Софония , с 23 авг. 1844 по 26 апр. 1847. Иоанникий Горский , 29 июня 1847–50, февр. 3. После архиепископ Саратовский и Варшавский. Никодим Казанцев , с 3 апр. 1850–1854, в февр. хирот. в викария Казанского. Антоний Рождоственский , с 6 мая 1854–1858, 15 июня хирот. в епископа Оренбургского. Иустин Охотин , с 26 мая 1858; 6 авг. 1871 хирот. в еписк. Острожского (викария Волынской епархии). 3 Борисоглебского, на реке Устье, от Ростова в 15 верстах. Основание его относят к исх. XIV века. Архимандрия с 1688 г. Ныне второклассный. [III, 424.] Игумены Никифор , 1571. Антоний , 1579–84. Гермоген .... Пётр , 1598. Симеон , 1610, потом изгнан. Пётр , 1612–16. Никодим , 30 дек. 1617. Корнилий , 1620–26. Сергий , 1632. Корнилий , 1635–1641, янв. Варлаам Хватов , 1643–45. Иоасаф , 1646–50. Гермоген , 1651–53, мар. Антоний , 27 дек. 1653. Савватий , 1654 и 55. (Не в Спасский ли?) [(В 1666–68 келарь)]. Иона , 1656–59, 6 июля отставлен. Ефрем , 1659–61. Сергий , 1661–65. Симон , в июне, сент. 1668, в мар., июне 1670. Тарасий , в мае 1671, в окт. 1673. Архимандриты Иосиф , игум., 1676; с 25 сент. 1688 архим.; по 1691. Конон , 1691–93. Гавриил , 1700. Даниил , 1704–10. Иона , 1712–14. Иосиф определён 8 сент. 1714–22. Филарет , 1725–27. Пафнутий , в янв. 1729–1731; в 1734 бывший, определён в Возмицкий. Иосиф , 1732–34. Николай .... (Из Ростовского Спасского?) Вассиан , 1737–39. Дмитрий , 1740–43. Иосиф , 1744 и 45, перев. в Спасский Ярославский. Рафаил , 1745–48. Пармен , 1748–50. Перев. в Ростовский Спасский? Иринарх , 1750–51. Марк , 1755–59. Пармен , из Спасского? 1760–61. Амвросий , 1762–70. Никодим , 1770–73, перев. в Цареконстантинов. Авраам Флоринский в 1773 перев. из Цареконстантинова, а 27 мар. 1775 – в Ростовский Богоявленский. Венедикт , 1775–77. Варлаам Миславский перев. из Киево-Михайловского, 1777–1784, 10 авг. перев. в Киево-Братский. Ириней Клементьевский в нояб. 1784 перев. из Московского Знаменского, а 30 июня 1788 – в Юрьев Новгородский. Арсений Тодорский 30 июня 1788 перев. из Цареконстантинова, а 22 мая 1792 – в Троицкую Петергофскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот же сюжет патриарх Никон вспоминал и в письме к царю Алексею Михайловичу в 1671 г. См.: 7. Примечания. Л. 203. Да вы же на сонмищи своем лукавом... от нея же никому возможно есть оправдитися. – Речь идет об издании Служебника с соборным свитком, которое было осуществлено на московском Печатном дворе в ноябре 1667 г. По благословению вселенских патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, патриарха Иосифа Московского и всея Руси и Собора патриархов была создана новая редакция (перевод) Служебника – Горбунова, Лукьянова 2003, 153 – 157. Текст Соборного свитка помещен на л. 1 – 17 об. (в конце сборника; имеет собственную пагинацию). Патриарх Никон приводит начало той части свитка, где находится «Изречение общее» (л. 4 об. – 7) – соборная речь восточных (александрийского Паисия, антиохийского Макария) и московского патриарха Иоасафа; ср.: «Во имени великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа соборне заповедуем всем вам, архимандритом и игуменом, и всем монахом, протопопом, и старостам поповским, и всем священником местным и неместным, клириком же, и всякому чину православным христианом, великим и малым, мужем и женам, и повелеваем покарятися во всем без всякаго сумнения и прекословия святей восточней и апостолстей церкви Христове. Архимандрити же и игумени да научают братию свою в монастырех, протопопы и старосты поповския и попы местные и неместныя, местнии же, священницы кииждо во своем приходе прихожан, и кииждо священник вся своя дети духовныя, мужи и жены и отроки, да научат по часту во всех церквах и наедине, да бы покорялись вси во всем без всякого сумнения святей восточней церкви...»