцам и псковичам XIV-XVI вв.; грамота польск. кор. Казимира IV свт. митр. Ионе о правосл. Церкви в Великом княжестве Литовском; образцы епископских грамот присяжной, настольной, отреченной; материалы, связанные с ересью жидовствующих (кон. XV в.), с ересью М. Башкина (сер. XV в.); уставные грамоты о монастырском общежитии, статьи из Стоглава 1551 г.; послание царя Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский мон-рь ; материалы по истории осады Троице-Сергиева мон-ря в 1609 г.; грамоты Патриарха Никона властям Валдайского Иверского мон-ря 1653-1656 гг.; розыск о мученической кончине сщмч. Иосифа , митр. Астраханского († 1671), во время бунта Степана Разина; документы Соловецкого мон-ря от 1674 г.; соборные постановления и грамоты о духовном суде, распорядках и пошлинах, памяти о вотчинном монастырском управлении и др. К АИ существует именной и географический «Указатель» (СПб., 1843). Изданные Археографической комиссией «Дополнения к Актам историческим» (СПб., 1846-1872. 12 т.), охватывающие документы X-XVII вв., представляют собой самостоятельную серию. Лит.: Софинов П. Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М., 1957; Эпштейн Д. М. История археографии в дореволюционной России: Учеб. пособие/Моск. ист.-арх. ин-т. М., 1977. [Вып. 1]: Период феодализма; 1979. [Вып. 2]: (Период капитализма). Б. Н. Морозов Рубрики: Ключевые слова: ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества, Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/63962.html

Собор св. Каэтана в Велье-Гоа (Ст. Гоа). 1651 г. Собор св. Каэтана в Велье-Гоа (Ст. Гоа). 1651 г. Ослабление католич. Церкви создало условия для активных действий инд. христиан, недовольных латинизацией. В 1653 г. ок. 200 тыс. чел. произнесли клятву у поклонного креста в Маттанчери (шт. Керала) о неподчинении католич. Церкви. Для урегулирования конфликта папа Римский Александр VII направил на Малабарский берег голл. кармелитов, к-рым удалось вернуть в католич. Церковь к 1662 г. 72% приходов с сохранением их обрядности. В результате раскола образовались 2 Церкви. Во-первых, Сиро-Малабарская католическая Церковь, или Пажайакуру, где до 1896 г. епископами были только кармелиты-европейцы. В 1896 г. папа Лев XIII принял решение об образовании 3 апостольских вик-ств, главами которых стали местные священнослужители. Во-вторых, Сирийская яковитская Церковь Индии, или Путтанкуру, подчинившаяся в 1665 г. Сирийской яковитской Церкви. Прибывший в 1665 г. еп. Иерусалимский Мар Григорий Абд аль-Джалиль († 1671) совершил хиротонию члена клана Пакаломаттом Мар Фомы († 1670) во митрополита Маланкарского с назначением на должность главы Церкви, внес изменения в церковную жизнь, отказавшись от Filioque и положений Вселенских Соборов, кроме первых 3, заменив опресноки квасным хлебом и католические облачения сирийскими, обеспечив признание формулы о единой богочеловеческой природе Христа. В нач. XVIII в. представитель несторианского католикоса Илии XI († 1722) митр. Азербайджанский Гавриил († 1730) вернул Ассирийской Церкви Востока 42 католических прихода, которые после его смерти перешли в юрисдикцию Сирийской яковитской Церкви. Однако в 1-й пол. XVIII в. иезуиты и кармелиты не оставляли попыток подчинить отколовшихся индийских христиан, о чем свидетельствуют многочисленные просьбы последних к Датской Ост-Индской компании о защите. В 1731 г. такая защита была гарантирована. Датская Ост-Индская компания активно помогала протестант. миссионерам, к-рые до нач. XVIII в. не занимались обращением местного населения, концентрируя внимание на работе с европейцами. В 1706 г. в дат. колонию Транкебар прибыли первые миссионеры Генрих Плутшау (1677-1746) и Бартоломео Цигенбальг (1683-1719), на к-рых кор. Дании и Норвегии Фредериком IV была возложена миссия просвещения местного населения. Считая, что взрослые индийцы невосприимчивы к его проповеди, Цигенбальг в основном изучал местные религии и культуры, а также создал школы для детей коренного населения.