Глава 5. «Свят, Дмитрий, свят!» А без любве божественныя, само токмо желание небеснаго царствия, есть яко ветвь без корене, не плодоносящая, но увядающая. Свт. Димитрий Святитель Димитрий Ростовский родился в 1650 году, а скончался 28 октября 1711 года. Отпевавший его рязанский митрополит Стефан, старинный друг и единомышленник, свое надгробное слово, не раз прерывавшееся слезами, завершил возгласом: «Свят, Димитрий, свят!» При этом не следует думать, что святитель затворился от бедствий времени в молитвенной или ученой келье. Он чувствовал историческое время почти болезненно и удивительным образом вписал себя в него, сделав это в таком интимном документе, как дневник – его знаменитый «Диаруш» с единственным в своем роде зачалом: «...842 Михаил царь с матерью Феодорою наста и святый Мефодий патриарх наста. Болгарская земля крестися. 955 Ольга крестися. 1011 Преставися Авраамий Ростовский. 1248 Батый убиен. 1540 Типографское художество вынайдено в немцах. 1637 Кумейщина была за гетмана казацкого Павлюка. Тогда ляхи казаков напав били и война началася. 1650 Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских Савы и Марии... Того року была война Радимилова и Киев спален. 1652 Моровое поветрие было великое. 1659 Конотопская война. 1660 Война чудновская и Шеремет убит. 1662 Писати научился...» 334 Окончив школу Киево-братского монастыря, к тому времени вполне «латинскую» по методе, он принял постриг в 1668 году. Свое первое сочинение, «Руно орошенное», посвященное описанию чудес от Черниговской иконы Пресвятой Богородицы, он написал через семь лет, в 1675 году, за год до этого став иеромонахом и проповедником в Чернигове. В «Руне» уже вполне чувствуется его рука. И здесь тайно присутствует мысль о времени: книга описывает 24 чуда – по числу часов дня и ночи. К каждому чуду прилагались беседа, нравоучение и статья из патерика («прилог») – материал отсюда потом пригодился для Четий-Миней, – но важнее этого было, конечно, первое изложение столь характерного для будущего святителя «богословия Покрова».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

И. А. Шляпкин I. Жизнь св. Димитрия до 1688 г Рождение, воспитание, окружающая обстановка – Обучение – Пострижение Димитрия и положение тогдашнего духовенства – Посвящение во иеродьякона и иеромонаха – Отъезд в Чернигов и «Руно орошенное» – Поездка в Литву и епископ Феодосий Василевич – Пребывание в Слуцке и положение православия в Литве – Возвращение на родину и жизнь в Батурине – Переселение в Киев и начало Четь-Миней – Присоединение киевской митрополии к московской патриархии – Проповедь в годовщину смерти Гизеля – Вторичное игуменство в Батурине и новый гетман Мазепа. В декабре 1651 года в местечке Макарове, верстах в 40 от Киева 3 , по Житомирскому тракту, у рядового казака Макаровской сотни киевского полка 4 Саввы Григорьевича Туптала 5 и жены его Марьи Михайловны родился сын Даниил – будущий Святитель Ростовский 6 . Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей 7 и стоял в Макарове, после Белоцерковского мира, по распоряжению Богдана Хмельницкого и полковника своего Антона Ждановича 8 . Малороссия находилась еще под польскою державой, но гетман уже тянул к Москве: так в 1650 г. каневский полковник Савич ездил в Москву от Богдана 9 . И отец, и мать Даниила, люди еще не старые 10 , отличались большою набожностью, по свидетельству самого Дмитрия, да и сама жизнь тому способствовала: по всей Украине свирепствовали беспрерывные войны, год спустя после рождения Даниила было сильное моровое поветрие 11 , а известно, как усиливается религиозное чувство в годину общественных бедствий. В сам год рождения будущего святителя была война Радивилова 12 : гетман Ян Радзивил, после битвы под Берестечком, с литовским войском подступил к Киеву и сжег Подол. Надо думать, что и в Макарове житье было не спокойное. В 1654 г. сотник Туптало был на Переяславской раде, а в 1660 г. переселился в Киев под высокую руку Великого Государя Московского, в том же звании сотника. В Киеве у него родились три дочери: Памфилия, Феврония, Параскева, принявшие впоследствии пострижение и бывшие преемственно игуменьями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иван Грозный отдал Никольский монастырь афонским монахам. Есть мнение, что на его территории стояла Спасская церковь, которая в 1600 году обособилась вместе с участком монастырской земли в самостоятельную обитель: основателем Спасской обители считается Борис Годунов. Поскольку часть территории монастыря оказалась за Иконным рядом, отсюда явилось известное название – Заиконоспасский. Еще он назывался «Спас на Старом» или «Спас Старый», что привело к версии об образовании Спасского монастыря от Никольского, но сведений о раннем этапе его истории не осталось практически никаких. Известно лишь, что в нем находились две церкви: каменная соборная и деревянная. На первых порах положение молодого монастыря было более чем скромное, к тому же в 1626 году деревянную Никольскую улицу разорил пожар, не миновавший и обитель, а после него честь территории отписали Земскому приказу. Насельники явно страдали от нехватки самого необходимого. Летом 1661 года, когда, по всей видимости, случился второй пожар, архимандрит Дионисий с братией били челом царю Алексею Михайловичу, чтобы им взамен отнятой земли «отдали на пропитание» убогий дом, что находился за Сретенскими воротами (вероятно, на Божедомке). Просьба была исполнена, и в те же годы монахам последовал поистине царский подарок. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор – для благолепия и во избежание риска нового пожара. Средства же на собор по обету дал один из местных жителей, боярин Федор Волконский, чей дом стоял напротив монастыря. Далекий потомок святого князя Михаила Черниговского, пострадавшего за христианскую веру в ставке Батыя в 1246 году, он участвовал в обороне Москвы от войск польского королевича Владислава в Смутное время, помогал князю Пожарскому, собирал материалы для Соборного уложения. Вероятно, обет мог быть дан еще в 1650 году, когда Волконский был послан в Псков усмирять хлебный бунт с приказом казнить виновных, а бунтовавшие едва не казнили его самого. Чудом уцелев, он вернулся в Москву и был пожалован в бояре.