(л. 4 об.). Патриарх Никон обращается и к «клятве соборной», в которой содержатся предостережения для тех, кто не будет повиноваться соборному «завещанию» (л. 6 – 7); ср.: «Сие наше соборное повеление и завещание ко всем вышереченным чином православным предаем (на поле испр. на ,,заповедуем“) и повелеваем всем неизменно хранити и покарятися святей Восточней Церкви...» (л. 6). Л. 155 «Не слышателие от закона оправдятся, но хранителие закона – сии оправдятся». – Рим. 2:13 . «Моляися со отлученными сам такожде да отлучен будет». – Правило 10-е Святых Апостолов без толкования; ср.: «Правило 10. Моляися со отлучеными, сам такожде да отлучен будем. Толкование. Аще кто молится с еретики в церкви, или в дому со отлучеными от церкве, сам такожде да отлучен будем» – Кормчая 1653, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1620 г. в Тобольск был назначен архиепископом игумен Хутынский Киприан, известный своей ревностью к отеческой вере. Благочестивый царь Михаил снабдил его пособиями жизни. Он крестил многих язычников и особенное внимание обратил на исправление нравов русских поселенцев. Для скорейшего же просвещения диких туземцев старался умножить число церквей и монастырей. К ранее основанным обителям: в Березове, Верхотурье, Тюмени и Знаменской в Тобольске, при митр. Киприане созданы были обители в Туринске, Алапаеве, Таре, Томске, Тагиле и Николаевская в Тобольске. В 1624 г. митр. Киприан был переведен на Крутицкую епархию. Некоторые обители имели особенно важное значение в деле христианской миссии. В 1644 г. старец Далмат (из Невьянского мон.) основал на р. Исети Далматовский мон., сделавшийся потом средоточием христианского просвещения для огромного округа, в котором находились русские и инородческие поселения. В 1653 г. возник другой известный просветительным влиянием монастырь в остяцком крае, Кодинский или Кондский. Тогда пятым сибирским митрополитом был владыка Симеон, который, по настоянию патр. Никона, создал обитель в городке Конде, резиденции остяцких князей. Первый из остяков принял христианство в 1590 г. князь Алачев. Он в 1602 г. построил деревянную церковь , на ея месте и создался Кондский Троицкий мон. В половине XVII в. христианство стало проникать в южную Сибирь и даже в ту ея часть, которая, простираясь от Яблонова хребта к востоку, называлась Даурией. Дружины храброго Хабарова (в 1649 г.) открыли путь к вере даурам, дучерам, гюлякам, ачанам и частию манджурам. Из строившихся по местам городков свет веры распространялся между язычниками. В крепости Албазине явилась приходская церковь , а в 1671 г. иеромонах Гермоген основал там Спасский мон. В 1681 г. отправлена была миссия, в составе иг. Феодосия, иером. Макария и нескольких монахов, в западную Даурию. Митр. Павел, отправляя миссию, так наставлял ее: «Приехав в Даурию, в Селегинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к истинной христианской вере православной, поучать со всем тщанием и ревностию из божественного писания и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа; приводить же к тому Божиему делу без всякого тщеславия и гордости, с благим намерением, без всякого оскорбления ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Паисий , 1692. Петроний , 1695. Леонтий , до 1708. Иулиан определён в дек. 1708. 65 Галилейская Троицкая пустынь, в Валдайском уезде, упразднена 1764 г. [III, 683.] Строители Евфимий , 1659–73. Никанор , 1678, Трифиллий , в янв. 1698. Ануфрий 1746. Маркелл (Ист. Иер., VI, 32). 66 Лятский Николаевский, под Новгородом, существовал в XIV веке 33 ; упразднён 1764 г. [V, 34.] Строители Игум. Антоний , 27 дек. 1551. Гурий , 1643, 57, дек. Пахомий , 1662. Игнатий , 1663. Сильвестр , 1668. Иона , 1670–77. Давид , 1680. Мартиниан , 1691. Порфирий , 1764. 67 Понедельский Николаевский, от Новгорода в 24 верстах; упразднён 1764 г. [V, 599.] Строители Иона , 1652. Боголеп , 1671. Иаков , 1686 и 87. Феофил , 1688 и 90. 68 Семеновская Троицкая пустынь, от Крестец в 36 верстах, основана 1653; приписана к архиерейскому дому 1675; упразднена 1764 г. [VI, 80.] Строители Феодосий , 1653–1663, февр. Феогност , 1666–68. Савва (игум.) 1669 и 70. Симеон , 1678. Игнатий , 1686. Звадский Спасский, от Старой Руссы в 15 верстах; когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [IV, 142.] Игумены Иосиф , 1617–21. Мисаил , 1655. Феофил , 1658. Гермоген , 1660. Макарий , 1662–65. Строители Боголеп , 1667. Иосиф , 1677–80. Сергий , 1684 и 85. 