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Мы кажется не ошибемся, если скажем, что все, относящееся в этой грамоте до вотчин и бобылей, есть не более как форма, ибо не из чего не видио, чтобы Николаевский монастырь имел в то время какие либо вотчины (кроме вышеупомянутых, и то оброчных, пустошей) и владел крестьянами, которых по времени отобрания монастырских имений в казну (в 1764 году) за ним числилось всего лишь 7 душ. Старец Ипатий, которого по этим сведениям должно считать восстановителем Малоярославецкой Николаевской обители, управлял ею с 1659 по 1671 год. Преемники его Антоний, Серапион и Нифонт известны лишь по именам из современных их управлению платежных квитанций во взносе ими Патриаршим десятинникам или поповским старостам оброчных и пошлинных денег за упомянутые выше церковные земли и пустоши, состоявшие во владении монастыря. Строитель Васьян упоминается в двух грамотах, данных на его имя от Патриарха Иоакима. Поводом первой (1685 года) послужило челобитье самого Васьяна, в котором он изъяснял: «Что по Указу Великих Государей послан в Ярославец-Малый писец, а выписи ему Строителю с писцовых книг на церковные земли и пустоши, которые даны на оброк управляемому им Николаевскому Малоярославецкому монастырю, не дано, и потому просил дать таковую. В следствие чего по приказанию Святейшего Патриарха и была ему прислана подробная выпись: 1) С писцовых книг малоярословецкого посаду письма и дозору Ильи Чемесова, да подъячева Василия Прокофьева 1621 года, и 2) С писцовых книг малоярословецкого уезда письма и меры Василия Колычева, да подъячего Василия Рожнова 1628, 1629 и 1630 годов, и 3) Выпись с книг письма и окладу жилых данных церквей и досмотра, и межевания церковных земель Ярославца Малого и уезда Михаила Павлова 1653 п 1654 годов. Выписи же эти даны ему строителю Васьяну по Указу Великого господина Святейшего Иоакима Патриарха Московского и всея России и по помете на выписке Дьяка Перфилья Сменникова (для ведения), почему ему (Строителю) те церковные земли на оброке держать и при писцах написать в писцовые книги в церковные Святейшего Патриарха оброчные земли и отмежевать».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На востоке церковь успешно приобретала себе новых чад в Сибири. Правительство содействовало ей в этом своими материальными средствами и льготами обращавшимся инородцам. Сибирские казаки продолжали покорять новые земли; по их следам везде возникали русские города и селения с храмами и монастырями. Из Москвы посылались для них книги, иконы, церковная утварь и духовенство. Для больших успехов святой веры в 1620 году для Сибири открыта была новая епархия в Тобольске. Первым архиепископом ее был Киприан (из игуменов Хутынского монастыря); он много заботился об исправлении дурной нравственности русских поселенцев в Сибири, а для скорейшего просвещения верой диких туземцев старался умножать по своей епархии церкви и монастыри. В 1624 году он был переведен на Крутицкую епархию. Некоторые обители имели особенно важное значение в деле христианской миссии. В 1644 году старец Далмат (из Невьянского монастыря) основал на реке Исети Далматовский монастырь, сделавшийся потом средоточением христианского просвещения для огромного округа возникших около него русских и инородческих поселений. В 1653 году возник другой известный просветительным влиянием монастырь в остяцком крае, Кодинский или Кондский. С половины XVII века казаки стали покорять южную Сибирь; дружины Хабарова проникли за Яблоновый хребет на реку Амур. В крепости Албазине появилась приходская церковь , а в 1671 г. иеромонах Гермоген основал здесь монастырь. В 