1631. Не должно скрывать своего благочестия из угождения миру. 1867. II. 667. 1632. О христианском благоразумии в употреблении времени. 1854. II. 401. 1633. Любовь к отечеству. 1853. I. 79. 1634. Значение в жизни истинно-христианского слова. 1866. I. 396. 1635. Воздадите кесарева кесареви и Божия Богови. 1868. II. 3. 1636. Об истинной мудрости, по опыту жизни святого Иустина Философа . – (А. Фотия). 1862. I. 737. 750. 1637. О прощении обид. – (А. Фотия). 1862. I. 298. 1638. О христианской чистоте сердца. – Ф. С. Надеждина. 1862. II. 129. 1639. О вере, как основании нравственной жизни. 1862. II. 146. 1640. Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины. 1867. II. 3. 1641. Стремление к миру духовному. – Ф. С. Надеждина. 1863. II. 295. 1642. Вера – утешение в старости. 1864. II. 3. 1643. О радостях и удовольствиях. – Ф. С. Надеждина. 1862. I. 3. 1644. Труд. 1853. II. 139. 1645. Борьба со грехом. 1855. II. 365. 1646. О борьбе со грехом. 1858. I. 371. 1647. Яд греха. 1861. I. 99. 1648. Грехи смертные. 1852. I. 563. 1649. О простительном грехе. 1844. II. 349. 1650. О ложных удовольствиях. 1827. XXVII. 242. 1651. О соблазне. 1841. II. 387. 1652. Недовольство. 1831. XLII. 209. 1653. Недоверчивость. 1821. III. 223. 1654. О непостоянстве. 1841. I. 252. 1655. О злословии. 1842. III. 241. 1656. Злоупотребление языка. 1822. V. 119. 1657. Предостережение от празднословия. 1825. XVIII. 220. 1658. О гневе. 1833. IV. 102. 1659. Размышление о гневе. 1832. XLVIII. 255. 1660. Двоедушие. 1837. III. 215. 1661. О зависти. 1839. III. 327. 1662. О зависти. 1844. II. 383. 1663. О праздности. 1841. IV. 255. 1664. Предательство. 1827. XXVIII. 332. 1665. Гордость. 1853. II. 460. 1666. О ложной свободе. 1828. XXXI. 109. 1667. О смирении. 1839. II. 386. 1668. Руководство к христианскому смирению. 1834. II. 279. 1669. Образец высочайшего смирения. 1835. I. 300. 1670. Истинное величие приобретается смирением. 1832. XLV. 89. 1671. О гордости. 1839. III. 72.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1491 - нач. 1497); Иоаким I (осень 1498 - весна 1502, нач. - осень 1504); Пахомий I (нач. 1503 - нач. 1504, осень 1504 - нач. 1513); Феолипт I (лето 1513 - осень 1522); Иеремия I (31.12.1522 - 13.01. 1546); Иоанникий I (весна 1524 - осень 1525); Дионисий II Галатянин (17.04. 1546 - 07.1556); Иоасаф II Великолепный (08.1556 - 01.1565); Митрофан III (01.1565 - 4.05.1572, 23.11.1579 - 9.08. 1580); Иеремия II Транос (5.05.1572 - 23.11.1579, 13.08.1580 - 22.02.1584, 19.04. 1587 - 09.1595); Пахомий II (22.02.1584 - 02.1585); Феолипт II (16.02/10.03.1585 - 04.1587); Матфей II (01 - 02.1596, 04. 1598 - 12.1601, 01-02.1603); Гавриил I (03 - 08.1596); Мелетий I Пигас, местоблюститель (12.1596 - 02.1597, 27.03. 1597 - 03/04.1598); Феофан I Карикис (02 - 26.03.1597); Неофит II (02.1602 - 01.1603, 15.10.1607 - 10.1612); Рафаил II (02.1603 - 10.1607); Кирилл I Лукарис (11.1612, 4.11.1620 - 12/17.04.1623, 22.09.1623 - 4.10.1633, 12.10.1633 - 6.03.1634, 2.04. 1634 - до 15.03.1635, 10.1637 - 19.06. 1638); Тимофей II (11.1612 - 3.09.1620); Григорий IV (7/12.04.1623 - 16.03.1634); Анфим II (16.06 - 22.09.1623); Кирилл II Контарис (4-11/12.10.1633, 15.03.1635 - 16.06.1636, 20.06.1638 - 06.1639); Афанасий III Пателларий (6.03 - 2.04.1634, 06 - до 10.07.1652); Неофит III (16.06. 1636 - 10.03.1637); Парфений I (7.07. 1639 - до 8.09.1644); Парфений II (8.09. 1644 - 16.11.1646, 29.10.1648 - 16.05. 1651); Иоанникий II (16.11.1646 - 27.10. 1648, 06.1651 - 9.06.1652, 04.1653 - до 6.03.1654, 03.1655 - 31.07.1656); Кирилл III Спанос (06.1562, 03.1654); Паисий I (07.1652 - 04.1653, 03.1654 - 03.1655); Парфений III (27.06.1656 - 24.03.1657); Гавриил II (23-30.04.1657); Парфений IV (1.05.1657 - 06.1662, 21.10.1665 - 9.09. 