Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬГЕЛЬМ III Вильгельм III, принц Оранский, кор. Англии. Гравюра по рис. Ж.А. Брандона Вильгельм III, принц Оранский, кор. Англии. Гравюра по рис. Ж.А. Брандона [нидерланд. Willem III Hendrik] (4/14.11.1650, Гаага - 8/19.03.1702, Лондон), принц Оранский, правитель (статхаудер) Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702). В., сын Вильгельма II, принца Оранского, и Генриетты Марии, дочери Карла I Стюарта, род. через 8 дней после смерти своего отца. Уже в детские годы сформировался характер В., отличавшегося замкнутостью, острым умом и твердостью в достижении намеченной цели; его храбрость признавали даже враги. После смерти Вильгельма II республиканская партия предпринимала неоднократные попытки по отстранению от власти Оранского дома, что совпадало с политикой О. Кромвеля , стремившегося ослабить позиции родственников казненного короля. При заключении мирного договора после англо-голл. войны 1652-1654 гг. Кромвель настоял на принятии т. н. Акта об изоляции, воспрещавшего принцу Оранскому и его потомкам занимать гос. посты. После реставрации Стюартов, когда в 1660 г. на англ. престол взошел дядя В. Карл II, акт был отменен. Начало следующей англо-голл. войны, а также угроза вторжения франц. армии способствовали возвышению В. В февр. 1672 г. он был назначен генерал-капитаном армии, на должность, к-рую обычно занимали принцы, а в июле был провозглашен правителем-штатгальтером (статхаудером). Военные победы позволили заключить серию относительно благоприятных мирных договоров с Англией (1674) и Францией (1678-1679). Тем не менее в отношениях с Францией сохранялись глубокие противоречия, т. к. политика Людовика XIV затрагивала интересы Нидерландов и угрожала независимому существованию республики, кроме того, важную роль в конфронтации католич. абсолютистской Франции и протестант. республики играл религ. фактор. Принц Оранский, являвшийся кальвинистом, занимал непримиримую позицию в отношении Франции. Сильным союзником могла стать протестант. Англия. Немаловажным фактором являлись и виды на корону.

http://pravenc.ru/text/158654.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Населенный пункт основан в 1650 - 1660 годах братьями Евгащиными. В конце XIX - начале XX веков Евгащинское - одно из крупных в экономическом и культурном отношении сёл Тобольской губернии. В 1898 году на базе маслодельной артели здесь возникло общество потребителей; в 1902 году было открыто почтовое отделение. По сведениям 1912 года, в селе имелись 4 торговых лавки, один хлебный общественный магазин, кожевенный, кирпичный, салотопный заводы, две школы, винная лавка, одна ветряная мельница и одна паровая, два маслодельных завода, один маслобойный, четыре кузницы, свечной завод, пароходная пристань. Ежегодно проводились две ярмарки - 8 июля и 13 ноября. Население соседних деревень привозило на ярмарки скот, различные виды продукции животноводства, полеводства. С промышленными товарами приезжали купцы из Тары, Омска, Тюкалинска, Шадринска и других городов. Вверх и вниз по Иртышу от Евгащино ходили пароходы купцов первой гильдии " Баян " и " Ольга " . В 1913 году было организовано отделение акционерного общества сельскохозяйственных машин, которое в рассрочку до трех лет продавало крестьянам плуги, сеялки, жатки, сенокосилки и другие сельхозмашины, а в 1915 году был организован союз кредитных товариществ. В 1916 году в Евгащино был открыт медицинский пункт. В середине 1920-х годов - центр района и сельсовета. Здесь действовали библиотека, изба-читальня, больница, школа I ступени, агрономический пункт, ветеринарный пункт, почтово-телеграфное отделение, ссудо-сберегательная касса, лавка общества потребителей, кожевенный завод, мельница, маслозавод. На начало XXI века Евгащино - центральная усадьба АО " Евгащинское " . Хозяйство основано в 1960-х годах. В селе построены Дом культуры, торговый центр, спортивно-культурный комплекс. В Евгащине находится крупная нефтебаза, основа которой была построена еще в 1909 году и называлась " Керосиновые банки АО " Волга " " . Имеется паромная переправа через Иртыш.