1681 г. сибирский митрополит Павел отправил туда проповедниками игумена Феодосия и несколько монахов; для распространения веры в Забайкалье миссия эта устроила монастыри Селенгийский и Посольский. Собор 1682 года положил послать искусных духовных людей еще в Дауры на реку Лену. С 1660 по 1672 год по восточной Сибири возникли обители в Якутске, Киренске и Иркутске. В 1689 году весь Амурский край был уступлен Китаю; Албазин срыт, и христианская вера перестала здесь существовать, но зато проникла в самый Китай. Еще ранее несколько русских пленных из Албазина в 1685 году были поселены в Пекине в особой слободе под именем Русской роты с дозволением иметь у себя церковь . В 1695 году тобольский митрополит Игнатий послал к ним священника и дьякона с антиминсом, миром, церковными книгами и утварью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Игум. Пахомий , в февр. 1734–1738. Строит. Афанасий , 1745–50. 27 Афанасиевский, в Ярославле, существовал в XVI веке; с 1764 заштатный. С … третьего класса. [III, 337.] Игумены Вассиан , 1570 и 71. Симеон , 1623. Иосиф , 25 дек. (sic) 1640. Сильвестр определён 13 окт. 1652. Упом. в мар., апр. 1667, в июне 1668, 1671. Сильвестр , 1672–79. Дион 1700–7. Ферапонт , 1730. Иона 85 , 1738 и 39. Никодим 19 июля 1763 перев. из Углицкого Алексеевского, и в 1765 и 1766. Строит. Павел Предтеченский , из префектов Московской акад. 9 авг. 1797 перев. в Переяславский Даниилов. (См. мнтри Варницкий и Петровский Ростовские). Архим. Иннокентий , 1860 и 61. – Иоасаф , 1862. (Адрес-Календарь). – Иннокентий , 1863–66. Игум. Николай , 1869. 28 Александрова Успенская пустынь, в Ярославском уезде, упразднена 1764 г. [III, 85.] Игумены Тихон , 1594. Павел , 26 янв. 1606. Серапион , 1614. [Александровой Успенской пустыни, (этого-ль?) на реке Тушме, игум. Нифонт , в янв. 1614]. Корнилий , 1620. Горасим , 1623. Сергий , 1630. Гермоген , 1647. Сильвестр , 1649 и 50, в янв. 59, в авг. 1660. Пафнутий , 1666, 1669, 72, 74. Иосиф , 1678 и 79. Иона , 1699 и 1700. Дамиан , 1718. Ферапонт , 1721 и 22. Аарон (строитель) 1730. Сергий , 1732–34. Савватий , 1738–1740, перев. в Ростовский Яковлевский. Пармен , 1745. Иосиф , 1762 и 63. Мисаил , 1763 и 64. 29 Николаевский, на Бою, Ростовский (Ростовского уезда, Луцкого стана), упразднённый. (Существовал в исх. XVII века). 86 Игумены Антоний , 1657–59, в авг. 66. Елиссей , 1678. Гавриил , 1708. Филарет , строитель, 1722 и 23. 30 Вознесенский, на реке Обноре, в Любимском уезде, упразднённый. [III, 594.] Игумены Гурий , 1534. Даниил , 1551. Феодорит (строитель) 1596. Александр (строитель) 1620. Филарет , 1623–29, 40. Кирилл определён 18 нояб. 1643. Упом. до 1649. Мисаил (строитель) уволен 1652. Сергий (строитель) определён 19 мар. 1652, и в 1653. Иоиль (строитель) определён 16 сент. 1659. Никон (строитель) определён 13 мая 1660. Иосиф (строитель) определён 20 авг. 1661. Упом. 1662.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да ты же, великий государь, присылал свое жалование с Родионом Матвеевичем Стрешневым... и то твое не принял... – См.: Примечания. Л. 181. ...прелюто бо есть и воистину бтдно, иже кому гнев царьский понести. – Ср.: Пр. 16:14; 19: 12; 20:2. ...все мое видел от приставов, яко же от первых, тако и ныне. – За время пребывания патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре при нем сменились три пристава: первым был полковник Аггей Алексеевич Шепелев (см.: Примечания. Л. 181), вторым – Степан Лаврентьевич Наумов (см.: 1. Примечания. Л. 14), третим – Самойло Шайсупов (о нем см. ниже: Примечания. Л. 199). Л. 197 «Будете, – рече, – щедри, яко же и Отец ваш Небесный щедр есть». – Лк. 6:36 . ...прислал Ивана Обрасцова с милостивым своим указом. – См.: 3. Примечания. Л. 55. Л. 198 ...присылал Родиона Матфеевича Стрешнева с вестью... великие княгини Марии Ильичны не стало... – О Р.