1667, 03 - 7.09.1671, 1.01.1675 - 29.07. 1676, 10.03.1684 - 20.03.1685); Дионисий III Вардалис (12.07.1662 - 21.10.1665); Климент (9.09.1667); Мефодий III Моронис (5.01.1668 - 03.1671); Дионисий IV Серогланис (11.1671 - 14.08.1673, 29.07. 1676 - 2.08.1679, 30.07.1682 - 10.03. 1684, 03.1686 - 12.10.1687, 08.1693 - 04.1694); Герасим II (14.08.1673 - 12.1674); Афанасий IV (30.07 - 10.08.1679); Иаков (10.08.1679 - 30.07.1682, 20.03.1685 - 03.1686, 12.10.1687 - 3.03.1688); Каллиник II Акарнан (3.03 - 27.11.1688, 7.03.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Теория восточного папизма. Правосл. Обозрение. 1879, декабрь, стр. 739–740). Также Вальсамон в своих комментариях Халкид. 9, Ант. 12), высказывает мысль, что каждый Патриарх есть крайний судья в своем диэцезе, и их решения не подлежат обжалованию (746 стр.). Также официальный схолиаст Константинопольского Пидалиона решительно отвергает право своего Патриарха принимать аппеляцию из других патриарших округов (747 стр.). 135 В 17 пр. IV Вселенского) Собора говорится; «Если же кто будет обижен своим Митрополитом, пусть судится перед Экзархом диэцеза или перед Константинопольским Престолом. Если же царской властью вновь устроен или впредь будет устроен какой либо город, то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку.» 136 Паисий Газский уже в 1663 г. распространил сообщение свое, что будто Никон аппелировал к Папе, в то время, как Никон иронически действительно говорил, что, поскольку дело касается Лигарида, можно бы аппелировать к его старому начальству – Папе, который мог бы сказать что либо и о прежних его деяниях. 139 Вот, например, список Константинопольских Патриархов в половине XVII века. Парфений I, 1639–1642. Парфений II 1644–1645. Иоанн II 1646–1648. Парфений II (3 раз) 1648–51. Иоанн II (2 раз) 1651–1652. Кирилл III 1652. Афанасий III (2 раз) 1652. Паисий I 1652–1653. Иоанникий II (3 раз) 1653–54. Паисий I (2 раз) 1654–1655. Иоаникий II (4 раз) 1655–56. Парфений II 1656–1657. Гавриил II 1657. Парфений IV 1657–1662. Дионисий III 1662–1665. Парфений IV (2 раз) 1665–1667. Клим 1667. Мефодий III 1668–1671. Парфений IV (3 раз) 1671. Дионисий IV 1671–1673. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (4 раз) 1675–1676. Он же был в пятый раз в 1684 г. Стр. 303, I, История Греко-Восточной Церкви Лебедева. 140 По этому поводу Пальмер замечает (IV, 610): «Смысл этой оговорки 34 Ап. пр. не тот, что первый не может ничего вообще предпринимать без совета с Епископами, а только ничего чрезвычайного, как это разумеется и в предшествующей оговорке относительно Епископов и как правильно говорится в глоссе: «что-либо в том роде». Читать далее Источник: Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи (в 3-х частях)/М.В. Зызыкин - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019./Ч. I. Историческая почва и источники Никоновских идей. - 420 с.; Ч. II. Учение Патриарха Никона о природе власти государственной и церковной и их взаимоотношении. - 487 с.; Ч. III. Падение Никона и крушение его идей в Петровском законодательстве. Отзывы о Никоне. - 473 с. ISBN 978-5-4499-0327-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