http://drevo-info.ru/articles/24981.html

Выставка «Образы и символы старой веры» открывается в Русском музее 24 декабря 2008 г. 11:52 Исключительная по полноте выставка старообрядческого прикладного искусства «Образы и символы старой веры» открывается 24 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея, сообщает пресс-служба музея. В состав экспозиции включены произведения, сохраненные и созданные представителями разных старообрядческих толков и согласий (беспоповцев — поморцы, федосеевцы, филипповцы, поповцев: беглопоповцы, австрийское согласие и других). Этим объясняется широкий временной диапазон представленных на выставке памятников: от икон XVI века, бережно сохраненных в старообрядческих моленных и скитах, и до произведений начала XX века. Наряду с иконами, в залах выставлены деревянные резные и меднолитые кресты, складни, рукописи, произведения народного искусства (прялки, лестовки — старообрядческие четки, штампы для печатания книг и прочее), настенные рисованные листы. Экспозиция организована по географическому принципу, объединяя в разных залах памятники с Севера: из Выговского старообрядческого общежительства и с Северной Двины; из скитов и моленных Поволжья и Заволжья; из районов Ветки и Урала. Значительный раздел посвящен старообрядческим моленным и церквам Петербурга. В течение 10 лет выставку готовили научные сотрудники Отдела древнерусского искусства и реставраторы Отдела реставрации темперной живописи Русского музея. От записей и потемневшей олифы было раскрыто свыше 30 икон. Реставрационные работы позволили впервые представить в экспозиции целые комплексы икон, например, из поморской часовни в Ярославле и из поповской часовни в Хвалынске. Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 16501660 годах Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была объявлена унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Константинопольской Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/514578.htm...

Так как два наиболее важных сотрудника Печатного двора — священник Иван Наседка и монах Арсений Глухой — были так же, как и Неронов, учениками и друзьями в то время уже покойного архимандрита Дионисия, то можно предполагать, что их работа была проявлением тех же настроений, которые охватывали самого Неронова. Вполне вероятно, что действия справщиков и администраторов Печатного двора и их провинциальных друзей, проводивших проповедь духовного возрождения, была согласована и организационно. С 1640 года отец Иван Наседка становится постоянным справщиком, в то время как Арсений, видимо, ввиду его очень преклонного возраста, уходит от работы Печатного двора. Сотрудниками и помощниками Наседки в 1640-х годах были протопоп Михаил Рогов, Шестак Мартемьянов, Захарий Афанасьев и инок По крайней мере о двух из них — отце Михаиле Рогове и Ш. Мартемьянове, а также и о самом Наседке определенно известно что они твердо стояли за введение единогласия и поддерживали реформационные планы Таким образом, сторонникам реформ и возрождения церкви уже с 1630-х и особенно с 1640-х годов удалось проникнуть в самое стратегически ответственное место, из которого они смогли поддерживать дело Неронова если не проповедью, то распространением печатного церковного слова, так необходимого для борьбы за нравственное и литургическое возрождение. Деятельность этой преданной церковному делу и настойчивой группы совершенно опровергает распространенное в исторической литературе мнение об обскурантизме и пассивности той части русского духовенства, которая направляла русское православие в десятилетие, предшествовавшее патриаршеству Никона. Печатание книг, уже достигнувшее значительных успехов в 1630-х годах, теперь превосходит результат не только первой, но и второй половины XVII века. Следующие цифры лучше всего иллюстрируют развитие русского книгопечатания за все столетие: 1601—1620... 23 издания книг 1621—1630... 45 1631—1640... 71 1641—1650... 74 1651—1660... 62 1661—1670... 45 1671—1680... 33 1681—1690... 63

http://sedmitza.ru/lib/text/439484/

О том, что Морозов, оказывающий МХТ постоянную поддержку и добившийся строительства его нового здания в Камергерском переулке, давно питает к Андреевой нежные чувства, знала вся Москва. Но мало кому было тогда известно о связях этой femme fatale с Владимиром Лениным: будучи давним его агентом, Андреева отвечала в партии за этакий деликатный фандрайзинг — и действовала в связке с Леонидом Красиным, еще одним большим специалистом по «экспроприации» чужих средств на нужды революции. Был ли полис получен Андреевой из рук Морозова или украден ею? Убил ли коммерсанта шантажист Красин, который — доподлинно известно — находился в тот день в Канне, или он же подтолкнул его к самоубийству? Сегодня можно быть уверенным только в том, что интерес Саввы Тимофеевича к социал-демократическому движению не был просто экстравагантным хобби. Морозов оказался одним из нескольких десятков представителей крупного капитала, связанных в предреволюционные годы с оппозиционными силами. Если еще точнее — одним из тех предпринимателей-староверов, которые с культурно-просветительских позиций подошли к трансформации государственного строя, просуществовавшего с XVII века до 1917 года. Савва Морозов Налог на веру Церковная реформа патриарха Никона (1650-1660-е), вдохновленного идеей «Москва — Третий Рим», заключалась в изменении и унификации богослужебных текстов и обрядов по греческим образцам. Внедрение нового вероучения проводилось одновременно духовной и светской властью — да с такой бескомпромиссной резкостью, которая не могла не привести к его массовому неприятию. Соловецкое восстание, бунт Степана Разина, Хованщина: раскол обернулся самой настоящей религиозной войной. Итоги ее заметно отличались от европейского противостояния католиков и протестантов — если сторонники и противники Реформации пришли наконец к примирительному принципу cuius regio, eius religio («чья страна, того и вера») и отделились друг от друга государственными границами, то победители-никониане и побежденные раскольники остались делить одну страну. Пока фанатичные защитники «истинной веры» с готовностью умирали за двуперстное крестное знамение, более умеренные ревнители старины предавались догматическим спорам, итогом которых стало возникновение нескольких десятков согласий.