http://pravoslavie.ru/4425.html

Луцкая Основана ок. 1288 г. (выделена из Владимиро-Волынской епархии; Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 73). Входила в состав Галичской (Галицкой) митрополии в 1303–1308 г., 1345–1347 (по др., 1338–1347), 1371–1378 гг. Временно подчинялась митрополитам Киево-Литовским в 1356–1362 и 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358–360) Состояла в унии в 1596–1620 и 1715–1830 гг. Воссоединена в 1830 г. и вошла в состав Волынской епархии. Возобновлена в 1922 г. С 1923 г. состояла в юрисдикции самочинной Польской автокефалии. Воссоединена 03.1940. Упразднена в 1945 г. Возобновлена 28.03(10.04)1990. 20 .04(03.05)1996 разделена на Луцкую и Владимиро-Волынскую епархии. Именовалась: Луцкая и Острожская (до 1356 г. – Луцкая (Н.Д. Иерархия... С. 331); с 1940 г. – Луцкая; с 1990 г. – Волынская и Луцкая; с 14(27)07.1996 – Луцкая и Волынская. Климент(1322) 06.12.1331 Феодор Евфимий Алексий Арсений(1366) Иоанн (1398) 1397 (?) 1448(1449?) Феодосий II (1439) Евфимий(1447–1451) Димитрий(1450) Мартиниан(1458–1460) Алексий II (1475) Иерофей Никифор 18.01.1526 09.1521 09.1526 09.1526 Пафнутий 24.04.1528 Арсений II Феодосий III Гулевич 1566 (1569?) 1566 (1569?) Иоанн III Яцкович Борзобогатый-Красеньский 29.05.1585 09.10.1596 11.01.1621 25.11.1650 Иосиф II Чаплиц-Шпановский (Чаплич-Шпаковский) 28.02.1658 Дионисий II Балабан-Тукальский 1659(1660?) 08.11.1685 08.05.1687 08.05.1687 в/у Иосиф III Шумлянский, паки 08(21)04.1922 20.04(03.05)1923 (19.03(01.04)1932 06.1940 15(28)10.1940 02(15)07.1941 11(24).07.1942 24.05(06.06)1943 30.04(13.05)1944 10(23)05.1944 21.12.1944 03.01.1945) Николай II Чуфаровский 28.03(10.04)1990 12(25)08.1992 Варфоломей Ващук 12(25)08.1992 2477 В Ипатьевской лет., под 1288 г. упоминается епископия Луцкая, как уже открытая. же Волωдимеръ, въ кнжени свое въ Лоуцкю епскпью да крсть велик сребр позлотисть съ чстным древом създаж и цркви мнωгы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). (Князь же Владимир, в свое княжение в Луцкую епископию (послал. – Сост.) большой серебряный позолоченный крест с Честным Древом (с частицами Креста Господня. – Сост.), создал и многие церкви (в Луцке – Сост.). Имя епископа, который находился на кафедре в 1288 г., который открывает список, не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря , писатель, апологет старообрядчества . Род. в семье подьячего в Чебоксарах. В 40-х гг. XVII в. поселился в Соловецком мон-ре, в 1650 г. принял монашеский постриг, после 1660 г., при настоятеле архим. Варсонофии, был рукоположен во иерея и стал уставщиком. Несмотря на то что Г. никогда не был сторонником богослужебной реформы патриарха Никона , в 1663 г., когда в обители уже сформировалась оппозиция реформе, соловецкий уставщик оказался в центре острого конфликта, в ходе к-рого насельники мон-ря - монахи и миряне - обвинили его в попытке ввести в обители новый обряд (опасаясь физической расправы, Г. был вынужден запереться в келье). Это столкновение было вызвано ошибками пономаря, прислуживавшего Г. за богослужением 7 февр. в монастырской Благовещенской ц., а также несогласием между Г. и келарем Савватием (Обрютиным) в вопросе о том, с какой стороны от престола надо подавать причастие. Г. как уставщик должен был принять решение по этому вопросу, но он колебался, стараясь найти доказательства в пользу той или иной т. зр. и не принимая в расчет настроений в обители, жертвой к-рых он стал. Конфликт, случившийся в отсутствие настоятеля, был ликвидирован после возвращения архим. Варсонофия в мон-рь. К сер. 60-х гг. Г. стал одним из идеологов оппозиции богослужебной реформе в Соловецком мон-ре. 30 сент. 1666 г. в Москву с Соловков были отправлены составленные Г. Вторая и Третья соловецкие челобитные о вере (представляющие собой краткую и пространную редакции одного текста), ранее, в сер. сент. 1666 г., черный собор мон-ря (собор монашествующих) утвердил Четвертую челобитную, автором к-рой также был Г. Все эти тексты, имеющие характер офиц. документа, заверенные подписями монахов и мирян, сообщали царю о неприятии Соловецким мон-рем реформы. В окт. 1666 г. Г. был избран келарем.