  Антоний IV   1389-1390, 1391-1397     Каллист II Ксанфопул   1397     Матфей I   1397-1410     Евфимий II   1410-1416     Иосиф II   1416-1439     Митрофан II   1440-1443     Григорий III Мамма   1443-1450     Афанасий II   1450-1453     Геннадий II Схоларий   1453-1456, 1458, 1462-1463     Исидор II Ксанфопул   1456-1457     Софроний I Сиропул   1463-1464     Гehhaдuй  II Схоларий 1464     Иоасаф   1464, 1464-1466     Марк II   1466     Симеон I   1466, 1471-1474, 1481-1486     Дионисий I   1466-1471, 1489-1491     Рафаил I   1475-1476     Максим III   1476-1481     Нифон II   1486-1488, 1497-1498, 1502     Максим IV   1491-1497     Иоаким I   1498-1502, 1504     Пахомий I   1503-1504, 1504-1513     Феолипт I   1513-1522     Иеремия I   1522-1545     Иоанникий I   1546     Дионисий II   1546-1555     Иоасаф II   1555-1565     Митрофан III   1565-1572, 1579-1580     Иеремия II   1572-1579, 1580-1584, 1587-1595     Пахомий II   1584-1585     Феолипт II   1585-1586     Матфей II   1596, 1598-1602, 1603     Гавриил I   1596     Феофан I   1597     Неофит II   1602-1603, 1607-1612     Рафаил II   1603-1607     Тимофей   1612-1620     Кирилл I Лукарис   1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638     Григорий IV   1623     Анфим   1623     Кирилл II Контар   1633, 1635-1636, 1638-1639     Афанасий III Пателар   1634     Неофит III   1636-1637     Парфений I   1639-1644     Парфений II   1644-1646, 1648-1651     Иоанникий II   1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656     Кирилл III   1652, 1654     Паисий I   1652-1653, 1654-1655     Парфений III   1656-1657     Гавриил II   1657     Парфений IV   1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685     Дионисий III   1662-1665     Климент   1667     Мефодий III   1668-1671     Дионисий IV Муселим   1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694     Герасим II   1673-1674     Афанасий IV   1679     Иаков   1679-1682, 1685-1686, 1687-1688     Каллиник II   1688, 1689-1693, 1694-1702     Неофит IV   1688     Гавриил III  

http://pravoslavie.ru/39816.html

Никон... – На самом деле Никон взошёл на патриарший престол 25 июля (в подражание митрополиту Филиппу Колычеву, ставшему митрополитом Руси в этот день) 1652 г. 1017 ...на Иосифово место. – Предшественник Никона на патриаршем престоле Иосиф умер 15 апреля 1652 г. 1023 …повелевая трема персты креститися... творити метание... – Указ Никона об изменении перстосложения для крестного знамения и об отмене земных поклонов в церкви был разослан по храмам Москвы 21 февраля 1653 г. во время Великого поста. 1027 ...Логина... в Муром сослал... – Логгина расстригли в Успенском соборе 1 сентября 1653 г., а затем сослали в село под Муромом под надзор духовного отца. 1028 …волоча впредь и взад 12 лет... – Аввакум округлил срок, на самом деле он пробыл в ссылке около 10 лет и 8 месяцев (сентябрь 1653 – весна 1664 г.). 1029 А меня в Даурскую землю сослал, от Москвы... тысящ будет з дватцать ... – См. коммент. к с. 7390. 1030 ...протопопица Анастасия з детми в земли же седит... – Жена и дети Аввакума прибыли в ссылку на Мезень 29 декабря 1664 г., старшие сыновья Иван и Прокопий 1 марта 1666 г. «съехали» в Москву и вновь «прибрели» на Мезень летом 1669 г. После мезенских казней во второй половине марта 1670 г. они были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму. 1032 ...Киприян... – Московский юродивый, через которого Аввакум 21 ноября 1664 г. подал царю Алексею Михайловичу Третью челобитную. Казнён в Пустозерске 7 июля 1675 г. 1033 А Соловецкой монастырь... седит. – Осада Соловецкого монастыря царскими войсками началась в июне 1668 г. 1034 ...старца Иону-казанца... – В сочинении Аввакума об Ионе-казанце сообщается, что Иона, «арменин родом», занимавший должность казначея митрополичьего двора, в 1658 г. выступал против никониан. 1035 А иные ревнители... сожигахуся огнем своею волею. – Первые самосожжения, о которых мог знать Аввакум, произошли в 16651666 гг. в Вологодском уезде, в Новгородском крае. В письме Симеону (см. с. 190191) Аввакум упоминает самосожжение, бывшее на его родине в Нижегородском крае в 1671 и 1672 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дивногорской Углицкой пустыни, упразднённой [IV, 31]: Игум. Авраамий , 1691. – Иоанникий , 1737. 