М. Стрешневе см.: Примечания. Л. 181. Царица Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, скончалась 3 марта 1669 г. А по государыне царице во всю сороковицу и Канон пел... – В течение сорока дней после кончины по умершему правят сороковицу – совершают поминовение, читают заупокойные молитвы и иные молитвословия на каждый день. И после Поста и Светлой недели, по твоему, государеву, правили в монастыре сороковицу. – Сороковой день после смерти царицы Марии Ильиничны совпал с праздником Пасхи – 11 апреля 1669 г., поэтому по указу царя панихидную службу в Ферапонтовом монастыре совершали через неделю, после Светлой седмицы. Л. 199 ...сына твоего, государева, а нашего государя царевича и великого князя Алексия Алексиевича не стаю... – Царевич Алексей Алексеевич скончался 17 января 1670 г. А как переменил князь Самойло... – 12 июня 1671 г. на смену приставу С. Наумову в Ферапонтов монастырь прибыл стольник князь Самойло Никитич Шайсупов с 20 новыми стрельцами и сотником, но указа об облегчении участи опального патриарха не привез – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35; Барсков 1912, 113, Шушерин 1997, 235. С.Н. Шайсупов в 1627 – 1629 гг. патриарший стольник, с 1629 г. стряпчий, стольник с 1636 г. до 1676 г. – Указатель 1853, 470. В 1653 – 1654 гг. С.Н. Шайсупов был воеводой в Карпове – Барсуков 1902, 95, 596.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОХОВЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ГОРОХОВЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. Гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. (Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Гороховце Владимирской обл. Основан по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Никона в 1657/58 г. в центре посада Гороховца, при деревянной ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Обитель строилась на средства вкладчиков - гороховчан гостиной сотни Семена и Михаила Никифоровых-Ершовых. В 1678 г. в Г. м. проживало 44 сестры, в 1686 г.- 50, в 1722 г.- игумения и 69 сестер, в 1753 г.- игумения и 25 монахинь. В 1-й четв. XVIII в. причт белого духовенства состоял из попа, диакона и причетника. Первая деревянная Сретенская ц. построена в 1653/54 г. на средства М. Ершова. По благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II от 7 июня 1671 г. вместо обветшавшего возведен деревянный 2-этажный собор, верхняя церковь освящена в честь Сретения Владимирской иконы, нижняя, теплая,- во имя прп. Сергия Радонежского. В 1685-1686 гг. был построен холодный каменный Сретенский собор - бесстолпный 2-светный четверик с 3-частной апсидой, равной по ширине основному объему храма. Храм увенчан 5 луковичными главками на барабанах (центральный барабан световой), украшенных аркатурными поясками; главы покрыты цветной черепицей, завершены коваными ажурными крестами. Над центральной частью апсиды - шлемовидная главка на невысоком барабане. Углы четверика отмечены пилястрами; фасады завершаются карнизом из сухариков и опирающимся на него ярусом килевидных кокошников, форма к-рых повторена во фронтонах наличников окон апсиды. Окна храма оформлены наличниками в виде полуколонок с килевидными кокошниками (окна 2-го яруса со стороны апсиды - глухие), кованые двери обрамлены перспективными порталами. 3-частное деление апсиды подчеркивается 3 окнами и полуколонками в углах, опирающимися на ожерелье дынек, установленных на фигурном цоколе. Апсида украшена декоративным орнаментальным поясом, выложенным из кирпичей. С запада к храму примыкает бесстолпная трапезная, украшенная декоративным поясом, как на апсиде храма, с окнами, оформленными пышными наличниками с полуколонками из дынек и сложными завершениями.

http://pravenc.ru/text/166261.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010