http://pravenc.ru/text/164867.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XII (13.03.1615, замок Спинаццола, Неаполитанское королевство - 27.09.1700, Рим; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691). Принадлежал к одному из старинных и влиятельных аристократических родов Неаполитанского королевства. Отец - Франческо Пиньятелли, маркиз ди Спинаццола, мать - Порция Карафа, кнг. ди Минервино, дочь герц. Андрийского Фабрицио Карафы. Получив начальное образование под руководством иезуитов , А. Пиньятелли продолжил учебу в иезуитской Римской коллегии (впосл. Григорианский университет ) и окончил ее со степенью доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). Вступил в орден св. Иоанна Иерусалимского. В 1643 г. стал прелатом католич. Церкви. В том же году папа Урбан VIII назначил его референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). В авг. 1643 г. А. Пиньятелли был отправлен вице-легатом в герц-ство Урбино (c 1631 в составе Папского гос-ва) и находился там до янв. 1644 г. Папа Иннокентий X в 1645 г. назначил А. Пиньятелли губернатором г. Фано в обл. Марке в Папском гос-ве, а в 1646 г. в должности инквизитора направил на Мальту, где тот служил до февр. 1649 г. С 11 апр. 1650 г. губернатор Витербо. 14 окт. 1652 г. был назначен архиепископом Лариссы (Фессалия) in partibus infidelium. Епископскую хиротонию в рим. ц. св. Игнатия 27 окт. 1652 г. провел кард. Марко Антонио Франчотти, бывший еп. Лукки. С 26 окт. 1652 г. папский нунций во Флоренции; с 21 мая 1660 г. нунций при кор. Польши и вел. кн. Литовском Яне II Казимире Вазе (1648-1668). Исполнял обязанности нунция в Речи Посполитой до 1668 г. Как нунцию ему пришлось принимать меры для преодоления внутреннего раскола в ордене василиан . В 1661 г. Супрасльский капитул избрал протоархимандритом ордена администратора униат. Киевской митрополии еп. Гавриила Коленду , а собравшийся тогда же Тороканский капитул в 3-й раз избрал протоархимандритом Бенедикта Терлецкого, а после его кончины в кон.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Новосёлки. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В сохранившихся в Архиве Министерства Юстиции писцовых книгах 1660 - 1670 год, выданных Новосельским попам Агею Михайлову и Афанасию Агееву сообщалось, что в селе Новоселках на речке Кутра имеется деревянная церковь во имя Пречистой Богородицы Казанской. При церкви 2 попа, просвирня. На церковной земле 2 двора бобылей питаются от церкви Божией. Имелись пашни, паханные церковные «средние земли» - 11 десятин в поле, да под кладбищем - 1 десятина, сена 50 копен. Из этой краткой выписки видно, что в Новоселках по какому-то случаю была построена новая Казанская церковь, и она получила особый земельный надел. Более подробные сведения о населении и церквах села Новоселки имеются в писцовых книгах Муромских дворцовых волостей 1676 года, в которых Новоселки значились «Государевым пашенным селом». Храм построен на средства приходских людей и был богато украшен иконами. Священствовали на тот период там попы Афанасий да Михаил. Вторая деревянная церковь во имя  Николая Чудотворца была построена на средства попа Алексея Агеева. Да у той церкви два колокола. Была и третья деревянная церковь во имя Святого праведного Алексея, человека Божьего, построенная в 1650 году.Строение и всякая утварь были попа Афанасия Агеева. Около церквей Пречистой Богородицы Казанской и Алексея, человека Божия, имелись   ограды, покрытые деревянными пластинами. На церковной земле располагались дворы попов, место дворовое пономарское, просвирни да два - бобыльских двора. Всего в Новоселках числилось 48 дворов крестьянских и десять бобыльских дворов.   В состав Новосельского прихода, в то время как видно из окладных книг 1676 года, входили еще две деревни: Лобково – в ней 24 двора крестьянских и 2 - бобыльских (на 1896 год - 57 дворов) и д. Плотникова - в ней 2 крестьянских и один - бобыльский.  Таким образом, в последней четверти XYII века в Новоселках были три деревянные церкви, а село значилось дворцовой вотчиной. В XVIII и XIX столетиях Новоселки становятся уже помещичьим селом и принадлежали сначала графини Разумовской, а потом графу Гудовичу. По освобождению крестьян от крепостного права и после смерти графа А.Г. Гудовича, его имение поступило во владение его дочери А. А. Трубецкой - жены князя Н.И. Трубецкого.