41 Любимской Казанской новой пустыни Строит. Корнилий , 1653. Разные заметки Пахомий , игум. Петровский, хирот. 1214 в еписк. Ростовского. Тарасий , игум. Иоанновский, 1288, тоже. Зачатиевский, в Ростове, на посаде, упом. приписным к архиерейскому дому 8 нояб. 1677 (подтвердительная на него грамота). Пошехонского уезда, Углеца Константинова (sic), пустыни: Строит. Ерофей уволен, а – Галактион определён 14 нояб. 1666. – Ефрем определён 3 июля 1667. Пошехонского уезда Троицкой новой пустыни чёрный поп Варлаам , в апр., сент. 1671. Углицкого Введенского иг-нья Евфросиния убита 1609 и мнтрь запустел. III, 336. Любимского Афанасиевского: Игум. Геннадий определён 28 нояб. 1643. – Иосиф , 1678, 1634, 90, 93, 95, 97, 1703, нояб. – Корнилий , 1713. – Иосиф 4 февр. 1721 перев. в Дудин. Тогда мнтрь сгорел. – Афанасий , 1724, 1735. Любимского Введенского и Афанасиевского и Кириллова Алексеевского (на посаде) «от убогих домов». Игум. Геннадий , 1652, 1653, 56, 57, 1658–67. Углицкого Троицкого, что у Николы на Песках, Игум. Макарий 1609 убит поляками. IV, 307? VI, 1005. Углицкого Иоаннобогословского, что у Николы на Прудищах, Игум. Мартиан убит 1609 и мнтрь разорён. Углицкого Вознесенского, близ Алексеевского монастыря, Игум. Иосиф убит 1609 и мнтрь разорён. Покровский, в городе Романове, ныне приходская церковь ; «в 1669 Ново-Покровский». Строит. Анофрий , в авг. 1669. Авраамий Низкий, игум. Ростовский, 1385 (Карамз., V, примеч. 124). Романовского Преображенского строительница Анисия , в июне 1669. Сюда перенести (?) из Московской епарх. мнтрь Троицкий Нерльский. IV, 322. Ярославского Казанской Богородицы: Иг-нья Иулия , в июне 1659, в февр. 1671. 88 Иг-нья Ексакустодиана бывшая 1737 и 1738, янв. – Минодора , 1740. – Августа , 1765–71. – Елисавета , 1771–80. – Екатерина , 1845–48. – Назарета , 1849–66. III, 437; VI, 455. Боровинский. IV, 303. Исакова пустынь (Пошехонская Рождественская).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

...сказывал себ перемену Якова Волынского... – Яков Семёнович Волынский упоминается в московских боярских книгах как стольник с 1658 г., как окольничий с 1677 г. – Указатель 1853, 80. Известно, что в 1664 г. он был воеводой в Брянске, а в 1671–1672 гг. – в Вологде – Барсуков 1902, 23, 48. ...сыщикъ, де, будетъ такой немилостивой Ивсенний Нелов... – Евсигней Никитич Неелов упоминается в московских боярских книгах как стряпчий с 1658 г., как дворянин московский в 1671 г. и 1677 г. – Указатель 1653, 287. ...у сотника стрелецкого, у Андря Есипова... – Сотник Андрей Есипов выполнял в Ферапонтовом монастыре поручения пристава С. Шайсупова. Так, 20 сентября 1675 г. пристав посылал его с письмом в Кириллов монастырь, чтобы архимандрит прислал Никону недостающие столовые запасы; власти монастыря послать продукты отказались – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 230. В апреле-мае 1676 г. вместе с монастырскими служками сотник был привлечён к допросу о келейной жизни Никона, скрытой от взоров посторонних лиц; именно Андрей Есипов сказал, что тех, на кого Никон рассердится, стрельцы и монастырские служки били палками и плетьми, которые хранились за кельей патриарха – Дело 1897, 341–361 94); Николаевский 1886, 92. ...Слышал в Кирилов монастыр у старцов и у служекъ, и у стрельцовъ. – На самом деле, в начале 1675 г. В Кирилловом монастыре, как свидетельствуют документы, активно обсуждали московские слухи о грядущем переводе патриарха Никона из Ферапонтова монастыря в другой. 