70 Кречев (на Кречеве) Николаевский, «Особный» (Акт. Ист., I, 181) близ Старой Руссы; 22 сент. 1676 был приписан в Иверскому; упразднён 1764 г. [IV, 874.] Строители Иоаким , в янв. 1572. Киприан , в нояб. 1576. Леонтий , 1592. 71 Усненский, в Старой Руссе, когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [VI, 317.] Игуменьи Иулиана , 1663. Евфимия , 1696–1700. Косин Николаевский, от Старой Руссы в 3-х верстах, основан преподобный Константином будто бы в XIII веке; в янв. 1688 был отписан от Зеленецкого к архиерейскому Новгородскому дому. Упразднён 1764. [IV, 786.] Игумены Иона , 1574. Герасим , 1660. Строители Игнатий , 1566, 79, мая. Савватий , 1691. Никон , 1700. Иаков , 1737. Антоний , 1755–64. 73 Короцкий Покровский, от Валдай в 5 верстах; упразднённый. [IV, 776.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поводом к основанию мон-ря в 1653 г. послужило поселение черкасских казаков под предводительством И. Дзиньковского, обосновавшихся в 1652 г. вблизи Дивногорья во вновь построенном г. Острогожске. Они пришли на рус. службу и получили разрешение на жительство в городской крепости в целях охраны и колонизации края. С казацким полком покинули Приднепровье и монахи, преследовавшиеся католиками и униатами. Впосл. иноки-малороссы стали первыми насельниками мон-ря. В 1651 г. монахи Густынского и Мгарского в честь Преображения Господня мон-рей Киевской митрополии бежали в пределы Русского гос-ва, вероятно, нек-рые иноки поселились в Острогожске. О том, что иноки Д. м. пришли с Украины, свидетельствовал и антиминс, выданный в 1640 г. на постройку монастырской Никольской ц. «митрополитом Киевским и Галицким Петром Могилой, экзархом Трона Константинопольского, при владении короля Польского Владислава Четвертого». Он хранился в Д. м. и часто служил неверным основанием для определения даты создания обители. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 259) Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 259) Во время крестьянской войны 1670 г. и до 80-х гг. XVII в. Д. м., находившийся на донских окраинах Русского гос-ва, подвергался набегам татар и «воровских людей». В случае опасности монахи укрывались в пещерах с неск. выходами. На колокольне рядом с колоколами стояли пушки. Летом и осенью 1670 г. Д. м. оказался на рубеже, разделявшем районы, контролируемые правительством, и восставший Дон, где действовали отряды под предводительством брата Степана Разина - Фрола. 26 сент. того же года у Д. м. состоялось сражение между основными силами разинцев на Дону и правительственными войсками. В 1671 г., при игум. Тихоне, 5 насельников, не выдержав беспокойной жизни, бежали из монастыря. Беглецы основали Никольский мон-рь на Девичьем городище у р. Псёл близ г. Суджа. В 1673 и 1677 гг. Д. м. подвергался нападениям татар. В 1686 г. Д. м. получил для охраны 2 пушки и 15 мушкетов. Во время Азовских походов царя Петра I рус. армия проходила мимо устья Тихой Сосны, и мн. участники походов оставили описания Д. м. Шедшие с воеводой Шеиным певчие дьяки Петра I служили в мон-ре литургию вместе с дивногорскими монахами.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Епископии I. В пределах Болгарии 1. Агатонийская 2. Браницкая 3. Величская 4. Главиницкая 5. Драговитийская 6. Знепольская 7. Крупнишская 8. Левкийская 9. Макариопольская 10. Проватская 11. Смолянская 12. Стобийская 13. TpaяhonoльckaяII. За пределами Болгарии 1. Акронская 2. Детройтская Предстоятели Болгарской Православной Церкви Архиепископы   Св. Иосиф I…………………………………870-?    Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи   Дамиан 927 -?    Герман    Филипп кон. X в.    Давид 1015—1018 Архиепископы (Охридские)   Иоанн I 1018—1037    Лев I XI в.    Феодул I 1065    Иоанн II Лампин… 1078 или 1079    Иоанн III Трезвый    Феофилакт I. ок. 1085 —1108    Лев II Мунг ок. 1120    Михаил    Иоанн IV Комнин    (брат импер. Алексия I Комнина) сер. XII в.    Евстафий    Константин I ок. 1160 — 1170    Иоанн V Коматир ок. 1213    Димитрий II Хоматен ок. 1216 — 1234    Иоанникий    Сергий II    Константин II Кавасила 2-я пол. XIII в.    Иаков Проархий Адриан    Геннадий кон. XIII в.    