http://sobory.ru/article/?object=22340

Том II. Русское старообрядчество. Семнадцатый – девятнадцатый века Предисловие 1. Старообрядцы – их миграция и расселение Важность изучения русского старообрядчества определяется, по крайней мере, тремя основными положениями: 1 . Численностью старообрядцев среди всего русского – в данном случае я подразумеваю великорусского – населения. В настоящее время численность старообрядцев, как и вообще верующих в России, не поддается точному исчислению, но во второй половине XIX века такой знаток вопроса, как П.И. Мельников (Андрей Печерский, сам бывший в молодости чиновником – специалистом по старообрядчеству) полагал, что они составляли около трети всего великорусского населения. 2 . Их высокой духовной, социальной и экономической активностью. Они не только с успехом проповедовали свое учение, были сплочены в крепкие организации и общины, но в значительном большинстве случаев были экономически более успешны, чем русское православное население. Проф. Г.В. Вернадский отмечал, что среди сорока богатейших москвичей, дельцов Москвы, тридцать были староверами. И почти во всей России, особенно на ее востоке (Заволжье, Урал, Сибирь), экономика была главным образом в их руках. 3 . Старообрядцы лучше сохранили старый русский быт, фольклор и прикладное искусство старой Московской Руси того времени, когда они отделились от господствовавшей русской патриаршей церкви. Поэтому антропологическое изучение их быта часто дает нам, хотя бы частичное представление о том, чем была русская жизнь XVII века. Почему и как старообрядцы отошли от русской государственной церкви XVII века? Это произошло в 1650–1660 гг., когда патриарх Никон весьма необдуманно и авторитарно, не считаясь часто с голосом всей церкви, начал изменять старорусские обряды, переделывая их на новогреческий обряд XVII века. В 1652 г., следуя советам греков, мало понимавших в истории своего же православного обряда, он постановил оставить древнее двуперстное крестное знамение и заменить его новым греческим трехперстным. Помимо этого, Никон ввел и ряд других изменений в обряд и в церковную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