http://pravmir.ru/staroobryadcheskiy-pat...

Московское воображение побежало далеко впереди благоразумия: не подумали, что такими успехами обязаны были не самим себе, а шведам, которые в то же время напали на поляков с запада и отвлекли на себя лучшие польские силы. Московская политика взяла необычайно большой курс: не жалели ни людей, ни денег, чтобы и разгромить Польшу, и посадить московского царя на польский престол, и выбить шведов из Польши, и отбить крымцев и самих турок от Малороссии, и захватить не только обе стороны Поднепровья, но и самую Галицию, куда в 1660 г. направлена была армия Шереметева, – и всеми этими переплетавшимися замыслами так себя запутали и обессилили, что после 21-летней изнурительной борьбы на три фронта и ряда небывалых поражений бросили и Литву, и Белоруссию, и правобережную Украину, удовольствовавшись Смоленской и Северской землей да Малороссией левого берега с Киевом на правом, и даже у крымских татар в Бахчисарайском договоре 1681 г. не могли вытягать ни удобной степной границы, ни отмены постыдной ежегодной дани хану, ни признания московского подданства Запорожья. Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его. В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории. Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. мятежи в Москве, Устюге, Козлове, Сольвычегодске, Томске и других городах; в 1649 г. приготовления к новому мятежу закладчиков в Москве, вовремя предупрежденному; в 1650 г. бунты в Пскове и Новгороде; в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 1670 – 1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер, когда с ним слилось им же возбужденное движение простонародья против высших классов; в 1668 – 1676 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В резолюции правительства 14 дек. было дано разрешение принимать в армию «ингейджеров» и иных лиц, не являвшихся кровными врагами «Торжественной Лиги и Завета». В результате страна оказалась расколотой. На территории Шотландии одновременно находились 4 армии: армия резолюционистов во главе с Лесли, «священная армия» ремонстрантов, отряды роялистов Миддлтона и англ. корпус Ламберта. В дек. 1650 г. «священная армия» была разбита англичанами. 1 янв. 1651 г. в Сконе Карл II был коронован королем Шотландии, причем корону на него возложил маркиз Аргайл. 4 июня 1651 г. Генеральная ассамблея аннулировала «Акт о классах», и это позволило сформировать единую армию резолюционистов, «ингейджеров» и роялистов, во главе к-рой встал король. В июле 1651 г. англичане одержали победу над шотландцами у Инверкитинга и 2 авг. взяли Перт. 3 сент. 1651 г. в битве при Вустере шотландцы были разбиты полностью, а король бежал в Голландию. К весне 1652 г. вся Шотландия была захвачена войсками Кромвеля. В этом же году английским парламентом был принят и «Закон об устроении Шотландии» (дополненный в 1654 ордонансом об объединении Англии и Шотландии). Согласно этому закону, в Шотландии упразднялся независимый парламент, но ей было дано право посылать 30 депутатов в Английский парламент. Упразднялись все таможенные барьеры между Англией и Шотландией, вводилась англ. система судопроизводства и налогообложения. Конфискованные у шотл. роялистов земли передавались в руки англ. нового дворянства (офицеров армии Кромвеля), а оставшаяся часть распродавалась на аукционах. В 1653 г. была упразднена Генеральная ассамблея. Реставрация Стюартов (1660) ставила целью достижение в Шотландии религ. компромисса, как при Якове VI. Карл II, придя к власти, отказался от подтверждения клятвы «Торжественной Лиге и Национальному Завету», однако возобновил деятельность шотландского парламента. Вновь избранный парламент страны начал работу 8 мая 1661 г. Комитет статей был восстановлен в том виде, к-рый он приобрел при Карле I, вновь вступили в силу «Пять Пертских статей», восстановлены светские права епископов. Джеймс Шарп был назначен архиепископом Сент-Андрусе и Примасом Шотландии. Законодательство времен движения К. было аннулировано. В мае 1662 г. были изданы Акты единообразия (Acts of Uniformity), к-рые делали принадлежность к англикан. Церкви необходимым условием для права на пасторское служение и получение доходов с церковных владений; ок. 2 тыс. пресвитерианских пасторов были вынуждены покинуть свои приходы. Хотя реставрация и была принята в стране, недовольство зрело среди К., выступавших за неукоснительное выполнение положений «Торжественной Лиги и Национального Завета».