Макарий ок. 1295 -ок. 1299    Григорий II ок. 1317    Анфим Метохит ок. 1341    Николай I ок. 1347    Григорий III ок. 1364    Матфей ок. 1408    Никодим ок. 1452    Дорофей ок. 1466    Марк Ксилокорав 1467    Николай II Захария    Прохор 1529 —1550    Симеон ок. 1550    Григорий IV    Никанор ок. 1557    Паисий ок. 1566    Парфений    Софроний ок. 1572    Гавриил ок. 1582 —1587    Феодул II ок. 1588    Иоаким ок. 1593    Афанасий I ок. 1596    Валаам ок. 1598    Нектарий I 1598, tl626    Митрофан ок. 1614    Нектарий II ок. 1622    Порфирий ок. 1624    Георгий    Иоасаф I ок. 1628    Авраамий 1629 —1634    Мелетий I ок. 1637    Харитон ок. 1643 —1651    Даниил    Афанасий II ок. 1653 —1658    Дионисий I. 1665    Пафнутий ок. 1692    Игнатий I ок. 1660    Арсений    Зосима I ок. 1663 —1670    Панарет 1671    Нектарий III ок. 1673    Игнатий II ок. 1676    Григорий V    Феофан 1676    Мелетий II 1676    Парфений 1677 —1683    Герман II 1688 —1695    Григорий VI 1691 —1693    Игнатий III 1693 —1695

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

576 ...почалъ прочитати на складняхъ подписи... – Имеется в виду практика записей не на бумаге, а на иконных досках. 577 ...братъ Дионисий, рекомый Бирягинъ... – Упоминается как старец Троице-Сергиева монастыря во Вкладной книге под 1645/46и 1653 гг. (Вкладнаякнига. С. 208 и209). 578 ...Варламъ, митрополитъ Ростовский и Ярославский... – Это Варлаам II, он занимал ростовскую кафедру с 1619г., умер в 1652 г. 579 ...боляринъ Михайло Михайловичъ Салтыковъ... – Племянник Михаила Глебовича Салтыкова, соратника патриарха Филарета; М. М. Салтыков служил ближним судьей московского судного приказа, умер в 1671 г. 580 ...мощи святйшаго Иева патриарха Московскаго... – Мощи первого патриарха Московского Иова, уроженца г. Старицы, были торжественно перенесены в Москву в 1652 г.; поручение об организации их перенесения было возложено на митрополита Варлаама и на М. М. Салтыкова. Вклады обоих названных лиц «по родителех своих» записаны во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря под 1615 и 1629 гг. (Вкладная книга, С. 38 и 61). 581 ...архимаритъ Андрянъ... взят... от Пречистыя Богородицы из Толскаго монастыря... – Об Андриане см. сноску 82; Ярославский Толгский монастыръ (на левом берегу Волги) основан в 1314 г. 582 ...на бзумныхъ противниковъ – на уставщика Филарета и на головщика Логина... – О головщике Логине см. сноску 36. Что касается уставщика Филарета, о его личности и деятельности находим сведения и соображения в работах Б. М. Клосса и С. К. Росовецкого. Б. М. Клоссу удалось показать, что еще при царе Иване Грозном дьякон Фома, впоследствии уставщик Филарет, служил в церкви Покрова в Александровой слободе, а в Троице-Сергиевом монастыре иночествовал более 50 лет. С. К. Росовецкий усмотрел в позициях Филарета черты вольнодумства и стремился пояснить мотивы противостояния архимандриту Дионисию; при этом он нашел в «Повести о царе Иване и старце» полемический подтекст, позволивший увидеть в реальном Филарете прототип безымянного головщика «Повести» (см. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 252; Росовецкий С. К. Повесть о царе Иване и старце как памятник демократической «смеховой культуры» XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 241–267).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси (Савелов Иван Петрович) Дата рождения: 6 января 1621 г. Дата смерти: 17 марта 1690 г. Дата хиротонии: 22 декабря 1672 г. Страна: Россия Биография: Иван Петрович Савелов Большой родился 6 января 1621 г.; был старшим сыном можайского помещика, царского кречетника Петра Ивановича Савелова, принадлежавшего к можайской ветви рода Савеловых — потомственных мастеров соколиной охоты, служивших государевыми сокольниками. В семье Савеловых был еще один ребенок по имени Иван, в документах он упоминается как Иван Савелов Меньшой. Вероятно в середине 30-х гг. И.