[хорват. Kriani] Юрий (в монашестве Августин; ок. 1618, Обрх, близ г. Бихща (ныне Бихач, Босния и Герцеговина) - 12(22). 09.1683, близ Вены), хорват. католич. священник-миссионер, философ, историк, филолог, писатель; родоначальник теории панславизма. Учился в католич. семинарии в Загребе, в Хорватской коллегии в Граце, в Болонье и с 1640 г. в папской Греческой коллегии свт. Афанасия в Риме. В 1641 г. рукоположен в каноника. В том же году подал в рим. Конгрегацию по распространению веры записку, в которой высоко оценил возможность воссоединения Русской Православной и Римско-католической Церквей и просил направить его миссионером в Россию для подготовки заключения унии. Хотя просьбу К. не удовлетворили, изложенные в записке предложения фактически стали программой всей его жизни. В 1643-1646 гг. служил на разных приходах в Хорватии. В 1647 г. прибыл в Смоленск в свите униат. еп. Петра Парчевского, в окт.-дек. посетил Москву как переводчик в составе посольства Речи Посполитой к царю Алексею Михайловичу. В 1650-1651 гг. как священник входил в состав посольства Свящ. Римской империи в Стамбул к тур. султану. Вернулся в Рим, где работал при папской Хорватской коллегии блж. Иеронима Стридонского и составил «Всеобщую библиотеку схизматиков» (Bibliotheca Schismaticorum universa. R., 1656), в к-рую включил свои переводы на латынь с греч. и слав. языков антикатолич. сочинений (в т. ч. фрагментов «Кирилловой книги» ), а также опровержения на них, предназначенные для объяснения правосл. славянам их заблуждений относительно учения католической Церкви. Римская курия высоко оценила «Всеобщую библиотеку...», но вновь не поддержала желание К. поехать в Россию. В 1658 г. через московского посланника в Вене он подал прошение о поступлении на царскую службу. Узнав о поражении русских войск в Конотопской битве (1659), призвал запорожских казаков не нарушать присягу рус. царю. Прибыв в Москву, 27 сент. 1659 г. отправил в Посольский приказ свою программу по просвещению России и просил его взять на службу «историком и летописцем». Был зачислен в Посольский приказ и получил заказ составить грамматику старослав. языка (Объяснение выводно о письме словенском, 1661) и латинско-рус. словарь. По неизвестным причинам (по замечанию самого К., за «глупое слово» - возможно, из-за пропаганды унии или сочувствия опальному патриарху Московскому Никону) 20 янв. 1661 г. был сослан в Тобольск с получением жалованья. В ссылке написал самые значимые сочинения. После смерти царя Алексея Михайловича царь Феодор Алексеевич в 1677 г. разрешил К. уехать в Вильно. В 1678 г. К. принес монашеские обеты в ордене доминиканцев. Узнав, что буллой папы Александра VII (1660) членам Конгрегации по распространению веры запрещено вступать в монашеские ордены, в 1682 г. пытался выйти из ордена. Направился в Рим, чтобы отчитаться о поездке в Россию, но по дороге, в Вене, в должности капеллана присоединился к войску польск. кор. Яна Собеского и погиб в бою против османов.

http://pravenc.ru/text/2459065.html

Часть 1 → От Якутска до Иркутска Якутск – главный город обширной Якутской области. Застроен он в 1632 году; следовательно, 20-ю годами старше Иркутска. Но он отстал от него во всех отношениях. Впрочем, с первого взгляда, Якутск производит на путешественника приятное впечатление. И это очень естественно. Ибо взор и внимание, утомленные зрелищем пустыни и хижин, не могут не остановиться с услаждением там, где панорама изменяется к лучшему. Порог Якутска переступили мы при сумерках 7-го июля, спеша к собору. Расстояние ограничивалось верстою; но нам не легко было достигнуть цели. Площадь перед собором оказалась загроможденною народом, особенно Якутами. С людом этим, при отсутствии полиции, не знали мы, что делать. Все пялили на нас глаза, но с дороги никто не хотел сойти, – чтоб больше налюбоваться нашим поездом и потом похвалиться счастливою долею своею пред собратьями. Из собора, по совершении обычного чина, отправился я в Спасский монастырь и там слушал Всенощную, а на другой день служил Божественную Литургию. После Литургии почтил меня своим посещением областной начальник из граждан. В ряду их немало находилось и Якутских старшин. Последние отличались не только роскошью разноцветных Азиатских одежд, но и оригинальностию своих физиономий. Остаток дня посвящен был на обозрение монастыря. Местность монастыря хотя не увлекательна, но, все-таки, она есть лучшая в Якутске. Северо-западною своею стороной монастырь примыкает к городу; к югу стелется пред ним обширная долина, заливаемая весенними водами Лены, а на востоке, в туманной дали, являются за-ленские горы. По времени основания своего, Якутские монастырь занимает первое, между монастырями восточной Сибири, место. Ибо краеугольные камень его положен в 1650 г. 1 Начинателем дела, – по благословенной грамоте Симеона, архиепископа Тобольского и Сибирского, – был некто служивый Иван Афанасьев, а споспешниками явились все Якутчане. Но как в одно и то же время и город (именовавшийся дотоле острогом) переносился, со старого, на теперешнее свое место, и монастырь созидался; то последнему не легко было подвигаться впредь. – Постройка длилась целых десять лет, и окончена лишь в 1660 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010