http://pravenc.ru/text/1841608.html

После ряда смутных лет, в течение к-рых происходили частые смены господарей, на престол М. к. вступил Василе Лупу (1634-1653). Господарь, желая стать продолжателем традиций визант. императоров, ввел при своем дворе имперский церемониал. Он вошел в доверие Порты после того, как удачно действовал в качестве посредника в русско-тур. конфликте (1637-1642), вызванном взятием рус. казаками крепости Азов. В 1642-1643 гг. в течение 10 месяцев при его дворе с секретной миссией находился рус. дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, который информировал Москву о событиях в Османской империи. В господарском совете Лупу опирался на бояр греко-левантийского происхождения. Молдав. господарь стремился стать господарем Валахии, а на престоле М. к. оставить своего сына Иоана. В 1639 г. Лупу предпринял попытку сместить с валашского престола Матея Басараба (1632-1654), который был в союзе с трансильванским господарем Дьёрдем I Ракоци (1630-1648). Однако войска Василе Лупу, вторгшиеся в Валахию, потерпели поражение на р. Прахова. Впосл. Лупу сблизился с Польско-Литовским государством, присоединился вместе с валашским и трансильванским господарями к антиосманской лиге, руководимой Польшей. Но лига не перешла к активным действиям, и после 1648 г. Лупу оказался втянутым в политические манипуляции, связанные с войной запорожских казаков под рук. Б. М. Хмельницкого против польских властей. С целью привлечения господаря на свою сторону Хмельницкий в 1650 г. вместе с татарами совершил военный поход в М. к. Он заставил Лупу заключить с ним союз, закрепленный женитьбой сына гетмана Тимофея на дочери Лупу Руксандре (1652). Недовольные молдаво-казацким союзом, молдавские бояре при помощи Матея Басараба и Дьёрдя II Ракоци (1648-1660) организовали в 1653 г. заговор. Несмотря на помощь казаков, Лупу был смещен с престола, а на его место поставлен бывш. великий логофет Георге Штефан (1653-1658). Лупу известен как покровитель Православия, в его правление в М. к. действовали 40 мон-рей и неск. сот церквей. Он ремонтировал и строил обители, в т.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Сольвычегодск, мастерская Анны Ивановны Строгановой, 1650–1660-е гг. Камка (XVII в., Италия), холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 56,5х58 Приобретен у M. М. Успенского в 1986 г. 789 Инв. ТК-3264 Кат. На среднике по малиновой камке в широком ореоле вышито поясное изображение Богоматери Знамение. Младенец с согнутыми на груди руками, в левой держит свиток. На очелье и плечах Богоматери – звезды. В углах средника – два профильных херувима и два серафима. Личное шито плотно тонким крученым шелком песочного цвета «атласным» швом и местами «в раскол» «по форме». Черты ликов, контуры рисунка и детали прошиты темно-коричневым шелком; светло-коричневая линия соединяет брови, идет под глазами, от носа к глазам и вискам, по абрису ликов, отмечает суставы рук Марии. Тем же шелком даны тени под носом и на подбородке. Губы розовые. Голубой и зеленый крученый шелк – в подкрыльях херувимов и серафимов. Сканым золотом с голубым шелком шит чепец Богоматери. Все остальное (одежды, нимбы, ореолы, крылья) шито пряденой золотной нитью с вишневой, бледно-зеленой, голубой и желтой прикрепами (швы – «черенок», «городок», «ягодка двойная» и «в четыре клетки», «перышки», «рядки», «клопчик»). Выделяется голубая прикрепа на вороте, зарукавьях и кайме мафория, видной ниже ореола с Младенцем. Нимбы Богоматери, Христа и херувимов обнизаны мелким жемчугом. Еще более мелким жемчугом вышиты надписи он (на перекрестье у Христа), іс хс (на ореоле и на фоне), мр у, сераіиъ (дважды), херувімъ (дважды). Средник и каймы обрамлены широкими шитыми золотной нитью полосками с цепочкой овалов. На каймах по фиолетовой (таусинной) камке четкой красивой вязью с наличием узорных букв шит евхаристический канон: пиите т не вси се есть кровъ//мо новаго завта же за вы//и за моги изливаема//во ставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых каймах направлены внутрь сударя, на двух других – наружу. Подкладка из светло-зеленой камки с рисунком крупных цветов. К ней наверху пришиты матерчатые петли.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010