П. Савелов занялся фамильной профессией или стал одним из дворцовых служителей. В конце 30-х гг. взял в жены Евфимию, в браке с которой имел четырех детей. В 1649 или в 1650 г. поступил на рейтарскую службу. Осенью 1653 г. в числе особо отличившихся рейтаров получил чин поручика, с этого момента его служба связана с полками «нового строя» и Иноземским приказом, в ведении которого находились офицерские кадры тех полков. После смерти жены и детей (вероятно, во время эпидемии чумы, охватившей летом-осенью 1654 г. центральные уезды России) оставил военную службу и принял монашеский постриг в Киевском Межигорском в честь Преображения Господня мужском монастыре. В сентябре 1657 г. указом Патриарха Никона переведен в Новгородский Иверский монастырь, около 1663 г. — в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь , где руководил сооружением Воскресенского собора. Вскоре переведен в Москву, где подвизался в Андреевском монастыре , затем в Новоспасской обители . 19 августа 1664 г. в московском монастыре Донской иконы Божией Матери рукоположен митрополитом Новгородским Питиримом (впоследствии Патриархом Московским) в сан пресвитера (ранее митрополит Питирим поставил его «в священосцы, четцы, иподияконы и диаконы»). В конце августа 1664 г. поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича и стал одним из главных исполнителей планов царя в устройстве церковных дел: в разрешении «дела Никона» и в борьбе с набиравшим силу старообрядчеством. Играл важную роль на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., осуществляя постоянные контакты между царем и отцами Собора и информируя царя о ходе работы заседаний. 21 января 1671 г. (единственный из настоятелей монастырей) был на обручении Алексея Михайловича с Н.К. Нарышкиной, 29 июня 1672 г. крестил в Чудовом монастыре новорожденного царевича Петра I Алексеевича.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245815...

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Михаила Архангела выстроена известным московским архитектором Осипом Ивановичем Бове в собственной усадьбе в 1822 году.  Кирпичный с белокаменными деталями храм в стиле ампир принадлежит к лучшим произведениям зодчего и выдающимся памятникам своего времени. Здание имеет трехчастную композицию. Двусветная купольная ротонда храма окружена венцом спаренных дорических колонн, образующих две глубоких лоджии и переходящих в полуколонны в восточной части храма. С запада к ротонде примыкают небольшая трапезная и колокольня в четыре яруса, из которых два верхних – цилиндрические. Памятник отличается хорошо найденными пропорциями и сдержанной строгостью декора. Он послужил впоследствии прототипом многих церковных построек, в том числе церкви в с. Пехра-Покровское В 1937 году храм был закрыт и использовался под склад и под клуб. В 1996 году он был передан церковной общине, начались регулярные богослужения и восстановительные работы. Полное освящение храма было совершено в июне 1996 года. Церковь архангела Михаила (Собор Спаса) в с.Архангельское Рузского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 1, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 20 марта 2015 г. В Смутное время стоявшая в селе на погосте церковь была уничтожена. В 1653 г. в вотчине Обоима Болтина построена деревянная шатровая церковь во имя Михаила Архангела, в 1671 г. здесь была возведена новая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. При владельце села Юрии Юрьевиче Трубецком в 1710-х гг. на месте сгоревшей была построена еще одна церковь. В 1822 г. селом владел известный архитектор О.И. Бове, который в собственной усадьбе построил каменную церковь с главным престолом в честь Спаса Нерукотворного Образа и приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери. Кирпичное, с белокаменными деталями, здание храма в стиле ампир принадлежит к лучшим образцам знаменитого зодчего и является интересным памятником своего времени. Двусветная купольная ротонда храма окружена венцом спаренных дорических колонн, образующих две глубокие лоджии, которые переходят в полуколонны в восточной его части. С запада к ротонде примыкают небольшая трапезная и колокольня в четыре яруса, из которых два верхних - цилиндрические.

http://sobory.ru/article/?object=02989

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010