20 января, например, служка архимандрита Кириллова монастыря Никиты Калинка Хрисанфов, выйдя из архимандричьей кельи, рассказал, будто по возвращении стряпчего Кузьмы Лопухина из Ферапонтова монастыря князь Яков Никитич Одоевский попытался своей челобитной царю похлопотать за Никона, но ему было сказано, что патриарха вскоре собираются сослать в другое место – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 217. ...данного же служку Ивашка Фалалеова... – Служка Ивашка Фалалеев был дан патриарху Никону для выполнения различных поручений в Ферапонтовом монастыре. Известно, что 3 июля 1674 г. Никон посылал его к С. Шайсупову с просьбой писать царю о выделении Никону из Цылинского (Богословского) еза рыбы по трети от улова в год – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 192. 7 июня 1676 г. служка Ивашка Фалалеев писал составленную игуменом Ферапонтова монастыря опись церковной утвари, принадлежащей патриарху Никону , которая была прислана ему царм Алексем Михайловичем в Богоявленскую церковь – Дело 1897, 378–379 101). 8 июня он описывал съестные припасы и рыболовные снасти и другие вещи, принадлежавшие патриарху Никону – Дело 1897, 382–383 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В 1671 г. приступили к постройке каменной церкви на средства прихожан. Строительство благословил Ростовский и Ярославский митрополит Варлаам. По указу царя Алексея Михайловича в строительстве церкви был использован кирпич, оставшийся от постройки городских башен. Приходским священником был тогда отец Иоанникий, человек деятельный, вкладывавший в церковь свои личные средства. Он очень заботился об улучшении прихода. «Священник Иоанникий по уму, благочестию и деятельным трудам был известен царю Алексею Михайловичу и митрополиту Ростовскому Ионе Сысоевичу. Иоанникий был искусен и в живописи. В 1686 г. Иоанникия произвели в протоиереи Ярославского Успенского собора, а в 1696 г. он стал Архимандритом Ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа». В храмоздательной грамоте упоминается: «За чудеса Пречистыя Богородицы чесного и славного Одигитрия велено в Ярославле поставить церковь каменную Пречистыя Богородицы и Св. Великомучеников Димитрия и Егория попу Иоанике». Таким образом, в «лета 7179 (1671) начата бысть созидатися церковь сия во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии», и «освящена же бысть в лето 7181 (1673) июля в 13 день во имя Пресвятой Богородицы Шуйской и святого мученика Димитрия». Новая страница в истории Дмитриевского прихода начинается с 1673 г. В этом году завершилось строительство кирпичного церковного здания. Главный алтарь храма устроители посвятили чудотворной иконе Богоматери Шуйской. Престол Дмитрия Солунского оказался в новой церкви в дьяконнике, а в жертвенник из деревянной, не разобранной еще в то время Похвальской церкви, перенесли престол Георгия Победоносца. Перестановка смысловых акцентов не была случайной. Она объясняется событиями 1653 г. Страшная моровая язва, прокатившаяся по России, унесла почти половину населения больших городов. По свидетельству письменных источников, ситуация была столь катастрофична, что умерших хоронили в общих могилах и даже не всегда на кладбищах. В результате эпидемии тысячи ярославских семей потеряли своих близких. Число захоронений на территории, прилегающей к церкви Дмитрия Солунского, значительно увеличилось. В начале XVII в. Ярославль уже подвергался подобному испытанию. В 1612 г. спасение города ярославцы объяснили чудесами от икон «Спаса Нерукотворного» и «Богоматери Толгской».

http://sobory.ru/article/?object=38075

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010